Научная статья на тему 'Актуальные проблемы предоставления земельных участков на Дальнем Востоке для развития предпринимательства в регионе'

Актуальные проблемы предоставления земельных участков на Дальнем Востоке для развития предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ / БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ / РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / НАЛОГИ / БЕСПЛАТНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епифанова Татьяна Владимировна, Гнедаш Ирина Владимировна, Ватутин Андрей Сергеевич

В 2016 году одним из самых обсуждаемых стал Федеральный закон № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый 1 мая 2016 года. Авторы статьи анализируют текст данного нормативного акта, акцентируют внимание на его проблемных положениях, прогнозируют последствия его принятия. Отдельно рассмотрены налогово-правовые аспекты, связанные с выделением земельных участков. В заключение резюмируется, что законопроектная деятельность, направленная на регулирование предоставления дальневосточных земель, является важным шагом для развития региона и улучшения социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Епифанова Татьяна Владимировна, Гнедаш Ирина Владимировна, Ватутин Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF GRANTING LAND PLOTS IN THE FAR EAST FOR THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE REGION

In 2015, the draft law «On Special Aspects of Allocating Land Plots in the Far Eastern Federal District» became the most talked about draft law that was posted on «The Federal Portal of Projects of Legal Regulations» for public debate on July 24, 2015. The authors of the paper analyze the wording of this draft law and draw special attention to its areas of concern; they also forecast the effects of this draft law adoption. The authors consistently consider tax law issues connected with allocating land plots. The authors conclude that the law making procedure aimed at regulating the process of allocating land plots in the Far East is an important step for the region development and improvement of social and demographic situation in the territory of the Far East and Baikal Region.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы предоставления земельных участков на Дальнем Востоке для развития предпринимательства в регионе»

Епифанова Т. В., Гнедаш И. В., Ватутин А. С.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

11.13. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

Епифанова Татьяна Владимировна, д-р экон. наук, профессор кафедры гражданского права Место работы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

kafedra37@bk.ru

Гнедаш Ирина Владимировна, магистрант Института магистратуры Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

kafedra37@bk. ru

Ватутин Андрей Сергеевич, магистрант Института магистратуры Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

kafedra37@bk.ru

Аннотация: в 2016 году одним из самых обсуждаемых стал Федеральный закон № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый 1 мая 2016 года. Авторы статьи анализируют текст данного нормативного акта, акцентируют внимание на его проблемных положениях, прогнозируют последствия его принятия. Отдельно рассмотрены налогово-правовые аспекты, связанные с выделением земельных участков. В заключение резюмируется, что законопроектная деятельность, направленная на регулирование предоставления дальневосточных земель, является важным шагом для развития региона и улучшения социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Ключевые слова: предоставление земель, безвозмездное пользование земельным участком, развитие Дальнего Востока, налоги, бесплатное приобретение земельного участка, региональные программы.

ACTUAL PROBLEMS OF GRANTING LAND PLOTS IN THE FAR EAST FOR THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE REGION

Epifanova Tatiana V., Doctor of Economic Sciences, Professor of civil law Department Work place: Rostov State University of Economics (RSUE)

kafedra37@bk.ru

Gnedash Irina V., graduate student of the Institute of Magistracy Study place: Rostov State University of Economics (RSUE)

kafedra37@bk.ru

Vatutin Andrey S., graduate student of the Institute of Magistracy Study place: Rostov State University of Economics (RSUE)

kafedra37@bk.ru

Annotation: in 2015, the draft law «On Special Aspects of Allocating Land Plots in the Far Eastern Federal District» became the most talked about draft law that was posted on «The Federal Portal of Projects of Legal Regulations» for public debate on July 24, 2015. The authors of the paper analyze the wording of this draft law and draw special attention to its areas of concern; they also forecast the effects of this draft law adoption. The authors consistently consider tax law issues connected with allocating land plots. The authors conclude that the law making procedure aimed at regulating the process of allocating land plots in the Far East is an important step for the region development and improvement of social and demographic situation in the territory of the Far East and Baikal Region. Keywords: allocation of land plots, gratuitous use of a land plot, draft law, development of the far east, taxes.

В 2014 года Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации «Социально - экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», в качестве одной из целей данной программы выступило «повышение уровня социально - экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона», задачами

программы наряду с другими является «формирование и развитие на Дальнем Востоке территорий опережающего социально - экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций; привлечение инвестиционных и трудовых ресурсов на Дальний Восток и др.»[4]. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

15.01.2015 № ПР-30 «О предоставлении земельных участков на Дальнем Востоке России» был подготовлен проект закона, предусматривающий предоставление российским гражданам, планирующим переехать на постоянное место жительства на Дальний Восток или же развивать личное подсобное или фермерское хозяйство на Дальнем Востоке, земельного участка в бесплатное пользование, для вовлечения в хозяйственный оборот неосвоенных земель указанного региона, концепция которого была воплощена в принятом в 2016 году Федеральном законе от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[3] (далее - Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ). Думается «понятным желание российской власти привлечь в Дальневосточный регион как можно больше людей, в связи с тем, что Дальний Восток в настоящее время представляет собой край с несметными богатствами, которые в должной мере не используются, территория этого региона составляет 40% площади всей России, а численность людей, проживающих в этой столь огромной зоне составляет всего лишь 6% населения всей страны»[8]. Таким образом, сама идея, воплощенная в Федеральном законе от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, представляется абсолютно верным решением со стороны российского государства. Вместе с тем, рассматриваемый закон помимо правовой нормы, позволяющей приобрести в бесплатное пользование земельный участок в соответствующем регионе, содержит еще и ряд условий, которые определяют особенности такого приобретения, основные из которых представляется необходимым отметить.

Итак, исходя из содержания положений статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ земельный участок в Дальневосточном регионе может быть предоставлен только гражданам Российской Федерации. Более этого, следует особо подчеркнуть, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ законодателем наложен запрет на совершение договоров (купли-продажи, аренды, дарения, доверительного управления, безвозмездного пользования и др.), которые предусматривают переход прав собственности, а также владения, пользования земельным участком, предоставленным на условиях и в рамках Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, одной из сторон которого, выступает:

- иностранный гражданин или лицо без гражданства;

- иностранное юридическое лицо или же юридическое лицо, в уставном (складочном) капитале которого есть доля иностранного государства или международной организации, доля иностранных граждан или же иностранных юридических лиц, а также лиц без гражданства;

- иностранное государство и международная организация.

Необходимо также обратить внимание на то, что правовые

положения Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ не регламентируют действия индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по приобретению земельных участков Дальневосточного региона, вместе с тем, отсутствуют и нормы, запрещающие в дальнейшем продажу таких участков российским индивидуальным предпринимателям или российским юридическим лицам.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ земельный участок предоставляется гражданам Российской Федерации на условиях договора безвозмезд-

ного пользования с установленным сроком на пять лет. По истечению пяти лет пользования земельным участком законодатель наделил гражданина правом, закрепленным в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, по своему выбору приобрести его бесплатно в собственность, в аренду, или же в собственность за плату исключительно в случаях предусмотренных законом (в том случае, если площадь участка, которая была рассчитана исходя из одного гектара на гражданина, а договор безвозмездного пользования был заключен одновременно с несколькими гражданами и право одного или более граждан предусмотренное договором было прекращено (пункт 2 части 9 статьи 10 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ). Важным представляется закрепление в рассматриваемом законе нормы устанавливающей закрытый перечень 25 случаев являющихся основаниями для отказа в предоставлении гражданину в безвозмездное пользование земельного участка, например, в случаях, если испрашиваемый земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, находится в собственности юридического лица или гражданина, участок расположен в границах охотничьих угодий и т.д. (статья 7 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ).

Объектом правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, выступает земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и который расположен на одной из территорий, а именно: Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Магаданской области, Камчатского края, Сахалинской области, Приморского края, Амурской области, Хабаровского края, Еврейской автономной области (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ). В то же время указанные субъекты Российской Федерации своими законами, могут определить территории, в границах которых в безвозмездное пользование земельные участки не могут быть предоставлены (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ).

Размер предоставляемого земельного участка в рамках Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ одному гражданину равен 1 га, вместе с этим, в случае подачи заявления о предоставлении земельного участка одновременно несколькими гражданами, площадь такого земельного участка будет исчисляется из расчета не более чем один гектар на каждого гражданина. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка могут не более чем десять граждан.

Таким образом, по договору безвозмездного пользования общая площадь предоставленного земельного участка может варьироваться от 1 до 10 гектаров, в зависимости от количества граждан с которыми заключается договор. Достаточно подробно Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ регламентирована процедура предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (статья 5), а также подробно регулируются вопросы, связанные с приобретением права безвозмездного пользования на земельный участок, который предстоит образовать (статья 6). Необходимо особо подчеркнуть, что статьей 20 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ установлен срок действия большей части правовых норм Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ. Так, например, правовые положения пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, устанавливаю-

Епифанова Т. В., Гнедаш И. В., Ватутин А. С.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

щие предоставление гражданину в безвозмездное пользование земельного участка сроком на 5 лет, действуют до 1 января 2035 года; пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, закрепляющий за гражданином право приобретения в собственность или аренду земельного участка по истечению 5 лет со дня его предоставление в пользование, действует до 1 января 2040 года; и т.д. Что представляется достаточно оправданным, в связи с результатами социального опроса, проводимого специально для Министерства по развитию Дальнего Востока, который показал, что «предположительно около тридцати миллионов россиян допускают для себя возможность переезда на постоянное место жительства на Дальний Восток при предоставлении им бесплатного земельного участка»[9]. Перед принятиями Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ была проведена достаточно сложная работа по дополнению законопроекта и его переработке, на основе которого был принят рассматриваемый закон, что соответственно порождает намного меньше правовых вопросов. Думается необходимым, в рамках настоящего исследования, уделить внимание налоговым аспектам, которые связаны с владением земельным участком и прямо не вытекают из Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ. В силу пункта 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации «...физические лица в отношении земельных участков, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования, налогоплательщиками не признаются»[1]. Таким образом, заключив договор безвозмездного пользования, в рамках Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, гражданин в течение пяти лет (срока действия договора) с момента заключения такого договора в соответствии с действующим налоговым законодательством освобожден от уплаты земельного налога, регламентируемого главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

По-иному дело обстоит в случае, если гражданин, по истечению пяти лет пользования земельным участком, воспользуется правом приобретения данного участка в собственность, предусмотренным пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, так как, в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации «.физическое лицо, которое имеет земельный участок на праве собственности, является налогоплательщиком земельного налога».

Из чего следует, что, получив земельный участок на основании Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, гражданин в течение первых пяти лет налогоплательщиком не является и земельный налог не уплачивает, а после перехода права собственности на земельный участок гражданин уже будет признаваться плательщиком земельного налога в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации. Данное обстоятельство не должно быть оставлено без внимания потенциальными собственниками, так как, во многих случаях невероятно высоким, размер земельного налога, делает кадастровая оценка земельного участка. Стоит отметить, что статья 395 «Налоговые льготы» Налогового кодекса Российской Федерации содержит закрытый перечень лиц (физических лиц и организаций) освобожденных от уплаты земельного налога. В соответствии с пунктом 7 статья 395 Налогового кодекса Российской Федерации «.от налога освобождены физические лица, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (общины таких народов), в отношении

земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов». Согласно статье 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» «.коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации признаются народы, которые проживают в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, а также которые сохраняют традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы»^]. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. № 536-р «утвержден перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в который входит: Алеуты, Долганы, Ненцы, Селькупы, Ханты, Эскимосы и др.»[5], в свою очередь, распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р утверждены перечни мест традиционного проживания и видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федера-ции»[6]. В Апелляционном определении от 14 августа 2014 г. по делу № 33-8086 Кемеровский областной суд, отказывая истцу в удовлетворении его требований о признании права на льготу по земельному налогу, дает разъяснения пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации, указывая о том, что «.предоставление налоговой льготы связано не только с национальной принадлежностью коренных малочисленных народов, но и с местом проживания в определенных районах, перечень которых утвержден Правительства Российской Федерации, с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни»[7].

Таким образом, применить к гражданам Российской Федерации, которые переехали на постоянное место жительство на Дальний Восток и приобрели право собственности на земельный участок в рамках Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, налоговую льготу, установленную пунктом 7 статья 395 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможно. В тоже время не стоит забывать о направленности самой идеи предоставления земельных участков на Дальнем Востоке, которая состоит в привлечение трудоспособного населения в Дальневосточный регион, для использования земельных участков в данном регионе в большей степени для крестьянского (фермерского), сельского хозяйства и других целей, которые способствовали бы извлечению прибыли, которая соответственно повлечет уплату в бюджет иных налогов. С учетом изложенного, представляется целесообразным со стороны государства отменить земельный налог для граждан Российской Федерации в отношении земельного участка, предоставленного ему на основании Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ. Проведенное исследование предоставления земельных участков на Дальнем Востоке позволяет сделать следующие основные выводы. Вступивший в силу в 2016 году Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ регулирующий особенности предоставления гражданам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и расположены на территориях субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа, называемый среди населения «Закон о бесплатном гектаре» вызвал большой резонанс в обществе и с немалым интересом обсуждается в научных кругах. Идея, воплощенная в Феде-

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

ральном законе от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, о предоставлении российским гражданам в безвозмездное пользование земельного участка из государственной или муниципальной собственности в Дальневосточной регионе, а по прошествии пяти лет такого пользования и приобретения права собственности на данный земельный участок, представляется абсолютно верным решением со стороны российского государства, учитывая, что Дальний Восток представляет собой край с несметными богатствами неиспользуемыми в должной мере. Проведенный анализ положений Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ позволяет выделить следующие основные особенности предоставления земельного участка, а именно:

во-первых, земельный участок предоставляется только лишь гражданам Российской Федерации (приобретение земельных участков Дальневосточного региона индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами законом не регламентируется, в то же время, запрет на продажу данного участка российским индивидуальным предпринимателям или российским юридическим лицам не установлен);

во-вторых, законом установлен запрет на последующий переход прав на такой участок к иностранным гражданину, юридическому лицу, международной организации, иностранному государству и т.д.;

в-третьих, земельный участок предоставляется на условиях договора безвозмездного пользования с установленным сроком на пять лет;

в-четвертых, по истечению пяти лет пользования земельным участком гражданин наделяется правом по выбору: приобрести данный участок бесплатно в собственность, в аренду, или же в собственность за плату исключительно в случаях, предусмотренных законом;

в-пятых, перечень случаев, являющихся основаниями для отказа в предоставлении гражданину в безвозмездное пользование земельного участка является закрытым и состоит из 25 случаев;

в-шестых, размер предоставляемого земельного участка одному гражданину равен 1 гектару (по договору безвозмездного пользования общая площадь предоставленного земельного участка может варьироваться от 1 до 10 гектаров, в зависимости от количества граждан с которыми заключается договор, при подаче заявления о предоставлении земельного участка одновременно несколькими гражданами).

Следует отметить, что налоговые аспекты, связанные с владением земельным участком прямо из Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ не вытекают. Анализ действующего налогового законодательства Российской Федерации, позволяет говорить о том, что заключив договор безвозмездного пользования, в рамках Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, гражданин в течение пяти лет (срока действия договора) с момента заключения такого договора в соответствии с действующим налоговым законодательством освобожден от уплаты земельного налога, а в случае, если гражданин, по истечению пяти лет пользования земельным участком, воспользуется правом приобретения данного участка в собственность,

он будет признан налогоплательщиком земельного налога. Вместе с этим, думается, что законодателю не стоит забывать о направленности самой идеи предоставления земельных участков на Дальнем Востоке, которая состоит в привлечение трудоспособного населения, с целью вовлечения в хозяйственный оборот неосвоенных земель указанного региона. И в данном случае, представляется целесообразным со стороны государства отменить земельный налог для граждан Российской Федерации в отношении земельного участка, предоставленного ему на основании Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,73%.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 30. Ст. 3122.

3. Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 18. Ст. 2495.

4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально - экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» от 15 апреля 2014 г. № 308 (в актуальной редакции) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18. Ст. 2154.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 17 апреля 2006 г. № 536-р (в актуальной редакции) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 17. Ст. 1905.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 8 мая 2009 г. № 631 - р (в актуальной редакции) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2493.

7. Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 14 августа 2014 г. по делу № 33-8086 // Неофиц. ист.: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8. Мохначевская Г. Дальневосточный гектар: плюсы и проблемы -http://gazeta - pravda.ru/archive/issue/34 - 30385 - 1 - 4 - aprelya -2016 - goda/dalnevostochnyy - gektar - plyusy - i - problemy/

9. Воздвиженская А. Около 30 миллионов россиян готовы переехать на Дальний Восток - https://rg.ru/2015/07/24/pereezd - site -anons.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.