УДК 343.81
Бедняков Иван Львович Ivan L. Bedniakov
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса и криминалистики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Candidate of Law, Associate Professor,
Head of the Department of criminal procedure and criminalistics, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ПРИ РАССМОТРЕНИИ СООБЩЕНИЙ О МОШЕННИЧЕСТВАХ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ СОТОВОЙ СВЯЗИ ОСУЖДЕННЫМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ
Аннотация. В статье анализируются проблемы организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел при рассмотрении сообщений о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы. Изучены существующие в науке теоретические подходы к понятию «сообщение о преступлении», приведены и проанализированы типичные источники получения информации о преступлении применительно к указанной теме. Рассмотрены основные вопросы, устанавливаемые в ходе доследственной проверки сотрудниками органов дознания и следователями, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Положительно оценивается опыт руководителей территориальных органов внутренних дел о создании и функционировании подразделений уголовного розыска и следственных групп, специализирующихся на раскрытии и расследовании мошенничеств, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Рассматривается эффективность применения положений ст. 186.1 УПК РФ в стадии возбуждения уголовного дела. Сделан вывод о целесообразности создания единой информационной базы данных «Дистанционные мошенничества» с пополнением информации и предоставлением доступа к содержащейся в ней информации заинтересованным сотрудникам всех регионов РФ.
Ключевые слова: сообщение о преступлении, следователь, подразделение органов внутренних дел, мошенничество, средство сотовой связи, осужденные, информационная база данных.
ORGANIZATION OF UNITS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES INTERACTION WHEN
INVESTIGATING MESSAGES ON FRAUDS COMMITTED WITH THE USE OF MOBILE COMMUNICATION MEANS BY THE CONVICTS SERVING SENTENCES
Summary. The article analyzes the problems of internal affairs units ' cooperation when investigating reports of fraud committed with use of mobile communication by convicts serving sentences. Theoretical approaches to the «crime report» notion known in science have been studied as well as typical information sources about crime in the context of given article are presented and examined. The main issues identified during the pre-investigation review by the inquiry bodies and investigators which are necessary to resolve the issue of a criminal case initiation are considered. The experience of the heads of territorial internal affairs agencies on the foundation and functioning of criminal investigation units and investigation groups specializing in frauds detection and investigation committed with using information and telecommunication technologies is positively evaluated. The effectiveness of the application of the provisions of Article. 186.1 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation at the stage of initiating a criminal case is considered. The conclusion was made about the expediency of creating a unified information database "Remote Frauds" with the completion of information and providing access to the information contained in it to interested employees from all regions of the Russian Federation.
Keywords: crime report, an investigator, units of internal affairs bodies, fraud, means of mobile communication, the convicts, information database.
Организация взаимодействия при рассмотрении сообщений о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы, представляет собой деятельность подчиненных органов и должностных лиц по поступившим сообщениям об уголовно наказуемых деяниях данного вида.
© 2019 Бедняков И. Л.
Проблемы раскрытия дистанционных мошенничеств заключаются в том, что, во-первых, контакт потерпевшего с мошенником осуществляется без личной встречи, посредством телефонной связи, переписки по электронной почте и «мессендж»-системам (Viber, WhatssApp и т. д.). В результате отсутствует надлежащая достоверная идентификация пользователя (клиента), совершающего преступление, так как мобильные телефоны, счета в платежных системах (QIWI, WebMoney и др.), банковские карты, как правило, зарегистрированы на подставных лиц, а PROXY-серверы, ресурсы, №-адреса находятся (зарегистрированы) за границей, вне юрисдикции России.
Во-вторых, предметом преступления являются безналичные денежные средства, перевод которых может осуществляться в сравнительно короткий промежуток времени на дальние расстояния и за границу России.
Основными факторами организации взаимодействия при рассмотрении сообщений о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы, являются требования уголовно-процессуального закона, связанные с принятием и проведением проверки любого сообщения о преступлении. Изменения, внесенные в УПК РФ в части расширения перечня проверочных действий на стадии возбуждения уголовного дела, представляют сотрудникам правоохранительных органов достаточно широкие возможности по получению первичной информации о совершенном деянии.
Вопросам организации взаимодействия подразделений ОВД при рассмотрении сообщений об имущественных преступлениях, совершаемых с использованием информационных технологий, посвящен, например, приказ МВД России от 03.04.2018 № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования отдельных видов хищений» [1].
На региональном уровне вопросы организации взаимодействия при рассмотрении сообщений о данном виде преступлений с учетом складывающейся оперативной обстановки на территории РФ также не остаются без внимания. Так, в соответствии с п. 1.2 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Самарской области от 05.03.2018 № 1 «О состоянии работы правоохранительных органов области по выявлению, пресечению и расследованию преступлений против собственности, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий» подготовлены методические рекомендации по проведению доследственных проверок по такого рода преступлениям на территории Самарской области (далее по тексту - Методические рекомендации) [2].
Таким образом, представляется возможным рассмотреть некоторые особенности практики проведения доследственных проверок сотрудниками органов внутренних дел при получении сообщений о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы.
1. Организация взаимодействия при приеме сообщений о преступлении
Началом деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении является юридический факт - регистрация сообщения в журнале учета компетентного органа уполномоченным должностным лицом. Следственная практика свидетельствует о том, что инициативное обращение пострадавшего в правоохранительный орган является основным источником получения информации о совершении такого рода преступлений. Именно пострадавший первым узнает, например, о списании денежных средств с его банковской карты. В связи с этим работа по проверке полученного сообщения о преступлении на этапе доследственной проверки строится, в первую очередь, на основе информации, полученной от заявителя.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что большинство потерпевших обращаются с заявлением в ближайший к их месту жительства территориальный ОВД. Как показывает изучение практики, типичными поводами для возбуждения уголовных дел о преступлениях, совершаемых с использованием электронных платежных систем и средств, являются: заявление потерпевшего (63 %), непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания (20 %), непосредственное обнаружение признаков преступления следователем или прокурором при расследовании уголовных дел о преступлениях других видов (9 %), сообщения в СМИ и иные поводы (8 %) [3]. В практике расследования крайне редко встречается явка с повинной как повод для возбуждения уголовного дела.
2. Организация регистрации сообщений о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы, осуществляется в общем порядке и не имеет каких-либо особенностей, требующих отдельного рассмотрения.
3. Организация взаимодействия при проверке сообщения о преступлении и принятие по нему процессуального решения требует более детального рассмотрения в связи со спецификой данного вида преступлений.
После регистрации сообщения о преступлении начальник территориального органа МВД России либо его заместитель поручает проведение по нему проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ соответствующему сотруднику. Вместе с тем существующие нормативные правовые акты не определяют четкий перечень субъектов, правомочных проводить проверку по сообщению о преступлении рассматриваемого вида.
Как правило, такими субъектами являются сотрудники подразделений уголовного розыска, которые достаточными специальными знаниями в большинстве своем не обладают. Такая ситуация приводит либо к некачественному проведению предварительной проверки и возбуждению уголовного дела на основании минимальных сведений о совершенном деянии, либо к необоснованному отказу в возбуждении уголовного дела и его последующей отмене, что затягивает сроки принятия законного процессуального решения.
В этой связи обращает на себя внимание грамотное решение руководителей ряда территориальных ОВД РФ о создании специализированных отделов УР по раскрытию мошенничеств общеуголовной направленности. Например, в целях профилактики, раскрытия и расследования мошенничеств, совершенных с использованием средств сотовой связи, в ОУР УМВД России по г. Кургану создано специализированное отделение по противодействию мошенничествам, совершенным с использованием средств сотовой связи, в количестве 12 сотрудников. В СУ УМВД России по г. Кургану создан отдел по расследованию мошенничеств, совершенных с использованием средств сотовой связи, в количестве 9 сотрудников. Аналогичные специализированные отделы созданы и в других регионах, в том числе и в Самарской области.
Из положений ч. 1 ст. 144 УПК РФ следует, что при проверке сообщения о преступлении соответствующее должностное лицо вправе: 1) получать объяснения и образцы для сравнительного исследования; 2) истребовать документы и предметы; 3) изымать их в порядке, установленном УПК РФ; 4) назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок; 5) производить осмотр места происшествия, документов, предметов; 6) требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов и предметов; 7) привлекать к участию в этих действиях специалистов; 8) давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Полномочия должностного лица, проводящего проверку по сообщению о мошенничестве, совершаемом с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы, сводятся к следующим проверочным мероприятиям: 1) опрос заявителя, который как непроцессуальное действие является одним из основных на этапе доследственной проверки. В ходе опроса заявителя у него выясняются обстоятельства совершенного деяния; 2) опрос лиц, присутствовавших при разговоре заявителя по телефону, а также родственника, именем которого представлялся предполагаемый преступник; 3) фиксация голоса мошенника на диктофон, путем повторного вызова с абонентского номера заявителя либо иного абонентского номера; 4) осмотр устройства, имеющего доступ в сеть Интернет, фиксация информации с web-страниц, использованных преступником в целях совершения хищения (переписка по электронной почте, страницы в социальной сети, онлайн-банкинга и пр.); 5) изъятие квитанций об оплате, чеков; 6) получение видео- и фотоизображений из банкоматов, помещений, где установлены банкоматы, иных мест. Сотрудники оперативных подразделений должны сделать это как можно быстрее, поскольку во многих случаях подобная информация хранится в течение короткого промежутка времени. Если снятие денежных средств произошло в другом городе, субъекте Российской Федерации, необходимо немедленно связаться с соответствующим оперативным подразделением территориального органа внутренних дел; 7) осмотр места происшествия, при необходимости с участием специалиста производится изъятие технических устройств, являющихся объектом (предметом) преступного посягательства; 8) установление принадлежности абонентского номера, с которого неустановленное лицо созванивалось с заявителем, что происходит путем инициативного обращения оперативного подразделения к оператору сотовой связи с запросом либо дачи устного/письменного поручения следователем; установление принадлежности банковского счета или иного средства безналичного расчета к конкретному банку или платежному оператору; установление персональной принадлежности
учетной записи интернет-сервиса, используемого в целях хищения, путем направления запроса в организацию, осуществляющую техническое обеспечение работы сетевого ресурса; 9) при установлении принадлежности абонентского номера преступника и (или) абонентских номеров, на которые перечислены деньги заявителем, либо абонентского номера, привязанного к учетной записи в сети Интернет, к средству онлайн-банкинга, установить данные лица, на имя которого оформлена карта; IMSI (международный идентификатор мобильного абонента (индивидуальный номер абонента), ассоциированный с каждым пользователем мобильной связи; дату подключения сим-карты; 10) при необходимости назначение судебных экспертиз, чаще всего компьютерно-технических и фоноскопических.
Одна из принципиальных особенностей мошенничеств, совершаемых с использованием информационных технологий (сети Интернет, банковских карт, средств мобильной связи) заключается в том, что виновное лицо, находясь в одном регионе, вводит в заблуждение потерпевшего, находящегося в другой республике, крае или области, а безналичные денежные средства перечисляются последним под влиянием обмана на счет, открытый в банковском учреждении в третьем субъекте Российской Федерации.
В целях исключения необоснованной пересылки заявлений граждан о совершенных в их отношении мошенничествах проверку по заявлению о мошенничестве с использованием мобильных средств связи должен проводить орган, принявший заявление. Там же при наличии оснований должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела. Однако надлежащее исполнение данного указания было организовано не во всех ОВД субъектов РФ, нарушения выявлялись в ГУ МВД России по г. Москве, Воронежской, Самарской областям, УМВД России по Костромской, Новгородской, Тамбовской областям, УТ МВД России по Северо-Западному федеральному округу.
Например, из 733 уголовных дел, возбужденных на территории г. Самары в 2017 г., 230 -возбуждено на основании материалов, поступивших из других регионов РФ. В подавляющем большинстве случаев для возбуждения уголовных дел рассматриваемой категории на территории г. Самары основаниями являлись следующие факты:
- денежные средства обналичены в банкомате, расположенном на территории г. Самары;
- денежные средства перечислены на карту гражданина, зарегистрированного в г. Самаре;
- абонентский номер, с которого осуществлялся телефонный звонок (в результате которого потерпевший перечислил денежные средства), находился в зоне обслуживания базовой станции, расположенной на территории г. Самары;
- потерпевший обратился с заявлением по месту своего проживания либо на сайт ГУ МВД России по Самарской области, хотя и проживает в другом регионе.
Необоснованная переадресация материалов доследственных проверок из одного региона РФ в другой вызвала необходимость издания Приказа МВД России от 03.04.2018 № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования отдельных видов хищений» [1], согласно п. 1.1 которого руководителям ОВД предписано обеспечить проведение проверки в порядке ст. 144 УПК РФ сообщений о преступлениях, совершенных с использованием платежных карт, средств мобильной связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которой незамедлительно принимать исчерпывающие меры к раскрытию преступлений и установлению лиц, их совершивших, направлять в установленном порядке запросы в кредитные организации, операторам связи, оказывающим услуги связи, в том числе по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», получать объяснения от заявителя и возможных очевидцев преступления, при этом принятие решения о возбуждении уголовного дела надлежит принимать в ОВД РФ, в который поступило сообщение о преступлении, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступлений. Направление же уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 152 УПК РФ, надлежит осуществлять только после получения достаточных доказательств о совершении преступления на территории обслуживания другого территориального органа МВД России и выполнения всех возможных процессуальных действий по месту возбуждения уголовного дела.
В целях обеспечения единообразного применения судами норм уголовного закона об ответственности за мошенничество Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что мошенничество (в том числе с применением средств сотовой связи и сети Интернет) считается оконченным с момента, когда имущество поступило в незаконное владение виновного или других лиц, и оно получило реальную возможность пользоваться или распорядиться им по своему усмотрению [4].
Таким образом, преступление данной категории считается оконченным с момента изъятия денежных средств с банковского счета их владельца или электронных денежных средств, в результате которого владельцу этих денежных средств причинен ущерб.
Одним из условий успешного раскрытия преступлений данного вида является незамедлительное установление принадлежности абонентского номера, с которого неустановленное лицо созванивалось с заявителем; принадлежности банковского счета или иного средства безналичного расчета к конкретному банку или платежному оператору; принадлежности учетной записи интернет-сервиса, которое позволяет своевременно организовать и осуществить оперативно-розыскные мероприятия, в целях получения доказательств виновности лиц в совершении преступления. Данный процесс происходит путем инициативного обращения должностного лица, проводящего проверку по сообщению о преступлении, к оператору сотовой связи или в банковское учреждение с запросом либо дачи устного/письменного поручения следователем.
Вместе с тем он осложняется зачастую неоправданно длительным выполнением мобильными компаниями, кредитными организациями, компаниями - интернет-провайдерами запросов правоохранительных органов о предоставлении сведений.
Несмотря на то что на практике органами внутренних дел в субъектах Российской Федерации с руководством мобильных компаний заключены соглашения об ускоренном обмене информацией (в г. Москве - соглашение с ПАО «Мегафон», в Пермском крае - соглашение с ПАО «Мегафон»; в Самарской области - соглашения с ПАО «Вымпелком» и ПАО «Мегафон»), в целом это проблемы не решает, поскольку при совершении преступлений нередко используются сим-карты, оформленные на других лиц, а также происходит частая смена преступниками мобильных телефонов и абонентских номеров; отсутствие возможности у операторов сотовой связи предоставлять сведения по другим субъектам Российской Федерации (Теле-2, МТС).
Установление активности абонентских номеров, с которых осуществлялись телефонные звонки преступниками, требует незамедлительной организации проведения сотрудниками оперативных подразделений оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие данного вида преступлений, установление лиц, их совершивших, и впоследствии использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании данного вида преступлений. С этой целью руководителю ОВД необходимо обеспечить согласованность действий оперативных и оперативно-технических подразделений, органов предварительного расследования на этапе документирования преступлений рассматриваемой категории.
Стоит отметить, что в соответствии со ст. 186.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следователь (дознаватель) вправе на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ, получать информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов, путем самостоятельного обращения в организацию, осуществляющую услуги связи, как показывает практика, и на стадии проведения «доследственной» проверки.
Так, в ГУ МВД России по Воронежской области РФ сформирована практика, когда «до-следственная» проверка по заявлениям о мошенничестве поручается исключительно дознавателю либо следователю, которые, используя возможности, предоставленные УПК РФ, получают всю необходимую информацию в кредитных учреждениях и сотовых компаниях, при этом исполнение запросов следователем (дознавателем) составляет не более 5-7 дней, и к моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела в материалах уже имеется необходимая для раскрытия преступления информация. В Республике Башкортостан, Орловской, Тамбовской областях и ряде других регионов сотрудничество с операторами мобильной связи также осуществляется в рамках ст. 186.1 УПК РФ.
Еще одним важным направлением раскрытия данного вида преступлений является анализ движения денежных средств, которые потерпевший под влиянием обмана перечисляет на счета мошенников, либо они тайно похищаются с банковского счета потерпевшего и в конечном итоге попадают к лицам, организовавшим преступление. Как и с операторами сотовой связи, здесь первостепенное значение имеют сроки получения информации о принадлежности счетов в кредитных учреждениях и движении денежных средств.
В целях повышения оперативности этого процесса во многих регионах РФ осуществляется электронный документооборот с банковскими учреждениями. Так, в УУР МВД по Республике Марий Эл с января 2016 г. используется система удаленного доступа SBERSIGN, обеспечивающая направление запросов по установлению владельцев банковских счетов и движению по счетам в
электронном виде, по которым предоставляются ответы работниками ПАО «Сбербанк» в кратчайшие сроки (от 1 до 7 суток). МВД по Чувашской, Удмуртской республикам, Республике Карелия, Хабаровскому и Камчатскому краю, Мурманской, Псковской, Самарской, Амурской областям, Пермскому краю, Ямало-Ненецкому автономному округу и др. с подразделениями ПАО «Сбербанк России» подписаны аналогичные соглашения об электронном обмене документами и информацией. В УМВД России по Забайкальскому краю организованы взаимодействия с ПАО «Сбербанк», «Тинькофф банк», «Киви банк».
Существенное значение для раскрытия преступлений данного вида имеет аккумулирование информации о технических средствах, использованных при совершении дистанционных мошенничеств (IMEI-номера телефонных аппаратов, базовые станции соединения). Установление совпадений значительно повышает вероятность установления лиц, совершивших преступления.
Такие электронные ресурсы о средствах совершения бесконтактных мошенничеств созданы более чем в 30 органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Например, на базе ИЦ УМВД России по Мурманской области создана информационно-поисковая система «Мошенник», определен порядок организации системного сбора и ввода в ИПС информации с целью выявления преступлений, имеющих признаки серийности. К данной системе уже подключены 11 органов внутренних дел других субъектов Российской Федерации (МВД по Республикам Карелия, Коми, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УМВД России по Забайкальскому краю, Амурской, Архангельской, Ивановской, Калининской, Орловской, Псковской, Тверской областям. Аналогичные базы созданы в г. Москве, Республике Татарстан, Хабаровском крае и др. ).
В некоторых регионах созданы региональные информационные ресурсы, например, в Самарской области - «Сотовые мошенничества», однако эффективность таких ресурсов незначительна, поскольку вносимая информация ограничивается сведениями о преступлениях, совершенных на территории одного региона. В то же время, учитывая межрегиональный и даже межгосударственный характер данного вида дистанционных преступлений, возможно создание единой информационной федеральной базы «Дистанционные мошенничества» с пополнением информации и предоставлением доступа к содержащейся в ней информации заинтересованным сотрудникам всех регионов РФ.
Подводя итог анализу проблем организации взаимодействия при рассмотрении сообщений о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы, полагаем возможным сделать следующие выводы:
1. С учетом значительного количества регистрируемых имущественных преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий, проведение доследственной проверки необходимо поручать специализированным подразделениям органа дознания или следствия, компетенция которого устанавливается приказом начальника территориального органа внутренних дел.
2. Необходимо обеспечить тесное взаимодействие в первую очередь между начальником органа дознания и руководителем следственного органа, на которых возложена обязанность по проверке сообщений о подобного рода преступлениях и их расследованию. Это позволит улучшить качество проводимой органом дознания предварительной проверки сообщения о преступлении, а также обеспечить законность и своевременность возбуждения уголовного дела (отказа в возбуждении уголовного дела).
3. Необходимо обеспечить согласованность действий оперативных и оперативно-технических подразделений, органов предварительного расследования ОВД РФ на этапе документирования преступлений рассматриваемой категории, поскольку в случае активности абонентских номеров, с которых осуществлялось мошенничество, проведение оперативно-розыскных мероприятий позволит раскрыть преступление и использовать результаты оперативно-розыскной деятельности в доказывании.
4. Необходимо обеспечить создание, постоянное использование и внесение информации в информационные ресурсы о преступлениях, совершаемых с использованием информационных технологий.
5. Особое внимание следует уделить соблюдению сроков предварительной проверки сообщений о преступлениях. В рассматриваемой ситуации начальник органа дознания должен обеспечить постоянный и строгий контроль за своевременным принятием процессуальных решений в стадии возбуждения уголовного дела. Необходимость продления сроков
предварительной проверки может быть вызвана только исключительными обстоятельствами, установление которых имеет значение для принятия законного процессуального решения.
Библиографический список
1. О некоторых мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования отдельных видов хищений: Приказ МВД России от 03.04.2018 № 196 (неопубликованный документ).
2. Методические рекомендации по проведению доследственных проверок и расследованию преступлений против собственности, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий: письмо врио заместителя начальника полиции ГУ МВД России по Самарской области от 14.06.2018 вх.№ 3/1-3614.
3. Яковлев А. Н., Олиндер Н. В. Особенности расследования преступлений, совершаемых с использованием электронных платежных средств и систем: научно-методическое пособие. М., 2012. 142 с.
4. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.05.2019).
References
1. O nekotoryh merah po sovershenstvovaniyu organizacii raskrytiya i rassledovaniya otdel'nyh vidov hishchenij: Prikaz MVD Rossii ot 03.04.2018 no. 196 (neopublikovannyj dokument) [About some measures on improvement of organization of disclosure and investigation of certain types of thieves: the Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 03.04.2018 no. 196] [in Russian].
2. Metodicheskie rekomendacii po provedeniyu dosledstvennyh proverok i rassledovaniyu prestuplenij protiv sobstvennosti, sovershennyh s ispol'zovaniem informacionno-telekommunikacionnyh tekhnologij: Pis'mo vrio zamestitelya nachal'nika policii GU MVD Rossii po Samarskoj oblasti ot 14.06.2018 vh.no. 3/1-3614 [Guidelines for conducting pre-investigation checks and investigation of crimes against property committed using information and telecommunication technologies: a letter from the acting Deputy chief of police of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Samara region from 14.06.2018 vh. no. 3/1-3614] [in Russian].
3. Yakovlev A. N., Olinder N. V. Osobennosti rassledovaniya prestuplenij, sovershaemyh s ispol'zovaniem elektronnyh platezhnyh sredstv i sistem: nauchno-metodicheskoe posobie [Features of investigation of crimes committed with the use of electronic means of payment and systems]. Moscow, 2012, 142 p. [in Russian].
4. O sudebnoj praktike po delam o moshennichestve, prisvoenii i rastrate: Postanovlenie Plenuma Verhovnogo suda RF ot 30 noyabrya 2017 g., no. 48 [On judicial practice in cases of fraud, embezzlement and embezzlement: Resolution of the Plenum of the Supreme court of the Russian Federation of November 30, 2017 no. 48]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 28.05.2019) [in Russian].