Введение
30 ноября 2021 года Министерство морских дел и рыболовства Республики Корея на 52-м заседании Государственного Совета объявило о создании «Стратегии деятельности в Арктике на период до 2050 года». Новый документ определил будущие направления деятельности Южной Кореи в Арктическом регионе [1]. Обновление стратегии связано с быстрым сокращением ледового покрова, который увеличивает доступность региона, а также его интенсивно растущий логистический, энергетический и ресурсный потенциал.
Изменения в арктической внешнеполитической деятельности затрагиваются Со Хён Гё, который в своей работе анализирует все этапы становления политики Южной Кореи в Арктике с 2013 года. Основной акцент делается на изучение целей и задач обновленной стратегии, а также тех инициатив, которые будут предприняты для развития региона и решения ключевых проблем.
Работа Со Хён Гё, Пак Чжон Кван и Чистова И. И. фокусируется на истории развития арктической политики Республики Корея. Важным в работе является экспертный анализ по вопросам деятельности страны в Арктике, а также оценка приоритетных направлений международного сотрудничества. В работе большое внимание сосредоточено на области полярной безопасности и важности расширения научно-исследовательских программ.
Ким Мин Су и Марченков М. Л. подчеркивают экономические возможности для Южной Кореи в Арктике, рассматривают перспективность развития арктической политики в контексте выгод для судостроительной промышленности страны. Авторами представлена эволюция политики Республики Корея в Арктике с точки зрения практического оформления до реализации конкретных инициатив. В статье дается заключение о причинах изменения арктической политики страны.
Джин Дон Мин, Со Вон Сан и Ли Сок У вносят значительный вклад в рассмотрение Первого Генерального плана (2013-2017) Республики Корея по арктической политике. В работе подробно изучаются политические и экономические аспекты деятельности Южной Кореи в регионе.
Отсутствие большого количества работ по данной проблематике как на русском, так и на английском языке, а также актуальность и новизна исследования подтверждаются глобальной повесткой и значительным политическим и экономическим интересом к региону со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые продолжают вести активную политику в Арктике. Цель статьи заключается в сравнении обновленной стратегии деятельности Республики Корея в Арктике с предыдущими программами. Применение метода сравнительного анализа источников и литературы на русском, английском и корейском языках позволяет сделать вывод об изменении направления деятельности Республики Корея в Арктике.
Результаты исследования
Стратегия определяет четыре приоритетных направления деятельности Южной Кореи в регионе: вклад в решение ключевых арктических проблем, расширение арктических дипломатических горизонтов, содействие устойчивому развитию Арктики, а также подготовка основы для деятельности в Арктике [2, С. 5]. Основы для деятельности в регионе были заложены еще в 1987 году, когда был основан институт полярных исследований. В 2002 году была создана научно-исследовательская станция «Дасан» на Шпицбергене, а в 2009 году спущен на воду первый ледокол «Араон» [3].
Формирование арктической политики Республики Корея началось с принятия в 2013 году Первого Генерального плана на 2013-2017 гг. Статус наблюдателя Арктического Совета, который Южная Корея получила в том же году, в значительной мере повлиял на арктическую повестку страны [4, С. 93]. Необходимость дальнейшей интеграции в освоение Арктики и расширения международного сотрудничества способствовала принятию Второго Генерального плана на 2018-2022 гг. в 2018 году [5, С. 202].
С обновлением стратегии Республики Корея в Арктике на период до 2050 года становится заметной трансформация политики страны в регионе. На первый план ставится необходимость решения ключевых проблем Арктического региона. Об этом свидетельствует и принятый 14 октября 2021 года закон о поощрении полярной деятельности. В законе особая важность придается поддержке научных исследований, подготовке профессиональных кадров, а также созданию инфраструктуры для полярной деятельности. Таким образом формируется правовая основа для постоянного стимулирования и поддержки деятельности на Северном полюсе [6].
Приоритетное направление стратегии деятельности Республики Корея в Арктике заключается в расширении научно-исследовательских программ, которые будут направлены на изучение и подготовку к глобальному потеплению, климатическим изменениям, защите арктической морской экосистемы, а также разработку комплексной модели прогнозирования толщины морского льда, погоды и климата в Арктике. В дальнейших планах разработка технологий сокращения выбросов черного углерода (сажи), морского мусора и мелкой пыли. Подчеркивается необходимость внедрения ледокольных научно-исследовательских судов нового поколения [2, С. 5]. Таким образом, Республика Корея заявляет о своем стремлении занять лидирующее положение в области арктических исследований.
Следует отметить, что вопросы развития научных исследований в Первом Генеральном плане арктической политики Республики Корея занимают второе по значимости положение. Акцент делается на увеличение научно-технического потенциала, создание инфраструктуры для исследований на полярной станции «Дасан», а также проведение исследований в области изменений климата. Тем не менее в Первом плане выдвигается больше исследовательских инициатив с учетом возможностей широкого использования ледокола «Араон» и станции «Дасан» [7, С. 9-10]. Во Втором Генеральном плане вопросы дальнейшего развития научно-исследовательского потенциала отодвигаются на третье место. Тем не менее акцент делается на использование исследований для решения глобальных проблем загрязнения окружающей среды и климатических изменений [8, С. 77].
Вторым приоритетными пунктом стратегии является укрепление сотрудничества с коренными народами Арктики. В документе выделяются проблемы, с которыми сталкиваются коренные народы: неблагоприятная среда обитания, инфекционные заболевания, вызванные изменением климата [2, С. 6] (кишечные инфекции, сибирская язва, клещевой энцефалит, туляремия и др.) [9, С. 397]. Для помощи предлагается проводить биологические исследования по оценке риска вредных микроорганизмов для улучшения качества жизни людей в экстремальных температурных условиях. Инициативы, связанные с жизнью коренных народов, также касаются необходимости увеличения количества проектов по сохранению традиционных знаний. Важным объявляется более активное участие коренных народов в полярных исследованиях и создание системы приглашенного образования [2, С. 6].
Таким образом, происходит значительное расширение сфер арктической деятельности Южной Кореи: если в Первом и Втором Генеральных планах проблемы коренных народов затрагивались только в контексте участия в работе Арктического Совета [8, С. 74-77], проведения совместных научных исследований и студенческих программ [10, С. 10]. Отмечалась важность сотрудничества по вопросам сохранения традиционных знаний, культуры и истории коренных народов Севера [7, С. 8]. В обновленной стратегии они не только отвечают современным вызовам, но и являются элементом включенности в глобальную арктическую повестку.
Важным направлением остается расширение арктической дипломатии Республики Корея. Двустороннее сотрудничество, согласно новой стратегии, должно происходить в рамках взаимовыгодного партнерства. Восемь прибрежных стран Арктики разделяются на ключевых (Россия, Норвегия, Дания), стратегических (США, Канада) и потенциальных (Исландия, Швеция, Финляндия) партнеров. Интерес к сотрудничеству с Россией обусловлен энергетическим потенциалом страны и возможностью развития маршрутов по Северному Морскому пути. Норвегия привлекательна своей рыболовной промышленностью. Дания – партнер по исследованию вечной мерзлоты. С США Республика Корея планирует заниматься разработкой маршрутов по Северному Ледовитому океану, а с Канадой – проблемами коренных народов. К Исландии внимание приковано в силу развитой рыболовной промышленности, а также наличием энергетических ресурсов. Швеция является перспективным партнером для совместных проектов в области строительства автономных судов [2, С. 6]. Автономные суда включают в себя системы беспроводного мониторинга и удаленного управления как на борту, так и за его пределами [11, С. 3-4]. Финляндия продвигается в сфере конструирования экологически чистых судов, а также производстве подводных кабелей [2, С. 6].
Предыдущие Генеральные планы 2013 и 2018 гг. предлагали более общие варианты сотрудничества в рамках международных организаций (Арктический Совет, Арктический Экономический Совет, Арктический круг, Арктические рубежи) и меньше внимания уделяли двустороннему взаимодействию [8. С. 74-77]. Южная Корея не уходит от многостороннего партнерства, по-прежнему включая его в арктическую повестку, однако формат многостороннего сотрудничества становится научно-ориентированным [2, С. 6].
Для Республики Корея актуальной является проблема устойчивого развития Арктики. В особенности это касается безопасности арктических маршрутов с использованием новых технологий судоходства, предотвращения незаконного рыболовства и модернизации старых рыболовных судов, конструирования экологических чистых судов для рыболовной добычи. Остро ставится проблема необходимости перехода на чистое топливо (водород, метанол, аммиак) [2, С. 7].
Значимость данных проблем также определялась в предыдущих программах по арктической политике. Первый Генеральный план акцентировал внимание на вопросах безопасности судоходства в контексте проведения более тщательных судовых испытаний [7, С. 14]. Второй Генеральный план получил конкретную реализацию в виде совместного проекта Южной Кореи и Дании об усовершенствовании морских навигационных систем и разработке технологий конструирования автоматизированных судов [12], участия в развитии арктического водородного кластера в России [13, С. 12], работа над технологиями производства и дальнейшего применения водорода на судах с Норвегией [14].
Важным направлением деятельности Республики Корея в Арктике остается участие в совместных с Россией проектах по развитию портов и транспортно-логистических маршрутов вдоль Северного Морского пути [15, С. 5]. В стратегии выдвигается такое перспективное направление деятельности, как экологически чистые арктические круизы. Данные инициативы будут иметь значительную популярность в ближайшем будущем, а туристические компании уже начинают изучать возможности открытия туристических маршрутов по Северному Морскому пути. Южнокорейское руководство планирует налаживать бизнес-диалог как с отечественными компаниями, которые заинтересованы в деятельности в Арктике, так и с предприятиями арктических государств [2, С. 8].
Как и в предыдущих планах, использованию Северного Морского пути отводится особая роль. Участие в проектах вдоль Северного Морского пути открывает широкие возможности для стимулирования национальной экономики и бизнеса Кореи. Тем не менее вопросы экономической активности в обновленной стратегии не занимают центральное положение. Если в Первом Генеральном плане экономическая деятельность была определена в качестве третьего по значимости направления для развития, подчеркивалась необходимость создания основ для экономического партнерства в регионе, то Второй Генеральный план объявил развитие арктического бизнеса первоочередной задачей [8, С. 74-77]. Важную роль в этот период играла нарастающая экономическая конкуренция между странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В своей стратегии Республика Корея продолжает закладывать основы для деятельности в Арктике. Появляются новые инициативы, такие как профессиональная подготовка кадров для арктической навигации и распространение арктического образования для общественности [2, С. 8], важность реализации которых будет способствовать усилению роли Южной Кореи в арктических научных исследованиях.
Выводы
Активный интерес к региону породил новые вызовы, такие как изменение климата, загрязнение окружающей среды, ухудшение условий жизни коренных народов. Важность реагирования на глобальные проблемы привела к пересмотру и значительному расширению приоритетных направлений арктической политики Республики Корея. Обновленная арктическая стратегия страны до 2050 года на первый план выдвигает необходимость решения ключевых проблем Арктического региона. На фоне южнокорейского технологического прогресса в области судостроения, чистой энергетики, роста научно-исследовательских программ фокус смещается к необходимости дальнейшей интенсификации полярных исследований и научной дипломатии.
В обновленной стратегии экономические инициативы и выгоды, а также вопросы международного сотрудничества приобретают второстепенное значение. Это связано с тем, что роль Республики Корея в международной экономике изменилась. Страна стала важным экономическим партнером арктических государств и значимым участником международных организаций. Республика Корея обладает огромным экономическим потенциалом и политическим влиянием для развития своей деятельности в Арктике, а также имеет возможность получить статус одного из ведущих государств в системе арктического управления.
Список литературы
1. 김보경. 북극 보호로 지속가능발전 찾는다…해수부 '2050 북극활동 전략'. 연합뉴스, 2021. Ким, Б.Г. В поисках устойчивого развития для защиты Арктики / Б.Г. Ким. – Текст: электронный // Ёнхапньюс: сайт. – 2021. – 30 нояб. – URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20211130030000003 (дата обращения: 23.10.2023).
2. 2050 북극 활동 전략. 국무회의 부처보고. 관계부처. 극지정책아카이브, 2021. Стратегия деятельности в Арктике на период до 2050 года / Отчет министерства по связям о работе Государственного Совета Республики Корея. – Текст: непосредственный // Архив полярной политики. – 2021. – 9 с.
3. History of KOPRI. – Текст: электронный // Korean Polar Research Institute: сайт. – URL: https://www.kopri.re.kr/eng/html/intro/0103.html (дата обращения: 25.10.2023).
4. Jin, Dongmin, Seo, Won-sang, Lee, Seokwoo. Arctic Policy of the Republic of Korea / Jin, D., Seo. – Текст: непосредственный // Ocean and Coastal Law Journal. – 2017. – № 1. – С. 84-96.
5. 서현교. 북극정책 모형 기반 한국의 최근 북극정책 특성 분석: 유럽과 협력 확대를 중심으로. EU연구 2023년 제 67 호. Со, Хён Гё. Анализ характеристик обновленной арктической политики Республики Корея на основе модели арктической политики: фокус на расширение сотрудничества с Европой / Х.Г. Со. – Текст: непосредственный // Исследования ЕС. – 2023. – № 67. – С. 197-227.
6. 극지활동 진흥법 [시행 2021. 10. 14.]. 해양수산부(해양개발과). Закон о поощрении полярной деятельности от 14 октября 2021 года / Министерство океанов и рыболовства Республики Корея, отдел океанического развития. – Текст: электронный // Министерство государственного законодательства: сайт. – URL: https://www.law.go.kr/%EB%B2%95%EB%A0%B9/%EA%B7%B9%EC%A7%80%ED%99%9C%EB%8F%99%EC%A7%84%ED%9D%A5%EB%B2%95/(18055,20210413) (дата обращения: 10.11.2023).
7. Arctic Policy of the Republic of Korea. – Текст: непосредственный // Korea Maritime Institute. – 2013. – 16 с.
8. Ким, Минсу, Марченков, М.Л. Республика Корея в Арктическом регионе: от теоретического оформления политики к ее практической реализации / М.С. Ким, М.Л. Марченков. – Текст: непосредственный // Арктика и Север. – 2019. – № 39. – С. 69-81.
9. Ревич, Б.А. Риски здоровья населения при изменении климата Арктического макрорегиона / Б.А. Ревич. – Текст: непосредственный // Социальная политика. – 2020. – С. 395-408.
10. Policy Framework for the Promotion of Arctic Activities of the Republic of Korea: A Pioneer and Partner in Shaping the Arctic Future. – Текст: непосредственный // Korea Maritime Institute. – 2019. – December. – 18 с.
11. Munim, Z.H. Autonomous ships: a review, innovative applications and future maritime business models / Z.H. Munim. – Текст: непосредственный // Supply Chain Forum: an International Journal. – 2019. – № 20. – С. 266-279.
12. South Korea, Denmark join forces on e-navigation. – Текст: электронный // Safety4sea: сайт. – 2018. – 26 февр. – URL: https://safety4sea.com/south-korea-denmark-join-forces-on-e-navigation/ (дата обращения: 14.11.2023)
13. Лексютина, Я.В. Особенности партнерства России и Республики Корея в хозяйственном освоении Арктики / Я.В. Лексютина. – Текст: непосредственный // Известия Иркутского государственного университета. – 2021. – Т. 38. – С. 7-14.
14. Korea, Norway to cooperate on hydrogen, shipbuilding. – Текст: электронный // The Korea Herald: сайт. – 2019. – Июнь. – URL: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20190613000650 (дата обращения: 15.11.2023)
15. The Arctic Policy of the Republic of Korea: Modern Problems of the Arctic. – Текст: непосредственный // Conf. Series: Earth and Environmental Science. – 2021. – С. 1-8.
References
1. 김보경. 북극 보호로 지속가능발전 찾는다…해수부 '2050 북극활동 전략'. 연합뉴스, 2021. Kim, B.G. V poiskah ustojchivogo razvitija dlja zashhity Arktiki / B.G. Kim. – Tekst: jelektronnyj // Jonhapn'jus: sajt. – 2021. – 30 nojab. – URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20211130030000003 (data obrashhenija: 23.10.2023).
2. 2050 북극 활동 전략. 국무회의 부처보고. 관계부처. 극지정책아카이브, 2021. Strategija dejatel'nosti v Arktike na period do 2050 goda / Otchet ministerstva po svjazjam o rabote Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Koreja. – Tekst: neposredstvennyj // Arhiv poljarnoj politiki. – 2021. – 9 s.
3. History of KOPRI. – Tekst: jelektronnyj // Korean Polar Research Institute: sajt. – URL: https://www.kopri.re.kr/eng/html/intro/0103.html (data obrashhenija: 25.10.2023).
4. Jin, Dongmin, Seo, Won-sang, Lee, Seokwoo. Arctic Policy of the Republic of Korea / Jin, D., Seo. – Tekst: neposredstvennyj // Ocean and Coastal Law Journal. – 2017. – № 1. – S. 84-96.
5. 서현교. 북극정책 모형 기반 한국의 최근 북극정책 특성 분석: 유럽과 협력 확대를 중심으로. EU연구 2023년 제 67 호. So, Hjon Gjo. Analiz harakteristik obnovlennoj arkticheskoj politiki Respubliki Koreja na osnove modeli arkticheskoj politiki: fokus na rasshirenie sotrudnichestva s Evropoj / H.G. So. – Tekst: neposredstvennyj // Issledovanija ES. – 2023. – № 67. – S. 197-227.
6. 극지활동 진흥법 [시행 2021. 10. 14.]. 해양수산부(해양개발과). Zakon o pooshhrenii poljarnoj dejatel'nosti ot 14 oktjabrja 2021 goda / Ministerstvo okeanov i rybolovstva Respubliki Koreja, otdel okeanicheskogo razvitija. – Tekst: jelektronnyj // Ministerstvo gosudarstvennogo zakonodatel'stva: sajt. – URL: https://www.law.go.kr/%EB%B2%95%EB%A0%B9/%EA%B7%B9%EC%A7%80%ED%99%9C%EB%8F%99%EC%A7%84%ED%9D%A5%EB%B2%95/(18055,20210413) (data obrashhenija: 10.11.2023).
7. Arctic Policy of the Republic of Korea. – Tekst: neposredstvennyj // Korea Maritime Institute. – 2013. – 16 s.
8. Kim, Minsu, Marchenkov, M.L. Respublika Koreja v Arkticheskom regione: ot teoreticheskogo oformlenija politiki k ee prakticheskoj realizacii / M.S. Kim, M.L. Marchenkov. – Tekst: neposredstvennyj // Arktika i Sever. – 2019. – № 39. – S. 69-81.
9. Revich, B.A. Riski zdorov'ja naselenija pri izmenenii klimata Arkticheskogo makroregiona / B.A. Revich. – Tekst: neposredstvennyj // Social'naja politika. – 2020. – S. 395-408.
10. Policy Framework for the Promotion of Arctic Activities of the Republic of Korea: A Pioneer and Partner in Shaping the Arctic Future. – Tekst: neposredstvennyj // Korea Maritime Institute. – 2019. – December. – 18 s.
11. Munim, Z.H. Autonomous ships: a review, innovative applications and future maritime business models / Z.H. Munim. – Tekst: neposredstvennyj // Supply Chain Forum: an International Journal. – 2019. – № 20. – S. 266-279.
12. South Korea, Denmark join forces on e-navigation. – Tekst: jelektronnyj // Safety4sea: sajt. – 2018. – 26 fevr. – URL: https://safety4sea.com/south-korea-denmark-join-forces-on-e-navigation/ (data obrashhenija: 14.11.2023)
13. Leksjutina, Ja.V. Osobennosti partnerstva Rossii i Respubliki Koreja v hozjajstvennom osvoenii Arktiki / Ja.V. Leksjutina. – Tekst: neposredstvennyj // Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2021. – T. 38. – S. 7-14.
14. Korea, Norway to cooperate on hydrogen, shipbuilding. – Tekst: jelektronnyj // The Korea Herald: sajt. – 2019. – Ijun'. – URL: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20190613000650 (data obrashhenija: 15.11.2023)
15. The Arctic Policy of the Republic of Korea: Modern Problems of the Arctic. – Tekst: neposredstvennyj // Conf. Series: Earth and Environmental Science. – 2021. – S. 1-8.