УДК 338 ББК 65
DOI 10.24411/2414-3995-2018-10050 © А.В. Токолов, 2018
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Александр Владимирович Токолов,
аспирант кафедры административного и финансового права Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) (117638, Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1)
Аннотация. Рассмотрены геополитические, финансово-экономические и научно-технологические аспекты цифровой экономики. Рассмотрена технология блокчейн, ее принципы функционирования и сферы применения. Приведены примеры решения распространенных проблем в сфере он-лайн платежей и конфиденциальности данных.
Ключевые слова: цифровая экономика, блокчейн, информационные технологии, криптовалюта, биткоин.
FEATURES OF APPLICATION OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY IN THE DIGITAL ECONOMY
Aleksandr V. Tokolov,
Postgraduate Student of the Department of Administrative and Financial Law All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) (117638, Moscow, ul. Azovskaya, d. 2, korp. 1)
Abstract. The article deals with geopolitical, financial, economic, scientific and technological aspects of the digital economy. The technology of blockchain, its principles of functioning and scope of application are considered. Examples of solutions of typical problems in the field of online payments and data privacy are given.
Keywords: digital economy, blockchain, information technology, cryptocurrency, bitcoin.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Токолов А.В. Особенности применения блокчейн-технологии в цифровой экономике. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):259-61.
В настоящее время цифровая экономика в России официально определяется как «экономическая деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа в сравнении с традиционными формами управления позволяет значительно повысить эффективность различных видов продукции, технологий, оборудования, хранения, реализации, поставки товаров и услуг» [1].
В цифровой экономике на первом месте стоят не товары, а услуги, которые возникают в процессе работы информационных систем. В то же время человеческое мышление, сознание, дискурсы и коммуникации образуют виртуальную субстанцию, которая часто существует независимо от воли и сознания человека. Вещество, полученное компьютерной программой, невозможно отделить от этой программы, однако, в отличие от материальной вещи, оно может стать собственностью нескольких лиц, в том числе и неопределенного круга. Поэтому
остаются вопросы о применимости имущественных прав к виртуальному веществу, не имеющему материального прототипа, его создателю, стоимости и причиненного им вреда, а также ответственности за причиненный вред. В связи с этим возникает необходимость обеспечения правового регулирования отношений в сфере информационных и иных виртуальных субстанций [2].
Анализируя этапы становления информационного общества, Мануэль Кастельс отметил, что «интернет родился в результате, казалось бы, невероятного пересечения интересов науки, военных исследований и Либертарианской культуры» [3].
Перефразируя это утверждение, можно утверждать, что цифровое общество и цифровая экономика рождаются в России благодаря пересечению интересов государства, муниципального управления, крупного бизнеса и росту общественного интереса к информационным услугам. Это подтверждают правительственные документы,
исследования ученых и мнения представителей бизнеса [4].
Согласно общему мнению многих, важнейшей проблемной областью в развитии цифрового общества и цифровой экономики являются виртуальные валюты (криптовалюты), производство и обращение которых основано на технологии блокчейн.
Одной из форм реализации цифровой экономики является технология блокчейн и криптова-люта.
На сегодняшний день в мире создано более 2 000 криптовалют, общая капитализация некоторых из которых превышает десятки триллионов долларов США.
Международные органы финансового мониторинга дают следующее определение криптовалюты: «виртуальная валюта-это цифровое выражение стоимости, которой можно торговать в цифровом виде и которая функционирует как средство обмена и/или расчетной валюты и/или средство хранения стоимости, но не имеет статуса платежного средства в любой юрисдикции» [5].
Криптовалюты классифицируются следующим образом.
В зависимости от анонимности — полностью анонимно, условно анонимно, открыто.
В зависимости от уровня капитализации- высоко капитализируется (с 5 млрд долл.), в среднем капитализируется (от 1 до 5 млрд долл.), с низкой капитализацией (от 0,1 до 1 млрд долл.), микрокапитализация (до 100 млн долл.).
В зависимости от источника выбросов — условно централизованный и децентрализованный.
В зависимости от обращения — торгуется на бирже и не торгуется на бирже.
В зависимости от цели использования — повсеместное (как платежное средство), обслуживание технологии блокчейн путем проведения транзакций в рамках закрытой системы.
В зависимости от законности обращения — законное, незаконное, не регулируемое государством.
В Германии биткоины (самая надежная крипто-валюта) были классифицированы как частные деньги в 2013 году и признаны расчетной единицей; продажа биткоинов облагается НДС, а любая прибыль
от биткоин транзакций облагается подоходным налогом.
В Швейцарии к криптовалютам применяются те же правила, что и к иностранным валютам.
В Сингапуре транзакции биткойнов приравниваются к облагаемым налогом операциям с товарами и услугами с 2014 года.
В октябре 2015 года, согласно решению Европейского суда, операции в биткоинах классифицируются как платежные операции с валютами и не облагаются НДС.
В Японии с апреля 2016 года биткоин является легальным платежным средством, в обращении которого осуществляется регистрация операторов, обменивающих криптовалюты на реальные деньги, провайдеры этих сервисов проверяют транзакции (в том числе и данные клиентов) и сообщают о тех, которые вызывают подозрения, хранят протоколы проверки. Япония защитила права покупателей и продавцов криптовалют. В стране разделено управление денежными активами и криптовалютами, предусмотрены обязательства по аудиту криптова-лют, введены процедуры по работе с претензиями, операции по обмену криптовалют на деньги освобождены от НДС. (НДС взимается при использовании криптовалюты в качестве платежного средства. Вопрос налога на прибыль и корпоративного налога, взимаемого с операций с использованием крип-товалют, пока не решен).
В Китае биткои — транзакции запрещены для банков, но разрешены для физических лиц, в то время как Китай является лидером в области майнинга (производства) биткоинов.
Если по законодательству США криптовалюта классифицируется как класс физических товаров, то по законодательству Китая это цифровой продукт. Криптовалюта введена в финансовый оборот в Великобритании, Финляндии, Швеции, Гондурасе, Маврикии и на острове Мэн и ряде других стран.
Появление цифровой экономики вынуждает банки, финансовые институты, институты развития и государство принимать активное участие в процессе разработки проектов с использованием крип-товалют.
В банковском секторе наблюдается заметная озабоченность растущей популярностью биткоина
260
Вестник экономической безопасности
№ 4/2018
как ведущей криптовалюты. Банки, с одной стороны, не хотят признавать существование биткоина и препятствовать его институционализации, с другой стороны, проводят исследования по использованию этой технологии для повышения эффективности своей деятельности. Например, в Японии несколько банков создали блокчейн-консорциум для повышения качества финансовых транзакций путем ускорения процессов обмена криптовалютами и создания эффективной платформы для конверсионных операций.
Многие публикации раскрывают противоречивый характер использования криптовалют в банковском секторе. В то же время банки видят большие возможности, благодаря которым они будут экономить миллионы долларов в год, используя гораздо более быструю, более экономичную и безопасную альтернативу существующей инфраструктуре, ставшую возможной благодаря виртуальным валютам [6].
Инновация блокчейна заключается в том, что пользователи биткоина имеют возможность формировать безопасные финансовые транзакции без участия финансовых посредников. Из-за этого прогнозируется существенный рост оборота криптовалюты.
Так, по данным Gartner, к 2020 году оборот финансового бизнеса на базе технологии блокчейн может превысить 10 млрд лолл. [7].
В России биткоин не имеет правового статуса. Однако в июле 2015 года президент России Владимир Путин разрешил использовать криптовалюты в качестве формы оплаты по некоторым направлениям.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» операции, связанные с приобретением или продажей криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и(или) валюта Российской Федерации, валютные операции и должны осуществляться через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках. Федеральная налоговая служба отмечает отсутствие в стране методов контроля за деятельностью операторов (эмитентов и обменников) криптовалют, что связано с пробелами в законодательстве в части
определения категорий объектов и субъектов контроля, необходимых для получения налоговыми органами информации о сделках с криптовалю-тами.
Таким образом, следует отметить, что в России, как и в большинстве стран мира, отсутствует государственное регулирование криптовалют. В связи с этим можно прогнозировать, что расширение его использования приведет к непредвиденным угрозам и рискам, преодоление которых, тем не менее, будет способствовать развитию цифровой экономики.
Литература
1. Намиот Д.Е., Куприяновский В.П., Стягов С.А. Инфокоммуникационные сервисы в умном городе // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4, № 4.
2. Ledger Technology: beyond block chain. A report by the UK Government Chief Scientific Adviser / Government Office for Science, 2016.
3. Distributed ledger technology in payments, clearing, and settlement / Finance and Economics Discussion Series 2016-095. Washington: Board of Governors of the Federal Reserve System, 2016. https://doi.org/10.17016/FEDS.2016.095. URL: https:// www.federalreserve.gov/econresdata/feds/2016/ files/2016095pap. pdf
4. Японский банковский сектор создает blockchain консорциум [23.08.2016]. URL: https:// bankcomat.com/news/Japonskijbankovskij-sektor-sozdaet-blockchain-konsorcium.html
5. Вейнбер Н. Десятка прогнозов Gartner: цифровая революция продолжается [24.10.2016] // Computerworld Россия. URL: http:// www.computerworld.ru/articles/Desyatka-prognozov-Gartnertsifrovaya-revolyutsiya-prodolzhaetsya
6. Путин объявил переход России на «цифровую экономику» [1.12.2016] // CNews. URL: http://www.cnews.ru/news/top/2016- 12-01_poslanie_ federalnomu_sobraniyu_putin_nastaivaet
7. Путин объявил переход России на «цифровую экономику» [1.12.2016] // CNews. URL: http://www.cnews.ru/news/top/2016-12-01_poslanie_ federalnomu_sobraniyu_putin_nastaivaet