С. М. Миронова*, А. Ю. Чикильдина**
Особенности предоставления земельных участков на Дальнем Востоке: актуальные вопросы правового регулирования
Аннотация. В 2016 году одним из самых обсуждаемых стал Федеральный закон № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый 1 мая 2016 года. Авторы статьи анализируют текст данного нормативного акта, акцентируют внимание на его проблемных положениях, прогнозируют последствия его принятия. Отдельно рассмотрены налогово-правовые аспекты, связанные с выделением земельных участков. В заключение резюмируется, что законопроектная деятельность, направленная на регулирование предоставления дальневосточных земель, является важным шагом для развития региона и улучшения социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.
Ключевые слова: предоставление земель, безвозмездное пользование земельным участком, развитие Дальнего Востока, налоги, бесплатное приобретение земельного участка, региональные программы.
001: 10.17803/1994-1471.2016.68.7.042-049
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования являются главными собственниками земельных участков, большинство публичных земель (то есть земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности) либо изъяты, либо ограничены в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного
кодекса РФ. Например, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли особо охраняемых территорий — земли категорий, которые преимущественно принадлежат таким публичным собственникам. Перевод таких земель в земли иных категорий — процедура сложная, которая усугубляет неэффективность использования земельных ресурсов, принадлежащих
© Миронова С. М., Чикильдина А. Ю., 2016
* Миронова Светлана Михайловна, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права Волгоградского института бизнеса svmironova@ rambler, ru
400006, Россия, Волгоград, ул. Дегтярева, д. 33, кв. 44
** Чикильдина Анна Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Волгоградского филиала ФБГОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (РАНХиГС) [email protected]
400005, Россия, Волгоград, пр. Ленина 70б, кв. 36
публичным субъектам, однако служит важной гарантией охраны этих земель от необоснованного сокращения1 .
Земельное законодательство за последние два года претерпело серьезные изменения в части совершенствования специальных оснований и порядка предоставления земель из государственной и муниципальной собственности, что предопределяет научные дискуссии по вопросам, связанным с реализацией земельного законодательства2. Все усилия государственных юристов направлены на совершенствование системы управления земельным фондом и создание условий для эффективного землепользования граждан, сельскохозяйственных организаций, некоммерческих организаций, задействованных в жилищном строительстве. Земля — важный базис, с помощью которого могут быть решены многие социально острые проблемы. Например, одной из целей государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»3 является улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, что может быть достигнуто за счет предоставления земли населению для создания условий для роста численности населения.
На основании поручения Президента РФ от 15.01.2015 № ПР-30 «О предоставлении земельных участков на Дальнем Востоке России» полпред президента по ДФО Юрий Трут-нев совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока подготовили проект о предоставлении в бесплатное пользование земли на Дальнем Востоке россиянам, планирующим переселиться туда на постоянное жительство
или развивать там фермерское или личное подсобное хозяйство, с целью вовлечь неосвоенные земли региона в хозяйственный оборот. Данная идея воплощена в Федеральном законе № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятом 1 мая 2016 г. (далее — Закон № 119-ФЗ).
В этой связи у многих специалистов возникает аналогия со столыпинской аграрной реформой, однако есть два принципиальных отличия. Во-первых, век тому назад земля крестьянам продавалась. Согласно указу 27 августа 1906 года «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землевладения» все казенные земли сельскохозяйственного назначения (а в некоторых случаях и лесные угодья) подлежали, по мере прекращения действующих договоров аренды, продаже крестьянам через Крестьянский банк. Идея современных реформаторов в этом смысле более приближена к реальности и очень обрадовала россиян, ожидавших бесплатной раздачи земель. Во-вторых, аграрная реформа 1906—1910 гг. предполагала не только обязательную оценку земель, но и организацию землеустроительных работ, которые были возложены на местные землеустроительные комиссии. В современном законодательстве предусмотрен механизм массового кадастрового учета, и в рамках законопроекта определение границ предоставляемых земельных
1 Анисимов А. П., Шульга А. Е., Ефременко О. В., Бирюкова Т. А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // СПС «ГАРАНТ», 2014.
2 См., например: Железное Д. С. Соотношение законодательства Российской Федерации и городов федерального значения в сфере предоставления земельных участков для строительства // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 372—380 ; Романова О. А. Тенденции совершенствования законодательства в сфере кадастровой деятельности и индивидуализации земельных участков как объектов недвижимого имущества // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 7.
3 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"».
участков не является обязательным, а согласно ст. 5 проекта закона установление границ земельного участка на местности осуществляется по желанию правообладателя земельного участка.
Надо помнить, что продажа крестьянам казенных земель более века назад не вызвала ажиотажного спроса. Продажи достигли максимума в 1909 году, когда было продано 55 тыс. десятин, а всего за 1907—1914 годы было продано 232 тыс. десятин, то есть ничтожно малое количество. Крестьяне находили аренду казенных земель более выгодной, чем выкуп. В 1913 г. было сдано в аренду 3 188 тыс. десятин (из них обществам — 945 тыс. десятин, отдельным домохозяевам — 1 165 тыс. десятин, товариществам — 1 115 тыс. десятин), средние арендные ставки составляли от 184 коп. за десятину в 1907 году до 284 коп. за десятину в 1914 году4 .
В настоящее время предположительно 30 млн россиян допускает для себя возможность переезда на Дальний Восток на постоянное место жительство в случае бесплатного предоставления земли5 .
Предлагаем более подробно ознакомиться с сутью и нюансами предоставления земельных участков в соответствии с обсуждаемым Законом и не проводить более такой тесной параллели с реформами прошлого.
Анализируемый Закон предусматривает ряд условий, определяющих особенности приобретения земельных участков на Дальнем Востоке.
Во-первых, определен круг субъектов, которые могут претендовать на получение земель в данном регионе на особых условиях, предусмотренных в законопроекте, — это граждане Российской Федерации (ст. 1 Закона № 119-ФЗ). Действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленные на приобретение дальневосточных земель, не регулируются данным Законом. Более того, ст. 11 Закона № 119-ФЗ налагает на собственников обязательства по соблюдению принципа владения такой землей: приобретенные земельные участки впоследствии не могут быть приобретены ино-
странными государствами, международными организациями, лицами без гражданства, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами в собственность, а также юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых имеется доля иностранного государства, международной организации, иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства. В то же время Закон № 119-ФЗ не предусматривает ограничений по последующей продаже участков российским юридическим лицам.
Во-вторых, в качестве базового условия бесплатного приобретения земли выступает предшествующее этому добросовестное пятилетнее пользование земельным участком по договору безвозмездного пользования. То есть земельные участки должны использоваться гражданином в соответствии с разрешенным использованием.
На этапе принятия данного Закона разработчики существенно доработали его содержание и внедрили важную норму, содержащую закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование, объединяющую 25 случаев, среди которых, например, особый правовой режим территории: расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории опережающего социально-экономического развития, особой экономической зоны или зоны территориального развития или в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является препятствием для приобретения земельного участка в рамках рассматриваемого Закона.
В-третьих, описаны условия, касающиеся характеристики испрашиваемого земельного участка. Надо отметить, что положения законопроекта, активно обсуждавшегося общественностью, относительно ограничений в отношении предоставляемых земельных участков были раскритикованы (в проекте закона не любой участок мог быть получен в рамках дей-
4 Давыдов М. А., Гарсковая И. М. Динамика землеустройства в ходе столыпинской аграрной реформы. Статистический анализ // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2000. № 26.
5 См.: URL: http://www.rg.ru/2015/07/24/pereezd-site-anons.html (дата обращения: 24 июля 2015 г.).
ствия данного Закона, а только если испрашиваемый земельный участок находится на расстоянии более 10 км от границ населенного пункта с численностью населения более 50 000 человек или более 20 км от границ населенного пункта с численностью населения более 300 000 человек). Во вступившем в силу документе объект правоотношений описан как земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из следующих субъектов: Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа. В то же время предусмотрено, что высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации6 по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ7, вправе определить территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование. При этом определены виды муниципальных образований, а также границы населенных пунктов, в которых участки могут не предоставляться («и (или) расположены на расстоянии не более десяти километров от населенных пунктов с численностью населения более пятидесяти тысяч человек, и (или) расположены на расстоянии не более двадцати километров от населенных пунктов с численностью населения более трехсот тысяч человек»). Таким образом, субъекты РФ сами определяют, в границах каких населенных пунктов могут выделяться земельные участки. Своим правом пока не воспользовался только Чукотский автономный округ, все остальные субъекты РФ приняли соответствующие региональные акты, определившие территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставле-
ны в безвозмездное пользование. Кроме того, определены пилотные муниципальные образования, в которых предоставление земельных участков началось уже с 1 июня 2016 г.: например, Нерюнгринский район в Якутии, Ханкайский муниципальный район в Приморском крае, Усть-Большерецкий муниципальный район в Качатском крае, Амурский муниципальный район в Хабаровском крае и др. (земельные участки в иных муниципальных образованиях будут предоставляться с 1 октября 2016 г.).
Размер предоставляемого земельного участка определяется равным 1 га на каждого из членов семьи заявителя, постоянно с ним проживающих. Очевидно, что при подаче заявки на выделение земли заявитель должен не просто указать желаемый размер земельного участка, а обосновать размер площади выделяемого участка путем приложения документов, подтверждающих количество членов семьи, совместно с ним проживающих (фактическое прочтение Закона позволяет говорить о регистрации по месту жительства). Таким образом, подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок подачи документов, должны содержать соответствующие требования.
Не решен законодателем вопрос о том, необходимо ли при подаче заявления на предоставление земельного участка в собственность по прошествии пяти лет повторно подтверждать состав семьи, а также как будет решен вопрос в случае изменения состава семьи (путем уменьшения или увеличения размера земельного участка).
Законом № 119-ФЗ подробно урегулированы процедурные вопросы, связанные с приобретением права безвозмездного пользования на земельный участок, который предстоит образовать. Основанием для государственного кадастрового учета образуемого земельного участка является утвержденная схема размещения такого земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа, подготовленная с использованием
6 В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект № 1102943-6, в соответствии с которым предлагается передать полномочия по определению таких территорий законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
7 Не совсем понятна роль федерального органа, поскольку из принятых региональных нормативных актов не следует, что они проходили такое согласование.
информационной системы. При этом подготовка и направление в орган регистрации прав межевого плана не требуются.
В-четвертых, земельный участок предоставляется без торгов. Порядок предоставления земельного участка установлен ст. 39.14 и 39.15 Земельного кодекса РФ и сводится к следующему. Первый шаг — подготовка схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и если не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. Поскольку предварительное согласование предоставления земельного участка не требуется, гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка соответствующей площади. Общий срок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка не может превышать 30 дней со дня поступления заявления. Орган власти в недельный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обращается за осуществлением кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, подлежащего образованию, если соблюдены следующие три условия:
1. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поданная одновременно с заявлением о предоставлении земельного участка, содержит соответствующее требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» описание местоположения границ земельного участка в виде списка координат характерных точек границ земельного участка, образуемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
2. Не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка и (или) в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
3. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории составлена с использованием картографической основы для ведения кадастра.
Принятию Закона № 119-ФЗ предшествовала сложная работа по дополнению и переработке законопроекта, на основе которого он был принят, в связи с чем у правоприменителя
возникает намного меньше вопросов. Например, ранее предполагалось, что если испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда, не предоставлен иным лицам и не относится к защитным лесам, то уполномоченный орган принимает решение о переводе лесного участка в земли сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для использования земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. При этом наличие документов территориального планирования и ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую не требовалось, а решение о переводе земель из одной категории в другую должно было приниматься на основании заявления о предоставлении земельного участка. Во вступившем в силу Законе это правило отсутствует, а проблема использования земельных участков из состава лесного фонда решена иначе: гражданин вправе использовать предоставленный ему в безвозмездное пользование земельный участок из состава земель лесного фонда для осуществления любого вида или любых видов использования лесов из предусмотренных Лесным кодексом РФ (п. 1—14 ч. 1 ст. 25), а при условии перевода такого земельного участка в земли иных категорий — для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности с учетом существующих ограничений прав на землю и возможности сочетания таких видов использования земельного участка с деятельностью на смежных земельных участках.
Одним из важных способов дистанционного мониторинга использования предоставленных земель является анализ деклараций, поступивших от граждан. Пунктом 4 ст. 8 Закона № 119-ФЗ установлена обязанность гражданина, заключившего договор безвозмездного пользования земельным участком в срок не позднее трех месяцев после истечения трех лет со дня его заключения, представить в уполномоченный орган декларацию об использовании земельного участка по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации
государственных программ и федеральных целевых программ. Указанная декларация подается или направляется в уполномоченный орган гражданином по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационной системы. Эта декларация также может быть подана гражданином через орган регистрации прав. Непредставление декларации об использовании земельного участка является основанием для проведения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный земельный надзор, внеплановой проверки соблюдения гражданином требований земельного законодательства.
Необходимо также рассмотреть налогово-правовые аспекты, связанные с выделением земельных участков. В первую очередь налогов, связанных с владением землей.
На первом этапе выделения земельного участка (в течение первых пяти лет) граждане будут освобождены от уплаты земельного налога, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 388 Налогового кодекса РФ физические лица не являются налогоплательщиками в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования. После того как земельный участок перейдет в собственность гражданина, он уже будет плательщиком земельного налога в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Данный факт должен быть учтен потенциальными собственниками, поскольку кадастровая оценка земли во многих случаях делает суммы земельного налога непомерно высокими. В то же время сама идея предоставления земельных участков на Дальнем Востоке направлена на привлечение в этот регион трудоспособного населения, а земли в большей степени будут использованы для сельского хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства и иных целей, способствующих извлечению прибыли, что, в свою очередь, повлечет уплату других налогов в бюджет.
Соглашаясь с необходимостью установления «в действующем законодательстве механизма системного и комплексного анализа целесообразности и эффективности предостав-
ления тех или иных налоговых привилегий и льгот»8, полагаем, что в связи с тем, что для привлечения инвесторов в дальневосточный регион для таких категорий лиц отменен земельный налог, целесообразно отменить земельный налог и для граждан, которым предоставляются земли по данному Закону.
Требует анализа и вопрос о формировании региональной нормативно-правовой базы по исполнению Закона № 119-ФЗ. Изначально предполагалось, что помимо федерального закона не позднее апреля 2015 г. должен быть разработан модельный региональный закон по выделению «дальневосточного гектара», на основе которого регионы примут свои нормативные акты. Принятие таких законов планировалось дальневосточными регионами не позднее июля 2015 г. Вступивший в силу Закон № 119-ФЗ не закрепляет необходимости принятия такого модельного закона. В то же время работа по подготовке соответствующих нормативных актов, а также по подготовке земельных участков к выделению началась в регионах еще летом 2015 года, когда проект находился на стадии общественного обсуждения.
Более других субъектов РФ в этом преуспела Амурская область, где первые земельные участки в рамках пилотного проекта были выделены еще в марте 2015 года. До принятия Закона № 119-ФЗ выделение таких участков проводилось в соответствии с законами Амурской области от 10.02.2015 № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» и от 27.02.2015 № 492-ОЗ «Об определении муниципальных образований Амурской области, на территории которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности области, муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в безвозмездное пользование», однако нормы данных законов не соответствуют Закону № 119-ФЗ.
Помимо уже принятых в настоящее время нормативных правовых актов субъектов РФ об определении территорий, в границах которых земельные участки не могут быть предостав-
8 Каюров Е. А. Некоторые аспекты повышения эффективности системы формирования доходов местных бюджетов в России // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 9. С. 1122.
лены, а также об определении муниципальных образований, в границах которых с 1 июня 2016 г. осуществляется предоставление земельных участков в безвозмездное пользование, должна быть сформирована и иная региональная нормативно-правовая база: определение органа, уполномоченного на предоставление в безвозмездное пользование земельных участков; принятие административных регламентов по выделению земельных участком (например, такой административный регламент уже принят в Приморском крае) и др.
В заключение отметим, что законопроектная деятельность, направленная на регулирование предоставления дальневосточных земель, — важный шаг для развития региона. Вступивший
в силу Закон № 119-ФЗ вызвал широкий общественный резонанс и с большим интересом обсуждается научной общественностью, среди населения он получил название «закон о бесплатном гектаре». Хотелось бы верить, что самым главным последствием принятия данного Закона будет развитие сельского хозяйства и освоение большого земельного массива региона, однако бесплатное предоставление используемых земель не является главным условием для достижения намеченных целей. Безусловно, государственная поддержка и привлечение частных инвестиций в развитие инфраструктуры ДФО — задача глобального масштаба, решение которой обеспечит реализацию правотворческих инициатив.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 , Анисимов А. П., Шульга А. Е., Ефременко О. В., Бирюкова Т. А. Комментарий к Федеральному закону
от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Система «ГАРАНТ», 2014.
2 , Давыдов М. А., Гарсковая И. М. Динамика землеустройства в ходе столыпинской аграрной рефор-
мы. Статистический анализ // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». — 2000. — № 26.
3 , ЖелезновД. С. Соотношение законодательства Российской Федерации и городов федерального зна-
чения в сфере предоставления земельных участков для строительства // Актуальные проблемы российского права. — 2014. — № 3. — С. 372—380.
4 , Каюров Е. А. Некоторые аспекты повышения эффективности системы формирования доходов мест-
ных бюджетов в России // Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 9. — С. 1115—1122.
5 , Романова О. А. Тенденции совершенствования законодательства в сфере кадастровой деятельности
и индивидуализации земельных участков как объектов недвижимого имущества // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 7.
Материал поступил в редакцию25 июля 2016 г.
SPECIAL ASPECTS OF LAND LOTS ALLOTMENT IN THE FAR EAST: TOPICAL ISSUES OF LEGAL REGULATION
MIRONOVA Svetlana Mikhailovna — Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law at the Volgograd Institute of Business svmironova@rambler, ru
400006, Volgograd, ul. Degtyareva, d. 33, kv. 44
CHIKILDINA Anna Yurievna — Ph.D., Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative law at the Volgograd Branch of «The Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation» (RANHiGS) [email protected]
400005, Russia, Volgograd, prospekt Lenina, d. 70B, kv. 36
Review. In 2015 the draft law "On Special Aspects of Allocating Land Plots in the Far Eastern Federal District" became the most talked about draft law that was posted on "The Federal Portal of Projects of Legal Regulations"
for public debate on July 24, 2015. The authors of the paper analyze the wording of this draft law and draw special attention to its areas of concern; they also forecast the effects of this draft law adoption. The authors consistently consider tax law issues connected with allocating land plots. The authors conclude that the law making procedure aimed at regulating the process of allocating land plots in the Far East is an important step for the region development and improvement of social and demographic situation in the territory of the Far East and Baikal Region.
Keywords: allocation of land plots, gratuitous use of a land plot, draft law, development of the Far East, taxes.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Anisimov A. P., Shul'ga A. E., Efremenko O. V., Birjukova T. A. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 21
dekabrja 2004 g. № 172-FZ «O perevode zemel' ili zemel'nyh uchastkov iz odnoj kategorii v druguju» // Sistema «GARANT», 2014.
2 . DavydovM. A., Garskovaja I. M. Dinamika zemleustrojstva v hode stolypinskoj agrarnoj reformy. Statisticheskij
analiz // Informacionnyj bjulleten' Associacii «Istorija i komp'juter». — 2000. — № 26.
3 . Zheleznov D. S. Sootnoshenie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii i gorodov federal'nogo znachenija v sfere
predostavlenija zemel'nyh uchastkov dlja stroitel'stva // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2014. — № 3. — S. 372—380.
4. Kajurov E. A. Nekotorye aspekty povyshenija jeffektivnosti sistemy formirovanija dohodov mestnyh
bjudzhetov v Rossii // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2013. — № 9. — S. 1115—1122. 5 . Romanova O. A. Tendencii sovershenstvovanija zakonodatel'stva v sfere kadastrovoj dejatel'nosti i individualizacii zemel'nyh uchastkov kak ob#ektov nedvizhimogo imushhestva // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2015. — № 7.