ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ POLITICS AND INTERNATIONAL RELATIONS
УДК 327
В.Г. АКИМОВА, Д.Е. МАРТЫНОВ
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
ВЗГЛЯД РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ НА ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ АРКТИКИ
Акимова Валерия Гертовна, магистр, кафедра международных отношений,
мировой политики и дипломатии, E-mail: [email protected]
Мартынов Дмитрий Евгеньевич, доцент, доктор исторических наук,
кафедра алтаистики и китаеведения
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы международного морского права, связанные с деятельностью Республики Корея в Северном Ледовитом океане. Активное вовлечение страны в освоение Арктики требует внимательного изучения существующих правовых норм в регионе, которые в связи с меняющейся политической повесткой и климатическими изменениями требуют актуализации. Среди основных вопросов, волнующих корейскую сторону, можно выделить правовое регулирование судоходства, рыболовства, разработку арктических ресурсов и положение Договора о Шпицбергене. Отсутствие разработанных исследований по теме в российском научном дискурсе определяет новизну выдвинутой проблемы, а анализ корейского научного видения правовых основ управления Арктикой определяет практическую значимость работы.
Ключевые слова и фразы: Республика Корея, Арктика, Северный Ледовитый океан, правовые нормы, Конвенция ООН по морскому праву, Договор о Шпицбергене.
Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Базовой университетской программы исследований Кореи через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2019-OLU-2250001).
Для цитирования: Акимова В.Г., Мартынов Д.Е. Взгляд Республики Корея на правовое оформление Арктики // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 4. С. 90-94
V.G. AKIMOVA D.E. MARTINOV
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
THE REPUBLIC OF KOREA'S VIEW ON ESTABLISHING A LEGAL FRAMEWORK IN THE ARCTIC
Akimova Valeriya, Master of International Affairs, Department of International Relations, World Politics and Diplomacy
E-mail: [email protected]
Martinov Dmitry, Associate Professor, PhD in History, Department of Altaic Studies and Sinology
Abstract. The article analyzes the issues of international maritime law related to the activities of the Republic of Korea in the Arctic Ocean. The active involvement of the country in the development of the Arctic requires a careful study of the existing legal framework in the region, which, due to the changing political agenda and climate change, requires updating. Among the main issues of concern to the Korean side, the legal regulation of shipping, fishing, the development of Arctic resources and the Spitsbergen Treaty provisions can be singled out. The absence of developed studies on the topic in the Russian scientific discourse determines the novelty of the problem put forward, and the analysis of the Korean scientific vision of the legal framework for managing the Arctic determines the practical significance of the work.
Keywords and phrases: Republic of Korea, Arctic, Arctic Ocean, legal framework, UN Convention on the Law of the Sea, the Spitsbergen Treaty.
Acknowledgment: This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).
■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■in iiiiiiiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■in iiiii iiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■iiiiii iiiiii ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■
For citation: Akimova VG., Martinov D.E. The Republic of Korea's view on establishing a legal framework in the Arctic // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 4. P. 90-94
Введение
В настоящее время Арктика становится сферой интереса не только арктических, но и неарктических государств. Республика Корея (РК) выступает в качестве наблюдателя в Арктическом совете с 2013 года. РК первой из азиатских стран, создала пятилетнюю арктическую стратегию - «Генеральный план арктической политики», обозначив главные принципы и направления своей деятельности в регионе. Приоритетами страна избрала укрепление двухстороннего и многостороннего сотрудничества с арктическими и неарктическими государствами, развитие исследовательской деятельности и участие в формировании экономической активности в Северном Ледовитом океане [1, с. 6]. Политика Кореи, с одной стороны, предпола-гает реализацию национальных интересов в узком политическом и экономическом смысле (развитие Северного морского пути, корейских портов, разработка арктических ресурсов, судостроение, рыболовство). С другой стороны, способствует распространению универсальной ценности глубоких научных исследований и защиты окружающей среды [2, с. 4].
РК выстраивает позитивные двусторонние отношения в Арктике с Российской Федерацией (РФ), развивая ценные нишевые рынки (строительство ледокольных танкеров, предоставление нефтяных хранилищ). Поскольку деятельность Кореи в Северном Ледовитом океане диверсифицируется и расширяется, понимание и соблюдение соответствующих международных норм, применяемых к региону, а также выработка собственной
позиции по спорным вопросам, становится важным аспектом реализации арктической политики Кореи. Беря во внимание ценность изучения позиции партнеров для РФ в регионе, исследование взгляда РК на правовое оформление Арктики заслуживает внимания.
Вопрос исследования текущих правовых вопросов, касающихся деятельности Кореи в Северном Ледовитом океане, поднимается в работе Мун Гю Ына (Корейский университет моря и океана). Актуализировать данные и получить представление о новейшей политике Кореи в регионе помогли исследования Ким Минсу (Исследовательский центр полярной политики Корейского морского института).
Обзор зарубежной литературы об арктической политике РК в правовой сфере заложил необходимую теоретическую базу. Последующее сравнительное исследование найденных работ и анализ данных обеспечили разностороннее рассмотрение заявленной темы.
Результаты исследования
Вопрос правового оформления понимается в работе через концепцию управления. Любые правовые рамки создаются с целью определения способов решения возникающих проблем. Управление понимается как непрерывный процесс, в котором согласовываются конфликтные и разновек-торные интересы, достигается сотрудничество. Созданные правовые основы должны помочь странам, заинтересованным в судьбе Арктики, постоянно сотрудничать для разрешения конфлик-
AKIMOVA V.G., MARTINOV D.E. THE REPUBLIC OF KOREA'S VIEW ON ESTABLISHING A LEGAL FRAMEWORK IN THE ARCTIC
тов и корректировки интересов [3, с. 2].
Около 82% всех вод Северного Ледовитого океана находятся под юрисдикцией арктических стран. В результате большая часть деятельности РК в Северном Ледовитом океане регулируется законодательством прибрежных государств.
Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву Северный Ледовитый океан (за пределами 200-мильных экономических зон приарктических государств) является открытым для всех государств, что включает свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свободу прокладывать подводные трубопроводы и кабели, свободу возводить ис-кус-ственные острова и другие допускаемые установки [4, с. 45].
Россия и Канада выступают за юридический статус своих территорий арктического маршрута как внутренних морских вод, основываясь на исторических притязаниях. Например, российские Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Чукотское море (в рамках российского сектора) являются морями заливного типа с режимом внутренних вод. Этими странами установлены прямые исходные линии, которые охватывают значительную часть маршрута к Северному полюсу [5, с. 147].
Соединенные Штаты последовательно настаивали на том, что арктический маршрут является проливом для международного судоходства в соответствии с международным правом, и заявляли, что свобода судоходства в регионе не может быть нарушена. Считается, что требования для причисления многим спорным секторам статуса Международного пролива также постепенно удовлетворяются с увеличением использования арктических маршрутов для международного судоходства и истончения морского льда в Северном Ледовитом океане. Следовательно, в перспективе на арктическом маршруте, может производиться безостановочный и беспрепятственный транзит. Несомненно, РК будет активно продвигать вопрос расширения возможностей судоходства в повестку международного обсуждения посредством сотрудничества с другими потенциальными пользователями этого маршрута.
Далее, в исключительной экономической зоне прибрежных государств Северного Ледовитого океана нарушается свобода судоходства по правилам прибрежных государств. В частности, статья 234 Конвенции ООН по морскому праву наделяет
прибрежные государства дополнительными полномочиями по регулированию загрязнения морской среды иностранными судами в замерзших водах. Россия и Канада являются репрезентативными странами, которые осуществляют законодательную деятельность посредством приме-нения статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву. Однако учитывая перспективу свободного судоходства в указанных районах, данная статья потребует дополнительного юридического толкования [4, с. 158].
В соответствии с Международным кодексом для судов, эксплуатируемых в полярных водах, система предварительного разрешения и уведомления, требуемая Россией и Канадой, считается избыточной и чрезмерной. Это противоречит свободе судоходства в исключительных экономических зонах, предоставленной государствам флага в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (статья 58).
На 6-й конференции по рыболовству в открытом море центральной части Северного Ледовитого океана, состоявшейся в Вашингтоне в ноябре 2017 года, был одобрен текст Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана. Это соглашение имеет как имплементацию, так и дополнительные аспекты международных норм в сфере рыболовства, таких как существующая Конвенция ООН по морскому праву, Соглашение ФАО по открытому морю и Соглашение ООН об осуществлении рыболовства в открытом море. В частности, это Соглашение направлено на временное запрещение рыболовства в открытом море центральной части Северного Ледовитого океана, подчеркивая обязательство государства флага принять меры до создания региональной рыбохозяйственной организации или создания научной основы [6, с. 73].
Кроме того, существующая проблема загрязнения центральной части Северного-Ледовитого океана должна решаться путем сотрудничества всего международного сообщества. Как страна, занимающаяся глубоководным рыболовством, Корея проводит внутренний углубленный анализ недавно согласованного соглашения и ставит своей целью содействие научной деятельности по изучению проблемы загрязнения центральной части Северного Ледовитого океана путем укрепления сотрудничества с соответствующими научными организациями [7, с. 56].
Наконец, РК является участником Договора о Шпицбергене, архипелаге, расположенном в Северном Ледовитом океане, участники которого имеют равный доступ к ресурсам архипелага и окружающим водам [8, с. 3]. Однако в последние годы возникли споры в толковании Шпицбергенского договора, подписанного в еще 1920 году. Если ограниченный суверенитет Норвегии над островами Шпицберген будет расширен, считается целесообразным, чтобы Договор о Шпицбергене, который содержит ограничения суверенитета, также будет расширен и применен к недавно созданной морской юрисдикции. Однако из-за его огромной экономической ценности спор о сфере действия Договора о Шпицбергене вряд ли будет легко разрешен. Здесь, например, большое значение имеет российское видение вопроса - Россия вносит серьезный вклад в развитие архипелага, однако испытывает дискриминацию, что противоречит самой сути Договора. Как участник Договора о Шпицбергене, Корея будет стараться достичь международного консенсуса в отношении толкования и применения Договора о Шпицбергене путем дипломатического сотрудничества со сторонами Договора о Шпицбергене и проведения академических семинаров.
Корея проводит научные исследования в Северном Ледовитом океане, строя многопользовательскую базу на островах Шпицберген [9, с. 91]. Страна получила статус наблюдателя в Арктическом совете благодаря своему вкладу в развитие Арктики и, в том числе, Шпицбергена, что оказывает положительное влияние на отношение к деятельности Кореи в Северном Ледовитом океане.
Выводы
Активное вовлечение РК в развитие Арктики невозможно без всестороннего обзора вопросов международного морского права, связанных с деятельностью Кореи в Северном Ледовитом океане.
Одним из основных направлений деятельности в Арктике для Кореи является рыболовство. Увеличение масштабов рыболовства в регионе закономерно приводит к усилению его регулирования и возникновению новых правовых спо-ров относительно деятельности в регионе. В дополнение к этому РК является участником Договора о Шпицбергене, имеет право на эксплуатацию естественных ресурсов архипелага и поддерживает суверенитет Норвегии над островами, что втягивает Корею в усиливающиеся правовые споры относительно международных форм взаимодействия на арктическом пространстве.
В настоящее время Корея вносит свой вклад в развитие Арктики посредством проведения научных исследований в Северном Ледовитом океане, работе на расположенной на Шпицбергене базе «Дасан» и деятельности в качестве наблюдателя Арктического совета. Эти инициативы оказывают положительное влияние на деятельность в Северном Ледовитом океане в целом. РК укрепляет фундамент для деятельности Кореи арктической политики в Северном Ледовитом океане посредством встреч по сотрудничеству с прибрежными странами Северного Ледовитого океана, совместных исследований, создания сетей сотрудничества и проведения международных семинаров по Северному Ледовитому океану. Кроме того, посредством создания системы двустороннего или многостороннего сотрудничества с потенциальными пользователями Северного Ледовитого океана позиция Кореи будет подчеркнута и будет сформирован консенсус с международным сообществом [10, с. 193]. С этой целью правительство страны будет продолжать дипломатические усилия правительственных министерств, таких как Министерство иностранных дел и Министерство океанов и рыболовства, а также академические обмены между отечественными и международными исследовательскими и академическими кругами.
Список литературы
1. Арктическая политика Республики Корея. - Текст: непосредственный. - URL: http://library.arcticportal. org/1902/1/Arctic_Policy_of_the_Republic_of_Korea.pdf (дата обращения: 15.03.2020).
2. Рамочные основы политики продвижения деятельности Республики Корея в Арктике 2018-2022. - Текст: непосредственный. - URL: http://www.koreapolarportal.or.kr/data/Policy_Framework_for_the_Promotion_of_Arctic_ Activities_of_the_Republic_of_Korea-2018-2022.pdf (дата обращения: 15.03.2020).
3. Ким М. Исследование перспектив арктического управления и направления арктической политики Кореи / М. Ким - Текст: непосредственный // Исследования океанской политики. - 2020. - Т.35. - №.1. - С. 179-200.
4. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. - Текст: непосредственный. - URL: https://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 15.03.2020).
5. Мун Г.Ы. Исследование текущих правовых вопросов, касающихся деятельности Кореи в Северном Ледо-
AKIMOVA V.G., MARTNOV D.E. THE REPUBLIC OF KOREA'S VIEW ON ESTABLISHING A LEGAL FRAMEWORK IN THE ARCTIC
витом океане / Мун Г.Ы. - Текст: непосредственный. // Корейский университет моря и океана. - 2017. - 169 с.
6. Ким М. Республика Корея в Арктическом регионе: от теоретического оформления политики к ее практической реализации / М. Ким, М.Л. Марченков - Текст: непосредственный // Арктика и Север. - 2019. - № 37. - С. 69-81.
7. Со Г. Исследования по установлению приоритета полярных вызовов / Г. Со - Текст: непосредственный // Сибироведение в Корее. - 2019. - Т. 23. - №.1. - С. 43-70.
8. Договор о Шпицбергене. - Текст: непосредственный. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902038168 (дата обращения: 15.03.2020).
9. Джин Д. Арктическая политика Республики Корея / Д. Джин, В.С. Со, С. Ли. - Текст: непосредственный. // Журнал океанского и прибрежного права. - 2017. - Т. 22. - No. 1. - С. 85-96.
10. Хонг С. Северо-Восточная Азия (Китай, Южная Корея, Япония) в российских проектах освоения Арктики / С. Хонг. - Текст: непосредственный // Вопросы национальных и федеральных отношений. - 2017. - вып. 1 (36).
- С. 189-196.
References
1. Arctic Policy of the Republic of Korea. URL: http://library.arcticportal.Org/1902/1/Arctic_Policy_of_the_Republic_ of_Korea.pdf.
2. Policy Framework for the Promotion of Arctic Activities of the Republic of Korea 2018-2022. URL: http:// www.koreapolarportal.or.kr/data/Policy_Framework_for_the_Promotion_of_Arctic_Activities_of_the_Republic_of_ Korea-2018-2022.pdf.
3. ^^ ^ ^^ ^ // - 2020. - vol.35. - No. 1. - 179-200 (22^).
4. UN Convention on the Law of the Sea. URL: https://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/texts/unclos/ unclos_r.pdf.
5. ^^ ^ч^ ^ // rnrnmm±m».- 2017. -
169 Щ.
6. Kim M. The Republic of Korea and the Arctic region: from policy formulating to policy making / M. Kim, M.L. Marchenkov // Arktika i Sever. - 2019. - № 37. - P. 69-81.
7. ^^ П Щ7Щ // - 2019. - vol.23. - No. 1. - 43-70 (28^).
8. The Spitsbergen Treaty. URL: https://docs.cntd.ru/document/902038168.
9. Jin D. Arctic Policy of the Republic of Korea / D. Jin, W. Seo, S. Lee. // Ocean and Coastal Law Journal. - 2017.
- vol.22. - No. 1. - P. 85-96.
10. Hong S. Severo-Vostochnaja Azija (Kitaj, Juzhnaja Koreja, Japonija) v rossijskih proektah osvoenija Arktiki // Voprosy nacional'nyh i federal'nyh otnoshenij. - 2017. - No. 1(36). - P. 189-196.
Дата поступления /Received 25.08.2021 Дата принятия в печать/Accepted 22.09.2021
© Акимова В.Г., Мартынов Д.Е., 2021. © Akimova VG., Martinov D.E., 2021.