Научная статья на тему 'ОБНОВЛЕНИЕ АРКТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ДО 2050 ГОДА'

ОБНОВЛЕНИЕ АРКТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ДО 2050 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
247
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / Арктика / арктическая политика / Северный Морской путь / The Republic of Korea / Arctic / Arctic policy / The Northern Sea Route

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Алина Витальевна

В статье дается характеристика обновленной стратегии Республики Корея в Арктическом регионе до 2050 года, анализируются основные направления деятельности страны и инициативы, связанные с решением ключевых вопросов охраны окружающей среды, судоходства, изменения климата. Рассматриваются изменения в арктической политике Южной Кореи с 2013 года. Делается вывод о переоценке внешнеполитического курса в арктических вопросах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UPDATE OF THE REPUBLIC OF KOREA’S ARCTIC STRATEGY UNTIL 2050

The article describes the updated Strategy of the Republic of Korea in the Arctic region until 2050 and analyzes the main directions of the country's activities and initiatives related to solving environmental protection, shipping and climate change key problems in comparison with previous Arctic Master Plans of 2013 and 2018. The article concludes by highlighting the reevaluation of the South Korean foreign policy in the Arctic.

Текст научной работы на тему «ОБНОВЛЕНИЕ АРКТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ДО 2050 ГОДА»

Введение

30 ноября 2021 года Министерство морских дел и рыболовства Республики Корея на 52-м заседании Государственного Совета объявило о создании «Стратегии деятельности в Арктике на период до 2050 года». Новый документ определил будущие направления деятельности Южной Кореи в Арктическом регионе [1]. Обновление стратегии связано с быстрым сокращением ледового покрова, который увеличивает доступность региона, а также его интенсивно растущий логистический, энергетический и ресурсный потенциал.

Изменения в арктической внешнеполитической деятельности затрагиваются Со Хён Гё, который в своей работе анализирует все этапы становления политики Южной Кореи в Арктике с 2013 года. Основной акцент делается на изучение целей и задач обновленной стратегии, а также тех инициатив, которые будут предприняты для развития региона и решения ключевых проблем.

Работа Со Хён Гё, Пак Чжон Кван и Чистова И. И. фокусируется на истории развития арктической политики Республики Корея. Важным в работе является экспертный анализ по вопросам деятельности страны в Арктике, а также оценка приоритетных направлений международного сотрудничества. В работе большое внимание сосредоточено на области полярной безопасности и важности расширения научно-исследовательских программ.

Ким Мин Су и Марченков М. Л. подчеркивают экономические возможности для Южной Кореи в Арктике, рассматривают перспективность развития арктической политики в контексте выгод для судостроительной промышленности страны. Авторами представлена эволюция политики Республики Корея в Арктике с точки зрения практического оформления до реализации конкретных инициатив. В статье дается заключение о причинах изменения арктической политики страны.

Джин Дон Мин, Со Вон Сан и Ли Сок У вносят значительный вклад в рассмотрение Первого Генерального плана (2013-2017) Республики Корея по арктической политике. В работе подробно изучаются политические и экономические аспекты деятельности Южной Кореи в регионе.

Отсутствие большого количества работ по данной проблематике как на русском, так и на английском языке, а также актуальность и новизна исследования подтверждаются глобальной повесткой и значительным политическим и экономическим интересом к региону со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые продолжают вести активную политику в Арктике. Цель статьи заключается в сравнении обновленной стратегии деятельности Республики Корея в Арктике с предыдущими программами. Применение метода сравнительного анализа источников и литературы на русском, английском и корейском языках позволяет сделать вывод об изменении направления деятельности Республики Корея в Арктике.

Результаты исследования

Стратегия определяет четыре приоритетных направления деятельности Южной Кореи в регионе: вклад в решение ключевых арктических проблем, расширение арктических дипломатических горизонтов, содействие устойчивому развитию Арктики, а также подготовка основы для деятельности в Арктике [2, С. 5]. Основы для деятельности в регионе были заложены еще в 1987 году, когда был основан институт полярных исследований. В 2002 году была создана научно-исследовательская станция «Дасан» на Шпицбергене, а в 2009 году спущен на воду первый ледокол «Араон» [3].

Формирование арктической политики Республики Корея началось с принятия в 2013 году Первого Генерального плана на 2013-2017 гг. Статус наблюдателя Арктического Совета, который Южная Корея получила в том же году, в значительной мере повлиял на арктическую повестку страны [4, С. 93]. Необходимость дальнейшей интеграции в освоение Арктики и расширения международного сотрудничества способствовала принятию Второго Генерального плана на 2018-2022 гг. в 2018 году [5, С. 202].

С обновлением стратегии Республики Корея в Арктике на период до 2050 года становится заметной трансформация политики страны в регионе. На первый план ставится необходимость решения ключевых проблем Арктического региона. Об этом свидетельствует и принятый 14 октября 2021 года закон о поощрении полярной деятельности. В законе особая важность придается поддержке научных исследований, подготовке профессиональных кадров, а также созданию инфраструктуры для полярной деятельности. Таким образом формируется правовая основа для постоянного стимулирования и поддержки деятельности на Северном полюсе [6].

Приоритетное направление стратегии деятельности Республики Корея в Арктике заключается в расширении научно-исследовательских программ, которые будут направлены на изучение и подготовку к глобальному потеплению, климатическим изменениям, защите арктической морской экосистемы, а также разработку комплексной модели прогнозирования толщины морского льда, погоды и климата в Арктике. В дальнейших планах разработка технологий сокращения выбросов черного углерода (сажи), морского мусора и мелкой пыли. Подчеркивается необходимость внедрения ледокольных научно-исследовательских судов нового поколения [2, С. 5]. Таким образом, Республика Корея заявляет о своем стремлении занять лидирующее положение в области арктических исследований.

Следует отметить, что вопросы развития научных исследований в Первом Генеральном плане арктической политики Республики Корея занимают второе по значимости положение. Акцент делается на увеличение научно-технического потенциала, создание инфраструктуры для исследований на полярной станции «Дасан», а также проведение исследований в области изменений климата. Тем не менее в Первом плане выдвигается больше исследовательских инициатив с учетом возможностей широкого использования ледокола «Араон» и станции «Дасан» [7, С. 9-10]. Во Втором Генеральном плане вопросы дальнейшего развития научно-исследовательского потенциала отодвигаются на третье место. Тем не менее акцент делается на использование исследований для решения глобальных проблем загрязнения окружающей среды и климатических изменений [8, С. 77].

Вторым приоритетными пунктом стратегии является укрепление сотрудничества с коренными народами Арктики. В документе выделяются проблемы, с которыми сталкиваются коренные народы: неблагоприятная среда обитания, инфекционные заболевания, вызванные изменением климата [2, С. 6] (кишечные инфекции, сибирская язва, клещевой энцефалит, туляремия и др.) [9, С. 397]. Для помощи предлагается проводить биологические исследования по оценке риска вредных микроорганизмов для улучшения качества жизни людей в экстремальных температурных условиях. Инициативы, связанные с жизнью коренных народов, также касаются необходимости увеличения количества проектов по сохранению традиционных знаний. Важным объявляется более активное участие коренных народов в полярных исследованиях и создание системы приглашенного образования [2, С. 6].

Таким образом, происходит значительное расширение сфер арктической деятельности Южной Кореи: если в Первом и Втором Генеральных планах проблемы коренных народов затрагивались только в контексте участия в работе Арктического Совета [8, С. 74-77], проведения совместных научных исследований и студенческих программ [10, С. 10]. Отмечалась важность сотрудничества по вопросам сохранения традиционных знаний, культуры и истории коренных народов Севера [7, С. 8]. В обновленной стратегии они не только отвечают современным вызовам, но и являются элементом включенности в глобальную арктическую повестку.

Важным направлением остается расширение арктической дипломатии Республики Корея. Двустороннее сотрудничество, согласно новой стратегии, должно происходить в рамках взаимовыгодного партнерства. Восемь прибрежных стран Арктики разделяются на ключевых (Россия, Норвегия, Дания), стратегических (США, Канада) и потенциальных (Исландия, Швеция, Финляндия) партнеров. Интерес к сотрудничеству с Россией обусловлен энергетическим потенциалом страны и возможностью развития маршрутов по Северному Морскому пути. Норвегия привлекательна своей рыболовной промышленностью. Дания – партнер по исследованию вечной мерзлоты. С США Республика Корея планирует заниматься разработкой маршрутов по Северному Ледовитому океану, а с Канадой – проблемами коренных народов. К Исландии внимание приковано в силу развитой рыболовной промышленности, а также наличием энергетических ресурсов. Швеция является перспективным партнером для совместных проектов в области строительства автономных судов [2, С. 6]. Автономные суда включают в себя системы беспроводного мониторинга и удаленного управления как на борту, так и за его пределами [11, С. 3-4]. Финляндия продвигается в сфере конструирования экологически чистых судов, а также производстве подводных кабелей [2, С. 6].

Предыдущие Генеральные планы 2013 и 2018 гг. предлагали более общие варианты сотрудничества в рамках международных организаций (Арктический Совет, Арктический Экономический Совет, Арктический круг, Арктические рубежи) и меньше внимания уделяли двустороннему взаимодействию [8. С. 74-77]. Южная Корея не уходит от многостороннего партнерства, по-прежнему включая его в арктическую повестку, однако формат многостороннего сотрудничества становится научно-ориентированным [2, С. 6].

Для Республики Корея актуальной является проблема устойчивого развития Арктики. В особенности это касается безопасности арктических маршрутов с использованием новых технологий судоходства, предотвращения незаконного рыболовства и модернизации старых рыболовных судов, конструирования экологических чистых судов для рыболовной добычи. Остро ставится проблема необходимости перехода на чистое топливо (водород, метанол, аммиак) [2, С. 7].

Значимость данных проблем также определялась в предыдущих программах по арктической политике. Первый Генеральный план акцентировал внимание на вопросах безопасности судоходства в контексте проведения более тщательных судовых испытаний [7, С. 14]. Второй Генеральный план получил конкретную реализацию в виде совместного проекта Южной Кореи и Дании об усовершенствовании морских навигационных систем и разработке технологий конструирования автоматизированных судов [12], участия в развитии арктического водородного кластера в России [13, С. 12], работа над технологиями производства и дальнейшего применения водорода на судах с Норвегией [14].

Важным направлением деятельности Республики Корея в Арктике остается участие в совместных с Россией проектах по развитию портов и транспортно-логистических маршрутов вдоль Северного Морского пути [15, С. 5]. В стратегии выдвигается такое перспективное направление деятельности, как экологически чистые арктические круизы. Данные инициативы будут иметь значительную популярность в ближайшем будущем, а туристические компании уже начинают изучать возможности открытия туристических маршрутов по Северному Морскому пути. Южнокорейское руководство планирует налаживать бизнес-диалог как с отечественными компаниями, которые заинтересованы в деятельности в Арктике, так и с предприятиями арктических государств [2, С. 8].

Как и в предыдущих планах, использованию Северного Морского пути отводится особая роль. Участие в проектах вдоль Северного Морского пути открывает широкие возможности для стимулирования национальной экономики и бизнеса Кореи. Тем не менее вопросы экономической активности в обновленной стратегии не занимают центральное положение. Если в Первом Генеральном плане экономическая деятельность была определена в качестве третьего по значимости направления для развития, подчеркивалась необходимость создания основ для экономического партнерства в регионе, то Второй Генеральный план объявил развитие арктического бизнеса первоочередной задачей [8, С. 74-77]. Важную роль в этот период играла нарастающая экономическая конкуренция между странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В своей стратегии Республика Корея продолжает закладывать основы для деятельности в Арктике. Появляются новые инициативы, такие как профессиональная подготовка кадров для арктической навигации и распространение арктического образования для общественности [2, С. 8], важность реализации которых будет способствовать усилению роли Южной Кореи в арктических научных исследованиях.

Выводы

Активный интерес к региону породил новые вызовы, такие как изменение климата, загрязнение окружающей среды, ухудшение условий жизни коренных народов. Важность реагирования на глобальные проблемы привела к пересмотру и значительному расширению приоритетных направлений арктической политики Республики Корея. Обновленная арктическая стратегия страны до 2050 года на первый план выдвигает необходимость решения ключевых проблем Арктического региона. На фоне южнокорейского технологического прогресса в области судостроения, чистой энергетики, роста научно-исследовательских программ фокус смещается к необходимости дальнейшей интенсификации полярных исследований и научной дипломатии.

В обновленной стратегии экономические инициативы и выгоды, а также вопросы международного сотрудничества приобретают второстепенное значение. Это связано с тем, что роль Республики Корея в международной экономике изменилась. Страна стала важным экономическим партнером арктических государств и значимым участником международных организаций. Республика Корея обладает огромным экономическим потенциалом и политическим влиянием для развития своей деятельности в Арктике, а также имеет возможность получить статус одного из ведущих государств в системе арктического управления.

Список литературы

1. 김보경. 북극 보호로 지속가능발전 찾는다…해수부 '2050 북극활동 전략'. 연합뉴스, 2021. Ким, Б.Г. В поисках устойчивого развития для защиты Арктики / Б.Г. Ким. – Текст: электронный // Ёнхапньюс: сайт. – 2021. – 30 нояб. – URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20211130030000003 (дата обращения: 23.10.2023).

2. 2050 북극 활동 전략. 국무회의 부처보고. 관계부처. 극지정책아카이브, 2021. Стратегия деятельности в Арктике на период до 2050 года / Отчет министерства по связям о работе Государственного Совета Республики Корея. – Текст: непосредственный // Архив полярной политики. – 2021. – 9 с.

3. History of KOPRI. – Текст: электронный // Korean Polar Research Institute: сайт. – URL: https://www.kopri.re.kr/eng/html/intro/0103.html (дата обращения: 25.10.2023).

4. Jin, Dongmin, Seo, Won-sang, Lee, Seokwoo. Arctic Policy of the Republic of Korea / Jin, D., Seo. – Текст: непосредственный // Ocean and Coastal Law Journal. – 2017. – № 1. – С. 84-96.

5. 서현교. 북극정책 모형 기반 한국의 최근 북극정책 특성 분석: 유럽과 협력 확대를 중심으로. EU연구 2023년 제 67 호. Со, Хён Гё. Анализ характеристик обновленной арктической политики Республики Корея на основе модели арктической политики: фокус на расширение сотрудничества с Европой / Х.Г. Со. – Текст: непосредственный // Исследования ЕС. – 2023. – № 67. – С. 197-227.

6. 극지활동 진흥법 [시행 2021. 10. 14.]. 해양수산부(해양개발과). Закон о поощрении полярной деятельности от 14 октября 2021 года / Министерство океанов и рыболовства Республики Корея, отдел океанического развития. – Текст: электронный // Министерство государственного законодательства: сайт. – URL: https://www.law.go.kr/%EB%B2%95%EB%A0%B9/%EA%B7%B9%EC%A7%80%ED%99%9C%EB%8F%99%EC%A7%84%ED%9D%A5%EB%B2%95/(18055,20210413) (дата обращения: 10.11.2023).

7. Arctic Policy of the Republic of Korea. – Текст: непосредственный // Korea Maritime Institute. – 2013. – 16 с.

8. Ким, Минсу, Марченков, М.Л. Республика Корея в Арктическом регионе: от теоретического оформления политики к ее практической реализации / М.С. Ким, М.Л. Марченков. – Текст: непосредственный // Арктика и Север. – 2019. – № 39. – С. 69-81.

9. Ревич, Б.А. Риски здоровья населения при изменении климата Арктического макрорегиона / Б.А. Ревич. – Текст: непосредственный // Социальная политика. – 2020. – С. 395-408.

10. Policy Framework for the Promotion of Arctic Activities of the Republic of Korea: A Pioneer and Partner in Shaping the Arctic Future. – Текст: непосредственный // Korea Maritime Institute. – 2019. – December. – 18 с.

11. Munim, Z.H. Autonomous ships: a review, innovative applications and future maritime business models / Z.H. Munim. – Текст: непосредственный // Supply Chain Forum: an International Journal. – 2019. – № 20. – С. 266-279.

12. South Korea, Denmark join forces on e-navigation. – Текст: электронный // Safety4sea: сайт. – 2018. – 26 февр. – URL: https://safety4sea.com/south-korea-denmark-join-forces-on-e-navigation/ (дата обращения: 14.11.2023)

13. Лексютина, Я.В. Особенности партнерства России и Республики Корея в хозяйственном освоении Арктики / Я.В. Лексютина. – Текст: непосредственный // Известия Иркутского государственного университета. – 2021. – Т. 38. – С. 7-14.

14. Korea, Norway to cooperate on hydrogen, shipbuilding. – Текст: электронный // The Korea Herald: сайт. – 2019. – Июнь. – URL: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20190613000650 (дата обращения: 15.11.2023)

15. The Arctic Policy of the Republic of Korea: Modern Problems of the Arctic. – Текст: непосредственный // Conf. Series: Earth and Environmental Science. – 2021. – С. 1-8.

References

1. 김보경. 북극 보호로 지속가능발전 찾는다…해수부 '2050 북극활동 전략'. 연합뉴스, 2021. Kim, B.G. V poiskah ustojchivogo razvitija dlja zashhity Arktiki / B.G. Kim. – Tekst: jelektronnyj // Jonhapn'jus: sajt. – 2021. – 30 nojab. – URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20211130030000003 (data obrashhenija: 23.10.2023).

2. 2050 북극 활동 전략. 국무회의 부처보고. 관계부처. 극지정책아카이브, 2021. Strategija dejatel'nosti v Arktike na period do 2050 goda / Otchet ministerstva po svjazjam o rabote Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Koreja. – Tekst: neposredstvennyj // Arhiv poljarnoj politiki. – 2021. – 9 s.

3. History of KOPRI. – Tekst: jelektronnyj // Korean Polar Research Institute: sajt. – URL: https://www.kopri.re.kr/eng/html/intro/0103.html (data obrashhenija: 25.10.2023).

4. Jin, Dongmin, Seo, Won-sang, Lee, Seokwoo. Arctic Policy of the Republic of Korea / Jin, D., Seo. – Tekst: neposredstvennyj // Ocean and Coastal Law Journal. – 2017. – № 1. – S. 84-96.

5. 서현교. 북극정책 모형 기반 한국의 최근 북극정책 특성 분석: 유럽과 협력 확대를 중심으로. EU연구 2023년 제 67 호. So, Hjon Gjo. Analiz harakteristik obnovlennoj arkticheskoj politiki Respubliki Koreja na osnove modeli arkticheskoj politiki: fokus na rasshirenie sotrudnichestva s Evropoj / H.G. So. – Tekst: neposredstvennyj // Issledovanija ES. – 2023. – № 67. – S. 197-227.

6. 극지활동 진흥법 [시행 2021. 10. 14.]. 해양수산부(해양개발과). Zakon o pooshhrenii poljarnoj dejatel'nosti ot 14 oktjabrja 2021 goda / Ministerstvo okeanov i rybolovstva Respubliki Koreja, otdel okeanicheskogo razvitija. – Tekst: jelektronnyj // Ministerstvo gosudarstvennogo zakonodatel'stva: sajt. – URL: https://www.law.go.kr/%EB%B2%95%EB%A0%B9/%EA%B7%B9%EC%A7%80%ED%99%9C%EB%8F%99%EC%A7%84%ED%9D%A5%EB%B2%95/(18055,20210413) (data obrashhenija: 10.11.2023).

7. Arctic Policy of the Republic of Korea. – Tekst: neposredstvennyj // Korea Maritime Institute. – 2013. – 16 s.

8. Kim, Minsu, Marchenkov, M.L. Respublika Koreja v Arkticheskom regione: ot teoreticheskogo oformlenija politiki k ee prakticheskoj realizacii / M.S. Kim, M.L. Marchenkov. – Tekst: neposredstvennyj // Arktika i Sever. – 2019. – № 39. – S. 69-81.

9. Revich, B.A. Riski zdorov'ja naselenija pri izmenenii klimata Arkticheskogo makroregiona / B.A. Revich. – Tekst: neposredstvennyj // Social'naja politika. – 2020. – S. 395-408.

10. Policy Framework for the Promotion of Arctic Activities of the Republic of Korea: A Pioneer and Partner in Shaping the Arctic Future. – Tekst: neposredstvennyj // Korea Maritime Institute. – 2019. – December. – 18 s.

11. Munim, Z.H. Autonomous ships: a review, innovative applications and future maritime business models / Z.H. Munim. – Tekst: neposredstvennyj // Supply Chain Forum: an International Journal. – 2019. – № 20. – S. 266-279.

12. South Korea, Denmark join forces on e-navigation. – Tekst: jelektronnyj // Safety4sea: sajt. – 2018. – 26 fevr. – URL: https://safety4sea.com/south-korea-denmark-join-forces-on-e-navigation/ (data obrashhenija: 14.11.2023)

13. Leksjutina, Ja.V. Osobennosti partnerstva Rossii i Respubliki Koreja v hozjajstvennom osvoenii Arktiki / Ja.V. Leksjutina. – Tekst: neposredstvennyj // Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2021. – T. 38. – S. 7-14.

14. Korea, Norway to cooperate on hydrogen, shipbuilding. – Tekst: jelektronnyj // The Korea Herald: sajt. – 2019. – Ijun'. – URL: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20190613000650 (data obrashhenija: 15.11.2023)

15. The Arctic Policy of the Republic of Korea: Modern Problems of the Arctic. – Tekst: neposredstvennyj // Conf. Series: Earth and Environmental Science. – 2021. – S. 1-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.