Научная статья на тему 'Арктика как новый вектор во внешней политике Республики Корея'

Арктика как новый вектор во внешней политике Республики Корея Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
588
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / ARCTIC COUNCIL / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / NORTHERN SEA ROUTE / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / REPUBLIC OF KOREA / АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ARCTIC POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Асмакова Аккербез Турагалиевна

В статье рассматриваются интересы Республики Корея в Арктике и ее вовлеченность в исследование данного региона. Выявляются основные причины активизации южнокорейской арктической политики и задачи, которые в этой связи должен решать Сеул.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARCTIC AS A NEW VECTOR IN THE FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF KOREA

The article examines South Korea’s interest and involvement in the Arctic and analyzes its challenges. It deals with the main reasons for the South Korea Arctic policy intensification and evaluates the challenges Seoul faces.

Текст научной работы на тему «Арктика как новый вектор во внешней политике Республики Корея»

РАЗДЕЛ 3. МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ» СЕКЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

А.Т. Асмакова

АРКТИКА КАК НОВЫЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

THE ARCTIC AS A NEW VECTOR IN THE FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF KOREA

В статье рассматриваются интересы Республики Корея в Арктике и ее вовлеченность в исследование данного региона. Выявляются основные причины активизации южнокорейской арктической политики и задачи, которые в этой связи должен решать Сеул.

Ключевые слова: Арктика, Арктический совет, Северный морской путь, Республика Корея, арктическая политика.

The article examines South Korea's interest and involvement in the Arctic and analyzes its challenges. It deals with the main reasons for the South Korea Arctic policy intensification and evaluates the challenges Seoul faces.

Key words: the Arctic, the Arctic Council, the Northern Sea Route, the Republic of Korea, Arctic policy.

В первые годы после создания Арктического совета (АС) его деятельность в основном была связана с координацией действий государств по охране окружающей среды и защитой прав коренного населения. Однако сегодня Форум является важнейшей площадкой для развития сотрудничества в регионе. Возрастание его политического значения можно проследить по тому, как расширяется география стран-наблюдателей. Так, 15 мая 2013 г. на сессии в г. Кируна (Швеция) этот список пополнился такими неарктическими странами, как Индия, Италия, Китай, Сингапур, Республика Корея (РК) и Япония [1]. Это говорит о том, что процессы, происходящие в регионе, волнуют не только арктические государства, но и приковывают внимание стран, находящихся в тысячах километрах от Арктики.

Страны Азии особенно волнует проблема изменения климата, которая ощущается во всех уголках земного шара. Например, в Корее зимой 2013 г. была зафиксирована самая низкая температура за последние 40 лет. В то же время лето стало жарче, а атмосфера более влажной. В сентябре 2012 г. такие погодные условия вызвали перебои в подаче электроэнергии по всей стране, в результате чего пострадали около 300 тыс. домов [2].

Также интерес вызывает возможность эксплуатации Северного морского пути (СМП), что сократит маршруты грузоперевозок в Европу. Не менее важным для азиатских стран является наличие в Арктике огромных запасов природных ресурсов. По оценкам экспертов, в арктических недрах сосредоточено примерно 13 % от неразведанных мировых запасов нефти и 1550 трлн куб. м газа [3].

Сеул заложил основу для научных исследований в Арктике в октябре

2001 г., когда был создан Корейский научный комитет по Арктике. В апреле

2002 г. Республика Корея присоединилась к Международному арктическому научному комитету (МАНК). В том же месяце была основана научно-исследовательская станция «Дасан» в Ню-Олесунн (архипелаг Шпицберген). В апреле 2004 г. сформирован Корейский институт полярных исследований, а в ноябре 2009 г. построен первый корейский ледокол «Араон» стоимостью 106 млн долларов [4], который осуществляет научно-исследовательскую деятельность в Северном Ледовитом океане [5].

Возникает вопрос: чем вызван подобный интерес РК к Арктике?

Во-первых, страна зависима от импорта энергоресурсов. По состоянию на 2013 г. она импортировала 61,8 % нефти из Саудовской Аравии, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов; 53,3 % природного газа из Катара, Индонезии и Малайзии [6]. Информация об арктических запасах нефти и газа, безусловно, вызывает интерес Сеула. Ожидается, что южнокорейские компании и специалисты будут активно участвовать в разработке и добыче энергетических ресурсов в Арктике. Страна готова инвестировать проекты по поиску месторождений в регионе.

В январе 2011 г. руководители Корейской газовой корпорации (KOGAS) посетили город Инувик (Канада) с тем, чтобы рассмотреть возможность строительства терминала на мысе Батерст, расположенном к северо-востоку от газового месторождения Умиак SDL 131 в долине Маккензи. Канадская геологоразведочная компания MGM Energy имеет 60 % акций в этой области. В декабре 2010 г. KOGAS купила треть акций канадской компании за 30 млн долларов, что позволило ей овладеть 20 % акций этой области. Данный энер-

гетический контракт - первый сделка южнокорейской корпорации в Арктике. Экспорт газа планируют начать в 2020 г. [7]

Во-вторых, интерес Южной Кореи к Арктике вызван возможностью сократить расходы на грузоперевозки при эксплуатации СМП. Текущие морские маршруты с Корейского полуострова в Европу, длина которых составляет примерно 22 тыс. км, пролегают через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Использование СМП сократило бы путь транспортировки груза на 40 % (около 8 тыс. км), снизив тем самым время в пути до десяти дней и уменьшив расходы на топливо на 25 % [8].

На сегодняшний момент Северный морской путь можно использовать для судоходства в течение четырех месяцев, но, по прогнозам, к 2020 г. этот период возрастет до шести месяцев, а к 2040 г. СМП будет доступен в течение всего года [9]. Это позволит повысить конкурентоспособность южнокорейских товаров на европейском рынке. Если учитывать, что импорт и экспорт ресурсов и товаров РК в значительной степени зависят от морских перевозок, а Европа является одним из основных торговых партнеров страны, то, открывая морской путь в Арктике, РК получает значительную экономическую выгоду.

В-третьих, с началом новой эры освоения арктических ресурсов и открытия морских путей в этом регионе наблюдается увеличение спроса на морские нефтяные платформы и специальные суда, такие как ледоколы и морские суда ледового плавания. Южнокорейские судостроительные компании, такие как Hyundai Heavy Industries, Samsung Heavy Industries, Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) являются одними из самых конкурентоспособных в мире по производству этих высокотехнологических судов с оборудованием высшего класса. На данный момент судостроительные компании РК заинтересованы в получении заказа на строительство метановозов ледового класса и модульных наземных конструкций для завода по сжижению природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ». Одна из крупнейших южнокорейских корпораций DSME, опередив конкурентов, спроектировала специально для навигации по СМП газовоз ледового класса ARC-7. Новый ультрасовременный транспорт грузовместимостью 170 тыс. куб. м способен преодолевать ледовый покров толщиной 2,1 м. В марте 2014 г. DSME получила от российской судоходной компании «Совкомфлот» заказ на строительство 9 танкеров для перевозки СПГ. Сумма контракта - 2,8 млрд долларов (стоимость каждого танкера составляет около 300 млн) [10].

В сентябре 2012 г. на первом Форуме арктической стратегии главой Министерства земли, транспорта и морских дел РК было предложено разра-

ботать среднесрочные и долгосрочные планы. В ноябре 2012 г. принят законопроект по активизации арктической политики. В июне 2013 г. прошел второй Форум, где был принят «План реализации арктической политики». Документ содержит четыре основные идеи:

1) призывает к расширению международного сотрудничества в Арктике, активному участию в Арктическом совете и углублению двустороннего сотрудничества с арктическими странами;

2) поддерживает более активную научно-исследовательскую деятельность в регионе по изучению климата, в том числе планы по улучшению научно-исследовательской инфраструктуры;

3) определяет бизнес-карту по Арктике, которая будет включать в себя меры по укреплению сотрудничества с арктическими странами в области морского судоходства и развития портов, в том числе разработки арктического маршрута, судостроение, строительство морских нефтяных платформ, добыча энергии и ресурсов;

4) предусматривает создание правовых институтов, в том числе новых законов, поддерживающих арктические виды деятельности, и учреждение арктического информационного центра [11].

Какие задачи стоят в настоящее время перед арктической политикой Республики Корея?

1. Задачи в Арктическом совете. Страна-наблюдатель не имеет права голоса и лишь следит за работой Совета. Несмотря на это, РК должна строить тесные отношения как с арктическими, так и с неарктическими государствами. Кроме того, арктическая политика РК не должна быть сосредоточена исключительно на коммерческих аспектах, необходимо также учитывать такие проблемы, как охрана окружающей среды и т.д.

2. Задачи, стоящие перед научно-исследовательским корпусом. Начиная с 2000-х гг. РК добилась значительных успехов в этой сфере путем создания научно-исследовательской инфраструктуры и активной научно-исследовательской деятельности. Однако определенные проблемы есть. Во-первых, научно-исследовательская станция «Дасан» арендует половину небольшого двухэтажного здания, где исследователи могут оставаться только в течение ограниченного периода времени для конкретных проектов. Во-вторых, РК имеет только один ледокол «Араон», что затрудняет научно-исследовательскую деятельность в Арктике.

3. Поиск баланса между экономическими целями РК и экологическими проблемами. Интерес Южной Кореи к Арктике в значительной степени связан с верой в то, что этот регион имеет жизненно важное значение для обеспече-

ния экономического роста страны. С этой точки зрения арктическая политика РК сосредоточена на коммерческих проектах. Однако освоение Арктики повлечет за собой климатические изменения, что может привести к глобальной катастрофе, если этот процесс не будет контролироваться. Таким образом, необходимо найти баланс между экономическими интересами страны и защитой окружающей среды.

4. Подготовка к геополитическим изменениям в Восточной Азии после открытия СМП. Восточно-Китайское море будет играть большую роль примерно через 20-30 лет, когда в Арктике будет осуществляться свободное судоходство. Соответственно, такие порты как Пусан и Ульсан столкнутся с проблемой увеличения количества судов. Исходя из этих предположений, во-первых, должна быть создана дорожная карта для оптимизации и расширения инфраструктуры в портах. Во-вторых, рост военно-стратегического значения Восточно-Китайского моря должен быть принят во внимание наряду с его растущей экономической значимостью.

Подводя итог рассмотрению арктической политики Республики Корея, можно прийти к заключению, что за короткий промежуток времени страна добилась значительных успехов в выходе на Северный Ледовитый океан. Активное участие в освоении Арктики может стать источником экономического процветания Южной Кореи, но в то же время может привести к серьезным экологическим проблемам, что требует особого внимания со стороны экспертного сообщества.

Список использованных источников и литературы

1. Лукин Ю. Arctic Council: первый шаг к Арктической двадцатке // Арктика и Север. - 17.05.2013. - Режим доступа: http://narfu.ru/aan/news.php?ELEMENT_ID=55537

2. Lee B.H. Korea's Arctic Policy. A Korean Route towards the Arctic Frontier. - - URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/10_Byong_Hyun_Lee%20(1).pdf

3. Ученые подсчитали количество нефти и газа в арктических месторождениях // РИА Новости. - 29.05.2009. - Режим доступа: http://ria.ru/shortage/20090529/172641461.html

4. Уникальные научные установки // Современная исследовательская инфраструктура РФ. - Режим доступа: http://www.ckp-rf.ru/usu/77718/

5. Park Y.K. Arctic Prospects and Challenges from a Korean Perspective // East Asia - Arctic Relations: Boundary, Security and International Politics. - December 2013. - URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/no3_9.pdf

6. Park Y.K. South Korea's Interests in the Arctic // The National Bureau of Asian Research. - URL: http://www.nbr.org/publications/element.aspx?id=766

7. South Korea's Growing Role in Arctic Economic Development // Foreign Policy Association. - 20.04.2011. - URL: http://foreignpolicyblogs.com/2011/04/20/south-koreas-growing-role-in-arctic-economic-development/

8. Park Y.K. South Korea's Interests in the Arctic // The National Bureau of Asian Research. - URL: http://www.nbr.org/publications/element.aspx?id=766

9. Korea Announces Comprehensive Arctic policies // Korea.net. -30.07.2013. - URL: http://www.korea.net/NewsFocus/Policies/view?articleId=110561

10. Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности // Международный экспертный совет по сотрудничеству в Арктике. - 06.10.2014 . - Режим доступа: http://www.iecca.ru/zakonodatelstvo/strategii/item/299-strany-nablyudateli-v-arkticheskom-sovete-pozitsiya-i-motivy-deyatelnosti

11. Lee B.H. Korea's Arctic Policy. A Korean Route towards the Arctic Frontier. - - URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/10_Byong_Hyun_Lee%20(1).pdf

Коротко об авторе

Асмакова Аккербез Турагалиевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: ackerbez@mail.ru

Briefly about author

Asmakova Akkerbez Turagalievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: ackerbez@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.