Научная статья на тему 'Практика организации взаимодействия при расследовании преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий'

Практика организации взаимодействия при расследовании преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2053
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PRELIMINARY INVESTIGATION / INTERACTION / INFORMATIONAL AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилин Ю.В.

В статье рассматриваются особенности таких организационных форм взаимодействия в процессе расследования преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, как создание специализированных постоянно действующих следственно-оперативных групп, предварительная оценка материалов проверки сообщений о преступлении, направление поручений органу дознания, заключение соглашений об информационном обмене с организациями связи, банковскими и иными финансовыми организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Practice of Interaction’s Organization in the Crimes’ Investigation Committed with Using the Informational and Communication Technologies

The article considers the peculiarities of such organizational forms of interaction in the crimes’ investigating process committed with using the informational and communication technologies such as: creation of specialized permanent investigative and operational groups, the preliminary assessment of the materials for verifying reports about crime, sending instructions to the inquiry body, concluding agreements about informational exchange with communication organizations, banking and the others financial organizations.

Текст научной работы на тему «Практика организации взаимодействия при расследовании преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий»

ВЫЯВЛЕНИЕ, РАСКРЫТИЕ

и расследование преступлений

Ю. В. ГАВРИЛИН,

профессор кафедры управления органами расследования преступлений, доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: Yuriy902@gmail.com

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.

Yu. V. GAVRILIN, Doctor of Law, Associate Professor, Professor at the Department of Management of Bodies and Units Crimes' Investigation (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Scientific speciality:

12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work; Operative Investigative Activity.

УДК 004:343.132.2

Практика организации взаимодействия при расследовании преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий

The Practice of Interaction's Organization in the Crimes' Investigation Committed with Using the Informational and Communication Technologies

В статье рассматриваются особенности таких организационных форм взаимодействия в процессе расследования преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, как создание специализированных постоянно действующих следственно-оперативных групп, предварительная оценка материалов проверки сообщений о преступлении, направление поручений органу дознания, заключение соглашений об информационном обмене с организациями связи, банковскими и иными финансовыми организациями.

Предварительное расследование, взаимодействие, информационно-коммуникационные технологии.

The article considers the peculiarities of such organizational forms of interaction in the crimes' investigating process committed with using the informational and communication technologies such as: creation of specialized permanent investigative and operational groups, the preliminary assessment of the materials for verifying reports about crime, sending instructions to the inquiry body, concluding agreements about informational exchange with communication organizations, banking and the others financial organizations.

Preliminary investigation, interaction, informational and communication technologies.

Расширение использования цифровых технологий, стимулирование их внедрения в различные сектора экономики и государственного управления является одним из при-

оритетных направлений внутренней политики России, а также общемировым трендом. Так, в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 г. и на пла-

новый период 2019 и 2020 гг. предусмотрено создание экосистемы цифровой экономики путем эффективного развития рынков и отраслей (сфер деятельности), в которой «большие данные» позволят выйти на новый уровень экономического развития [9].

При этом обратной стороной процесса циф-ровизации экономики является рост числа преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Так, по данным ГИАЦ МВД России, в 2017 г. в производстве правоохранительных органов находились уголовные дела о 105 645 преступлениях рассматриваемой категории, что на 24,5 % превышает аналогичный показатель прошлого года (79 704).

Подобный результат свидетельствует о недостаточности принимаемых мер по данному направлению деятельности, что было отмечено в решении коллегии МВД России от 24 октября 2017 г. № 3км «О мерах по совершенствованию раскрытия и расследования мошенничеств»1.

Очевидно, что без эффективного взаимодействия участников расследования преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, невозможно выполнение ключевой задачи уголовного судопроизводства — защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Вопросам организации взаимодействия участников расследования преступлений посвящены работы Г. П. Афонькина [1], И. А. Воз-грина [2, с. 369—375], И. А. Данилкина [3], Г. Г. Зуйкова [4], Л. С. Каплан [5], В. А. Михайлова [6], В. И. Пархоменко [7], Л. П. Плесневой [8], В. П. Шашкова [10] и целого ряда других видных ученых. Сегодня трудно встретить работу по методике расследования отдельных видов преступлений, в которой так или иначе не затрагивались бы вопросы взаимодействия.

Обобщая существующие определения взаимодействия участников расследования, можно выделить следующие его признаки:

— совместность деятельности;

— организационная независимость его субъектов;

— основанность на законе и подзаконных актах;

— комплексность сочетания методов и средств, используемых его участниками;

— обусловленность системой объективных и субъективных факторов;

— согласованность по целям, задачам, силам, средствам, месту и времени;

— наличие у участников общих целей;

— направленность на полное, всестороннее и объективное установление обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

На основании приведенных признаков можно сформулировать следующее определение взаимодействия участников расследования: это согласованная по целям и задачам, осуществляемая под единым руководством, основанная на соблюдении законности совместная деятельность организационно независимых друг от друга субъектов, состоящая в сочетании присущих им методов и средств в целях повышения эффективности процесса расследования.

В целом взаимодействие при расследовании преступлений организуется следователями и начальниками органов предварительного следствия (каждый на своем уровне) в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации2 (далее — УПК РФ), Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»3, ведомственными нормативно-правовыми актами, в том числе Инструкцией по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом МВД России от 29 апреля 2015 г. № 495, а также локальными правовыми актами территориальных органов МВД России.

По данным обзора о состоянии организации совместной работы подразделений МВД России при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел4, более чем в 40 территориальных органах МВД России на региональном уровне практикуется создание специализированных следственных подразделений, постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, в частности по раскрытию и расследованию мошенничества с использованием мобильных средств связи и сети Интернет.

Так, согласно приказу ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 24 июня 2016 г. № 704 взаимодействие управления уголовного розыска, бюро специальных технических мероприятий и следственных органов осуществляется в рамках специализированной следственно-оперативной группы, деятельность которой по-

1 Об объявлении решения коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 октября 2017 г. № 3 км: приказ МВД России от 29 ноября 2017 г. № 899.

2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

3 Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

4 Обзор о состоянии организации совместной работы подразделений МВД России при раскрытии и расследовании уголовных дел: указание Следственного департамента МВД России от 31 октября 2017 г. № 17/2-33775.

зволила оперативно решать вопросы, возникающие при проведении оперативно-розыскных, технических мероприятий и следственных действий при расследовании мошенничеств, совершенных дистанционным способом.

Проведенное нами исследование показывает, что аналогичные организационные решения приняты и в ряде других субъектов Российской Федерации.

При этом в соответствии с п. 6.7 решения совещания у заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента МВД России — от 29 июля 2016 № 3 в целях устранения недостатков работы и повышения эффективности деятельности органов предварительного следствия введено в практику принятие процессуальных решений по сообщениям о преступлениях, предусмотренных ст. 159—159.6, 160, 165, 171, 172, 174, 174.1, 193, 193.1, 195-197, 200.1, 200.2, 200.3, 201, 272-274, 285, 286 Уголовного кодекса Российской Федерации5, если они совершены в кредитно-финансовой сфере, оборонно-промышленном, жилищно-коммунальном, топливно-энергетическом, агропромышленном комплексах, в сфере государственного оборонного заказа, информационных технологий (за исключением мошенничеств с использованием мобильных телефонных средств связи), долевого строительства многоквартирных домов, а также связаны с деятельностью «финансовых пирамид» и повлекли причинение ущерба либо извлечение незаконного дохода в сумме, превышающей шесть миллионов рублей, только следователями.

В соответствии с указанием Следственного департамента МВД России «О реализации решений коллегии МВД России»6 в органах предварительного следствия МВД России регионального и городского (окружного) уровня с 1 июля 2014 г. организовано закрепление следователей, специализирующихся на расследовании преступлений в сфере информационных технологий, с учетом достаточного опыта работы в органах предварительного следствия и наличия специальных познаний в указанной области. Аналогичное требование содержится и в указании Следственного департамента МВД России «О совершенствовании деятельности»7, с тем лишь уточнением, что количество закрепленных за данным направлением следователей должно быть не менее

5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

6 О реализации решений коллегии МВД России: указание Следственного департамента МВД России от 20 июня 2014 г. № 17/3-16230.

7 О совершенствовании деятельности: указание Следственного

департамента МВД России от 15 августа 2014 г. № 17/2-21427.

двух, а также в иных организационно-управленческих документах [3, п. 4].

Указанием Следственного департамента МВД России «Об организации расследования преступлений, совершенных с использованием современных информационно-коммуникационных технологий»8 начальникам следственных органов регионального уровня и приравненных к ним следственных органов МВД России поручено обеспечить заблаговременное обсуждение материалов доследствен-ных проверок в аппаратах следственных органов МВД России по субъектам Российской Федерации, уделяя особое внимание их полноте и качеству, проведению необходимых исследований, результатам оперативно-розыскных мероприятий по изобличению лиц, совершивших преступления, организовать результативное взаимодействие с оперативными подразделениями.

В соответствии с положениями ст. 38 УПК РФ и ведомственными нормативными правовыми актами МВД России следователь обеспечивает организацию совместной работы по расследованию в рамках уголовного дела, обладая полномочиями давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Однако до настоящего времени сохраняется практика формального отношения к исполнению поручений, данных органу дознания. Изучение материалов уголовных дел о преступлениях, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, свидетельствует, что ответы на поручения по уголовным делам о неочевидных преступлениях зачастую однотипны, содержат информацию об отработке одних и тех же лиц по разным преступлениям, причастность которых не установлена, или без указания проведенных мероприятий по установлению виновных лиц похищенного имущества. Имеются факты исполнения поручений не в полном объеме либо с нарушением срока исполнения.

Практика показывает, что оперативное сопровождение расследования уголовных дел осуществляется лишь на первоначальном этапе, «по горячим следам» до установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняе-

8 Об организации расследования преступлений, совершенных с использованием современных информационно-коммуникационных технологий: указание Следственного департамента МВД России от 26 декабря 2017 г. № 17/3-4125.

мого. В дальнейшем эффективность оперативно-розыскного сопровождения расследования, в частности при решении таких задач, как установление местонахождения похищенного имущества, дополнительных свидетелей и иных обстоятельств, подлежащих доказыванию, снижается. Оперативное сопровождение, вплоть до окончания расследования и направления уголовного дела в суд, осуществляется лишь по резонансным преступлениям, а по остальному массиву уголовных дел — в единичных случаях в виде сбора дополнительной информации или обеспечения привода потерпевших, свидетелей, обвиняемых.

Еще одним направлением повышения эффективности внешнего взаимодействия участников расследования является использование территориальными органами внутренних дел систем электронного документооборота, а также заключение соглашений об информационном обмене с кредитно-финансовыми организациями и организациями связи. Во исполнение п. 1.1 решения коллегии МВД России от 24 октября 2017 г. № 3км «О мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования мошенничеств» в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях ведется работа по заключению соглашений с подразделениями ПАО «Сбербанк России», другими кредитно-финансовыми организациями, в том числе не имеющими собственной филиальной сети в регионах, территориальными органами ФНС России и Росреестра, уполномоченными многофункциональными центрами (далее — МФЦ), органами социальной защиты населения, расположенными на территориях субъектов Российской Федерации, об электронном обмене документами и информацией. Практика показывает востребованность подобного механизма взаимодействия с ведущими кредитными учреждениями и операторами сотовой связи.

По состоянию на март 2018 г., на основе соглашения между МВД России и ПАО «Сбербанк России» от 23 октября 2017 г. об обмене информацией в электронном виде, 24-мя территориальными органами внутренних дел заключены договоры с региональными представительствами указанной кредитной организации, еще в ряде субъектов РФ данный вопрос находится в стадии согласования. В соответствии с вышеуказанным соглашением электронный документооборот между Сторонами осуществляется на принципах конфиденциальности, согласованности действий, взаимопомощи и безвозмездности при соблюдении требований федеральных законов, в частности «Об информации, информационных техно-

логиях и о защите информации»9 и «О банках и банковской деятельности»10, и иных нормативных правовых актов.

Отдельными территориальными органами внутренних дел дополнительно заключены соглашения об электронном обмене информацией с КИВИ Банк (АО), которые позволяют получить в срок до трех суток необходимые сведения о владельце рГШ-кошелька и произведенных им транзакциях за интересующий период.

Кроме того, существует положительная практика заключения соглашений об электронном документообороте с организациями связи, в частности с ПАО «Мегафон», в рамках которых в срок до 10 дней становится возможным получение сведений об анкетных данных абонента по номерам телефона и СИМ-карты, ИНН юридического лица, а также подключенных услугах и платежах.

Так, МВД по Республике Марий Эл с января 2016 г. в рамках заключенного с территориальным отделением ПАО «Сбербанк России» соглашения используется система удаленного доступа «БВЕКБЮК», предоставленная кредитной организацией, позволяющая посредством электронного документооборота в срок до семи дней получать информацию об открытых расчетных счетах клиента, движении денежных средств, а также данные о подключении услуг дистанционного банковского обслуживания «Мобильный банк» и соответствующих номерах телефонов. При этом сведения о производимых по банковским картам транзакциях предоставляются на основании ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» без получения судебного решения, что позволяет существенно уменьшить временные затраты на получение необходимой информации и сократить срок предварительного следствия.

Кроме того, в указанном подразделении успешно осуществляется электронный обмен документами и информацией с ПАО «Мегафон» и ПАО «Вымпелком».

В качестве еще одного положительного примера эффективной организации внешнего взаимодействия при расследовании преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, можно привести опыт ГУ МВД России по Пермскому краю, где также успешно используется система электронного документооборота в рамках заключенного в 2015 г. согла-

9 Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.

10 О банках и банковской деятельности» и иных нормативных правовых актов [Электронный ресурс]: федер закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

шения с ПАО «Сбербанк России». Соглашение предусматривает возможность осуществления блокировки лицевых счетов абонентов на стадии регистрации заявления о преступлении. Кроме того, подписаны соответствующие соглашения с КИВИ Банк (АО), ПАО «Почта Банк», ПАО «Мегафон», а также Федеральной службой по государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю.

В Восточно-Сибирском ЛУ МВД России на транспорте с июля 2017 г. действует соглашение о сотрудничестве с КИВИ Банк (АО) в области обмена оперативной и иной информацией по уголовным делам и делам оперативной проверки, предусматривающее возможность предоставления посредством электронного документооборота в течение одних-двух суток необходимых сведений о владельце «QIWI-кошелька» и произведенных им транзакциях за интересующий период.

С сентября 2016 г. Главным следственным управлением ГУ МВД России по г. Москве применяются возможности, предоставленные заключенным Соглашением, о получении конкретным сотрудником доступа к автоматизированной системе обработки запросов ОАО «Мегафон».

Указанная система предоставляет возможность направления электронных запросов (с приложением соответствующих разрешительных документов) по находящимся в производстве следователей ГСУ уголовным делам о получении различных сведений об абонентах Сети и получения ответов на них. Ответ на запрос инициатора поступает в виде сопроводительного письма в формате PDF, подписанного электронной подписью уполномоченного сотрудника ОАО «Мегафон», с приложением запрашиваемых данных в формате XlS с указанием имени и точного размера файла. При этом имеется возможность установления следующей информации:

1) сведения об анкетных данных абонента по номеру телефона и (или) по номеру SIM-карты;

2) сведения о номере телефона и данных абонента по фамилии, имени и отчеству и иным анкетным данным или по ИНН юридического лица;

3) сведения о подключенных абонентом услугах и произведенных платежах.

Существует техническая возможность направления запросов (с приложением соответствующих судебных постановлений), направленных на получение информации:

1) о телефонных соединениях конкретного абонента за определенный период времени с указанием базовых станций по номеру телефона или 1МЕ1-номеру телефонного аппарата (оконечного оборудования);

2) о телефонных соединениях всех абонентов оператора связи, находившихся в конкретном месте в определенное время.

Использование подобных каналов информационного взаимодействия позволяет повысить эффективность деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, а также усилить защищенность граждан от противоправных посягательств.

В завершение следует отметить внедрение с июня 2018 г. в ИСОД МВД России модуля «Уголовное дело», предназначенного для накопления криминалистически значимой информации, собираемой в ходе расследования (номера банковских карт, 1МЕ1 — номера средств связи, банковских счетов, электронных кошельков и пр.), для последующего ее анализа в целях выявления однотипных, серийных и взаимосвязанных преступлений. Для решения вопроса о выявлении серийных преступлений реализован механизм поиска совпадений вновь вводимой информации о преступлении с ранее сформированным массивом данных с уведомлением о результатах инициатора запроса.

Таким образом, перспективными направлениями повышения эффективности взаимодействия участников расследования преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, являются: создание специализированных следственных подразделений и постоянно действующих следственно-оперативных групп; исключение формального отношения к исполнению поручений, данных органу дознания; использование систем электронного документооборота и заключение соглашений об информационном обмене с кредитно-финансовыми организациями и организациями связи.

Список литературы:

References:

1. Взаимодействие следственных органов и оперативно-разыскных подразделений органов внутренних дел на этапе выявления, раскрытия и расследования преступлений: учеб.-метод. пособие / Г. П. Афонькин [и др.]; МВД России. ВИПК. Домодедово, 2010.

1. Vzaimodejstvie sledstvennyh organov i operativ-no-razysknyh podrazdelenij organov vnutrennih del na ehtape vyyavleniya, raskrytiya i rassle-dovaniya prestuplenij: ucheb.-metod. poso-bie / G. P. Afon'kin [i dr.]; MVD Rossii. VIPK. Domodedovo, 2010.

2. Возгрин И.А. Взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных и иных служб органов внутренних дел // Криминалистика. М., 1984.

3. Данилкин И. А. Взаимодействие следственных и экспертно — криминалистических подразделений органов внутренних дел. М., 2010.

4. Зуйков Г. Г. Научная организация управления и труда в следственном аппарате ОВД. М., 1976.

5. Каплан Л. C. Взаимодействие следовате-

7.

ля с органами дознания: дис. ... канд. юрид. 6. наук. Тюмень, 2000.

6. Михайлов В. А. Организация раскрытия и расследования преступлений // Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / под ред. Т. В. Аверьяновой, Р. С. Белкина. М., 1997.

7. Пархоменко В. И. Взаимодействие следователей, оперативных работников и специалистов при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ (тактико-криминалистический и организационный аспекты): монография. М., 2006.

8. Плеснева Л. П. Взаимодействие следователя с органами дознания: правовые и организационные основы: монография. Иркутск, 2016.

9. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 12.07.2018).

10. Шашков В. П. Актуальные проблемы использования материалов журналистского расследования следователем в ходе производства по уголовным делам: дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2008.

2. Vozgrin I. A. Vzaimodejstvie sledovatelya s rabot-nikami operativno-rozysknyh i inyh sluzhb or-ganov vnutrennih del // Kriminalistika. M., 1984.

3. Danilkin I. A. Vzaimodejstvie sledstvennyh i ehkspertno — kriminalisticheskih podrazdele-nij organov vnutrennih del. M., 2010.

4. Zujkov G. G. Nauchnaya organizaciya upravleniya i truda v sledstvennom apparate OVD. M., 1976.

5. Kaplan L. C. Vzaimodejstvie sledovatelya s organami doznaniya: dis. ... kand. yurid. nauk. Tyumen', 2000.

Mihajlov V. A. Organizaciya raskrytiya i rassle-dovaniya prestuplenij // Kriminalisticheskoe obespechenie deyatel'nosti kriminal'noj milicii i organov predvaritel'nogo rassledovaniya / pod red. T. V. Aver'yanovoj, R. S. Belkina. M., 1997. Parhomenko V. I. Vzaimodejstvie sledovatelej, operativnyh rabotnikov i specialistov pri rassle-dovanii ugolovnyh del o nezakonnom oboro-te narkoticheskih sredstv i psihotropnyh vesh-chestv (taktiko-kriminalisticheskij i organiza-cionnyj aspekty): monografiya. M., 2006. Plesneva L. P. Vzaimodejstvie sledovatelya s organami doznaniya: pravovye i organizacionnye osnovy: monografiya. Irkutsk, 2016. Prognoz social'no-ehkonomicheskogo raz-vitiya Rossijskoj Federacii na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov. URL: http:// www.economy.gov.ru (data obrashcheniya: 12.07.2018).

10. Shashkov V. P. Aktual'nye problemy ispol'zovaniya materialov zhurnalistskogo rassledovaniya sledovatelem v hode proizvod-stva po ugolovnym delam: dis. ... kand. yurid. nauk. Kaliningrad, 2008.

9.

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.