Особенности организации расследования мошенничеств, совершенных дистанционным
способом
К. И. ДОРОФЕЕВ,
слушатель 2 факультета (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Peculiarities of the Investigation of Remote Fraud
K. I. DOROFEEV,
Listener of the 2nd Faculty (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье рассмотрены проблемы организации в территориальном органе МВД России на районном уровне деятельности по расследованию мошенничеств, совершенных дистанционным способом. Проанализированы характерные способы их совершения. Выявлен ряд проблем управленческого, организационного, технологического и иного порядка, решение которых, по мнению автора, позволит повысить эффективность и результативность деятельности органов предварительного следствия МВД России по организации расследования анализируемых преступлений. Приведены положительные примеры организации внешнего взаимодействия между субъектами расследования и кредитными организациями, электронными платежными системами, операторами связи.
Расследование, мошенничество, кредитно-финансовая организация, следственно-оперативная группа, оператор сотовой связи, информационно-аналитическая деятельность.
УДК 343.72
The article deals with the problems of organization in the territorial body of the Ministry of internal Affairs of Russia at the district level of activities to investigate fraud committed by remote means. The characteristic ways of their Commission are analyzed. A number of problems of managerial, organizational, technological and other order, the solution of which, according to the author, will improve the efficiency and effectiveness of the preliminary investigation bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia in the organization of the investigation of the analyzed crimes, are identified. Positive examples of the organization of external interaction between the subjects of investigation and credit institutions, electronic payment systems, communication operators are given.
Investigation, fraud, credit and financial organization, investigative team, mobile operator, information and analytical activities.
Современные возможности средств мультимедиа и их распространенность, развитие цифровой торговли и внедрение электронного документооборота привели к созданию условий свободного доступа населения России к информационным ресурсам, посредством которых стало возможным получать или оказывать различные услуги, заниматься коммерческой деятельностью, обмениваться информацией, проводить досуг.
Вместе с тем, помимо явных преимуществ, повсеместная цифровизация обусловила по-
явление и последующий рост противоправных посягательств против собственности, совершаемых с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий. На данное обстоятельство обратил внимание Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В. В. Колокольцев в ходе своего выступления на расширенном заседании коллегии МВД России в 2018 г. [23].
О распространенности данных преступлений также свидетельствует статистика ГИАЦ
МВД России, согласно которой в 2018 г. по мошенническим действиям, совершенным с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий (ст. 159, 159.3, 159.6 УК РФ), зарегистрировано 95 976 преступлений, из которых только 8 002 уголовных дела окончены производством и направлены в суд. В отношении 83 867 уголовных дел приняты решения о приостановлении предварительного следствия, что составляет более 9/10 всех решений, принимаемых по данной категории преступлений [25, 26]. Изложенное свидетельствует о недостаточности принимаемых правоохранительными органами России мер по противодействию указанным преступным проявлениям.
Более того использование в отчетной документации МВД России и научной литературе таких обобщенных понятий, как «мошенничества, совершенные с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий» [21], «кибермошенничества» [27], «мошенничества с использованием электронной информации» [13], «мошенничества в сфере высоких технологий» [15], не способствует единообразному пониманию природы данных преступлений, лишь усиливая существующий терминологический спор.
Между тем в правоприменительной практике, а также в отдельных научных работах используется термин «дистанционные мошенничества», авторами которых выделяются характерные признаки, присущие анализируемым видам преступлений [11]. Так, в основе способов совершения таких преступлений всегда находится обман или злоупотребление доверием, осуществляемые с целью хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество. Данные преступления зачастую совершаются без непосредственного контакта между субъектом преступления и его жертвой, что также обусловливает несовпадение места совершения преступления и места наступления преступных последствий. Средствами совершения указанных преступных деяний выступают платежные карты, мобильная связь и сеть Интернет. Предметом преступных посягательств являются безналичные денежные средства, в том числе виртуальные денежные средства электронных платежных систем. Таким образом, перечисленные признаки определяют опосредованный (удаленный) характер совершения данных преступлений. Поэтому нами в рамках проводимого исследования будет использован термин «мошенничество, совершенное дистанционным способом», как наиболее качественно отражающий специфику рассматриваемых видов преступлений.
При этом важно отграничивать анализируемые преступления от схожих деяний субъектов преступления, которые квалифицируются уголовным законодательством как кража (ст. 158 УК РФ). Так, в соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», к краже также относятся действия субъекта преступления по хищению безналичных денежных средств путем предварительного получения конфиденциальной информации держателя платежной карты (например, персональные данные владельца, данные платежной карты, контрольная информация), переданной субъекту преступления самим потерпевшим под воздействием обмана или злоупотребления доверием [8].
Тогда как к мошенничествам, совершенным дистанционным способом, принято относить [19]:
— добровольную передачу потерпевшим принадлежащих ему денежных средств субъекту преступления в счет выполнения обязательств по поставке какого-либо товара, оказания услуг или выполнения работ, которые тот изначально не собирался выполнять. Для реализации своих преступных намерений лицами используются специально созданные или приспособленные Интернет-сайты различной тематической направленности, предусматривающих возможности по продаже товаров и услуг, проведению Интернет-аукционов, размещению объявлений на соответствующих электронных досках, обмену электронных платежных средств, рекламированию мнимой инвестиционной или благотворительной деятельность, оказанию брачных услуг, проведению несуществующих лотерей и осуществлению выплат по ним др.;
— хищение субъектом преступления денежных средств у потерпевшего путем введения его в заблуждение о пребывании его близких лиц в трудной жизненной ситуации, совершаемые с помощью мобильных средств связи (например, причастность указанных лиц к совершению дорожно-транспортного происшествия или преступлению, и их нахождение в помещении отдела полиции, необходимость займа определенной денежной суммы);
— приобретение товаров и услуг путем использования поддельной или принадлежащей другому лицу платежной карты посредством создания видимости у уполномоченного работника организации, осуществляющего кассовую операцию, законности владения такой картой или умолчания об этом;
— хищение денежных средств у юридических и физических лиц путем получения не-
правомерного доступа к системам дистанционного банковского обслуживания (мобильного банка), к терминалам самообслуживания кредитных организаций с помощью вредоносного программного обеспечения.
- распространение заведомо ложных сведений субъектом преступления посредством сети Интернет с указанием платежных реквизитов для перечисления денежных средств жертвой и их последующим хищением (например, создание сайтов-дубликатов известных организаций, Интернет-магазинов, не осуществляющих коммерческую деятельность, рассылка мошеннических писем на адреса электронной почты).
Более подробно существующие разновидности мошенничеств, совершенных дистанционным способом, рассмотрены в учебном пособии, подготовленном авторским коллективом Академии управления МВД России [12].
Имеющаяся следственная и судебная практика свидетельствует о недостаточной эффективности органов предварительного расследования МВД России (подразделений дознания и предварительного следствия), к компетенции которых относится расследование уголовных дел по анализируемым видам преступлений (ст. 150-151 УПК РФ).
Сложившаяся ситуация, по мнению Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В. В. Колокольцева, требует от руководства территориальных органов МВД России необходимости принятия всех возможных мер по улучшению организации работы подразделений, участвующих в расследовании уголовных дел, а также обеспечения должного уровня их взаимодействия [24].
Изучение организационно-планирующих документов МВД России, а также предложений высшего руководства МВД России позволило нам выделить ряд концептуальных причин, влияющих на качество и эффективность деятельности по организации расследования мошенничеств, совершенных дистанционным способом, к которым относится [2; 5; 24]:
- необоснованная передача по территориальности сообщений о рассматриваемых видах преступлений, обусловленная трудностями по определению места окончания преступления в случае межрегионального характера их совершения;
- необходимость закрепления должностных лиц за линией по расследованию мошенничеств, совершенных дистанционным способом, создания специализированных следственно-оперативных групп по данному направлению деятельности;
— нехватка в достаточном количестве специалистов в сфере компьютерных технологий, необходимых для участия в процессуальных действиях по изъятию электронных носителей информации и последующего проведения в отношении них судебных компьютерно-технических экспертиз;
— необходимость в обучении и последующем непрерывном повышении квалификации оперативных работников, дознавателей, следователей и экспертов, специализирующихся на выявлении, раскрытии, расследовании и проведении исследований по уголовным делам рассматриваемой категории;
— повышение качества взаимодействия между подразделениями предварительного расследования территориального органа МВД России, а также между субъектами расследования и кредитными организациями, операторами сотовой связи, электронными платежными системами;
— оснащение органов внутренних дел новыми техническими средствами обработки информации, необходимыми для противодействия указанным преступным проявлениям, ввиду высокой степени изношенности используемого в настоящее время оборудования;
— ненадлежащее оказание западными странами правовой помощи по уголовным делам в ходе международного взаимодействия, обусловленное сложившейся политической конъюнктурой (санкционное давление).
Остановимся более подробно на некоторых проблемных вопросах и возможных вариантах их решения. Так, для исключения необоснованных случаев перенаправления по территориальности сообщений о кражах и мошенничествах, совершенных дистанционным способом, а также повышения эффективности и результативности деятельности по расследованию указанных видов преступлений, в соответствии с нормативными правовыми предписаниями руководства МВД России, заявления граждан о совершенном преступлении должны быть зарегистрированы по месту обращения заявителей с последующим проведением неотложных следственных действий по закреплению следов противоправных действий [1, 4, 6].
В связи с этим доследственная проверка должна проводиться должностными лицами территориального органа МВД России, зарегистрировавшими заявление, в ходе которой незамедлительному истребованию подлежит необходимая информация из финансово-кредитных учреждений, а также от операторов сотовой связи и организаций, оказывающих услуги доступа к сети Интернет (Интернет-провайдеров). При наличии в деянии признаков преступления
решение о возбуждении уголовного дела принимается по месту регистрации заявления.
В дальнейшем при передаче уже возбужденных уголовных дел по территориальности необходимо руководствоваться правилом, при котором местом проведения предварительного расследования будет выступать территория субъекта Российской Федерации, где непосредственно осуществлялась преступная деятельность субъектов преступления, независимого от того, что последствия наступили на другой территории, а также по месту наступления общественно опасных последствий [9]. При этом в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, а также ч. 3 и 5 ст. 152 УПК РФ передача уголовных дел между следственными органами субъектов Российской Федерации производится через Следственный департамент МВД России.
В дополнении к этому, для качественного проведения проверок по сообщениям о мошенничествах, совершенных дистанционным способом (за исключением мошенничеств с использованием мобильных телефонных средств связи), которые повлекли за собой причинение ущерба либо извлечение незаконного дохода в сумме, превышающей шесть миллионов рублей, такие проверки должны проводиться исключительно специализированными подразделениями органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях [3]. Для чего в соответствии с указаниями Следственного департамента МВД России в территориальных органах МВД России на региональном и городском (окружном) уровнях за данным направлением деятельности должно быть закреплено не менее 2 следователей [7].
Однако, как свидетельствует правоприменительная практика, в случаях, если совокупный ущерб не превышает шесть миллионов рублей, такие проверки часто осуществляются по месту подачи заявления оперуполномоченными уголовного розыска или участковыми уполномоченные полиции территориальных органов МВД России на районном уровне, в большинстве своем не обладающими достаточными навыками проведения доследственных проверок по рассматриваемой категории преступлений. Изложенное сказывается на качестве последующих процессуальных решений, принимаемых по результатам проведения таких проверок.
К схожим умозаключениям пришел авторский коллектив учебно-практического пособия «Организация расследования хищений денежных средств, совершаемых с использо-
ванием компьютерных технологий», подготовленного под научным руководством профессора А. В. Шмонина. В ходе проведенного ими исследования установлено, что привлечение сотрудников органов дознания к проведению доследственной проверке по рассматриваемой категории преступлений зачастую оканчивается принятием ими решения об отказе в возбуждении, которое в последующем неоднократно отменяется прокурором как незаконное. Данное обстоятельство влечет за собой нарушение разумных сроков предварительного расследования, а также создает препятствие для доступа граждан к правосудию [18].
Учитывая изложенное, полагаем, что для более качественного проведения проверки по сообщениям о мошенничествах, совершенных дистанционным способом, она в каждом случае должна проводиться исключительно следователями или дознавателями с обязательным привлечением сотрудников органа дознания с целью оказания оперативного сопровождения.
Свою эффективность доказал опыт создания в территориальных органах МВД России постоянно действующих следственно-оперативных групп (далее — СОГ), специализирующихся на выявлении, раскрытии и расследовании краж и мошенничеств, совершенных дистанционным способом. Соответствующие примеры имеются в ряде органов внутренних дел, где на созданные СОГ возложены не только функции по расследованию анализируемых преступлений, но ими также осуществляется обобщение и анализ правоприменительной практики, реализуются меры по повышению качества и сокращения сроков предварительного следствия.
К примеру, приказом начальника УМВД России по Хабаровскому краю от 29 февраля 2016 г. № 90 на региональном уровне создана такая СОГ, в состав которой включены сотрудники управления уголовного розыска, отдела «К» и следственных органов. При этом включение в состав данной группы сотрудников отдела «К» позволил осократить сроки получения информации от операторов сотовой связи и Интернет-провайдеров.
Положительную практику решения обозначенных проблем приводит в своей научной статье профессор Ю. В. Гаврилин, который для эффективного противодействия преступлениям, совершенным с использованием информационно-коммуникационных технологий, предлагает акцентировать внимание на предварительной оценке материалов проверки сообщений о преступлении, контроле за исполнением отдельных поручений, направляемых
органу дознания, заключении соглашений об информационном обмене с организациями связи, банковскими и иными финансовыми организациями [10].
В связи с этим обоснованный интерес представляет опыт заключения соглашений об электронном документообороте с такими организациями с целью раскрытия и расследования дистанционных хищений, изучение и обобщение которого проводилось Следственным департаментом МВД России в рамках выполнения требований решения коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 октября 2017 г. № 3км [2].
Так, на основе подписанного соглашения между МВД России и ПАО «Сбербанк России» от 23 октября 2017 г. об обмене информацией в электронном виде, в ряде территориальных органов МВД России подписаны соответствующие Соглашения с региональными представительствами указанной кредитной организации. При этом в органах внутренних дел созданы рабочие места для удаленного доступа к базам данных указанной кредитной организации, использование которых позволяет в кратчайшие сроки (от 3 до 10 дней) получать информацию об открытых расчетных счетах, движении денежных средств, о подключении услуг дистанционного банковского обслуживания «Мобильный банк» и соответствующих номерах телефонов.
В некоторых территориальных органах МВД России дополнительно заключены аналогичные соглашения с электронными платежными системами и операторами сотовой связи.
Вместе с тем отсутствие повсеместной практики подписания соответствующих соглашений объясняется неразработанностью на федеральном уровне единых требований, предъявляемых к программному обеспечению и каналам связи, предназначенных для электронного документооборота. В связи с чем, субъекты обработки персональных данных опасаются утечки конфиденциальной информации в ходе такого электронного документооборота.
Кроме того, в отдельных территориальных органах МВД России на региональном уров-
не для повышения раскрываемости мошенничеств, совершенных дистанционным способом, разработаны специализированные информационно-поисковые системы (далее — ИПС), автоматизирующие процесс сбора и учета сведений об этих преступлениях. В частности, в Астраханской, Мурманской, Омской, Псковской области такие ИПС предназначены для накопления криминалистически значимой информации, собираемой в ходе расследования, к которой относится: номера банковских счетов, платежных карт и электронных кошельков, идентификаторы и номера мобильных средств связи, персональные данные физических лиц, адреса банкоматов и иных устройств снятия денежных средств и др. Изучение представленной в ИПС информации позволяет субъектам расследования выявлять преступления, совершенные по признакам серийности с последующим их соединением в одно производство. При этом территориальные органы МВД России, не имеющие возможности самостоятельно создать такие информационные системы, могут по техническим каналам связи получить доступ к уже существующим ИПС органов внутренних делд-ля изучения накопленной в них информации. В дальнейшем планируется интегрировать данную ИПС в Единую систему информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России [17].
В завершении статьи отметим, что перечисленный нами перечень проблем не является исчерпывающим. Это только некоторые из них. Между тем, считаем, что их оперативное решение позволит повысить эффективность и результативность организации в территориальных органах МВД России на районном уровне деятельности по расследованию мошенничеств, совершенных дистанционным способом. При этом имеющийся на сегодняшний день положительный опыт создания специализированных следственно-оперативных групп, электронного взаимодействия между заинтересованными организациями может быть успешно использован другими подразделениями МВД России.
Список литературы:
1. Российская Федерация. Законы. О некоторых мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования отдельных видов хищений: приказ МВД России от 3 апреля 2018 года № 196 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст : электронный.
2. Российская Федерация. Законы. Об объявлении решения коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.10.2017 № 3км: приказ МВД России от 29 ноября 2017 г. № 899. — Текст : непосредственный.
3. Российская Федерация. Законы. Об организации рассмотрения сообщений об от-
дельных видах преступлений экономической направленности: приказ МВД России от 1 декабря 2016 г. № 785 // СПС «Консуль-тантПлюс». — Текст : электронный.
4. Российская Федерация. Законы. Об организации ведомственного контроля при рассмотрении материалов проверки в порядке ст. 140—145 УПК РФ о преступлениях экономической коррупционной направленности»: приказ Следственного департамента МВД России № 55 от 26 октября 2011 года. — Текст : непосредственный.
5. План реализации решений Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 23 сентября 2016 года «Об эффективности работы по выявлению, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, совершаемых с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий», утв. распоряжением МВД России от 12 декабря 2016 г. № 1/13128. -Текст : непосредственный.
6. Об организации работы по противодействию отдельным видам мошенничества: Распоряжение врио Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции А. В. Горового от 13 июля 2015 года № 1/5562. — Текст : непосредственный.
7. О совершенствовании деятельности: указание Следственного департамента МВД России от 15 августа 2014 года № 17/2-21427. — Текст : непосредственный.
8. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 // СПС «Консуль-тантПлюс». — Текст : электронный.
9. Об определении места производства предварительного расследования мошенничеств, совершаемых с использованием телефонной (сотовой) связи: Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 3 ноября 2015 г. № 36-11-2015. — Текст : непосредственный.
10. Гаврилин, Ю. В. Практика организации взаимодействия при расследовании преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 4. — Текст : непосредственный.
11. Гаврилин, Ю. В. Электронные носители информации в уголовном судопроизводстве // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4. — Текст : непосредственный.
12. Деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий: учебное пособие. — Москва, 2019. — Текст : непосредственный.
13. Ефремова, М. А. Мошенничество с использованием электронной информации // Информационное право. 2013. № 4. — Текст : непосредственный.
14. Кудрявцев, Р. В. Организация деятельности по раскрытию дистанционных мошенничеств // Международный научный журнал «Молодой ученый». 2019. № 24 (262). — Текст : непосредственный.
15. Лебедева, А. А. Мошенничество в сфере высоких технологий по национальному и международному уголовному законодательству // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. № 5. — Текст : непосредственный.
16. Литвинов, Н. Д., Федоров, А. Н. Мошенничество с использованием средств мобильной связи (дистанционное): понятие и особенности совершения // Научно-исследовательские публикации. 2015. № 12 (32). — Текст : непосредственный.
17. Опальский, А. П., Смирнов, А. И. О деятельности информационно-поисковой системы по противодействию дистанционному мошенничеству // Алтайский юридический вестник. 2017. № 3 (19). — Текст : непосредственный.
18. Организация расследования хищений денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий: учебно-практическое пособие / А. В. Шмо-нин. — Москва, 2016. — Текст : непосредственный.
19. Особенности квалификации преступлений против собственности, совершаемых посредством мобильной связи и сети «Интернет»: учебное пособие / Е. Н. Бархатова. — Иркутск, 2017. — Текст : непосредственный.
20. Отчет о преступлениях, совершенных в сфере телекоммуникационной и компьютерной информации / Форма 1-ВТ: приказ МВД России от 1 апреля 2002 г. № 311. — Текст : непосредственный.
21. Петрикова, С. В., Лаврушкина, А. А. Особенности состава преступления «дистанционное мошенничество» // Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник». 2017. № 11 (24). — Текст : непосредственный.
22. Расследование хищений, совершенных с использованием сети «Интернет»: учеб-
ное пособие / Д. В. Климов. — Н. Новгород, 2017. — Текст : непосредственный.
23. Расширенное заседание коллегии МВД России по итогам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за 2017 год и планам работы на 2018 год // Сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/54014 (дата обращения: 20.05.2019). — Текст : электронный.
24. Расширенное заседание коллегии МВД России по итогам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за 2018 год и планам работы на 2019 год //
Сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/59913 (дата обращения: 20.05.2019). — Текст : электронный.
25. Сборник о состоянии преступности в России / ГИАЦ МВД России за январь-декабрь
2017 г. — Текст : непосредственный.
26. Сборник о состоянии преступности в России / ГИАЦ МВД России за январь-декабрь
2018 г. — Текст : непосредственный.
27. Шевченко, Е. С. О криминалистической трактовке понятия «киберпреступность» // Информационное право. 2014. № 3. — Текст : непосредственный.