УДК: 343.98
DOI: 10.24411/2312-3184-2019-10042
Ващенко Борис Михайлович
адъюнкт Восточно-Сибирского института МВД России E-mail: [email protected]
Vashchenko Boris Mikhailovich
Adjunct East-Siberian Institute
of the Ministry of the Interior of Russia
E-mail: [email protected]
ОБСТАНОВКА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НАРУШЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ АВТОПЕРЕВОЗОК
Введение: значение криминалистической характеристики преступлений достаточно существенно для расследования уголовных дел. При этом наиболее значимым элементом криминалистической характеристики преступлений в сфере нарушений безопасности междугородных пассажирских автоперевозок является обстановка совершения преступления. Данный элемент выступает в качестве «несущего каркаса», объединяющего все элементы механизма преступления, что обусловливает прямые связи с механизмом следообразования.
Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, а также познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания. Кроме того, применялись методы обобщения судебно-следственной и оперативно-розыскной практики и др.
Результаты исследования позволили определить характерные особенности такого структурного элемента криминалистической характеристики, как обстановка совершения преступлений.
Выводы и заключения: проанализированы общие обстоятельства, влияющие на обстановку совершения преступлений. Сформулированы типичные обстоятельства, которые в своей совокупности образовывают обстановку совершения преступлений рассматриваемой категории уголовных дел.
Ключевые слова: криминалистическая характеристика, обстановка совершения преступления, элементы криминалистической характеристики, методика расследования, преступления в сфере междугородных пассажирских автоперевозок.
THE SITUATION OF THE CRIME AS THE MAIN ELEMENT OF THE FORENSIC CHARACTERISTICS OF CRIMES IN THE FIELD OF SECURITY VIOLATIONS OF LONG-DISTANCE PASSENGER TRANSPORTATION
Introduction: The importance of the forensic characterization of crimes is significant enough for the investigation of criminal cases. At the same time, the most significant element of the forensic characteristic of crimes in the sphere of violations of the safety of intercity passenger road transport is the situation of commission of the crime. This element acts as a "support frame" combining all elements of the crime mechanism, which makes direct connections with the trace mechanism.
Materials and methods: the normative basis of the study is formed by the Constitution of the Russian Federation, criminal and criminal procedure legislation. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge, which is universal, as well as cognitive methods and techniques of observation, comparison, analysis, generalization and description. In addition, methods of generalizing judicial investigation and investigation practices, etc., were used.
The results of the study: revealed the characteristics of such a structural element of the forensic characteristic as the situation of the commission of crimes.
Conclusions and conclusions: the general circumstances affecting the situation of commission of crimes have been analysed. Typical circumstances are formulated, which together form the situation of commission of crimes of the category of criminal cases under consideration.
Key words: forensic characteristic, crime situation, elements of forensic characteristic, investigation methodology, crimes in the sphere of long-distance passenger road transport.
Как известно, сущность криминалистической характеристики заключается в том, что знание ее структурных элементов позволяет следователю делать наиболее вероятные предположения на начальном этапе расследования преступления при существенном дефиците исходной информации. Такого дефицита нельзя избежать на стадии возбуждения уголовного дела. Часто встречающееся отсутствие информации требует проведения проверки сообщения о преступлении, без которого, как правило, не обходится ни одно принятие решения о возбуждении уголовного дела. На таком сложном этапе крайне важно, не теряя времени, работать в правильном направлении, для чего необходимы наиболее вероятные версии, выдвинуть которые без большого опыта работы в данной сфере или без академических знаний о типичных особенностях подобных преступлений невозможно.
Выдвигая версии, лицо, осуществляющее расследование, исходя из своей личной практики и знаний, полученных в результате профессиональной деятельности, основывается на закономерностях, которые лежат в основе теоретического учения о криминалистической характеристике. Так, при дорожно-транспортном происшествии, в котором пострадали пассажиры междугородного автобуса, лицо, управлявшее транспортным
средством, известно. Зная особенности способа совершения подобных преступлений и другие характерные элементы криминалистической характеристики, следователь должен сделать ряд предположений, являющихся в данном случае следственными версиями.
В первую очередь отталкиваемся от типичной особенности исходной следственной ситуации для подобного рода преступлений, которой является то, что с момента совершения преступления до момента поступления сообщения о нем в правоохранительные органы обычно не проходит много времени. Так, следователь должен знать, что способ совершения таких преступлений по определению не содержит такого элемента в своей структуре, как подготовка, соответственно, на месте происшествия должно быть большое количество материальных следов, подтверждающих факт управления транспортным средством, следов, подтверждающих нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства. Эмоциональное, а иногда и физическое состояние водителя обычно не позволяет ему тщательно избавиться от всех следов до начала расследования, часто они и не пытаются или не успевают этого сделать. Поэтому необходимо, не откладывая, заняться осмотром места происшествия, чтобы не утратить следы и улики, которые долго не сохраняются. Зная результаты исследования такого элемента криминалистической характеристики, как личность преступника, следователь должен понимать, что водители транспортных средств в таких случаях, как правило, не имеют маргинальных, антиобщественных, преступных проявлений в поведении. В обычной жизни они вполне добропорядочные граждане. В проведенном нами исследовании в 80 % случаев они имеют семью и детей, в 89 % случаев обладают интеллектуальными способностями средними или выше среднего. Вместе с тем в более чем 75 % случаев такие лица не признают своей вины в процессе расследования, если у следствия нет убедительных объективных доказательств, это создает большую степень вероятности того, что подозреваемый, спустя время, станет оказывать серьезное противодействие расследованию, принимать меры к тому, чтобы уйти от наказания, введя следствие в заблуждение.
Выдвигая версию об этом и учитывая, что преступник не был подготовлен к совершению преступления, еще не занял противодействующую позицию, не разработал тактику защиты, а в настоящее время находится в эмоционально возбужденном состоянии, следователь должен принять решение о неотложном проведении допроса подозреваемого, если, конечно, постановление о возбуждении уголовного дела уже вынесено.
Если же уголовное дело еще не возбуждено, а возбудить его в данный момент не представляется возможным, то следователь получает от него объяснение, зафиксировав признательные пояснения не только на бумажном носителе. Убедительнее использовать в процессе доказывания видеозапись с признательными показаниями, чем протокол объяснения, который судами обычно вообще не принимается к рассмотрению. Конечно, не следует забывать при этом об организации охраны места происшествия, которое представляет собой информационно-насыщенный элемент криминалистической характеристики.
На наш взгляд, наиболее значимым элементом криминалистической характеристики преступлений в сфере нарушений безопасности междугородных пассажирских автоперевозок является обстановка совершения преступления. В достаточной степени
обстановка совершения преступления, как структурный элемент криминалистической характеристики, исследована еще в 1996 г. В.С. Ишигеевым. Вместе с тем следует согласиться с О.А. Кудряшовой: обстановка выступает в качестве «несущего каркаса», объединяющего все элементы механизма преступления и соответствующие изменения материальной действительности, и обусловливает прямые связи с механизмом следооб-разования [1, с. 12], что предопределяет значимость исследования обстановки совершения преступления как ключевого элемента криминалистической характеристики, в том числе при расследовании ДТП с участием междугородных автобусов.
Обстоятельства, относящиеся к обстановке совершения преступления, можно разделить на две группы по признаку их специфической относимости к рассматриваемой группе преступлений. Существуют обстоятельства, которые присутствуют и имеют значение не только в обстановке совершения преступлений в сфере нарушений безопасности междугородных пассажирских перевозок, но и в обстановке совершения другого рода преступлений неограниченного круга. Это обстоятельства времени, места, условий окружающей среды, направления и скорости движения транспорта или пешеходов, не являвшихся участниками происшествия и т.д. Здесь мы имеем в виду обстоятельства места в широком понимании их влияния на элементы криминалистической характеристики большого круга преступлений без учета особенностей мест, на которые распространяется действие правил дорожного движения. Абсолютно верно, было отмечено А.Ю. Головиным и М.А. Берестневым применительно к вопросам расследования преступлений, совершаемых в сфере автомобильного транспорта, «уже само место совершения преступления того или иного вида предопределяет специфику его механизма. В ряде случаев именно этот элемент преступной деятельности выступает как детерминирующий для всего процесса совершения преступного деяния» [3, с. 12].
Указанные обстоятельства, безусловно, имеют значение при расследовании преступлений рассматриваемой нами категории и часто являются предметом доказывания. Для примера приведем следующий фрагмент обвинительного приговора: «...повернул налево по направлению в с. Дубовое и продолжил движение прямо в левом ряду со скоростью порядка 60 км/ч. В данный момент было темное время суток, несмотря на то, что уличные фонари были включены, видимость была ограничена, погода пасмурная, шел дождь со снегом, на дороге имелась слякоть. Свет от встречных автомобилей также ограничивал видимость. Подъезжая к перекрестку в районе остановки общественного транспорта "Синие крыши", где имеется пешеходный переход, двигающийся по правой полосе автомобиль стал снижать скорость»1. Как видно из этого примера, эти обстоятельства обязательны к установлению, но для раскрытия, установления степени вины и выдвижения версий на первоначальном этапе расследования они не понадобились. Подобные обстоятельства необходимо устанавливать при расследовании любого рода преступлений.
Также закономерности места преступления детерминируют возможность реализации виновными определенного способа совершения и сокрытия преступного деяния,
1 Приговор Белгородского районного суда Белгородской области по уголовному делу № 1-99/2018 // Архив Белгородского районного суда за 2018 г.
требующего наличия у виновных соответствующих знаний и навыков. В пределах типичного места совершения преступления в результате противоправных действий виновных в отношении предмета преступного посягательства образуется соответствующая следования картина [4, с. 61].
Кроме того, существуют также обстоятельства, являющиеся элементами обстановки совершения преступлений, характерные преимущественно для рассматриваемой нами категории преступлений.
Изучив ряд уголовных дел по расследованию преступлений в сфере нарушений безопасности междугородных пассажирских автоперевозок, несмотря на существенные отличия в их уголовно-правовых характеристиках и особенностях квалификации, мы выделили ряд особенностей обстановки, в которой они совершаются, позволяющих объединить их в группы.
Во-первых, это особенности, вытекающие из самого определения. Преступления, рассматриваемой категории совершены в сфере общественных отношений, связанных с осуществлением междугородных пассажирских автоперевозок. При этом не всех отношений в данной области общественной жизни, а только тех, которые связаны с обеспечением безопасности. Изучаемые преступления наносят ущерб состоянию защищенности объектов или субъектов правоотношений в сфере пассажирских перевозок или могут причинить им вред. Такая система общественных отношений представляет собой среду, в которой совершается преступление. В связи с этим данная среда формирует или предопределяет типичные особенности личности преступника, выбор им линии преступного поведения или способ совершения преступления. Жертвы подобных преступлений также имеют свои специфические особенности, обусловленные средой, т. е. типичными обстоятельствами преступления, относящимися к обстановке совершения.
Таким образом, предлагаем при рассмотрении обстановки совершения преступления использовать дуалистический подход к рассмотрению данной криминалистической категории. Обстановка, в которой совершаются данного рода преступления, с одной стороны сформирована нормами права, регулирующими отношения в сфере безопасности пассажирских междугородных перевозок. С другой стороны, данная обстановка складывается в объективной действительности, в мире физических объектов и явлений, в котором обязательно присутствует транспортное средство, проезжая часть, водитель и, как правило, пассажиры. Будет ошибкой рассматривать пассажиров обязательной жертвой преступления, так как не всегда они фактически подвергаются опасности. Большое число пассажиров участвуют по уголовному делу в качестве свидетелей, а в некоторых происшествиях, по которым проводится расследование, пассажиров вообще может не быть. Так, состав преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, является формальным, что предусматривает привлечение к ответственности без причинения вреда пассажирам. И это должно быть правилом, так как криминалистическая профилактика преступлений имеет одной из своих целей предупреждение причинения вреда кому-либо, и приемы, разрабатываемые ею, также должны позволить выявлять преступления, включая длящиеся до того, как преступными действиями был причинен вред. Так, водитель заказного пассажирского автобуса А. в январе 2017 г.
допустил ряд нарушений правил дорожного движения, что было выявлено сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга. У него отсутствовало российское национальное водительское удостоверение и тахограф для учета рабочего времени водителя, которое не должно превышать 10 часов. Отсутствие водительского удостоверения само по себе прямо не создает опасности, однако это подразумевает, что водитель не был ознакомлен с правилами дорожного движения, действующими на территории России, и не подтвердил их знание. А это обстоятельство уже создает реальную опасность для пассажиров и других участников дорожного движения. Отсутствие тахографа также существенное нарушение, так как это позволяет водителю из корыстной или иной личной заинтересованности пренебрегать требованиями безопасности и работать в состоянии сильного переутомления.
Эти обстоятельства, доказанные в ходе расследования уголовного дела результатами тактически правильно проведенных следственных действий, заключениями экспертов, позволили суду вынести обвинительный приговор в отношении А. и признать его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 с. 238 УК РФ1.
Кроме обязательных элементов обстановки совершения преступления, таких как транспортное средство, водитель и проезжая часть, есть также другие, которые встречаются не всегда, но достаточно часто, чтобы о них указать в нашем исследовании. Они также могут повлиять на механизм совершения преступления и следообразования. Следователь должен предполагать и учитывать в своих версиях, что в механизме преступлений в сфере нарушений безопасности междугородных пассажирских автоперевозок как элемент обстановки могут присутствовать:
- лица и транспортные средства, которым причинен фактический вред в результате совершения преступления;
- другие водители, пассажиры, пешеходы:;
- иные транспортные средства, находившиеся в непосредственной близости к месту происшествия;
- технические средства фиксации процесса дорожного движения;
- территория, прилегающая к проезжей части в месте совершения преступления;
- работодатель водителя, допустившего преступное поведение;
- документы необходимые для осуществления перевозок;
- технические средства и оборудование, без наличия которых запрещается осуществлять междугородные пассажирские перевозки.
Безусловно, данный перечень элементов носит не исчерпывающий характер. Выделены наиболее значимые часто встречающиеся элементы обстановки, которые необходимо учитывать лицам, участвующим в расследовании преступлений в сфере нарушений безопасности междугородных пассажирских автоперевозок. Все они в механизме следообразования могут выступать как следообразующими, так и следовоспринимаю-щими объектами [5, с. 87].
1 Приговор Пушкинского районного суда г. Санкт-Петербург по уголовному делу № 1-62/2018 // Архив Пушкинского районного суда за 2018 г.
К обстоятельствам совершения и механизма образования следов относятся значительные расстояния и периоды времени перевозки вне населенных пунктов. Это формирует такие условия, как:
- ночное и раннее утреннее время, что увеличивает стрессовое состояние водителя на первоначальном этапе расследования;
- слабая интенсивность движения и малое количество посторонних лиц, явившихся случайными свидетелями или очевидцами происшествия;
- слабая интенсивность движения в некоторых случаях позволяет более длительное время сохранять следы и предметы, имеющие значение для расследования на месте происшествия и на маршруте следования;
- удаленность от населенных пунктов затрудняет возможность водителя скрыться, а других лиц - быстро приехать на место происшествия;
- междугородные перевозки в силу указанных причин часто осуществляются с использованием диспетчерской службы, что создает дополнительные следы преступной деятельности.
Немаловажное обстоятельство, которое обычно присутствует в междугородных пассажирских автоперевозках, это то, что они чаще всего осуществляются организациями.
Рассмотрев типичные механизмы подобных преступлений, необходимо сказать о том, что указанные выше обстоятельства, относящиеся к обстановке, в которой было совершено преступление, могут не только быть сами подвержены воздействию других элементов механизма, в результате чего нести на себе следы, по которым можно восстановить событие преступления. Также они могут сами влиять на другие элементы механизма, оказывать на них воздействие. Так, присутствие в автобусе большого числа пассажиров, с одной стороны, предполагает формирование у них множества идеальных следов, подлежащих фиксации при расследовании. С другой стороны, это оказывает сильное влияние на действия водителя в момент совершения преступления или сразу после его совершения, выбор им той или иной линии поведения в условиях наблюдения пассажирами.
Резюмируя изложенное, можно сформулировать следующие выводы:
- при рассмотрении обстановки совершения преступлений в сфере нарушений безопасности междугородных пассажирских перевозок следует использовать дуалистический подход. Обстановка, в которой совершаются данного рода преступления, с одной стороны, сформирована нормами права, регулирующими отношения в сфере безопасности пассажирских междугородных перевозок. С другой стороны, данная обстановка складывается в объективной действительности, в мире физических объектов, в котором обязательно присутствует транспортное средство, проезжая часть, водитель и, как правило, пассажиры;
- в обстановке совершения следует учитывать общие обстоятельства, присущие не только преступлениям рассматриваемой категории, но и обстоятельства, характерные только для данного рода преступлений. Знание типичных особенностей данных обстоятельств должно позволять следователю выдвигать наиболее вероятные версии на первоначальном этапе расследования при существенном дефиците исходной информации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Ишигеев В.С. Обстановка совершения преступления как элемент его криминалистической характеристики: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1996. - 138 с.
2. Кудряшова О.А. Криминалистическое значение обстановки совершения преступления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2011. - № 27. - С. 9-54.
3. Берестнев М.А. Головин А.Ю. Методика расследования разбойных нападений на автодорогах. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 190 с.
4. Грибунов О.П. Обстановка совершения преступлений как ключевой элемент криминалистической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 5-2. - С. 59-63.
5. Головин А.Ю., Грибунов О.П., Бибиков А.А. Криминалистические методы преодоления противодействия расследованию транспортных преступлений: монография. -Иркутск: ВСИ МВД России, 2015. - 164 с.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
1. Ishigeev V.S. The situation of the commission of the crime as an element of its forensic characteristic: dis.... edging. юрид. sciences. - SPb., 1996. - 138 s.
2. Kudryashova O.A. Forensic significance of the crime situation // Journal of the South Ural State University. Series: Law. - 2011. - No. 27. - P. 49-54.
3. Berestnev M.A. Golovin A.Y. Methodology of Investigation of Robbery Attacks on Roads. - Moscow: Jurlitinform, 2012. - 190 p.
4. Gribunov O.P. The situation of the commission of crimes as a key element of the forensic characteristic of crimes committed on railway transport // News of the Tula State University. Economic and legal sciences. - 2013. - № 5-2 .- P. 59-63.
5. Golovin A.Y., Kruunov O.P., Bibikov A.A. Forensic Methods of Overcoming Opposition to Investigation of Transport Crimes: Monogor. - Irkutsk: Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015. - 164 p.