Научная статья на тему 'Государственно-правовое регулирование социально-экономического развития: постановка проблемы'

Государственно-правовое регулирование социально-экономического развития: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE-LAW REGULATION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ / НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ РЫНОК / THE UNREGULATED MARKET / STATE OF CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хусаинов З. Ф.

В статье исследуется государственно-правовое регулирование социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Legal regulation of social and economic development: problem

The article deals with the state and legal regulation of social and economic development.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовое регулирование социально-экономического развития: постановка проблемы»

Государственно-правовое регулирование социально-экономического развития:

01 Z

во о о

N

U U О (L

d

со

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S S о х о а т

Е ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

постановка

Процесс построения в России демократической правовой государственности осуществляется сегодня в условиях переходной экономики. Переходная экономика - это особое состояние хозяйства страны, когда оно функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Этим экономика отражает промежуточное состояние общества.

Основными чертами переходной экономики являются неустойчивость, вариантность, наличие временных экономических форм. Период перехода от одной исторической формации к другой очерчен определенными историческими рамками. Специфика современной экономики России состоит в том, что переход к рыночной экономике осуществляется не от примитивной, традиционной экономики, а от плановой, командно-бюрократической. Октябрьская революция 1917 года прервала процесс перехода России от традиционной экономики к рыночной и положила начало строительству плановой, которая в конечном счете дискредитировала себя.

Россия в настоящее время совершает обратное движение вперед, к эффективному использованию рыночных отношений, многообразию форм собственности, реализации и развитию различных форм предпринимательской деятельности. Следует отметить ряд факторов, без учета которых переходный период может затянуться. Протекает он в условиях изменяющейся геополитической обстановки и особого территориально-географического положения, нельзя также не учитывать социально-психологических факторов. Россия является своеобразным мостом между Западом и Востоком, воплощает в себе элементы различных культур, традиций, условий хозяйствования. За период строительства социализма население страны было приучено к определенному укладу жизни (производство, культура, сфера отдыха и т.д.), все решалось государством либо с участием последнего. Реформы, начатые «сверху», должны быть понятны основной массе граждан, их социальные ожидания должны быть обеспечены, у государственной власти должен быть кредит доверия со стороны граждан. В конечном итоге реформы делают люди, и всё это делается для людей. Следовательно, нельзя применять в чистом виде различные западные экономические модели. Необходимо искать

проблемы

З.Ф. Хусаинов

к.ю.н., доцент

такие формы перехода, которые отвечали бы особенностям России.

С самого начала проведения экономических реформ в современной России была допущена существенная ошибка, которая заключалась в том, что неправильно было определено место рынка в экономике и обществе. Рынок превратился в самоцель: наполнение рынка товарами ради внешней привлекательности самого рынка. Рынок - необходимый органический элемент экономики. Это эффективный способ связи производства и потребления, выявления потребности общества и возможностей производителей. Все важнейшие функции рынка реализуются в результате связей его участников, в которых каждый действует, руководствуясь своими интересами, своей выгодой. В связи с этим рынок должен быть не целью экономики, а средством связи между производителями и потребителями, стимулируя активность тех и других. В рынке заложено постоянно присутствующее диалектическое противоречие интересов производителей, продавцов и покупателей. В непрерывном разрешении этих конфликтов проявляется его сущность как двигателя экономики.

Следующий важный вопрос соотношения государства, права и рыночной экономики - это возможность и необходимость государственно-правового регулирования рыночных отношений. Поиск правильных ответов на поставленный вопрос предполагает выделение в нем еще одного аспекта - пределов правового регулирования. Об этом речь пойдет ниже.

В пользу государственного регулирования рыночных отношений высказываются ученые различных отраслей знаний. Данный вопрос положительно решён историей развития человечества. Опыт развитых стран с рыночной экономикой, таких, как США, Япония, Германия, Франция и другие, убедительно свидетельствует об этом. Характер рыночных отношений обусловливает определенные требования к правовому регулированию: обеспечение равного правового положения участников; свобода принятия решений и ответственность за их результаты; автоматизм действия правил. Указывая на необходимость правового регулирования рыночных отношений, следует согласиться с мнением Р.О. Халфиной, утверждающей, что государственное регулирование в пра-

Совершенствование законодательства

вовых формах ни в коей мере не нарушает основных принципиальных правил функционирования рынка. Напротив, оно углубляет и обогащает их содержание, приводит в соответствие с новыми реалиями1. Именно эти правила обеспечили цивилизованный облик зарождающемуся рынку, заблокировали возможности его превращения в жестокую, бесчеловечную драку за прибыль.

Рыночные отношения - это саморегулирующаяся система, основанная на обратной связи и подчиняющаяся некоторым правилам, заданным извне. Рынок - это во многом стихия, развитие которой происходит независимо от воли участников. Усмирение возможных, нежелательных проявлений, заложенных в данном явлении, - вот одна из основных задач регулирования рыночной экономики.

При всем многообразии правовых форм и методов, закрепленных в законодательстве различных стран, при всех изменениях, связанных с бурной динамикой развития, остаются неизменными основные общие правила, объективно обусловленные требованиями рынка. Об этом свидетельствует, в частности, единство в содержании континентального и англо-американского права, регулирующего рыночные отношения2.

Современный этап развития экономических отношений характеризуется как переходный, направленный на создание работающей рыночной социально-ориентированной экономики. В юридическом смысле стратегия формирования рыночной экономики состоит в переходе от прямого управления экономикой к её регулированию через законы и организацию четкого их исполнения. Это можно определить как правовой путь в рынок. Объективно для правового регулирования рыночной экономики заданы два параметра: внешний и внутренний. Внешний - создание посредством правовых установок благоприятных рынку условий внешней среды. Это, прежде всего, антимонопольное и налоговое регулирование, государственная регистрация и лицензирование деятельности рыночных субъектов. Внутренний - регулирование непосредственной деятельностью, складывающейся на рынке. Такого рода правила носят более устойчивый характер, нежели нормативные акты, входящие во внешний параметр. Это различного рода договоры, применяемые в хозяйственной деятельности, защита прав собственников и т.д. Следует отметить, что заданные параметры государственного регулирования рыночной экономики отличаются не только средами воздействия, но и совокуп-

ностью и объемом правовых норм, относящихся к различным правовым массивам.

Внешние условия функционирования рыночных отношений в основном регулируются публично-правовыми нормами. В эту среду государство более активно вмешивается, т.к. часть отношений регулируется на подзаконном уровне посредством указов президента и постановлений правительства. Это законодательство более динамично, однако оно в свою очередь менее стабильно и во многом зависит от субъективных представлений руководителей государственных органов, в частности правительства.

Что касается внутренней среды рыночных отношений и ее правового регулирования, то основную массу правовых норм, содержащихся в соответствующем законодательстве, составляют частноправовые нормы, входящие в состав гражданского, земельного, трудового и других отраслей частного права. Данное законодательство более стабильно, ибо в большей степени отражает общественные отношения, складывающиеся в рыночной среде. Указанные предписания выступают в качестве правовой формы опосредования экономических отношений товарного обмена. В этой сфере отношений государство после установления правовых установок выступает как обычный субъект имущественных отношений, не имея юридической возможности использовать властно-императивные указания. Процесс создания рыночного законодательства в современных условиях носит переходный характер. Для общества, на наш взгляд, будет намного полезнее, если эти преобразования будут носить эволюционный, научно обоснованный характер. Революционные преобразования в условиях России, как правило, обречены на неудачи, за которые так дорого приходится расплачиваться обществу.

Россия находится в состоянии глубокого кризиса, получившего название системного. Из этого следует, что им поражено подавляющее большинство сфер и институтов нашего общества, затронуты интересы всех его членов. Системность кризиса свидетельствует о наличии объективных, взаимозависимых, кризисных явлений, их определенной иерархии, глубины и распространенности, что неизбежно вовлекаются в это состояние все взаимосвязанные элементы всей системы.

Поиск выхода становится общенациональной задачей, без ее решения попытки укрепления государственности, становления элементов гражданского общества и, в конечном итоге, повышения благосостояния граждан так и останутся попытками. Вряд ли кто

1 Халфина Р.О. Что необходимо для правового обеспечения рынка // Советская юстиция. 1993. № 1. С. 5.

2 Халфина Р.О. Указ. Соч. С. 5.

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о

X

о а

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

Ol

Z

во о о

N

U U О (L

d

со

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S S о

X

о а

т

S ф

:

п

а <

X S X н

и ф

со

возьмет на себя ответственность представить действенный и окончательно оформленный рецепт выхода из сложившейся ситуации. Уместно в этой связи отметить определяющее значение для процесса выхода из кризисного состояния следующих факторов:

1. Наличие добротного, научно продуманного и целесообразного законодательства. Для подтверждения этого следует обратиться к высказыванию Л.И. Абалкина, утверждавшего, что необходимо четкое законодательное, правовое регулирование всех социально-экономических процессов, формирование целой системы взаимодополняющих, внутренне непротиворечивых законов, являющихся своеобразным кодексом государственного регулирования3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законодательство должно адекватно отражать происходящие в обществе процессы. Если закон по какой-либо причине отстал от назревшей материальной потребности, обогнал ее или неверно отразил, то право «выталкивается» правовой природой отношений собственности4.

В настоящее время необходимо четко установить общие черты и условия функционирования современного производства в целях разработки стабильных правовых рецептов для современного этапа экономических преобразований, создания совершенных правовых форм важнейших структурных элементов экономических отношений, чтобы их функционирование было стабильным и поступательно развивающимся.

2. Правильный выбор точки приложения главных усилий. Системный кризис логично требует, чтобы системными были и меры его ликвидации. Более пристального внимания заслуживает экономика и в первую очередь ее фундамент - производство. Устойчивое функционирование экономики как единого и сложного организма невозможно без решения острейших проблем развития производства, наполнения необходимыми денежными средствами бюджетов всех уровней, своевременными выплатами гражданам пенсий и заработной платы, удовлетворением иных социальных и культурных потребностей людей.

Способность нерегулируемого рынка спонтанно обеспечивать общее равновесие и высокую эффективность экономики ограничена. Даже развитым рыночным экономикам присущи и общее неравновесие, и неэффективность. В экономической теории такие ситуации носят название «рыночных провалов». Они

характерны для условий совершенной конкуренции «идеального» рынка и, тем более, для развитой рыночной экономики, в которой преобладают монополии и олигополии. Поскольку экономика России далека от идеала свободного рынка, роль государственного регулирования в ней должна быть выше, чем в западных странах. После семи лет реформаторских «блужданий» рассчитывать на то, что рынок всё уладит, не приходится. Для этого нужен, как минимум, рыночный механизм, который вопреки иллюзиям не возникает стихийно, а создается обществом при активном участии государства. Сам по себе рождается только капитализм первоначального накопления из феодализма и мафиозный капитализм - из социализма. Эта закономерность повсеместно доказана на практике в сравнительно благополучной Восточной Европе5.

Хотя государственная власть осуществляет некоторые меры социального порядка, постсоциалистическое государство не обеспечивает необходимого уровня жизни основной части населения, не предоставляет ему необходимых социальных благ и, следовательно, не является еще социальным государством. Оно пока не является и правовым. Правовая реформа не завершена, законы, указы президента, постановления правительства противоречивы, высок уровень правового нигилизма. Не исполняются многие решения судов, их престиж в обществе невысок. По мнению В.Е. Чиркина, современное Российское государство не может быть признано социальным и правовым6. Скорее, его можно считать полуправовым или, если такое возможно, частично правовым государством.

Государство должно эффективно управлять государственной собственностью, удельный вес и значение которой нельзя переоценивать. Государство призвано регулировать экономические процессы с помощью законов как правил рыночной игры.

Изложенное дает основание сделать вывод: государство обязано регулировать экономические процессы, имея на то возможность, используя правовые предписания как масштаб экономической свободы и как эффективное средство устранения побочных проявлений рыночной экономики. Необходимо помнить, что рынок - прежде всего строгие правила и четкая организация, а не беспредел и хаос. Именно этого следует придерживаться в дальнейшем экономическом развитии.

3 Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 11.

4 Явич Л.С. Социализм: Право и общественный прогресс. - М.: Юрид. лит., 1990. С. 44.

5 Меньшиков С. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 23.

6 Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997.

№1. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.