Научная статья на тему 'Производство негласных следственных действий по УПК России, Украины, Казахстана и Киргизии'

Производство негласных следственных действий по УПК России, Украины, Казахстана и Киргизии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1998
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГЛАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НЕГЛАСНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СЕКРЕТНОСТЬ / UNDERCOVER PROCEEDINGS / UNDERCOVER INVESTIGATIVE ACTIONS / SECRECY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колосович М. С.

Начало XXI века ознаменовано поисками способов оптимизации процедуры раскрытия и расследования преступлений. Разрешая обозначенную проблему, законодатели таких стран СНГ, как Украина, Казахстан и Киргизия, интегрировали оперативно-розыскную деятельность в уголовно-процессуальные кодексы, закрепив право следователя на производство негласных следственных действий. В работе раскрыто понятие негласных следственных действий названных стран, дана их классификация. Автор считает, что назрела необходимость в пересмотре современных отечественных правовых доктрин в сторону интеграции оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и в законодательном закреплении полномочий следователя по производству негласных следственных действий, что способствовало бы эффективности расследования преступлений. При этом отмечается, что отечественный следователь уже осуществляет негласное производство по уголовному делу. Автор не умаляет значения гласности в деятельности следователя, но призывает не гипертрофировать ее в ущерб негласной деятельности. Негласные следственные действия дифференцированы автором на абсолютно негласные, относительно негласные и конфиденциальные. К абсолютно негласным отнесены наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; контроль и запись переговоров. К относительно негласным следственным действиям и решениям можно отнести обыск; выемку; наложение ареста на имущество; сохранение в тайне факта задержания подозреваемого. К конфиденциальным негласным следственным действиям относятся досудебное соглашение о сотрудничестве и меры по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conducting of undercover investigative actions according to the Criminal Procedure Codes of Russia, Ukraine, Kazakhstan and Kyrgyzstan

The beginning of the 21st century marks the search for the ways of optimization of crime detection and crime investigation procedures. To solve this problem the legislators of such CIS countries as Ukraine, Kazakhstan and Kyrgyzstan have integrated the detective activities into their Criminal Procedure Codes fixing the investigator's right to conduct undercover investigative actions. The concept of undercover investigative actions used in the above-mentioned countries is considered. The classification of such actions is provided. The author proves the necessity to reconsider modern domestic legal doctrines in respect of the integration of detective and criminal procedural activities, and to fix the investigator's powers to conduct undercover investigative actions, which will favour the efficiency of crime investigation. It is noted that investigators of our country have already begun to conduct undercover criminal proceedings. The essence of undercover investigative actions and their classification are considered. The author does not depreciate the importance of publicity in the investigator's activities, but advises not to exaggerate it to the detriment of undercover activities. Undercover investigative actions are divided by the author into absolutely undercover, relatively undercover and confidential. Absolutely undercover actions imply arresting post-telegraph messages, their examination and seizure; receiving information on connections between subscribers or subscribers' devices; conversations recording and control. The relatively undercover actions imply search, seizure and providing cover for the fact of suspect's apprehension. The confidential actions imply prejudicial agreement on cooperation and measures of ensuring security of the criminal proceedings' participants.

Текст научной работы на тему «Производство негласных следственных действий по УПК России, Украины, Казахстана и Киргизии»

Раздел 10. Компаративистика и зарубежный опыт

колосоВИч М.с., кандидат юридических наук, доцент,

270619@mail.ru Адъюнктура (докторантура); Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 400089, г. Волгоград, Историческая, 130

kolosovich M.S.,

candidate of Legal Sciences, associate professor, 270619@mail.ru Postgraduate courses (institution of doctoral candidacy); volgograd Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Istoricheskaya St. 130, volgograd, 400089, Russian Federation

ПРОИЗВОДСТВО НЕГЛАСНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УПК РОССИИ,

УКРАИНЫ, КАЗАХСТАНА И КИРГИЗИИ

Реферат. Начало XXI века ознаменовано поисками способов оптимизации процедуры раскрытия и расследования преступлений. Разрешая обозначенную проблему, законодатели таких стран сНг, как Украина, казахстан и киргизия, интегрировали оперативно-розыскную деятельность в уголовно-процессуальные кодексы, закрепив право следователя на производство негласных следственных действий. В работе раскрыто понятие негласных следственных действий названных стран, дана их классификация. Автор считает, что назрела необходимость в пересмотре современных отечественных правовых доктрин в сторону интеграции оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и в законодательном закреплении полномочий следователя по производству негласных следственных действий, что способствовало бы эффективности расследования преступлений. При этом отмечается, что отечественный следователь уже осуществляет негласное производство по уголовному делу. Автор не умаляет значения гласности в деятельности следователя, но призывает не гипертрофировать ее в ущерб негласной деятельности. Негласные следственные действия дифференцированы автором на абсолютно негласные, относительно негласные и конфиденциальные. к абсолютно негласным отнесены наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; контроль и запись переговоров. к относительно негласным следственным действиям и решениям можно отнести обыск; выемку; наложение ареста на имущество; сохранение в тайне факта задержания подозреваемого. к конфиденциальным негласным следственным действиям относятся досудебное соглашение о сотрудничестве и меры по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: негласное производство, негласные следственные действия, секретность.

CONDUCTING OF UNDERCOVER INVESTIGATIVE ACTIONS ACCORDING TO THE CRIMINAL PROCEDURE CODES OF RUSSIA, UKRAINE, KAZAKHSTAN

AND KYRGYZSTAN

Abstract. The beginning of the 21st century marks the search for the ways of optimization of crime detection and crime investigation procedures. To solve this problem the legislators of such cIS countries as ukraine, Kazakhstan and Kyrgyzstan have integrated the detective activities into their criminal Procedure codes fixing the investigator's right to conduct undercover investigative actions. The concept of undercover investigative actions used in the above-mentioned countries is considered. The classification of such actions is provided. The author proves the necessity to reconsider modern domestic legal doctrines in respect of the integration of detective and criminal procedural activities, and to fix the investigator's powers to conduct undercover investigative actions, which will favour the efficiency of crime investigation. It is noted that investigators of our country have already begun to conduct undercover criminal proceedings. The essence of undercover investigative actions and their classification are considered. The author does not depreciate the importance of publicity in the investigator's activities, but advises not to exaggerate it to the detriment of undercover activities. undercover investigative actions are divided by the author into absolutely undercover, relatively undercover and confidential. Absolutely undercover actions imply arresting post-telegraph messages, their examination and seizure; receiving information on connections between subscribers or subscribers' devices; conversations recording and control. The relatively undercover actions imply search, seizure and providing cover for the fact of suspect's apprehension. The confidential actions imply prejudicial agreement on cooperation and measures of ensuring security of the criminal proceedings' participants.

© 2015 LS&LP. Open Access. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 Internationa! License (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode).

Keywords: undercover proceedings, undercover investigative actions, secrecy.

На современном этапе построения в России правового государства, повышения уровня защиты прав и интересов личности, улучшения деятельности правоохранительных органов особое внимание уделяется вопросам совершенствования правовой регламентации оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Именно на данных стадиях закладывается доказательственная база по уголовному делу, на основе которой суд, установив обстоятельства совершенного преступления, принимает справедливое решение. Эффективность раскрытия и расследования преступления, реализация назначения уголовного судопроизводства во многом обусловлены соответствием уголовно-процессуальной доктрины и доктрины оперативно-розыскной деятельности современным общественным отношениям, качеством нормативной правовой регламентации деятельности следственных и оперативных подразделений.

В настоящее время уголовное судопроизводство характеризуется, с одной стороны, глубокой (а зачастую чрезмерной) детализацией порядка производства следственных мероприятий и необоснованной загруженностью процедуры продвижения уголовного дела по стадиям уголовного судопроизводства. С другой стороны, оно характеризуется недостаточной разработанностью и противоречивостью правовых норм, регламентирующих взаимодействие следственных и оперативных подразделений, порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности и использования ее результатов в доказывании, а также отсутствием нормативной регламентации негласной деятельности по уголовному делу.

Однако стремительно меняющиеся общественные отношения осложняют процессы устранения существующей неопределенности правового регулирования отдельных вопросов. В целях оптимизации раскрытия и расследования преступлений законодателем проделана беспрецедентная по своей интенсивности работа. Его стремление совершенствовать правовую базу в соответствии с изменяющимися общественными отношениями обусловило внесение 199 изменений в УПК РФ и 25

изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В указанных нормативных правовых актах законодатель попытался аккумулировать современные достижения юридических наук, положительный опыт зарубежных стран, учесть ряд практических рекомендаций и решений Европейского суда по правам человека и конституционного Суда Российской Федерации.

к сожалению, это не позволило кардинально разрешить фундаментальные проблемы уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, произошло лишь их купирование. Вопреки нормотворческой деятельности законодателя количество нераскрытых преступлений возросло.

Не разрешены и проблемы качества осуществляемого расследования. Так, в ходе судопроизводства по раскрытым преступлениям в 2008 г. судами вынесены оправдательные приговоры или прекращены дела по реабилитирующим основаниям (отсутствие состава, события, непричастность к преступлению) в отношении 31 717 подсудимых; в 2009 г. - 27 149; в 2010 г.

- 28 163; в 2011 г. - 28 579; в 2012 г. -20 796; в 2013 г. - 18 792; в 2014 г. - 16 471 подсудимых. Велико и количество дел, возвращаемых судами на дополнительное расследование: в 2008 г. - 25 343; в 2009 г. - 21 407; в 2010 г. - 17 812; в 2011 г. - 12 216; в 2012 г. - 10 044; в 2013 г.

- 9 356; в 2014 г. - 9 817*.

Анализ правоприменительной практики позволил сделать вывод о нарастающем недовольстве процедурой уголовного судопроизводства и со стороны самих следователей. Так, 97 % респондентов** отметили дефицит правовых норм, регламентирующих вопросы взаимодействия следователей и сотрудников органа дознания, представления и использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

* Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=5 (дата обращения: 5 апр. 2015 г.).

** Всего нами опрошено 215 следователей и руководителей следственных подразделений органов внутренних дел из 37 субъектов Российской Федерации.

Существующие же правовые нормы, по мнению 84 % опрошенных, недостаточно сбалансированы. На вопрос о том, какие меры будут способствовать устранению выявленных пробелов, 15 % опрошенных предложили наделить следователя правом производства оперативно-розыскных мероприятий, а 18 % - расширить их полномочия по производству следственных действий, предусмотренных статьями 185-186 УПК РФ (не уточнив при этом, как именно), 67 % респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.

В настоящее время некоторыми учеными (С.И. Давыдов, В.Ф. Луговик, Н.В. Павличенко, А.Е. Чечетин, А.Ю. Шумилов) активно продвигается идея интеграции оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Отмечается перспективность направления по урегулированию рассматриваемой деятельности в контексте новых правовых тенденций, проявляющихся в одновременном доктри-нальном изменении оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства, создании частной теории негласного раскрытия и расследования преступлений, необходимости разработки и принятия нового оперативно-розыскного закона и внесения соответствующих изменений в УПк РФ.

Новую остроту научной дискуссии придало принятие УПК Украины (2012 год), в соответствии с которым была закреплена разновидность следственных действий - негласные следственные (розыскные) действия, сведения о факте и методах проведения которых не подлежат разглашению (ч. 1 ст. 246 УПК Украины). Условием производства негласных следственных (розыскных) действий является невозможность получить сведения о преступлении и лице, которое его совершило, другим способом (думается, процессуальным).

Процессуальным инструментом деятельности украинского следователя являются следственные (розыскные) действия, которые делятся на две группы. Первая группа закреплена в главе 20 и объединяет такие классические (традиционно применяемые и ранее закрепленные в УПК РСФСР) следственные действия, как допрос (ст. 224), предъявление для опознания (ст.ст. 228230), обыск (ст. 234), осмотр (ст. 237); следственный эксперимент (ст. 240), осви-

детельствование лица (ст. 241), производство экспертизы (ст.ст. 242-244) и получение образцов для экспертизы (ст. 245).

Ко второй группе, закрепленной в главе 21, отнесены негласные следственные (розыскные) действия, которые законодатель разделил на две подгруппы: 1) вмешательство в частное общение и 2) другие виды негласных следственных (розыскных) действий. Под вмешательством в частное общение понимается аудио-, видеоконтроль лица (ст. 260), наложение ареста, осмотр и выемка корреспонденции (ст.ст. 261262), снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей (ст. 263) и снятие информации с электронных информационных систем (ст. 264). Другими видами негласных следственных (розыскных) действий являются обследование публично недоступных мест, жилья или иного владения лица (ст. 267), установление местонахождения радиоэлектронного средства (ст. 268), наблюдение за лицом, вещью или местом (ст. 269), аудио-, видеоконтроль места (ст. 270) и контроль за совершением преступления (ст. 271): контролируемая поставка; контролируемая и оперативная закупка; специальный следственный эксперимент; имитация обстановки преступления.

С 1 января 2015 г. начал действовать УПК Республики Казахстан (далее - УПК РК), закрепив право следователя производить следственные действия, которые разделены на две группы: следственные действия (главы 26, 27, 29, 31, 32, 35) и негласные следственные действия (гл. 30).

К первой группе отнесены классические, хорошо известные нам следственные действия: допрос (ст.ст. 208-217), очная ставка (ст. 218), осмотр (ст.ст. 218-222), освидетельствование (ст. 223), опознание (ст.ст. 229-230), обыск (ст. 252), выемка (ст. 253), проверка и уточнение показаний на месте (ст. 257), следственный эксперимент (ст. 258) и судебная экспертиза (ст. 270).

Во вторую группу вошли: негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места (ст. 242), негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи (ст. 243), негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими

устройствами (ст. 244), негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации (ст. 245), негласный контроль почтовых и иных отправлений (ст. 246), негласные проникновение и (или) обследование места (ст. 247), негласное наблюдение за лицом или местом (ст. 248), негласная контролируемая поставка (ст. 249), негласный контрольный закуп (ст. 250) и негласные внедрение и (или) имитация преступной деятельности (ст. 251).

Негласными следственными действиями законодатель Казахстана назвал действия, проводимые в ходе досудебного производства без информирования вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересов которых оно касается, в порядке и случаях, предусмотренных УПК РК (п. 12 ст. 7).

Законодатель Киргизии, отдавая должное последним правовым тенденциям Евразии, разработал проект УПК Кыргызской Республики (далее - проект УПК КР), предложив свою интерпретацию видов следственных действий. Следуя линии относительной унификации правовых систем мира, проект УПК КР в целом выдержан в традициях современных правообес-печительных тенденций Европы.

Коллектив разработчиков проекта постарался максимально гуманизировать уголовное судопроизводство Киргизии и сделать его предельно состязательным. В этих целях был изменен институт возбуждения уголовного дела; сбалансированы права стороны обвинения и стороны защиты, расширены полномочия защитника правом депонировать доказательства и инициировать на договорной основе производство экспертизы; введен институт процессуального соглашения, объединяющий в себе процессуальное сотрудничество, соглашение о признании вины и соглашение о примирении сторон; унифицированы органы дознания и следствия; расширены полномочия суда по контролю за деятельностью органов, осуществляющих досудебное производство; оперативно-розыскным действиям придана процессуальная форма и др.

Возвращаясь к теме нашего исследования, отметим, что в проекте УПК КР все следственные действия также разделены на две группы. К первой группе от-

несены следующие следственные действия (классические): осмотр (гл. 22), освидетельствование (ст. 174), судебная экспертиза (гл. 24), допрос (гл. 25), очная ставка (ст. 203), опознание (гл. 27), обыск (гл. 28), выемка (гл. 28), проверка и уточнение показаний на месте (ст. 216), следственный эксперимент (ст. 218).

Ко второй группе в главе 31 отнесены специальные следственные действия (иногда называвшиеся в проекте УПК негласными): наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и их осмотр и (или) выемка; прослушивание переговоров; получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами; снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств; аудио-, видеоконтроль лица или места; наблюдение за лицом или местом; проникновение и обследование нежилого помещения или иного владения лица; получение образцов для сравнительного исследования специальным способом. Заключение эксперта; специальный следственный эксперимент; внедрение в преступную среду и (или) имитация преступной деятельности; контролируемая поставка; контрольный закуп.

При этом специальными следственными действиями названа разновидность следственных действий, сведения о (средствах) методах и технологиях проведения которых составляют государственную и служебную тайну, не подлежащую разглашению, и регламентированы ведомственными (государственными) нормативными актами специально уполномоченных на то органов. Эти действия проводятся лишь по решению суда на основании мотивированного ходатайства следователя (п. 45 ст. 5 проекта УПК КР).

Следует отметить очевидную схожесть систем следственных действий уголовного процесса Украины, Казахстана и Киргизии, закрепивших производство негласных следственных действий, общей характерной чертой которых является их производство без уведомления участника этих действий о самом факте производства, а также его методах и средствах.

Несмотря на то, что отечественные уголовно-процессуальные доктрины предписывают осуществлять расследование гласно, УПК РФ содержит ряд норм, закрепляющих действия следователя, сопряженные

с отсутствием осведомленности участников уголовного судопроизводства о них.

Выступая гарантом обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, гласность снижает коррупционные риски и риски, связанные с некомпетентностью следователя. Взаимодействие со средствами массовой информации также создает определенные гарантии соблюдения законности при осуществлении расследования по уголовному делу [1, с. 53].

Не умаляя значения гласности в деятельности следователя, призываем не гипертрофировать ее в ущерб негласной. Закрепление в УПК РФ полномочий следователя по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства (ст. 11), заключение досудебного соглашения о сотрудничестве (гл. 40.1), производство ранее не свойственных ему таких следственных действий, как наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185), контроль и запись переговоров (ст. 186), получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1), свидетельствует об этом.

В связи с этим деятельность отечественного следователя автор разделяет на

гласную и негласную. К гласной деятельности относятся: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, очная ставка, проверка показаний на месте, допрос и предъявление для опознания. При производстве названных следственных действий их участники уведомляются о дате, времени и месте их производства, им разъясняются права, обязанности и ответственность, представляются другие их участники, могут быть заявлены ходатайства и отводы, сделаны заявления и т.д.

Сущностью негласных следственных действий и решений является, по сути, их секретный и конфиденциальный характер, т.е. невозможность разглашения информации о них. Следователь вынужден в целях их эффективности и обеспечения безопасности участников предварительного расследования скрывать информацию о самом факте производства, а также методах, средствах и участниках этой деятельности (сотрудниках оперативных и оперативно-технических подразделений).

При этом негласные следственные действия и процессуальные решения дифференцируются на абсолютно негласные, относительно негласные и конфиденциальные (см. таблицу).

Таблица

Система следственных действий и решений по УПК РФ

Следственные действия

Негласные

Абсолютно негласные Относительно негласные Конфиденциальные Гласные

1. Наложение ареста на почтово-теле-графные отправления, их осмотр и выемка. 2. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами 1. Обыск. 2. Выемка. 3. Наложение ареста на имущество. 4. Сохранение в тайне факта задержания подозреваемого 1. Досудебное соглашение о сотрудничестве 1. Осмотр. 2. Освидетельствование. 3. Следственный эксперимент. 4. Очная ставка. 5. Проверка показаний на месте Иные процессуальные действия и решения

3. Контроль и запись переговоров 2. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства 6. Допрос. 7. Предъявление для опознания

Раскрывая особенности предложенной классификации негласных следственных действий, заметим, что негласностью принято называть то, что не известно другим, не явно, тайно [2, с. 403], секретно, сохранено в тайне [3, с. 834]. В контексте предмета проводимого исследования этот термин наполняется вполне определенным смыслом и означает способ сокрытия информации от заинтересованных лиц, противодействующих расследованию преступлений [4, с. 89]. Основным признаком негласных следственных действий и решений является процессуально закрепленное право следователя осуществлять эти действия в закрытом от участников уголовного судопроизводства режиме.

К абсолютно негласным следственным действиям отнесены: наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; контроль и запись переговоров. В целях внезапности, а значит, и результативности названных мероприятий согласительные процедуры о производстве этих действий проводятся в закрытом судебном заседании без участия лиц, на права и свободы которых может повлиять принимаемое решение. Участники предварительного расследования не уведомляются о дате, времени и месте их производства; им не разъясняются права, обязанности и ответственность; не рассматриваются отводы и ходатайства.

о самом факте и результатах производства абсолютно негласных следственных действий лица, чьи права и свободы были ограничены таким образом, уведомляются при ознакомлении с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования. При этом сведения о средствах и методах производства указанных мероприятий, а также об их исполнителях не подлежат разглашению даже после вступления в законную силу приговора суда, вынесенного по уголовному делу.

К относительно негласным следственным действиям и решениям относятся обыск, выемка, наложение ареста на имущество, сохранение в тайне факта задержания подозреваемого. Эффективность их производства также напрямую зависит от внезапности мероприятий. В связи с этим

информация о подготовке следственных действий, согласование их производства с руководителем следственного органа и судьей для других участников предварительного расследования остается секретной.

Само же производство этих следственных действий осуществляется гласно. Перед началом указанных действий участникам разъясняются права, обязанности и ответственность, они предупреждаются о применении технических средств, им представляются другие участвующие лица, рассматриваются ходатайства и отводы. Все участники знакомятся с протоколом следственного действия и имеют право внести дополнения и замечания в его содержание. Копия протокола вручается лицу, чьи права и свободы были ограничены.

По решению следователя остается в тайне и факт задержания подозреваемого, уведомление родственников которого с согласия прокурора может не производиться (ч. 4 ст. 96 УПК РФ).

К конфиденциальным негласным следственным действиям и решениям относится деятельность следователя по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства и досудебному соглашению о сотрудничестве.

Правовая природа конфиденциальных действий имеет существенное отличие от ранее названных негласных следственных действий. Термин «конфиденциальный», буквально означающий «секретный, доверительный» [2, с. 292; 5, с. 294], казалось бы, позволяет нам сделать вывод о его идентичности понятию «негласный». Действительно, в обоих случаях присутствует слово «секретность». Однако ставить знак равенства между ними преждевременно, т.к. кроме сохранности секретной информации, конфиденциальность предполагает еще и доверительность между участниками отношений.

Лицо доверяет следователю не только имеющую значение для уголовного дела доказательственную информацию о совершенном преступлении, но и свою жизнь и здоровье. Защищая доверившееся лицо, следователь обязан не только сохранить в тайне сведения о нем, но и осуществить расследование в режиме, препятствующем идентификации данного лица другими участниками уголовного судопроизводства.

В соответствии с УПК РФ следователь при наличии реальной угрозы жизни, здоровью и имуществу свидетеля или потерпевшего вправе применить в пределах своей компетенции следующие процессуальные меры безопасности: 1) не приводить данные о личности потерпевшего и свидетеля в материалах уголовного дела (ч. 9 ст. 166 УПК РФ); 2) осуществить контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ); 3) осуществить предъявление лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ).

Сам факт применения следователем мер безопасности и информация о реальных данных участников программы государственной защиты остается тайной не только для участников уголовного судопроизводства, но и для сотрудников правоохранительных органов. Материалы уголовного дела, отражающие соответствующую информацию, помещаются в конверт, который подлежит опечатыванию. Аналогичный порядок хранения материалов уголовного дела предусмотрен и при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым (обвиняемым) (ч. 3 ст. 317.4 УПК РФ).

Усложняет ситуацию и то, что лицо, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, зачастую осуществляет конфиденциальное сотрудничество с оперативно-розыскными органами. Соответственно, следователь должен учитывать, что информация о рассматриваемой категории лиц составляет не только тайну следствия, но и государственную тайну [6, с. 95-98; 7, с. 103-106; 8, с. 39; 9, с. 63; 10, с. 98-106]. Несохранение в тайне конфиденциальной информации о конфиденте нарушает права и законные интересны последнего, что в последующем может повлечь начало процедуры восстановления нарушенных прав, а возможно, и процедуры реабилитации. К сожалению, правоведами неоднократно отмечалось несовершенство правовой регламентации восстановления нарушенных прав лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам [6, с. 58].

Подводя итог изложенному, автор делает вывод о том, что отечественный следователь, как и следователь Украины, Казахстана и Киргизии, осуществляет негласное производство по уголовному делу. Однако эта деятельность не имеет должной правовой регламентации и нуждается в дальнейшем теоретическом осмыслении.

Список литературы

1. Дронова О.Б. Современные возможности реализации процесса взаимодействия экспертно-крими-налистических подразделений со средствами массовой информации в целях раскрытия и расследования преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. Вып. 1 (12).

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук; Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: А-ТЕМП, 2004.

3. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.: Дрофа, Русский язык, 2000.

4. Павличенко Н.В., Самоделкин А.С. Негласность в оперативно-разыскной деятельности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. Вып. 3 (22).

5. Новый юридический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Ин-т новой экономики, 2006.

6. Павличенко Н.В. Досудебное соглашение как основа смягчения ответственности за совершение преступлений лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Современное право. 2010. N 2.

7. Павличенко Н.В. Правовой статус лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Современное право. 2009. N 8.

8. Павличенко Н.В. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории: препринт. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008.

9. Павличенко Н.В., Давыдов С.И., Титов В.М. Обеспечение безопасности лиц, содействующих правосудию: монография. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2008.

10. Замылин Е.И. Досудебное соглашение о сотрудничестве: вопросы остаются // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. Вып. 1 (12).

References

1. Dronova О.В. Sovremennye vozmozhnostirealizatsiiprotsessa vzaimodeystviya ekspertno-kriminalisticheskikh podrazdelenivso sredstvami massovoy informatsii v tselyakh raskrytiya i rassledovaniya prestupleniy [Modern possibili-

ties of realization of the interaction between forensic units with the media for the purpose of disclosing and investigation of crimes]. Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii - Herald of the Volgograd Academy of the Russian Interior Ministry, 2010, edition 1 (12)

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyyslovaf russkogoyazyka:80 000slovi frazeologicheskikh vyrazheniy [Dictionary of Russian language: 80 000 words and idiomatic expressions]. Moscow, A-TEMP Publ., 2004.

3. Efremova T.F. Novyy tolkovo-slovoobrazovatel'nyy slovar' russkogo yazyka [New-sensible derivation Russian dictionary]. Moscow, Drofa: Russkiy yazyk Publ., 2000.

4. Pavlichenko N.V., Samodelkin A.S. Neglasnost' v operativno-razysknoy deyatel'nosti [Behind the scenes in the operational-investigative activity]. Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii - Herald of the Volgograd Academy of the Russian Interior Ministry, 2012, edition 3 (22).

5. Novyy yuridicheskiy slovar' [New Law Dictionary]. Moscow, Institute for New Economy, 2006.

6. Pavlichenko N.V. Dosudebnoe soglashenie kak osnova smyagcheniya otvetstvennosti za sovershenie prestu-pleniy litsami, okazyvayushchimi sodeystvie organam, osushchestvlyayushchim operativno-rozysknuyu deyatel'nost' [Pre-trial agreement as a basis for leniency for crimes committed by persons assisting the authorities carrying out operational investigative activities]. Sovremennoe pravo - Modern Law, 2010, no. 2.

7. Pavlichenko N.V. Pravovoy status 1its. okazyvayushchikh sodeystvie organam, osushchestvlyayushchim opera-tivno-rozysknuyu deyatel'nost' [The legal status of persons assisting the bodies conducting operative investigation activity]. Sovremennoe pravo - Modern Law, 2009, no. 8.

8. Pavlichenko N.V. Konspiratsiya voperativno-rozysknoy deyatel'nosti: voprosy teorii [Conspiracy in the operational-search activity: questions of the theory]. Moscow, Publishing House of Shumilova I.I., 2008.

9. Pavlichenko N.V., Davydov S.I., Titov V.M. Obespechenie bezopasnosti lits, sodeystvuyushchikh pravosudiyu [Ensuring the safety of persons, Justice Assistance]. Barnaul, Barnaul Law Institute of the Russian Interior Ministry, 2008.

10. Zamylin E.I. Dosudebnoe soglashenie o sotrudnichestve: voprosy ostayutsya [Pre-trial agreement on cooperation: questions remain]. Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii - Herald of the Volgograd Academy of the Russian Interior Ministry, 2010, edition 1 (12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.