1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
2. Ветров Ю., Майборода Т. Инженерное образование: смена парадигмы // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 48-50.
3. Дорофеев А.А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 30-36.
4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.
5. Панфилова Л.В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии. Самара: Изд-во СГПУ, 2004. 224 с.
6. Сергеев В., Рязапова Л., Ярошевская Х., Кочнев А. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 60-64.
7. Симонов Ю.В., Симонова Т.И. Формирование экологического сознания студентов педагогического университета. Самара: Изд-во СГПУ, 2002. 232 с.
8. Симонов Ю.В. Экологическое мировоззрение и экологическое сознание. Самара: Изд-во «ИНСО-МА-ПРЕСС», 2006. 172 с.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
10. Экологическое образование: опыт России и Германии / под ред. В.И. Данилова-Данильяна, С.Н. Глазачева, Р. Лоба. М.: Горизонт, 1997. 515 с.
УДК Ч448 Е.В. Дубае
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ НЕФТЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Повышенные требования работодателей к профессиональной подготовленности и мобильности специалистов обуславливают необходимость нового подхода к фундаментальной подготовке студентов по физике. Это требование вступает в противоречие с существующей методикой и практикой обучения студентов-нефтетехнологов общенаучному курсу физики, не связанному с профилем их предстоящей деятельности. В связи с этим предпринята попытка создания профильноориентированного курса физики, формирующего предметные профессионально-значимые компетенции у студентов нефтетехнологического факультета.
В настоящее время для нефтяной и газодобывающей отрасли становится характерным переход к прогрессивным, наукоёмким технологиям, ускорение темпов развития, быстрая смена многих технических решений и технологий. Следовательно, объективно возрастают требования, предъявляемые работодателями к выпускникам вузов. Инженер любой отрасли производства должен уметь применять полученные знания в нестандартных производственных ситуациях, владеть методами научных исследований, иметь мотив к «пожизненному» обучению, уметь работать в команде и легко адаптироваться к изменениям условий труда. Все это отражено в одобренной Правительством РФ Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [1]. В ней говорится о необходимости формирования нового компетентностного подхода к профессиональному образованию, цель которого - преодоление разрыва между результатами обучения и современными требованиями производства. Под компетенцией понимается полная подготовленность личности к деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на дальнейшее самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе и направлены на успешную адаптацию к трудовой деятельности.
В профессиональном образовании выделяют пять ключевых компетенций:
1) социальные (ответственность за принятие решений, толерантность);
2) когнитивные (способность к саморазвитию, обогащению профессиональной базы знаний);
3) коммуникативные (способность к общению, в том числе на нескольких языках);
4) информационные (владение информационными технологиями, способность к критическому анализу полученной информации);
5) специальные (способность к творчеству в профессиональной деятельности, объективному анализу результатов труда) [2].
Встречается и такой подход к классификации компетенций:
1) базовые, или ключевые компетенции (владение навыками чтения и письма, коммуникативные умения, адаптивность к изменениям, умение решать проблемы, работать в команде, искать и анализировать информацию и т. д.);
2) профессиональные компетенции:
- технические - специализированные компетенции, связанные с конкретной профессиональной деятельностью, имеющие широкий характер и адаптируемые к смежной или обновлённой деятельности;
- мобильные (сквозные) - компетенции, которые могут быть использованы вне зависимости от профессиональной деятельности [3].
Автором статьи предлагается ввести понятие предметных профессионально-значимых компетенций. Предметные профессионально-значимые компетенции студентов технического вуза, формируемые при изучении курса физики, объединяют две компоненты: предметно -теоретическую и профессионально-технологическую.
К предметно-теоретической компоненте относятся:
- базовые понятия и определения физики, в том числе лежащие в основе нефтегазового производства;
- цельное представление о природных процессах и их моделировании;
- понимание сущности законов и области их применения;
- знание уравнений и формул.
- К профессионально-технологической компоненте относятся:
- владение методикой проведения расчётов, построения графиков, схем, диаграмм на примере физических процессов, лежащих в основе разработки нефтяных и газовых месторождений, транспортировки и переработки нефти;
- понимание физических основ методов исследования скважин (акустических, термических, электрических и др.);
- владение навыками использования физических измерительных приборов (например, вискозиметров);
- умение применять необходимые физические законы при решении профессионально-ориентированных задач;
- умение технически грамотно формулировать вопросы, выводы, обобщения, заключения, осознанные в процессе выполнения лабораторных и практических заданий;
- владение компьютерными методами вычислений, моделирования и др.
При компетентностном обучении физике у студентов происходит формирование когнитивных (умение осваивать новые профессиональные знания), информационно-аналитических (владение информационными технологиями), коммуникативных (способность применять понятийный аппарат и лексику базовых и смежных дисциплин), креативных (способность к поиску новых подходов к решению проблем), профессионально-значимых (ответственность, целеустремленность, самостоятельность) личностных качеств. Таким образом, двумя составляющими предметных профессионально-значимых компетенций студента нефтетехнологического факультета являются:
- предметно-теоретические знания, преобразованные в ходе учебного процесса в функциональные профессионально-технологические, информационно-аналитические, когнитивные, коммуникативные, креативные;
- профессионально-значимые личностные качества, приводящие к созданию производственно-технологических, проектно-конструкторских, научно-исследовательских, организационно-управленческих компетенций будущего специалиста нефтяной отрасли.
Переход нашего образования на компетенции существенно меняет его организацию. Усиливается роль преподавателя и активизируется деятельность студента, так как создаётся новая среда для деятельностного, эффективного обучения.
На кафедре физики СамГТУ формируется компетентностная технология обучения студентов нефтетехнологических специальностей. Первый этап: профильно обогащённый курс лекций. В ходе лекции студенты выступают с небольшими реферативными сообщениями о применении изучаемых физических явлений и законов в технологических процессах, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Второй этап: практические занятия с решением специализированных задач разного типа (в том числе и эвристического характера, решение которых требует командной работы) по специально подготовленным методическим пособиям,
содержащим примеры, обучающие и контролирующие тесты. Содержание предоставляемых задач способствует осознанию роли физики как фундаментальной науки для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин, входящих в специальность, что повышает мотивационный потенциал к изучению физических законов, стимулирует дальнейшее профессиональное становление будущих инженеров-нефтяников. Третий этап: проведение комбинированного лабораторного практикума, состоящего из компьютерных и реальных работ. На компьютерных лабораторных работах студенты получают возможность моделировать сложные физические явления, наблюдать и изучать быстро изменяющиеся процессы в газах и жидкостях. Четвёртый этап: научно-исследовательская работа студентов с использованием резервов патентных фондов.
Компетентностный подход поможет наладить взаимодействие образовательной и производственной систем в области разработки квалификационных требований, стандартов и программ обучения, так как это улучшает качество подготовки специалиста и его конкурентоспособность на рынке труда. Компетенции имеют отношение к способности человека эффективно реализовать на практике усвоенные за период обучения и профессионального становления знания, умения и навыки, а чем больше у работника необходимых компетенций, тем легче предприятию соответствовать изменяющимся требованиям современного профессионального мира. Значение базовых компетенций, в том числе предметных профессионально-значимых, возрастает, так как узкопрофессиональные знания устаревают с поразительной быстротой в силу стремительности развития технической и технологической сторон нефтяной отрасли.
Приобретение студентами широкого спектра компетенций является решающим фактором на пути к их профессиональному успеху.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г. // Официальные документы в образовании. №4. 2002. С. 3-31.
2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под. ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. 368 с.
3. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2005. №3.
УДК 681.3
Г.Н. Дьяконов, Л.А. Козырская, Е.Г. Удальцова
КОМПОНЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ДИАЛОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В работе исследован один из методов моделирования взаимодействия между обучающим и обучаемым субъектами в учебном процессе. Большое внимание уделено формализации диалога с учётом ценности информации. Для реализации задачи совершенствования дистанционного обучения предлагается применение готовой инфраструктуры -глобальной сети Интернет с использованием её стандартов.
Цель проводимого исследования состоит в попытке определения диалоговых аспектов как традиционного, так и, в значительной степени, машинного обучения. Поскольку автоматизированные обучающие системы являются подмножеством информационных систем, работающих со знаниями (knowledge-oriented information system), представляется вполне естественным рассматривать проблему в парадигме и терминологии компьютерных технологий [1].
Попытки моделирования и формализации учебного процесса, в разной степени успешные, предпринимаются давно. Применяемые для теоретического описания концептуальные основы имеют весьма широкий спектр - от чисто гуманитарных, раскрывающих дидактикопсихологические стороны процесса, до представляющих этот процесс с помощью шенноновской модели передачи сообщений. Однако более «компьютер-ориентированные» подходы не столь часты и не слишком распространены.
Следует ещё раз отметить, что в данной работе анализируются лишь те стороны учебного процесса, которые прямо или косвенно связаны с диалогом. Поэтому кажется допустимым