ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА К РАБОТЕ В КОМАНДЕ
В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PROVISION OF THEORETICAL READINESS OF COMPETENCE FORMATION OF STUDENTS TO WORK IN A TEAM IN THE PROCESS OF VOCATIONAL EDUCATION
B.C. Окунева V.S. Okuneva
Актуализация мотивационно-ценностного отношения студентов к командной деятельности, обогащение содержания профессионального образования. Рассматривается возможность обеспечения теоретической готовности студента к работе в команде посредством обогащения содержания профессионального образования материалом, актуализирующим мотива ционно-ценностное отношение студентов к командной деятельности, основанного на положительных мотивах выбора формы совместной деятельности, совокупности системы знаний о работе в команде; умениях и навыках, позволяющих осуществлять и накапливать практический опыт работы в команде, осознавая результаты деятельности как интеллектуального продукта команды для формирования компетентности студента к работе в команде.
Updating of motivational and value attitude of students to team activity, enrichment of the content of vocational education.
in this paper we have studied the possibility of the provision of theoretical readiness of a student to work in a team by enriching of the content of vocational education with the material keeping up to date a motivational and value attitude of students to team activity, based on the positive motives to choose the form of joint activity, the total of the system of knowledge about teamwork and skills that allow facilitating and accumulating practical experience of teamwork while realizing the results of activity as an intellectual product of a team for the formation of the competence of a student to work in a team.
Формирование компетентности студента к работе в команде не входило ранее в цели и задачи профессионального образования и слабо представлено в педагогической науке, в то время как сама компетентность к работе в команде получила педагогический статус в ФГОС ВПО.
Анализ степени разработанности проблемы формирования данной компетентности показал, что имеются работы, связанные с исследованием командной деятельности [Осипова, Окунева, 2012, с. 30-34; Файбушевич, 2001; Фаткин, Морозова, 2001, С. 15-19]. При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований и их важности следует отметить, что обнаружен дефицит педагогического знания об обе-
спечении готовности студентов к будущей профессиональной командной деятельности, уровнем проявления которой определяется компетентность к работе в команде, выступающая ведущей характеристикой будущего профессионала и определяемая нами как интегративное личностное образование, основанное на положительных мотивах выбора профессии; совокупности системы знаний о ценности, значимости и способах работы в команде; умениях и навыках, позволяющих осуществлять и накапливать практический опыт работы в команде, производить рефлексию, обеспечивающую закрепление ценности и способов командных форм деятельности при решении командных задач, осознание результата деятельности как интеллектуального продукта команды,
памятуя о том, что «результат образования у каждого образующегося свой, какая бы упорядоченная, структурированная и унифицированная образовательная среда ни создавалась» [Адольф, Степанова, 2012, с. 62-57]. Вслед за В.А. Адольфом и И.Ю. Степановой, определяем готовность субъекта к будущей профессиональной деятельности как редуцированную модель профессионализма, которая непосредственно способна выступить категорией обеспечения и оценивания профессиональной подготовки будущего работника. Теоретическая готовность предполагает овладение теоретическими знаниями и является начальным этапом формирования компетентности студента к работе в команде.
Необходимым условием для обеспечения теоретической готовности как начального этапа подготовки студента к будущей работе в профессиональной команде является актуализация мотивационно-ценностного отношения к командной деятельности.
Актуализация мотивационно-ценностного отношения студентов к командной деятельности реализуется через содержание образования, удовлетворяющего требованиям:
- создания условий для развития потребности к совместной деятельности;
- приобретения субъективного опыта совместной деятельности;
-обеспечения формирования у студента профессионально важных качеств члена команды.
Перечисленные требования к содержанию профессионального образования могут быть реализованы обогащением содержания образования материалом, ориентированным на актуализацию мотивационно-ценностного отношения студентов к совместной деятельности как основному базовому этапу работы в команде: овладение студентом системой знаний теоретического, фактологического и прикладного характера о команде и способах работы в команде и приобретение первоначального опыта командной деятельности.
В нашем исследовании обогащение содержания образования таким материалом реализо-вывалось в рамках междисциплинарного обра-
зовательного модуля «Работа в команде - путь к успеху». Модуль структурирован в соответствии с этапами:
- актуализирующим, целью которого являлось развитие потребности студента к совместной деятельности;
- ориентирующим, на котором происходило включение студентов в процесс овладения системой знаний о совместной работе и способах работы в команде как форме совместной деятельности;
- формирующим, направленным на формирование знаний прикладного характера о совместной деятельности, способах работы в команде и приобретение первоначального опыта командной деятельности при выполнении исследовательских проектов;
- оценочным, целью которого являлсись анализ, оценка уровня сформированное™ системы знаний студентов о совместной работе, способах работы в команде, анализ первоначального опыта командной деятельности.
Содержание актуализирующего этапа модуля позволяло решать мотивационно-ценностные задачи обеспечения теоретической готовности студента к работе в команде. Формирование мотивационно-ценностного отношения к совместной деятельности в команде осуществлялось через приведение примеров работы успешных команд, информирование студентов о ситуации на рынке труда (востребованность командных работников), рассмотрение примеров неэффективной индивидуальной работы, формирование профессиональной направленности на работу в команде актуализировалось в требованиях работодателей относительно личностных качеств «идеального командного работника», формирование позитивных побуждений происходило при обсуждении нормативных документов, в которых указана востребованность в выпускниках с высоким уровнем кооперационно-сти [Концепция долгосрочного ..., гл. 4] ФГОС ВПО в контексте требований к подготовке бакалавров. Для осознания личной значимости, включения эмоционального потенциала личности, осмысления будущей командной деятельности
<С
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
77
S
X
н и
м
на мотивационно-ценностном этапе предлагались задания для коллективного или индивидуального выполнения с предоставлением студенту возможности выбора варианта деятельности, задающего динамику изменений в мотивационной сфере личности:
- формирующего установки на совместную деятельность;
- способствующего осознанию личной значимости деятельности в команде;
- изменяющего ценностно-смысловую структуру общения и деятельности.
Проводя рефлексию результатов согласованности совместной деятельности, студенты в последующей дискуссии отвечали на вопросы: какая форма деятельности является продуктивной? Почему? Какой вариант деятельности порождает синергетический эффект? За счет чего возникает этот эффект? Согласно Д.Н. Узнадзе, это было установкой, мотивирующим фактором для совместной работы [Узнадзе, 1966, с. 289-292].
Содержание ориентирующего этапа модуля позволяло решать когнитивные задачи обеспечения теоретической готовности студента к работе в команде. Метафорическая форма представления студентами команды как профессиональной общности во время выполнения упражнения «Представление о работе в команде» позволяла студентам в процессе обсуждения сформировать представления: о структуре команды; общекомандной, единой цели; возможности делегирования полномочий членам команды; позиционировании членов команды по ролям; общем планировании командной деятельности; целесообразной численности команды, и тем самым позиционировать команду как форму профессиональной совместной деятельности. Дискутируя, студенты формировали знания о факторах и феноменах, составляющих командные ценности и влияющих на совместную работу в команде (психологическая готовность к совместной деятельности; статус; принятие членами команды взаимной ответственности; взаимосвязанность и взаимозависимость членов команды; взаимодоверие, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство командного единения).
Содержание формирующего этапа модуля позволяло решать деятельностные задачи обеспечения теоретической готовности студента к работе в команде при соответствующем выборе средств и методов обучения. Участие в деловой игре «Невидимая нить» позволило студентам осуществить активное познание друг друга; взаимопонимание партнеров по общению; «соавторство», в котором активно набирается опыт кооперации; развитие творческих взаимоотношений. Деловая игра способствовала развитию эмо-тивных функций общения, выражаемых в управлении своими эмоциями, умении устанавливать эмоциональный контакт, что в дальнейшем способствовало формированию совместимости и срабатываемости во время выполнения исследовательской работы «Синергетический эффект командной деятельности». Выполнение этой работы способствовало формированию у студента субъективного опыта совместной деятельности. Через общение и взаимодействие пополнялись знания о взаимодополнении членов команды по функциям, выстраивалось демократическое самоуправление в группе, тем самым формировались знания прикладного характера, объясняющие способы совместной работы в команде и возникающего синергетического эффекта, происходило приобретение первоначального опыта командной деятельности.
Содержание оценочного этапа модуля позволяло решать рефлексивно-оценочные задачи обеспечения теоретической готовности студента к работе в команде. Принимая участие в дискуссии «Ценность работы в команде», студенты, анализируя и оценивая первоначальный опыт командной деятельности, приходили к пониманию, что команда - это профессиональная общность высокого уровня развития, конкурентоспособная на рынке труда, а обладание компетентностью к работе в команде предоставляет им возможность быть востребованными в будущей профессиональной деятельности.
Содержание образования должно удовлетворять требованиям профессиональной командной среды к профессионально важным качествам члена команды. На основе теоретическо-
го анализа работ, посвященных командной деятельности, нами выделены как значимые для работы в профессиональной команде следующие качества личности: субъектная позиция, способности к общению и взаимодействию, базовые исследовательские умения. Формирование теоретической готовности к работе в команде как важной части развития человека, показателя профессионального успеха и личностного развития предполагает: признание уникальности личности студента как самоценной индивидуальности, имеющей позитивную, конструктивную сущность, заложенную в нем в виде потенциала; признание права студента на постановку целей жизнедеятельности, активной деятельности, направленной на планирование способов и определение средств достижения этих целей, личностное включение студента в процесс развития по превращению себя в творца своих знаний и самого себя, что в совокупности обеспечивает развитие субъектной позиции студента [Дулинец, 2005, с. 15; Осипова, Гафурова, 2002, с. 16].
Работа в команде предполагаетобщение, которое будем рассматривать как межличностное общение «на равных», в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам, что способствует установлению взаимопонимания, созданию хорошего эмоционального и делового тона, позволяет значительно увеличить количество воспринимаемой информации. Вслед за М.М. Бахтиным и B.C. Библером, придавая феномену диалогового общения универсальное значение, полагаем, что общение в команде, построенное на диалоговой концепции, «очерчивает границы возможностей» для полного творческого самовыражения, самореализации, когда не подавляются инициатива и изобретательность, а создаются условия для самосовершенствования в коммуникативной сфере, устанавливаются и развиваются контакты между людьми, порождаемые потребностями совместной деятельности (A.B. Батаршев), формируется поведение человека (Н.И. Шевандрин), происходит выработка совместного решения [Батаршев, 2006; Бахтин, 1986]. Отдельному рассмотрению в рамках обеспечения теоретической готовности сту-
дента к работе в команде подлежит способность к партнерскому взаимодействию. Исследователи определяют понятие «взаимодействие» как непосредственное или опосредствованное воздействие субъектов друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь, позволяющее организовать и реализовать некоторую деятельность, общую для коллективного субъекта (A.B. Батаршев, М.С. Каган, H.H. Обозов). Сущностной характеристикой командного взаимодействия является интерактивность, фиксирующая обмен информацией между членами команды, обеспечивающая синхронность, согласованность всеми темпа и ритма общей деятельности, приводящих к эффективной работе всей команды и высокой самоотдаче каждого (A.M. Ка-рякин). Для нашего исследования принципиально рассмотрение партнерского взаимодействия, успешность которого определяется факторами:
-соответствием поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга;
- адекватным пониманием ситуации и адекватным стилем действия в ней;
- степенью включенности в командное взаимодействие всех участников процесса.
Следовательно, междисциплинарный образовательный модуль, актуализирующий мотивационно-ценностное отношение студентов к командной деятельности, способствует развитию коммуникативных способностей.
Обогащение содержания образования материалом междисциплинарного образовательного модуля учитывает требования, предъявляемые обществом к современному человеку в связи с интеллектуализацией деятельности человека. Для того чтобы команде занимать передовые позиции на рынке труда, ее члены должны уметь видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, структурировать информацию, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, то есть обладать базовыми исследовательскими умениями [Орешкова, 2009, с.15].
Содержание профессионального образования обогащалось материалом междисциплинарного образовательного модуля, актуализирую-
<С
а
ч
с m
о
ь
к
щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
щим мотивационно-ценностное отношение студентов к командной деятельности, поэтапная реализация которого, включая всю совокупность средств и методов, была направлена на решение задачи обеспечения теоретической готовности как начального этапа формирования компетентности студента к работе в команде и позволила сформировать значимые для командной деятельности качества личности. Диагностический комплекс определил позитивную динамику сформированное™ у студентов системы знаний теоретического, фактологического и прикладного характера о ценности, значимости и способах работы в команде, что позволяет говорить об обеспечении теоретической готовности студентов к работе в команде.
Обеспечение практической готовности формирования компетентности студента к работе в команде с закреплением командных форм работы предстоит реализовать далее через вовлечение студентов в совместную деятельность.
Библиографический список
1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Дидактика: от тактики передачи социального опыта к стратегиям достижения образовательных результатов// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №4(22).
2. Батаршев A.B. Диагностика способности к общению. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров. 2-е изд. М., 1986. 445 с.
4. Дулинец Т.Г. Становление субъектной пози-
ции учащихся в учебном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.00. Красноярск, 2005. 21 с.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolin.ru/odv/ reference-source/2008-03.htm
6. Орешкова С.П. Формирование умения учащихся структурировать теоретический материал в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск, 2009. 24 с.
7. Осипова С.И., Гафурова Н.В. Развитие личности учащихся в системе образования Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2002.
8. Осипова С.И., Окунева B.C. Характеристика личности, способной к командной работе // Высшее образование сегодня. 2012. № 5.
9. Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации. Психологические исследования. М., 1966. С. 248, 289-292 [Электронный ресурс]. URL: http://test-metod.ru/index.php/ stati/130-lichnost-i-otnosheniya-cheloveka-v-n-myasishchev
10. Файбушевич С.И. Как создать эффективную команду [Электронный ресурс]. URL: http://www.iteam.ru/publications/human/ section_87/article_3785/
11. Фаткин Л., Морозова К. Командообразова-ние в организации как фактор эффективности совместной деятельности // Проблемы теории и практики управления. 2001. №1.