ОБНОВЛЯЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ПРАВА
В.В. Сорокин, Т.А. Волкогон
Система российского права заявляет о себе в той мере, в какой современное общество связывает задачи социального прогресса с совершенствованием правовой культуры, достижением правовой стабильности. Развитие системы права происходит сегодня в условиях явного несоответствия прилагаемых усилий по ее регулированию и достигаемых результатов.
В условиях обновления общества происходит отрицание и разрушение многих ранее сложившихся структур и связей в системе права. На определенном этапе все более отчетливо проявляется потребность в стабильной системе права, поскольку только в стабильном состоянии она может обеспечить свою функциональную направленность.
Анализируя проблемы формирования стабильной системы права в условиях обновляющегося российского общества, необходимо обеспечить комплексный подход к данному вопросу. При этом особое значение приобретает выбор методологических подходов к теме. Необходимость переосмысления концептуальных начал системного подхода к правовым явлениям очевидна, поскольку в системе права обнаруживаются критические состояния, возникают кризисы как факторы дестабилизации системы права. В связи с этим возрастает вероятность обнаружения деструктивного динамизма системы.
Методология исследования проблемы предполагает, что в обновляющейся системе права выявляются отдельные элементы, которые, изменяясь, задают иные параметры всей системе. Динамические аспекты преобразования системы права свидетельствуют о том, что для ее эффективного функционирования необходимо определить пороговые пределы оптимального развития системы, чтобы не спровоцировать ее нестабильность.
Анализ динамической составляющей системы права предполагает исследование условий, влияющих на эволюцию, прогресс или регрессивные тенденции в этой системе.
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что система права представляет собой сложную диалектическую категорию, которая образуется при условии обяза-
тельного наличия связи ее структурных элементов, их взаимообусловленности - при непреходящей динамике этих элементов. С одной стороны, происходит влияние динамики внутренних системообразующих элементов, с другой - непрестанное воздействие внешних факторов, таких как общественное развитие, геополитические факторы; возникновение, развитие и деградация политических систем; стратификация общества; межконфессиональные противоречия и т.д.
Все выявленные условия в комплексе вызывают начало обновления системы права, придают ей определенную ориентацию, которая направлена на оптимальный динамизм. Условия могут ускорять или замедлять развитие системы, способствовать формированию новых свойств и качеств либо прекращать действие отдельных внутренних связей.
Таким образом, динамическая система права представляет собой такую систему права, которая не утрачивает традиционных признаков, но в условиях своего качественного обновления ориентирована на опосредование правовой реформы, отличается структурной незавершенностью, несбалансированностью, субъективизмом и противоречивостью содержания, а также активной рецепцией права.
Обновление системы права осуществляется поэтапно, путем ее прохождения через ситуации стабильности и кризиса. Сверхстабильные системы теряют характеристику эволюции, так как в них увеличивается сопротивляемость изменениям и в результате они обладают низкой способностью качественного развития. «Чересчур стабильные формы - это тупиковые формы, эволюция которых прекращается» (Моисеев Н.Н. Алгоритм развития. М., 1987. - С. 42). В связи с этим необходимо упомянуть о своеобразных центрах дестабилизации, подструктурах в составе сложных систем. Такими подструктурами в системе права выступают нормы права.
Нарушение относительной устойчивости происходит из-за накопления количественных и качественных изменений в системе, а если исчерпаны все возможности адаптации
системы к данным трансформациям, то она переходит в состояние кризиса.
Системный кризис представляет собой структурированное явление, которое затрагивает все структурные элементы системы права. Однако кризисные состояния могут идти параллельно или последовательно. В связи с этим характер системности кризис приобретет не только в том случае, если охватывает большую часть элементов системы, но и тогда, когда в одной сфере он вызывает эффект накопления противоречий в других, даже если временные рамки кризисных состояний различны.
Вариантами разрешения кризисных состояний является распад системы или ее реформирование, особыми разновидностями -навязанный и пактированный переходы. Наиболее удачным, идеальным способом разрешения кризиса называют договорной (или пактированный) вариант преодоления противоречий, основная цель которого заключается в установлении правил дальнейшего развития системы, в поиске компромисса между всеми сферами общества и правом.
Революционный способ преодоления противоречий представляет собой быстрое изменение принципов организации системы права, но он может вызвать негативные последствия в виде реакционных мер, возвращающих к старой системе, или полного избавления от наследия старой системы. Реформирование системы права является более длительным вариантом преодоления кризиса, это постепенные правовые преобразования. В данном случае используются исключительно компромиссные методы разрешения конфликтов. Основной характеристикой реформы как способа разрешения преобразований представляется тот факт, что она не ликвидирует действующую систему права, а лишь модернизирует ее.
На практике способ разрешения кризисов является смешанным, сочетая в себе различные элементы и приобретая на качественно новых этапах определенные особенности.
В условиях обновления общества наблюдается повышенная динамика организационной основы механизма действия права. Этой же степенью динамизма будет характеризоваться и система права. Динамика системы права только тогда имеет смысл, если она сопряжена с целью. Целенаправленно со-
здавая систему, законодатель должен заложить в нее желаемую концепцию развития права в требуемом направлении.
Исследуя механизм обновления системы права в современных условиях, можно назвать стратегические цели ее обновления: смена парадигмы развития; обновление содержания; структурная трансформация.
Реализация заданных целей объективно требует при характеристике динамики изменений в содержании системы права Российской Федерации принимать во внимание анализ причин и механизма правотворческой деятельности. Данный анализ позволяет сделать вывод о преобладающем значении факторов, связанных с оформлением институтов российской государственности и нового курса экономической, социальной, международной политики. Среди них заметно воздействие потребностей проведения реформ в экономике, социальной и государственной сферах.
Указанные факторы обусловили устойчивое развитие публично-правовых, частноправовых и комплексных отраслей права, но противоречивые тенденции их специализации и комплексности со всей остротой выдвигают вопрос об их внутренней структуризации. Пока правовые массивы формируются хаотично, и подчас трудно определить роль базовых законов с присущими им общими нормативными понятиями и терминами, принципами и методами регулирования.
Именно вопрос о создании новых правовых норм является ключевым для реализации обозначенных целей, поскольку правотворчество в период реформ не отражает интересы общества. Кроме того, в правовой идеологии доминируют новые идеи, ранее не разделяемые. Например, в советской системе права в рамках марксистско-ленинской теории преобладали публичные интересы над частными, современная система права ориентирована на приоритет естественных прав и свобод. Что же касается частноправовых отношений, то здесь следствием признания приоритета общечеловеческих ценностей над государственными явилась более широкая диспозитивность поведения субъектов правоотношений, когда их некоторые сознательные волевые акты, направленные на реализацию своих естественных прав, приобрели нормативность, государственное обеспечение и защиту при регулировании отношений в частноправовых отраслях (гра-
жданской, трудовой, семейной и др.). Это, в свою очередь, обусловило изменение методологии правового регулирования, расширение сферы диспозитивно-правового воздействия и установление нового правового режима.
Следует отметить, что весьма противоречиво и непоследовательно идет развитие правотворчества в экономической сфере. Так, например, первоначально стремительно принимались акты о предприятиях, собственности, приватизации, несущие коренные перемены в отношениях собственности. Следом за ними появились законы о статусе хозяйствующих субъектов, об акционерных обществах, банках, финансово-промышленных группах, сельскохозяйственной кооперации, банкротстве и др. Гражданский кодекс заложил основу стабильной регуляции отношений в сфере экономики. Одновременно стали появляться законы, устанавливающие режим формирования и использования государственных ресурсов: в бюджетной и налоговой системах, бюджетной классификации, бухгалтерском учете, государственном заказе.
Постепенно резко критическая оценка экономической роли государства сменяется признанием государственного регулирования в данной сфере. Появляются законы о государственном прогнозировании и программах, о государственном регулировании или государственной поддержке ряда отраслей народного хозяйства, о защите экономических интересов и др. И все же кризисная финансово-экономическая ситуация летом и осенью 1998 г. обострила проблему отсутствия ряда базовых экономических законов, а противоречивость в бюджетно-налоговой сфере придала развитию законодательства о госсобственности особую актуальность.
В социальной сфере многие правовые нормы и институты бездействуют. Реформируемая сфера не опирается на прочный фундамент, хотя Семейный кодекс, законы о ветеранах, о молодежной политике и другие создали для этого хорошие предпосылки.
Реализация цели структурной трансформации системы права требует формирования новых структурных элементов системы. В частности, появляются новые отрасли права, институты. Динамическая система права конституируется в систему с разветвленной
структурой, в которой отсутствуют четкие критерии элементной дифференциации. К тому же вновь возникшие отрасли, институты и нормы осуществляют правовое воздействие в рамках новой политико-правовой идеологии и при этом находятся между собой в тесной генетической связи, которая и образует модернизированную структуру системы права. Надо полагать, что данная структура характеризуется неоднородностью, незавершенностью и неэффективностью.
На основе исторического опыта России, ее этнического состава и этнокультурной специфики формирование ее системы права по субъективным и объективным основаниям имплантировало в себя весь сложившийся в мировой практике опыт по созданию систем.
Специфика понимания обновляющейся системы права определяет наличие особого механизма ее обновления, т.е. последовательность состояний, процессов, определяющих взаимодействие и функционирование всех компонентов системы права. Данный механизм предполагает не просто раскрытие, самоактуализацию уже заложенных потенций, а такую смену состояний, в основе которой лежит невозможность сохранения существующего состояния. Система выходит на новый, прежде недоступный, модернизированный уровень функционирования. Механизм включает в себя следующие стадии: адаптацию новых правовых институтов и иных конструкций обновляющейся системы права; синхронизацию правового регулирования и общественной жизни; унификацию обновленной системы права.
Эволюционирование российской системы права в условиях обновляющегося общества предопределено объективными процессами изменения самого содержания общественных отношений, оценок социальной ценности права. В динамике системы права выявляются те процессы, которые придают ей подвижность, характеризуют ее целевую направленность и эффективность. В целях выработки прогноза развития современной системы российского права необходимо обратить внимание на ее духовно-культурные основы, поскольку именно они обеспечивают ресурсы ее успешного реформирования.
Таким образом, можно предположить, что концепция развития системы права в усло-
виях обновления характеризуется наличием определенных закономерностей ее формирования. В связи с этим методологические подходы к заявленной проблематике позволили сформулировать и обосновать следующий вывод: формирование стабильной системы российского права обусловлено устойчивостью системы регулируемых общественных отношений.
Развитие системы права происходит путем отрицания сложившихся ранее структур и связей в форме обострения противоречий, выражающихся в кризисе, потере устойчивости. Вследствие этого следует вести речь о наиболее вероятных путях развития системы права и выработке такой стратегии, которая в наибольшей степени удовлетворяла бы потребность в эффективном функционировании обновляющейся системы права.