УДК 343.1
Бедняков Иван Львович
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса и криминалистики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Ivan L. Bedniakov
Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of criminal procedure and criminalistics,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ХОДЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ О МОШЕННИЧЕСТВАХ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ СОТОВОЙ СВЯЗИ ОСУЖДЕННЫМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ
Аннотация. В статье анализируются проблемы организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел в ходе доказывания по делам о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы. Изучены существующие в науке теоретические подходы к понятию «организация взаимодействия», приведены и проанализированы типичные формы взаимодействия применительно к рассматриваемой теме. Сформулирован и обоснован авторский перечень принципов организации взаимодействия. Положительно оценивается опыт руководителей территориальных органов внутренних дел о создании и функционировании подразделений уголовного розыска и следственных групп, специализирующихся на раскрытии и расследовании мошенничеств, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Обозначены проблемы, возникающие при реализации положений УПК РФ при организации взаимодействия между подразделениями правоохранительных органов в ходе доказывания по уголовным делам о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи. Проанализирован и критически оценен опыт правоприменительной практики ОВД отдельных субъектов РФ в части противодействия «телефонным» мошенничествам. Сформулированы рекомендации по повышению эффективности следственной практики.
Ключевые слова: доказывание, следователь, подразделение органов внутренних дел, мошенничество, средство сотовой связи, осужденные, информационная база данных, оперативные подразделения ФСИН России.
ORGANIZATION OF UNITS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES INTERACTION IN THE PROCESS OF FRAUDS PROOF COMMITTED WITH THE USE OF MOBILE COMMUNICATION MEANS
BY THE CONVICTS SERVING SENTENCES
Summary. The article analyzes the problems of internal affairs units ' cooperation in the process of fraud proof committed with use of mobile communication by convicts serving sentences. Theoretical approaches to the «organization of interaction» notion known in science have been studied as well as typical information sources about crime in the context of given article are presented and examined. The author's list ofprinciples of interaction organization is formulated and justified. Positive experience of territorial bodies of internal affairs heads on the foundation and functioning of criminal investigation divisions is marked as well as investigative groups specializing in the detection and investigation of fraud committed through the use of information and telecommunication technologies. The problems occurring in the implementation of the Criminal Procedure Code provisions in the interaction organization between law enforcement agencies in the proof process offrauds committed using cellular communications are specified. The experience of the law enforcement practices of police department of the Russian Federation subjects in terms of «phone» fraud counteraction are analysed and critically evaluated. Recommendations to improve the effectiveness of investigative practice are formulated.
Keywords: proof, an investigator, units of internal affairs bodies, fraud, means of mobile communication, the convicts, information database, the Federal Penitentiary Service operative units.
Рассмотрение вопросов организации взаимодействия при осуществлении доказывания о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы, обусловлено следующими обстоятельствами:
- значимостью организации взаимодействия подразделений ОВД в деятельности органов предварительного расследования для повышения эффективности их деятельности;
© 2019 Бедняков И. Л.
- необходимостью создания условий для эффективного взаимодействия подразделений ОВД;
- сложностями, с которыми сталкиваются органы предварительного расследования преступлений при производстве по уголовным делам об указанных преступлениях.
Под взаимодействием в ходе доказывания по уголовным делам о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы, следует понимать урегулированную действующим законодательством совместную и (или) согласованную по времени, месту и целям деятельность подразделений органов внутренних дел в рамках досудебного производства, направленную на формирование доказательственной базы, отвечающей требованиям уголовно-процессуального законодательства.
Организация взаимодействия в ходе доказывания по такого рода делам строится на определенных принципах, которые стали предметом изучения ученых-теоретиков. Анализ их трудов [1, 2], ведомственных правовых актов позволяет отметить следующие принципы организации взаимодействия в ходе доказывания:
- законность, что означает четкое и неукоснительное соблюдение норм действующего законодательства всеми субъектами его применения. Так, ст. 75 УПК РФ к недопустимым доказательствам относит сведения, полученные с нарушением требований УПК РФ. Например, производство следственного действия по возбужденному уголовному делу сотрудником органа дознания без поручения следователя, в производстве которого оно находится;
- уважение прав и свобод человека и гражданина. Применительно к процессу доказывания это означает, что при производстве следственных и иных процессуальных действий запрещены какие-либо действия, унижающие честь и достоинство участников производства по уголовному делу (ст. 8 УПК РФ). Доказательства, полученные с нарушением данного принципа, будут признаны судом недопустимыми (ст. 75 УПК РФ);
- самостоятельность, что предполагает реализацию полномочия субъектов организации взаимодействия в рамках своей компетенции, без вмешательства в деятельность иных субъектов. Так, давая поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по находящемуся в производстве следователя уголовному делу, он не имеет права давать указания о том, какие именно оперативно-розыскные мероприятия следует провести, определять тактику их проведения, а также силы, привлекаемые для достижения поставленного результата;
- оперативность, которая диктует необходимость принятия решений в рамках организации взаимодействия в ходе доказывания в максимально короткие сроки. Например, максимально быстрое исполнение поручения следователя органом дознания с учетом имеющихся ресурсов и опасностью утраты следов преступления;
- конфиденциальность, что означает недопустимость распространения информации, которая может негативно повлиять на процесс доказывания. Так, ст. 161 УПК РФ предполагает запрет на разглашение данных предварительного расследования, о чем у участников уголовного судопроизводства берется подписка. При нарушении рассматриваемого требования закона возможно привлечение виновного к уголовной ответственности.
Факторами организации взаимодействия подразделений ОВД в ходе доказывания по уголовным делам о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы, на наш взгляд, являются:
1. Правовое регулирование данного вида деятельности в рамках досудебного производства (федеральное законодательство и ведомственные правовые акты).
2. Содержание деятельности подразделений ОВД, в том числе органов предварительного расследования, то есть цели, задачи, имеющиеся ресурсы.
Изучение перечня действующих правовых актов приводит к выводу о том, что применительно к организации взаимодействия по рассматриваемой категории преступлений актов, детально регламентирующих деятельность субъектов управления, на данный момент нет. Вместе с тем организация взаимодействия регламентируется отдельными положениями УПК РФ, ведомственными и межведомственными правовыми актами.
Анализ положений УПК РФ показывает, что организовать взаимодействие в процессе доказывания по уголовным делам о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы, возможно по следующим направлениям:
1. Взаимный обмен информацией между органом предварительного расследования и оперативным подразделением. Такой обмен возможен при направлении поручений в орган дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий, отдельных следственных действий.
2. Участие сотрудников оперативного подразделения в производстве следственного действия.
3. Построение плана совместных мероприятий по раскрытию преступления и собиранию доказательственной базы, который составляет основу организации работы всех подразделений ОВД, дает возможность целеустремленно и с наибольшей эффективностью использовать силы и средства каждого подразделения в раскрытии и расследовании преступлений, служит средством управления взаимодействием, создает необходимые условия для организации следственной и оперативной работы, позволяет сосредоточить внимание на наиболее важных вопросах, обеспечивает быстрое и полное решение задач при строгом соблюдении законности.
4. Консультирование следователем оперативных сотрудников об особенностях фиксации доказательственной информации, с целью обеспечения ее допустимости впоследствии.
5. Путем совместной деятельности в рамках следственно-оперативной группы.
Основная задача руководителя ОВД - выбрать и обеспечить работу наиболее эффективной
формы взаимодействия подразделений ОВД при раскрытии и расследовании данного вида преступлений.
Представляется, что наиболее эффективной формой организации взаимодействия при расследовании мошенничеств, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы, является создание специализированных следственных и оперативных подразделений, занимающихся раскрытием и расследованием данного вида преступлений.
В ОВД отдельных регионов РФ созданы специализированные следственные и оперативные подразделения, на которые возложены не только функции по расследованию преступлений с использованием мобильных средств связи и сети Интернет, но и обобщение, анализ правоприменительной практики, реализация мер по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия. Так, приказом начальника ГУ МВД России по Челябинской области от 19.04.2017 № 344 «Об организационно-штатных изменениях» в структуре ГСУ создан отдел по расследованию имущественных преступлений, совершенных с использованием мобильных средств связи и сети Интернет. Аналогичное следственное подразделение создано в СУ УМВД России по Курганской области, а в ОУР данного УМВД - специализированное отделение по противодействию мошенничествам, совершенным с использованием средств сотовой связи (приказ УМВД России по Курганской области от 01.11.2013 № 1407).
В 46 региональных органах внутренних дел созданы постоянно действующие следственно-оперативные группы, основными задачами которых является анализ результатов работы по раскрытию и расследованию дистанционных мошенничеств, подготовка аналитических обзоров, заслушивание сотрудников следственно-оперативных групп по уголовным делам и материалам.
В территориальных органах МВД России практикуется и создание межведомственных рабочих групп, в состав которых в основном включены сотрудники подразделений уголовного розыска, оперативно-розыскной информации, органов следствия, БСТМ и представители территориальных управлений ФСИН России.
Наиболее активно эта работа ведется в ряде регионов. Так, в рамках межведомственного взаимодействия в Прокуратуре Пермского края создана межведомственная рабочая группа по пресечению возможности использования средств сотовой связи осужденными и лицами, содержащимися под стражей, в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю. В состав группы входят сотрудники краевой прокуратуры, УУР и БСТМ, оперативного подразделения и управления «Л» ГУФСИН по Пермскому краю, Управления Роскомнадзора по Пермскому краю.
Рабочей группой разработаны совместные мероприятия по выявлению и блокировке средств сотовой связи, используемых осужденными и лицами, содержащимися под стражей. Мероприятия проводятся с привлечением подразделений БСТМ и управления «Л». В 2017 г. в результате совместно проведенных мероприятий в Пермском крае установлено и впоследствии заблокировано операторами сотовой связи в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» по мотивированному постановлению руководителя ГУФСИН России по Пермскому краю 3358 сим-карт, используемых осужденными [3].
Комплексный подход к созданию специализированных групп в сфере борьбы с мошенничеством ГУУР МВД России отмечен в УМВД России по Ярославской области. Здесь организованы и действуют до настоящего времени следующие специализированные следственно-оперативные группы:
- по координации работы по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с мошенническими действиями с банковскими кредитными картами;
- по оказанию практической помощи в раскрытии и расследовании мошенничеств, связанных с хищениями денежных средств с банковских карт;
- по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с мошенническими действиями с использованием мобильных средств связи, сети Интернет, электронных банковских систем;
- по взаимодействию следственных и оперативных подразделений при расследовании уголовных дел о мошенничествах, качественному экспертному сопровождению, решению вопросов возмещения причиненного в результате совершаемых преступлений ущерба, а также обоснованности принимаемых решений о соединении уголовных дел в одно производство [3].
Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует о том, что в организации взаимодействия в процессе доказывания, существует ряд проблем, решение которых будет способствовать повышению эффективности этого вида деятельности:
1. На первоначальном этапе расследования уголовного дела необходимо обеспечить производство допроса законного владельца имущества, которым завладели или пытались завладеть, признания его потерпевшим, проведение у него изъятия и осмотра технических устройств, посредством которых совершено хищение, изъятие правоустанавливающих документов, их копий и иных документов.
2. Нередко возникают трудности при проведении следственных и оперативно-розыскных мероприятий на территории иных субъектов Российской Федерации, что вызвано дистанционным характером совершения данного вида преступлений. В подавляющем большинстве случаев местом окончания «дистанционных» мошенничеств являются территории иных субъектов РФ, и основной проблемой является проведение сотрудниками органов внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий на территории других регионов России. Данное обстоятельство осложнено требованиями нормативных актов, регламентирующих ограничения по реализации сотрудниками полиции своих служебных полномочий за пределами территории, обслуживаемой органом внутренних дел, а поручения, направляемые с целью установления подозреваемых, не всегда выполняются сотрудниками оперативных служб других регионов РФ качественно и в полном объеме.
Так, в рамках расследования уголовного дела № 1-5394, возбужденного 01.10.2016 по ч. 2 ст. 159 УК РФ по факту совершения «телефонного» мошенничества в отношении Гришко О. Н., было установлено, что звонки потерпевшей осуществлялись с территории г. Череповца, абонентский номер зарегистрирован на Смирнова Р. В., проживающего в указанном населенном пункте. Сотрудниками органов предварительного следствия в ОМВД России по Череповецкому району было направлено поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие данного преступления. На данное поручение получен формальный ответ о том, что Смирнов Р. В. на территории Вологодской области не зарегистрирован. Документы, подтверждающие проведение оперативно-розыскных мероприятий (сведения о проверке Смирнова по оперативным и адресным учетам и т. д.) отсутствуют [4].
3. Недостаточное количество экспертов, имеющих допуск к производству компьютерно-технических, фоноскопических, лингвистических судебных экспертиз (в ряде подразделений штатная численность таких специалистов составляет 1-3 единицы), длительность их производства, а также существенная стоимость при проведении в негосударственных экспертных учреждениях (от 15 до 300 тыс. р. за одну экспертизу при причиненном в большинстве случаев ущербе от 1 до 15 тыс. р.).
Длительность проведения фоносокпических и лингвистических экспертиз является одной из основных причин продления процессуальных сроков по уголовным делам указанной категории. Из-за нехватки экспертов, имеющих допуск к их производству, «очередь» доходит до 6-8 месяцев.
Это также влияет на участие экспертов в качестве специалистов при изъятии и осмотрах следователями электронных носителей в соответствии с требованиями ч. 9.1 ст. 182 и ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ. Данные нормы уголовно-процессуального закона направлены на оптимизацию количества изымаемых объектов, непосредственно имеющих значение для расследования уголовного дела, и, как следствие, сокращение объемов предстоящих экспертных исследований и сроков предварительного следствия.
4. Невозможность оперативного установления принадлежности абонентских номеров телефонов, с использованием которых совершались преступления, и лиц, осуществляющих противоправную деятельность.
В ряде субъектов РФ для анализа ситуации и раскрытия мошенничеств были созданы автоматизированные и информационно-поисковые системы, такие как АИС «Мошенник»,
«Мошенничество», «Дистанционное мошенничество», которые позволяют систематизировать учет преступлений, совершенных с использованием мобильных средств связи по ключевой информации о способе совершения преступления, данных лица, сведениях о мобильном телефоне (это номера телефона, идентификатора мобильного оборудования 1МЕ1, сим-карты и другие данные). Для обеспечения своевременного внесения сведений в данные базы назначены ответственные лица из числа сотрудников уголовного розыска и следственных подразделений. При этом применение информационно-поисковой системы УМВД России по Мурманской области позволяет в настоящее время использовать в практической деятельности сформированные базы данных нескольких субъектов Российской Федерации (МВД по республикам Карелия и Коми, УМВД России по Орловской и Псковской областям). Полагаем, что внедрение данной системы позволит выявить групповые признаки совершенных преступлений и соединить в одно производство уголовные дела при совпадении определенных критериев.
Примером организации взаимодействия подразделений ОВД при раскрытии данного вида преступлений может служить организация работы ОВД в Мурманской области. Так, в целях повышения эффективности взаимодействия органов предварительного следствия, оперативных подразделений совместным приказом УМВД России по Мурманской области и УФСИН Минюста России по Мурманской области создана постоянно действующая специализированная группа по организации работы по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ, совершенных с использованием средств телефонной связи, результаты работы которой рассматриваются ежемесячно руководством УУР и СУ УМВД России по Мурманской области.
Приказом СУ УМВД России по Мурманской области установлена специализация, в соответствии с которой обязанности по расследованию преступлений указанной категории возложены на наиболее опытных и квалифицированных сотрудников органов предварительного следствия.
Подготовлено и направлено в подчиненные следственные подразделения распоряжение, которым регламентирован порядок осуществления контроля и надлежащего взаимодействия с оперативными подразделениями при рассмотрении материалов проверки и расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных с использованием средств мобильной связи.
Методическое обеспечение и анализ состояния работы по расследованию преступлений рассматриваемой категории в виде отдельного направления возложен на сотрудника ИАМО СУ УМВД России по Мурманской области.
Кроме того, в подчиненные следственные подразделения направлено распоряжение, предусматривающее меры по сокращению сроков проведения доследственной проверки по сообщениям о совершении преступлений рассматриваемой категории, исключению их необоснованного перенаправления в порядке ст. 152 УПК РФ.
Еженедельно в режиме видеоконференции проводятся совещания с участием руководителей следственных и оперативных подразделений территориальных ОВД, в ходе которых рассматриваются результаты работы по раскрытию и расследованию преступлений данного вида. В ходе совещаний рассматриваются конкретные уголовные дела, вырабатываются меры, направленные на раскрытие преступлений, проверяется исполнение предписанных мероприятий [4].
Подводя итоги, следует отметить, что под взаимодействием в ходе доказывания по уголовным делам о мошенничествах, совершаемых с использованием средств сотовой связи осужденными, отбывающими лишение свободы, следует понимать урегулированную действующим законодательством совместную и (или) согласованную по времени, месту и целям деятельность подразделений органов внутренних дел в рамках досудебного производства, направленную на формирование доказательственной базы, отвечающей требованиям уголовно-процессуального законодательства.
Принципами организации взаимодействия в ходе доказывания являются: законность, уважение прав и свобод человека и гражданина; самостоятельность субъектов; оперативность и конфиденциальность.
Основными направлениями взаимодействия в ходе доказывания являются: взаимный обмен информацией между органом предварительного расследования и оперативным подразделением; участие сотрудников оперативного подразделения в производстве следственного действия; построение плана совместных мероприятий по раскрытию преступления и собиранию доказательственной базы; консультирование следователем оперативных сотрудников
об особенностях фиксации доказательственной информации с целью обеспечения ее допустимости впоследствии; совместная деятельность в рамках следственно-оперативной группы.
Существует необходимость создания баз данных, которые позволяют систематизировать учет преступлений, совершенных с использованием мобильных средств связи по ключевой информации о способе совершения преступления, данных лица, сведениях о мобильном телефоне (номера телефона, идентификатора мобильного оборудования IMEI, сим-карты и другие данные).
Расследование по преступлениям рассматриваемой категории целесообразно поручать специализированным подразделениям ОВД, действующим на постоянной основе.
Библиографический список
1. Гаврилов Б. Я., Колесников И. И. Организация взаимодействия органов расследования преступлений с подразделениями и службами органов внутренних дел // Организация расследования преступлений органами внутренних дел: монография / под ред. Б. Я. Гаврилова. М., 2013. 516 с.
2. Шмонин А. В. Теоретико-управленческие основы организации взаимодействия при расследовании преступлений экономической направленности // Актуальные проблемы правоприменительной практики органов внутренних дел Российской Федерации: сборник научных статей. М., 2013. С.300-312.
3. О направлении положительного опыта: Письмо ГУУР МВД России 29.05.2018 № 6/4-4795 (неопубликованный документ).
4. Обзор МВД России судебно-следственной практики расследования уголовных дел о мошенничествах, в том числе совершенных в сфере высоких технологий и с использованием средств мобильной связи в 2015-2017 гг. (неопубликованный документ).
References
1. Gavrilov B. Ya., Kolesnikov I. I. Organizaciya vzaimodejstviya organov rassledovaniya prestuplenij s podrazdeleniyami i sluzhbami organov vnutrennih del ^ga^zat^ of interaction of bodies of investigation of crimes with divisions and services of law-enforcement bodies]. Organizaciya rassledovaniya prestuplenij organami vnutrennih del: monografiya [Organization of investigation of crimes by law-enforcement bodies]. In B. Ya. Gavrilov (ed.). Moscow, 2013, 516 p. [in Russian].
2. Shmonin A. V. Teoretiko-upravlencheskie osnovy organizacii vzaimodejstviya pri rassledovanii prestuplenij ekonomicheskoj napravlennosti [Theoretical and managerial bases of organization of interaction in the investigation of crimes of economic orientation]. Aktual'nye problemy pravoprimenitel'noj praktiki organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: sbornik nauchnyh statej [Actual problems of law enforcement practice of the internal Affairs bodies of the Russian Federation]. Moscow, 2013 pp. 300-312 [in Russian].
3. O napravlenii polozhitel'nogo opyta: Pis'mo GUUR MVD Rossii 29.05.2018 no. 6/4-4795 (neopublikovannyj dokument) [About the direction of the positive experience: the letter of the Bureau of criminal investigation of MIA of Russia 29.05.2018 no. 6/4-4795 (unpublished document)] [in Russian]
4. Obzor MVD Rossii sudebno-sledstvennoj praktiki rassledovaniya ugolovnyh del o moshennichestvah, v t. ch. sovershennyh v sfere vysokihtekhnologij i s ispol'zovaniem sredstv mobil'noj svyazi v 2015-2017 gg. (neopublikovannyj dokument) [Review of the Ministry of internal Affairs of Russia of judicial-investigative practice of investigation of criminal cases on frauds, including committed in the sphere of high technologies and with use of means of mobile communication in 2015-2017 (unpublished document)] [in Russian].