Научная статья на тему 'Обеспечить стабильность бюджетной системы, выполнение государственных обязательств'

Обеспечить стабильность бюджетной системы, выполнение государственных обязательств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрин А. Л.

Заместитель Председателя Правительства РФ министр финансов РФ обращает внимание на особенности деятельности Федерального казначейства по обслуживанию бюджетов всех уровней, обращает внимание на работу с фондами, на поддержку субъектов Российской Федерации и антикризисные меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечить стабильность бюджетной системы, выполнение государственных обязательств»

Коллегия

Федерального казначейства

ОБЕСПЕЧИТЬ СТАБИЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Из выступления заместителя Председателя Правительства РФ — министра финансов РФЛ.Л. КУДРИНА

По словам заместителя Председателя Правительства РФ, министра финансов РФ Алексея Кудрина, в целом работа Казначейства России за прошлый год оценивается положительно. Сейчас это особенно ощущается, когда с ноября 2008 г. есть снижение доходов бюджетов всех уровней, есть уменьшение оборотной кассовой наличности на счетах казначейств всех уровней. В свое время были консолидированы все расчеты, создан единый счет, только теперь, по мнению Алексея Кудрина, по-настоящему осознается эффективность этих мер. Именно это сейчас позволяет выстоять, когда есть сложности с доходами.

В прошлом году Казначейство России обеспечивало облуживание бюджетов субъектов всех уровней, муниципальные бюджеты, отметил Алексей Кудрин, это еще раз говорит о том, что создана система, которая в кризисных ситуациях обеспечивает полную сохранность, целевое назначение использования всех бюджетных средств. Министерство финансов РФ не зависит от бушующих за стенами Федерального казначейства кризисных явлений и может обеспечить все выплаты по государственным заказам, по государственным нуждам, и прежде всего заработную плату и другие социальные платежи.

Министр финансов РФ в целом одобрил 12 главных дел, которые наметило Казначейство России. Среди них дальнейшее совершенствование электронного документооборота, что, по мнению Алексея Кудрина, абсолютно правильно, технологично и современно. Казначейство РФ, по его

словам, сегодня работает на самых современных методиках и электронном обеспечении всех расчетов, включая электронные подписи и электронный документооборот.

В 2009 г., по словам министра финансов РФ, страна будет жить в особых условиях: бюджетная система федерального уровня, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов будет испытывать проблемы. И Казначейство России вместе с Минфином России, и Правительство РФ будут активно их решать.

Прежде всего, Алексей Кудрин остановился на доходах бюджетной системы Российской Федерации. По прогнозу падение ВВП в этом году ожидается около 2,2%. Инфляция составит от 13 до 14 %. Цена на нефть — 41 долл. за один баррель. При этом прогнозе доходы федерального бюджета к факту прошлого года снизятся на31,5 %.

Если, по словам министра финансов РФ, брать прогноз этого года, который строился в благоприятных условиях, когда только частично учитывались негативные процессы, цена на нефть бралась 95 долл. за баррель, то к этому прогнозу доходы снижаются на 42 %. Это, по мнению Алексея Кудрина, серьезный вызов, который способна выдержать бюджетная система не каждой страны.

По его мнению, федеральный бюджет нашей страны имеет высокую зависимость от нефтегазовых доходов. И последние годы Минфин России, министерства экономического блока создавали систему ненефтегазового баланса бюджета. И

сегодня она работает на стабилизацию всей бюджетной системы.

Более того, по словам Алексея Кудрина, предполагалось, что резервный фонд, фонд национального благосостояния будут поддерживать снижение нефтегазовых доходов. Сама конструкция бюджета устроена так, что из резервного фондадолжно компенсироваться только падение нефтегазовых доходов. А получилось, по словам министра финансов РФ, что сегодня резервный фонд должен страховать все бюджетные доходы, включая ненефтегазовые, страховать доходы государственных внебюджетных фондов, и прежде всего Пенсионного фонда РФ, страховать доходы бюджетов субъектов Федерации. Получается, что резервный фонд стал стабилизатором всей бюджетной системы страны, расходов и выполнения всех принятых государством обязательств.

Запас прочности, по мнению министра финансов РФ, позволяет в ближайшие 2 — 3 года иметь подушку безопасности, не уменьшая расходов, выполнять все социальные обязательства, перестроиться и войти в новый тренд по доходам и расходам. Население, получатели услуг государства, должны почти не почувствовать этой перестройки. И сегодня, по словам Алексея Кудрина, принимая новый вызов 2009 г., можно смело планировать новые задачи. Эти задачи связаны со смягчением последствий кризисадля экономики России.

Министр финансов РФ также отметил, что бюджетная система, как раньше, так и сейчас, остается основным ядром экономической политики. Через бюджет видны все основные приоритеты и цели, которые ставят перед собой Правительство РФ и государство.

Нынешний год, по мнению Алексея Кудрина, оценивается как пик кризиса, хотя кризисные явления могут продолжаться ив2010г. Тем не менее он считает, что за счет резервного фонда можно компенсировать все выпадающие доходы, и даже увеличить расходы, исходя из целей антикризисной политики. Поэтому Правительство РФ занимается переоценкой бюджета, доходов и расходов. В результате, как отметил Председатель Правительства РФ Владимир Путин, уровень расходов на 2009 г. не только не сократится, но даже несколько увеличится по сравнению с запланированным.

По словам министра финансов РФ, по сравнению с 2008 г. сохранится прирост расходов. Правительство РФ исходит из того, что при таком снижении доходов и целей антикризисной политики расходы должны составить около 9,5 трлн руб., это с учетом операций фонда национального благосостояния. Это выше, чем планирова-

лось в бюджете 2009г. первоначально, примерно на 500 млрд руб.

По словам Алексея Кудрина, примерно на 500 млрд руб. увеличиваются расходы, включая операции фонда национального благосостояния, которые будут направлены на поддержку банковской системы. Тем самым, используя оба фонда, увеличатся операции государства по поддержке экономики на сумму до 9,5 трлн руб. С учетом снижения доходов дефицит составит около 8 % ВВП.

Если, по мнению министра финансов РФ, смотреть без операций фонда национального благосостояния, то дефицит может составить около 7,5 % ВВП. Это, по его словам, предельный объем дефицита, который можно позволить. Почему такова предельная величину дефицита?

Кроме целей, которые увеличивают расходы, антикризисные меры, считает Алексей Кудрин, надо понимать, что сбалансированность макроэкономики и сохранение стабильных условий для бизнеса, населения является тоже важнейшей задачей. По его словам, нельзя переусердствовать в поддержке отдельных отраслей. Это может увеличить инфляцию, и инфляционный налог ляжет на всех жителей страны.

По мнению Алексея Кудрина, дело том, что ВВП России снижается в номинальном выражении и в условиях кризиса станет меньше. По прогнозу Министерства экономического развития РФ, ВВП снизится до 40 трлн 420 млрд руб., хотя в 2008 г. был больше — 42 трлн. В таких кризисах оборачиваемость денег, как правило, растет. Это значит, по словам министра финансов РФ, что объем денег, который государство может дать экономике без ущерба для роста инфляции, ограничен. И здесь направление средств резервного фонда (без фонда национального благосостояния) около 2,7 трлн руб. в экономику при снижении номинального ВВП, снижении спроса на деньги в условиях снижения экономического роста — это предельная величина, которая позволит не увеличить инфляцию.

Дальнейшее наращивание расходов, по мнению Алексея Кудрина, приведет к наращиванию инфляции, к росту ставок кредитования, к снижению доходов населения в реальном выражении, к снижению спроса в реальном выражении. По словам министра финансов РФ, мы не добьемся роста экономики от увеличения государственных расходов, а получим даже сжатие спроса, кредитов, экономической активности. Поэтому 8 % дефицита является предельной величиной, на которую можно пойти, сохраняя прогноз по инфляции в пределах 13 — 14%. Вместе с тем факторов, которые будут влиять на финансовую ситуацию 2009 г., по мнению

Алексея Кудрина, много и неопределенность по этим предположениям очень высокая.

По словам министра финансов РФ, позволяя несколько нарастить расходы с учетом операций с фондом национального благосостояния, в первую очередь необходимо обеспечить страховку государственных внебюджетных фондов. Это прямые социальные расходы. Это те обязательства, которые уже начислены, которые соответствуют действующему законодательству, и только на эту цель придется дополнительно выдать около 380 млрд руб.

Вторая по величине задача, по мнению министра финансов РФ, это поддержка субъектов Федерации. Треть субъектов получат доходы, которые не обеспечивают текущего уровня содержания всех учреждений и заработной платы. Треть субъектов попадают в зону риска. Предложение Правительства РФ — увеличить на 290 — 300 млрд руб. поддержку субъектам. Примерно половина этих средств, по словам Алексея Кудрина, может быть предоставлена в виде дотаций на сбалансированность, а половина — в виде трехлетних кредитов.

Ряд субъектов, по прогнозу министра финансов РФ, будет через год — два жить лучше. Но сегодня регионы с хорошими доходами и доноры попали в сложную ситуацию. Это, по словам Алексея Кудрина, так называемая кризисная группа регионов. У них налог на прибыль снижается на 60 %. Им, по словам Алексея Кудрина, будут предоставлены кредиты. Когда ситуация улучшится, они кредит вернут.

Третья по величине позиция, считает министр финансов РФ, это антикризисные меры, которые Правительство РФ разработало и внедряет в размере 325 млрд руб. Это сельхозбанки и Росагролизинг, закупающий технику на заводах, которые несколько затоварились. Правительство РФ поддерживает в данном случае экономическую активность, передает субъектам Российской Федерации средства.

Так, на закупку автобусов выделено 20 млрд. руб., 30млрд — на обеспечение бесперебойной работы авиалиний, 6 млрд руб. с доведением до 10 млрд — для поддержки малого бизнеса, еще 30 млрд руб. за счет средств Внешэкономбанка для кредитования малого бизнеса. Суммарно — более 40 млрд руб. на поддержку малого бизнеса. На поддержку экспорта, на повышение пособий по безработице — 35 млрд руб. На создание новых рабочих мест и переподготовку в кризисных регионах — 43 млрд руб. Если сложить, по словам Алексея Кудрина, все эти антикризисные меры, получится 325 млрд руб. Эффективно использовать их — очень важная задача.

Еще одна серьезная задача, по мнению министра финансов РФ, капитализация банков. В условиях кризиса некоторые предприятия не могут

сразу вернуть кредита. Идет некоторое сокращение кредитов. По словам Алексея Кудрина, рассчитан запас прочности и заложено примерно на 10% в резервирование по невозврату кредитов.

Для примера Алексей Кудрин назвал такие цифры. Если взять первую тридцатку банков, то резерв на невозврат около 10 % у них должен составить 883 млрд руб. Если вычесть три самых крупных государственных банка, то кроме этих банков остальные 27 в первой тридцатке должны заложить резерв на 351 млрд руб. расходов для сохранения своей устойчивости и дополнительной работы. Сегодня, по мнению министра финансов РФ, на рынке таких акционеров и инвесторов, которые могут вложить эти средства в устойчивость банков, нет. Это будет делать государство. Правительство РФ, по его словам, обязано обеспечить стабильность не только 30 банков, но и всей банковской системы.

Говорят, что помощь банкам — это не помощь населению. Алексей Кудрин подчеркнул, что в этих 30 банках 4,5 трлн руб. вкладчиков, и эти вклады гарантируются. Что же легче? Вклады выплачивать, когда банк остановился, или обеспечить его полноценную работу за счет получения доли государства, вхождения в активы или оказания помощи через субординированные кредиты.

Поэтому, по мнению Алексея Кудрина, 300 млрд руб. запланированные на капитализацию, еще 350 млрд руб. на субординированные кредиты — это одна из первейших задач государства в условиях такого кризиса. Возможность обеспечить стабильность работы банковской системы у государства есть. Конечно, по словам министра финансов РФ, нужно запланировать определенную индексацию по расходам в бюджете, связанным с исполнением законов, которые требует индексации в случае повышенной инфляции. Прогноз инфляции повышается до 13 — 14%, значит, по его словам, нужно на эти цели предусмотреть еще до 100 млрд руб.

Алексей Кудрин перечислил и другие задачи: это помощь государственным внебюджетным фондам, бюджетам субъектов Российской Федерации, банковской системе, антикризисные меры, социальная поддержка через законы, через бюджет. Это около 1,5 трлн руб., которые необходимо обеспечить. Причем расходы можно увеличить только на 500 млрд. Значит, по мнению министра финансов РФ, нужно провести оптимизацию расходов внутри бюджета, уменьшить часть плановых, неприоритетных расходов. Этим и занимается Правительство РФ. Поэтому, подчеркнул Алексей Кудрин, некоторые цифры, которые он привел, пока остаются примерными, по их уточнению идет работа с каждым министерством.

В результате, считает Алексей Кудрин, можно будет обеспечить стабильность бюджетной системы, выполнение государственных обязательств, стабильность макроэкономики, условия работы для бизнеса, рост частного спроса, который является двигателем экономического развития, который в результате опирался бы на постепенное снижение инфляции, снижение ставок кредитования, а не на их рост в условиях раскрутки инфляции.

Понятно, считает министр финансов РФ, что риски инфляции очень высоки. Очень много в стране импортных товаров. И поэтому цены несколько повысятся. Одновременно происходит переключение спроса на российскую продукцию. За счет этого, по мнению Алексея Кудрина, можно будет сдержать рост цен на горизонте одного, двух лет, стабилизировать их и тем самым обеспечить спокойную, нормальную работу бизнеса в условиях стабильных цен, стабильных ставок кредитования и наращивание активности. В этой связи он не поддерживает тех, кто думает, что государственными инвестициями можно победить кризис.

Как считает министр финансов РФ, до определенной величины нужно поддерживать даже такие беспрецедентные расходы, которые государство себе позволяет, расходы, которые были запланированы на благоприятный год. И это уже есть антикризисная часть. Должны заработать запланированные программы. Но к 2010 — 2011 гг., по мнению Алексея Кудрина, придется несколько уточнять расходы бюджета, оставаясь примерно в пределах предыдущих параметров или чуть меньше.

Он подчеркнул, что для такой успешной деятельности нужна очень тщательная работа с доходами, администрированием доходов ФНС, ФТС и других министерств и ведомств, доходов от имущества, лицензионной деятельности, от всех видов сборов. Кдоходам придется относиться более внимательно. Поэтому, по словам министра финансов РФ, предусмотрен ряд механизмов. Например, счета ФТС в Центральном банке РФ и средства на них, будут переведены на счета Казначейства России с целью их обслуживания. Это более 100 млрд руб., которые сразу дадут консолидацию или мобилизацию доходов в федеральный бюджет.

По словам Алексея Кудрина, придется на время взять средства у фондов нано-технологий и фонда содействия реформирования ЖКХ. Они часть

средств размещают в банках. На время эти средства будут консолидированы в бюджет без ущерба для тех депозитов, которые уже выданы. Они, как правило, срочные, на полгода, и по мере истечения сроков в пределах этого года их зачислят в бюджет, а впоследствии по плану будут выдавать каждый год на конкретные мероприятия.

Соответственно, по словам министра финансов РФ, и резервный фонд, который на данный момент больше 4,8 трлн руб., и фонд национального благосостояния, который более 2,9 трлн руб., будут существенный опорой в этой работе. Придется активнее работать и Федеральному казначейству. Ему придется уточнять лимиты бюджетных обязательств, роспись. Все министерства и ведомства несколько перестроят свои программы в рамках исполнения федеральных целевых программ, субсидий. Эти перемены могут затянуться, и Алексей Кудрин отметил, что нужно перестраивать работу на ходу. Он обратился к руководству Казначейства России, ко всем руководителям территориальных органов с пожеланием помогать работать министерствам, ведомствам и учреждениям.

Министр финансов РФ также отметил, что если раньше накапливались остатки на счетах, и можно было использовать часть остатков для поддержки банковской системы, то в настоящий момент нужно успешно ими управлять. Алексей Кудрин не исключил возможности, что некоторые месяцы можно будет размещать остатки на короткий срок. В то же время, если на 1 января 2008 г. оборотная кассовая наличность была примерно 542 млрд руб. при нормативе 575, то уже на начало этого года оборотная кассовая наличность составляет 350 млрд руб., а норматив — 798.

Сейчас, по словам Алексея Кудрина, когда доходы будут поступать медленнее, а больше придется работать за счет резервного фонда, будет напряженная ситуация и со средствами на счетах. Министр финансов РФ высказал уверенность, что общими усилиями по перестройке бюджета, его изменений, проведении всех решений по его исполнению будет обеспечена своевременная работа даже в нынешний год. Год испытаний. Год проверки на прочность всего, что создано. По его словам, все в бюджете продумано, запланировано, зарезервировано, и вся бюджетная система должна работать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.