Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ, ЯПОНИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В АРКТИКЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ, ЯПОНИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЯПОНИЯ / ЮЖНАЯ КОРЕЯ / АРКТИКА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галимов Марат Викторович, Парубочая Елена Федоровна

В статье анализируется трехстороннее взаимодействие Китая, Японии и Республики Корея в Арктике. Рассматривается история проникновения трех акторов в регион, институционализация их сотрудничества, и научно-исследовательская деятельность как наиболее перспективное направление кооперации трех государств в Арктике. Делается вывод, что в настоящий момент три страны еще не закрепили свои позиции в новом регионе, поэтому им следует сотрудничать с Москвой, обладающей значительным авторитетом в Заполярье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Галимов Марат Викторович, Парубочая Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA, JAPAN AND THE REPUBLIC OF KOREA’S PROSPECTS FOR COOPERATION IN THE ARCTIC

The article analyzes the trilateral interaction of China, Japan, and the Republic of Korea in the Arctic. Three actors’ history of penetration into the Arctic region, the institutionalization of their cooperation, and research activities as the most promising area of cooperation of the three states in the Arctic are examined. It is concluded that as of this moment the three states have not yet fully integrated into the new region and, thus, the cooperation with Moscow which enjoys a significant prestige in the Arctic is preferable.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ, ЯПОНИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В АРКТИКЕ»

УДК: 327.5

М.В. ГАЛИМОВ Е.Ф. ПАРУБОЧАЯ

Национально-исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», Москва, Россия; Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ, ЯПОНИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В АРКТИКЕ

Галимов Марат Викторович, магистрант, Национально-исследовательский университет

«Высшая Школа Экономики» mvgalimov@yandex.ru

Парубочая Елена Федоровна, к.и.н., Волгоградский государственный университет

elenap82@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется трехстороннее взаимодействие Китая, Японии и Республики Корея в Арктике. Рассматривается история проникновения трех акторов в регион, институционализация их сотрудничества, и научно-исследовательская деятельность как наиболее перспективное направление кооперации трех государств в Арктике. Делается вывод, что в настоящий момент три страны еще не закрепили свои позиции в новом регионе, поэтому им следует сотрудничать с Москвой, обладающей значительным авторитетом в Заполярье.

Ключевые слова: Китай, Япония, Южная Корея, Арктика, научно-исследовательская деятельность, сотрудничество.

Для цитирования: Галимов М.В., Парубочая Е.Ф. Перспективы сотрудничества Китая, Корея в Арктике // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 4. С. 95-

нмннмннмннмннмннмннннннннннннншнн

Японии и Республики 05

Mill MINI MINI Mill MINI MINI MINI MINI MINI Mill IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

M.V. GALIMOV E.F. PARUBOCHAYA

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia Volgograd State University, Volgograd, Russia

CHINA, JAPAN AND THE REPUBLIC OF KOREA'S PROSPECTS FOR COOPERATION IN THE ARCTIC

Marat V. Galimov, Master's Degree Student, National Research University Higher School of Economics

mvgalimov@yandex.ru

Elena F. Parubochaya, PhD., Volgograd State University elenap82@mail.ru

Annotation. The article analyzes the trilateral interaction of China, Japan, and the Republic of Korea in the Arctic. Three actors' history of penetration into the Arctic region, the institutionalization of their cooperation, and research activities as the most promising area of cooperation of the three states in the Arctic are examined. It is concluded that as of this moment the three states have not yet fully integrated into the new region and, thus, the cooperation with Moscow which enjoys a significant prestige in the Arctic is preferable.

Key words: China, Japan, South Korea, Arctic, scientific research, cooperation.

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIN

For citation: Galimov M.V, Parubochaya E.F. China, Japan and the Republic of Korea's prospects for cooperation in the Arctic // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 4. P. 95-105

Введение

Сегодня регионы Северо-Восточной Азии (далее СВА) и Юго-Восточной Азии (ЮВА) приобретают все более значимую роль в международных отношениях. Если в последнем случае политическим и экономическим драйвером на протяжении долгого времени считалась АСЕАН, то в Северо-Восточной Азии только 20 лет назад начал складываться новый центр силы - треугольник стран СВА [1, с. 253-272], т. е. региональное объединение Пекина, Токио и Сеула. В рамках трехстороннего диалога периодически проводятся встречи на высшем уровне (премьер Госсовета КНР, премьер-министр Японии, президент РК), устраиваются регулярные обмены визитами на уровне министров и различных ведомств, проводятся переговоры по вопросам экологии, науки, борьбы с терроризмом и т.д [2]. Кроме того, амбиции объединения выходят далеко за территории Китая, Японии, Республики Корея. В 2013 году на министерской сессии в г.Кируне, Швеции, каждая из стран по отдельности вступила в Арктический совет в качестве наблюдателя [3]. Затем страны СВА разработали арктические стратегии, касающиеся их деятельности в Заполярье [4-6]. К 2015 году Пекин, Токио и Сеул создали трехсторонний диалог делегаций высокого уровня по сотрудничеству стран треугольника СВА в Арктике; стали проводиться встречи между чиновниками, ответственными за арктическое направление внешней политики своих государств [3]. В данном случае действия стран координирует Секретариат трехстороннего сотрудничества в Сеуле [2], возглавляемый участниками на ротационной основе.

При изучении взаимодействия государств треугольника СВА мы ставим себе целью выявить их наиболее перспективные направления сотрудничества в Арктике. Для этого было сформулировано пять задач. Во-первых, обозначить ключевые моменты в истории проникновения Пекина, Токио и Сеула в Арктический регион. Во-вторых, проследить эволюцию трехстороннего сотрудничества Китая, Японии и Республики Корея по вопросам Заполярья. В-третьих, сравнить подходы Пекина, Токио и Сеула к трехстороннему сотрудничеству, исходя из их арктических стратегий. В-четвертых, охарактеризовать роль научно-исследовательской деятельности в арктическом взаимодействии трех государств СВА. В-пятых, выделить актуальную официальную позицию России по взаимодействию с КНР, Японией и РК в Арктике. В про-

цессе сравнительно-исторического исследования применялись методы дедукции и индукции, контекстуальный и количественный анализы текстов. Также для выявления наиболее перспективных направлений сотрудничества КНР, Японии и РК в Заполярье был сделан прогноз.

История проникновения Пекина, Токио, Сеула в Заполярье

Для Токио и Пекина Арктика представляла интерес еще с 1920-х годов, когда Япония [7], а затем и Китай, подписали Шпицбергенский трактат, что дало им право на разработку ресурсов в пределах Шпицбергена, полярного архипелага в Северном Ледовитом океане [8, с. 49]. Сеул подписал договор гораздо позже - в 2012 году [9, с. 88], так как с 1910 по 1945 гг., Корея находилась под аннексией Японской империи, а потому не могла претендовать ни на какие интересы в Заполярье. Долгое время Арктический регион оставался вне поля зрения трех акторов, а затем в период 1980-1990 гг., вновь привлек интерес Пекина, Токио и Сеула или так называемого регионального треугольника СВА. Вероятной причиной вновь возросшей притягательности региона, по нашему мнению, была подписанная более чем 160 странами в 1982-1984 гг., Конвенция ООН по морскому праву, которая вступила в действие в 1994 году [10]. Наиболее проблемным пунктами Конвенции как для треугольника СВА, так и для всех подписавших были статьи, касающиеся так называемой 200-мильной зоны. Согласно этим пунктам, прибрежные государства имеют право предъявлять требования в рамках Эксклюзивной экономической зоны, простирающейся на двести миль от их побережья. Споры из-за «двухсот миль» между странами ведутся и сегодня, не только в пределах Арктики [11]. В результате Китайская Народная Республика, Япония, Республика Корея были поставлены перед выбором: позволить другим странам перекраивать океан по своему усмотрению или присоединиться к Конвенции и отстаивать свои национальные интересы [12, с. 111-124]. Страны треугольника

предпочли второе, что способствовало в том числе активизации их независимых усилий в Арктике.

Очередной всплеск заинтересованности государств треугольника СВА регионом был отчасти спровоцирован сенсационными оценками Геологической службы США, опубликованными в мае 2008 года. Согласно им в «околополярной Аркти-

ке» потенциально залегает около 13% неразведанных мировых ресурсов нефти и 30% природного газа [13]. Кроме потенциальной залежи энергоресурсов и редкоземельных металлов, интерес новых игроков к региону был вызван резким таянием льдов в регионе, которое открыло перспективу появления новых сезонных морпутей (Северного морского пути и Северо-Западного прохода). Эти транспортные коридоры не только позволяют сэкономить затраченное на путь время, но и являются более безопасной (ввиду отсутствия пиратов) и свободной от опасных территориальных споров (противоречия имеются, но они не перерастают в вооруженные конфликты) альтернативой другим морским путям, таким как Суэцкий канал или Ма-лаккский пролив [14, с.37].

Пекином и Сеулом не является приоритетом для Японии. Кроме того, ни в одной их трех стратегий не говорится об АСЕАН, ЮВА, Азиатско-тихоокеанском [регионе] или ВРЭП. Из этого следует, что взаимодействие Китая, Японии и Республики Корея в Арктике рассматривается независимо от формата переговоров с группой АСЕАН+6 или исключительно со странами АСЕАН (АСЕАН+3), или по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ).

Арктические стратегии Китая, Японии и Республики Корея

В результате новых перспектив освоения Заполярья, согласно отечественным экспертным оценкам, Пекин, Токио и Сеул начали продвигать идею, что Арктика не принадлежит только отдельным государствам АС, а является общественным достоянием, и интересы азиатских игроков тоже должны быть учтены [Там же, с. 5-7]. Кроме того, страны по отдельности провели несколько исследований, доказывающих, что на погодные условия в пределах их территорий влияет изменение климата в Арктике, а, следовательно, то, что происходит в Заполярье затрагивает их интересы [Там же]. Под этими предлогами в 2013 году страны треугольника СВА с несколькими другими государствами вступили в Арктический совет как наблюдатели [3]. После этого РК, Япония и КНР поочередно опубликовали свои арктические стратегии - в 2013, 2015 и 2018 годах соответственно, в которых уже затрагивался не только климат.

Нами был проведен количественный анализ трех арктических стратегий. Единицами анализа выступили такие слова, как «trilateral» (т.е. трехсторонний), «ASEAN» (АСЕАН) / «Asia Pacific» / «Asia-Pacific» (Азиатско-Тикоокеанский)/

«Southeast Asia» (ЮВА), «Regional Comprehensive Economic Partnership»/«RCEP» (Всестороннее региональное экономическое партнерство/ ВРЭП), «Chira»/«Chmese»/«PRC»/«Beijmg» Ки-тай/китайский/КНРЩекин),«Japan»/«Tokyo»(Я-пония/Токио), «South Korea»/«Republic of Ko-rea»/«ROK»/«Seoul» (Южная Корея/Республика Корея/РК/Сеул) на английском языке. Данный количественный анализ трех арктических стратегий свидетельствует о значительных различиях между подходами Пекина, Токио и Сеула к сотрудничеству в регионе. В актуальной стратегии Республики Корея [4] в пункте о международном сотрудничестве Китай упоминается два раза, один раз, из которых - совместно с Японией. Это, возможно, говорит о приоритетности сотрудничества с Пекином по сравнению с Токио или о том, что даже если у РК были совместные проекты с Японией, то она предпочла их не упоминать и ограничить сотрудничество с Японией трехсторонним форматом. Тем не менее в южнокорейской арктической стратегии нет ни одного упоминания «трехстороннего» взаимодействия, что логично, так как проект трехстороннего диалога по арктической повестке появился лишь через несколько лет. Напротив, в стратегии КНР [6] в пункте о международном сотрудничестве «трехсторонний диалог высокого уровня между Пекином, Токио и Сеулом по арктической повестке», начатый ими в 2016 году, упоминается один раз. Можно предположить, что акцент на новую уникальную переговорную площадку имеет целью поднять престиж Китая и помочь ему еще больше закрепиться в Арктике. Наконец, нигде в стратегии Японии от октября 2015 [5] не был упомянут ни трехсторонний диалог, ни Пекин или Сеул по отдельности. С одной стороны это умалчивание позволяет Японии быть более гибкой в своей политике в Арктике, однако, с другой - это явный сигнал о ее приоритетах сотрудничества в регионе, ведь в 2015 году идея диалога по Арктике уже существовала. Тем не менее, учитывая, что первая встреча в трехстороннем формате ской повестке прошла в 2016, уже после публикации японской стратегии, то у Японии есть еще шанс вписать встречи тройки в новый документ. Однако, учитывая, что в Третьем основном плане морской политики Японии от 2018 года [15] в разделах, касающихся Арктики, страны СВА вновь не упомянуты, вероятно, сотрудничество Токио с Пекином и Сеулом не является приоритетом для Японии. Кроме того, ни в одной их трех стратегий

не говорится об АСЕАН, ЮВА, Азиатско-тихоокеанском [регионе] или ВРЭП. Из этого следует, что взаимодействие Китая, Японии и Республики Корея в Арктике рассматривается независимо от формата переговоров с группой АСЕАН+6 или исключительно со странами АСЕАН (АСЕАН+3), или по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ).

Институционализация сотрудничества Пекина, Сеула и Токио в трехстороннем формате

Взаимодействие КНР, Японии и Республики Корея в складывании так называемого треугольника берет начало сразу после Азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов. Первая неформальная встреча лидеров трех стран состоялась в кулуарах саммита регионального форума АСЕАН в 1999 году [16, с.108-109]. Затем ввиду мирового экономического кризиса (2008-2009) главы правительств тройки стали встречаться ежегодно (уже не в рамках встреч АСЕАН+3, а параллельно с ними). С 2011 года координацией их взаимодействия занимается совместно финансируемая межправительственная организация - Секретариат трехстороннего сотрудничества (СТС) [17].

Добившись статуса наблюдателей в Арктическом Совете, Сеул, Токио и Пекин поочередно опубликовали свои арктические стратегии, в которых изучение климата в регионе занимало далеко не центральную место. В августе 2013 года на одном из форумов, курируемых СТС, впервые была озвучена мысль о создании исследовательского комитета по вопросам Арктики. Затем идея перекочевала из региональной повестки в [вопросы внешней политики], и после 2015 года прошло уже четыре встречи министров, ответственных за арктическую политику тройки [Там же].

С 2013 по 2014 ежегодные встречи на высшем уровне были заморожены [50], а также были отменены некоторые министерские визиты. Однако, согласно экспертным оценкам, количество встреч в областях, менее связанных с политикой, осталось практически неизменным [2, 51]. Общепризнанная причина такого сокращения: двухсторонние политические противоречия между Пекином, Токио и Сеулом из-за посещения президентом РК оспариваемых Японией территорий, опасений ремилитаризации Японии, национализации ею трех оспариваемых Китаем островов и из-за реакции КНР на эти действия. Подобный трехлетний перерыв также произошел после Шестого трехстороннего саммита, прошедшего в 2015 году. Тогда

причиной заморозки встреч стали внутриполитическая нестабильность в Республике Корея на фоне четвертых ядерных испытаний в соседнем КНДР, спор Токио и Сеула по вопросу «женщин для утешения» [10] и кризис в китайско-корейских отношениях из-за сближения Сеула с Вашингтоном по вопросам безопасности, которое официальный Пекин воспринял как угрозу [2].

Согласно южнокорейскому МИДу на трехстороннем саммите в ноябре 2015 года именно южнокорейская сторона выступила с инициативой трехстороннего сотрудничества в Арктике. Вероятнее всего, такое взаимодействие в принципе менее провокационно для домашних аудиторий Китая, Японии и Республики Корея (по сравнению с двухсторонним сотрудничеством), о чем свидетельствует его продолжительная поддержка со стороны Сеула [19]. На первой встрече была официально обозначена возможность сотрудничества в области научно-исследовательской деятельности между тремя странами [20]. На второй встрече страны треугольника СВА поддержали как Фэр-банкскую декларацию, в которой были прописаны механизмы взаимодействия с наблюдателями АС и оговаривались правила сотрудничества с заинтересованными межправительственными организациями [21], так и Соглашение об укреплении международного арктического научного сотрудничества. Оба этих документа были подписаны постоянными членами АС на 10-й министерской встрече Арктического совета в 2017 году. Поскольку Китай, Япония и Республика Корея только наблюдатели АС, они не участвовали в подписании этих документов и в самой встрече. Тем не менее они все равно придерживаются принятых на ней принципов, согласно их совместному заявлению [21]. Во время второй трехсторонней встречи по вопросам Арктики три страны также подтвердили, что научно-исследовательская деятельность остается самым многообещающим направлением их сотрудничества в Заполярье [Там же]. В 2018 году, на третьей встрече они приветствовали три арктических стратегии, принятые каждым из государств треугольника, и подчеркнули важность диалога по вопросам арктической политики между тремя странами. Несколько более подробно был затронут вопрос сотрудничества в сфере научно-исследовательской деятельности, а также были обсуждены возможности сотрудничества и в других сферах [3]. В 2019 году прошла четвертая, на данный момент последняя из встреч по вопро-

сам Заполярья [17]. Согласно принятой среди трех стран последовательности, пятая должна была состояться в Японии, но прошло почти 2 года, а встреча так и не состоялась. Вполне возможно, что с активизацией двусторонних обменов после смягчения пандемии СОУГО-19 арктический диалог возобновится со второй половины 2021 года. Кроме того, в последнем трехстороннем заявлении по сотрудничеству в Арктике нет упоминания «науки» вообще [22]. Одно из возможных объяснений: «научно-исследовательская деятельность» перестала быть перспективным направлением сотрудничества. Такое решение могло быть принято в конце 2019 года на, первой за семь лет, встрече трех министров, ответственных за научно-техническое направление [17]. Другой вариант - теперь «приоритетное» направление сотрудничества в трехстороннем арктическом диалоге перешло под юрисдикцию министров образования, однако у нас недостаточно данных для формулировки положительного прогноза.

Научно-исследовательская деятельность в Арктике

Переговоры тройки как друг с другом, так и индивидуально со странами АС (особенно с Россией и малыми государствами АС), осуществляются преимущественно в области научно-исследовательской деятельности и вопросов финансирования проектов, по возможности избегая политического аспекта [23, с. 87-101]. Например, в арктической стратегии Сеула прописано, что она создавалась при содействии южнокорейских университетов и институтов, связанных с исследованием Арктики [4]. Тем не менее научно-исследовательская деятельность все-таки зависит от государства как минимум потому, что иначе ученые не получат финансирование на продолжение сотрудничества с исследователями и научно-исследовательскими центрами других стран.

Токио берет от научно-исследовательской деятельности максимум и концентрируется на технологиях наблюдения и исследования (спутники, плавающие станции и т. д.) [5]. Пекин чаще занимается инвестициями в совместные с другими странами АС предприятия [14, с. 17-31]. Сеул, обладающий тремя крупнейшими судостроительными концернами мира, сейчас делает упор на НИОКР и инновации, чтобы поставляемые им на рынок судна отвечали принципам устойчивого мореплавания [24, с. 127]. Для того, чтобы сравнительные преимущества трех государств в Арктике

могли дать положительную отдачу, Пекин, Токио и Сеул усиленно сотрудничают на научно-исследовательском уровне, чтобы определить, в каких проектах им лучше работать сообща. Об этом свидетельствует тот факт, что между Корейским полярным исследовательским институтом, Государственным институтом полярных исследований Японии и Китайским управлением Арктики и Антарктики [25] установлены партнерские отношения. Кроме того, налажены отношения между другими их исследовательскими центрами [2628], для которых Арктика является лишь одним из нескольких приоритетных направлений. Тем не менее хотя Полярный исследовательский институт Китая является членом Университета Арктики [29], однако, согласно его официальному сайту, он не кооперирует ни с кем, кроме китайских компаний [30], что определенно ограничивает потенциал научно-исследовательского сотрудничества Пекина в Арктике.

Арктическое сотрудничество КНР, Японии, РК с Россией

Несомненно, что в Арктике страны треугольника СВА заинтересованы во взаимодействии не только между собой, но и с другими государствами, например, с Россией, одним из наиболее значимых игроков в регионе. Однако, возникает справедливый вопрос: взаимен ли этот интерес? Согласно нескольким анонимным источникам руководителя отдела внешней политики газеты «Коммерсантъ» Елены Черненко изначально РФ всеми силами пыталась не допустить новые государства в АС, которые имели лишь опосредованное отношение к Арктике [31]. Согласно полученной Е.Черненко информации максимум, на что был готов министр иностранных дел С. Лавров и его делегация, это уступить странам место непостоянных наблюдателей, которое дает достаточно ограниченные преимущества его владельцам [32]. Исходя из анализа заявлений по арктическим вопросам, опубликованных на сайте МИД РФ, мы можем констатировать, что официальная позиция в целом соответствует вышеизложенным фактам. В 2009 году, на вопрос журналиста о видении касательно роли наблюдателей в АС Сергей Лавров ответил: если будет заметно, что наблюдатели вносят вклад в общее дело Совета, действуют согласно его правилам, то «с ними всегда можно будет найти общий язык» [33]. В 2011 году Представитель России в Комитете старших должностных лиц АС А.В.Васильев также отметил, что задача

«укрепления многостороннего управления Арктикой» (т. е. принятие стран-наблюдателей в АС), тем не менее, не должна противоречить суверенитету, суверенным правам и юрисдикции приаркти-ческих государств. Иными словами, постоянные члены АС «вправе самостоятельно определять, какие вопросы Арктики им лучше решать самостоятельно, на национальном уровне, какие - на региональном, а где требуется широкое международное взаимодействие» [34]. Таким образом, как только у внешних игроков возрос интерес к Арктике, в МИД РФ незамедлительно была оформлена позиция касательно этого вопроса. Согласно ей появление треугольника СВА и других не приар-ктических игроков в регионе неизбежно, а потому следует заблаговременно ограничить их правилами АС, чтобы любое дальнейшее взаимодействие с ними соответствовало интересам России.

Наглядный пример такого подхода - относительно недавняя инициатива России. Когда в 2015 году постоянными членами АС было подписано Соглашение о предотвращении незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН-промысла) в открытых водах Арктики [35]. Поскольку Арктика богата биоресурсами, а Пекин, Токио и Сеул заинтересованы в их добыче [14, с. 1-54], Москва заблаговременно предложила, что государства треугольника СВА тоже должны подписать соглашение [35], что и произошло в 2018 году [36]. Это было вполне обоснованное решение, во-первых, потому что между Россией и каждой из трех стран треугольника СВА уже есть схожие двухсторонние договоренности [37], а, во-вторых, потому что ННН-промысел ежегодно наносит ущерб российской экономике и оценивается примерно в 1,5 млрд. долл. США [38]. Этот пример создает интересный прецедент для дальнейшего сотрудничества треугольника и РФ в Арктике.

Москва ведет прагматичную политику и помогает новым членам АС, в частности странам треугольника СВА, утвердиться в регионе, и выступает в качестве координатора между ними и другими акторами в Арктике. Республика Корея, Китай и Япония в свою очередь, сотрудничают с Россией в регионе и поддерживают ключевые для РФ арктические инициативы (как у случае с ННН-про-мыслом). Таким образом, страны треугольника СВА препятствуют действиям других акторов в Арктике, чья политика [39] могла бы привести к ослаблению позиций Москвы в Заполярье.

Заключение

Изначально Арктика занимала отдельное, хотя и неприоритетное место во внешней политике Китая, Японии и Республики Корея. Отдельные страны треугольника СВА впервые официально обозначили свою позицию по вопросам Арктики, когда подписали Шпицбергенский трактат в 1925 году, дававший им право на разработку ресурсов в пределах архипелага Шпицберген. В 1982 году Пекин, Токио и Сеул вновь обратили внимание на Арктический регион, поэтому три страны СВА подписали и ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, которая распространялась и на арктические воды. Активизация усилий трех стран в Заполярье произошла уже после 2008 года, вероятнее всего, в следствии опубликованных в 2008 году оценок Геологической службы США, в которых говорилось о богатстве неразведанных ресурсов Арктического региона. Новые геополитические условия, а также возможности, открывшиеся из-за изменения климата, стали наиболее вероятной причиной, почему страны посчитали необходимым вступить в 2013 году в Арктический совет в качестве наблюдателей.

Взаимодействие стран СВА в трехстороннем формате берет начало в период Азиатского финансового кризиса (1997-1998 гг.) в рамках встреч АСЕАН. Затем после Мирового финансового криза в 2007-2008 гг., Пекин, Токио и Сеул начали сотрудничать уже не в формате АСЕАН+3, а параллельно с ним. В 2016 году был дан старт министерским переговорам КНР, Японии и РК по вопросам деятельности трех стран в Заполярье и на данный момент было проведено уже четыре таких встречи, которые прервались почти на два года ввиду нестабильной эпидемиологической ситуации в Северо-Восточной Азии. Согласно проведенному нами анализу стратегий государств треугольника, КНР и РК уделяют внимание трехстороннему сотрудничеству государств СВА в Арктике, тогда как Япония на официальном уровне предпочитает более независимую позицию. Кроме того, переговоры трех стран по Арктике ведутся независимо от форматов АСЕАН+3 или АСЕАН+6, что отчасти объясняет, почему Пекин, Токио и Сеул предпочли сотрудничать совместно, а не, например, с Сингапуром или Индией (члены АСЕАН+6), которые также являются наблюдателями в АС. При взаимодействии Пекина, Токио и Сеула в Арктике сразу же выделилась наиболее перспективная сфера сотрудничества трех

стран: научно-исследовательская деятельность. Три страны могут развивать данное направление, когда переговоры по другим вопросам не представляются возможными. Хотя на данный момент взаимодействие по этому вопросу было прервано, есть основания полагать, что этой проблемой теперь занимаются не арктические министры, а в рамках диалога трех министров образования. Следовательно, научно-исследовательская деятельность перестала играть приоритетную роль в арктическом взаимодействии, однако, сохранила свою значимость ввиду достигнутого прогресса, потенциал которого еще может быть использован, например, в сотрудничестве с Москвой. Как только азиатские игроки активизировались на арктическом направлении, в российском МИДе была сформирована официальная позиция по данному вопросу. Несмотря на вероятное нежелание

Москвы впускать новых акторов в Заполярье, в МИД РФ озвучили решение, что, если не приар-ктические игроки хотят принимать деятельное участие в жизни региона, они должны подчиняться правилам, установленным постоянными членами АС. Например, РФ как один из основных акторов в Арктике готова, согласуясь со своими национальными интересами, выступить координатором между странами треугольника СВА и другими членами АС. В настоящий момент у трех стран недостаточно опыта работы в Арктике, поэтому взаимодействие трех стран СВА с Россией в Заполярье представляется наиболее перспективным направлением сотрудничества Китая, Японии и Республики Корея, например, по вопросам научно-исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Бжезинский, Зб. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис / Зб Бжезинский. — Москва: АСТ, 2013. - 285 с. - Текст: непосредственный.

2. China - Japan - South Korea A Tense Ménage à Trois (Research Paper) / Sakaki. - Текст: электронный // Stiftung Wissenschaft und Politik (SWP): [сайт]. - URL: https://www.swp-berlin.org/en/publication/china-japan-south-korea-a-tense-menage-a-trois/ (дата обращения: 11.05.2021).

3. Joint Statement The Third Trilateral High-Level Dialogue on the Arctic. - Текст: электронный // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China: [сайт]. - URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/2649_665393/ t1567103.shtml (дата обращения: 11.05.2021).

4. Arctic Policy of the Republic of Korea. - Текст: электронный // Arctic Portal Library: [сайт]. - URL: http://library. arcticportal.org/1902/1/Arctic_Policy_of_the_Republic_of_Korea.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

5. Japan's Arctic Policy. - Текст: электронный // Kobe University: [сайт]. - URL: http://www.research.kobe-u.ac.jp/ gsics-pcrc/sympo/20160728/documents/Keynote/Japan_Arctic%20_Policy.PDF (дата обращения: 11.05.2021).

6. Full text: China's Arctic Policy. - Текст: электронный // The State Council of the People's Republic of China: [сайт]. - URL: http://english.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm (дата обращения: 11.05.2021).

7. Treaty between Norway, The United States of America, Denmark, France, Italy, Japan, the Netherlands, Great Britain and Ireland and the British overseas Dominions and Sweden concerning Spitsbergen signed in Paris 9th February 1920. - Текст: электронный // Arctic Portal Library: [сайт]. - URL: http://library.arcticportal.org/1909/1/The_Svalbard_ Treaty_9ssFy.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

8. Конышев, В. Шпицберген в арктической политике Китая / В. Конышев, М. Кобзева. - Текст: непосредственный // Вестник ВГУ Серия: История. Политология. Социология. - 2016. - № 4. - С. 48-54.

9. Arctic Policy of the Republic of Korea / Jin, D., Seo [и др.]. - Текст: непосредственный // Ocean and Coastal Law Journal. - 2017. - № 1. - С. 84-96.

10. Law of the Sea Convention Timeline. - Текст: электронный // United States Department of State: [сайт]. - URL: https://www.state.gov/law-of-the-sea-convention/ (дата обращения: 11.05.2021).

11. South China Sea dispute: what you need to know about The Hague court ruling / Holmes. - Текст: электронный // The Guardian: [сайт]. - URL: https://www.theguardian.com/news/2016/jul/12/south-china-sea-dispute-what-you-need-to-know-about-the-hague-court-ruling (дата обращения: 11.05.2021).

12. Kang J.-S. The United Nation convention on the law of the sea and fishery relations between Korea, Japan and China / Kang J.-S. - Текст: непосредственный // Marine Policy. - 2003. - № 27. - С. 111-124.

13. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle. - Текст: электронный // U.S. Geological Survey Publications Warehouse: [сайт]. - URL: https://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/ (дата обращения: 11.05.2021).

14. Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы / Т. Махмутов, Х. Надараджа, В. Петровский [и др.]. - Текст: непосредственный // НП РСМД. - 2016. - № 26. - С. 1-54.

15. The Third Basic Plan on Ocean Policy. - Текст: электронный // Website of Cabinet Office, Government of Japan: [сайт]. - URL: https://www8.cao.go.jp/ocean/english/plan/pdf/plan03_gaiyou_e.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

16. Sato M. Old Actors Reconfigured: Crisis and Northeast Asia / Sato M. - Текст: непосредственный // SAIS Review. - 2009. - № 29(2). - С. 107-108.

17. Галимов, М. Китай, Япония и Южная Корея в Арктике: не только ради науки / М. Галимов. - Текст: электронный // РСМД: [сайт]. - URL: https://russiancouncil.ru/blogs/marat-galimov/kitay-yaponiya-i-yuzhnaya-koreya-v-arktike-ne-tolko-radi-nauki/ (дата обращения: 11.05.2021).

18. Teo S. What does the China-Japan-South Korea Trilateral Summit mean for East Asia? / Teo S. - Текст: электронный // East Asia Forum: [сайт]. - URL: http://www.eastasiaforum.org/2015/11/27/what-does-the-china-japan-south-korea-trilateral-summit-mean-for-east-asia/ (дата обращения: 11.05.2021).

19. Сформирован механизм трехстороннего корейско-китайско-японского сотрудничества. - Текст: электронный // Посольство Республики Корея в Российской Федерации: [сайт]. - URL: https://overseas.mofa.go.kr/ru-stpetersburg-ru/brd/m_7891/view.do?seq=743017&srchFr=&srchTo=&srchWord=&srchTp=&multi_itm_seq=0&itm_ seq_1=0&itm_seq_2=0&company_cd=&company_nm= (дата обращения: 11.05.2021).

20. Joint Press Release of the First Trilateral High-Level Dialogue on the Arctic among the Republic of Korea, Japan, and the People's Republic of China. - Текст: электронный // Arctic Portal: [сайт]. - URL: https://arcticportal.org/ ap-library/news/1742-joint-press-release-of-the-first-trilateral-high-level-dialogue-on-the-arctic-among-the-republic-of-korea-japan-and-the-people-s-republic-of-china (дата обращения: 11.05.2021).

21. Joint Statement: The Second Trilateral High-Level Dialogue on the Arctic. - Текст: электронный // Arctic Today: [сайт]. - URL: https://www.arctictoday.com/wp-content/uploads/2018/06/second-trilateral-high-level-dialogue-arctic-2017-statement.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

22. The Fourth Trilateral High-Level Dialogue on the Arctic, Busan, June 25-26, 2019. - Текст: электронный // Ministry of Foreign Affairs, Republic of Korea: [сайт]. - URL: https://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5676/view. do?seq=320574 (дата обращения: 11.05.2021).

23. Lanteigne M. Walking the walk: science diplomacy and identity building in Asia-Arctic relations / M, Lanteigne, M. - Текст: непосредственный // Jindal Global Law Review. - 2017. - № 8(1). - С. 87-101.

24. Журавель, В. Китай, Республика Корея, Япония в Арктике: политика, экономика, безопасность / В. Журавель. - Текст: непосредственный // Арктика и Север. - 2016. - № 24. - С. 112-144.

25. Партнерские организации за рубежом ^ - Текст: электронный // Korean Polar Research Institute (KOPRI): [сайт]. - URL: http://www.kopri.re.kr/kopri/html/intro/01090102.html (дата обращения: 11.05.2021).

26. International Cooperation. - Текст: электронный // KIOST: [сайт]. - URL: http://www.kiost.ac.kr/eng/sub01_03. do (дата обращения: 11.05.2021).

27. International Partners. - Текст: электронный // Dalian Maritime University: [сайт]. - URL: https://english.dlmu. edu.cn/International/International_Partners.htm (дата обращения: 11.05.2021).

28. Research Organizations Abroad. - Текст: электронный // JAMSTEC: [сайт]. - URL: https://www.jamstec. go.jp/e/about/link/kaigai.html (дата обращения: 11.05.2021).

29. Polar Research Institute of China. - Текст: электронный // University of the Arctic: [сайт]. - URL: https://www. uarctic.org/member-profiles/non-arctic/8627/polar-research-institute-of-china (дата обращения: 11.05.2021).

30. Социальная поддержка: партнеры [Йг^^: г# ]. - Текст : электронный // Polar Research Institute of China : [сайт]. — URL: https://www.uarctic.org/member-profiles/non-arctic/8627/polar-research-institute-of-china (дата обращения: 11.05.2021).

31. Черненко, Е. Кто сказал, что Север южный? / Е. Черненко. - Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. -URL: https://www.kommersant.ru/doc/1641036 (дата обращения: 11.05.2021).

32. Черненко, Е. Россия ограничивает полярный круг / Е. Черненко. - Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/2187264 (дата обращения: 11.05.2021).

33. Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам Шестого заседания Арктического совета, Норвегия, 29 апреля 2009 года. - Текст: электронный // МИД РФ: [сайт]. - URL: https://www.mid.ru/posledniye_dobavlnenniye/-/asset_ publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/296130 (дата обращения: 11.05.2021).

34. Выступление Представителя России в Комитете старших должностных лиц Арктического совета, Посла по особым поручениям А.В.Васильева на Международном Арктическом Форуме «Арктика территория диалога», Москва, 22-23 сентября 2010 года. - Текст: электронный // МИД РФ: [сайт]. - URL: https://www.mid.ru/web/guest/ sovet-gosudarstv-barenceva/evroarkticeskogo-regiona-sber-/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/231238 (дата

обращения: 11.05.2021).

35. Россия предлагает Японии, Китаю и Республику Корея присоединиться к Министерской Декларации о предотвращении ННН-промысла в открытых водах Арктики. - Текст: электронный // Федеральное агентство по рыболовству: [сайт]. - URL: https://web.archive.org/web/20180624160400/http://fish.gov.ru/press-tsentr/ novosti/12998-rossiya-predlagaet-yaponii-kitayu-i-respubliku-koreya-prisoedinitsya-k-ministerskoj-deklaratsii-o-predotvrashchenii-nnn-promysla-v-otkrytykh-vodakh-arktiki (дата обращения: 11.05.2021).

36. Россия подписала соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в Арктике. - Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/5633940 (дата обращения: 11.05.2021).

37. Российско-японский ННН в действии. - Текст: электронный // Fishretail.Ru: [сайт]. - URL: https://fishretail. ru/news/rossiysko-yaponskiy-nnn-v-deystvii-337227 (дата обращения: 11.05.2021).

38. О подписании Российской Федерацией Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН-промысла). -Текст: электронный // МИД РФ: [сайт]. - URL: https://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/un/-/asset_publisher/ U1StPbE8y3al/content/id/251914 (дата обращения: 11.05.2021).

39. Интервью первого заместителя Министра иностранных дел России В.Г.Титова газете «Известия», опубликованное 8 февраля 2019 года. — Текст: электронный // МИД РФ: [сайт]. - URL: https://www.mid.ru/web/guest/ foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3505550 (дата обращения: 11.05.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Bzhezinskij, Zb. Strategicheskij vzgljad: Amerika i global'nyj krizis / Zb Bzhezinskij. - Moskva: AST, 2013. - 285 c. - Tekst: neposredstvennyj.

2. China - Japan - South Korea A Tense Ménage à Trois (Research Paper) / Sakaki. - Tekst: jelektronnyj // Stiftung Wissenschaft und Politik (SWP): [sajt]. - URL: https://www.swp-berlin.org/en/publication/china-japan-south-korea-a-tense-menage-a-trois/ (data obrashhenija: 11.05.2021).

3. Joint Statement The Third Trilateral High-Level Dialogue on the Arctic. — Tekst: jelektronnyj // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China: [sajt]. — URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/2649_665393/ t1567103.shtml (data obrashhenija: 11.05.2021).

4. Arctic Policy of the Republic of Korea. - Tekst: jelektronnyj // Arctic Portal Library: [sajt]. - URL: http://library. arcticportal.org/1902/1/Arctic_Policy_of_the_Republic_of_Korea.pdf (data obrashhenija: 11.05.2021).

5. Japan's Arctic Policy. - Tekst: jelektronnyj // Kobe University: [sajt]. - URL: http://www.research.kobe-u.ac.jp/ gsics-pcrc/sympo/20160728/documents/Keynote/Japan_Arctic%20_Policy.PDF (data obrashhenija: 11.05.2021).

6. Full text: China's Arctic Policy. - Tekst: jelektronnyj // The State Council of the People's Republic of China: [sajt]. - URL: http://english.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm (data obrashhenija: 11.05.2021).

7. Treaty between Norway, The United States of America, Denmark, France, Italy, Japan, the Netherlands, Great Britain and Ireland and the British overseas Dominions and Sweden concerning Spitsbergen signed in Paris 9th February 1920. - Tekst: jelektronnyj // Arctic Portal Library: [sajt]. - URL: http://library.arcticportal.org/1909/1/The_Svalbard_ Treaty_9ssFy.pdf (data obrashhenija: 11.05.2021).

8. Konyshev, V. Shpicbergen v arkticheskoj politike Kitaja / V. Konyshev, M. Kobzeva. - Tekst: neposredstvennyj // Vestnik VGU. Serija: Istorija. Politologija. Sociologija. - 2016. - № 4. - S. 48-54.

9. Arctic Policy of the Republic of Korea / Jin, D., Seo [i dr.]. - Tekst: neposredstvennyj // Ocean and Coastal Law Journal. - 2017. - № 1. - S. 84-96.

10. Law of the Sea Convention Timeline. - Tekst: jelektronnyj // United States Department of State: [sajt]. - URL: https://www.state.gov/law-of-the-sea-convention/ (data obrashhenija: 11.05.2021).

11. South China Sea dispute: what you need to know about The Hague court ruling / Holmes. - Tekst: jelektronnyj // The Guardian: [sajt]. - URL: https://www.theguardian.com/news/2016/jul/12/south-china-sea-dispute-what-you-need-to-know-about-the-hague-court-ruling (data obrashhenija: 11.05.2021).

12. Kang J.-S. The United Nation convention on the law of the sea and fishery relations between Korea, Japan and China / Kang J.-S. - Tekst: neposredstvennyj // Marine Policy. - 2003. - № 27. - S. 111-124.

13. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle. - Tekst: jelektronnyj // U.S. Geological Survey Publications Warehouse: [sajt]. - URL: https://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/ (data obrashhenija: 11.05.2021).

14. Aziatskie igroki v Arktike: interesy, vozmozhnosti, perspektivy / T. Mahmutov, H. Nadaradzha, V Petrovskij [i dr.]. - Tekst: neposredstvennyj // NP RSMD. - 2016. - № 26. - S. 1-54.

15. The Third Basic Plan on Ocean Policy. — Tekst: jelektronnyj // Website of Cabinet Office, Government of Japan: [sajt]. - URL: https://www8.cao.go.jp/ocean/english/plan/pdf/plan03_gaiyou_e.pdf (data obrashhenija: 11.05.2021).

16. Sato M. Old Actors Reconfigured: Crisis and Northeast Asia / Sato M. - Tekst: neposredstvennyj // SAIS Review.

- 2009. - № 29(2). - S. 107-108.

17. Galimov, M. Kitaj, Japonija i Juzhnaja Koreja v Arktike: ne tol'ko radi nauki / M. Galimov. — Tekst: jelektronnyj // RSMD: [sajt]. - URL: https://russiancouncil.ru/blogs/marat-galimov/kitay-yaponiya-i-yuzhnaya-koreya-v-arktike-ne-tolko-radi-nauki/ (data obrashhenija: 11.05.2021).

18. Teo S. What does the China-Japan-South Korea Trilateral Summit mean for East Asia? / Teo S. - Tekst: jelektronnyj // East Asia Forum: [sajt]. - URL: http://www.eastasiaforum.org/2015/11/27/what-does-the-china-japan-south-korea-trilateral-summit-mean-for-east-asia/ (data obrashhenija: 11.05.2021).

19. Sformirovan mehanizm trehstoronnego korejsko-kitajsko-japonskogo sotrudnichestva. - Tekst: jelektronnyj // Posol'stvo Respubliki Koreja v Rossijskoj Federacii: [sajt]. - URL: https://overseas.mofa.go.kr/ru-stpetersburg-ru/ brd/m_7891/view.do?seq=743017&srchFr=&srchTo=&srchWord=&srchTp=&multi_itm_seq=0&itm_seq_1=0&itm_ seq_2=0&company_cd=&company_nm= (data obrashhenija: 11.05.2021).

20. Joint Press Release of the First Trilateral High-Level Dialogue on the Arctic among the Republic of Korea, Japan, and the People's Republic of China. — Tekst: jelektronnyj // Arctic Portal: [sajt]. — URL: https://arcticportal.org/ap-library/news/1742-joint-press-release-of-the-first-trilateral-high-level-dialogue-on-the-arctic-among-the-republic-of-korea-japan-and-the-people-s-republic-of-china (data obrashhenija: 11.05.2021).

21. Joint Statement: The Second Trilateral High-Level Dialogue on the Arctic. - Tekst: jelektronnyj // Arctic Today: [sajt]. - URL: https://www.arctictoday.com/wp-content/uploads/2018/06/second-trilateral-high-level-dialogue-arctic-2017-statement.pdf (data obrashhenija: 11.05.2021).

22. The Fourth Trilateral High-Level Dialogue on the Arctic, Busan, June 25-26, 2019. - Tekst: jelektronnyj // Ministry of Foreign Affairs, Republic of Korea: [sajt]. - URL: https://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5676/view.do?seq=320574 (data obrashhenija: 11.05.2021).

23. Lanteigne M. Walking the walk: science diplomacy and identity building in Asia-Arctic relations / M, Lanteigne, M. - Tekst: neposredstvennyj // Jindal Global Law Review. - 2017. - № 8(1). - S. 87-101.

24. Zhuravel', V. Kitaj, Respublika Koreja, Japonija v Arktike: politika, jekonomika, bezopasnost' / V Zhuravel'. -Tekst: neposredstvennyj // Arktika i Sever. - 2016. - № 24. - S. 112-144.

25. Partnerskie organizacii za rubezhom ^ C^-^l)]. - Tekst: jelektronnyj // Korean Polar Research Institute (KOPRI): [sajt]. - URL: http://www.kopri.re.kr/kopri/html/intro/01090102.html (data obrashhenija: 11.05.2021).

26. International Cooperation. - Tekst: jelektronnyj // KIOST: [sajt]. - URL: http://www.kiost.ac.kr/eng/sub01_03.do (data obrashhenija: 11.05.2021).

27. International Partners. - Tekst: jelektronnyj // Dalian Maritime University: [sajt]. - URL: https://english.dlmu.edu. cn/International/International_Partners.htm (data obrashhenija: 11.05.2021).

28. Research Organizations Abroad. - Tekst: jelektronnyj // JAMSTEC: [sajt]. - URL: https://www.jamstec.go.jp/e/ about/link/kaigai.html (data obrashhenija: 11.05.2021).

29. Polar Research Institute of China. - Tekst: jelektronnyj // University of the Arctic: [sajt]. - URL: https://www. uarctic.org/member-profiles/non-arctic/8627/polar-research-institute-of-china (data obrashhenija: 11.05.2021).

30. Social'naja podderzhka: partnery [fir^S: ^№rff]. — Tekst : jelektronnyj // Polar Research Institute of China: [sajt]. - URL: https://www.uarctic.org/member-profiles/non-arctic/8627/polar-research-institute-of-china (data obrashhenija: 11.05.2021).

31. Chernenko, E. Kto skazal, chto Sever juzhnyj? / E. Chernenko. - Tekst: jelektronnyj // Kommersant#: [sajt]. -URL: https://www.kommersant.ru/doc/1641036 (data obrashhenija: 11.05.2021).

32. Chernenko, E. Rossija ogranichivaet poljarnyj krug / E. Chernenko. - Tekst: jelektronnyj // Kommersant#: [sajt].

- URL: https://www.kommersant.ru/doc/2187264 (data obrashhenija: 11.05.2021).

33. Stenogramma vystuplenija i otvetov na voprosy SMI Ministra inostrannyh del Rossii S.V. Lavrova v hode sovmestnoj press-konferencii po itogam Shestogo zasedanija Arkticheskogo soveta, Norvegija, 29 aprelja 2009 goda.

- Tekst: jelektronnyj // MID RF: [sajt]. - URL: https://www.mid.ru/posledniye_dobavlnenniye/-/asset_publisher/ MCZ7HQuMdqBY/content/id/296130 (data obrashhenija: 11.05.2021).

34. Vystuplenie Predstavitelja Rossii v Komitete starshih dolzhnostnyh lic Arkticheskogo soveta, Posla po osobym poruchenijam A.V Vasil'eva na Mezhdunarodnom Arkticheskom Forume «Arktika territorija dialoga», Moskva, 22-23 sentjabija 2010 goda. - Tekst: jelektronnyj // MID RF: [sajt]. - URL: https://www.mid.ru/web/guest/sovet-gosudarstv-barenceva/evroarkticeskogo-regiona-sber-/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/231238 (data obrashhenija: 11.05.2021).

35. Rossija predlagaet Japonii, Kitaju i Respubliku Koreja prisoedinit'sja k Ministerskoj Deklaracii o predotvrashhenii NNN-promysla v otkrytyh vodah Arktiki. — Tekst: jelektronnyj // Federal'noe agentstvo po rybolovstvu: [sajt]. - URL: https://web.archive.org/web/20180624160400/http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/12998-rossiya-predlagaet-yaponii-kitayu-i-respubliku-koreya-prisoedinitsya-k-ministerskoj-deklaratsii-o-predotvrashchenii-nnn-promysla-v-otkrytykh-

vodakh-arktiki (data obrashhenija: 11.05.2021).

36. Rossija podpisala soglashenie o predotvrashhenii nereguliruemogo promysla v Arktike. - Tekst: jelektronnyj // TASS: [sajt]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/5633940 (data obrashhenija: 11.05.2021).

37. Rossijsko-japonskij NNN v dejstvii. - Tekst: jelektronnyj // Fishretail.Ru: [sajt]. - URL: https://fishretail.ru/news/ rossiysko-yaponskiy-nnn-v-deystvii-337227 (data obrashhenija: 11.05.2021).

38. O podpisanii Rossijskoj Federaciej Soglashenija o merah gosudarstva porta po preduprezhdeniju, sderzhivaniju i likvidacii nezakonnogo, nesoobshhaemogo i nereguliruemogo promysla (NNN-promysla). - Tekst: jelektronnyj // MID RF: [sajt]. - URL: https://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/un/-/asset_publisher/U1StPbE8y3al/content/id/251914 (data obrashhenija: 11.05.2021).

39. Interv'ju pervogo zamestitelja Ministra inostrannyh del Rossii VG. Titova gazete «Izvestija», opublikovannoe 8 fevralja 2019 goda. - Tekst: jelektronnyj // MID RF: [sajt]. - URL: https://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news/-/ asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3505550 (data obrashhenija: 11.05.2021).

Дата поступления /Received 26.08.2021 Дата принятия в печать/Accepted 22.09.2021

© Галимов М.В., Парубочая Е.Ф., 2021. © Galimov M.V., Parubochaya E.F., 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.