Научная статья на тему 'Облачный бизнес: сегодняшнее завтра экономики'

Облачный бизнес: сегодняшнее завтра экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривошапка Ирина

Точного определения, что такое цифровая экономика и электронный бизнес, нет ни у теоретиков, ни у практиков. Трактовки этих терминов еще только формируются, что дает экспертам право дискутировать о сути самого понятия и его основных характеристиках. Участники секции «Цифровая экономика и электронный бизнес», прошедшей в рамках IV Международной научнопрактической конференции «Управленческие науки в современном мире», попытались отразить эту тему в инновационном 4D-формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Облачный бизнес: сегодняшнее завтра экономики»

I

Практика

-М ■

обмен мнениями

Ирина КРИВОШАПКА

бизнес

сегодняшнее завтра экономики

2016 № 6 (99)

Точного определения, что такое цифровая экономика и электронный бизнес, нет ни у теоретиков, ни у практиков. Трактовки этих терминов еще только формируются, что дает экспертам право дискутировать о сути самого понятия и его основных характеристиках. Участники секции «Цифровая экономика и электронный бизнес», прошедшей в рамках IV Международной научно-практической конференции «Управленческие науки в современном мире», попытались отразить эту тему в инновационном 4Б-формате.

эффективное /Антикризисное " гправление

Как отметила к.э.н., профессор, заместитель руководителя Департамента «Менеджмент» Финуниверситета Наталия Линдер, хотя, действительно, устоявшегося термина «цифровой экономики» нет, однако сейчас уже широко признано, что рост цифровой экономики оказывает огромное влияние на всю экономику.

- Например, исследование Boston Consulting Group показало волновое влияние электронного бизнеса, цифровой экономики на розничную торговлю и коммерцию, отмечая «всплески» и «затухания» процессов, - отметила Н. Линдер. - Другие исследования, анализируя влияние цифровой экономики, продемонстрировали, что из-за этого конкуренция становится более глобальной и жесткой. Недавно я обратила внимание на исследования PricewaterhouseCoopers «Новая цифровая экономика: как меняется бизнес», где говорилось о 15 глобальных трендах, из которых более 50% опрошенных компаний выбрали четыре глобальных цифровых тренда: мобильные технологии, бизнес-аналитика, облачные вычисления и социальные медиа. В ходе секции мы представили эти тренды на основе решений наших авторов и попытались ответить на вопросы, которые свойственны каждому из таких проектов.

Аспирант Департамента менеджмента Финуниверситета Александра Погосян выступила с докладом «Концепция построения имитационной модели распространения и принятия платежных сервисов».

- Моя работа связана с изучением процессов распространения инновационных платежных инструментов и факторов, влияющих на этот процесс, - отметила А. Погосян. - Я создала имитационную модель процесса распространения платежных сервисов, которая применяется для управления инновационным процессом.

Автор рассмотрела модель рынка платежных услуг, на котором присутствуют традиционные и инновационные платежные инструменты и в определенный момент времени на него выводится новый платежный сервис. Модель должна использоваться для управления инновационным процессом и позволит повысить точность прогнозирования дохода и оценки экономической эффективности проекта.

- Статистические исследования показывают, что различные группы потребителей очень по-разному воспринимают платежные сервисы, - отметила Погосян. - Согласно данным Банка России по использованию мобильных устройств для осуществления платежей, в возрастной группе от 18 до 24 лет не планируют использовать 51 процент потребителей; в группе более 60 лет - 90 процентов.

Автор также выделила несколько блоков в общей схеме модели платежных сервисов, которые заставляют потребителя выбрать именно эту модель, принять решение о пользовании и осуществить платеж.

Виртуальные платежи и деньги давно стали неотъемлемой частью жизни людей во всем мире. Однако легко ли цифровая

Александра

погосян

Практика обм ■

обмен мнениями

Амир ХАСАНОВ

валюта прижилась в сознании людей, которые веками пользовались купюрами и монетами и есть ли будущее у тех и других? По словам д.э.н., профессора Департамента «Экономическая теория» Финуниверситета Ольги Николай-чук, несмотря на то что со времен первого предложения криптова-люты прошло уже около 20 лет и весь мир знает, что такое Вксот, Центральный банк России говорит о том, что виртуальная валюта не имеет никакой юридической силы под собой, Генеральная прокуратура тоже заявляет, что единственным законным платежным средством в нашей стране является российский рубль и ни о каких биткоинах речи быть не может.

О. Николайчук сделала краткий экскурс развития криптовалют, представив теоретическое осмысление нового вида цифровых денег. Поскольку пока в мире нет единой трактовки крип-товалюты, то в одних источниках она трактуется как валюта, в других - как товар либо сырье.

- Европейский Союз не принял определенного закона относительно статуса биткоин как валюты, - пояснила Николайчук. - В октябре 2012 г Европейский Центральный банк выпустил отчет о виртуальных схемах валюты, который затрагивает систему биткоина и кратко анализирует ее правовой статус в соответствии с существующим законодательством ЕС. 13 декабря 2013 г. Европейская банковская организация, контролирующий орган ЕС, ответственный за уведомление учреждений ЕС о банковском деле, регулировании электронных денег и платежах, выпустила предупреждение об опасностях, связанных со сделками, такими, как покупка, хранение или торговля виртуальной валютой. Европейская банковская организация указала, что, поскольку биткоин не регулируется законодательно, потребители не могут быть защищены, а значит, подвергаются риску потерять свои деньги.

На сегодняшний день в Германии установлен правовой статус биткоина как частных денег и разрешен безналичный расчет (в данной криптовалюте) на территории ФРГ. В Хорватии по решению Национального банка криптова-люты могут легально использоваться в стране,

но не считаются законным платежным средством. В Японии пока еще идет разработка норм налогообложения на криптовалютные операции и изучение криптовалют на основе биткойна. Таиланд запретил все операции с криптовалюта-ми, за исключением их обмена на национальную валюту. В Китае также запрещены любые операции с криптовалютами для банковских учреждений и их работников, для обычных граждан запрета нет. В США криптовалюты рассматриваются как имущество и подчиняются соответствующему налогообложению. В Болгарии все операции с криптовалютами облагаются налогом по ставке 10 процентов.

В целом отношение государств к криптова-лютам очень разное. Есть как явное поощрение -в Австралии, Германии, Нидерландах, Новой Зеландии, Сингапуре, некоторых штатах США, различных офшорах, так и серьезные ограничения, способные перерасти в запретительные меры, -это Индонезия, Китай, Россия, Украина. На прямые запреты решились только в Боливии и Эквадоре. Многие правительства выбрали линию наблюдения с осторожным оптимизмом - это большинство стран Евросоюза, Великобритания и Швейцария, федеральное правительство США, Канада, Япония и страны Юго-Восточной Азии. В большинстве развитых стран финансовое законодательство адаптируется для регулирования криптовалют, и вскоре этот вопрос будет решен.

Профессор О. Николайчук отметила наиболее значимые признаки криптовалюты, такие, как децентрализованность, анонимность и необеспеченность гарантиями. Предложены два возможных сценария развития событий вокруг крип-товалюты в России. Первый - запретительный, а второй - регулирующий. По мнению докладчика, криптовалюту не нужно запрещать, а следует изучать, а затем начать поэтапно регулировать.

Пожалуй, одним из самых простых изменений во взаимоотношениях людей с деньгами стали мобильные технологии - инструменты, которые тоже вызывают множество споров, несмотря на их относительную доступность.

Ассистент Департамента «Менеджмент» Финуниверситета Амир Хасанов рассказал об «Инструментах вывода на рынок игровых приложений», представив результаты эмпирического исследования «Методика выбора варианта реализации стратегии вывода на рынок нового продукта (на примере рынка мобильных приложений)».

По словам автора, актуальность данного исследования определяется характеристиками рынка мобильных приложений как быстрорастущего и обладающего большим потенциалом роста.

2016 № 6 (99)

Новизна состоит в предложенной классификации типов пользователей по критерию частоты скачивания, что позволило обосновать и предложить методику выбора стратегии вывода нового приложения на рынок. Целью исследования А. Ха-санов ставил оценку развития рынка мобильных приложений России и создание универсальной методики вывода нового мобильного приложения на рынок.

Автор считает, что на выбор стратегии вывода на рынок нового приложения влияет ряд факторов, например ниша приложения, цель разработчика/издателя приложения, величина бюджета на продвижение и масштаб аудитории. На реализацию стратегии вывода на рынок нового приложения влияют фактор межличностных коммуникаций, свойства приложения, стоимость приложения, географический фактор и популярность приложения (присутствие в ТОПе магазина, оценка и отзывы). В ходе опроса более 200 жителей Москвы в возрасте от 20 до 35 лет, использующих мобильные приложения с разной частотой, было установлено, что в зависимости от частоты скачивания новых приложений на первый план выходят разные факторы.

Рынок мобильных приложений как во всем мире в целом, так и в России в частности растет стремительными темпами. Годовой рост за 3 года составил 428 процентов, и в 2016 году объем рынка составил 1,3 млрд долл. За это же время российский рынок вырос более чем в 5 раз. По словам Амира Хасанова, российский рынок мобильных приложений является развивающимся, молодым рынком с большим потенциалом роста. Перспективными направлениями для вывода приложения сегодня являются онлайн-туризм и торговля. Существуют 3 основные стратегии, позволяющие выводить новое мобильное приложение на рынок, - стратегия вывода в ТОП, стратегия Installs и Target. Их использование определяется целями и задачами разработчика.

- В качестве направлений дальнейшего исследования выделим изучение типов пользователей и выделение новых критериев для их классификации, - подытожил Амир Хаса-нов. - Понимание ценностей и потребностей потребителя (пользователя) может стать ключом к успешной реализации выбранной стратегии вывода приложения на рынок. Кроме того, следует сконцентрироваться на поиске новых, более совершенных моделей монетизации приложений, не создающих барьеров к принятию приложения потребителем.

Ассистент Департамента «Менеджмент» Финуниверситета Степан Алекса свое высту-

Светлана КРИВОРУЧКО

пление посвятил инструментам оценки эффек- Эффективное тивности разработки и внедрения мобильных „

„ д F ¿Антикризисное

приложении. Автор заметил, что по показателю ^^ г загрузок приложении Российская Федерация входит в пятерку крупнейших рынков мобильных приложении, но при этом по показателю доходов РФ не попадает даже в десятку лидеров (Ретроспективный отчет App Annie за 2015 год, стр. 70) Лидирующую позицию по загрузкам впервые в 2015 году занял Китай, опередив неизменного лидера с момента зарождения мобильных приложений - США.

- Многие компании, разрабатывая приложения, сталкиваются с очень важными проблемами: оценкой эффективности самой разработки приложения и оценкой эффективности его внедрения, -подчеркнул С. Алекса. -Я выявил наиболее подходящий метод оценки

эффективности разработки мобильного приложения - Use Case (сценарий использования) - это описание поведения системы, когда она взаимодействует с кем-то (или чем-то) из внешней среды. Другими словами, сценарий использования описывает, «кто» и «что» может сделать с рассма^ триваемой системой или что система может сде лать с «кем» или «чем».

Секция представила лишь часть авторских технологий, способных пусть и не в одночасье, но решить многие проблемы современного пользователя как частного лица и крупных компаний как юридических лиц. Вопросов к новым продуктам пока еще много. И дело даже не в том, что их интеллектуальное и техническое наполнение не совпадает с нашими представлениями о комфортном программном продукте. Важнее то, что для начала нам нужно

научиться принимать все новое, а затем осваивать алгоритмы работы с такими технологиями, общаясь на «ты» с искусственным интеллектом.

Степан АЛЕКСА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.