Научная статья на тему 'Формирование умения работать в команде как общепрофессиональной компетенции будущего менеджера'

Формирование умения работать в команде как общепрофессиональной компетенции будущего менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2491
900
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ / APPROACH / COMPETENCY / COMPETENCES / TEAM / ABILITY TO WORK IN TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазунова Е. Г.

В статье анализируется проблема формирования умения работать в команде в образовательном процессе вуза как важной компетенции будущего менеджера на основе компетентностного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of ability to work in team as a future manager''s competency

The paper describes formation of ability to work in team in educational process of higher education institution

Текст научной работы на тему «Формирование умения работать в команде как общепрофессиональной компетенции будущего менеджера»

УДК 377.06

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ КАК ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА

Е.Г. Глазунова

В статье анализируется проблема формирования умения работать в команде в образовательном процессе вуза как важной компетенции будущего менеджера на основе компетентностного подхода

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенции, умение работать в команде

Современный специалист с высшим образованием должен обладать готовностью жить и работать в условиях непрерывно изменяющегося мира и быть не только профессионально грамотным, но и социальнокомпетентным специалистом.

Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения в вузе на основе компетентностного подхода, который предполагает применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях, способствует приобретению опыта

самостоятельной, творческой и инициативной деятельности, развивает универсальные умения личности, позволяющие эффективно

действовать в любой жизненной ситуации.

Базовыми категориями нового подхода являются понятия компетентность и компетенция. В научной литературе, как

российской, так и зарубежной, существует множество определений этих понятий.

А.В. Хуторской рассматривает

компетентность как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». Под компетенцией понимается «совокупность взаимосвязанных качеств, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним». Автор подчеркивает необходимость разделять содержание понятий «компетенция» и «компетентность», имея в виду под компетенцией заранее заданное требовании к образовательной подготовке человека, а под компетентностью уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств)

Глазунова Екатерина Геннадьевна - МИИТ, ст. преподаватель, e-mail: [email protected], тел. 8-908-149-20-81

ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [6].

Ю.В. Фролов и Д.А. Махотин считают, что компетенция - это «предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности, таким образом, компетенция связана с содержанием области будущей

профессиональной деятельности.

Компетентность, по их мнению, интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в

определенных областях (компетенциях). Компетентность - это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях [5].

В.И. Байденко характеризует

компетентность как «динамичную

совокупность знаний, умений, навыков, способностей, необходимую для эффективной профессиональной и социальной деятельности и развития личности выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы»[2].

Таким образом, анализ различных точек зрения позволил сделать вывод, что компетентность - совокупность знаний, умений, способностей специалиста,

необходимых для его самосовершенствования и эффективной профессиональной

деятельности в определенной сфере.

Введение компетентностного подхода в отечественное образование, обусловленного общеевропейской тенденцией перестройки системы высшего образования, предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие цели, содержание, формы, методы и средства обучения и контроля,

деятельность обучающих и обучающихся, образовательную среду. В связи с этим становится актуальной разработка модели компетентного специалиста - выпускника вуза как результативно-целевой основы процесса вузовской подготовки.

В современных условиях в системе высшего профессионального образования реализуется федеральный стандарт третьего поколения, который разработан на основе компетентностного подхода.

В стандартах нового поколения отмечается, что будущий менеджер должен обладать общекультурными и

профессиональными компетенциями в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Одной из ключевых компетенций будущего менеджера является такая компетенция как умение работать в команде. Что имеется в виду?

В США и странах Западной Европы концепция team-spirit (командный дух) и teambuilding (создание команды) получили распространение и начали активно применяться менеджерами еще в 50- е годы XX века. В российской практике, несмотря на популярность всем известных методик формирования команды, мало что делается в этом направлении.

В научной психологической и педагогической литературе понятие «работа в команде» подразумевает следующие умения:

• быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме;

• выстраивать конструктивный диалог с любым человеком;

• аргументированно убеждать коллег в правильности предлагаемого решения;

• признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения;

• делегировать полномочия;

• как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи;

• сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам;

• управлять своими эмоциями и

абстрагироваться от личных

симпатий/антипатий.

Умение работать в команде противопоставляется жесткой конкуренции

между сотрудниками, которая присуща некоторым российским организациям.

Под собственно командой обычно понимается группа единомышленников, сотрудничающих друг с другом для достижения намеченных общих целей. В результате такого взаимодействия появляется возможность достичь гораздо более высоких результатов, чем работая поодиночке.

К признакам команды можно отнести следующие:

• близость восприятия ценностей и целей, их уникальность;

• единые «речевые модули», понимание с «полуслова - полувзгляда»;

• абсолютный приоритет решаемой задачи;

• акцент командного внимания на решение проблемы, а не на поиск виновных;

• общие разделяемые всеми правила и четкое распределение функций, взаимное усиление результатов;

• общие традиции, символика;

• уникальность команды «мы - они».

• Число членов команды, как правило, не должно быть более 15-20 человек.

Какие качества должны быть присущи хорошему члену команды? Он:

- готов внимательно выслушать каждого члена команды. Это умение - залог хороших отношений с сокурсниками, сотрудниками и начальником (многие больше любят высказаться, чем слушать другому);

- в случае расхождения мнений выступает в роли буфера, убирая напряжение и помогая найти спорящим общий язык. К такому человеку будут тянуться за помощью и не только, с ним не захотят конфликтовать;

- поощряет участие каждого человека в беседе и выполнении дела, стремится понять каждого. Такой работник воспринимается в глазах других негласным лидером, потому ему проще найти свое место в жизни;

- не только выслушивает, но и высказывается сам, делая это кратко, не растекаясь мыслью по древу. Пространные рассуждения хороши только на дебатах, а при ответе на вопрос преподавателя, работодателя или коллеги они неуместны;

- стремится аргументировать свои мысли. В повседневном общении поток слов «от фонаря» еще нормально воспримется, а вот при

совместной работе на семинарах, прохождении практике и на работе к такому человеку не отнесутся серьезно;

- критикует не человека, а его мнение. Такой подход помогает избежать обид со стороны сокурсников и коллег, а следовательно

- интриг и сплетен;

- признает свои ошибки, готов в чем-то уступить, чтобы достичь согласия в группе. Возможность идти на компромиссы характеризует не только мирного человека, но и прекрасного члена группы. Благодаря таким людям сплачивается коллектив, быстрее выполняются дела;

- стремится решить задачу, напоминает членам команды о целях и корректирует отклонения от курса. Это еще один признак эффективного лидера. Без такого человека невозможно выполнение задач в любом коллективе.

Работая с командой и в команде, следует помнить, что она основывается не только на профессиональной, но и на личностной общности. Если у членов команды общие интересы, общие взгляды на жизнь, одинаковый социальный статус, то возможно возникновение дружбы между членами команды. Друзья начинают прикрывать или покрывать друг друга, что негативно скажется на результатах деятельности. Это также может привести к ситуации, когда члены одной команды могут вступить в сговор, причем это может быть связано с чем угодно. Кроме того, в современной практике и теории работы с группами известны минусы неправильно понятой командной деятельности. Иногда сработанные команды не могут выдать какие-то новые креативные идеи. Это происходит как раз из-за высокого уровня сплочения команды. Очень сложно мыслить индивидуально и творчески, дискутировать и спорить, когда привык ориентироваться на мнение команды. А в споре, как известно, может родиться нечто очень полезное.

Команда подразумевает распределение ролей, построенных по принципу взаимодополнения. Р.М. Белбин, известный на Западе специалист в области

командообразования, в своей книге «Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач» отмечает, что успешная команда не должна состоять сплошь из звёзд, она должна быть сбалансированной - иметь в своём составе

людей, играющих разные роли. Он выделяет такие роли как: координатор (руководитель, плановик); контролер; вдохновитель команды; мотиватор; аналитик; реализатор (организатор, «рабочая пчелка»); генератор идей; исследователь ресурсов (снабженец); специалисты. Также он предложил диагностический инструментарий для выявления установок и способностей людей к тем или иным командным ролям. Существуют и другие классификации командных ролей. Хотя все они носят относительный характер, совершенно очевидно, что в процессе командообразования необходимо учитывать склонность членов команды к той или иной роли [3].

Все вышесказанное ставит вопрос о необходимости подготовки к работе в команде еще на этапе профессионального обучения.

Формирование умений работать в команде требует достаточно длительного времени и должно осуществляться на протяжении всех лет обучения в вузе. Прежде всего, эта работа должна быть направлена на изучение самого себя - самодиагностику: своих интересов,

способностей, склонностей к той или иной командной роли, а также на приобретение знаний и выработку умений -коммуникативных, организаторских, развитие лидерских способностей.

Эффективнее всего для этой цели использовать нетрадиционные формы организации занятий, такие как тренинги (к примеру, тренинги «Личностный рост и саморазвитие» «Навыки эффективного общения», «Профессиональный рост и саморазвитие» и др.), деловые и ролевые игры, различные коллективные ситуационные игры, в которых разыгрывается смоделированная профессиональная ситуация, максимально приближенная к реальной, разбор и анализ кейсов (кейс-метод). Важное значение имеет и проектная деятельность. Выполнение различных профессионально ориентированных, а также социальных проектов - это реальный опыт работы в команде, который приобретается еще в стенах вуза и является хорошей основой для дальнейшей профессиональной

деятельности.

Таким образом, для успешного формирования компетенции «умение работать в команде», важно уже на этапе профессиональной подготовки в вузе

организовать образовательный процесс таким образом, чтобы были созданы условия для развития этих умений и навыков, которые в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности позволят выпускникам более успешно реализовать свои профессиональные устремления.

Литература

1. Акмаева Р.И., Жуков В.М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании / Р. И. Акмаева, В. М. Жуков. - document from elibrary.ru

2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения/В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

3. Белбин Р. Мередит Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач/ Мередит Р. Белбин. Пер. с англ. - М.: HIPPO, 2003. - 315 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Колесникова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5. Фролов Ю.В., Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высшее образование сегодня. - 2004. -№8.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов/ А.В. Хуторской. - СПб, 2001. - 544 с.

7. Шакирова Д.М Формирование умений критически мыслить и работать в команде при обучении студентов вуза. Д.М Шакирова// Образовательные технологии и общество. - 2006. №9(4). - С. 306-314.

Московский институт инженеров транспорта (Воронежский филиал)

FORMATION OF ABILITY TO WORK IN TEAM AS A FUTURE MANAGER'S

COMPETENCY

E.G. Glazunova

The paper describes formation of ability to work in team in educational process of higher education institution Key words: approach, competency, competences, team, ability to work in team

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.