Научная статья на тему 'Обеспечение сохранения истории славянской культуры на Закарпатье'

Обеспечение сохранения истории славянской культуры на Закарпатье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение сохранения истории славянской культуры на Закарпатье»

или тема по литературе). Информационная часть в этих вопросах может быть полной (при анализе отрывков произведений) или может отсутствовать, когда задается определенная тема. Ответы на задачи такого типа могут быть как однословными, состоять из числа или фразы, так и доходить до нескольких предложений или связанного текста. В зависимости от того, предоставлена ли учащимся полная свобода при конструировании ответа или нет, различаются следующие типы задачи с проивольным ответом: свободные сочинения, различные типы пересказов, ответы на литературные вопросы и т. д. Эти задачи часто различаются по своему жанру. Для таких задач определяется время и объем. Кроме того, влияние со стороны проверяющего должно быть минимальным. Важно то, что учащийся использует полный запас знания слов изучаемого языка и полный запас знаний по грамматике. Так тестируемые имеют возможность изложить полнее свои знания. Они могут проявить свое творческое мышление, могут показать насколько свободно излагают свои мысли, кроме того, могут рассмотреть вопрос с разных точек зрения. Студенты учатся излагать свои мысли на чужом языке и аргументировать их.

При изучения болгарского языка иностранцами эти задачи исключительно важны, так как с их помощью можно проверить ряд грамматических, орфографических и пунктуационных правил. В процессе конструирования свободного текста ясно выделяются уровни владения болгарским языком: фонетический, морфологический, лексический, синтактический, стилистический.

Такие задачи позволяют охватить большой материал. Сочинения могут даваться однократно во время обучения или несколько раз, по завершении определенного этапа обучения, в начале обучения или в его конце. Преимуществом этих задач является еще и тот факт, что с их помощью исследуются комплексные знания и умения.

А.И. Рего

(Закарпатский филиал Киевского славистического университета,

Ужгород)

Обеспечение сохранения

истории славянской культуры на Закарпатье

Закарпатский филиал Киевского славистического университета был создан в 2000 году как структурное подразделение Киевского славистического университета. Это маленькое славянское братство на Закарпатье, целью которого является возвращение нашей памяти к праславянским истокам,

привлечение молодежи к изучению истории, культуры, языка, традиций и обычаев славянских народов. Потребность создания именно такого вуза обусловили особенности Еврокарпатского региона, геополитическое положение Закарпатской области, комплексное проживание в области более ста национальностей с широким разнообразием языков, культур, народных обычаев. Тем более что у истоков зарождения славистики, как самостоятельной отрасли науки, стоял именно наш земляк, уроженец с. Тибава, Береговского комитата Королевства Венгрии, ныне Свалявский район Закарпатской области - Юрий Иванович Гуца-Венелин.

Закарпатский филиал Киевского славистического университета возвращает не только интеллектуальную заинтересованность к периоду древних славян, но и воспитывает у студентов духовность, свойственную предкам, сохраняет и приумножает духовное достояние родного народа. Для вуза традиционными стали такие университетские мероприятия, как ежегодное проведение научных конференций посвященных Дню славянской письменности и культуры «Славянский мир: прошлое и современность», «Славянский мир: достижения, проблемы, перспективы», студенческие научные конференции «Культурное наследие славян». Праздники «Язык объединяет народы», фестиваль славянских культур, в рамках которого почитаются известные славянские деятели и проходит конкурс "Мисс Славяночка". К духовному миру своих предков молодежь приобщается, организуя Андреевские вечерницы, праздник Ивана Купала, мероприятия в честь Святого Николая по православному и католическому календарю. Дни славянской письменности и культуры, на которых звучат все славянские языки. Эти празднования объединяют преподавателей вуза, студентов-славистов в одном круге с многочисленными представителями национально-культурных обществ и иностранными гостями.

Вуз стал хорошо известен, и уважаем в Украине и за рубежом. В стенах университета обучалось около двух тысяч студентов. 130 преподавателей готовило специалистов в области финансов, учета и аудита, менеджеров таможенного дела и туристической индустрии, страноведов, психологов и филологов. За прошедшее десятилетие по этим специальностям подготовлено около тысячи специалистов.

Конечно, рамки филиала стали тесными для активности вуза и в 2013 году директор Закарпатского филиала Киевского славистического университета кандидат исторических наук Несух Л.М. совместно с коллективом филиала, создали новый, самостоятельный вуз «Восточно-европейский славянский университет». Высшее учебное заведение продолжает свою активную работу по пропаганде славянской культуры. Следует отметить, что студенты

независимо от специальности с первого курса имеют возможность выбрать второй язык: польский, болгарский, словацкий или чешский. Поскольку в последнее время наметилась тенденция по возрастанию интереса к русскому языку, в новом вузе на кафедре филологии планируют готовить преподавателей-филологов с двой-ной специальностью «русско-английский», «русско-немецкий», «русско-словацкий» и «русско-венгерский».

Подведя итоги, можно сказать, что Восточно-Европейский славянский университет продолжает свою активную деятельность по пропаганде знаний о славянской истории и письменности среди своих студентов, расширяет преподавание предметов, связанных со славянской письменностью и культурой, обсуждает актуальные проблемы современной славистики, ведет культурно-просветительскую деятельность с целью сохранения истории славянской культуры на Закарпатье.

Ю.А. Лабынцев, Л.Л. Щавинская

(Институт славяноведения РАН)

Многолетний опыт преподавания белорусоведческих дисциплин российским зарубежным студентам и аспирантам

Всякое новое дело требует, как правило, дополнительных усилий и развитие академического белорусоведения в России не исключение. Необходимость в этом ощущалась давно, с начала 1990-х гг., когда организовывался Центр белорусоведческих исследований в РАН. Специалистов по истории, культуре и литературе Беларуси в России не готовили, но попытаться сделать это удалось только в начале 2000-х гг.

Первый спецкурс «История белорусской литературы» стал читаться в Государственной академии славянской культуры (ГАСК) с 2004 г., затем был разработан спецкурс «История белорусской культуры». Они всегда дополняли друг друга, но последний более универсален и рассчитан в основном на культурологов, тогда как спецкурс «История белорусской литературы» читался только на филологическом факультете. Оба спецкурса уже прошли испытание временем и можно твердо сказать, что они нужны студентам, тем более, что стали первыми в истории вузовского обучения в России. Некоторые студенты, помимо обязательной для всех письменной работы в рамках спецкурса, пишут затем курсовые и защищают дипломы на белорусоведческие темы. К тому же программой предусмотрена многочасовая самостоятельная индивидуальная работа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.