Научная статья на тему 'Обновление содержания повышения квалификации педагогов дополнительного образования в контексте национальной технологической инициативы'

Обновление содержания повышения квалификации педагогов дополнительного образования в контексте национальной технологической инициативы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ребикова Юлия Валерьевна, Лямцева Елена Валерьевна

В статье рассматривается реализация государственной политики в области национальной технологической инициативы (далее НТИ), определяется роль дополнительного профессионального образования в повышении квалификации педагогов дополнительного образования в рамках реализации стратегических инициатив государства. Авторами на основе анализа нормативно-правовых документов федерального уровня и исследования, проведенного в отношении готовности педагогов дополнительного образования детей оказывать образовательные услуги в соответствии с требованиями социального заказа со стороны государства и родителей была актуализирована проблема необходимости обновления содержания повышения квалификации педагогов в контексте НТИ. В статье дана характеристика роли формального и неформального повышения квалификации в аспекте решаемой проблемы. Актуализируется необходимость разработки и реализации персонифицированных программ и/или программ самообразования, которые должны предусматривать не спонтанное, а логически выстроенное первоначальное ознакомление педагога с содержанием НТИ, определение существующих у него пробелов в базовых, научных знаниях и отборе возможных форм их компенсации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ребикова Юлия Валерьевна, Лямцева Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content updating of advanced training of additional education teachers in the context of the national technology initiative

The article discusses the implementation of the state policy in the field of national technological initiative (NTI). The role of additional professional education in the training of teachers of additional education in the framework of the strategic initiatives of the state are defined. Authors was actualized the problem of need to update the content of teachers' professional development in the context of NTI, on the basis of analysis of normative-legal documents of the Federal level and studies conducted in relation to the readiness of teachers of additional education of children provide educational services in accordance with the requirements of the social order of the state and parents The article describes the role of formal and informal training in the aspect of the problem. The necessity of development and implementation of personalized programs and/or programs of self-education, which should provide not spontaneous, but logically built initial familiarization of the teacher with the content of NTI, the definition of existing gaps in basic, scientific knowledge and the selection of possible forms of their compensation are updated.

Текст научной работы на тему «Обновление содержания повышения квалификации педагогов дополнительного образования в контексте национальной технологической инициативы»

Ю. В. Ребикова, Е.. В. Лямцева

Обновление содержания повышения квалификации педагогов.

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

УДК 378.091.398

Обновление содержания повышения квалификации педагогов дополнительного образования в контексте национальной технологической инициативы

Ю. В. Ребикова, Е. В. Лямцева

Content updating of advanced training of additional education teachers in the context of the national technology initiative

Yu. V. Rebikova, E. V. Lyamtseva

Аннотация. В статье рассматривается реализация государственной политики в области национальной технологической инициативы (далее - НТИ), определяется роль дополнительного профессионального образования в повышении квалификации педагогов дополнительного образования в рамках реализации стратегических инициатив государства.

Авторами на основе анализа нормативно-правовых документов федерального уровня и исследования, проведенного в отношении готовности педагогов дополнительного образования детей оказывать образовательные услуги в соответствии с требованиями социального заказа со стороны государства и родителей была актуализирована проблема необходимости обновления содержания повышения квалификации педагогов в контексте НТИ. В статье дана характеристика роли формального и неформального повышения квалификации в аспекте решаемой проблемы. Актуализируется необходимость разработки и реализации персонифицированных программ и/или программ самообразования, которые должны предусматривать не спонтанное, а логически выстроенное первоначальное ознакомление педагога с содержанием НТИ, определение существующих у него пробелов в базовых, научных знаниях и отборе возможных форм их компенсации.

Abstract. The article discusses the implementation of the state policy in the field of national technological initiative (NTI). The role of additional professional education in the training of teachers of additional education in the framework of the strategic

initiatives of the state are defined. Authors was actualized the problem of need to update the content of teachers' professional development in the context of NTI, on the basis of analysis of normative-legal documents of the Federal level and studies conducted in relation to the readiness of teachers of additional education of children provide educational services in accordance with the requirements of the social order of the state and parents

The article describes the role of formal and informal training in the aspect of the problem. The necessity of development and implementation of personalized programs and/or programs of self-education, which should provide not spontaneous, but logically built initial familiarization of the teacher with the content of NTI, the definition of existing gaps in basic, scientific knowledge and the selection ofpossible forms of their compensation are updated.

Ключевые слова: дополнительное образование, национальная технологическая инициатива, содержание дополнительного профессионального образования, формальное и неформальное образование, самообразование, повышение квалификации, организации дополнительного профессионального образования.

Keywords: additional education, national technological initiative, content of additional professional education, formal and non-formal education, self-education, professional development, organization of additional professional education.

«Новое содержание дополнительного образования..., новые тенденции в развитии дополнительного образования» - огромное количество научно-педагогических статей и методи-

ческих разработок педагогов связанно сегодня именно с этой тематикой. Дополнительное образование сегодня - это «постепенный» переход от старого содержания к новому, от стратегии «выживания» во времена экономического государственного кризиса к стратегии «развития...» во времена начала экономического подъема. В чем причина изменений, которые должны произойти в этой образовательной системе и в чем суть тех преобразований, которые должны произойти в системе повышения квалификации педагогов дополнительного образования и уже происходят, мы постараемся ответить в статье.

На современном этапе развития образовательных систем наблюдаются разнообразные тенденции, одна из которых тесно связана с его стандартизацией. С одной стороны, этот процесс предполагает определение некого уровня (нормы, образца) который принимается за исходный для сопоставления с ним других подобных объектов - комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования обучающихся. С другой стороны, стандарт, в большей степени это относится к дополнительному образованию детей и взрослых, это не столько система требований к «образовательному цензу» обучающегося, как сама система организации образования, гарантированного набора возможностей, которые могут получить в нашем случае дети до 18 лет, начиная от условий, в которых они будут учиться (гардероб, столовая, туалет, компьютеры) и заканчивая высокопрофессиональным педагогом дополнительного образования с его дополнительной общеобразовательной программой.

Основные трудовые функции, которые должен выполнять высокопрофессиональный педагог дополнительного образования, заложены в принятом профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н). Они предполагают организацию деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориен-

тации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ [1].

В «Концепции развития дополнительного образования детей» от 04 сентября 2014 г. № 1726-р акцентируется внимание на том, что дополнительное образование детей и молодежи должно создавать особые возможности для развития образования в целом и для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Кроме того, организации дополнительного образования должны стать инновационными площадками для отработки образовательных моделей и технологий будущего [2]. Необходимо обратить внимание, что если раньше большая часть педагогов в дополнительном образовании говорили и писали о дополнительном образовании, как об образовании, которое должно компенсировать недостатки основного образования, как о помощнике к основному образованию, которое должно занять свободное время ребенка, отвлечь его от противоправных действий и поступков, способствовать раскрытию его задатков и способностей, определению сферы возможных профессиональных приоритетов обучающихся, то сегодня отношение к нему со стороны российского государства коренным образом изменилось.

Сегодня запросы государства и родителей к дополнительному образованию сводятся не только и не столько к реализации потенциала каждого ребенка в рамках определенных направлений его деятельности, сколько к обеспечению его занятости и успешности в новой экономике России 30-40-х годов нашего века. Данные выводы, сделанные нами, вытекают из анализа изменений, которые в первую очередь связаны с принятием нового пакета нормативно-правовых документов, определяющих отношение государства как к дополнительному образованию детей и молодежи, так и к направлениям стратегического развития Российской Федерации.

Качественный выход Российской Федерации на новый уровень социально-экономического развития возможен только при формировании и развитии у подрастающего поколения россиян

Ю. В. Ребикова, Е. В. Лямцева

Обновление содержания повышения квалификации педагогов...

технического мышления, воспитании будущих инженерных кадров в системе общего и дополнительного образования. Необходимо создавать условия для включения обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, изучения ими естественных, физико-математических и технических наук. Именно это идея заложена в стратегию научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года, которая разрабатывается по поручению Президента РФ (от 14.07.2015 Пр-1369) на основании ст. 19 Федерального закона РФ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и статей 2, 7, 11-13 Федерального закона РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Но готов ли сегодня педагог дополнительного образования оказывать образовательные услуги, которые соответствуют данному социальному запросу со стороны государства и родителей?

Исследование, проведенное нами в 2018 году, говорит о том, что значительная часть педагогов дополнительного образования Челябинской области (порядка 25% от опрошенных) испытывают затруднения, связанные с внесением изменений в дополнительные общеразви-вающие программы, в рамках реализации выше названной стратегии. Из них около 10% объясняют это отсутствием соответствующих научных знаний. Более 40% педагогов дополнительного образования не знают о данной национальной инициативе. Отметим, что наши данные не противоречат и обосновываются исследованием, проведенным ГАУ ДПО ЯО ИРО по материалам статистики всей системы образования РФ. В них указывается, что только 56,8% педагогов дополнительного образования имеют высшее профессионально-педагогическое образование. Анализ интернет-запросов рынка труда в организации дополнительного (сайты служб занятости) показал потребность в вакансиях педагогов по технической - 16,9% и естественно-научной и туристско-краеведческой направленности 4,3%, а по уровню образования соискателей потребность в кадрах с высшим образованием составляет - 51%, средне-специальным - 49% [3, с. 5-6]. Таким образом, достаточная часть педагогов дополнительного образования, реализующих программы технической, естественно-научной направленностей,

сегодня не сможет показать фундаментальность профессиональных базовых знаний (педагогических и сугубо научных, технических) в сочетании с инновационностью мышления и прак-тико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических задач в обучении.

Выход из сложившейся ситуации можно найти в обновлении содержания дополнительного профессионального образования, которое предполагает разумное сочетание форм и методов формального, не формального повышения квалификации, в том числе самообразования педагогов. На наш взгляд, это в первую очередь должно изменить отношение к составлению программы внутрифирменного повышения квалификации и программ самообразования конкретного педагога. Данные программы, как и раньше, должны базироваться на потребностях педагога, связанных с его затруднениями в осуществлении профессиональной деятельности, в том числе в реализации национальной технологической инициативы (далее - НТИ).

Матрица НТИ - ключевой элемент данного проекта, определяющий логику формирования взаимодействия между всеми его участниками. Матрица предполагает реализацию 4-х направлений - рынки НТИ, технологии НТИ, таланты НТИ, сервисы НТИ, которые соответственно отвечают, на наш взгляд, на вопросы «Чему учить? Как учить? Кого и через что учить?» современного педагога дополнительного образования.

Анализ сайта НТИ, позволяет сделать вывод, что сегодня педагоги в системе дополнительного профессионального образования должны иметь знания о рынках НТИ, раскрывающих содержание следующих понятий:

- аэронет - распределенные системы беспилотных летательных аппаратов;

- автонет - рынок НТИ по развитию услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей и инфраструктуры в логистике людей и вещей;

- маринет - интеллектуальная система управления морским транспортом и технологии освоения мирового океана;

- нейронет - рынок средств человеко-машинных коммуникаций, основанных на передовых разработках в нейротехнологиях и повышающих продуктивность человеко-машин-

ных систем, производительность психических и мыслительных процессов, будет разрабатываться на основе результатов интенсивного изучения человеческого мозга и нервной системы;

- хелснет - персонализированные медицинские услуги и лекарственные средства, обеспечивающие рост продолжительности жизни, а также получение новых эффективных средств профилактики и лечения различных заболеваний;

- фуднет - производство и реализация питательных веществ и конечных видов пищевых продуктов (персонализированных и общих, на основе традиционного сырья и его заменителей), а также сопутствующих IT-решений (например, обеспечивающих сервисы по логистике и подбору индивидуального питания);

- энерджинет - оборудование, программного обеспечения, инжиниринговых и сервисных услуг для разномасштабных комплексных систем и сервисов интеллектуальной энергетики (лучшей метафорой для его описания является интернет энергии (Internet of Energy) - экосистема производителей и потребителей энергии, которые беспрепятственно интегрируются в общую инфраструктуру и обмениваются энергией);

- сэйфнет - безопасные и защищенные компьютерные технологии, решения в области передачи данных, безопасности информационных и киберфизических систем.

- финнет - фокусируется на развитии технологий распределенного хранения и обработки данных, которые позволяют уменьшить число посредников и создавать финансовые продукты с сокращенным путем от источника денежного потока к конечному потребителю [4].

Рассмотрение информации, представленной на сайте «Агентства стратегических инициатив», основанного для продвижения и реализаций мероприятий НТИ, позволяет сделать выводы, что приоритетные группы инноваций предполагают также, что педагоги дополнительного образования уже знакомы и обладают навыками в работе: с большими данными; искусственным интеллектом; системами распределенного реестра; квантовыми технологиями новых и портативных источники энергии; по технологиям беспроводной связи, управления свойствами биологических объектов, нейротех-

нологии, виртуальной и дополненной реальностей [5]. Иными словами, знания и умения, специфические для данных инновационных областей научных знаний, виды деятельности для получения нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, связанные с формированием научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями НТИ, должны сегодня пронизывать содержание дополнительного профессионального образования.

Данный наш вывод полностью соответствует признакам интегративно-содержательного уровня представления образовательной программы по признакам, сформулированным Д. Ф. Ильясовым, в соответствии с которыми необходимо учитывать:

«- полезность отобранного для освоения руководителями содержания повышения квалификации;

- информативность предъявляемого для освоения руководителями содержания повышения квалификации;

- многоаспектность социального опыта, отраженного в содержании повышения квалификации руководителей» [6, с. 175].

В рамках рассмотрения возможностей формального образования мы провели анализ содержания уже действующих дополнительных предпрофессиональных программ, реализуемых для повышения квалификации педагогов дополнительного образования размещенных на сайтах организаций дополнительного профессионального образования. Этот анализ позволяет нам сделать вывод, что они отражают многоплановость педагогической деятельности, комплексность профессионального развития кадров на основе сочетаний профилей предметной педагогической подготовки. Но при этом в содержании программ нам не удалось увидеть образовательные модули, связанные с подготовкой педагогов к работе с учетом ознакомления их с теми изменениями в инновационных областях науки, техники, которые происходят сегодня. Существующие программы могут в лучшем случае замотивировать педагога на изучение и применение на практике новых методических приемов работы с обучающимися, но не смогут убрать пробелы в знаниях профильных научных отраслей по физике,

Ю. В. Ребикова, Е. В. Лямцева

Обновление содержания повышения квалификации педагогов...

химии и т. д. С одной стороны, это объясняется сложившимся подходом к проектированию содержания дополнительных предпрофессио-нальных программ. Ангелина Викторовна Золотарева пишет, что сложившаяся сегодня практика формирования содержания программ дополнительного профессионального образования акцентирует внимание на реализацию профессионального стандарта педагога дополнительного образования и устранения возможных затруднений в реализуемых ими трудовых функций. Иными словами, «...педагог должен быть готов к реализации образовательных функций (обучение, воспитание и развитие), социально-педагогических функций (социальная поддержка, адаптация детей, их оздоровление и др.), а также методической и управленческой деятельности» [7]. С другой стороны, сегодня учреждения дополнительного профессионального образования не обладаю соответствующими материально-техническими условиями для организации и проведения соответствующих занятий, в соответствии с проведенным нами исследованием.

Для решения вышеуказанной проблемы, когда программы дополнительного профессионального образования должны учитывать грядущие перемены в соответствии с глобальными трендами в сфере науки и производства, возможна реализация образовательными организациями дополнительного профессионального образования программ дополнительного профессионального образования с использованием сетевого формата обучения. Эта форма обучения, позволяет получать разные образовательные модули, в разных образовательных организациях, в том числе и на производстве, но на практике это часто сталкивается с огромным количеством финансово-экономических и нормативно-правовых барьеров.

Исходя из вышесказанного, сегодня актуализируется необходимость осознанного, систематического самообразования педагогом, чтобы не отстать от поезда современности. В соответствии с этим подготовка педагогов как специалистов с инновационным мышлением, обладающих профессиональными и межпрофессиональными компетенциями, необходимыми России в будущем, для успешного осуществления трудовых функций в условиях возрастающей конкуренции, на наш взгляд, должна

начинаться с коренных изменений в системах неформального повышения квалификации с опорой на самообразование педагогов дополнительного образования. При этом отбор содержания, форм реализации индивидуальных персонифицированных программ и/или программ самообразования педагогов предполагает обновление и совершенствование знаний, умений и навыков для достижения желаемого уровня профессиональной компетентности педагога, которая защищает личность от интеллектуального обнищания и делает его конкурентоспособным в образовательной системе.

В научной литературе сегодня существует огромное количество определений самообразования. Мы придерживаемся позиции Т. П. Некрасовой, которая самообразование рассматривает как целенаправленную, систематическую деятельность, главной целью которой является приобретение человеком определенных знаний, относящихся к разным сферам науки и практики, овладение какими-либо умениями, навыками, необходимыми субъекту самообразования для полноценной жизни в современном обществе [8]. В определении Е. Комарова акцент в понятии самообразование педагога ставится на то, что это система и процесс приобретения необходимых знаний, навыков и умений путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне его [9].

На наш взгляд, сегодня это одна из актуальных форм повышения квалификации педагогов. Содержание персонифицированных программ и/или программ самообразования должно предусматривать не спонтанное, а логически выстроенное первоначальное ознакомление педагога с содержанием НТИ. Далее определение существующих у него пробелов в базовых, научных знаниях и определении возможных форм их компенсации. Наиболее востребованными для педагога могут стать следующие:

- участие в межкурсовой период в работе стратегических сессий, проводимых в рамках проектной деятельности профильными вузами или федеральным Агентством стратегических инициатив, в том числе для подготовки команд педагогов наставников в рамках мероприятий проводимых в соответствии с дорожными картами НТИ;

- участие в специально отобранных вебина-рах, прослушивание онлайн-лекций, докладов,

предоставляющих информацию о достижениях современной науки, технологий в рамках содержания НТИ, необходимых для поддержки и совершенствования профессионального мастерства;

- консультирование у опытных специалистов научных, научно-производственных центров для получения научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов необходимых для успешного участия в мероприятиях НТИ;

- посещение технических выставок, форумов, олимпиад НТИ и демонстрационных экзаменов юниорского движения WorldSkills Russia;

- участие в работе сетевых сообществ педагогов, использование их интернет ресурсов, которые дают возможность знакомиться с опытом работы как отечественных, так и зарубежных коллег для совершенствования педагогического мастерства, «ометодичивании» современных производственных технологий для образовательного процесса, апробации в процессе обучения новых технологий.

Таким образом, сегодня педагоги дополнительного образования должны предоставлять детям возможность первоначального ознакомления с комплексом инженерных и научных знаний, которые были воплощены в средствах и способах труда, наборах материально-вещественных компонентах производства, а также видами их сочетаний, которые создаются, чтобы получить определенный продукт или услугу, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков НТИ. Данная организация профессиональной деятельности будет согласовываться с поручением Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию, состоявшегося 21.12.2016, где указано, что изменения, которые должны происходить в системе российского образования, должны затрагивать в первую очередь вопросы с теми изменениями, которые происходят и должны «молниеносно» изменить экономику нашего государства и обеспечить ему точки экономического роста [10]. Одной из таких точек экономического роста для Челябинской области, в соответствии с проектом «Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период

до 2035 года» [11], является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами, обучение их методам для рынков и технологий НТИ, цифровой экономики. Осуществляется это, как указано в документе, в рамках реализации программ подготовки и переподготовки (повышения квалификации) педагогических кадров нового поколения, в том числе (в соответствии с п. 4.1.3.8 данного документа) через стимулирование развития неформального образования взрослых, как основы непрерывного самообразования граждан, в нашем случае - педагогов дополнительного образования.

Библиографический список:

1. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог дополнительного образования детей и взрослых"» (зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015 № 38994) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/7П02914/#ixzz5 GDpiwvoX (дата обращения: 02.03.2018).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 02.03.2018).

3. Программы переподготовки и повышения квалификации педагогов по актуальным направлениям развития дополнительного образования детей : сборник программ / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. - 143 с.

4. Агентства стратегических инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asi.ru/ (дата обращения: 02.03.2018).

5. Национальная технологическая инициатива. Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asi.ru/nti/ (дата обращения: 15.03.2018).

6. Ильясов Д. Ф. Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений / Д. Ф. Ильясов ; под. ред. Г. Н. Серикова. - М. : ВЛАДОС, 2005. - С 238-268.

Ю. В. Ребикова, Е. В. Лямцева

Обновление содержания повышения квалификации педагогов...

7. Золотарева А. В. Состояние и проблемы подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми [Электронный ресурс] / А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. -2016. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sostoyanie-i-proble my-podgotovki-pedagogov-k-rabote-s-odarennym i-detmi/ (дата обращения: 02.03.2018).

8. Некрасова Т. П. Самообразование -неотъемлемая часть жизни современного педагога [Электронный ресурс] / Т. П. Некрасова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 246-250. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/53051.htm (дата обращения: 02.03.2018).

9. Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего / Е. Комаров // Управление персоналом. - 2001 - № 4 - С. 32-36.

10. Официальные сетевые ресурсы Президента России. Перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/513 02 (дата обращения: 02.03.2018).

11. Проект «Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: strategiyasocialnoеkono micheskogorazvitiyachelyabinskoyoblastinaperiod do2035goda (дата обращения: 02.03.2018).

References:

1. Order of Ministry of Labor of Russia of 09/08/2015 No. 613n "About approval of the professional standard "Teacher of additional education of children and adults" (Registered in the Ministry of justice of Russia 09/24/2015 No. 38994) [Prikaz Mintruda Rossii "Ob utverzhdenii profession-al'nogo standarta "Pedagog dopolnitel'nogo obra-zovaniya detej i vzroslyh"] [Web resource], access mode: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71102914/#ixzz5GDpiwvoX (accessed date: 03/02/2018).

2. Order of the Government of the Russian Federation of 09/04/2014 No.1726-R "About approval of the Concept of development of additional education of children" [Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii "Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej"] [Web resource], access mode: http://static.

government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (accessed date: 03/02/2018).

3. Programs of retraining and advanced training of teachers in actual directions of development of additional education of children [Programmy perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii peda-gogov po aktual'nym napravleniyam razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: sbornik programm], 2016. 143 p.

4. Agency for strategic initiatives [Agentstva strategicheskih iniciativ] [Web resource], access mode: https://asi.ru/ (accessed date: 03/02/2018).

5. National technology initiative. The program of measures for the formation of fundamentally new markets and the creation of conditions for the global technological leadership of Russia by 2035 [Nacional'naya tekhnologicheskaya iniciativa. Programma mer po formirovaniyu principial'no novyh rynkov i sozdaniyu uslovij dlya global'nogo tekhnologicheskogo liderstva Rossii k 2035 godu] [Web resource], access mode: http://asi.ru/nti/ (accessed date: 03/15/2018).

6. Ilyasov D. F. Professional development of heads of educational institutions [Povyshenie kvalifikacii rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij], Ed. Center VLADOS, 2005, pp.238-268.

7. Zolotareva A. V. State and problems of teachers ' preparation for work with gifted children [Sostoyanie i problemy podgotovki peda-gogov k rabote s odarennymi det'mi], Yaroslavl pedagogical Bulletin, 2016, No. 4 [Web resource], access mode: https://cyberleninka.ru/article/v/ sostoyanie-i-problemy-podgotovki-pedagogov-k-rabote-s-odarennymi-detmi/ (accessed date: 03/02/2018).

8. Nekrasov T. P. Self-Education is an integral part of the life of the modern teacher [Samoobra-zovanie - neot'emlemaya chast' zhizni sovremen-nogo pedagoga], Scientific and methodical electronic journal "Concept", 2013, Vol. 3, pp. 246250. [Web resource], access mode: http://e-koncept.ru/2013/53051.htm (accessed date: 03/02/2018).

9. Komarov E. Organization, psychology, and technology of self-education of a person working [Organizaciya, psihologiya i tekhnologii sa-moobrazovaniya cheloveka rabotayushchego], 2001, No. 4, pp. 32-36.

10. Official network resources of the President of Russia. List of instructions on the re-

sults of the meeting of the council on science and education [Oficial'nye setevye resursy Pre-zidenta Rossii. Perechen' poruchenij po itogam zasedaniya Soveta po nauke i obrazovaniyu] [Web resource] access mode: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/51302 (accessed date: 03/02/2018).

11. The project "Strategy of socio-economic development of the Chelyabinsk region for the period up to 2035" [Proekt "Strategii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Chelyabinskoj oblasti na period do 2035 goda"] [Web resource], access mode: strategiyasocial-noekonomicheskogorazvitiyachelyabinskoyoblas-tinaperioddo2035goda (accessed date: 03/02/2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.