Научная статья на тему 'Обеспечение земельными участками многодетных семей в Дальневосточном регионе. Основные проблемы и возможные пути их решения'

Обеспечение земельными участками многодетных семей в Дальневосточном регионе. Основные проблемы и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паламарчук А. Г.

В данной статье рассмотрены проблемные вопросы обеспечения многодетных семей бесплатными земельными участками, даны предложения по реализации государственной политики по обеспечению населения доступным и комфортным жильём.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Паламарчук А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение земельными участками многодетных семей в Дальневосточном регионе. Основные проблемы и возможные пути их решения»

Таким образом, основной целью существования муниципальной системы управления территорией должно являться создание, сохранение, улучшение и оптимальное использование благоприятных условий для удовлетворения общественных интересов и социально-экономического развития всех форм собственности на управляемой территории - муниципальном образовании. Эффективность же муниципального управления может быть измерена системой показателей. Для измерения эффективности муниципального управления требуется совокупность нескольких методических подходов, при каждом из которых эффективность имеет свое качественное содержание. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обосновать и разработать систему критериев и показателей, которая по своей сложности соответствовала бы сложности самого объекта управления. При этом наряду с локальными и частными критериями, отражающими отдельные стороны и уровни управления, необходимы обобщающие критерии и интегрированные показатели эффективности.

Список литературы:

1. Конституция РФ // Парламентская газета. - 2009. - № 4.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202.

3. Гричук А.Г. К вопросу об эффективности муниципального управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.law.edu.ru/doc/document.asp? docГО=Ш9817.

4. Журнал «Регионология» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.regюnsar.m/шdeЛ 1.

5. Зотов В.Б. Система муниципального управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.soborproekt.ru/bookinfo-zotov-vb/zotov-vb-sistema-munitsipalnogo-upravleniya-uchebnik-razdel-5.html?start=4.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

© Паламарчук А.Г.*

Дальневосточный институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Хабаровск

В данной статье рассмотрены проблемные вопросы обеспечения многодетных семей бесплатными земельными участками, даны пред-

* Аспирант кафедры «Финансы и кредит».

ложения по реализации государственной политики по обеспечению населения доступным и комфортным жильём.

Российская Федерация - это государство, обладающее огромными природными богатствами: полезными ископаемыми, водными, лесными и земельными ресурсами.

Земля - это особый природный ресурс, использование которого должно осуществляться в интересах всего общества.

Земля является как важным компонентом окружающей среды, средством производства в области сельского и лесного хозяйства, так и объектом недвижимого имущества.

Разумное сочетание использования и охраны земельных ресурсов, есть одно из приоритетных направлений государственной политики.

В России земельные отношения регулируются Конституцией Российской Федерации и множеством федеральных законов, регламентирующих порядок приобретения прав на землю на принципах равноправия и публичности, определяющие плату за пользование землей, устанавливающие льготы для отдельных категорий граждан.

На сегодняшний день Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрена льгота по предоставлению бесплатно земельного участка многодетным семьям, имеющим троих и более детей. Регулирование данного процесса осуществляется законодательством субъектов Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации определены порядок учета граждан, имеющих троих и более детей, и желающих получить земельный участок; установлены виды разрешенного использования земельных участков для таких граждан; определены территории под застройку; определен порядок проведения работ по подготовке документации на земельные участки; порядок предоставления земельных участков.

Несмотря на то, что исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (далее ДФО) нормативно-правовая база была подготовлена, в кратчайшие сроки, работы по реализации данной программы продвигаются достаточно медленно.

Причины, замедляющие этот процесс, видятся в следующем:

- низкие темпы подготовки документов (разработка документации по планировке территорий, подготовка землеустроительной документации для постановки на кадастровый учет);

- слабые темпы обеспечения земельных участков, необходимыми коммуникациями (водо-, газо-, теплоснабжения, автомобильных дорог);

- отсутствие на предлагаемых к застройки территориях объектов социальной инфраструктуры (школ, детских садов, магазинов, поликлиник, отделений почтовой связи и других социально-значимых для населения объектов);

- нехватка доступной земли для обеспечения всех желающих получить земельные участки.

Таблица 1

Темпы реализации программы по обеспечению многодетных семей земельными участками в субъектах ДФО на 23.01.2013 г.

Наименование субъекта Предоставлено Доля от количества

Российской Федерации земельных участков поданных заявлений

Саха (Якутия) 1463 16,0 %

Камчатский край 107 77,0 %

Приморский край 538 18,0 %

Хабаровский край 892 6,3 %

Амурская область 150 40,0 %

Магаданская область 35 16,0 %

Сахалинская область 37 5,0 %

Еврейская автономная область 156 66,0 %

Чукотский автономный округ 3 23,0 %

Итого по ДФО 3381 12,1 %

Примечание: в таблице приведены данные представленные на совещании полномочного представителя Президента в Дальневосточном Федеральном округе [3].

Площадь ДФО 616932,9 тыс. га [7], что составляет около 36 % от территории России, при этом данный регион является самым мало заселенным в России, так как его население составляет всего 4,9 % населения России (6,440 млн. чел. [5]). В такой ситуации, где на одного жителя региона приходится около 95,8 тыс. га земли, говорить о ее нехватки для обеспечения многодетных семей земельными участками является парадоксальным, но это существующая действительность.

Таблица 2

Земельные ресурсы Дальневосточного региона по категориям земель

Категория земель Дальневосточный федеральный округ Доля земель в регионе

1. Земли лесного фонда 490426,80 79,49 %

2. Земли сельскохозяйственного назначения 70946,00 11,50 %

3. Земли запаса 39787,00 6,45 %

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов 8710,80 1,41 %

5. Земли водного фонда 3862,80 0,63 %

6. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения 1692,10 0,27 %

7. Земли населенных пунктов 1507,40 0,24 %

Общая площадь ДФО 616932,90 100,00 %

Примечание: в таблице приведены данные из доклада Росреестра [7].

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр) на 1 января 2011 года, 81,81 % земель ДФО ограничены в обороте, к ним относятся: земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли водного фонда, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), которые не могут быть предоставлены населению для использования в целях жилищного и иного строительства жилья (табл. 2).

■ Земли лесного фонда

■ Земли особо охраняемых территорий и объектов

■ Земли водного фонда

■ Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи н т.п.

■ Земли запаса

п Земли сельскохозяйственного назначения

■ Земли населенных пунктов

Рис. 1. Распределение земель в Дальневосточном федеральном округе (по категориям земель)

Оставшиеся 18,19 % всего 112240,4 тыс. га (розовый сектор диаграммы) это земли, относящиеся к категориям земель сельскохозяйственного назначения - 11,5 % (желтый сектор диаграммы), землям запаса - 6,45 % (серый сектор) и землям населенных пунктов - 0,24 % (красный сектор), из которых не могут быть использованы для строительства 58998,9 тыс. га (12195,2 тыс. га заболочены, на 46803,7 тыс. га находятся оленьи пастбища), таким образом, для ведения хозяйственной деятельности населения остается всего 53241,5 тыс. га земли или 8,63 % от площади ДФО.

При этом необходимо учитывать, что данные земли могут эффективно вовлекаться в хозяйственный оборот трудоспособным населением региона, численность которого, по данным Федеральная служба государственной статистики (далее - Росстат), составляет 4,138 млн. человек [5], и мы видим, что на самом деле на 1 трудоспособного человека в регионе приходится всего 12,86 га земли.

В такой ситуации речь о нехватки в регионе земли для обеспечения земельными участками всех желающих, уже не выглядит столь надуманной.

Земли населенных пунктов составляют, самую небольшую, но самую востребованную гражданами категорию земель, всего лишь 1507,4 тыс. га (0,24 %).

Наибольшее количество населения - 2,761 млн. человек сосредоточено в 10 наиболее крупных городах - Владивосток, Хабаровск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Находка, Уссурийск, Артем, общая площадь которых составляет 339,1 тыс. га и наиболее востребована населением для застройки (данные по численности и площади городов приведены по данным Банка готовых документов Росстата на 2011 год [6]).

В таких городах на 1 человека приходится всего 0,12 га, из которых также следует исключить земли общего пользования (дороги, парки, скверы, бульвары, площади), торговые и промышленные зоны.

Для решения проблемы нехватки земли под строительство доступного жилья можно в первую очередь привлечь в хозяйственный оборот брошенные земли Министерства обороны, которые сейчас активными темпами передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (только в Приморском крае подлежат передаче 382 военных городка, не используемых для обеспечения обороны и безопасности страны, и 100 тыс. га земли), а так же вовлекать неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения.

Но, как говорилось выше, нехватка земли для многодетных семей - это не единственная проблема. Очень тяжелое положение просматривается в части обеспечения коммуникациями и подъездными дорогами земельных участков для ведения жилищного строительство, дачного хозяйства и осуществления иных видов деятельности, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации.

Так, на 8 ноября 2012 года, по данным пресс-службы Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, из 1700 выделенных земельных участков «только1 из них обеспечен централизованным газоснабжением, 159 - водопроводом, 32 - канализацией, 862 - электрифицировано. Более 600 участков не связаны с населенным пунктом транспортным сообщением. 82 семьи отказались от выделенных им земельных участков» [4].

Чтобы земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, не стали для их обладателей обузой и не оказались брошенными, необходимо не только подвести к ним коммуникаций (тепло-, водо-, газоснабжения, автомобильными дорогами), но и предусмотреть на таких территориях строительство объектов социальной инфраструктуры.

Строительство коммуникаций, объектов социально-культурного и коммунального назначения необходимо осуществлять, на условиях государст-

венно-частного партнерства, с привлечением инвесторов, которые могли бы компенсировать свои затраты на возведение объектов, для льготных категорий граждан, за счет получения на планируемой к застройке территории земельного участка для размещения коммерческих объектов (магазины, кафе, досуговый центр и другие объекты).

Строительство дома являет собой очень длительный и дорогостоящий процесс, поэтому многодетные семьи могут столкнуться с проблемой отсутствия денежных средств на освоение земельного участка (строительство дома, благоустройства прилегающей территории) и в конечном итоге земельный участок либо будет продан, либо просто брошен.

Стимулировать строительство жилья можно с помощью мер государственной финансовой поддержки. Для этого необходимо разработать и внедрить поэтапную систему льготного кредитования с дифференцированной процентной ставкой под гарантию государства (определить этапы строительства при завершении каждого из которых производится перекредитование с учетом остатка по текущему кредиту, за предыдущий этап строительства, и необходимой суммы, на следующий этап строительства, с понижением процентной ставки).

Чтобы избежать спекуляции земельными участками и обеспечить их использование по прямому назначению, необходимо ввести государственные меры, такие как: земельный участок многодетным предоставляется в долевую собственность всех членов семьи либо в безвозмездное срочное пользование на период строительства объекта, но не более 10 лет, по завершению строительства объекта земельный участок переходит в долевую собственность всех членов семьи (родителей и всех детей, включая детей достигших 18 летнего возраста, на момент завершения строительства объекта, при участии которых, данный участок был получен).

Реализация предложенных мероприятий, будет способствовать увеличению темпов жилищного строительства гражданами, имеющими троих и более детей, повышению их жизненного уровня и социально-экономическому росту не только дальневосточного региона, но всего государства в целом.

Список литературы:

1. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 126-ФЗ [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «Консультант Плюс».

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «Консультант Плюс».

3. Материалы пресс-службы полномочного представителя Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] // Дальневосточный федераль-

ный округ. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации. - Режим доступа: www.dfo.gov.ru/index.php?id=11.

4. Материалы пресс-службы полномочного представителя Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] // Дальневосточный федеральный округ. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации. - Режим доступа: www.dfo.gov.ru/index.php?id= 11&oid=3069.

5. Демографический ежегодник 2010 году [Электронный ресурс] // Информационный портал «Федеральная служба государственной статистики». -Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publish-ing/catalog/statisticCollections/doc_1137674209312.

6. Банк готовых документов. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов - 2011 г. [Электронный ресурс] // Информационный портал «Федеральная служба государственной статистики». - Режим доступа: www.gks.ru/bgd/regl/b11_14t/Main.htm.

7. Земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года [Электронный ресурс] // Информационный портал «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии». - Режим доступа: www.rosreestr.ru/cadastre/condition/documents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.