УДК 74.580.215
Осипова Светлана Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор, Сибирский федеральный университет, [email protected], Красноярск
Окунева Валентина Семеновна
Аспирант ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», ассистент каф. МИЕДХакасского Технического Института - филиала СФУ, [email protected], Абакан
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ СПОСОБНОСТИ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ
Аннотация. В статье поставлена проблема формирования у студентов способности работы в команде. Теоретически обоснован выбор технологии проектного обучения как условие формирования этой способности.
Ключевые слова: способность работать в команде, технология проекта, проблемное обучение
Osipova Svetlana Ivanovna
Doctor ofpedagogical sciences, professor, Siberian federal university, [email protected], Krasnoyarsk
Okuneva Valentina Semenovna Assistant of the chair. MHEff of the Khakas Technical Institute- the branch of the E4S, [email protected], Abakan
PROJECT ACTIVITIES IN THE FORMATION OF THE STUDENTS ‘ ABILITY TO WORK IN A TEAM
Abstract. There is the problem of student’s formation to be capable to work in team. Theoretically based choice of the technology of project activity is a condition of this capability formation. Keywords: capability to work in team. technology of project, problem teaching.
Анализ актуальных способностей студентов, будущих специалистов осуществлять деятельность в команде в профессиональных целях, использовать свой коммуникативный потенциал показывает, что уровень данных умений студентов не вполне соответствует требованиям, которые предъявляют к выпускнику работодатели и Государственный стандарт высшего профессионального образования. Исследователи ставят вопрос о необходимости и целесообразности социально-психологической подготовки студентов к работе в команде, однако, конкретные пути такой подготовки мало разработаны. В профессиональной педагогике вопросы формирования у студентов способности работать в команде пока не находят должного внимания.
В данном исследовании под командой будем понимать сплоченную социальную общность, члены которой имеют высокий уровень профессиональной подготовки, разделяют цели, ценности, общие подходы к
реализации совместной деятельности, обладают взаимодополняющими умениями, способны выполнять любые внутрикомандные роли, принимать на себя ответственность за конечные результаты деятельности, что позволяет достичь синергетического эффекта при выполнении конкретной деятельности.
Проведенный нами контент- анализ по выявлению личностных качеств, способствующих работе в команде, определил эти качества:
- аналитические:
- анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, проявлять самостоятельность и неординарность мышления, фиксировать, анализировать результаты, строить гипотезы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, осуществлять рефлексию проделанной работы, обобщать, делать выводы, прогнозировать последствия своей деятельности и деятельности всей команды;
- деятельностно- коммуникативные:
- способность к взаимодействию, к диалоговому общению, к изложению четко и обоснованно своих мыслей, выслушивать собеседника, понять другого, конструктивно критиковать, общительность, контактность и дипломатичность в высказывании своего мнения;
- организаторские:
- планировать деятельность, четко и обоснованно формулировать задачу, осуществлять контроль, умение выбирать соответствующую роль, выигрышно показывать и презентовать продукт своей и командной деятельности.
Рассмотрим возможность их формирования у студентов в образовательном процессе вуза. Категория «формирование» применительно к человеку означает содержательное обогащение человека, сопровождающееся возникновением, оформлением и изменением внешне проявляющихся особенностей.
Формирование личности представлено как:
- процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды;
- целенаправленное развитие личности или каких- либо ее сторон, качеств;
- процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений» [цит. по 7, с. 33].
В этом определении заложены три важных для нас положения:
- формирование личности связано ее с развитием;
- субъектность личности определяет ее развитие;
- процесс развития личности происходит через приобретение опыта.
Формирование личности Н. Ф. Голованова определяет «как совокупность процессов качественного изменения психической целостности человека: совершенствование функциональной готовности, формирование операционных систем психических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные проблемы» [2, с. 23]. Будем опираться на такое понимание процесса формирования личности, так как согласны, что процесс «формирование» объясняет механизм становления и совершенствования личности.
В современной педагогике преобладает подход к формированию личности через создание условий. В русле нашего исследования, должны быть определены и созданы условия, обеспечивающие саморазвитие личности, способной к работе в команде. Под педагогическими условиями будем понимать организацию образовательного процесса, построенного на принципах личностно ориентированного подхода, который предполагает позицию субьекта- члена команды и способствует накоплению личностного опыта межличностного общения, с опорой при взаимодействии на мотивационно- ценностную сферу, «Я» - концепцию партнера по командной деятельности.
Поскольку личность проявляется в деятельности, то формирование профессионально значимых качеств студента, которые в дальнейшем обеспечат ему эффективность и успешность, как субъекту труда, должно осуществляться в неразрывной связи с самой его деятельностью. В частности, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что возможность работать в команде дает каждому человеку серьезную поддержку и перспективы роста как личности [1, с. 10]. Формирование его умений общения и взаимодействия на уровне тактики и стратегии командной деятельности будет способствовать обретению студентом личностно- индивидуального опыта работы в команде. Мы согласны с Е. В. Бондаревской, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткиным, А. М. Новиковым, которые предлагают строить обучение через обретение студентом опыта [4, с. 92]. При этом личностно- субъективный опыт работы в команде будет аккумулироваться у студента через следующие компоненты:
- когнитивный опыт личности;
- практический опыт;
- опыт эмоционально-ценностного отношения.
Когнитивный опыт студента, в рамках нашего исследования, будет накапливаться в форме теоретического знания о способах деятельности личности в команде, а также через формирование выявленных выше аналитических качеств.
Практический опыт студента будет аккумулироваться через систему деятельностно- коммуникативных личностных качеств, формирующихся в активной деятельности.
Опыт эмоционально-ценностного отношения, являющийся по существу, опытом оценивания своих потребностей, интересов, стремлений и определения своей личностной позиции, позволит раскрыть сущность нравственных командных ценностей и вызвать переживания своего отношения к ним, что будет служить проявлением «самости». Данный опыт будет способствовать формированию аналитических и организаторских способностей.
Считаем важным еще раз акцентировать, что студент, как субъект будущей командной деятельности формируется по мере приобретения опыта, когда профессиональная активность порождается в преобразовании деятельности и себя самого (А. А. Деркач,
В. Г. Зазыкин).
Определим педагогическую технологию, которая будет способствовать обретению студентом опыта командной работы. В нашем исследовании «Педагогическая технология - это последовательность педагогических действий (цепочка процедур), выстроенная в строгом соответствии с целевыми установками, определяющая и гарантирующая достижение конкретных результатов» [5]. Сегодня образовательный процесс в вузе построен на индивидуальногрупповой форме обучения студентов. На занятиях применяются разнообразные технологии обучения, классифицированные по различным основаниям: по признаку новизны, по результату обучения, по ориентации средств обучения на определенные структуры личности, по доминирующей учебной форме, по характеру педагогического взаимодействия.
При выборе педагогической технологии будем ориентироваться на такие, которые будут способствовать:
- становлению субъектной позиции студента (целеполагание, рефлексия, активная творческая деятельность, самостоятельность, самообразование);
- обогащать студентов опытом командной работы.
Для нас интересны активные технологии обучения. Сущностью активных технологий, при которых студент поставлен в позицию «добытчика знаний», является рефлексивная деятельность учащихся, как в интеллектуальном, так и в эмоционально
личностном плане. Именно рефлексивная деятельность участвует в создании личного опыта студента (для нас это обязательное условие при выборе технологии обучения). Это опыт впечатлений и переживаний предметно практической деятельности, взаимодействия и общения - основных компонентов личности.
Освоение учебного содержания происходит в совместной деятельности педагога и студентов и строится в определенной логике:
- ставится проблема («открытие» нового знания);
- выдвигается гипотеза или гипотезы, как предложения возможного замысла решения проблемы;
- логическая проверка гипотез, некоторые гипотетические выводы;
- наблюдения или эксперимент, которые позволят отвергнуть гипотезу или принять логические выводы.
Личный опыт практической деятельности студентов, их взаимодействие и общение -вот что находится в центре внимания педагога.
При этом педагог «убирает» свою организующую роль в учебном процессе, занимая открытую личностную позицию.
Элективность технологии, выражающаяся в предоставлении студенту определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, оценивания результатов обучении, способствует повышению осознанности обучения, усвоению всех компонентов деятельности и развитию у студентов ответственности за сделанный выбор и его результаты, с последующей рефлексией [2, с. 243].
Рефлексивная деятельность, способствующая обогащению опытом, а также направленность обучения, отбор его содержания, способы мотивации и организация педагогического взаимодействия- вот в чем особенность активных технологий. Сравнение активных технологий обучения с точки зрения формирования качеств студента, способствующих работе в команде, позволяет выделить технологию проектной деятельности как модель командной работы.
Технология проекта (Дж. Дьюи, У Килпатрик, Е. Паркхерст, Е. Коллинс, С. Т. Шацкий, К. Н. Вентцель, А. У Зелен-
ко, М. М. Пистрак) относится к проблемным технологиям обучения, позволяющим организовать целенаправленную деятельность студентов. А также средством развития у будущего работника профессионально важных умений и личностных качеств. Основой проекта выступает проблема, разрешение которой в условиях личностно ориентированной педагогической деятельности актуализирует у студентов полученные знания, приобретается личный опыт их практического применения, что способствует более глубокому усвоению знаний, развитию познавательных навыков, формированию умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитию аналитического мышления, развитию организаторских и коммуникативных умений.
Работа над проектом строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении. А ценность этой технологии в том, что условия организации проекта способствуют переходу знаний в убеждения и способствуют обогащению опытом. Накопление студентами опыта тесно связано с их рефлексивными действиями по выполнению творческих заданий, которые характеризуются готовностью и способностью студентов творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации; умениями обретать новый смысл и ценности, ставить и решать нестандартные задачи как в коллективных условиях, так и индивидуальных, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений (Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко). Данная технология вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, так как вне деятельности интересы и потребности не возникают, открывает перспективу в развитии рефлексии, ведет к сапопознанию и пониманию Другого. Проблеме творческой деятельности обучающихся посвящены работы Т. М. Давыденко, Л. В. Занкова, И. Б. Котовой, Г. А. Балла, М. И. Махмуто-ва, Т. И. Шамовой, А. И. Савенкова и др., в которых акцентируется внимание на таком аспекте проблемы, как организация их совместной творческой деятельности с помощью создания проблемных ситуаций. Проблемы организации творческих ситу-
аций и способов их решения разработаны Г. С. Альтшуллером, В. И. Андреевым, И. Я. Лернером, П. И. Пидкасистым, А. В. Хуторским и др.
Педагогические условия, создаваемые для эффективного формирования личности, способной работать в команде, нами будут реализовываться через вовлечение студентов в проектную деятельность, обеспечивающую накопление личностного опыта интерактивного взаимодействия в команде.
Технология проекта в рамках личност-но- ориентированной парадигмы, задает пространственно- временной континуум, ориентированный на смысловую составляющую командной деятельности. Когда каждый студент в сотрудничестве видит ценностный смысл. И одновременно студент, как личность, пропускает через свое «Я» понимание сотрудничества, как необходимое условие приобретения субъектного опыта коллегиальной работы, выражаемого в умении подчинять свои интересы интересам команды, опыта ответственности за выбор, принятия решения, умения анализировать результаты деятельности, при необходимости идти на оправданный риск. При этом работа студентов в проекте, понимаемая нами как педагогически организованное взаимодействие, построенная на гуманистических принципах и понимании студента как субъекта командной деятельности, в контексте нашего исследования, должна обогатить его индивидуальным опытом:
- целеполагания, которое является задачей первостепенной важности для любой деятельности и выполняет функцию вектора деятельности (целеполаганием называют возникновение цели, ее выделение, определение, опознавание). Опыт целеполагания учит студента ставить реальные, то есть соответствующие действительным возможностям, цели.
- рефлексии командной деятельности для учета дальнейшего недопущения ошибок и рационального шага вперед. Опыт рефлексии вооружит студента умениями эффективного межличностного диалогового общения и партнерского взаимодействия в команде. Он будет способствовать осознанию широкого социального контекста межличностного общения на основе анализа моральных и этических критериев, и который вооружит
студента умением учитывать при общении моральную и этическую сторону.
- формирования самостоятельности, стремления к самообразованию, осознания собственной ответственности за свои результаты работы в команде и за работу всей команды;
- осознания результата деятельности, как интеллектуального продукта всей команды, будет способствовать зарождению корпоративной культуры, под которой мы будем понимать совокупность норм, ценностей, моделей поведения, принятых в данной группе и ролей, наиболее подходящих студентам в процессе работы над проектом. Элементы корпоративной культуры, которые усвоит студент при работе в проекте, в дальнейшем послужат «основой», на которой будут строиться отношения студентов, как буду-
щих членов профессиональной команды. Позитивный опыт овладения студентом моделями поведения в группе, в условиях преобладания коллективной мотивации, при повышении степени информированности членов группы, работающих над проектом, при наличии мотивации каждого, позволит в дальнейшем быстрее адаптироваться и эффективно работать в профессиональной команде.
Работа в проекте инновационная, так как согласно классификации Г. И. Кругликова, к инновационным технологиям профессиональной подготовки кадров можно отнести технологии на основе активизации деятельности учащихся. Для нас важно, что при работе в проекте у студента возникает потребность (и возможность ее удовлетворения) в групповых обсуждениях, диалоге,
Таблица
Качества личности студентов, подлежащие формированию в зависимости от вида проектной деятельности
Этапы деятельности Деятельность студентов Качества личности, подлежащие формированию у студентов
1. Выбор темы проекта Студенты отбирают возможные темы, обсуждают и принимают общее решение по теме Аналитические Коммуникативные
1.1. Формирование творческих групп Студенты обсуждают и предлагают варианты разбиения на индивидуальные задания и виды деятельности. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль или роли). Студенты группируются в соответствии с ними в команды Организаторские
1.2. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Вопросы для поиска ответа вырабатываются в командах с последующим обсуждением. Студенты участвуют в разработке заданий и поисковой деятельности необходимой литературы Аналитические Организаторские
2. Разработка проекта Студенты осуществляют деятельность по выполнению индивидуальных заданий, взаимодействуют для выстраивания общего результата деятельности команды Аналитические
3. Оформление результатов Студенты во взаимодействии оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами Организаторские Коммуникативные
4. Презентация Докладывают о результатах своей работы и работы всей команды Коммуникативные
5. Рефлексия Оценивают свою деятельность, подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу Аналитические
ведь в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр., то есть стремятся, как отмечает А. Н. Леонтьев, при этом выработать общий смысл [цит. по 1]. Такое обучение становится не только эффективным средством познания, но и средством ценностного осмысления личностью своего отношения к миру, к профессии, к самому себе. Нашим обоснованием применения технологии проекта, с позиции «гуманистической педагогики», является следующее- деятельность студентов в команде по выполнению проекта оказывается не только в качестве необходимого условия существования самого проекта, но и выступает как средство формирования гуманных отношений между студентами. По этой причине мы должны обозначить несомненную важность проекта, как способа формирования личности студента, а также тех качеств, которые характеризуют ее как гуманную личность.
Нами произведено соотнесение каждого этапа проектной деятельности с требуемыми качествами, подлежащими формированию.
Формирование в проектной деятельности качеств личности студентов, необходимых для работы в команде (см. табл.).
Интерактивность технологии проекта будет способствовать:
- формированию и развитию у студентов: коммуникативных навыков и умений; эмоциональных контактов между студентами (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен);
- формированию и развитию аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам;
- формированию и развитию организационных навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).
Считаем важным подчеркнуть, что работа в проекте, по своей дидактической сущности, дает возможность студенту занять активную позицию, обеспечивает закрепление ценности и способов командных форм деятельности при решении проектных задач. Обязательное требование при работе студентов в проекте- каждый этап проекта для педагога должен иметь свой конкретный
продукт, в виде сформированного качества личности [6].
Библиографический список
1. Андреева Г М. Социальная психология. - М.: Наука, 2003. - С. 10.
2. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. - СПб.: Речь, 2005. -317с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Технология создания команды. - СПб.: Речь, 2004. -216 с.
4. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
5. Осипова С. И. Теоретическое обоснование и реализация модели образования, способствующей становлению субъектной позиции учащихся: дис. ... док. пед. наук. -Томск, 2000. - 250 с.
6. Прозументова Г. Н., Малкова И. Ю., Проектирование в высшей школе: содержание образовательного результата // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - Вып. 7 (70). -
С. 13-18.
7. Сливина Т. А. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза: дис. канд. пед. наук. - Красноярск, 2008. - 248 с.