УДК 004
ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
К. О. Плотко Научный руководитель - Е. Л. Вайтекунене
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматриваются направления использования облачных технологий в образовательном процессе. Раскрывается определение облачных технологий, описываются модели облаков. Представляются основные сервисы на основе облачных вычислений в работе деканата и возможности их применения их в процессе обучения студентов.
Ключевые слова: облачные технологии, модели облаков, облачные вычисления, коммуникации, университет.
USAGE OF CLOUD COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS
K. O. Plotko Scientific Supervisor - E. L. Vaytekunene
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The article considers ways of use of cloud technologies in the educational process. It expands the definition of cloud computing, describes cloud model. Introducing the leading services based on cloud computing in the dean's office and the possibility of their application in the process of student learning.
Keywords: cloud computing, cloud model, cloud computing, communication, university.
В настоящее время информатизация образования является обязательным условием развития общества. Важное место среди новых многочисленных направлений развития образования занимает совершенствование информационных технологий. Оно направлено на развитие информационной среды образовательного учреждения, что предполагает эффективное использование новых информационных сервисов.
Одним из многообещающих направлений развития актуальных на сегодня информационных технологий являются облачные технологии. Под облачными технологиями понимают среду для хранения и обработки информации, объединяющую в себе аппаратные средства, лицензионное программное обеспечение, каналы связи, а также техническую поддержку, которые предоставляются пользователю как интернет-сервис.
Национальный институт стандартов и технологий США (National Institute of Standards and technology - NIST) в статье «The NIST Definitionof Cloud Computing» обозначил облачные вычисления как модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа к конфигурируемым вычислительным ресурсам (например, сетей, серверов, базам данных, приложений и услуг), которые могут быть быстро представлены и освобождены по требованию пользователя с минимальными усилиями по управлению и необходимостью взаимодействия с поставщиком услуг [1].
При построении облака используется одна из базовых моделей: платформа как сервис (PaaS, platformas a service), программное обеспечение как сервис (SaaS, softwareas a service), инфраструктура как сервис (IaaS, infrastructureas a service).
Секция «Информационно-экономические системы»
Платформа как сервис - модель облачных вычислений, которая предоставляет приложения через Интернет. В модели PaaS, поставщик облака поставляет инструменты аппаратного и программного обеспечения, которые необходимы разработки приложений - своим пользователям в качестве сервиса. Провайдер PaaS размещает оборудование и программное обеспечение на собственной инфраструктуре. В результате, PaaS освобождает пользователей от необходимости устанавливать в доме аппаратное и программное обеспечение для разработки или запуска нового приложения. Примером является сервис Google Apps Engine, которые дает возможность разработчикам создавать и устанавливать приложения на языке Python [2].
Программное обеспечение как сервис - модель распространения программного обеспечения, в котором приложения размещаются посредством поставщика услуг и доступны для клиентов по сети, как правило, в Интернете. Простейший пример Saas-сервис - это сервис электронной почты, Mail.Ru, Gmail.
Инфраструктура как сервис включает в себя аутсорсинг оборудования, используемого для поддержки операций, включая, устройства для хранения информации, аппаратное обеспечение, серверы и сетевые компоненты. Такая модель подразумевает бесплатное предоставление ресурсов хранения данных, функций электронной почты и систем совместной работы, что может быть интересным для образовательных учреждений.
Рассмотрим применение облачных технологий коммуникаций на примере работы деканата высшего образовательного учреждения. Работа деканата во многом заключатся в общении с разными кафедрами, отделами и студентами учреждения как внутри вуза, так и за его пределом.
Деканат факультета - это связующее звено между высшим руководством университета, кафедрами и студентами (где проходит основная деятельность преподавателей и студентов).
Технологии коммуникации деканата можно условно разделить на 3 группы: непосредственное общение, общение посредством электронной почты и социальных сетей, телефонная связь.
Обратим внимание на вторую группу - общение посредством электронной почты и социальных сетей. В деканате используется две электронных почты - Mail.Ru и своя внутренняя. Как сообщалось ранее, Mail.Ru - это программное обеспечение как сервис, модель облачных вычислений. Данная почта используется как для общения внутри учреждения, так и для внешних переговоров. Помимо почты, деканат использует сервис Облако Mail.Ru для хранения документов. Облако Mail.Ru - облачный сервис, предоставляемый российской компанией Mail.RuGroup. Данное решение имеет возможность хранить музыку, видео, изображения и другие файлы в облаке и синхронизировать данные на компьютерах, смартфонах или планшетах, а также делиться ими с другими пользователями Интернета. Бесплатный объем хранения данных составляет 25 Гб, за дополнительную плату есть возможность расширить его до 29 Гб. В «Облаке» реализована работа с общими папками и онлайн-редактирование документов, таблиц и презентаций.
Внутренняя почта используется конкретно для внутренних общений между отделами университета. У каждого сотрудника университета есть свой личный почтовый адрес. С помощью легкого и удобного поиска по первой букве фамилии можно найти подходящего получателя сообщения.
Для общения со студентами университета удобно использовать социальную сеть «В контакте»: во-первых, почти каждый студент - пользователь социальной сети; во-вторых, студенческие группы создают сообщества своей группы, где обмениваются разной рода информацией, документами, лекциями; в-третьих, с начала образования любой студенческой группы ведется тесное сотрудничество со старостами групп, через социальную сеть легко и просто оповещать студентов и старост о каких-либо изменениях, вызывать в деканат, сообщать информацию. Среди друзей есть одногруппники и студенты других курсов. Поэтому «ВКонтакте» они выкладывают учебные материалы, задания, расписания и другую информацию по учебному процессу, даже сотрудники деканата общаются со студентами через эту сеть. Аккаунт деканата, созданный в социальной сети, способствует более оперативному общению студентов с деканатом.
Рассмотрев пример применения облачных сервисов для внутренней и внешней коммуникации работы деканата можно сделать выводы о том, что облачные вычисления перспективно развиваются и находят применение и в образовании. Здесь социальная сеть «В Контакте» представляет уже как облачное решение коммуникации между деканатом и студентом.
Касательно развития облачных вычислений в России, во многих регионах идет широкое применение данной технологии для эффективной работы медицинских учреждений, образования, органов государственной власти и т. д., расчет число сфер, куда они внедряются [3].
Библиографические ссылки
1. Mell P., Grance T. The NIST Definition of Cloud Computing v15 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nist.gov/itl/cloud/upload/cloud-def-v15.pdf (дата обращения: 18.03.2016).
2. Rouse M. Platform as a Service (PaaS) [Электронный ресурс]. URL: http://searchcloudcomputing.techtarget.com/definition/Platform-as-a-Service-PaaS (дата обращения: 18.03.2016).
3. Никаноров Р. О., Трубинова Т. С. Облачные технологии : развитие в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : тез. X Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2014. С. 386-387.
© Плотко К. О., 2016