Научная статья на тему 'Обеспечение учебных заведений педагогическими кадрами -ключевая проблема современного менеджмента'

Обеспечение учебных заведений педагогическими кадрами -ключевая проблема современного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ / СУБЪЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бектурганова Р.Ч.

Рынок требует от современного руководителя осмысление своей деятельности с позиции теории менеджмента. Менеджмент это умение руководителя добиваться поставленных целей используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент будет эффективным при условии организации всей работы совместно с коллективом. Активными субъектами менеджмента должны стать родители, общественность, органы местного самоуправления, научные и культурные объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение учебных заведений педагогическими кадрами -ключевая проблема современного менеджмента»

Вестник «Орлеу^-kst

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Бектурганова Р. Ч.,

доктор педагогических

наук, профессор, советник руководителя управления образования Костанайской области

Нег1зг1 свздер: бшм, менеджмент, бшм берудегг менеджмент, менеджмент субъектыерг.

Ключевые слова: образование, менеджмент, менеджмент в образовании, субъекты менеджмента.

Keywords: management, in education, subjects.

education, management management's

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ -КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Ацдатпа

¥йымньщ басты api стратегиялык коры ретшде адами ре-сурстарды баскару саласында менеджменттеп заманауи гылым мен практика YHeMi жетiлдipу, жацару жэне жацаша амалдар-ды, тужырымдамаларды, идеяларды iздестipу YPДiсiнде бола-ды. Адами ресурстарды баскару - бул адамдардыц ецбегш, тэжipибесiн, дарынын пайдалану жолы аркылы максатка же-туге багытталган, адамдарга басшылык жасау бойынша ю-эре-кет тYpi. Ол бшкп кадрлар кажеттiлiгiн жоспарлауды, штат кестесш куру мен лауазымдык нускаулыктарды эзipлеу жэне штат кестесiн куруды, кызметкеpлеpдi ipiктеу, олардыц жумы-сын монитоpингiлеу, мансабын жогарылату багдарламасын эзipлеу, аттестаттау мен уэждемесiн карастырады.

Аннотация

Рынок требует от современного руководителя осмысление своей деятельности с позиции теории менеджмента.

Менеджмент - это умение руководителя добиваться поставленных целей используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент будет эффективным при условии организации всей работы совместно с коллективом.

Активными субъектами менеджмента должны стать родители, общественность, органы местного самоуправления, научные и культурные объединения.

Annotation

Nowadays in modern science and practical management the process of improvement, renewing and searching new manners (methods), conceptions, ideas in sphere of human resource of management as going on constantly. The management of human resource is a type of activities of leading people directed towards achieving an aim with the help of using a еabour, experience and talent of people. It takes into account a planning of necessity qualified employees, working out staff index and preparing function instructions, choosing staff and forming staff, controlling a work of staff, working out a program of getting a career, passing attestation and having motivation.

m

о

Рч

w

О *

S

l-ч

о §

Рч

о

Вестник «Oрлеу»-kst

т о

РЧ

О

и

О §

ш Е-

К

о

ш Е-

Несмотря на рыночные отношения, сформировавшиеся в нашем обществе, каждый руководитель (директор завода, главный врач больницы, директор образовательного учреждения) до сих пор назначается на должность, исходя из его профессиональной готовности к выполнению определенных функций (инженера, врача, учителя). В результате- руководитель становится организатором производственных единиц (заводов, больниц, образовательных учреждений), в то время как рынок требует от современного руководителя осмысления организации своей деятельности с позиции теории менеджмента, чтобы придать ей строгий научно- обоснованный характер.

Теория менеджмента основывается на личностной направленности. Менеджер является организатором людей. Менеджмент можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

В конце ХХ века с развитием социальных и гуманитарных аспектов в менеджменте сформировалась система управления человеком, где люди представляют главный ресурс и социальную ценостность организации. На смену противоречивым отношениям между работодателями и наемными работниками, при которых в рабочей обстановке организации доминировала жесткая регламентация процедур взаимодействия, пришла атмосфера сотрудничества.

Идея управления человеческими ресурсами возникла относительно недавно. Это не значит, что люди десятилетиями не применяли философию управления человеческими ресурсами. Тем не менее, эта идея была сформулирована и распространена только в последнее время.

Сам научный термин «управление человече-

скими ресурсами» ввели в обиход в 1910 году Фридерик У. Тейлор и Луис Брандес. По смыслу понятие «управление человеческими ресурсами» тесно связано с понятиями кадры, труд, интеллектуальный потенциал, но превосходит по объему каждое из них.

Управление человеческими ресурсами- это вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение цели путем использования труда, опыта, таланта этих людей. Оно предусматривает планирование потребности в квалифицированных кадрах, составление штатного расписания и подготовку должностных инструкций, подбор персонала и формирование коллектива сотрудников, мониторинг их работы, разработку программы карьерного роста, аттестацию и мотивацию. Современный подход к управлению человеческими ресурсами предполагает вклад персонала в достижение корпоративных целей, таких как лояльность, экономические издержки и рентабельность.

В современной науке и практике менеджмента происходит постоянный процесс совершенствования, обновления и поиска новых подходов, концепций, идей в области управления человеческими ресурсами как ключевым и стратегическим ресурсом организаций. На выбор той или иной управленческой модели влияют тип бизнеса, корпоративная стратегия и культура, организационная среда. Модель, успешно функционирующая в одной организации, может оказаться совсем не эффективной для другой, так как не всегда удается ее интегрировать в организационную систему управления.

Существуют 3 современные модели управления человеческими ресурсами по квалификации Л.И.Евенко.

Современные модели управление человеческими ресурсами

Персональная зависимость

Мотивация

Приверженность

Технократическая

Узкая специализация

Групповая деятельность

Современная

Иерархия с исп.админист. методов

Авторитет с исп. материального стимулирования

Лидерство и партнерство

Виртуальная и сетевая организация

Вестник «Oрлеу»-kst

Исполнение

Узкая специализация

Внешний контроль

Инициатива

Групповая деятельность

Коллективный контроль

Творчество

Виртуальная и сетевая организация

Самоконтроль

В целом, успешное достижение целей и задач управление человеческими ресурсами предопределяется рядом важнейших факторов. Их можно разделить на четыре группы:

- личностный фактор руководителя (степень его подготовленности и профессионализма, его целевые установки, ценностные ориентации и потребности);

- морально - психологический климат в системе субъект - субъектных взаимоотношений (стиль взаимодействия и степень заинтересованности в общении);

- временные характеристики как фактор рационализации и научной организации образовательного процесса;

- пространственные характеристики как фактор эффективной деятельности взаимодействующих субъектов (материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия), в которых протекает деятельность;

Традиционно управлению человеческими ресурсами в колледжах Костанайской области уделяется очень мало внимания. Это подтверждается и результатами исследования.

С октября по декабрь 2014 года в ряде колледжей проводился опрос «Кем, по Вашему, в первую очередь является директор?». Подавляющее большинство (63%) респондентов видят директора хозяйственником. Чуть меньше четверти участников опроса (21%) считают директора стратегом.12% высказавшихся, считают директора управляющим персоналом. 2 % респондентов высказались за роль директора как «представителя во внешней среде».

Как видим, управлению человеческими ресурсами в деятельности руководителя отводится только третье место.

На наш взгляд, в значительной степени

этому способствует то, что управление человеческими ресурсами трактуется как деятельность, для которой не требуется специальной подготовки. Существует расхожее мнение, что любой опытный руководитель вполне может справиться с функциями менеджера.

Считаем, что необходимо ввести профессиональную подготовку менеджеров. Так, например, в 2000 году в Костанайском педагогическом колледже была открыта специальность «Менеджер образования». Результаты показали, что значительная часть выпускников в настоящее время работает организаторами образования, директорами и завучами школ.

В настоящее время идет работа по включению в классификаторы профессионально- технического и высшего педагогического образования специальности «Менеджер образования». Готовятся поправки в должностные требования, по которым при назначении на руководящую должность необходимо иметь квалификацию «Менеджер образования».

В современных условиях управление человеческими ресурсами непосредственно связывается с перспективами экономического развития страны. Это подчеркивает и глава 3 государства Назарбаев Н.А. В каждом высту- Щ плении он подчеркивает, что необходимо пре- м вратить Казахстан в страну с конкурентоспо- ^

собным человеческим капиталом. й

О

ЛИТЕРАТУРА Е

О

1. Брандос Л. Управление персоналом/ Л. § Брандос.- М.: Фолиант, 2011. - 310 с.

2. Тейлор Ф. Человеческие ресурсы/ Ф. Тейлор.- М.: Экономика, 2012. -215 с. К

3. Чимкенова А. Современные пробле- §

Р !

мы управления человеческими ресурсами/ А. О Чимкенова.- Алматы: Экономика, 2014.- 185с. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.