ВЫЯВЛЕНИЕ, РАСКРЫТИЕ
и расследование преступлений
Ю. В. ГАВРИЛИН,
заместитель начальника кафедры управления органами расследования преступлений, доктор юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
А. Г. ПАРАДНИКОВ,
первый заместитель начальника Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
УДК 343.7:004
Yu. V. GAVRILIN,
Doctor of Law, Associate Professor,
Deputy Head of the Department of Management
of Crime Investigation Bodies
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: [email protected]
A. G. PARADNIKOV,
Candidate of Law, Associate Professor, First Deputy Head of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific specialty: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Expert Activity; Operational Search Activity.
Дата поступления: 26 февраля 2020 г.
Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2020 г.
Совершенствование выявления, раскрытия и расследования хищений, совершенных и использованием информационных банковских технологий (по итогам Всероссийского онлайн-семинара)
Improving the detection, disclosure and investigation of theft committed using information banking technologies (based on the results of the all-Russian online seminar)
Аннотация
Актуальность проблем выявления, раскрытия и расследования хищений, совершенных с использованием информационных банковских технологий, обусловлена наблюдаемым на протяжении ряда лет ростом их количества с учетом сохраняющейся латентности, а также относитель-
Annotation
The relevance of the problems of detecting, disclosing and investigating theft committed and using information banking technologies is due to the growth of their number observed over a number of years, taking into account the continuing latency,
124
но невысоким уровнем их раскрываемости. При этом широкое распространение технологий дистанционного оказания банковских услуг, с одной стороны, и технологий анонимизации пользователей при использовании сети Интернет - с другой, способствует росту числа указанных притуплений.
Постановка проблемы: эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием информационных банковских технологий, прямо пропорциональна эффективности взаимодействия органов предварительного следствия и дознания с банковскими организациями в части своевременного получения полной и достоверной информации о движении денежных средств и произведенных транзакциях. Кроме того, широкие возможности использования программно-технических средств сокрытия информации о лице, совершившем противоправные деяния с использованием интернет-технологий, их общедоступность и простота эксплуатации обусловливают актуальность вопроса об ограничении их использования на территории Российской Федерации.
Цель исследования: выработка новых подходов к содержанию взаимодействия органов расследования преступлений, органов дознания и финансово-кредитных организаций на основе рационального использования информационного массива, формируемого в процессе оказания финансовых услуг, а также обоснование целесообразности введения в законодательство дополнительных требований обеспечения прозрачности и открытости деятельности пользователей сети Интернет.
Методы исследования: диалектика, анализ, абстрагирование, прогнозирование. Применительно к теме исследования в основу методологии положены принципы конкретности, объективности, рациональности.
Результаты и ключевые вывод: на фоне снижения общего числа регистрируемых в России преступлений на протяжении ряда лет наблюдается экспоненциальный рост числа преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в частности информационных банковских. Несмотря на активное развитие нормативно-правовой базы по противодействию данному явлению, необходимо повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в указанном направлении. Этому могут способствовать проактивная технология распространения положительного опыта оперативно-служебной деятельности, реализованная в Академии управления МВД России в рамках проведения всероссийских онлайн-се-минаров по актуальным вопросам борьбы с преступностью в условиях информационного общества, а также приведенная в статье в системном виде криминалистически значимая информация,
as well as the relatively low level of their disclosure. At the same time, the widespread use of technologies for remote banking services, on the one hand, and technologies for anonymizing users when using the Internet, on the other, contributes to the growth of these crimes.
The statement of the problem: the effectiveness of law enforcement agencies in combating crimes committed using information banking technologies is directly proportional to the effectiveness of interaction of preliminary investigation and inquiry bodies with banking organizations in terms of timely receipt of complete and reliable information about the flow of funds and transactions made. In addition, the wide possibilities of using software and technical means to conceal information about a person who has committed illegal acts using Internet technologies, their accessibility and ease of operation determine the relevance of the issue of restricting their use on the territory of the Russian Federation.
The purpose of the study: to develop new approaches to the content of the interaction of crime investigation bodies, investigative bodies and financial and credit organizations based on the rational use of the information array formed in the process of providing financial services, as well as to justify the feasibility of introducing additional requirements to ensure transparency and openness of the activities of Internet users.
The research methods: dialectics, analysis, abstraction, forecasting. In relation to the research topic, the methodology is based on the principles of concreteness, objectivity, and rationality.
The results and key conclusions: against the background of a decrease in the total number of crimes registered in Russia over the years, there has been an exponential increase in the number of crimes committed using information and telecommunications technologies, in particular information banking. Despite the active development of the legal framework to counter this phenomenon, the effectiveness of law enforcement agencies in this direction requires improvement. Can contribute to proactive technology to replicate the good experience of the operational activities implemented at the Academy of the interior Ministry of Russia in the framework of the national online seminars on current issues of fighting crime in the information society, and given the article in the system forensically relevant information accumulated financial and credit organizations in the process of banking activities. The article substantiates proposals to amend legislation in the field of in-
аккумулируемая финансово-кредитными организациями в процессе банковской деятельности. Обоснованы предложения по внесению изменений в законодательство в сфере информационных технологий в части ограничения возможностей использования программно-технических средств анонимизации пользователей сети Интернет.
formation technology in terms of limiting the use of software and technical means of anonymizing Internet users.
Ключевые слова: расследование преступлений; информационно-телекоммуникационные технологии; информационные банковские технологии; деанонимизация; онлайн-семинар; положительный опыт.
Key words: crime investigation; information and telecommunication technologies; information banking technologies; deanonymization; online seminar; positive experience.
Развитие в Российской Федерации цифровой экономики, являясь национальным приоритетом1, влечет широкое внедрение инновационных финансовых технологий в повседневную деятельность граждан и организаций. В настоящее время при активной поддержке Банка России они широко применяются в банковском секторе экономики, включая такие сферы, как платежи и денежные переводы, потребительское кредитование, управление капиталом. Подготовленные Банком России «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018—2020 годов» предусматривают развитие технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, Больших данных, мобильных технологий, технологий распределенного реестра в сферах контроля за финансовыми организациями, оказания финансовых услуг (в том числе удаленно), осуществления быстрых платежей, регистрации финансовых сделок и др. [4].
Несмотря на ряд очевидных преимуществ внедрения вышеназванных технологий в финансовый сектор экономики, нельзя не отметить и серьезные риски их противоправного использования. Так, уже на протяжении ряда лет отмечается рост преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Только за 10 мес. 2019 г. года их число превысило 240 тыс., что практически на 70 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее широкое распространение в настоящее время получили преступные деяния с использованием банковских карт, сети Интернет, средств мобильной связи и компьютерной техники. При этом существенная часть так называ-
1 Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). URL: https:// sudact.ru/law/pasport-natsionalnogo-proekta-natsionalnaia-programma-tsifrovaia-ekonomika (дата обращения: 15.02.2020).
емых дистанционных мошенничеств совершается лицами, отбывающими наказания в местах лишения свободы.
Следует заметить, что в последнее время наметилась позитивная тенденция повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия высокотехнологичной преступности, что является результатом системной и последовательной работы в данном направлении [1]. Так, раскрываемость преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в 2019 г. повысилась на 51,6 % и превысила 27 %, что в 2,5 раза выше по сравнению с 2017 г. [5]. Это, конечно, еще не прорыв, но уже существенный рост. Наиболее успешно, учитывая статистику ГИАЦ МВД России, раскрываются преступления, совершенные с использованием или применением расчетных (пластиковых) карт и фиктивных электронных платежей, раскрываемость которых за 2019 г. выросла более чем в два раза.
Однако в целом результаты в рассматриваемой сфере нельзя признать удовлетворительными, что констатируется в решении коллегии МВД России, которая состоялась 1 ноября 2019 г. под председательством Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Александровича Колокольцева2.
В подобных условиях особо возрастает роль образовательных организаций системы МВД России, ориентированных на выстраивание эффективной системы противодействия подобным проявлениям с учетом новых схем их совершения. На данное обстоятельство обращается внимание в Директиве МВД России от 14 ноября 2018 г. № 1 «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних
2 Об объявлении решения коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 ноября 2019 г. № 3км: приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 878.
126
дел в 2019 году». В связи с этим заслуживает внимания реализованная в Академии управления МВД России технология распространения положительного опыта оперативно-служебной деятельности в рамках проведения всероссийских онлайн-семинаров по актуальным вопросам борьбы с преступностью в условиях информационного общества.
Подобный формат проведения открытых обучающих занятий для руководителей и практических сотрудников органов внутренних дел, специализирующихся на выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, был впервые апробирован в мае 2019 г., когда в рамках исполнения соглашения о сотрудничестве между Академией управления МВД России и компанией «Группа АйБи» были рассмотрены современные тенденции киберпреступности, особенности способов преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий; технологии установления события, обстоятельств и лиц, совершивших преступление в цифровом пространстве, особенности криминалистического исследования мобильных устройств связи и др. Тогда же было принято решение об обеспечении дистанционного участия в мероприятии по видеокон-ференцсвязи всех без исключения территориальных органов МВД России на региональном уровне, научных и образовательных организаций, а также заинтересованных представителей центрального аппарата МВД России.
К проведению семинаров привлекаются в качестве спикеров специалисты ведущих 1Т-компаний России, организаций финансового сектора, связи, чьи компетенции получили признание в профессиональной среде. Изложенное обусловливает интерес широкой аудитории к подобного рода формам распространения положительного опыта выявления, раскрытия и расследования преступлений.
Очередное подобное мероприятие состоялось 21 ноября 2019 г. В целях более детального рассмотрения различных аспектов современной киберпреступности организаторами была выбрана более узкая тема, ориентированная на вопросы выявления, раскрытия и расследования хищений, совершенных с использованием информационных банковских технологий. Такой выбор был произведен не случайно. Обозначенные вопросы на протяжении ряда лет входят в число приоритетных направлений деятельности Министерства внутренних дел. Не вызывает сомнений, что актуальность данной темы в современных условиях, по-прежнему, исключительно высока.
Поскольку эффективная борьба с указанными преступлениями невозможна без четко налаженного взаимодействия между правоохранительными органами, банками, платежными системами, операторами связи, интернет-провайдерами и иными организациями, на что ранее уже обращалось внимание в литературе [3], в центре внимания участников семинара находились вопросы совершенствования способов хищений, совершенных с использованием информационных банковских технологий, деанонимизации пользователей сети Интернет, технологий установления лица по цифровым следам финансовых транзакций и др. Особое внимание уделялось представлению регионального опыта взаимодействия подразделений МВД России с финансовыми организациями, выявлению наиболее эффективных практик его организации.
Проанализированы изменения, произошедшие в нормативно-правовой базе, позволяющие более эффективно вести борьбу с данными хищениями. Ключевыми вехами здесь являлись:
— усиление контроля за платежами, проходящими онлайн, введение ограничений для анонимных платежей, а также процедуры упрощенной идентификации клиентов — физических лиц3;
— возложение на оператора связи обязанности осуществлять идентификацию пользователей услугами по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет и используемого ими оконечного оборудования4;
— установление ограничений на использование информационных ресурсов (сайтов, программ), посредством которых обеспечивается доступ к заблокированным сайтам, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации5;
— возложение на операторов связи обязанности хранить на территории Российской Феде-рации6:
3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 июля 2017 г. № 276-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности: федер. закон от 6 июля 2016 г. № 374-Ф3. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
— информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео — или иных сообщений пользователей услугами связи — в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;
— текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — в течение шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.
Кроме того, при использовании для приема/передачи электронных сообщений в сети Интернет кодирования электронных сообщений организатор распространения информации в данной сети обязан представлять в уполномоченный орган информацию, необходимую для декодирования указанных сообщений;
— внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации дополнительных составов: «Кража с банковского счета, а равно электронных денежных средств» и «Мошенничество в сфере компьютерной информации, совершенное с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств»7;
— возложение на финансовые организации обязанности по недопущению осуществления переводов денежных средств без согласия клиента8. В подобных случаях банк обязан до осуществления списания денежных средств со счета клиента на срок не более двух рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении сомнительной транзакции. Данный закон способствовал внедрению систем «ФинЦЕРТ» и «ФидАнтифрод;
— возложение на организации, обеспечивающие в сети Интернет обмен сообщениями, обязанности идентификации своих абонентов9. В связи с этим при регистрации нового пользователя они должны запрашивать у оператора связи данные о пользователе, а тот обязан ответить не более чем через 20 минут. При совпадении данных пользователь может продолжить авторизацию, на его номер телефона придет уникальный номер. Таким образом, сотовые
7 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 23 апреля 2018 г. № 111-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
8 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июня 2018 г. № 167-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
9 О внесении изменений в статьи 10.1 и 15.4 Федерального
закона «Об информации, информационных технологиях и о за-
щите информации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 29
июля 2017 г. № 241-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
операторы будут вносить в свои базы данных сведения о том, в каких приложениях переписываются их клиенты.
В совместном докладе представителей управления противодействия кибермошенничеству Департамента кибербезопасности Сбербанка И. А. Воробьева и Д. Д. Савенковой представлен обзор типовых способов хищений с использованием информационных банковских технологий («Социальная инженерия» — выведывание у потерпевших конфиденциальной банковской информации; использование вредоносных программ; завладение банковской картой, смартфоном либо сим-картой потерпевшего, зарегистрированной в сервисе дистанционного банковского обслуживания и др.).
Продемонстрировано действие системы фрод-мониторинга, предназначенной для выявления таких признаков осуществления перевода денежных средств без согласия клиента10, как:
1. Совпадение информации о получателе средств с информацией, полученной из базы данных, о случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, формируемой Банком России11.
2. Совпадение информации о параметрах устройств, с использованием которых осуществлен доступ к автоматизированной системе с целью осуществления перевода денежных средств, с информацией, полученной из базы данных.
3. Несоответствие характера и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни) осуществления операции, место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция, и параметры его использования, сумма осуществления операции, периодичность (частота) осуществления операций, получатель средств) операциям, обычно совершаемым клиентом оператора по переводу денежных средств (осуществляемой клиентом деятельности).
К наиболее практически значимым сведениям, которые предоставили выступающие, следует отнести содержание взаимодействия органов расследования преступлений и кредитно-финансовых организаций. В данных свдениях возможно получить следующую криминалистически значимую информацию:
— сведения об отправителе денежных средств (установочные данные, дата, время, сумма операции, наименование и данные организации — владельца сервиса, через который совершена операция);
10 Приказ Банка России от 27 сентября 2018 г. № ОД-2525.
11 О национальной платежной системе [Электронный ресурс]: федер. закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ (ч. 5 ст. 27). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
128
— если перевод осуществлен через сервис, который принадлежит той же кредитно-финансовой организации, то дополнительно можно получить сведения об IP-адресе, с которого произведена транзакция, IMEI — номере абонентского устройства, при получении наличных через банкомат — его номер, место установки, видеозапись встроенной камеры наблюдения;
— сведения о получателе денежных средств и его банковские реквизиты (номер карты, телефона, электронного кошелька, дата, время, сумма операции, а если получатель является клиентом той же кредитно-финансовой организации — его установочные данные);
— при использовании при совершении преступления телефонной связи («социальная инженерия», замена сим-карты) банк может предоставить аудиозаписи переговоров с контактным центром.
Представлены также криминалистически значимые сведения, которые можно получить от интернет-провайдера, обеспечивающего услуги по доступу в сеть Интернет, включая IP-адрес, с которого произведена спорная транзакция, а также от операторов связи, включая информацию о соединениях абонента, IMEI — номере абонентского устройства, способах пополнения лицевого счета, данных геолокации и др.
Важное значение имело выступление Е. В. Костенко — ведущего эксперта центра ки-берзащиты департамента кибербезопасно-сти Сбербанка, в котором были наглядно продемонстрированы технологии деанонимиза-ции12 интернет-пользователей, пытающихся скрыть сведения о себе и используемом для доступа в сеть оборудовании. Так, распространение таких средств сокрытия цифровых следов, как использование виртуальных частных сетей (VPN), виртуального сервера (VPS), арендуемого за границей, луковичной маршрутизации (Tor) и др. нашло широкое освещение в криминалистической литературе [6—7, 9]. При этом установление личности пользователей, которые путем использования сервисов-анонимайзеров, сети TOR и других средств скрывают сведения о себе, осложняется тем, что большинство данных сервисов находятся за пределами Российской Федерации, что существенно затрудняет применение методов и средств оперативно-розыскной деятельности [10, с. 140].
Следует отметить, что с настоящее время в литературе представлен оригинальный метод идентификации злоумышленников, использующих инструменты анонимизации. В связи с этим предлагается осуществление с исполь-
12 Деанонимизация - совокупность действий, совершаемых лицом или автоматизированной системой, направленных на раскрытие реальной личности пользователя и характеристик его устройств.
зованием специального программного обеспечения мониторинга и анализа сетевого трафика с целью выявления таких признаков, как: принадлежность адресного пространства к сети анонимизации, тип запроса, интервал между запросами и др., что позволяет установить личность лица, атакующего информационную систему [2, с. 49]
Несмотря на совершенствование средств криминалистической техники в работе с цифровыми следами [1, 7], представляется, что снижению количества хищений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, могло бы способствовать ограничение использования средств анонимиза-ции пользователей в сети Интерент (анонимай-зеры, прокси-серверы, VPN-туннели, программное обеспечение TOR и др.), на что ранее обращалось внимание в литературе [8].
Результаты опроса сотрудников подразделений органов предварительного следствия в системе МВД России, а также подразделений уголовного розыска, который был проведен при подготовке онлайн-семинара, свидетельствуют о том, что использование в противоправных целях вышеперечисленных средств анонимиза-ции является основным фактором, препятствующим своевременному установлению лица, совершившего преступление.
В связи с этим Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» необходимо дополнить нормой, возлагающей на интернет-провайдеров обязанности по блокированию доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим сокрытие сведений о личности пользователя сети Интернет или об используемом им оборудовании, программном обеспечении или действиях, совершенных в сети, в соответствии с перечнем, формируемым на основании предложений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Следует отметить, что в настоящее время подобный механизм уже реализован на законодательном уровне в отношении блокирования доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и информационным ресурсам, посредством которых обеспечивается доступ к ранее заблокированным ресурсам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено13 (порнографические изображения несовершеннолетних, способы изготовления наркотических средств, а также способы суицида и др.).
13 Об информации, информационных технологиях и защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (п.5 ст. 15-1, ст. 15-8) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.
Считаем, что это частный случай общего вопроса относительно правомерности сокрытия пользователями сети Интернет сведений о себе и об использовании в указанных целях программно-технических средств. Кроме того, предлагаемыми поправками не нарушаются конституционные права граждан на свободное получение и распространение информации, более того, дополнительно обеспечивается ее достоверность. Трудно назвать какую-либо социально-полезную сферу экономической деятельности, требующую использования технологий анонимизации. При этом их использование в противоправных целях носит очевидный характер, что подтверждается множественной судебной и следственной практикой.
В связи с изложенным предложение об ограничении интернет-провайдерами доступа к программным средствам анонимиза-ции представляется необходимым, своевременным и соразмерным из-за создающей ими угрозе правопорядку.
В заключение следует отметить целесообразность продолжения практики проведения он-лайн-семинаров с широким участием заинтересованных специалистов как органов внутренних дел, так и иных правоохранительных органов, как высокоэффективного средства выявления и распространения положительного опыта решения задач, возникающих в процессе выявления, раскрытия и расследования преступлений.
Список литературы:
References:
1. Бессонов А А. О некоторых возможностях со- 1. временной криминалистики в работе с электронными следами // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. № 3 (55).
2. Басыня Е. А., Хиценко В. Е, Рудков- 2. ский А. А. Метод идентификации кибер-преступников, использующих инструменты сетевого анализа информационных систем с применением технологий аноними-зации // Доклады ТУСУР. 2019. № 2.
3. Деятельность органов внутренних дел 3. по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий: учеб. пособ. М., 2019.
4. Информация Банка России «Основные на- 4. правления развития финансовых технологий на период 2018—2020 гг.». URL: https:// cbr.ru/statichtml/file/36231/on_fintex_2017. pdf (дата обращения: 16.01.2020).
5. Информация ГИАЦ МВД России «Со- 5. стояние преступности январь — декабрь 2019 года». URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ reports/item/19412450/ (дата обращения: 16.05.2020).
6. Першин А. Н, Сидорова К. С. Криминали- 6. стические основы установления пользователя информационно-телекоммуникационной сети Интернет // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. № 3 (55).
7. Россинская Е. Р. Проблемы использования 7. специальных знаний в судебном исследовании компьютерных преступлений в условиях цифровизации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. № 5 (57).
8. Сергеев С. М. Некоторые проблемы проти- 8. водействия использованию в преступной деятельности средств обеспечения анони-мизации пользователя в сети Интернет //
Bessonov A. A. O nekotoryh vozmozhnostyah sovremennoj kriminalistiki v rabote s elektron-nymi sledami // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina. 2019. № 3 (55). Basynya E. A., Hicenko V. E, Rudkovs-kij A. A. Metod identifikacii kiberprestupnik-ov, ispol'zuyushchih instrumenty setevogo analiza informacionnyh sistem s primeneniem tekh-nologij anonimizacii // Doklady TUSUR. 2019. № 2.
Deyatel'nost' organov vnutrennih del po bor'be s prestupleniyami, sovershennymi s ispol'zovaniem informacionnyh, kommuni-kacionnyh i vysokih tekhnologij: ucheb. posob. M., 2019.
Informaciya Banka Rossii «Osnovnye naprav-leniya razvitiya finansovyh tekhnologij na period 2018-2020 gg.». URL: https://cbr.ru/stat-ichtml/file/36231/on_fintex_2017.pdf (data obrashcheniya: 16.01.2020). Informaciya GIAC MVD Rossii «Sostoy-anie prestupnosti yanvar' — dekabr' 2019 goda». URL: https://xn—b1aew.xn—p1 ai/re -ports/item/19412450/ (data obrashcheniya: 16.05.2020).
Pershin A. N, Sidorova K. S. Kriminalistich-eskie osnovy ustanovleniya pol'zovatelya infor-macionno-telekommunikacionnoj seti Internet // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafi-na. 2019. № 3 (55).
Rossinskaya E. R. Problemy ispol'zovaniya special'nyh znanij v sudebnom issledovanii komp'yuternyh prestuplenij v usloviyah cifrovi-zacii // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafi-na. 2019. № 5 (57).
Sergeev S. M. Nekotorye problemy protivode-jstviya ispol'zovaniyu v prestupnoj deyatel'nosti sredstv obespecheniya anonimizacii pol'zovatelya v seti Internet // Vestnik Sankt-
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (73).
9. Симаков А. А. Анонимность в глобальных сетях // Научный вестник Омской академии МВД России. 2017. № 2 (65).
10. Усманов Р. А. Характеристика преступной деятельности, осуществляемой в сети Интернет посредством сервисов-анонимайзе-ров // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. № 4 (46).
Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 1 (73).
9. Simakov al. al. Anonimnost' v global'nyh setyah // Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. 2017. № 2 (65).
10. Usmanov R. A. Harakteristika prestupnoj deyatel'nosti, osushchestvlyaemoj v seti Internet posredstvom servisov-anonimajzerov // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2018. № 4 (46).
Для цитирования:
For citation:
Гаврилин Ю. В., Парадников А. Г. Совершенствование выявления, раскрытия и расследования хищений, совершенных и использованием информационных банковских технологий (по итогам Всероссийского онлайн-семина-ра) // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54). С. 123-130.
Gavrilin Yu. V., Paradnikov A. G. Improving the detection, disclosure and investigation of theft committed using information banking technologies (based on the results of the all-Russian online seminar) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. No 2 (54). P. 123-130.
130