Научная статья на тему 'Бремя модернизации'

Бремя модернизации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
489
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / Столыпин / столыпинская реформа / modernization / Stolypin / Stolypin's reform

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селютин А. В.

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы деятельности П.А. Столыпина, выявлены основные достигнутые им результаты. Автором приведены мнения ведущих исследователей в данной области, выявлены положительные и отрицательные стороны деятельности столыпинского правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the issues of the PA Stolypin, identified the main results achieved by them. The author presented the views of leading researchers in the field, revealed positive and negative aspects of the activity of the Stolypin government.

Текст научной работы на тему «Бремя модернизации»

контроля над человеком без его согласия. Кроме того, эксперт, доктор военных наук К. Севко считает, что сотрудники силовых структур, получая универсальную электронную карту, будут уязвимы перед иностранными спецслужбами.

Если проанализировать данные социологических опросов, то можно сказать, что сторонников УЭК в России в 2013 году стало в полтора раза больше, чем противников, а именно: 53 % россиян одобряют появление новой универсальной электронной карты, 35 % — придерживаются противоположной точки зрения, а оставшиеся 12 % — затруднились ответить. Также выяснилось, что: 70 % опрошенных граждан знают о том, что начала действовать УЭК, 55 % — информированы только в общих чертах, 14 % — уверены, что хорошо понимают особенности нововведения. На вопрос о готовности получить универсальную электронную карту и использовать её в качестве замены бумажным документам 47 % опрошенных ответило утвердительно, а 43 % предпочли бы пользоваться документами по отдельности.

Будем надеяться, что в течение нового 2014 года большинство проблем с введением УЭК будут устранены, и мы получим полноценный, уникальный электронный документ, позволяющий нам решать многие вопросы, не выходя из дома.

Список литературы

1. Российская Федерация. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон [Принят Гос. Думой 7 июля 2010 года № 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ] //Собрание законодательства РФ. - 02.08.2010. - № 31. - ст. 4179.

2. Гура Г. М. Особенности паспортной системы Российской Федерации// Территория науки. 2013. № 5. С. 161-167.

Селютин А.В.

БРЕМЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: модернизация, Столыпин, столыпинская реформа.

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы деятельности П.А. Столыпина, выявлены основные достигнутые им результаты. Автором приведены мнения ведущих исследователей в данной области, выявлены положительные и отрицательные стороны деятельности столыпинского правительства.

Keywords: modernization, Stolypin, Stolypin's reform.

Abstract: This article examines the issues of the PA Stolypin, identified the main results achieved by them. The author presented the views of leading researchers in the field, revealed positive and negative aspects of the activity of the Stolypin government.

10 мая 2010 года вышел Указ Президента России о праздновании в 2012 году 150-летия со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина. Имя российского премьер-министра, автора наиболее масштабной программы преобразований российской государственной и экономической систем начала XX века, не раз было объектом внимания и исследований многих российских и зарубежных авторов.

При оценке деятельности П.А.Столыпина, как и любого другого государственного деятеля, недостаточно учитывать только достигнутые им результаты. Необходимо исследовать замысел, программу действий, а также механизмы её реализации. Именно неотработанный механизм осуществления каких бы то ни было преобразований приводит к тому, что реформы в России, как правило, лишь частично снимают старые проблемы, в большей же степени способствуют накоплению новых. Видимо, это связано с российской несбалансированностью отношений между властью и обществом. Чтобы реформы состоялись, они должны быть поддержаны теми социальными группами (или их частью), интересы которых они затрагивают. Понятно, что стратегически мыслящему правительству необходимо видеть перспективу дальше, чем это получается у поглощённого текущими интересами общества. Однако другой неизменной задачей реформаторского правительства должно быть совмещение стратегических планов с пожеланиями влиятельных общественных групп. Эта сложнейшая задача объективно стояла и перед П.А.Столыпиным. Реформатор её понимал.

Мы можем определённо утверждать, что столыпинское правительство и в самом деле имело планы системных преобразований (См.: Пожигайло П.А. Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). Диссертация канд. ист.наук. Шуя.2006). Они были направлены на достижение в стране стабильности, создание условий для свободного труда и устойчивого развития, то есть объективно отвечали интересам населения страны.

Фигура П.А.Столыпина, как государственного деятеля, актуальна для нынешней России. Практически все главные направления столыпинской программы реформ (местное самоуправление, социальная сфера, земельная реформа, оптимизация взаимодействия

ветвей власти и т.д.) важны и интересны в контексте современного состояния дел в государственной и социально-экономической жизни страны. В конечном итоге смысл столыпинской идеи прочитывается как путь к формированию правового государства и гражданского общества. И здесь представляется полезным обратиться к реформаторским подходам П.А.Столыпина, чтобы под новым углом посмотреть на сегодняшние задачи, стоящие перед Россией. Ведь всю программу реформ П.А.Столыпина и первые шаги по её осуществлению с полным основанием можно назвать курсом на системную модернизацию России.

Цель любой модернизации, которых в истории России было немало, - не проиграть в мировой конкурентной борьбе. Разные средства достижения этой цели определяют различные типы модернизации. В основе столыпинской программы лежала идея трансформации подданных в граждан, формирования новой личности - самостоятельной, инициативной, способной сознательно работать, понимать и защищать свои интересы. Роль государства по отношению к этой личности виделась П.А.Столыпиным в том, чтобы создать ей благоприятные возможности для самореализации. В этом была главная новизна момента. Такой подход к роли человека в обновляемом государстве задал особый тип модернизации - столыпинской.

Конкретные результаты тогдашнего преобразовательного курса налицо. По темпам экономического роста Россия вышла на первое место в мире. Увеличение национального продукта по отдельным отраслям составило сотни процентов. Настоящим - живым, действующим и растущим - памятником русскому премьеру в наши дни являются те населённые пункты, которые были основаны в ходе реализации переселенческой программы П.А.Столыпина освобождённой энергией людей, осваивавших новые места и налаживавших в них хозяйственную жизнь.

Если говорить о той части программы, которая не была реализована, то здесь смысл исторического урока, подлежащего изучению, выступает ещё более очевидно. Это, прежде всего, реформа местного самоуправления. Аграрная реформа, к которой в советское время, как правило, сводили смысл столыпинских преобразований, предполагала создание в деревне нового собственника. А вслед за перераспределением собственности должна была измениться (перераспределиться) и власть в деревне. На практике этот процесс оказался гораздо более тяжёлым и напряжённым, чем в случае с перераспределением собственности. Старые местные кадры, землевладельцы, помещики отчаянно цеплялись за власть. Пользуясь

своим особым положением как слоя, особо приближённого к верховной власти, они не дали осуществить крайне назревшее преобразование, от которого зависели и стабильность и развитие страны. Этот факт требует серьёзного осмысления и учёта, поскольку подтверждает историческую закономерность: энергичному и умелому собственнику, стремящемуся наладить своё хозяйство и улучшить мир вокруг себя, насущно необходимо должным образом организованное местное самоуправление. И в Российской империи, и в современной России местное самоуправление с трудом завоёвывает себе место в жизни, хотя сегодня успехи в этом направлении более очевидны.

В некотором смысле П.А.Столыпин был провозвестником китайского варианта реформ, при котором базис радикально обновляется, а надстройка неприкосновенна. Но Россия не Китай. П.А.Столыпину выпало действовать в эпоху, когда исторический шанс на успешную реформу сверху был уже практически упущен, когда царский манифест, воспринятый с восторгом, был дезавуирован, свобода печати вновь урезана, а первая Дума разогнана. Вероятно, манифест от 17 октября 1905 года был последним шансом на пакт между народом и властью, но пакт не состоялся и в условиях монархии состояться не мог. Единственным выходом для П.А.Столыпина было бы, при одновременном осуществлении знаменитой и в самом деле превосходно продуманной земельной реформе, ослабить социальное напряжение, заручиться поддержкой широчайших слоёв российской интеллигенции, ещё отнюдь не радикализировавшейся и не отказавшейся от любых форм сотрудничества с властью, - словом сделать всё, чтобы Россию не захлестнула новая волна террора.

Таким направлением государственной политики, которое было актуально 100 лет назад и по которой происходит модернизация сегодня, можно назвать культурную сферу, а точнее сферу образования.

П.А.Столыпин вступил в должность премьер-министра, имея сложившуюся концепцию системных реформ и достаточно чёткие представления о путях и способах их осуществления. В понимании П.А.Столыпина культурная сфера была в числе важнейших направлений перестройки, обеспечивая рычаги модернизации России. В культурном подъёме и просвещении масс П.А.Столыпин видел обязательное условие общего успеха в деле преобразования страны.

Ядром реформаторской концепции Петра Аркадьевича была идея о воспитании «свободной и творчески активной личности», способной стать «активным субъектом исторического процесса». Поэтому

задачей власти становилось создание условий для раскрепощения личности, воспитания подлинных граждан, способных к самореализации.

Между тем в России начала ХХ века большинство населения оставалось неграмотным, остро ощущалась нехватка профессионально подготовленных специалистов, и всё это на фоне обострения социальных противоречий и нарастания экстремизма. Важно было правильно расставить акценты, верно определить последовательность намеченных мер в рамках общей концепции преобразований.

В числе главных звеньев, способных «вытянуть» всю цепочку реформ, П.А.Столыпин считал просвещение народных масс. Он неоднократно заявлял о своём «страстном желании» просветить родину, «освободить народ... от невежества», ведь от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения зависела успешность проведения экономических реформ и, прежде всего, наиболее принципиальной среди них - аграрной. Хозяйственная инициатива, гражданское общество и правовое государство могли стать реальностью лишь при условии, что народ осознаёт себя подлинным гражданином своего отечества.

Получение образования П.А.Столыпин считал одним из наиболее верных средств преодоления политического экстремизма и антигосударственной экспансии различных течений национализма (в прибалтийских губерниях, районах с преобладающим мусульманским населением). Патриотическое воспитание, как полагал П.А.Столыпин, способно было укрепить государственные начала в приграничных районах, прежде всего на дальневосточных окраинах России.

В своём первом выступлении в качестве премьер-министра в Государственной думе 6 марта 1907 года П.А.Столыпин очертил те принципы, которые были положены в основу проводимой реформы:

1. Установление «общедоступности, а впоследствии и обязательности начального образования для всего населения Империи».

2. Объединение усилий государства и общества в просвещении населения.

3. Создание «разнообразных типов учебных заведений с широким развитием профессиональных знаний, но с обязательным для всех типов минимумом общего образования, требуемого государством» (Столыпин П.А.Нам нужна Великая Россия. С.60. М. «Молодая гвардия», 1991).

Столыпинская программа преобразований представляет собой совокупность проектов законодательных и нормативных актов,

подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, а нередко и коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Именно П.А.Столыпин объединил их в систему , в основе которой лежало целостное представление о том, какой должна быть Россия, дабы, сохранив уникальность своей культуры, не проиграть в мировой конкурентной борьбе.

П.А.Столыпин прекрасно осознавал масштабность переживаемой Россией в начале ХХ века трансформации и давал ей адекватные определения: «эпоха перемен», «великий перелом», «перестройка и брожение», «период перестройки», «великий исторический перелом», «время переустройства всех государственных законодательных устоев».

Понимая всю сложность ситуации системного кризиса в стране, П.А.Столыпин предлагал решить в рамках переходного периода две взаимосвязанные проблемы. Первая состояла в оперативном прекращении революции. Вторая сводилась к проведению системных реформ, позволявших в конечном счёте создать динамично развивающуюся Россию. С первой задачей П.А.Столыпин справился и фактически обеспечил России 12-летнюю паузу - между революциями 1905 и 1917 года. Решая вторую задачу П.А.Столыпин считал важнейшим фактором российский исторический опыт формирования и функционирования государственности.

Ведущим «маховиком» трансформации П.А.Столыпин считал исполнительную ветвь власти в лице сильного правительства, назначаемого монархом и действующего под его личным контролём. Правительству следовало взять на себя всю тяжесть ответственности за судьбы страны и создать стройный и эффективный центральный и региональный аппарат управления.

Столыпинские реформы можно условно разделить по трём направлениям:

Формирование гражданского общества, реформирование государственного устройства и модернизация экономики.

Один из важнейших элементов столыпинской программы -реальное обеспечение гражданских и политических свобод личности. В этом плане ключевое значение имел Указ 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», который непосредственно касался миллионов крестьян. Указ, с одной стороны, ликвидировал архаичную систему разного рода ограничительных мер, свидетельствующих о вопиющей гражданской и политической

неполноправности, а также об ущемлении личного достоинства крестьян, а с другой - предоставлял крестьянам широкий круг прав, уравнивающих их в положении с другими категориями населения, в том числе и с дворянством (в отношении государственной службы). Он стал важным шагом в процессе переходя от сословного общества к гражданскому.

Проектом «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции» П.А.Столыпин ставил и решал две взаимосвязанные задачи: во-первых, личность, получив права, включалась в единое правовое пространство и воспитывалось в духе уважения к правопорядку и законности; во-вторых, фиксируемые в проекте права личности сопрягались с её ответственностью перед законом.

Консолидирующую политическую и социальную функцию выполнял комплекс законопроектов конфессионального характера. Считая правильным первенствующее положение Православной церкви, П.А.Столыпин вместе с тем настаивал на юридической защите прав и чувств представителей других конфессий. Ему также принадлежит важная роль в практической реализации положений Манифеста 17 октября о свободе совести. Предоставление старообрядцам и сектантам гражданских прав, а также право открыто исповедовать свою веру имело огромное значение для вовлечения в единый модернизационный процесс большого числа активных граждан.

Получая гражданские права и свободы, «становящаяся личность» непосредственно приобщалась к процессу выработки и принятия решений на всех уровнях. Реализация столыпинских проектов о правах и свободах граждан, безусловно способствовало формированию в России нового типа личности - свободной, творчески активной, целеустремлённой в выборе жизненной позиции и профессиональной ориентации. Именно такая личность и обеспечила динамику экономического роста в стране, создала основу социальной мобильности.

Одной из важнейших составляющих столыпинской программы реформ была задача способствовать социальному партнёрству между различными слоями населения. П.А.Столыпин предлагал законодательно закрепить право рабочих на экономические стачки, считая естественным их стремление к самоорганизации и борьбе за улучшение своего положения. Реформа рабочего законодательства мыслилась П.А.Столыпиным в двух взаимосвязанных направлениях: с одной стороны, планировалось постепенное ограничение

административного вмешательства в отношения рабочих и предпринимателей, предоставление тем и другим необходимой свободы действий, а с другой - оказание реальной материальной помощи рабочим путём страхования, а также организации врачебной помощи и пересмотра нормирования труда подростков и женщин.

Гибким и дифференцированным был подход к социальным гарантиям рабочих До П.А.Столыпина оказание денежных пособий рабочим, здоровью которых на предприятии был нанесён ущерб, всецело входило в область частной инициативы промышленников. Несправедливость и неэффективность этой системы П.А.Столыпин понял задолго до того, как оказался на вершине власти. Будучи ковенским губернским предводителем дворянства, он выступал против введения административных барьеров для рабочих, желающих эмигрировать. П.А.Столыпин писал: «Мы улучшаем содержание своего скота... рабочий же наш слабеет с каждым днём... Физическому закону диффузии подчинены не только жидкости, но и людские массы: из тех мест, где они угнетены трудными условиями жизни, они естественно перемещаются в местности, где гнёт материальных условий не так тяжёл» (Столыпин П.А. Грани таланта политика. М. 2006).

Когда П.А.Столыпин возглавил правительство, в России впервые была разработана и внедрена система социального страхования, выразившаяся в десяти законопроектах. В их числе «головной» проект «Об обеспечении рабочих на случай болезни» (Столыпин П.А.Программа реформ. Т.1. С.506), направленной на создание условий для получения рабочими врачебной помощи и денежных пособий, частично восполняющих их потери в заработной плате во время болезни, и проект «О страховании рабочих от несчастных случаев». Страховое законодательство явилось одним из тех элементов столыпинской модели модернизации, который был воплощён уже после смерти премьера. Тем не менее в нём выпукло и ярко отражён характер реформ, их направленность на расширение прав личности и вместе с тем на приобретение этой личностью ещё и общественных обязанностей. Рабочий должен был платить страховые взносы, но в то же время был уверен, что в случае болезни или несчастного случая он или его семья не останутся вовсе без средств к существованию.

П.А.Столыпин хорошо сознавал тесную зависимость экономического и политического развития страны от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Как уже отмечалось, возглавив правительство, П.А.Столыпин планировал совместно с общественными учреждениями (земствами и городскими

управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включающую начальное, среднее и высшее образование. При этом подчёркивалась мысль о необходимости именно «законченного круга знаний» на каждой ступени образовательного цикла.

В проекте «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» говорилось: «Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста пройти полный круг обучения в правильно организованной школе» (Столыпин П.А. Программа реформ. Т.1 С.625). Были разработаны типовые образцы школьных сетей (начальных и высших начальных училищ), составлены необходимые инструкции, планировалось повышение заработной платы учителям. Окончательного законодательного решения по проекту вынесено не было.

Правительство П.А.Столыпина прилагало массу организационных усилий к тому, чтобы «становящаяся личность» была грамотной. От этого, без преувеличения, зависел успех реформ. За 1907-1911 годы ассигнования на начальную школу возросли в 4 раза - с 9 млн. до 35,9 млн. рублей. Законом 22 июня 1909 г. был образован специальный школьный строительный фонд, из которого отпускался льготный кредит на строительство школ.

В контексте общего стратегического замысла модернизации разрабатывался пакет проектов в области подготовки учительских кадров. Правительство ассигновало значительные средства на переподготовку учителей средней школы, на организацию для них ознакомительных поездок за границу.

С целью преодоления недостатков в подготовке преподавателей высшей квалификации правительство разработало ряд проектов, направленных на подготовку профессоров в России и за рубежом и на улучшение их материального положения.

Декларирование прав и свобод личности само по себе важно, но явно не достаточно, П.А.Столыпин считал необходимым реализовать всеобъемлющую судебную реформу. Огромное значение имела реформа местного суда, поскольку её целью было обеспечить действительное равенство всех перед законом, независимо от сословной принадлежности. Этот аспект, а также принцип независимости суда от администрации и единые правила устройства судебной части создавали необходимые предпосылки для перехода к правовым основаниям функционирования государства.

П.А.Столыпин большое внимание уделил реформированию охранительного судопроизводства - системы судебной защиты гражданских прав личности. В логической связи с данным проектом

находился проект «Об учреждении опек над сельскими обывателями вследствие расточительности», который, по замыслу П.А.Столыпина, преследовал цель ограждения прав семьи в условиях разрушения патриархального общинного строя.

На демократизацию и гуманизацию судебной системы, на укрепление в сознании народа мысли о «святости и нерушимости закона» была направлена целая серия столыпинских проектов, в частности «О введении состязательного начала в обряд предания суду», «О введении защиты на предварительном следствии», «Об условном досрочном освобождении», и «Об условном осуждении». Одновременно с гуманизацией судопроизводства в отношении рядовых подданных правительство П.А.Столыпина разработало ряд проектов, совершенствовавших систему гражданской и уголовной ответственности должностных лиц.

Реагируя на «преступную деятельность революционных организаций», направленную на «ниспровержение существующего государственного строя и основ общественности», П.А.Столыпин предложил ввести систему исключительно упрощённого судопроизводства. Законопроект «Об учреждении военно-полевых судов» принятый по 87-й статье Основных законов, намертво прикрепил к П.А.Столыпину ярлык «обер -вешателя». Решение не было простым, однако «во время народных волнений и бедствий, когда враги общественности и государства посягают на самые основы общежития и когда преступная деятельность злоумышленников приобрела угрожающие размеры» П.А.Столыпин не видел иного выхода. Наряду с законопроектом о военно-полевых судах был предложен принципиально важный «Проект исключительного положения», призванный в известной мере ограничить возможности государственного произвола.

С целью повышения эффективности репрессивного аппарата государства П.А.Столыпин предложил проект реформирования силовых ведомств. Был подготовлен проект «Устава полицейского», в котором чётко прописывались права и обязанности полиции, структура и компетенции её органов. Также в целях повышения эффективности полиции были предприняты меры к организации централизованного уголовного розыска.

П.А.Столыпин выступал последовательным и решительным сторонником укрепления военно-стратегической мощи России. Помимо того, что сильная, укомплектованная по понятным принципам армия была необходима государству для защиты внешних границ, она являлась и мощнейшим социальным фактором.

Важным структурным компонентом столыпинских реформ явились преобразования в области управления, которые должны были обеспечить усиление исполнительной вертикали власти. В ряду планируемых мер принципиально важное значение приобретала реформа местного управления. Своё теоретическое обоснование и конкретное законодательное оформление она получила в серии взаимосвязанных основополагающих документов: «Главные начала устройства местного самоуправления» (1906 г.), «Положение о поселковом управлении» (1907 г.), «Положение о волостном управлении» (1907 г.), «Положение о правительственных участковых комиссарах» (1907 г.), «Положение о губернском управлении» (1907 г.) и др.

Стратегическая задача П.А.Столыпина заключалась в том, чтобы максимально снять имевшие место противоречия, порождавшие земскую оппозицию правительству, и направить усилия на решение задач общего государственного и регионального масштаба.

Столыпинское правительство разработало ряд законопроектов, направленных на стимулирование экономического роста, в том числе составляющих аграрную реформу.

В частности, был открыт широкий доступ крупному частному капиталу к разработке угольных и нефтяных месторождений, к добыче золота и платины, к освоению новых территорий в Сибири, Приморье, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье.

Планировалось дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры: строительство железных дорог (например, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога и т.д.), шоссейных и грунтовых дорог, морских портов и торговых гаваней, развитие средств телефонного и телеграфного сообщения и т.д.

В соответствии с потребностями экономики правительство П.А.Столыпина изменило устаревшую нормативную базу деятельности промышленных и финансовых структур. Была предложена явочная система учреждения акционерных промышленных обществ и банков. Правительство выработало проект устройства и открытия заведений фабрично-заводской и ремесленной промышленности, который централизовал и унифицировал порядок открытия промышленных предприятий, тем самым упростив эту процедуру и одновременно оградив интересы населения от «вреда и беспокойства», которые могли принести соседство с промышленными заведениями. Необходимость регламентировать имущественно -правовые отношения собственников земельных владений и владельцев построек, возведённых на этих землях (застройщиков), вызвала

разработку специального проекта «О застройке», который устанавливал новое вещное право, отличное от права собственности и права найма.

Ряд проектов был направлен на совершенствование кредитно-финансовой системы, упорядочение налогов и сборов (Положение о поземельном и промысловом налогах), совершенствование таможенных тарифов, предоставление тех или иных прав и льгот российским и иностранным промышленникам и предпринимателям. Это способствовало экономическому росту, деловой активности среднего класса.

Учитывая назревшую потребность реформирования архаичной налоговой системы, правительство разработало проект введения в России прогрессивного налога, который, с одной стороны, должен был изменить приоритеты налогообложения с целью «достижения возможной равномерности обложения и возможного освобождения широких масс неимущего населения от дополнительного налогового бремени» (Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С.62), а с другой - стимулировать население активнее вкладывать средства в различные сферы экономики.

Судьбоносное значение для России имела предложенная П.А.Столыпиным аграрная реформа. Он в полной мере осознавал: если не освободить многомиллионное крестьянство от традиционных общинных пут, если не предоставить ему законное право выхода из общины, то бессмысленно говорить о раскрепощении личности и предоставлении ей гражданских и политических свобод. Указ 9 ноября 1906 года ликвидировал насильственное прикрепление к общине и раз и навсегда уничтожил закрепощение личности, несовместимое с «понятием о свободе человека и человеческого труда». Но чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, подчёркивал П.А.Столыпин, следует дать возможность «укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность». Считая чувство личной собственности природным свойством человека, П.А.Столыпин настаивал на том, чтобы в России сформировался мощный класс крестьян-собственников, который в аграрной стране станет основным источником формирования среднего класса и прочным фундаментом гражданского общества и правового государства.

На создание благоприятных условий для раскрепощения личности крестьянина и превращения его в личного собственника в распоряжение крестьян передавались казённые, удельные, кабинетские земли. Правительство наметило меры по совершенствованию системы

кредитования крестьян - собственников посредством рационализации деятельности Крестьянского поземельного банка, приступило к мобилизации крестьянских общественных капиталов, которые планировалось обратить на нужды развития мелкого сельскохозяйственного кредита.

Осуществляя переселенческую политику, правительство П.А.Столыпина преследовало и задачу геостратегического характера. Её суть состояла в том, чтобы на окраинах империи создать из переселенцев надёжный «русский оплот», что позволило бы воспрепятствовать проникновению на Дальний Восток мигрантов из сопредельных азиатских стран.

Большое значение придавалось финансовой поддержке всего переселенческого дела. В целом ряде проектов были разработаны условия отпуска средств на общеполезные надобности переселенцев, на выдачу льготных ссуд на сельскохозяйственные улучшения, а также льготные ссуды и пособия при землеустройстве. Вводился дифференцированный подход к предоставлению ссуд в зависимости от труднодоступности местности и от общегосударственных планов заселения пригодных к переселению земель.

Рациональное и конкурентоспособное частное крестьянское хозяйство становилось базой товарно-рыночного производства сельскохозяйственной продукции, что стимулировало динамичный рост экономики России в целом.

П.А.Столыпин оставил потомкам богатое наследие. Он предложил российскому обществу структурированную национальную идеологию, базовыми компонентами которой были: законность и правовой порядок, раскрепощение личности, единое и неделимое государство, сильная и исполнительная власть, частная собственность и свободный труд, патриотизм и внешнеполитический авторитет великой державы. Вместе с тем о предложил обществу и технологии реализации своей программы системных реформ.

Проблема, которая стоит перед современным обществом и современными политическими элитами России, состоит в том, сумеют ли они творчески распорядиться богатым столыпинским наследием.

Список литературы

1. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете 1906-1911 г. (Антология русской публицистики). -М.:«Молодая гвардия».-1991.371 с.

2. Журнал «Родина», 2006, № 12, «Столыпинская программа модернизации», стр.4-10, «Думская монархия», стр.10-13,

3. Журнал «Родина», «Часть вины» (Столыпинская программа в оценке российских либералов), стр.83-84.

4. Журнал «Эхо планеты», 2-8 февраля 2012, «Столыпин: реформатор, не гнушавшийся кнута», стр.2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.