Научная статья на тему 'Педагогическая технология компетентностного обучения физике студентов нефтетехнологических специальностей'

Педагогическая технология компетентностного обучения физике студентов нефтетехнологических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубас Е. В.

Повышенные требования работодателей к профессиональной подготовленности и мобильности специалистов обуславливают необходимость нового подхода к фундаментальной подготовке студентов по физике. Это требование вступает в противоречие с существующей методикой и практикой обучения студентов-нефтетехнологов общенаучному курсу физики, не связанному с профилем их предстоящей деятельности. В связи с этим предпринята попытка создания профильно-ориентированного курса физики, формирующего предметные профессионально-значимые компетенции у студентов нефтетехнологического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубас Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология компетентностного обучения физике студентов нефтетехнологических специальностей»

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.

2. Ветров Ю., Майборода Т. Инженерное образование: смена парадигмы // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 48-50.

3. Дорофеев А.А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 30-36.

4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.

5. Панфилова Л.В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии. Самара: Изд-во СГПУ, 2004. 224 с.

6. Сергеев В., Рязапова Л., Ярошевская Х., Кочнев А. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 60-64.

7. Симонов Ю.В., Симонова Т.И. Формирование экологического сознания студентов педагогического университета. Самара: Изд-во СГПУ, 2002. 232 с.

8. Симонов Ю.В. Экологическое мировоззрение и экологическое сознание. Самара: Изд-во «ИНСО-МА-ПРЕСС», 2006. 172 с.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

10. Экологическое образование: опыт России и Германии / под ред. В.И. Данилова-Данильяна, С.Н. Глазачева, Р. Лоба. М.: Горизонт, 1997. 515 с.

УДК Ч448 Е.В. Дубае

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ НЕФТЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Повышенные требования работодателей к профессиональной подготовленности и мобильности специалистов обуславливают необходимость нового подхода к фундаментальной подготовке студентов по физике. Это требование вступает в противоречие с существующей методикой и практикой обучения студентов-нефтетехнологов общенаучному курсу физики, не связанному с профилем их предстоящей деятельности. В связи с этим предпринята попытка создания профильноориентированного курса физики, формирующего предметные профессионально-значимые компетенции у студентов нефтетехнологического факультета.

В настоящее время для нефтяной и газодобывающей отрасли становится характерным переход к прогрессивным, наукоёмким технологиям, ускорение темпов развития, быстрая смена многих технических решений и технологий. Следовательно, объективно возрастают требования, предъявляемые работодателями к выпускникам вузов. Инженер любой отрасли производства должен уметь применять полученные знания в нестандартных производственных ситуациях, владеть методами научных исследований, иметь мотив к «пожизненному» обучению, уметь работать в команде и легко адаптироваться к изменениям условий труда. Все это отражено в одобренной Правительством РФ Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [1]. В ней говорится о необходимости формирования нового компетентностного подхода к профессиональному образованию, цель которого - преодоление разрыва между результатами обучения и современными требованиями производства. Под компетенцией понимается полная подготовленность личности к деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на дальнейшее самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе и направлены на успешную адаптацию к трудовой деятельности.

В профессиональном образовании выделяют пять ключевых компетенций:

1) социальные (ответственность за принятие решений, толерантность);

2) когнитивные (способность к саморазвитию, обогащению профессиональной базы знаний);

3) коммуникативные (способность к общению, в том числе на нескольких языках);

4) информационные (владение информационными технологиями, способность к критическому анализу полученной информации);

5) специальные (способность к творчеству в профессиональной деятельности, объективному анализу результатов труда) [2].

Встречается и такой подход к классификации компетенций:

1) базовые, или ключевые компетенции (владение навыками чтения и письма, коммуникативные умения, адаптивность к изменениям, умение решать проблемы, работать в команде, искать и анализировать информацию и т. д.);

2) профессиональные компетенции:

- технические - специализированные компетенции, связанные с конкретной профессиональной деятельностью, имеющие широкий характер и адаптируемые к смежной или обновлённой деятельности;

- мобильные (сквозные) - компетенции, которые могут быть использованы вне зависимости от профессиональной деятельности [3].

Автором статьи предлагается ввести понятие предметных профессионально-значимых компетенций. Предметные профессионально-значимые компетенции студентов технического вуза, формируемые при изучении курса физики, объединяют две компоненты: предметно -теоретическую и профессионально-технологическую.

К предметно-теоретической компоненте относятся:

- базовые понятия и определения физики, в том числе лежащие в основе нефтегазового производства;

- цельное представление о природных процессах и их моделировании;

- понимание сущности законов и области их применения;

- знание уравнений и формул.

- К профессионально-технологической компоненте относятся:

- владение методикой проведения расчётов, построения графиков, схем, диаграмм на примере физических процессов, лежащих в основе разработки нефтяных и газовых месторождений, транспортировки и переработки нефти;

- понимание физических основ методов исследования скважин (акустических, термических, электрических и др.);

- владение навыками использования физических измерительных приборов (например, вискозиметров);

- умение применять необходимые физические законы при решении профессионально-ориентированных задач;

- умение технически грамотно формулировать вопросы, выводы, обобщения, заключения, осознанные в процессе выполнения лабораторных и практических заданий;

- владение компьютерными методами вычислений, моделирования и др.

При компетентностном обучении физике у студентов происходит формирование когнитивных (умение осваивать новые профессиональные знания), информационно-аналитических (владение информационными технологиями), коммуникативных (способность применять понятийный аппарат и лексику базовых и смежных дисциплин), креативных (способность к поиску новых подходов к решению проблем), профессионально-значимых (ответственность, целеустремленность, самостоятельность) личностных качеств. Таким образом, двумя составляющими предметных профессионально-значимых компетенций студента нефтетехнологического факультета являются:

- предметно-теоретические знания, преобразованные в ходе учебного процесса в функциональные профессионально-технологические, информационно-аналитические, когнитивные, коммуникативные, креативные;

- профессионально-значимые личностные качества, приводящие к созданию производственно-технологических, проектно-конструкторских, научно-исследовательских, организационно-управленческих компетенций будущего специалиста нефтяной отрасли.

Переход нашего образования на компетенции существенно меняет его организацию. Усиливается роль преподавателя и активизируется деятельность студента, так как создаётся новая среда для деятельностного, эффективного обучения.

На кафедре физики СамГТУ формируется компетентностная технология обучения студентов нефтетехнологических специальностей. Первый этап: профильно обогащённый курс лекций. В ходе лекции студенты выступают с небольшими реферативными сообщениями о применении изучаемых физических явлений и законов в технологических процессах, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Второй этап: практические занятия с решением специализированных задач разного типа (в том числе и эвристического характера, решение которых требует командной работы) по специально подготовленным методическим пособиям,

содержащим примеры, обучающие и контролирующие тесты. Содержание предоставляемых задач способствует осознанию роли физики как фундаментальной науки для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин, входящих в специальность, что повышает мотивационный потенциал к изучению физических законов, стимулирует дальнейшее профессиональное становление будущих инженеров-нефтяников. Третий этап: проведение комбинированного лабораторного практикума, состоящего из компьютерных и реальных работ. На компьютерных лабораторных работах студенты получают возможность моделировать сложные физические явления, наблюдать и изучать быстро изменяющиеся процессы в газах и жидкостях. Четвёртый этап: научно-исследовательская работа студентов с использованием резервов патентных фондов.

Компетентностный подход поможет наладить взаимодействие образовательной и производственной систем в области разработки квалификационных требований, стандартов и программ обучения, так как это улучшает качество подготовки специалиста и его конкурентоспособность на рынке труда. Компетенции имеют отношение к способности человека эффективно реализовать на практике усвоенные за период обучения и профессионального становления знания, умения и навыки, а чем больше у работника необходимых компетенций, тем легче предприятию соответствовать изменяющимся требованиям современного профессионального мира. Значение базовых компетенций, в том числе предметных профессионально-значимых, возрастает, так как узкопрофессиональные знания устаревают с поразительной быстротой в силу стремительности развития технической и технологической сторон нефтяной отрасли.

Приобретение студентами широкого спектра компетенций является решающим фактором на пути к их профессиональному успеху.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г. // Официальные документы в образовании. №4. 2002. С. 3-31.

2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под. ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. 368 с.

3. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2005. №3.

УДК 681.3

Г.Н. Дьяконов, Л.А. Козырская, Е.Г. Удальцова

КОМПОНЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ДИАЛОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В работе исследован один из методов моделирования взаимодействия между обучающим и обучаемым субъектами в учебном процессе. Большое внимание уделено формализации диалога с учётом ценности информации. Для реализации задачи совершенствования дистанционного обучения предлагается применение готовой инфраструктуры -глобальной сети Интернет с использованием её стандартов.

Цель проводимого исследования состоит в попытке определения диалоговых аспектов как традиционного, так и, в значительной степени, машинного обучения. Поскольку автоматизированные обучающие системы являются подмножеством информационных систем, работающих со знаниями (knowledge-oriented information system), представляется вполне естественным рассматривать проблему в парадигме и терминологии компьютерных технологий [1].

Попытки моделирования и формализации учебного процесса, в разной степени успешные, предпринимаются давно. Применяемые для теоретического описания концептуальные основы имеют весьма широкий спектр - от чисто гуманитарных, раскрывающих дидактикопсихологические стороны процесса, до представляющих этот процесс с помощью шенноновской модели передачи сообщений. Однако более «компьютер-ориентированные» подходы не столь часты и не слишком распространены.

Следует ещё раз отметить, что в данной работе анализируются лишь те стороны учебного процесса, которые прямо или косвенно связаны с диалогом. Поэтому кажется допустимым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.