Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЛУЖИТ ЕВРАЗИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЧЕТАНИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ'

ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЛУЖИТ ЕВРАЗИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЧЕТАНИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боголюбов С.А.

Частью национальной безопасности России является экологическая безопасность. На ее обеспече- ние влияют разные факторы, в том числе сочетание реализации экологических прав с выполнением экологических обязанностей. И те, и другие предусматриваются в ст. 42 и 58 Конституции РФ, в Зе- мельном, Водном, Лесном кодексах РФ, в федеральных законах о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха. В последние десятилетия научные исследования сосредотачивали свое внимание в основном на признании, соблюдении и защите прав человека и гражданина в сфере при- родопользования. В то же время упускалось значение выполнения обязанностей в сфере охраны окружающей среды. В целях обеспечения экологической безопасности необходим баланс прав, обя- занностей граждан и ответственности государства за их реализацию и за выполнение своей экологи- ческой функции.Part of the national security of Russia is environmental safety. Its provision is influenced by different fac- tors, including the combination of the implementation of environmental rights with the implementation of environmental responsibilities. Both are provided for in articles 42 and 58 of the Constitution of the Russian Federation, Land, Water, Forest codes of the Russian Federation, federal laws on subsoil of the animal world, on protection of atmospheric air. In last decades research focused mainly on the recognition, ob- servance and protection of the rights of man and citizen in the sphere of nature. At the same time the im- portance of carrying out their duties in the field of environmental protection was overlooked. In order to en- sure environmental safety balance of rights, responsibilities of citizens and state responsibility for their im- plementation and for implementation of its environmental functions is necessary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЛУЖИТ ЕВРАЗИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЧЕТАНИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ»

УДК 502/.504:062.13(4/.5)

ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЛУЖИТ ЕВРАЗИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЧЕТАНИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ Eurasian concept of the combination of rights and obligations serves to ensure the environmental safety

С. А. Боголюбов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

(г. Москва, Большой Харитоньевский пер., д. 24)

Рецензент: Ю. Г. Жариков, доктор юридических наук, профессор

Аннотация

Частью национальной безопасности России является экологическая безопасность. На ее обеспечение влияют разные факторы, в том числе сочетание реализации экологических прав с выполнением экологических обязанностей. И те, и другие предусматриваются в ст. 42 и 58 Конституции РФ, в Земельном, Водном, Лесном кодексах РФ, в федеральных законах о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха. В последние десятилетия научные исследования сосредотачивали свое внимание в основном на признании, соблюдении и защите прав человека и гражданина в сфере природопользования. В то же время упускалось значение выполнения обязанностей в сфере охраны окружающей среды. В целях обеспечения экологической безопасности необходим баланс прав, обязанностей граждан и ответственности государства за их реализацию и за выполнение своей экологической функции.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологические права, природопользование, экологические обязанности, охрана окружающей среды, ответственность государства.

Summary

Part of the national security of Russia is environmental safety. Its provision is influenced by different factors, including the combination of the implementation of environmental rights with the implementation of environmental responsibilities. Both are provided for in articles 42 and 58 of the Constitution of the Russian Federation, Land, Water, Forest codes of the Russian Federation, federal laws on subsoil of the animal world, on protection of atmospheric air. In last decades research focused mainly on the recognition, observance and protection of the rights of man and citizen in the sphere of nature. At the same time the importance of carrying out their duties in the field of environmental protection was overlooked. In order to ensure environmental safety balance of rights, responsibilities of citizens and state responsibility for their implementation and for implementation of its environmental functions is necessary.

Keywords: ecological safety, environmental rights, natural resources, environmental obligations, environmental protection, responsibility of the state.

Новые вызовы и угрозы современной геополитики, обусловленные возрастающим недоверием между государствами, покушениями на принципы международного права и суверенитеты, нарастающими экономическим, социальным, финансовым, информационным, продовольственным, политическим кризисами, блоковыми противостояниями, предполагают

привлечение внимания к отстаиванию национально-государственных интересов с учетом ев-ропейско-азиатских традиций [15, 28, 48, 49, 51, 52].

Важным элементом безопасности является экологическая безопасность, обеспечивающая предотвращение, предупреждение экологической опасности, представляющей непосредственную угрозу для человека, грозящей обществу и государству экологическими катастрофами и авариями. Значение экологической безопасности обусловливается конституционными положениями и законодательными мотивами: общей судьбой многонационального народа Российской Федерации на своей земле, стремлением обеспечить благополучие и процветание России, ответственностью за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями (преамбула Конституции РФ).

Превенция экологической опасности имеет широкий спектр законодательного регулирования и организационно-исполнительной деятельности, особенно применительно к выработке функций, обязанностей, ответственности и полномочий государственных органов власти; сотрудничество государств в этой поистине геополитической сфере, несмотря на временные отступления, активизируется путем заключения Монреальских договоренностей, обсуждения обостряющихся проблем изменения климата Земли при сохранении суверенных прав России на ее природные ресурсы.

В связи с объявлением 2017 г. «Годом экологии», заседаниями и решениями президиума Государственного совета РФ, Совета Безопасности РФ во втором десятилетии XXI в., переходом к разработке и осуществлению конкретных путей и правовых средств обеспечения экологической безопасности как части национальной безопасности России предстоит инвентаризировать состояние этих механизмов, предлагать подходы к повышению эффективности их действия, выявлять причины слабого улучшения экологической ситуации, чему уделяется внимание в ряде работ [1, 8, 9, 13, 21, 38, 59].

Российское законодательство в этой сфере выглядит достаточно современным и развитым, документов, планов и мероприятий принимается немало на уровне Президента РФ, Правительства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, других высших исполнительных органов государства. Представляется необходимым вычленить главное или одно из основных звеньев обеспечения экологических аспектов национально-государственной безопасности, которое методологически может способствовать реализации поставленных целей и принятых решений; таким ключевым подходом может служить решение вопроса о сочетании экологических прав и обязанностей всеми и повсеместно, реализации европейско-азиатской концепции их диалектического единства.

Показательно, что в Конституции РФ предусматривается более 40 прав граждан и только пять их обязанностей, среди и тех, и других - экологические. Совокупность предусмотренных в Конституции, тесно связанных друг с другом экологических прав состоит из трех подгрупп; к первой, основной, подгруппе относится конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду [19, 55, 56].

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которая в начале XXI в. приобретает повышенную весомость и может влиять на информационную, политическую и экономическую безопасность: информационное общество, информационное пространство, небезразличные к природопользованию, к природоохранной деятельности, становятся ареной рассмотрения и предупреждения экологических вызовов и угроз.

Однако государственные, муниципальные органы и их должностные лица неохотно откликаются на запросы общественных объединений и граждан, пытаются порой брать плату

за ознакомление с достоверной экологической информацией, хотя ее предоставление должно быть обязанностью государства, отвечающего за соблюдение и защиту экологических прав человека и гражданина; одновременно следует отметить равнодушие большинства граждан к информации о состоянии окружающей природной среды, недостаточную активность по отстаиванию своих прав.

Актуализируются задачи предотвращения попыток некоторых физических и юридических лиц уменьшать информационное поле своего природопользования, злоупотреблять своими правами, скрывать от граждан, от общества свои незаконные посягательства на природу. Учащаются случаи сокрытия от общественности сведений об изъятии либо загрязнении сельскохозяйственных и лесных земель, о начинающемся проектировании и строительстве, о перепрофилировании предприятий, об отводе или переводе земель из одной категории в другую, в частности, о переводе земель сельскохозяйственного назначения и земель защитных лесов в земли других категорий [18, 23, 60].

Проблемой экологической и информационной безопасности становится сочетание коммерческой и иной, охраняемой законом частной тайны, с одной стороны, и публичное информационное обслуживание охраны окружающей среды, - с другой; здесь сталкиваются публичные и частные интересы вокруг общего блага в виде природы и частной собственности на конкретные природные объекты либо на их части. Если любая форма собственности, в том числе частная, на природный объект вступает в противоречие с более общими интересами граждан, причиняет окружающей среде и населению (населенного пункта, региона, страны) вред, то вторжение в информацию о характеристике окружающей среды не только возможно, но и необходимо в интересах заинтересованного в благоприятной природе общества с позиций как здравого смысла, так и закона.

Нельзя не обратить внимания на нечеткость ряда законодательных формулировок в виде «в установленном порядке», «соответствующих органов», «в пределах их компетенции», которые размывают обязанности, функции и ответственность участников экологических правоотношений, свидетельствуют о частичной нерешенности информационного обеспечения природопользования, что в конечном счете влияет на экономическую, психологическую и нравственную ситуацию.

В третью подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, которое находится в тесной связи с другими конституционными (ст. 2, ст. 18, ч. 2 и 3 ст. 41, ст. 52 и 53 Конституции), в том числе экономическими, экологическими, правами и реализуется не часто (см. постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"») [40, 45, 46].

Разработке самых различных сторон и рассмотрению аспектов научных проблем признания, соблюдения, реализации и защиты экологических прав граждан давно и постоянно посвящалось немало развернутых публикаций и диссертаций [2, 14, 16, 17, 31, 36, 37, 50, 58, 61, 63, 66, 67]. Однако традиционно частое употребление «прав и свобод человека и гражданина», отвечающее европейской доктрине статуса свободной личности, страдает некоторой односторонностью, нуждающейся в дополнении обязанностями этого гражданина; без выполнения каждым своих экологических обязанностей (ст. 58 Конституции РФ) не может быть реализации полноценных экологических прав и свобод, превращающихся

в противном случае, будучи не подкрепленными социально-правовым природоохранным регулированием и надлежащим исполнением экологического долга, в фикции, в абстракции.

Евразийское правопонимание предполагает единство прав и обязанностей, следовательно, выполнение конституционных обязанностей охранять природу становится задачей обеспечения экологической безопасности и условием соблюдения экологических прав: если физические и юридические лица, государство, его служащие не выполняют возложенных на них законом экологических обязанностей, не несут за их нарушение ответственности перед обществом, то не соблюдаются и соответствующие этим обязанностям вышеперечисленные права граждан, их контрагентов.

На конституционные обязанности физических и юридических лиц в сфере экологии неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Так, в его Постановлении от 14 мая 2009 г. № 8-П отмечается взаимообусловленность закрепленных в Конституции права каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять ее, тем самым выражается один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов. Незнание судебных актов и неиспользование конституционных, иных законодательных норм об экологических обязанностях, наряду с правами каждого, обедняет и в определенной мере дискредитирует конституционный статус личности, делает его аморфным, не поддающимся формированию и изучению, чему давно посвящались исследования [4, 27, 47, 42]. Не раз предлагались нами темы для научного определения баланса и сочетания экологических прав и обязанностей; дальше других продвинулся в этом отношении В. В. Клинов [34, 53, 54, 64, 65].

На современном этапе развития российского общества многочисленные научные работы об экологических правах граждан, их новизне и достоинствах должны подкрепляться дальнейшей разработкой путей, способов их реализации, в том числе посредством выполнения обязанностей физических и юридических лиц, через их безусловное сочетание; на европей-ско-азиатском пространстве проблема единства прав и обязанностей, обеспечения экологической безопасности посредством соблюдения государственной, общественной, производственной, трудовой, экологической дисциплины выглядит актуальной, нуждающейся в комплексном решении.

Признание, соблюдение и защита экологических прав гражданина государством должны идти наряду и параллельно с пониманием и выполнением экологических обязанностей всеми участниками процесса формирования правового социального государства; недооценка, опережение, предпочтение одной из сторон движения к нему могут приводить к перекосам, хаосу, к недостижению благоприятной экологической ситуации. Ориентирование научных исследований, учебного процесса на темы выполнения обязанностей как условия обеспечения экологической безопасности способствует перманентному наращиванию теоретических, практических и педагогических усилий в деле обсуждения правовых способов выживания в конкурентной борьбе современного мира [26, 29, 30, 41].

Для надлежащего сочетания экологических обязанностей и прав немаловажное значение приобретает установление баланса между частными и публичными интересами физических и юридических лиц, соотношение мотивов поведения граждан, действий должностных лиц государственных органов и общественных объединений, которые служат одними из отправных моментов взаимодействия общества, бизнеса, государства в сфере экологии.

Нередко права граждан предполагают одновременно и их обязанности и нуждаются в подкреплении дополнительными механизмами, например, право граждан оказывать содей-

ствие публичным органам власти в решении вопросов охраны окружающей среды (ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды») не означает ли и их обязанность? Конституционное право граждан на участие в управлении подкрепляется актами о создании центров общественных связей, общественных советов и комиссий, иных подразделений федеральных и региональных органов исполнительной власти, призванных налаживать взаимодействие в области организации и проверки исполнения правовых актов об экологических и иных, в том числе взаимных, обязанностях.

Важным представляется не просто описание содержания и анализ системы экологических прав и обязанностей, но исследование их взаимного проникновения друг в друга, невозможности без дополнения одного другим полноценного существования и процветания общества, обеспечения экологической безопасности и благоприятной среды каждому (конституционное понятие права каждого на благоприятную среду еще не нашло достойного исследователя) без «равноценной» реализации не только прав, но и обязанностей, что и составляет европей-ско-азиатскую доктрину статуса личности, условие свободного развития человека, гражданина в социуме.

Проникновенно пишет проф. Ф. М. Раянов, что азиатскому складу жизни присущи обостренные чувства и поиски справедливости, несогласие с ее дефицитом, когда одним предоставляются только права, а на других налагаются преимущественно обязанности, что трудно терпеть [57]; точно так же на состояние безопасности, сохранения и развития оказывает влияние уровень культуры [22] (в том числе, а может быть, в контексте безопасности и в первую очередь - правовой).

Размышления о сочетании прав и обязанностей не могут при российском менталитете не сопровождаться соображениями о роли, обязанностях и ответственности государства за их реализацию, что основывается на ст. 2 и 18 Конституции РФ [7, 32, 39, 62]1. О. Е. Кутафин писал, что в советские годы конституционно-правовая действительность не позволяла создать механизм реализации тех демократических институтов, которые были закреплены в нормах тогдашних конституций, например, ответственность государства перед гражданином [3].

Модной становится ныне сентенция о необходимости сокращения вмешательства государства в общественную жизнь; с этим можно соглашаться при условии формирования подлинно демократического государства, где граждане сознательны, активны, не только борются за свои права, но и добросовестно и добровольно исполняют обязанности, исправно функционируют звенья государственного, муниципального и общественного механизмов, конструктивны общественные объединения, средства массовой информации.

В утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г. Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., иных документах, отражающих экологические задачи России, предусматриваются ответственность федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях, усиление ответственности за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды; признается необходимыми усиление природоохранного государственного надзора и общественного, производственного контроля, укрепление лесной, земельной, водной, горной, санитарной инспекций, учащение проверок продажи продовольственных продуктов, где неред-

1 Одним из первых об экологической функции нашего государства начал писать и защитил кандидатскую диссертацию Н. И. Макаревич.

ко превышены допустимые нормы канцерогенных и иных вредных для здоровья человека веществ.

Если государство правовое, честное и справедливое, то его не может быть слишком много, оно должно быть необходимым и достаточным для обеспечения экологической безопасности через право каждого на благоприятную окружающую среду, защиту граждан от экологических и иных правонарушений, от сокрытия экологической информации и иной необходимой информации, связанной со здоровьем человека, с возмещением ущерба, причиненного окружающей среде.

Провозгласив экологические права граждан, право, государство, общество одновременно призваны называть и ответственные органы, должностных лиц за их соблюдение, защиту с должным пониманием единства субъективного права и аналогичной, адекватной ему обязанности, направленной на его соблюдение - прямо или опосредованно.

Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды в соответствии со ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды», означает необходимость повышения внимания к ней, оказания ей помощи, не снижающей эффективность и периодичность публичного экологического контроля; при этом наряду с государственным надзором должны осуществляться муниципальный и иные виды природоохранного контроля, экологический аудит, стратегическая и текущая оценка проектируемой хозяйственной деятельности в сфере окружающей среды.

Государство усиливает свой контроль за выполнением гражданами их экологических обязанностей, поскольку конституционные экологические обязанности каждого должны сопровождаться ответственностью правового демократического государства. Выполнение государством и его органами своих природоресурсных обязанностей существенным образом влияет на формирование экологического правопорядка и реализацию, гарантирование прав граждан.

В Определении КС РФ от 24 февраля 2011 г. № 204-0-0 отмечается необходимость поддержания стабильности экономических отношений и определенности правового статуса недропользователей: интересы государства как собственника недр, а также интересы иных лиц обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (ст. 1.2, п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона «О недрах»). При этом права собственника и пользователя недр гарантируются строгим соблюдением установленного порядка досрочного прекращения права пользования недрами. Так, согласно ч. 4 ст. 21 названного закона в случае нарушения пользователем недр своих обязанностей, обусловленных существенными условиями лицензии, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях, если в указанный срок эти нарушения не устранены.

В Конституции РФ содержится ряд конкретных норм, применение которых предполагает исполнение экологических функций, полномочий и обязанностей государством, должностными лицами (п. «е» ст. 71, п. «в» ст. 114, п. 2 ст. 41 Конституции РФ). В целях упорядочения ответственности государства предлагается дополнительно установить в Конституции и в федеральных законах экологические функции государства, федеральных органов исполнительной власти [24, 44]; нам представляется это излишним: имеющихся конституционных и законодательных предписаний достаточно для полноценного правового регулирования этих отношений. Главное в настоящее время заключается в неуклонном и повсе-

местном выполнении, обеспечении экономическими и организационными средствами того, что уже предусмотрено в законах: выполнение экологических обязанностей физическими и юридическими лицами возлагается прежде всего на них самих, а также на систему федеральных и иных органов исполнительной власти как носителей идей российской государственности и стержня обеспечения экологической безопасности.

Процесс должен иметь двустороннее движение: традиции россиян таковы, что они все еще верят своему государству, его органам исполнительной власти, которые должны в свою очередь показывать пример экологической дисциплины и оказывать помощь формированию институтов гражданского общества. Противостояние защитников природы и органов публичной власти обнаруживается тогда, когда государство, его законодательные и исполнительные органы, должностные лица перестают выполнять свои обязанности, не извещая население о ходе их выполнения или причинах невыполнения, не взаимодействуют с физическими и юридическими лицами в ходе правореализации.

Выводы. В условиях провозглашения верховенства права надо сосредотачиваться не столько на новых проектах дополнений законов и изменений Конституции, сколько на инвентаризации и использовании их требований, особенно невыполненных, на путях неуклонной реализации их норм (ст. 7, 42 Конституции); Европейская доктрина прав человека пробуксовывает, в частности, из-за недооценки значения и выполнения обязанностей граждан, общества и государства, а не из-за недостатка провозглашающих права человека нормативных правовых актов.

Данные публичные функции предусматриваются в принятых и действующих федеральных нормативных правовых актах, в том числе в федеральном законодательстве об общественном контроле 2014 г. Это обязанности оказывать содействие общественным объединениям, учитывать мнение населения или результаты референдума при размещении объектов, деятельность которых может причинить вред окружающей среде (ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды»), обязанности по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан: за нарушение этих и других служебных обязанностей работников органов исполнительной власти установлена, но почти не применяется административная ответственность, предусмотренная в ст. 8 и др. КоАП [5, 6, 10, 11, 12].

Уместно заметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 31 Конституции Республики Казахстан государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (такой нормы в Конституции РФ не имеется, она была в ст. 18 Конституции РСФСР 1978 г.); согласно ст. 38 Конституции РК граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Видимо, можно исходить из того, что в экологическом государстве обеспечивается экологическая безопасность, реализуются права и обязанности граждан, связанные с окружающей средой и рациональным природопользованием, безусловно и повсеместно выполняются экологические задачи и функции государства, его органов и должностных лиц. Можно вычленить и развивать проблему формирования экологического государства для очередного раунда научных исследований, где намечать черты, направления, стадии и методы формирования экологического государства как воплощения европейско-азиатской доктрины единства прав и обязанностей в сфере экологии.

Библиографический список

1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. М. : Знание, 1999.

2. Бекяшев К. А., Бекяшев Д. К. Защита прав и свобод человека и гражданина: международный аспект // Энциклопедия: прокуратура в системе обеспечения конституционной законности. М. : Новое время, 2015. Т. 2.

3. Беседа с действительным членом Российской академии наук ректором Московской государственной юридической академии О. Е. Кутафиным // Государство и право. 2003. № 10.

4. Боголюбов С. А. Выполнение экологических обязанностей граждан как гарантия устойчивого развития // Эколого-правовое обеспечение устойчивого развития регионов России : сб. материалов науч.-практ. конф. М. : МИИГАиК, 2015.

5. Боголюбов С. А. Обусловленность соблюдения экологических прав выполнением экологических обязанностей // Конституционные права в сфере природопользования и охраны окружающей среды: проблемы реализации и защиты : сб. докл. V Междунар. науч.-практ. конф. «Кутафинские чтения». М. : Изд. Центр МГЮА им. О. Е. Кутафина, 2014.

6. Боголюбов С. А. Общее в обеспечении экологических прав и обязанностей в Казахстане и России // Проблемы развития и унификации экологического и аграрного законодательства Казахстана и стран СНГ в контексте интеграционных процессов : материалы междунар. науч.-практ. конф. Алматы : КазГУ - Евразийский нац. ун-т им. Л. Н. Гумилева, 2008. Вып. 7.

7. Боголюбов С. А. Охрана природы - функция социалистического государства // Советская юстиция. 1982. № 10.

8. Боголюбов С. А. Экологическая безопасность и закон // «Российское законодательство: проблемы и перспективы» Монография. М.: БЕК, 1995.

9. Боголюбов С. А. Развитие законодательства об экологической безопасности // Экологическая безопасность России. Проблемы правоприменительной практики. СПб. : Генпрокуратура - Юридический центр Пресс, 2003.

10. Боголюбов С. А. Реализация экологической политики посредством права : монография. М. : ИЗиСП, 2015.

11. Боголюбов С. А. Соотношение экологических прав и обязанностей // Актуальные проблемы российского права: XXI век : материалы межвуз. науч.-практ. конф. Курган, 2005.

12. Боголюбов С. А. Экологические обязанности граждан // Юридический мир. 2001. № 3; Право и экономика. 2001. № 8.

13. Боголюбов С. А., Кичигин Н. В. Законодательное регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности. М. : Норма, 2007. 368 с.

14. Брагинский М. И., Глазырин В. В., Лазарев Л. В., Никитинский В. И. Молодежь: права, свободы, обязанности. М., 1979. 143 с.

15. Братановский С. Н., Галицкая Н. В. Административно-правовые критерии классификации видов безопасности в Российской Федерации // Правовая культура. 2014. № 3. С. 3942.

16. Бринчук М. М. Теоретические основы экологических прав человека // Государство и право. 2004. № 5.

17. Бринчук М. М., Васильева М. И. Экологические проблемы и права человека // Права человека: итоги века, тенденции и перспективы / под ред. Е. А. Лукашевой. М. : Норма, 2002.

18. Васильева М. И. Информация о состоянии окружающей среды как объект конституционного права граждан // Конституционные основы экологического права. М. : ИГиП РАН, 2004.

19. Васильева М. И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. № 1.

20. Васильева М. И. Судебная защита экологических прав : научно-практ. пособие для граждан. М. : Центр экологической политики России, 1996.

21. Вербицкий В. В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.

22. Выжутович В. Национальная безопасность зависит от культуры // Рос. газ. 2015. 15 июля.

23. Выпханова Г. В. Развитие идей профессора В. В. Петрова об эколого-правовом механизме применительно к информационному обеспечению природопользования и охраны окружающей среды // Экологическое право. 2009. № 2-3.

24. Гиззатулин Р. Х. Экологическая функция государства: теория и практика реализации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 43 с.

25. Голиченков А. К. Экологические права и обязанности по законодательству Российской Федерации // Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права. М., 2001. Вып. 1.

26. Голиченков А. К., Чиркин С. В. На пути к формированию правовых основ экологической безопасности человечества // История взаимодействия общества и природы: факты и концепции. М., 1990.

27. Духно Н. А. Правовое обеспечение обязанностей субъектов экологического правопорядка // Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права. М. , 2000. Вып. 1.

28. Елагин А. Г. Конституционное гарантирование национальной безопасности // Энциклопедия: прокуратура в системе обеспечения конституционной законности. М. : Новое время, 2015. Т. 2. С. 386-389.

29. Ефимова Е. И. Развитие института «экологические права и обязанности» в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2004. № 2.

30. Игнатьева И. А. Экологические права и обязанности в конституциях государств-участников СНГ // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 2002. № 1.

31. Искоян А. Б. Экологические права граждан как права человека и проблемы их реализации как средство обеспечения верховенства закона // Экологическое право России : сб. материалов науч.-практ. конф. М. : ТИССО, 2004. Т. 1.

32. Кадомцева А. Е. Развитие экологической функции Российского государства и правовые формы ее осуществления : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999.

33. Клинов В. В. Проблемы соотношения и взаимодействия экологических прав и обязанностей граждан // Роль университетской науки в региональном сообществе : материалы меж-дунар. конф. М. ; Оренбург : ОГУ, 2003.

34. Клинов В. В. Эколого-правовые обязанности граждан // Проблемы современного права в Российской Федерации : материалы конф. Оренбург : ОГУ, 2003.

35. Колбасов О. С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект) // Советское государство и право. 1988. № 12.

36. Конохова Т. В. Гарантии экологических прав граждан как элемент экологического правопорядка // Актуальные проблемы правопорядка. М., 2001. Вып. 3.

37. Конохова Т. В. Право человека на экологическую безопасность // Журнал российского права. 2003. № 1.

38. Копылов М. Н. Экологическая безопасность: понятийно-терминологический аспект // Закон и право. 2000. № 3.

39. Кравченко Ю. Б. Охрана окружающей природной среды в системе внутренних функций общенародного социалистического государства // Вестник Ленинградского университета. Экономика, философия, право. 1977. Вып. 4. № 23.

40. Краснова И. О. Правовое регулирование возмещения экологического вреда // Экологическое право. 2005. № 4.

41. Круглов В. В. Права и обязанности промышленного предприятия по охране окружающей среды // Советское государство и право. 1985. № 8.

42. Круглов В. В. Теоретические основы правового регулирования и организации природоохранной деятельности промышленных предприятий в условиях рыночной экономики // Российский юридический журнал. 2012. № 4.

43. Круглов В. В. Теоретические основы правового регулирования и организации природоохранной деятельности промышленных предприятий в условиях рыночной экономики // Российский юридический журнал. 2012. № 4.

44. Миняев А. О. Экологическое право: конституционные основы : учеб. пособие для вузов. М. : Городец, 2004.

45. Нарышева Н. Г. Тенденции дифференциации правового регулирования возмещения вреда, причиненного окружающей среде // Экологическое право. 2005. № 1.

46. Никишин В. В. Проблемы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями // Экологическое право России : сб. материалов науч.-практ. конф. М. : ТИССО, 2004.

47. Новикова Е. В. О проблемах распределения экологических обязанностей между при-родопользователями // Экологическое право. 2003. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. О безопасности : федер. закон // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

49. О радиационной безопасности : федер. закон // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

50. Обеспечение прав и свобод человека в национальном праве : сб. обзоров. Серия «Проблемы государства и права за рубежом». М. : ИНИОН РАН, 1989. 187 с.

51. Перевалов В. Д., Шерпаев В. И. Геополитика. Безопасность. Мировой правопорядок. Проект экспертной группы «Право и национальная безопасность: геополитическое измерение» к девятой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса «Право и национальные интересы в современной геополитике». Екатеринбург, 2015.

52. Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ : монография / под ред. А. В. Опалева. М., 2012.

53. Проблемы обеспечения исполнения гражданами экологических обязанностей // Правовые проблемы охраны окружающей среды : сб. докл. конф. М., 2003.

54. Проблемы соотношения и взаимодействия экологических прав и обязанностей граждан // Роль университетской науки в региональном сообществе : материалы междунар. конф. М. ; Оренбург : ОГУ, 2003.

55. Пучков О. А. Правовые основы государственной экологической политики Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2015. № 3. С. 37-41.

56. Равилова Э. И. Проблемы реализации права граждан на благоприятную окружающую среду // Экологическое право России : сб. материалов науч.-практ. конф. М. : ТИССО, 2004.

57. Раянов Ф. М. Международная ассоциация юристов тюркского мира и насущные проблемы права // Проблемы востоковедения. 2011. № 3.

58. Седельникова М. Г. Умение реализовать экологические права // Журнал российского права. 2003. № 4.

59. Селезнев М. А. Презумпция экологической опасности // Экологическое право. 2000. № 2.

60. Травников Н. О. Конституционно-правовой анализ понятия «право на информацию» // Российский юридический журнал. 2014. № 4. С. 18-22.

61. Третьякова А. А. (Воронцова А. А.) Экологические права граждан по законодательству государств-членов Европейского Союза : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

62. Шатаева С. Некоторые аспекты участия государства в обеспечении права на благоприятную окружающую среду // Право и жизнь. 2003. № 55-58.

63. Шуплецова Ю. И. Проблемы реализации прав граждан на природные ресурсы // Россия сегодня: общество, культура, государство, человек : тез. докл. межвуз. науч.-теор. конф. М. : МГИЭМ, 1998.

64. Экологические обязанности граждан как институт экологического права // Проблемы правового регулирования отношений в аграрном секторе экономики : материалы междунар. конф. Оренбург : ОГАУ, 2003.

65. Юридические обязанности граждан в системе экологического права // Регион. конф. молодых ученых Оренбургской обл. Оренбург : ОГУ, 2003.

66. Яблоков А. В. Среда обитания и права человека // Журнал российского права. 1998. № 4/5.

67. Яковлева О. А., Мищенко В. Л., Устюкова В. В. Как защитить ваши экологические права : руководство для граждан и неправительственных организаций. М. , 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.