Обеспечение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
Ю. В. ГАВРИЛИН,
заместитель начальника кафедры управления органами расследования преступлений, доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
С. В. НУЯНЗИНА,
доцент кафедры управления органами расследования преступлений, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Ensuring the rule of law when receiving, registering and resolving reports of crimes committed using information and telecommunications technologies
Yu. V. GAVRILIN,
Doctor of Law, Associate Professor, Deputy Head of Department of Management Bodies Investigation of Crimes (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
S.V. NUYANZINA,
Candidate of Law,
Associate Professor of the Department of Management
of Crime Investigation Bodies (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
yflK 351.741
Аннотация: В статье на основе результатов изучения практики расследования преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, обосновывается комплекс предложений по повышению эффективности названной деятельности, включая внесение изменений в действующее законодательство. Особое внимание уделено вопросам приема, регистрации и разрешения сообщений об указанных преступлениях.
Annotation: Based on the results of studying the practice of investigating crimes committed using information and telecommunications technologies, the article substantiates a set of proposals to improve the effectiveness of these activities, including amendments to the current legislation. Special attention is paid to the issues of receiving, registering and resolving reports of these crimes.
Ключевые слова и словосочетания: расследование Key words and phrases: Сrime investigation; informa-преступлений; информационно-телекоммуникацион- tion and telecommunication technologies; message ные технологии; проверка сообщений. verification.
Наряду с иными социально-экономическими явлениями современная преступность претерпевает процесс своей цифровой трансформации, что отражается в изменениях ее качественных и количественных показателей . В частности, на протяжении многих лет на фоне общего снижения уровня преступности наблюдается экспоненциальный рост числа преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
Только в 2019 г . было зарегистрировано 294,4 тыс . преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, что на 68,5 % больше, чем предыдущем году В общем числе зарегистрированных преступлений удельный вес деяний данной категории составил 14,5 % (2018 г . — 8,8 %, 2017 г . - 4,4%) .
Цифровая трансформация преступности проявляется как в изменениях механизма совершения «традиционных» преступлений, возникших в «доцифровую» эпоху, так и в возникновении новых видов преступлений, непосредственно связанных с развитием информационно-телекоммуникационных техно -логий и использованием технических средств сбора, обработки, хранения компьютерной информации и ее передачи по линиям связи На данное обстоятельство не раз указывалось в литературе [1, 2].
В числе преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в настоящее время фиксируется значительный рост имущественных преступлений, в основном совершаемых с использованием банковских продуктов [3] . Назовем наиболее распространенные способы совершения данных преступлений
1 . Хищения денежных средств с расчетных счетов потерпевших путем направления в банки фиктивных электронных распоряжений о перечислении денежных средств на подконтрольные субъектам преступления счета . Подобные распоряжения создаются с использованием инфраструктуры дистанционного банковского обслуживания и конфиденциальной информации о реквизитах банковских карт, смс-сообщений
1 Официальный сайт МВД России . URL: https://xn—b1aew. xn—p1ai/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 06. 11.2020).
и др ., получаемой с использованием методов «социальной инженерии» [2] .
2 . Кражи с расчетных счетов, из электронных кошельков, а также из банкоматов с использованием вредоносного программного обеспечения
3 . Размещение объявлений на электронных торговых площадках («Авито», «Юла» и др . ) о продаже товаров ненадлежащего качества, не соответствующих заявленным характеристикам .
При возбуждении и расследовании уголовных дел данной категории проблемным вопросом является отсутствие возможности оперативного получения информации о движении средств по банковским счетам потерпевшего и преступника, длительность получения ответов от операторов связи, кредитных организаций, установление местонахождения участников уголовного дела в различных регионах Российской Федерации, что влечет нарушение сроков предварительного расследования
Отсутствие в действующем законодательстве указания на конкретные сроки предоставления операторами связи и Интернет-провайдерами информации по запросам правоохранительных органов в соответствии со ст 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г «О связи» и 10 1 Федерального закона от 27 июля 2006 г . № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» заметно препятствует своевременному пресечению противоправных деяний . Зачастую после получения решения суда о получении информации, относящейся к охраняемой законом тайне связи, компании-операторы предоставляют информацию о входящих (исходящих) соединениях запрашиваемого абонентского номера в течение 1-2 месяцев2 .
При этом качество, полнота и оперативность информации, предоставляемой операторами связи и Интернет-провайдерами по запросам правоохранительных органов, как правило, не отвечают предъявляемым требованиям и не соотносятся с динамикой совершения рассматриваемых преступлений В результате утрачивается возможность незамедлительной реализации информации, полученной в процессе
2 Письмо ГУ МВД России по г . Москве от 26 августа 2020 г. № 1/11957, письмо УМВД России по Костромской области от 27 ав-
густа 2020 г. № 1/3463, письмо УМВД России по Амурской области от 28 августа 2020 г. № 1/17/3508 .
оперативно-розыскной деятельности, а у субъектов преступления появляется возможность сокрытия следов противоправной деятельности, в том числе удалять значимую для расследования информацию со своих страниц в социальных сетях и страниц потерпевших .
К сказанному следует добавить также длительное получение из кредитно-финансовых организаций сведений об операциях по счетам и вкладам физических лиц в порядке ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г . № 395-1 «О банках и банковской деятельности» . Последнее обстоятельство негативно сказывается на деятельности по возмещению вреда, причиненного преступлением, поскольку к моменту получения судебного решения на наложение ареста на денежные средства они обналичиваются подставными лицами
Ситуацию усугубляет низкий размер штрафных санкций по ст. 19 . 7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)» в размере от 300 до 500 рублей, который не оказывает должного воздействия на должностных лиц операторов связи и распространения информации, что способствует увеличению длительности ответов на запросы органов расследования (свыше 1 месяца), что позволяет лицам, совершающим противоправные деяния, несколько раз сменить используемые ими СИМ-карты, электронные кошельки и банковские карты3.
Кроме того, при принятии процессуальных решений по заявлениям и сообщениям о мошенничествах, совершенных с использованием сети Интернет, возникают проблемные вопросы в части определения территориальной подследственности при решении вопроса о возбуждении уголовного дела
Несмотря на то, что приказом МВД России от 3 апреля 2018 г . № 196 «О некоторых вопросах по совершенствованию организации раскрытия и расследования отдельных видов хищений», принятие решений о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 158, 159-159 . 3, 159 . 5, 159 .6 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенных с использованием платежных карт, средств мобильной связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предписывается осуществлять в том органе внутренних дел, в который поступило сообщение о преступлении, имеют место факты нарушения данного требования
Негативно сказывается на сроках рассмотрения сообщений о преступлениях отсутствие
3 Письмо УМВД России по Тверской области от 21 августа 2020 г. № 5/2696.
эффективного механизма контроля со стороны операторов связи за актуальностью и достоверностью регистрационных их данных клиентов (абонентов, пользователей) . Так, несмотря на установленные ст. 44 Федерального закона от 7 июля 2003 г . № 126-ФЗ «О связи» и Правилами оказания услуг связи4 требования к операторам связи об обязательном достоверном установлении сведений, позволяющих идентифицировать абонента, по-прежнему имеют место факты реализации СИМ-карт без надлежащего удостоверения личности абонента, на вымышленное лицо, по утерянным или украденным документам
В целях минимизации негативных последствий перечисленных выше прогнозных явлений, сокращения сроков расследования преступлений, совершенных с использованием средств подвижной (сотовой) связи, предлагается дополнить положения ст 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г указанием на конкретные сроки (не превышающие 10 календарных дней) предоставления операторами связи информации по запросам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность .
Одновременно представляется целесообразным значительно увеличить размер штрафных санкций по ст 19 7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»
Говоря о проблеме качества расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, следует отметить, что зачастую, полнота расследования по данной категории уголовных дел не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям .
Так, по результатам проведенного исследования, не всегда направляются запросы в компании сотовой связи и кредитные организации . Несмотря на введение с 30 апреля 2020 г . в эксплуатацию интегрированного банка данных коллективного пользования федерального уровня «Дистанционное мошенничество»5, предназначенного для сбора, систематизации, обработки и анализа сведений, собираемых в рамках расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным дистанционным способом с использованием инфор-
4 Правила оказания услуг телефонной связи: постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г . № 1342; Правила оказания услуг связи по передаче данных: постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. № 32; Правила оказания телематических услуг связи: постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. № 575 .
5 О вводе в эксплуатацию подсистемы «Дистанционное мошенничество» ПТК «ИБД-Ф»: приказ МВД России от 22 апреля 2020 г. № 236. Доступ из справ . -прав . системы «КонсультантПлюс» .
мационно-телекоммуникационных технологий, использование данного сервиса остается на низком уровне .
Отдельного внимания заслуживают вопросы организации взаимодействия с Интернет-провайдерами иностранных государств, поскольку зачастую рассматриваемые преступления совершаются с территории вне юрисдикции Российской Федерации При этом следует отметить, что наряду с традиционными механизмами правовой помощи по уголовным делам через уполномоченные органы имеет место практика направления запросов непосредственно иностранному провайдеру при условии оказания им услуг на территории Российской Федерации, а также если в своей политике кон-
фиденциальности он декларирует возможность прямых сношений с иностранными правоохранительными органами и поддерживает техническую возможность обработки запросов на русском языке
В заключение следует отметить, что научное обеспечение вопросов противодействия преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, относится к числу приоритетных направлений исследований междисциплинарного характера . Рассмотрение данных вопросов с позиций одной научной специальности не способно в полной мере удовлетворить потребности практики, что диктует необходимость комплексных исследований в данном направлении .
Список литературы:
1 . Гаврилин Ю. В., Парадников А. Г. Со-
вершенствование выявления, раскрытия и расследования хищений, совершенных с использованием информационных банковских технологий (по итогам всероссийского онлайн-семинара) // Труды Академии управления МВД России . № 2 (54) . 2020 .
2 . Гаврилин Ю. В. Основные направления раз-
вития криминалистических знаний в условиях информационного общества // Кри-
миналистика в условиях информационного общества (59-е ежегодные криминалистические чтения): сборник статей Международной научно-практической конференции М ., 2018 .
3 . Гаспарян Г. З. Расследование хищений денежных средств, совершенных с использованием информационных банковских технологий: автореф . дис . ... канд . юрид . наук . М , 2020