УДК 378
ПОДГОТОВКА КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Т.С. Донникова1), О.А. Киреева2), С.А. Ряднова3)
1,2'3)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: [email protected]
2)e-mail: [email protected] 3)e-mail: [email protected]
В статье рассматривается необходимость формирования управленческой компетентности специалистов социокультурной сферы с целью овладения навыками управления командой проекта и способностями.
Ключевые слова: команда проекта, компетентность, управленческая компетентность, проектная деятельность, тест достижений, компетентностный тест, кейс-измеритель.
В настоящее время происходит активное становление различных структур на рельсы проектно-целевого управления. Не исключением являются организации сферы культуры и искусств. В связи с этим актуализируется необходимость формирования проектной компетентности будущих специалистов данной сферы, где одним из приоритетных направлений формирования выступает умение работать в проектной команде.
Реализация любого проекта предполагает решение двух первостепенных задач: формирование команды проекта и организация эффективной работы сформированной команды. Рассматривая дефиницию «команда проекта» в трактовке различных авторов, можно заключить, что универсальным является наличие специально сформированной под определенные сроки группы исполнителей и руководителей, целью которой является эффективная деятельность, способная обеспечить реализацию проекта.
Так, Д.А. Новиков определяет команду проекта как специфическую организационную структуру, совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение. Создание данной группы происходит целевым образом в рамках жизненного цикла проекта. Ученый главной задачей команды проекта называет не просто выполнение работ, касающихся проекта, но и координацию действий, а также обязательное согласование интересов всех участников для эффективного достижения проектируемой цели1.
А.А. Деркач, И.В. Калинин, Ю.В. Синягин под проектной командой понимают определенную группу людей, имеющих высокую степень взаимосвязей и взаимозависимостей, вместе стремящихся к достижению определенной цели, которую
1 Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. М.: ПМСОФТ, 2007. 140 с.
С. 44.
принимают и разделяют все участники проекта, а также осознают значимость слаженной совместной работы как необходимости достижения цели2.
Сущность проектной команды состоит в четком следовании запланированной миссии, а именно эффективной реализации проекта. Выделяются следующие признаки команды проекта:
1.Наличие внутренней организации, в которую входят органы управления и органы контроля за реализацией проекта.
2.Следование общим целям и задачам для эффективной реализации проекта.
3.Приверженность групповым ценностям, чувство единства и обособленности.
4.Стремление к устойчивости взаимоотношений, которые возникают в ходе реализации проекта.
Современные ученые, исследуя феномен формирования проектных команд, нередко опираются на модель, разработанную Б. Такманом, который выделил пять стадий развития команды:
-стадия формирования;
-стадия выяснения отношений;
-стадия согласования правил;
-стадия продуктивной работы;
-стадия завершения.
Первые две стадии носят дискомфортный характер, где главными задачами менеджера становится помощь команде проекта в преодолении трудности рассогласованности и неуверенности членов коллектива. Третья-пятая стадия характеризуются как конструктивно-продуктивные. На данных этапах менеджеру необходимо проявлять управленческие и лидерские качества, организовывая эффективную совместную работу.
Зачастую в состав команды проекта входят следующие менеджеры: по качеству, по стоимости, по материальным и человеческим ресурсам, по рискам, менеджер-координатор и пр. Но, как отмечает Т.В. Фирсова, при формировании команды проекта обнаруживается ряд проблем: исполнителем и проверяющим является один человек (чаще всего менеджер проекта); как таковое отсутствие ценности проектирования (проекты шаблонные, не содержащие уникальности); отсутствие согласованности ресурсной базы, как материальной, так и кадровой; очевидная необходимость дополнительных консультаций у других специалистов, которые не достаточно мотивированны на неформальное участие в данном проекте. Автором для решения данных проблем предлагается выделить роль менеджера по качеству, который не совмещает никакие другие функции в проектной команде, а обеспечивает нейтральное отношение к планированию и контролю качества проекта. Также, Т.В. Фирсовой предлагается всех привлекаемых консультантов заведомо включать в участие в проекте с желательным материальным стимулированием и официальным закреплением. Если проект носит малый типичный характер, то целесообразно совмещение ролей команды проекта следующим образом: менеджер проекта -руководитель этапов - менеджер по рискам - менеджер по стоимости - координатор проекта3.
2 Деркач А.А., Калинин И.В., Синягин Ю.В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды / А.А.Деркач. М.: Изд-во РАГС, 1999. - 315 с.
3 Фирсова Т.В. Проблемы распределения ролей в команде проекта при реализации типичных проектов / Т.В. Фирсова // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной
экономики. № 2, 2010. С. 178.
Кроме того, при формировании команды проекта во время образовательного процесса необходимо учитывать, что рабочая группа еще не является командой, но может ей стать. Поскольку в учебной группе всегда присутствуют личности с различной направленностью и задатками необходимо, на наш взгляд, первоначально провести тест, разработанный Р.М. Белбином «Командные роли», который позволяет определить роли в коллективе будущего проекта, естественные для человека в зависимости от его личных особенностей и качеств. Так, Рэймондом Мередитом Белбином было выделено 8 типов ролей, среди которых: Председатель (Координатор, Coordinator), Формирователь (Приводящий в действие, Shaper), Мыслитель (Plant), Исполнитель (Implementer), Разведчик (Исследователь ресурсов, Resource Investigator), Оценщик (Monitor-Evaluator), Коллективист (Team Worker), Доводчик (Completer-Finisher). Суть данного теста заключается в том, что респондент в каждом из семи блоков (1. Какой вклад я могу внести в работу команды. / 2. Мои недостатки, которые могут проявиться в командной работе. / 3. Участие в совместном проекте. / 4. Особенности моего стиля работы в команде. /5. Я получаю удовлетворение от работы, потому что. / 6. Если мне неожиданно предложат решить трудную задачу за ограниченное время с незнакомыми людьми, то. / 7. Проблемы, с которыми я сталкиваюсь, работая в команде) распределяет 10 баллов между ответами в соответствии с его представлением лучше всего подходят его поведению, при этом сумма по каждому блоку не может превышать 10 баллов и может быть присвоена лишь одной позиции.
Исходя из теории Р.М. Белбина, выбор менеджера проекта крайне упрощается, поскольку это та личность, результаты теста которой показали совмещение всех вышеперечисленных типов. Также, данный тест позволяет выявить, какие сходные обязанности могут выполнять члены команды, если их не 8, а меньше, тем самым исполняя схожие роли проекта. Благодаря использованию данного теста можно понять, почему проект реализуется неэффективно, ведь может оказаться, что в команде не хватает специалиста для какой-либо роли. На основании вышеперечисленного, можно сделать вывод, что роль менеджера как координирующего звена в команде проекта крайне важна, поэтому менеджер проекта должен обладать различными личностными и профессиональными качествами. Для этого у будущих специалистов социокультурной сферы необходимо формировать управленческую компетентность. Данное положение необходимо учитывать при организации образовательного процесса.
Рассматривая понятие «компетентность» можно обнаружить имеющееся разнообразие и разноплановость определений сущности категории. Объясняется это обусловленностью выбора за основу различных научных подходов (личностно-деятельностный, системно-структурный, знаниевый, культурологический) в контексте решаемых исследователями научных задач. Можно с уверенностью утверждать, что сущность понятия «компетентность» должна рассматриваться в контексте вопросов целеполагания, деятельностной направленности и «самости» (самообразования, самоинициативности, самоактуализации и пр.).
Так, Э.Ф. Зеер, говоря о профессиональной компетентности, выделяет ее второй подструктурой субъекта деятельности наравне с профессиональной направленностью, профессионально важными качествами личности и профессионально значимыми психофизиологическими свойствами4. Компетентность специалиста (от лат. -
4 Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебн. пособие. 2-е изд., перераб:. М. МОДЭК, 2003. С. 221-222.
соответствующий, способный) по В.Н. Введенскому - способность эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность5. Ученый горит о том, что компетентность специалиста складывается из компетенций, которыми он в процессе образовательной деятельности, овладевает в комплексе.
Подходы к изучению управленческой компетентности будущих специалистов социокультурной сферы, которые способны взять на себя ответственность менеджера проектной команды, довольно разнообразны, но большинство ученых сходится во мнении, что данная компетентность относится к рангу профессиональных. Так, И.Б. Сенновский утверждает, что управленческая компетентность помимо традиционных качеств (гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских) включает следующие дополнения: прогностическая и моделирующая деятельность, которая развивает традиционное планирование; процедуры, связанные с принятием управленческих решений на основе диагностики; регулирование деятельности и рефлексивных процессов6.
Управленческая компетентность специалиста социокультурной сферы, по сути, является системой внутренних ресурсов, необходимых для организации эффективного руководства различными культурно-творческими структурами и представляет собой комплексную систему, которая включает в себя операционно-технологические, научно-теоретические, и социально-психологические характеристики.
Высокий уровень управленческой компетентности специалиста обуславливает наличие у него способности к выбору из множества решений наиболее оптимального и приемлемого для данной ситуации, а также умения опровергать ложные и отвергать неэффективные решения. Высокой уровень компетентности предполагает постоянное стремление к обновлению знаний, овладению новой информацией для более успешного решения профессионально-педагогических задач в условиях неопр еделённости.
Управленческие компетенции - это органичное сочетание теоретических, технологических, собственно управленческих и инструментальных знаний и умений специалиста, в которых заложены генетические звенья, предметно-содержательные инварианты, типообразующие и потенциально определяющие свойства, функции и принципы управленческой деятельности, инструментарий диагностики явлений, организация, планирование, координация и контроль усилий субъектов взаимодействия, а также сконцентрированы средства и ресурсы, направленные на эффективное достижение целей управления, сбалансированные по качеству, времени и степени удовлетворенности участников управленческого процесса.
С учетом усиления роли управленческого компонента при реализации проекта командой, будущий специалист социокультурной сферы, помимо владения необходимым объемом базовых знаний и умений, соответствующих Государственным образовательным стандартам, должен освоить широкий круг вопросов управления. Таким образом, его управленческая культура как комплексная личностно-профессиональная характеристика, целостно отражающая управленческие знания, умения и ценностные ориентации, будет проявлением образованности и профессиональной компетентности в области управленческой деятельности.
5 Введенский В.Н. Интеллектуально-педагогическая компетентность: Учебное пособие / В.Н. Введенский. СПб.: ИОВ РАО, 2003. С.20.
6 Сенновский И. Б. Управленческая деятельность учителя / И. Б. Сенновский // Педагогика. 2004. № 2. С. 48-52.
Актуальность изучения процесса формирования управленческой культуры на вузовском этапе подготовки специалиста обусловливается его тесной взаимосвязью с проблемами профессионализма и профессиональной культуры, как специалиста-практика, так и руководителя (менеджера) проекта. Компетентность специалиста в области управления означает: наличие широкого кругозора и определенной когнитивной базы; методико-технологический опыт и мастерство; обладание гибкостью мышления и организованностью; умение использовать в работе современные научные методы и формы управления; умение прогнозировать ход событий и быстро ориентироваться; объективность к себе и окружающим; инициативность и самостоятельность; спокойствие и выдержка, эвристичность и креативность. В управленческую компетентность также входит умение сочетать инициативу, самостоятельность, новаторство с преемственностью и консерватизмом в управлении.
Одним из направлений деятельности образовательной организации высшего образования в сфере культуры и искусств в рамках формирования управленческой культуры и управленческой компетентности, благодаря которым возможно исполнение роли менеджера проекта, должно являться внедрение проектной деятельности с целью развития личного учебного и профессионального опыта обучающихся, актуализации индивидуально-творческих способностей, с различными элементами рефлексии.
Так, А.В. Сазанова, при рассмотрении потенциала проектной деятельности, выделяет следующие преимущества над традиционными методами обучения: создание цельного знания, большая мотивированность в получении и расширении дополнительных знаний, включение в процесс познания действительности научных методов, умение принимать управленческие решения, способность рефлексировать и интерпретировать полученные результаты. Проектная деятельность, которая ведется в команде, способствует воспитанию значимых общечеловеческих качеств (умение организовывать эффективное социальное партнерство, диалог на основе принципа толерантбности), чувства ответственности, самодисциплины, способности к методичной работе и самоорганизации, желания делать свою работу качественно, а также это развитие исследовательских и творческих данных личности - способностей к самоопределению и целеполаганию, к соорганизации и ориентированию в информационном пространстве7.
Положительный опыт внедрения проектно-целевого управления в практику деятельности образовательного учреждения социально-культурной сферы можно проследить на примере Белгородского государственного института искусств и культуры, на площадке которого на сегодняшний день реализуются следующие проекты:
• Создание Славянского центра культуры;
• Создание системы содействия трудоустройству выпускников БГИИК;
• Модернизация подготовки специалистов для сферы культуры и искусств на основе принципа дуального обучения;
• Организация работы школы искусств для взрослых на базе Белгородского государственного института искусств и культуры;
• Создание фандрайзингового центра по поддержке молодежных проектов в сфере культуры и искусств;
7 Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Эл.ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673.
• Создание бизнес-инкубатора БГИИК;
• V Международный фестиваль детского и юношеского театрального творчества «На свет Щепкинской звезды-2015»;
• Постановка и прокат новогодних спектаклей («Невероятные новогодние приключения», «Новогодний переполох» по пьесе К. Фролова»);
• Постановка и прокат театрального спектакля «Дракон» по мотивам пьесы Е. Шварца
• Развитие фортепианной педагогики и исполнительства в Губкинском городском округе на современном этапе;
• Совершенствование профориентационной работы факультета исполнительского искусства БГИИК в 2015-2016 учебном году;
• Создание условий для постановки произведений классической драматургии XIX века на сцене БГИИК;
• Совершенствование системы организации фестивального творчества в Губкинском городском округе;
• Формирование духовно-нравственных ценностей населения города Белгорода средствами театрализации и др.
Одной из специфических черт использования проектной деятельности как способа формирования управленческой компетентности является то, что решение проблем и выполнение задач способствует развитию следующих форм проектирования, т.е. студенты самостоятельно отбирают и компилируют необходимую информацию, ведь в процессе создания и реализации проекта отсутствуют готовые шаблонные способы решения проблемы.
Преобразовывая социокультурную реальность в процессе проектирования обучающийся участвует в принятии различных управленческих решений, рассматривает проблемные аспекты управленческой деятельности на всех уровнях социокультурной сферы, а также реализует различные проекты по решению управленческих проблем. В этот период формируется самостоятельность участников проекта, которая проявляется в выборе темы проекта, формы работы над ним, конечного результата. Все это придает особую осмысленность познания предмета исследования в проекте, помогает студентам видеть свои перспективы, цели работы, оценить результаты. Тем самым они получают возможность проявить ответственность в обучении, как перед собой, так и перед сформированной командой проекта. Проектирование позволяет индивидуализировать деятельность будущих специалистов социокультурной сферы, использовать различные формы работ: парные, групповые, самостоятельные. При использовании проектного метода как способа формирования управленческой компетенции, у обучающихся формируется мобильность, гибкость в выборе наиболее подходящего в данной проблемной ситуации метода, умение работать в коллективе, взаимопомощь и взаимное обогащение когнитивным и личностным опытом. Отрабатываются умения в соуправлении, преподаватель демонстрирует культуру партнерского взаимодействия. Презентация проекта в виде защиты работы, проведения мероприятия, демонстрации творческой продукции позволяет студентам приобрести умения самоконтроля, рефлексии, при помощи которых они анализируют успешность своего продвижения по индивидуальной траектории формирования управленческой компетентности.
Формированию управленческой компетенции также способствует применение средств имитационно-игровых технологий, основы которых зародились в начале прошлого столетия благодаря американскому ученому Дж. Дьюи, который внес в педагогическую практику предложение извлекать знания и умения из осуществления
практической деятельности, используя личностный опыт. Будущий специалист с помощью внедрения имитационных моделей получает возможность будучи еще студентом освоить профессиональные процедуры и инструментарий работы, а также иметь сформированное представление о специфике будущей профессиональной деятельности.
Формируя управленческую компетентность в вузе необходимо соблюсти ряд объективных условий, учитывая специфику социально-культурных и социально-экономических процессов общественного развития, в которых осуществляется образовательный процесс. Так, педагогом должны быть созданы условия положительного эмоционально-психологического климата, наличия способов формирования когнитивного компонента у студентов и способов его контроля, обоснованности методических рекомендаций, наличия необходимой материально-технической базы. К субъективным условиям формирования управленческой компетентности относятся следование законам и закономерностям образовательного процесса, соблюдение педагогических принципов, четкое соответствие разработанной педагогической технологии, создание условий творчества и созидания, использование инструментов соуправления и рефлексии.
Анализируя современную педагогическую литературу с целью поиска инструментов контроля сформированности управленческой компетентности, обнаруживается, что эффективным способом оценки могут являться тесты достижений, которые отличаются от тестов интеллекта способностью диагностировать степень владения конкретными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Так, выделяются тесты учебных достижений и тесты профессиональных достижений. Тесты учебных достижений позволяют оценить когнитивный компонент, т.е. усвоенные знания по конкретным дисциплинам и модулям. Тесты профессиональных достижений предназначены для оценки конкретных умений и навыков определенной профессии, основой которых выступает моделирование будущей профессиональной деятельности, которую выполняет обучающийся во время тестирования8.
Еще одним видом контроля сформированности управленческой компетенции может стать использование компетентностных тестов, которые представляют собой задания со свободно формулируемым и конструируемым ответом, преимущественно междисциплинарного характера с элементами переноса знаний из различных областей и личностного опыта, а также носящие критериально-уровневый вид
9
оценивания
И.Е Сарафанова предлагает проводить оценку сформированности управленческой компетентности путем кейс-измерителей, которые представляют собой проблемные задачи осмысления реальной жизненной ситуации, где отсутствуют однозначные решения, тем самым побуждая обучающегося искать пути оптимизации выбора и аргументировать его. Среди преимуществ кейс-измерителя автор выделяет мотивирующую роль, обнаружение профессиональных позиций, самостоятельное приобретение знаний, развитие критического мышления10.
8 Мартыненко О. Формирование и оценка профессиональных компетенций менеджеров в учебном процессе / О. Мартыненко, И. Черная // Высшее образование в России. 2007. № 9. с. 86-91 с.. С. 90-91.
9 Челышкова М. Б., Звонников В. И., Давыдова О. В. Оценивание компетенций в образовании: учеб. пособ. // М. Б. Челышкова, В. И. Звонников, О. В. Давыдова. М. : ГУУ, 2011. 229 с.
10 Сарафанова И.Е. Оценка сформированности организационно-управленческой компетентности менеджера / И.Е. Сарафанова // Ярославский педагогический вестник, Т. 2 № 2. 2012. С. 205-209.
Таким образом, формирование управленческой компетентности будущих специалистов сферы культуры и искусств при наличии соблюдения условий формирования компетентности и применения эффективных методов контроля будет способствовать эффективному социально-экономическому развитию путем образования компетентных специалистов в сфере проектно-целового управления в социокультурной отрасли и отвечать требованиям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Список литературы
1. Введенский, В.Н. Интеллектуально-педагогическая компетентность: Учебное пособие/В.Н. Введенский. -СПб.: ИОВ РАО, 2003. -120 с. - С.20.
2. Деркач А.А., Калинин И.В., Синягин Ю.В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды / А.А.Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 1999. - 315 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебн. пособие. - 2-е изд., перераб:. М. -МОДЭК, 2003. - 480 с. - С. 221-222.
4. Мартыненко, О. Формирование и оценка профессиональных компетенций менеджеров в учебном процессе / О. Мартыненко, И. Черная // Высшее образование в России. - 2007. - № 9. - С. 86-91.
5. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. - М.: ПМСОФТ, 2007. - 140 с. - С. 44.
6. Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. - 2012. № 6 [Эл.ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673.
7. Сарафанова И.Е. Оценка сформированности организационно-управленческой компетентности менеджера / И.Е. Сарафанова // Ярославский педагогический вестник, Т. 2 № 2. - 2012. - С. 205-209.
8. Сенновский, И. Б. Управленческая деятельность учителя / И. Б. Сенновский // Педагогика. - 2004. -№ 2. -С. 48-52.
9. Фирсова Т.В. Проблемы распределения ролей в команде проекта при реализации типичных проектов / Т.В. Фирсова // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной
экономики. -№ 2, 2010. - с. 177-179, С. 178.
10.Челышкова, М. Б., Звонников, В. И., Давыдова, О. В. Оценивание компетенций в образовании: учеб. пособ. // М. Б. Челышкова, В. И. Звонников, О. В. Давыдова. - М. : ГУУ, 2011. - 229 с.
PREPARATION OF COMPETENT PROFESSIONALS IN THE FIELD OF PROJECT-ORIENTED MANAGEMENT AS A WAY OF DEVELOPMENT OF THE SOCIOCULTURAL
SPHERE
T.S. Donnikova1), O.A. Kireeva2), S.A. Ryadnova3)
1 2 3)
,, ) Belgorod state Institute of arts and culture 1)e-mail: [email protected]
2)e-mail: [email protected] 3)e-mail: [email protected]
The article discusses the necessity of managerial competence formation of the specialists of socio-cultural sphere with the aim of mastering management skills project team skills and project-oriented management.
Keywords: project team competence, management competence, project activity, an achievement test, competency test, case meter.