Научная статья на тему 'Обеспечить стабильность бюджетной системы, выполнение государственных обязательств из выступления заместителя Председателя Правительства РФ - министра финансов РФ А. Л. Кудрина'

Обеспечить стабильность бюджетной системы, выполнение государственных обязательств из выступления заместителя Председателя Правительства РФ - министра финансов РФ А. Л. Кудрина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечить стабильность бюджетной системы, выполнение государственных обязательств из выступления заместителя Председателя Правительства РФ - министра финансов РФ А. Л. Кудрина»

Коллегия Федерального

казначейства

обеспечить стабильность бюджетной системы, выполнение государственных обязательств

Из выступления заместителя Председателя Правительства РФ — министра финансов РФ А. Л. КУДРИНА

По словам заместителя Председателя Правительства РФ, министра финансов РФ А. Кудрина, в целом работа Казначейства России за прошлый год оценивается положительно. Сейчас это особенно ощущается, когда с ноября 2008 г. есть снижение доходов бюджетов всех уровней, есть уменьшение оборотной кассовой наличности на счетах казначейств всех уровней. В свое время были консолидированы все расчеты, создан единый счет, только теперь, по мнению Алексея Кудрина, по-настоящему осознается эффективность этих мер. Именно это сейчас позволяет выстоять, когда есть сложности с доходами.

В прошлом году Казначейство России обеспечивало обслуживание бюджетов субъектов всех уровней, муниципальные бюджеты, отметил А. Кудрин, это еще раз говорит о том, что создана система, которая в кризисных ситуациях обеспечивает полную сохранность, целевое назначение использования всех бюджетных средств. Министерство финансов РФ не зависит от бушующих за стенами Федерального казначейства кризисных явлений и может обеспечить все выплаты по государственным заказам, по государственным нуждам, и прежде всего заработную плату и другие социальные платежи.

Министр финансов РФ в целом одобрил 12 главных дел, которые наметило Казначейство России. Среди них дальнейшее совершенствование электронного документооборота, что, по мнению А. Кудрина, абсолютно правильно, технологично и современно. Казначейство РФ, по его словам, сегодня работает на самых современных методиках и электронном обеспечении всех расчетов,

включая электронные подписи и электронный документооборот.

В 2009 г., по словам министра финансов РФ, страна будет жить в особых условиях: бюджетная система федерального уровня, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов будет испытывать проблемы. И Казначейство России вместе с Минфином России и Правительством РФ будет активно их решать.

Прежде всего, А. Кудрин остановился на доходах бюджетной системы Российской Федерации. По прогнозу, падение ВВП в этом году ожидается около 2,2 %. Инфляция составит от 13 до 14 %. Цена на нефть — 41 долл. за баррель. При этом прогнозе доходы федерального бюджета к факту прошлого года снизятся на 31,5 %.

Если, по словам министра финансов РФ, брать прогноз этого года, который строился в благоприятных условиях, когда только частично учитывались негативные процессы, цена на нефть принималась 95 долл. за баррель, то к этому прогнозу доходы снижаются на 42 %. Это, по мнению А. Кудрина, серьезный вызов, который способна выдержать бюджетная система не каждой страны.

По его мнению, федеральный бюджет нашей страны имеет высокую зависимость от нефтегазовых доходов. И последние годы Минфин России и министерства экономического блока создавали систему ненефтегазового баланса бюджета. И сегодня она работает на стабилизацию всей бюджетной системы.

Более того, по словам А. Кудрина, предполагалось, что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния будут поддерживать снижение

2

финансы и кредит

нефтегазовых доходов. Сама конструкция бюджета устроена так, что из Резервного фонда должно компенсироваться только падение нефтегазовых доходов. А получилось, по словам министра финансов РФ, что сегодня Резервный фонд должен страховать все бюджетные доходы, включая и ненефтегазовые, страховать доходы государственных внебюджетных фондов, и прежде всего Пенсионного фонда РФ, страховать доходы бюджетов субъектов Федерации. Получается, что Резервный фонд стал стабилизатором всей бюджетной системы страны, расходов и выполнения всех принятых государством обязательств.

Запас прочности, по мнению министра финансов РФ, позволяет в ближайшие 2 — 3 года иметь «подушку безопасности», не уменьшая расходов по выполнению всех социальных обязательств, позволяет перестроиться и войти в новый тренд по доходам и расходам. Население, получатели услуг государства должны почти не почувствовать этой перестройки. И сегодня, по словам А. Кудрина, принимая новый вызов 2009 г., можно смело планировать новые задачи. Эти задачи связаны со смягчением последствий кризиса для экономики России.

Министр финансов РФ также отметил, что бюджетная система, как раньше, так и сейчас, остается основным ядром экономической политики. Через бюджет видны все основные приоритеты и цели, которые ставит перед собой Правительство РФ и государство.

Нынешний год, по мнению А. Кудрина, оценивается как пик кризиса, хотя кризисные явления могут продолжаться и в 2010 г. Тем не менее он считает, что за счет Резервного фонда можно компенсировать все «выпадающие» доходы и даже увеличить расходы, исходя из целей антикризисной политики. Поэтому Правительство РФ занимается переоценкой бюджета, доходов и расходов. В результате, как отметил Председатель Правительства РФ В. Путин, уровень расходов на 2009 г. не только не сократится, но даже несколько увеличится по сравнению с запланированным.

По словам министра финансов РФ, по сравнению с 2008 г. сохранится прирост расходов. Правительство РФ исходит из того, что при таком снижении доходов и намеченных целей антикризисной политики расходы должны составить около 9,5 трлн руб., это с учетом операций Фонда национального благосостояния. Это выше, чем планировалось в бюджете 2009 г. первоначально, примерно на 500 млрд руб.

По словам А. Кудрина, примерно на 500 млрд руб. увеличиваются расходы, включая операции

Фонда национального благосостояния, которые будут направлены на поддержку банковской системы. Тем самым, используя оба фонда, увеличатся операции государства по поддержке экономики на сумму до 9,5 трлн руб. С учетом снижения доходов дефицит составит около 8 % ВВП.

Если, по мнению министра финансов РФ, рассматривать ситуацию без операций Фонда национального благосостояния, то дефицит может составить около 7,5 % ВВП. Это, по его словам, предельный объем дефицита, который можно позволить. Почему такова предельная величина дефицита?

Кроме целей антикризисных мер, которые увеличивают расходы, считает А. Кудрин, надо понимать, что сбалансированность макроэкономики и сохранение стабильных условий для бизнеса, населения являются тоже важнейшей задачей. По его словам, нельзя переусердствовать в поддержке отдельных отраслей. Это может увеличить инфляцию, и инфляционный налог ляжет на всех жителей страны.

По мнению А. Кудрина, дело том, что ВВП России снижается в номинальном выражении и в условиях кризиса станет меньше. По прогнозу Министерства экономического развития РФ, ВВП снизится до 40 трлн 420 млрд руб., хотя в 2008 г. он был больше — 42 трлн руб. При таких кризисах оборачиваемость денег, как правило, растет. Это значит, по словам министра финансов РФ, что объем денег, который государство может дать экономике без ущерба для роста инфляции, ограничен. И в этом случае направление средств Резервного фонда (без Фонда национального благосостояния) — около 2,7 трлн руб. в экономику при снижении номинального ВВП, снижении спроса на деньги в условиях снижения экономического роста—это предельная величина, которая позволит не увеличить инфляцию.

Дальнейшее наращивание расходов, по мнению А. Кудрина, приведет к наращиванию инфляции, к росту ставок кредитования, к снижению до -ходов населения и к снижению спроса в реальном выражении. По словам министра финансов РФ, мы не добьемся роста экономики от увеличения государственных расходов, а получим обратное: сжатие спроса, кредитов, экономической активности. Поэтому 8 % дефицита является предельной величиной, которую можно допустить, сохраняя прогноз по инфляции в пределах 13 — 14 %. Вместе с тем факторов, которые будут влиять на финансовую ситуацию 2009 г., по мнению А. Кудрина, много и неопределенность по этой ситуации очень высокая.

По словам министра финансов РФ, позволяя несколько нарастить расходы с учетом операций с Фондом национального благосостояния, в первую очередь необходимо обеспечить страховку государственных внебюджетных фондов. Это прямые социальные расходы. Это те обязательства, которые уже начислены, которые соответствуют действующему законодательству, и только на эту цель придется дополнительно выдать около 380 млрд руб.

Вторая по величине задача, по мнению министра финансов РФ, это поддержка субъектов Федерации. Треть субъектов получают доходы, которые не обеспечивают текущего уровня содержания всех учреждений и объемов расходов на заработную плату. Треть субъектов попадают в зону риска. Предложение Правительства РФ — увеличить на 290 — 300 млрд руб. поддержку субъектам. Примерно половина этих средств, по словам А. Кудрина, может быть предоставлена в виде дотаций на сбалансированность, а половина — в виде трехлетних кредитов.

Ряд субъектов, по прогнозу министра финансов РФ, будет через год-два жить лучше. Но сегодня и регионы с хорошими доходами, и доноры оказались в сложной ситуации. Это, по словам Алексея Кудрина, так называемая кризисная группа регионов. У них налог на прибыль снижается на 60 %. Им, по словам А. Кудрина, будут предоставлены кредиты. Когда ситуация улучшится, они кредит должны вернуть.

Третья по величине задача, считает министр финансов РФ, это антикризисные меры, которые Правительство РФ разработало, и для этой цели планирует выделить средства в размере 325 млрд руб. В частности, для сельхозбанков и Росагроли-зинга, закупающего технику на заводах, у которых сейчас существуют проблемы со сбытом продукции. Правительство РФ поддерживает в данном случае экономическую активность и передает средствасубъектам Российской Федерации.

Так, на закупку автобусов выделено 20 млрд руб., 30 млрд — на обеспечение бесперебойной работы авиалиний, 6 млрд руб. (с увеличением этой цифры до 10 млрд руб. — для поддержки малого бизнеса, еще 30 млрд руб. (за счет средств Внешэкономбанка) — для кредитования малого бизнеса. Суммарно на поддержку малого бизнеса планируется выделить более 40 млрд руб. На поддержку экспорта, на повышение пособий по безработице — 35 млрд руб. На создание новых рабочих мест и переподготовку кадров в кризисных регионах — 43 млрд руб. Если все это сложить, по словам А.

Кудрина, получится 325 млрд руб. Эффективно использовать их — очень важная задача.

Еще одна серьезная задача, по мнению министра финансов РФ, это капитализация банков. В условиях кризиса некоторые предприятия не могут сразу вернуть кредита. Идет некоторое сокращение кредитов. По словам А. Кудрина, рассчитан запас прочности для банков и для этого заложено примерно 10 % в резервирование по невозврату кредитов.

Для примера А. Кудрин назвал такие цифры. Если взять первую тридцатку банков, то резерв на невозврат (около 10 %) у них должен составить 883 млрд руб. Если вычесть три самых крупных государственных банка, то кроме этих банков остальные 27 в первой тридцатке должны заложить резерв на 351 млрд руб. расходов, для сохранения своей устойчивости и дополнительной работы. Сегодня, по мнению министра финансов РФ, на рынке таких акционеров и инвесторов, которые могут вложить эти средства в устойчивость банков, нет. Это будет делать государство. Правительство РФ, по его словам, обязано обеспечить стабильность не только 30 банков, но и всей банковской системы.

Говорят, что помощь банкам — это не помощь населению. А. Кудрин подчеркнул, что в этих 30 банках — 4,5 трлн руб. средств вкладчиков, и эти вклады гарантируются государством. Что же легче? Вклады выплачивать (если банк «остановился») или обеспечить его полноценную работу за счет получения доли государства, вхождения в активы или оказание помощи через субординированные кредиты.

Поэтому, по мнению А. Кудрина, 300 млрд руб., запланированные на капитализацию, и еще 350 млрд руб. на субординированные кредиты — это одна из первейших задач государства в условиях кризиса. Возможность обеспечить стабильность работы банковской системы у государства есть. Конечно, по словам министра финансов РФ, нужно запланировать определенную индексацию по расходам в бюджете, связанным с исполнением законов, которые требует индексации в случае повышенной инфляции. Прогноз инфляции повышается до предела в 13 — 14 %, а значит, по его словам, нужно на эти цели предусмотреть еще до 100 млрд руб.

А. Кудрин перечислил и другие задачи. Это помощь государственным внебюджетным фондам, бюджетам субъектов Российской Федерации, банковской системе, антикризисные меры, социальная поддержка населения с помощью законов и за счет бюджета. Это около 1,5 трлн руб., которые необходимо обеспечить. Причем расходы мож-

4

финансы и кредит

но увеличить только на 500 млрд руб. Значит, по мнению министра финансов РФ, нужно провести оптимизацию расходов внутри бюджета, уменьшить часть плановых, неприоритетных расходов. Этим и занимается Правительство РФ. Поэтому, подчеркнул А. Кудрин, некоторые цифры, которые он привел, пока остаются примерными, по их уточнению идет работа с каждым министерством.

В результате, считает А. Кудрин, можно будет обеспечить стабильность бюджетной системы; выполнение государственных обязательств, стабильность макроэкономики; условия работы для бизнеса; рост частного спроса, который является двигателем экономического развития, который в результате опирался бы на постепенное снижение инфляции; снижение ставок кредитования, а не на их рост в условиях «раскрутки» инфляции.

Понятно, считает министр финансов РФ, что риски инфляции очень высоки. Очень много в стране импортных товаров. И поэтому цены несколько повысятся. Одновременно происходит переключение спроса на российскую продукцию. За счет этого, по мнению А. Кудрина, можно будет сдержать рост цен на горизонте одного-двух лет, стабилизировать их и тем самым обеспечить спокойную, нормальную работу бизнеса в условиях стабильных цен, стабильных ставок кредитования и наращивания активности. В этой связи он не поддерживает тех, кто думает, что государственными инвестициями можно победить кризис.

Как считает министр финансов РФ, до определенной величины нужно поддерживать даже такие беспрецедентные расходы, которые государство себе позволяет, расходы, которые были запланированы на благоприятный год. И это уже есть антикризисная часть. Должны заработать запланированные программы. Но к 2010 — 2011 гг., по мнению А. Кудрина, придется несколько уточнять расходы бюджета, оставаясь примерно в пределах предыдущих параметров или чуть меньше.

Он подчеркнул, что для такой успешной деятельности нужна очень тщательная «работа» с доходами, администрированием доходов ФНС, ФТС и других министерств и ведомств, доходов от имущества, лицензионной деятельности, от всех видов сборов. К доходам придется относиться более внимательно. Поэтому, по словам министра финансов РФ, предусмотрен ряд механизмов. Например, счета ФТС в Центральном банке РФ и средства на них будут переведены на счета Казначейства России с целью их обслуживания. Это более 100 млрд руб., которые сразу дадут консолидацию или

мобилизацию доходов в федеральный бюджет.

По словам А. Кудрина, придется на время взять средства у фондов нано-технологий и фонда содействия реформированию ЖКХ. Они часть средств размещают в банках. На время эти средства будут консолидированы в бюджет без ущерба для тех депозитов, которые уже выданы. Они, как правило, срочные, на полгода, и по мере истечения сроков в пределах этого года их зачислят в бюджет, а впоследствии по плану будут выдавать каждый год на конкретные мероприятия.

Соответственно, по словам министра финансов РФ, и Резервный фонд, который на данный момент составляет больше 4,8 трлн руб., и Фонд национального благосостояния — более 2,9 трлн руб. будут существенной опорой в этой работе. Придется активнее работать и Федеральному казначейству. Ему придется уточнять лимиты бюджетных обязательств, роспись. Все министерства и ведомства несколько перестроят свои программы в рамках исполнения федеральных целевых программ, субсидий. Эти перемены могут затянуться, и А. Кудрин отметил, что нужно перестраивать работу на ходу. Он обратился к руководству Казначейства России, ко всем руководителям территориальных органов с пожеланием помогать работать министерствам, ведомствам и учреждениям.

Министр финансов РФ также отметил, что если раньше накапливались остатки на счетах и можно было использовать часть остатков для поддержки банковской системы, то в настоящий момент нужно успешно ими управлять. А. Кудрин не исключил возможности, что некоторые месяцы можно будет размещать остатки на короткий срок. В то же время, если на 1 января 2008 г. оборотная кассовая наличность была примерно 542 млрд руб. при нормативе 575, то уже на начало этого года оборотная кассовая наличность составляет 350 млрд руб., а норматив — 798.

Сейчас, по словам А. Кудрина, когда доходы будут поступать медленнее, больше придется «работать» за счет Резервного фонда и будет более напряженная ситуация и со средствами на счетах. Министр финансов РФ высказал уверенность, что общими усилиями по перестройке бюджета, его изменений, проведении всех решений по его исполнению будет обеспечена своевременная работа даже в нынешний год. Год испытаний. Год проверки на прочность всего, что создано. По его словам, все в бюджете продумано, запланировано, зарезервировано и вся бюджетная система должна работать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.