Научная статья на тему 'ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ'

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1087
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SAAS / PAAS / IAAS / ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ОБЛАКАХ / ПРОГРАММА-КЛИЕНТ / ОБЛАКО DROPBOX / LEARNING PROCESS / TEACHERS / STUDENTS / CLOUD TECHNOLOGIES / SAAS / PAAS / IAAS / CLOUD STORAGE / CLIENT PROGRAM / DROPBOX CLOUD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Эдуард Григорьевич

В статье представлен многолетний опыт использования облачных технологий в учебном процессе Академии социального управления (АСОУ). Начиная с 2014 года преподаватели кафедры информационных технологий АСОУ используют в учебном процессе облачный сервис Dropbox. Выбор облака Dropbox обусловлен прежде всего тем, что в этом сервисе можно регистрироваться пользователям с любыми почтовыми аккаунтами. Применение облачных технологий в учебном процессе вуза оказалось особенно актуальным сегодня - в условиях пандемии COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLOUD TECHNOLOGIES IN EDUCATION

The article deals with many years’ experience of using cloud technologies for learning and teaching at the Academy of Public Administration. Since 2014, the Chair of Information Technology of the Academy has been using the Dropbox cloud service for educational purposes. The choice of the Dropbox cloud is primarily due to the fact that it available for users with any email accounts. In addition, at the moment this is the most “equipped” cloud for educational needs. Cloud technologies have become particularly topical in the light of COVID-19 pandemic.

Текст научной работы на тему «ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

Инновационные технологии в области профессионального образования

УДК 378.147

Э. Г. Назаренко

Облачные технологии в образовании

Аннотация

В статье представлен многолетний опыт использования облачных технологий в учебном процессе Академии социального управления (АСОУ). Начиная с 2014 года преподаватели кафедры информационных технологий АСОУ используют в учебном процессе облачный сервис Dropbox. Выбор облака Dropbox обусловлен прежде всего тем, что в этом сервисе можно регистрироваться пользователям с любыми почтовыми аккаунтами. Применение облачных технологий в учебном процессе вуза оказалось особенно актуальным сегодня — в условиях пандемии COvID-19.

I Ключевые слова: учебный процесс; преподаватели; студенты; облачные технологии; SaaS, PaaS, IaaS, хранение информации в облаках; программа-клиент; облако Dropbox.

E. G. Nazarenko

Cloud technologies in education

Abstract

The article deals with many years’ experience of using cloud technologies for learning and teaching at the Academy of Public Administration. Since 2014, the Chair of Information Technology of the Academy has been using the Dropbox cloud service for educational purposes. The choice of the Dropbox cloud is primarily due to the fact that it available for users with any email accounts. In addition, at the moment this is the most “equipped” cloud for educational needs. Cloud technologies have become particularly topical in the light of COVID-19 pandemic.

I Keywords: learning process; teachers; students; cloud technologies; SaaS, PaaS, IaaS; cloud storage; client program; Dropbox cloud.

В процессе подготовки статьи об опыте использования облачных технологий (далее, облаков) в учебном процессе автор просмотрел в eLibrary содержание многих выпусков педагогических журналов, особенно за последние

годы, и был удивлен почти полным отсутствием публикаций на эту тему. При этом, на взгляд автора, будущее образования всё больше и больше будет связано именно с облачными технологиями.

64

Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2020

Одна из причин этого «технологического разрыва» описана в статье В. И. Загвязинского и Т. А. Строковой, в которой поднимается одна из наиболее актуальных проблем современного образования — «неприятие школьными учителями новаций, число которых в последнее время в связи с активизацией процессов модернизации, обновления содержания, методов и форм обучения заметно увеличилось» [4].

Эта проблема актуальна и для педагогов высшей школы. И конкретно. Впервые автор статьи выступил с докладом об облачных технологиях на методическом совете АСОУ в сентябре 2012 года, а с сентября 2013-го все студенты 1-го курса по всем дисциплинам кафедры информационных технологий уже использовали в учебном процессе облако Dropbox. В настоящее время студенты всех курсов очного и заочного обучения бакалавриата и магистратуры по всем дисциплинам информационных технологий используют в учебном процессе облако Dropbox. То есть все студенты АСОУ, начиная с 2013/14 учебного года были подготовлены к использованию облаков по всем дисциплинам на всех кафедрах АСОУ.

Опыт использования облаков на кафедре информационных технологий АСОУ был представлен на конференциях [Там же] и детально был изложен в публикациях [3].

К сожалению, несмотря на доклады, публикации и предложения, «заразить» всех коллег этой облачной «болезнью» не удалось. Даже на самой кафедре информационных технологий в начале пути пришлось использовать административный ресурс для внедрения новой технологии по всем дисциплинам всеми преподавателями кафедры.

Так что, кроме фактора, приведенного в публикации В. И. Загвязинского и Т. А. Строковой [4], важную роль в продвижении инноваций играет и административный ресурс. Хорошим примером использования административного ресурса является внедрение в АСОУ электронной платформы поддержки образования на базе Moodle. Используемая в АСОУ электронная платформа на базе Moodle по сравнению с облачными технологиями — это, конечно же, тяжелая артиллерия, достаточно сложная для освоения преподавателями, не специализирующимися в области ИТ.

Облачные сервисы появились относительно недавно, наиболее популярные у Apple, Google, Yandex и Mail.ru — в 2011-2013 годах. И вот что интересно. Все перечисленные ИТ-гиганты встроили облака в свои почтовые сервисы, но многие пользователи почты игнорируют находящиеся «под рукой» облака [5].

Напомним, что «облачные сервисы — это модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа “по мере необходимости” к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (сетей, серверов, систем хранения, приложений и сервисов), которые могут быть быстро предоставлены и быстро освобождены с минимальными усилиями по управлению и необходимостью взаимодействия с провайдером услуг» [2].

При этом различают три типа облачных услуг:

1. SaaS: Software as a Service. Программное обеспечение как услуга.

2. PaaS: Platform as a Service. Вычислительные ресурсы как услуга.

3. IaaS: Infrastructure as a Service. Полная инфраструктура как услуга.

Наш «облачный» опыт связан со вторым типом облачных услуг — PaaS, т. е. с использованием облачных хранилищ данных у удаленного провайдера. Среди основных преимуществ облачных хранилищ данных выделяют следующие:

1. Возможность доступа к вашим данным с любого компьютера, планшета, коммуникатора, имеющего выход в Интернет, в любое время в любом месте.

2. Возможность организации совместной работы с данными несколькими пользователями, находящимися где угодно, в том числе в разных странах и на разных континентах.

3. Высокая надежность сохранения данных, даже в случае аппаратных сбоев.

4. Отсутствие платы за неиспользуемые ресурсы, в частности аренду сервера (клиент платит только за то место в хранилище, которое фактически использует).

5. Сокращение общих издержек производства на приобретение, поддержку и обслуживание собственной инфраструктуры по хранению данных.

6. Обеспечение всех процедур по резервированию и сохранению целостности данных провайдером облачного центра без участия клиента.

В статье не обсуждаются подробно преимущества первого типа облачных услуг — Saas: Software as a Service — ввиду незначительного на настоящее время опыта его использования в АСОУ. Но эти преимущества очевидны. Арендовать программное обеспечение на две недели для изучения студентами очень дорогой профессиональной программы, такой как, например, ^llFusion Process Modeler, изучаемой в АСОУ по специальности «Менеджмент» только на 4-м курсе, на порядок

Назаренко Э. Г.

Облачные технологии в образовании

65

дешевле, чем ее купить и потом еще и «докупать» обновления.

Приведенный выше пример показывает жизненную необходимость перехода от покупки «коробочных» версий нужных программ к облачным версиям. Для АСОУ представляют интерес приложения фирмы 1С. На сайте https://1cfresh.com/ этой фирмы предлагаются облачные решения для коммерческих организаций, для госучреждений и для учебных заведений. При этом для учебных заведений приложения предлагаются бесплатно в случае включения этих программных продуктов в учебные планы и учебные программы. Для АСОУ облачный вариант интересен для таких приложений, как 1С: Университет, 1С: ERP, 1С: Управление нашей фирмой, 1С: Зарплата и управление персоналом, 1С: Документооборот 8, 1С: Предприятие 8. Турагентство, 1С: Предприятие 8. Отель, 1С: Музейный каталог.

Чтобы начать работать в облаке с перечисленными выше приложениями 1С:, ничего не нужно устанавливать на компьютер. При этом всю работу по обновлению и поддержке приложений выполняет фирма «1С». И главное, перечисленные программы доступны через Интернет в любом месте в любое время — в режиме 24/7.

По данным фирмы Cloud Technology, выгода от аренды в облаке двух самых популярных продуктов, 1С:Бухгалтерия и 1С:ЗУП, на три года для пяти пользователей составляет 359%, а экономия — более 440 тыс. рублей [7].

На кафедре информационных технологий АСОУ использование облаков в учебном процессе началось в отдельных группах в 2012/13 учебном году, т.е. практически одновременно с появлением наиболее популярных «русскоязычных» облачных сервисов.

Проведенный нами анализ всех доступных в 2012 году облаков позволил обоснованно выбрать для использования в учебном процессе облачный сервис Dropbox, который был одним из первых публичных облаков. Так почему именно Dropbox?

1. Облако Dropbox не «привязано» к конкретному почтовому аккаунту, т. е. в нем можно работать с группой учащихся, студентов, коллег и т. д., имеющих разные почтовые аккаунты (на практике до пяти разных в одной группе студентов). Другие облачные сервисы «привязывают» пользователей к своим экосистемам путем регистрации в облаке через свой почтовый сервис.

2. В Dropbox простая регистрация и простой понятный интерфейс. Поскольку облако Dropbox одно из первых публичных облаков, оно пре-

красно «обустроено». Число пользователей Dropbox приближается к одному миллиарду человек, и около десяти миллионов компаний используют Dropbox. Это облако очень популярно у студентов и преподавателей по всему миру [1].

3. Важный для учебного процесса сервис Dropbox — возможность организовать чат со студентом посредством функции «Комментарий» при обсуждении конкретного файла студента в режиме онлайн.

4. Объём бесплатной памяти — 2 Гбайт, который легко наращиваются бесплатно до 20 Гбайт. Семилетний опыт «эксплуатации» облаков в классе с группами студентов всех четырех курсов бакалавриата и магистратуры показал, что двух Гбайт достаточно для учебных файлов.

5. Один из новых сервисов — возможность создавать два независимых облака Dropbox, каждое со своим почтовым аккаунтом на одном персональном компьютере: «Личное» (своё) и «Общее» (например, кафедра или группа). При этом каждое — от двух до 20 Гбайт.

6. Dropbox интегрирован с MS Office. Интеграция позволяет открывать файлы Microsoft Office, сохранённые в вашем аккаунте Dropbox, редактировать их через приложения MS Office и сохранять изменения прямо в Dropbox.

7. Dropbox интегрирован с Google — почтовые вложения Gmail легко сохраняются непосредственно в Dropbox в выбранной папке.

8. Dropbox позволяет скачивать с сайта облака не только файлы, но и папки целиком с автоматическим сжатием. Для ещё более надежного хранения можно организовать периодическое скачивание важных папок Dropbox в сжатом виде, например, на Mail.ru диск (объём один Тбайт у автора статьи).

9. Dropbox позволяет запрашивать и получать файлы размеров до двух ГБ от кого угодно, независимо от наличия у источника облака Dropbox.

10. Dropbox дает возможность восстанавливать удаленные файлы и версии файлов в течение 30 дней. В платной версии сервиса ($99/год) срок хранения неограничен, объем памяти — один Тбайт и несколько новых полезных сервисов, например, удаленное стирание информации с потерянных устройств.

11. Наконец, облачный сервис Dropbox — основной, а не побочный продукт одноименной фирмы, в то время как облака других фирм являются дополнительным сервисом. По этой причине он самый «обустроенный» по срав-

66

Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2020

нению с другими, даже такими, как OneDrive у Microsoft и Google Drive у Google.

Для регистрации в облаке достаточно зайти на сайт этого облачного сервиса www.dropbox.com, ввести в окне регистрации своё имя и фамилию, адрес своей электронной почты в любом вашем аккаунте и любой пароль, принять щелчком мыши условия обслуживания Dropbox — и вы в облаке!

После процедуры регистрации появится приглашение скачать программу-клиент Dropbox, чтобы создать одноименную локальную папку, с которой можно работать как с любой «обычной» папкой, «забыв» о сайте облака. После скачивания программы-клиента Dropbox в Области уведомлений Панели задач на Рабочем столе Windows (внизу справа) появляется значок-логотип облака. Щелчком мыши по этому значку открывается меню, в котором можно выбрать либо сайт облака, либо локальную папку облака. В этом же меню есть список недавно измененных файлов для быстрого перехода к нужному файлу. Если локальная папка не создана при регистрации, ее можно создать из именного меню на сайте облака командой «Установить».

Рассмотрим кратко технологию создания облачной структуры учебного процесса и основные преимущества организации учебного процесса с использованием облаков.

1. Каждый студент группы регистрируется на сайте www.dropbox.com на любом компьютере, планшете или смартфоне — создает свое облако Dropbox, используя свой аккаунт в любом своем почтовом сервисе.

2. Студент загружает программу-клиент облака Dropbox на свой домашний компьютер (ноутбук, планшет, смартфон).

3. Факт создания локальной папки контролируется преподавателем в настройках облака студента в классе (Именное меню — Настройки — Безопасность — Устройства). Это важно и оценивается в баллах.

4. Преподаватель регистрируется на сайте www. dropbox.com — создает свое облако Dropbox на своем кафедральном и домашнем компьютере, используя свой аккаунт в любом своем почтовом сервисе.

5. В своем облаке каждый преподаватель создает: • общую папку конкретной группы студентов

под именем, например, «Общая У1911», с доступом преподавателя и всех студентов этой группы; в этой папке размещаются лекции, учебные материалы, учебные пособия, рекомендации, тесты и другие материалы, необходимые для учебного процесса;

• именные папки студентов группы под их фамилией и инициалами с доступом преподавателя и конкретного студента группы; в этой папке студент создаёт тематические папки, куда будет загружать результаты своей работы по всем темам учебной программы.

В облаке студента и на всех устройствах, где установлена программа-клиент облака студента, автоматически появляются созданные преподавателем в облаке каждого студента общая папка группы и общая с преподавателем личная именная папка (подробнее о создании структуры облачных папок для учебных групп, включая общие папки для группы и для каждого студента, см.: Друшля-ков Г. И., Мокрова Н. В., Назаренко Э. Г., Назаренко А. Э. «Практический опыт использования облачных технологий в учебном процессе» [6] и Друшляков Г. И., Мокрова Н. В., Назаренко Э. Г. «Облачные технологии в образовании. Опыт Академии социального управления» [3]).

Автор статьи в любое время из любого места с любого компьютера имеет доступ к облачным папкам студентов всех групп начиная с 2013/14 учебного года и до настоящего времени. Отметим, что это особенно важно в условиях карантина и самоизоляции.

В этом месте хотелось бы подчеркнуть важную мысль о том, какой категории студентов больше других нужно использовать облака? С нашей точки зрения, а она подтверждена многолетним опытом работы, это студенты-заочники и магистранты. У первых доля самостоятельной работы — около 90% программы, у вторых — около 75% программы обучения. Только облака позволяют обеспечивать качественный контроль такого большого объема самостоятельной работы. Справедливости ради стоит отметить, что и у студентов очного отделения сегодня доля самостоятельной работы составляет от 50% и выше.

Сервис Dropbox постоянно развивается. Объём статьи не позволяет описать все новые возможности этого облачного сервиса, такой, например, как Paper — сервис для совместной работы над документами. Приведём лишь перечень основных возможностей Dropbox.

Итак, облако Dropbox позволяет:

• получать доступ к файлам в любом месте, в любое время и с любого устройства (компьютер, планшет, коммуникатор);

• иметь общие папки для доступа к файлам с возможностью редактирования;

• совместно работать с файлами с разных компьютеров, получая комментарии и сообщения онлайн;

Назаренко Э. Г.

Облачные технологии в образовании

67

• синхронизировать и выборочно синхронизировать файлы;

• изменить или сбросить пароль Dropbox, адрес электронной почты, имя пользователя или другие настройки аккаунта;

• загружать фото с телефона или планшета;

• предоставлять доступ только для просмотра;

• показывать и просматривать видео, использовать функцию загрузки с камеры Dropbox;

• перемещать файлы между личным аккаунтом Dropbox и аккаунтом Dropbox Business;

• переместить папку Dropbox на компьютере в новое место;

• отслеживать все последние изменения в Dropbox;

• восстанавливать удалённые за последние 30 дней файлы и версии файлов;

• организовывать обсуждение документа (файла) в режиме чата онлайн.

Использование облачного сервиса Dropbox в

учебном процессе при реализации образовательных программ высшего образования в течение семи лет показало, что облака позволяют существенно повысить качество учебного процесса за счёт:

• обеспечения непрерывности обучения с использованием этой дистанционной формы: ВУЗ — транспорт — ДОМ — транспорт — РАБОТА — транспорт — ОТДЫХ — транспорт — БОЛЕЗНЬ (наши студенты, проживающие в Московской области, много времени проводят в транспорте);

• обучения дистанционно вне вуза в любом месте в удобное для студента время;

• постоянного качественного контроля дистанционной работы студента в удобное для преподавателя время и в любом месте;

• дистанционного обмена информацией между преподавателем и студентом — фактически учебный процесс осуществляется в режиме онлайн непосредственно в облаке (опция «Комментарии» — фактически «чат»);

• фактического увеличения учебного времени без внесения изменений в учебные планы (в классах студенты работают «от звонка до звонка», в облаке звонков нет, но есть непрерывный контроль времени выполнения работ, «присутствия» в облаке и пр.);

• повышения информационно-коммуникационной культуры студентов (начиная с первой лекции об облаках на первом курсе) и их мотивации к обучению (облака — это же так интересно!);

• обеспечения гибкости управления учебным процессом, например, новый преподаватель (при замене преподавателя в группе) имеет в облаке группы всю необходимую информацию (и по группе, и по каждому студенту группы, и по изучаемой теме).

И «вишенка на торте»: «Российские компании массово переходят на облачные вычисления, и этот процесс далек от завершения. По данным аналитиков Xelent, более 42% российских компаний уже используют облака, и еще 34% планируют сделать это в ближайшее время, при этом треть из них ищут подходящее решение уже сейчас» [5].

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Блог Dropbox. — URL: https://blog.dropbox.com/ (дата обращения: 30.06.2012).

2. Википедия. Свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Облачное_хранили-ще_данных (дата обращения: 30.06.2012).

3. Друшляков Г. И. Облачные технологии в образовании. Опыт Академии социального управления / Г. И. Друшляков, Н. В. Мокрова, Э. Г. Назаренко // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 2. — С. 24-32.

4. Загвязинский В. И. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления / В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова // Образование и наука. — 2014. — № 3. — С. 2-22.

5. Исследование: облака завоевывают доверие российского бизнеса. — URL: https://mcs.mail.ru/blog/

xelent-oblaka-zavoevyvayut-doverie-rossiiskogo (дата обращения: 10.01.2020).

6. Практический опыт использования облачных технологий в учебном процессе / Г. И. Друшляков, Н. В. Мокрова, Э. Г. Назаренко, А. Э. Назаренко // Академическая научно-практическая конференция «Научно-исследовательская работа как фактор развития образовательного пространства АСОУ и Московской области»: сборник материалов. — Москва: АСОУ, 2016. — С. 228-240. — URL: http://edu. asou-mo.ru/index.php/sbornik-materialov (дата обращения: 25.12.2016).

7. Сравнение стоимости Покупки и Аренды 1C. —

URL: http://promo.itcloud.pro/wp-content/uploads/

2019/03/Cravnenie-stoimosti-Pokupki-i-Arendy-1C-1.pdf (дата обращения: 10.01.2020).

68

Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2020

References

1. Dropbox blog. Available at: https://blog.dropbox.com (accessed 30 June, 2012).

2. Cloud Storage. Wikipedia. The free encyclopedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Облачное_

хранилище_данных (accessed 30 June, 2012).

3. Drushlyakov G.I., Mokrova N.V., Nazarenko E.G. Cloud technologies in education: experience of the Academy Of Public Administration. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2017, n. 2, pp. 24-32. (In Russian)

4. Zagvyazinsky V. I., Strokova T. A. Resistance to innovation: Essence, preventive measures and ways out. The Education and Science Journal, 2014, n. 3, pp. 2-22. (In Russian)

5. Issledovanie: oblaka zavoevyvaiut doverie rossiisko-

go biznesa. [A survey: clouds gain the trust of Russian business]. Available at: https://mcs.mail.ru/blog/

xelent-oblaka-zavoevyvayut-doverie-rossiiskogo (ac-

cessed 10 January, 2020).

6. Drushlyakov G. I., Mokrova N. V., Nazarenko E. G., Nazarenko A. E. Prakticheskii opyt ispolzovaniia oblachnykh tekhnologii v uchebnom protsesse [Practical experience of using cloud technologies in education]. Akademicheskaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia «Nauchno-issledovatelskaia rabota kak faktor razvitiia obrazovatelnogo prostranstva ASOU i Moskovskoi oblasti»: sbornik materialov [Academic scientific conference «Scientific research as a factor of the development of the educational environment of ASOU and Moscow Oblast»: proceedings]. Moscow: ASOU, 2016. Pp. 228-240. Available at: http://edu. asou-mo.ru/index.php/sbornik-materialov (accessed 25 December, 2016).

7. Sravnenie stoimosti Pokupki i Arendy 1C [1C buying and rental: price scan]. Available at: http://

promo.itcloud.pro/wp-content/uploads/2019/03/ Cravnenie-stoimosti-Pokupki-i-Arendy-1C-1.pdf (accessed 10 January 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.