ОБРАЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ К РЕФОРМАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П.А. СТОЛЫПИНА КАК ФАКТОР ИХ БУДУЩЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БЛАГО РОССИИ
© Лавринович К.В.*, Шевцова Л.И.*
Санкт-Петербургский институт экономики, культуры и делового администрирования, г. Санкт-Петербург
В статье раскрывается значение столыпинской программы модернизации России начала двадцатого века, приводятся различные формы учебной работы стимулирующие поиск, творческую и исследовательскую деятельность студентов-менеджеров по изучению реформаторской деятельности П.А. Столыпина.
Ключевые слова: столыпинская программа модернизации России, столыпинская аграрная реформа, гражданское общество, «дальневосточный гектар», формирование активной жизненной позиции студентов-менеджеров.
18 декабря 2015 года Государственная дума Российской Федерации подавляющим большинством голосов (333 депутата) приняла в первом чтении законопроект «Об особенностях предоставления земельных участков гражданам на территории Дальневосточного федерального округа». Ранее он был одобрен Общественной палатой Российской Федерации, на заседаниях комитета Совета Федерации по экономической политике и комитета по аг-рарно-продовольственной политике и природопользованию, комитета Государственной думы по земельным отношениям и строительству и комитета Государственной думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. По мнению заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанова этот законопроект продолжит линейку «нестандартных» инструментов, обеспечивающих опережающее развитие Дальнего Востока, и даст положительный социально-экономический эффект. Суть проекта о «дальневосточном гектаре» заключается в том, что любой гражданин РФ сможет получить в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) гектар земли в безвозмездное пользование на пять лет, а семьи, исходя из их количественного состава, соответственно наделы большей площади. В случае эффективного освоения данного участка
* Заведующий кафедрой Общего и специального менеджмента, к.п.н., доцент.
* Начальник учебного отдела.
земли в дальнейшем его можно будет взять в аренду или получить безвозмездно в собственность. В противном случае его заберут обратно. Минво-стокразвития готово внести ко второму чтению данного законопроекта поправки о переходном периоде, когда возможность получить землю будет только жителей Дальнего Востока Полномочный представитель президента России в ДФО, вице-премьер правительства Юрий Трутнев в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал, что закон о «дальневосточном гектаре» в пилотном режиме должен вступить в силу 1 мая 2016 года «это будет 9 муниципальных образований - по одному на территории каждого субъекта РФ на Дальнем Востоке ... мы обкатаем всю систему сервиса потому, что это достаточно высокая степень ответственности, когда мы будет выходить на всех граждан РФ» [1, 2].
Эти факты вызывают непосредственные ассоциации со столыпинской аграрной реформой, которая начиналась 110 лет тому назад. 9 ноября 1906 года Николай II подписал, подготовленный Петром Аркадьевичем Столыпиным, указ о крестьянском землевладении, положивший начало так называемой столыпинской аграрной реформе, целью которой было повсеместное введение частной собственности на землю.
Столыпин стремился создать особый слой тружеников - мелких землевладельцев, самостоятельно обеспечивающий себя и полагающийся прежде всего на свои собственные силы а не на общину и круговую поруку, что должно было по его мнению привести к процветанию страны. Крестьянское население Центральной России к началу XX в. страдало от недостатка земли, чересполосицы. В незаселенные и неосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока предполагалось переселить 30 миллионов крестьян из малоземельных европейских регионов. И хотя, значительные финансовые ресурсы использовались отнюдь не на освоение новых восточных земель (лишь 3,5 из 10 миллионов переселенных до февральской революции 1917 года, чуть более одной трети, осели в восточных регионах и стали значительной частью их населения, еще 20 % крестьян через два-три года продали земельные участки и ушли в города) с 1905 по 1913 гг. объем ежегодных закупок сельхозтехники вырос России в 2-3 раза а производство зерна в 1913 г. превышало на треть объем производства зерновых в США, Канаде, Аргентине вместе взятых [3]. Необходимо отметить, что еще будучи гродненским губернатором Столыпин начал расселение крестьян на хутора, принимал меры по ликвидацию чересполосицы, внедрению искусственных удобрений, развитию мелиорации, и кооперации [4]. В тоже время, выступая 10 мая 1907 года перед депутатами Государственной думы II созыва, Петр Аркадьевич подчеркивал недопустимость национализации или экспроприации земли у помещиков в пользу крестьянства [5].
Не совсем правильно воспринимать столыпинские реформы только как аграрные. Промышленный сектор приносил к началу XX в. уже половину национального продукта и правительство Столыпина в 1906 и 1907 годах подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях (о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д.).
Столыпин П.А. третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности) считал достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы. В рамках школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 г., предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. Полемизируя по поводу доступности образования для всех слоев населения России, а не лишь «обеспеченных классов» он подчеркивал что «образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведёт к анархии...». С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования был увеличен втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Следует отметить, что П.А.Столыпин являлся выпускником естественного отделения (специальность - агрономия) физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. В годы учебы он получил отличную оценку по химии на экзамене у самого Д.И. Менделеева. А утверждение его Советом Императорского Санкт-Петербургского университета 7 октября 1885 года «кандидатом физико-математического факультета», дало П.А.Столыпину, в том числе, право на служебный чин соответствующий X классу табели о рангах (выпускники университета, как правило, начинали свою профессиональную деятельность с чином XIV класса).
Столыпин предлагал создать особое министерство национальностей, которое не только бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. но и противодействовало бы внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь. Следует отметить, что прирост населения страны, в период 1902-1912 гг. составил более чем на 30 млн. человек.
Петр Аркадьевич Столыпин возглавляя правительство России в 19061911 годах многое делал для создания в России гражданского общества, эффективного взаимодействия ветвей власти, противодействия терроризму (введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства, принятие закона о военно-полевых судах в губерниях, переведённых на военное положение, в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка». Военно-окружные и военно-полевые суды состояли из офицеров, и ведали только делами, где преступление было очевидным (убийство, раз-
бой, грабеж, нападения на военных, полицейских и должностных лиц). Рассмотрение дела могло длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в течение 24 часов. По его мнению «государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада.» а в роковые моменты жизни государства «государственная необходимость стоит выше права» поскольку «надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества» [6].
Приступая к осуществлению реформ, он отдавал себе отчет в том, что у Российской империи это был последний шанс сохранить свою государственность и выйти на качественно новый виток развития, он верил, что его политика будет «сочувственно встречена благомыслящими элементами российского общества». И не ошибся.
Его реформаторская деятельность вызывала и вызывает отлик в сердцах его современников и потомков. По итогам проводившегося в 2008 году всероссийского интернет-опроса «Имя Россия. Исторический выбор - 2008» Столыпин занял второе место после Александра Невского. В данном интернет-опросе приняли участие почти 4,5 млн. человек. При этом П. А. Столыпин уступил лидеру всего 809 голосов, в то время как занявший третье место И.В. Сталин отстал от победителя интернет-опроса уже на 5504 голоса [7]. В 2012 году, в связи со 150-летием со дня рождения А.П.Столыпина его бронзовая скульптура была установлена у Дома Правительства Российской Федерации.
В 2008 году Правительство Российской Федерации учредило медаль П.А. Столыпина двух степеней, которой награждаются за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития страны, ранее в 2003 году была учреждена Национальная премия имени Столыпина «Аграрная элита России».
С 2002 года Поволжский институт управления (г. Саратов) (филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) носит имя П.А. Столыпина, а с 2005 года факультет государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики» ежегодно присуждает стипендию имени Столыпина студентам 2-го курса магистратуры ГиМУ.
Кафедра общего и специального менеджмента факультета менеджмента Санкт-Петербургского Института Экономики, Культуры и Делового Администрирования (ЭКИДА) готовит специалистов в области управления организационной, планово-экономической, проектной, аналитической, консультационной, научно-исследовательской деятельностью на пред -приятиях и организациях, учреждениях различного масштаба и форм собственности.
Профессорско-преподавательский состав кафедры повышенное внимание уделяет формированию активной жизненной позиции студентов, воспитанию у них патриотизма и гражданственности, сохранению и преумножению лучших традиций российского образования. В этой связи обращение к реформаторской деятельности П.А. Столыпина, особенно в год 110-летия со дня начала его реформ, представляется нам особенно актуальным.
Тем более, что данные опроса студентов показали, что студенты глубоких знаний о реформаторской деятельности П.А. Столыпина не имеют. В этой связи мы пытаемся использовать различные формы учебной работы стимулирующие поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и студентов. На лекциях и семинарах проводимых по различным предметам Учебного плана подготовки специалистов и бакалавров-менеджеров, будущих государственных и муниципальных служащих мы считаем необходимым проводить анализ достоинств и недостатков столыпинской программы модернизации России, основных направлений преобразовательной политики его правительства. По нашему мнению, особо следует обращать внимание студентов на проблемы непонимания политическими силами в Думе взглядов реформатора, неоднозначность комплекса законов о земствах, причины неудачи аграрной реформы, итоги борьбы с революционным движением, последствия разрушения общины, деятельности крестьянского банка, переселения крестьян в Сибирь, кооперативного движения. В тематику курсовых работ мы внесли вопросы связанные с анализом «столыпинских реформ» и их оценкой в свете современных проблем российской экономики, попытками реализации целостной программы модернизации России начала XX века, взаимоотношениями П.А. Столыпина с крупнейшими политическими деятелями и реформаторами Российской империи конца XIX С.Ю. Витте, Л.Н. Толстым, Г. Распутиным, а также оценкой аграрной реформы П.А. Столыпина в зарубежной историографии, проектом о «дальневосточном гектаре» начала двадцать первого века, который позволяет по мнению его разработчиков, создать на Дальнем Востоке возможности для самореализации молодёжи, повысит привлекательность макрорегиона как для местных жителей, так и для граждан, проживающих в центральной части России. Кстати, по словам авторов проекта, процедура оформления участка с момента подачи заявления займёт не дольше месяца, а на портале Дальний Восток.рф, с 1 мая 2016 года можно будет иметь видеть доступные участки и бронировать их [8].
Данная исследовательская работа сопровождается презентациями различных авторских разработок (авторских программ, спецкурсов, публикацией авторских разработок, тезисов докладов, статей, сценариев мероприятий и др.), созданием банков соответствующих электронных ресурсов.
17 апреля 2012 года в приветственном слове к участникам, организаторам и гостям Международной конференции « Столыпинские чтения. Пути модернизации России: от Столыпина к современности» В.В. Путин отметил, что «опыт разработанных им (П.А. Столыпиным) реформ и сегодня по-прежнему актуален. Он востребован не только в России, но и в других странах - в таких важнейших вопросах, как укрепление государственности, развитие экономики, совершенствование социальной жизни». «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!», «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России», «В деле защиты России мы все должны соединить, согласовать свои усилия, свои обязанности и свои права для поддержания одного исторического высшего права России - быть сильной», «Не запугаете!» - эти его слова и сейчас вдохновляют патриотов России.
Список литературы:
1. www.vostokmedia.com/n267725.html.
2. www.kommersant.ru/doc/2887723.
3. Белянин Д.Н. Переселение крестьян в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы // Российская история. - 2011. - N 1. - С. 86-95.
4. Черепица В.Н. П.А. Столыпин - гродненский губернатор // Православный вестник. - 1998. - № 2.
5. Петр Аркадьевич Столыпин. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете (1906-1911) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: lib.ru.
6. Петр Аркадьевич Столыпин. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. Речь об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенная в Государственной думе 10 мая 1907 года (10 мая 1907 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lib.ru.
7. ru.wikipedia.org/wiki/Имя_Россия.
8. http://www.kommersant.ru/doc/2887723.