Научная статья УДК 343.9 EDN TMIYZJ
шш ив
Б01 10.17150/2411-6262.2022.13(1).31 Б.М. Ващенко Э
Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected]
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ АВТОПЕРЕВОЗОК КАК ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
АННОТАЦИЯ. В данной статье обосновывается необходимость признания обеспечения безопасности пассажирских автоперевозок как предмета правового регулирования и объекта криминалистического научного познания. Цель нашего исследования состоит в формировании положений относительно обеспечения безопасности пассажирских автоперевозок. Методология исследования основана на теоретическом анализе основных научных положений раскрытия, расследования и предупреждения дорожно-транспортных преступлений. Информационной и эмпирической базой исследования послужили статистические данные и анализ правоприменительной практики. Объектом исследования выступили данные о совершаемых дорожно-транспортных происшествий с участием междугородных автобусов. Научная новизна заключается в формировании авторского концептуального подхода к вопросам обеспечения безопасности пассажирских автоперевозок. Проведенное исследование показало, что в настоящее время нет единого подхода, единой концепции расследования таких преступлений, при этом существует множество работ по отдельным аспектам раскрытия, расследования и предупреждения дорожно-транспортных преступлений, однако они лишь косвенно освещают анализ дорожно-транспортных преступлений, совершенных с участием междугородных автобусов. Кроме прочего, в работе приведен перечень нормативно-правовых актов, детальное изучение которых необходимо при расследовании преступлений в сфере нарушений безопасности пассажирских автоперевозок на предмет определения вины участников дорожно-транспортных происшествий и определения круга лиц подлежащих привлечению к уголовной ответственности. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Транспортная безопасность, дорожно-транспортное преступление, пассажирские автоперевозки, расследование преступлений, правовое регулирование, объект криминалистики.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 20 января 2022 г.; дата принятия к печати 21 марта 2022 г.; дата онлайн-размещения 30 апреля 2022 г.
Original article B.M. Vashchenko ©
East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Irkutsk, Russian Federation, [email protected]
ENSURING THE SAFETY OF PASSENGER ROAD TRANSPORTATION AS A SUBJECT OF LEGAL REGULATION AND AN OBJECT
ABSTRACT. This article establishes an understanding of safety of passenger road transport as a subject of legal regulation and an object of forensic scientific knowledge. The purpose of our study was to create provisions for ensuring the safety of passenger road transport. The research methodology was based on a theoretical analysis of the main scientific provisions for the disclosure, investigation and pre-
OF FORENSIC SCIENTIFIC KNOWLEDGE
© Ващенко Б.М., 2022
vention of road traffic crimes. The information and empirical basis of the study was statistical data and analysis of law enforcement practices. The object of the study was data on traffic accidents involving intercity buses. The scientific novelty is the development of the author's conceptual approach to the issues of ensuring safety of passenger road transportation. The study showed that at present there is no single approach or a concept for the investigation of such crimes. There are many studies on certain aspects of disclosure, investigation and prevention of road traffic crimes, however, they only indirectly analyzed road traffic crimes in which intercity buses were involved. Among other things, the study provides a list of legal acts necessary to investigate crimes in the field of violations of the safety of passenger road transport in order to determine the guilt of participants in road accidents and people subject to criminal liability.
KEYWORDS. Transport safety, road traffic crime, passenger road transportation, investigation of crimes, legal regulation, object of criminalistics.
ARTICLE INFO. Received January 20, 2022; accepted March 21, 2022; available online April 30, 2022.
Вопросы обеспечения безопасности пассажирских автоперевозок в целом и междугородных в частности являются особым объектом внимания со стороны контрольно-надзорных органов. Обусловлено это, прежде всего тем, что «жизнедеятельность общества невозможна без использования транспортных средств» [1, с. 83].
К сожалению, в разных регионах России на протяжении последних лет случаются трагические события с участием междугородных автобусов. Безусловно, речь идет о дорожно-транспортных происшествиях. Данные факты не могут быть оставлены без всестороннего и объективного расследования, и прежде всего в целях их предупреждения. Полагаем, лишним будет актуализировать данный вопрос. Общественная опасность таких аварий не вызывает сомнений.
Анализ материалов правоприменительной практики свидетельствует, что в настоящее время нет единого подхода, нет единой концепции расследования данного вида преступлений. Действительно, существует множество работ по отдельным аспектам раскрытия, расследования и предупреждения дорожно-транспортных преступлений. Вместе с тем практически отсутствуют исследования, посвященные анализу дорожно-транспортных преступлений, совершенных с участием междугородных автобусов.
В статистике ГИБДД МВД России такие ДТП относят к категории «происшествия с особо тяжкими последствиями». По данным НЦ БДД МВД России за 9 месяцев 2021 года зарегистрировано 95 (1,1%) ДТП с особо тяжкими последствиями. В них погибли 242 и получили ранения 896 человек.
За 9 месяцев 2021 года почти на четверть (23,5%) увеличилось число погибших из-за нарушения ПДД водителями автобусов. Всего за рассматриваемый период в 2 528 ДТП погибли 126 и ранены 3 848 человек. К сожалению, большинство таких ДТП совершенно с участием междугородных автобусов, которые совершаются практически в каждом субъекте РФ.
Вопросы об определении предмета и объекта исследования, несмотря на наличие продолжительной и богатой истории формирования и развития криминалистики как научного знания, остаются до конца не разрешенными [2, с. 202]. Обсуждение этих вопросов и принятие ученым сообществом конкретных положений об этих категориях формируют теоретические основы науки и позволяют принимать решения о выборе основных перспективных направлений дальнейших исследований [3; 4].
Подтверждением тому, что определенные общественные отношения, подвергнутые преступным посягательствам, заслуживают быть объектом научных исследований с точки зрения криминалистической науки, является ряд публикаций по данному направлению [4—12].
Кроме того, Е.П. Ищенко призывает к научному осмыслению современного состояния криминалистики, что позволит обозначить достигнутые успехи, «указать на имеющиеся недоработки, глубже понять тенденции развития науки криминалистики» [13, с. 4]. В поддержание этого тезиса некоторые ученые время от времени предлагают рассмотреть новые подходы к закономерностям научного познания в криминалистике и определению предмета [14, с. 16]. Часто вопросы в такой дискуссии носят фундаментальный теоретический характер. При этом обсуждению подвергаются принципиальные основополагающие положения. Сам Р.С. Белкин в одной из своих последних работ предполагал возможность смены существующей парадигмы в научном криминалистическом знании при противоречии накопленных знаний существующей в настоящее время парадигме [15, с. 14].
А.М. Кустов ставит под сомнение справедливость мнения о необходимости включения в объект криминалистического познания общественные отношения, складывающиеся в результате процессов осуществления преступной деятельности и деятельности по ее раскрытию и расследованию, так как общественные отношения «являются объектом познания правовых наук для их дальнейшего урегулирования в правовых нормах соответствующих отраслей права». При этом он же высказывает вполне справедливое мнение о том, что без взаимодействия со средствами, предметом, внешними условиями, включающими в себя как среду, так и людей, не может осуществляться какая-либо деятельность. Это взаимодействие сопровождается передачей информации отражению взаимодействующих объектов, создает изменения в объективной действительности, которые отражают эту деятельность [16, с. 71]. Кроме того, объективная действительность, окружающая какую-либо деятельность, существенно влияет на ее характер, на процесс ее осуществления. Существующий в настоящее время плюрализм мнений по отношению к информационно-методическим основам криминалистического мышления и знания позволяет нам немного шире определить в своем исследовании предмет научного познания и не ограничиваться только преступной и правоохранительной деятельностью, но охватить также среду, в которой эта деятельность осуществляется. Сущностью данной среды прежде всего являются общественные отношения, однако их изучение в криминалистическом исследовании должно происходить не для совершенствования правового регулирования, а для разработки и совершенствования приемов, применяемых следователями при расследовании преступлений, совершаемых в данной среде.
Определяя объект познания научной мысли, необходимо выделить круг явлений или процессов, которые изучаются наукой. Диалектическая общая взаимосвязь всех процессов, протекающих в общественной жизни, может привести к тому, что какое-либо отдельно взятое гуманитарное научное учение, такое как криминалистика, сочтет объектом своих исследований все без исключения сферы общественной жизни. С одной стороны, это будет в какой-то степени справедливым, так как преступления могут быть совершены в неопределенно широкой области общественной жизни, но с другой, такой подход будет неправильным, так как из всего разнообразия различных сторон жизнедеятельности общества для более эффективного развития отдельной научной отрасли необходимо выделить более узкий круг общественных отношений, сильнее подверженных изучению, несмотря на то что в целом любая общественная деятельность может повлиять на выявляемые данной наукой закономерности.
В криминалистике под объектом науки понимают преступную деятельность с одной стороны и деятельность правоохранительных органов по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Говоря о преступной деятельности, в криминалистике следует иметь в виду деятельность одного преступника или
преступной группы. Преступная деятельность и преступление здесь отождествляются [17, с. 74]. Абстрактный характер научной криминалистической категории «криминалистическая характеристика», или «типичный механизм совершения преступления», не должен влиять на этот тезис. Несмотря на то, что эти научные категории являются абстракциями, их исследование и развитие научной мысли о них направлено в первую очередь на раскрытие и расследование отдельно взятого преступления, существующего в объективной действительности.
Целеполагание является залогом достижения положительного результата. Выбор объекта и предмета научных исследований предопределяет их цель. Поставленная цель в свою очередь влияет на выбор пути для ее достижения. Основой для наиболее лаконичного и в то же время наиболее емкого определения цели расследования преступления будет являться, по нашему мнению, установление истины.
Установление истины: этот процесс сопровождает все виды деятельности, связанной с расследованием преступления. Истина — это то, к чему должны стремиться все, кто расследует или раскрывает преступления, и к ней направлены любого рода исследования в области криминалистики. Под истиной в первую очередь подразумеваются достоверные, соответствующие действительности сведения о том, как развивались события в прошлом, какие объективные и субъективные процессы непосредственно предшествовали совершению преступлений, сопровождали его, последовали после его совершения. Большое значение имеет и происходящее в период расследования, но это составляет уже другого рода объект исследования, который также подвергается пристальному изучению со стороны криминалистики.
Важно установить не только физические действия или бездействие преступников. Не меньшую значимость имеют и психические процессы, происходящие в сознании преступника. В совокупности это дуалистическое поведение образует ту деятельность преступников, которая представляет главный интерес для криминалистических исследований. Установление связанных с ней обстоятельств является главной составляющей истины по уголовному делу.
Физические и психические процессы, определяющие деятельность преступников, оказывают влияние на окружающую их материальную действительность, оставляют следы. Но при этом они и сами подвержены воздействию на них внешних факторов, обстоятельств, при которых они протекают. Во многих случаях такое воздействие является решающим, наиболее повлиявшим на их формирование и процесс протекания.
Транспортную безопасность как научную категорию можно рассматривать как систему отношений в сфере деятельности транспортных объектов, связанных с обеспечением недопустимости причинения ущерба перевозимым грузам и пассажирам, а также самим объектам транспорта и лицам, находящимся на них.
Следует отметить, что проблемы расследования преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта стали предметом исследования многих ученых. Однако отдельного внимания заслуживают работы, посвященные отдельным видам ДТП либо аспектам раскрытия и расследования данных преступлений [18], А.Н. Дудниченко «Особенности использования специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» [19], А.Г. Кольчурина «Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности» [20], В.Ф. Егоровой «Особенности первоначального этапа расследования происшествий, возникающих при пересечении автотранспортом железнодорожных путей» [21], Т.В. Демидовой «Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при расследовании
дорожно-транспортных преступлений» [22], С.В. Владимирова «Расследование наезда транспортного средства на пешехода» [23], Е.В. Зубенко «Методика расследования дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности» [24], Коленко Александр Дмитриевич Проблемы расследования дорожно-транспортных преступлений (на материалах Приморского края) Владивосток 2004 [25], С.М. Ремизов «Противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений и криминалистические методы его преодоления» [26], А.Г. Алексеев «Методика расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в условиях неочевидности» [27], А.А. Бибиков «Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и криминалистические методы его преодоления» [28]. Кроме того, подготовлены соответствующие практикоори-ентированные рекомендации [29].
В последнее время, к сожалению, участились случаи ДТП с участием междугородных автобусов, повлекшие тяжкие последствия, зачастую смерть нескольких человек, поэтому полагаем, что рассмотрение вопросов, связанных с разработкой научных положений и практических рекомендаций по расследованию преступлений в сфере нарушений безопасности междугородных пассажирских автоперевозок, является актуальным и востребованным.
Для достижения целей нашего исследования следует рассмотреть как сами отношения в сфере транспорта, так и нормы, их регулирующие. При этом в первую очередь следует обратить внимание на нормативно-правовой аспект, так как его состояние определяет многие особенности квалификации преступлений изучаемой нами категории. Разработка практических рекомендаций по расследованию преступлений в целом, а также по проведению отдельных следственных действий в частности, что является нашей конечной целью, не может осуществляться без учета обстоятельств, входящих в предмет доказывания и определяющих особенности уголовно-правовой характеристики.
Диспозиции норм уголовного права, устанавливающих ответственность за совершения преступлений конкретной категории, предусматривает нарушение виновным правил в определенной сфере. Эти правила в совокупности составляют систему правового регулирования отношений — в нашем случае в сфере транспортной безопасности. Преступление в сфере нарушений безопасности пассажирских автоперевозок в своем составе должно содержать такую объективную сторону, характерной особенностью которой будет являться факт нарушения одного или нескольких правил, закрепленных нормой из данной отрасли права. В целом нарушение правила, иногда при наличии некоторых наступивших последствий, и будет образовывать объективную сторону преступлений изучаемой нами группы. Одного дорожно-транспортного происшествия, допущенного по неосторожности, недостаточно для квалификации деяния. Если при этом водитель не нарушил хотя бы одного правила, установленного в законном порядке, то состав преступления в его действиях будет отсутствовать.
Кроме описанного нами выше уголовно-правового значения исследования отношений безопасности в сфере транспорта, необходимо отметить еще и его криминалистическое значение. При расследовании уголовных дел, возбужденных по признакам преступлений в сфере нарушений безопасности пассажирских автоперевозок, следователи, описывая совершенное преступление, должны обязательно указывать конкретные правовые нормы, устанавливающие правила, которые были нарушены преступниками. При изучении такого рода уголовных дел мы выделили следующие наиболее часто упоминаемые в данном контексте нормативные правовые акты:
— Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»;
— Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, утвержденные соглашением «О принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний» от 4.02.2008 г.;
— Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятый решением комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 9.12.2011 г. № 877;
— Федеральный закон от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
— Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196 «О безопасности дорожного движения»;
— Федеральным закон от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
— Федеральный закон от 1.07.2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
— Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 г. № 1177;
— Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112;
— Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (с изменениями и дополнениями);
— Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
— Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;
— ГОСТ Р 51825-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования».
С учетом того, что специфика расследования преступлений в сфере нарушений безопасности междугородных пассажирских автоперевозок требует от следователя и иных лиц, причастных к расследованию данных преступлений, детального знания не только действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и всего комплекса нормативных актов, регламентирующих правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также особенности эксплуатации междугородных автобусов, знание содержания данных нормативных правовых актов сотрудниками правоохранительных органов, включая сотрудников, напрямую не осуществляющих раскрытие и расследование данных преступлений (сотрудники ГИБДД, дежурных частей, участковых уполномоченных полиции), есть необходимое условие успешного расследования, а в дальнейшем и предупреждения преступлений в сфере нарушений безопасности междугородных пассажирских автоперевозок. Все это, по справедливому замечанию А.Ю. Головина, способствует «активному научному познанию» преступной деятельности и деятельности пра-
воохранительных органов по противодействию ей [30, с. 3]. Таким образом, следует констатировать, что в настоящее время сформировалась потребность в совершенствовании и изучении частной методики расследования преступлений в сфере нарушений безопасности пассажирских автоперевозок в целях качественного и эффективного расследования преступлений рассматриваемого вида.
Список использованной литературы
1. Демидов В.А. О некоторых вопросах транспортной безопасности / В.А. Демидов // Криминалистика и судебная экспертиза: прошлое, настоящее и взгляд в будущее : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Санкт-Петербург, 2017. — С. 83-87.
2. Ващенко Б.М. К вопросу о признании транспортной безопасности объектом криминалистического изучения / Б.М. Ващенко // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сб. материалов XXIV Междунар. науч.-практ. конф. — Иркутск, 2019. — С. 202-203.
3. Варданян А.В. Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений / А.В. Варданян, О.П. Грибунов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2017. — № 2 (81). — С. 23-35.
4. Грибунов О.П. Преступления на транспорте как самостоятельный объект криминалистики / О.П. Грибунов, А.Н. Александров // Современное уголовно-процессуальное право России — уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Орёл, 2017. — С. 134-139.
5. Бычков А.В. Коррупционные преступления как объект криминалистических исследований / А.В. Бычков // Академический юридический журнал. — 2013. — № 1 (51). — С. 47-51.
6. Колесова А.С. Насильственные преступления в семье как объект криминалистического исследования / А.С. Колесова // Научные труды РАЮН. Вып. 11 : в 2 т. — Москва, 2011. — Т. 2. — С. 981-986.
7. Круглов С.Н. Жертва преступления как объект криминалистических исследований / С.Н. Круглов // Право и практика. Научные труды Кировского института Московской государственной юридической академии. — 2010. — № 7. — С. 120-124.
8. Корма В.Д. Машины и сооружения как объекты криминалистического исследования / В.Д. Корма // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. — 2017. — № 5. — С. 60-75.
9. Хижняк Д.С. Транснациональная криминальная деятельность как объект криминалистического исследования / Д.С. Хижняк // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2015. — № 2 (103). — С. 221-226.
10. Давыдов В.О. Транснациональные преступления экстремистского характера как объект криминалистического исследования / В.О. Давыдов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2015. — № 1-2. — С. 50-59.
11. Грибунов О.П. Государственные программы социально-экономического развития как объект криминалистического научного познания / О.П. Грибунов // Современное уголовно-процессуальное право — уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Орёл, 2018. — С. 109-114.
12. Грибунов О.П. Преступления против собственности, совершаемые на транспорте, как объект криминалистического исследования / О.П. Грибунов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2016. — № 3-2. — С. 235-241.
13. Ищенко Е.П. Российская криминалистика сегодня / Е.П. Ищенко // Вестник криминалистики. — 2006. — Вып. 4 (20). — С. 4-14.
14. Ким Д.В. Закономерности научного познания и их преломление в предмете криминалистики / Д.В. Ким // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2013. — № 11-1. — С. 16-21.
15. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики / Р.С. Белкин. — Москва : Норма, 2001. — 240 с.
16. Кустов А.М. Этапы развития предмета и объектов криминалистики / А.М. Кустов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2016. — № 3-2. — С. 71-77.
17. Лаврухин С.В. Понятие криминалистики / С.В. Лаврухин // Государство и право. — 1998. — № 4. — С. 74-79.
18. Попов Е.А. Расследование дорожно-транспортных преступлений, совершенных с участием большегрузных автомобилей : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.12 / Е.А. Попов. — Калининград, 2018. — 24 с.
19. Дудниченко А.Н. Особенности использования специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.12 / А.Н. Дудниченко. — Ростов-на-Дону, 2019. — 25 с.
20. Кольчурин А.Г. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / А.Г. Кольчурин. — Краснодар, 2004. — 26 с.
21. Егорова В.Ф. Особенности первоначального этапа расследования происшествий, возникающих при пересечении автотранспортом железнодорожных путей : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / В.Ф. Егорова. — Иркутск, 2009. — 21 c.
22. Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминали-стических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / Т.В. Демидова. — Москва, 2010. — 23 с.
23. Владимиров С.В. Расследование наезда транспортного средства на пешехода : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / С.В. Владимиров. — Владимир, 2011. — 22 с.
24. Зубенко Е.В. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / Е.В. Зубенко. — Владивосток, 2012. — 25 с.
25. Коленко А.Д. Проблемы расследования дорожно-транспортных преступлений: на материалах Приморского края : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / А.Д. Колен-ко. — Владивосток, 2004. — 22 с.
26. Ремизов С.М. Противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений и криминалистические методы его преодоления : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / С.М. Ремизов. — Москва, 2007. — 23 с.
27. Алексеев А.Г. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в условиях неочевидности : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / А.Г. Аксенов. — Саратов, 2001. — 187 c.
28. Бибиков А.А. Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и криминалистические методы его преодоления : монография / А.А. Бибиков. — Тула : Изд-во ТулГУ, 2005. — 215 с.
29. Расследование нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств : учеб. пособие / под ред. Я.М. Мазунина. — Омск : ОмА МВД России, 2017. — 135 с.
30. Головин А.Ю. Проблемы и пути совершенствования методик расследования отдельных видов преступлений / А.Ю. Головин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2014. — № 3-2. — С. 3-9.
References
1. Demidov V.A. On Some Issues of Transport Security. Criminalistics and Forensic Examination: the Past, the Present and a Look into the Future. Materials of International Research Conference. Saint Petersburg, 2017, pp. 83-87. (In Russian).
2. Vashchenko B.M. On the Issue of Recognizing Transport Security as an Object of Forensic Study. Activities of Law Enforcement Agencies in Modern Conditions. Materials of the XXIV International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, 2019, pp. 202-203. (In Russian).
3. Vardanyan A.V., Gribunov O.P. The Modern Doctrine of Methodical-Criminalistic Secured of an Investigation of Certain Types of Crimes. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii = Vestnik of the Eastern Siberia Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2017, no. 2, pp. 23-35. (In Russian).
4. Gribunov O.P., Aleksandrov A.N. Crimes in Transport as an Independent Object of Criminalistics. Modern Criminal Procedure Law of Russia: Lessons of History and Problems of Future Reforms. Materials of International Research Conference. Orel, 2017, pp. 134-139. (In Russian).
5. Bichkov A.V. Corruption Crimes as an Object of Criminalistics Research. Akademich-eskii yuridicheskii zhurnal = Academic Law Journal, 2013, no. 1, pp. 47-51. (In Russian).
6. Kolesova A.S. Violent Crimes in the Family as an Object of Forensic Research. Research Works of Russian Academy of Legal Sciences. Moscow, 2011, iss. 11, vol. 2, pp. 981-986. (In Russian).
7. Kruglov S.N. The Victim of a Crime as an Object of Forensic Research. Pravo i praktika. Nauchnye trudy Kirovskogo instituta Moskovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii = Law and Practice. Scientific Works of the Kirov Institute of Moscow State Law Academy, 2010, no. 7, pp. 120-124. (In Russian).
8. Korma V.D. Machinery and Facilities as Objects Criminalistic Research. Vestnik Univer-siteta imeni O.E. Kutafina = Courier of Kutafin Moscow State Law University, 2017, no. 5, pp. 60-75. (In Russian).
9. Khizhnyak D.S. Transnational Criminal Activity as the Research Object of Criminalistics. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii = Bulletin of Saratov State Law Academy, 2015, no. 2, pp. 221-226. (In Russian).
10. Davydov V.O. Transnational Extremist Crimes as Object Forensic Research. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki = Izvestiya of the Tula State University. Economic and Legal Sciences, 2015, no. 1-2, pp. 50-59. (In Russian).
11. Gribunov O.P. State Programs of Socio-Economic Development as an Object of Forensic Scientific Knowledge. Modern Criminal Procedure Law of Russia: Lessons of History and Problems of Future Reforms. Materials of International Research Conference. Orel, 2018, pp. 109-114. (In Russian).
12. Gribunov O.P. Crimes Against Property Committed on the Transport, as an Object of Criminalistic Investiga Tions. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki = Izvestiya of the Tula State University. Economic and Legal Sciences, 2016, no. 3-2, pp. 235-241. (In Russian).
13. Ishchenko E.P. Russian Criminalistics Today. Vestnik kriminalistiki = Bulletin of Criminalistics, 2006, iss. 4, pp. 4-14. (In Russian).
14. Kim D.V. Patterns of Scientific Knowledge and Their Refraction in the Subject of Criminology. Aktualnye problemy borby s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami = Actual Problems of Crime and other Offenses, 2013, no. 11-1, pp. 16-21. (In Russian).
15. Belkin R.S. Criminalistics: Current Issues. Urgent Problems of Russian Criminalistics. Moscow, Norma Publ., 2001. 240 p.
16. Kustov A.M. Stages of Development of the Subject and Objects Criminalistics. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki = Izvestiya of the Tula State University. Economic and Legal Sciences, 2016, no. 3-2, pp. 71-77. (In Russian).
17. Lavrukhin S.V. The Concept of Forensics. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 1998, no. 4, pp. 74-79. (In Russian).
18. Popov E.A. Investigation of Road Traffic Crimes Committed with the Participation of Heavy Vehicles. Cand. Diss. Thesis. Kaliningrad, 2018. 24 p.
19. Dudnichenko A.N. Features of the Use of Special Knowledge in the Investigation of Crimes Related to the Violation of Traffic Rules and Operation of Vehicles. Cand. Diss. Thesis. Rostov-on-Don, 2019. 25 p.
20. Kolchurin A.G. Features of the Investigation of Road Traffic Crimes Committed in Rural Areas. Cand. Diss. Thesis. Krasnodar, 2004. 26 p.
21. Egorova V.F. Features of the Initial Stage of the Investigation of Incidents That Occur when Vehicles Cross Railway Tracks. Cand. Diss. Thesis. Irkutsk, 2009. 21 p.
22. Demidova T.V. Interaction of the Investigator with the Employees of Forensic Divisions in the Investigation of Road Traffic Crimes. Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2010. 23 p.
23. Vladimirov S.V. Pedestrian Collision Investigation. Cand. Diss. Thesis. Vladimir, 2011. 22 p.
24. Zubenko E.V. Methodology for Investigating Road Traffic Crimes Involving Leaving Victims in Danger. Cand. Diss. Thesis. Vladivostok, 2012. 25 p.
25. Kolenko A.D. Problems of Investigation of Traffic Crimes (on Materials of Primorsky Region). Cand. Diss. Thesis. Vladivostok, 2004. 22 p.
26. Remizov S.M. Opposition to the Investigation of Traffic Crimes and Forensic Methods of Overcoming It. Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2007. 23 p.
27. Alekseev A.G. Methodology for Investigating Road Traffic Crimes Committed in Conditions of Non-Obviousness. Cand. Diss. Saratov, 2001. 187 p.
28. Bibikov A.A. Opposition to the Investigation of Crimes Related to Violation of Traffic Rules and Operation of Vehicles, and Forensic Methods to Overcome It. Tula State University Publ., 2005. 215 p.
29. Mazunin Ya.M. Investigation of Violations of Traffic Rules and Operation of Vehicles. Omsk Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation Publ., 2017. 135 p.
30. Golovin A.Yu. Problems and Ways of Improving Methods of Investigation of Certain Types of Crimes. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yurid-icheskie nauki = Izvestiya of the Tula State University. Economic and Legal Sciences, 2014, no. 3-2, pp. 3-9. (In Russian).
Информация об авторе
Ващенко Борис Михайлович — кандидат юридических наук, кафедра административного права и административной деятельности в ОВД, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], € https://orcid.org/0000-0002-8100-3259, SPIN-код: 3149-5665, AuthorID РИНЦ: 1026218.
Author
Boris M. Vashchenko — PhD in Law, Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment in the Department of Internal Affairs, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk, Russian Federation, b_vaschenko@ mail.ru, © https://orcid.org/0000-0002-8100-3259, SPIN-Code: 3149-5665, AuthorID RSCI: 1026218.
Для цитирования
Ващенко Б.М. Обеспечения безопасности пассажирских автоперевозок как предмет правового регулирования и объект криминалистического научного познания / Б.М. Ващенко. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(1).31. — EDN TMIYZJ // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 1.
For Citation
Vashchenko B.M. Ensuring the Safety of Passenger Road Transportation as a Subject of Legal Regulation and an Object of Forensic Scientific Knowledge. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 1. (In Russian). EDN: TMIYZJ. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(1).31.