Научная статья на тему 'Обеспечение системы эффективности военно-технического сотрудничества с использованием индикативного планирования'

Обеспечение системы эффективности военно-технического сотрудничества с использованием индикативного планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / INDICATIVE PLANNING / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денискин С. В., Кузнецова А. В.

В статье рассмотрены проблемы обеспечения системы эффективности военно-технического сотрудничества с использованием индикативного планирования, а также построен алгоритм реализации программы повышения эффективности военно-технического сотрудничества с использованием индикативного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTENANCE OF SYSTEM OF EFFICIENCY OF MILITARY-TECHNICAL COOPERATION WITH USE OF INDICATIVE PLANNING

In article problems of maintenance of system of efficiency of military-technical cooperation with use of indicative planning are considered, and also the algorithm of realization of the program of increase of efficiency of military-technical cooperation with use of indicative planning is constructed.

Текст научной работы на тему «Обеспечение системы эффективности военно-технического сотрудничества с использованием индикативного планирования»

3. Гибкость структуры и возможность оперативного включения в систему новых функциональных и структурных элементов. Госкорпорация, отрасль, экономика государства являются сложными динамическими системами, постоянно изменяющимися, поэтому вместе с изменениями внешней и внутренней среды корпорации необходима адекватная корректировка системы ее экономической безопасности.

4. Распределение функций и задач между элементами системы, позволяющее достичь поставленной цели. Система экономической безопасности госкорпорации должна состоять из элементов управления, направленных на регулирование различных объектов в корпорации, при этом конкретное и однозначное закрепление целей за каждым управляющим элементом позволит избежать дублирования функций и повысит ответственность.

5. Система должна быть экономически эффективна, т. е. приносимый ее деятельностью экономический эффект должен превышать издержки по ее функционированию, в противном случае сис-

тему экономической безопасности госкорпорации выгоднее ликвидировать, так как она сама станет источником угрозы экономической безопасности корпорации.

6. Законность деятельности, которая должна обеспечиваться без нарушения действующего законодательства.

Соответствие системы экономической безопасности госкорпорации перечисленным выше требованиям позволит ей максимально эффективно выполнять возложенные на нее задачи. Согласованные задачи, функции, принципы и требования к функционированию системы экономической безопасности госкорпорации, их взаимная обусловленность представляют сущность комплексного концептуального подхода к выработке стратегии обеспечения экономической безопасности госкорпорации. Таким образом, для того, чтобы госкорпорации обеспечила себе экономическую безопасность, которая представляет собой совокупность угроз, принципов и инструментов защиты, целесообразно создать систему обеспечения экономической безопасности.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Денискин С.В., зам. директора ФГУП «Гос НИИАС»

Кузнецова А.В., соискатель ИЭСО

В статье рассмотрены проблемы обеспечения системы эффективности военно-технического сотрудничества с использованием индикативного планирования, а также построен алгоритм реализации программы повышения эффективности военно-технического сотрудничества с использованием индикативного планирования.

Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, индикативное планирование, эффективность

MAINTENANCE OF SYSTEM OF EFFICIENCY OF MILITARY-TECHNICAL COOPERATION WITH USE OF INDICATIVE PLANNING

Deniskin S., Ph.D., Deputy Director Federal State Unitary Enterprise «State NIIAS»

Kuznetsova A., The applicant, IESO

In article problems of maintenance of system of efficiency of military-technical cooperation with use of indicative planning are considered, and also the algorithm of realization of the program of increase of efficiency of military-technical cooperation with use of indicative planning is constructed.

Keywords: military-technical cooperation, indicative planning, efficiency

Для выбора оптимальной стратегии развития военно-технического сотрудничества необходимо использовать с некоторыми доработками существующие в настоящее время информационные системы поддержки стратегических решений (ИС ПСР). Цель любой такой системы - трансформировать информацию, полученную из различных источников, в модели, необходимые для принятия стратегических и тактических управленческих решений по взаимодействию участников военно-технического сотрудничества. Связующий элемент в ИС ПСР - диалоговая система, позволяющая пользо-

вателю работать с различными базами данных, используя разные системы моделей (рисунок 1). На схеме представлены четыре основных блока анализа взаимодействия:

1) индикаторы экономической безопасности и бюджетной эффективности;

2) индикаторы стратегического развития;

3) индикаторы ресурсного обеспечения и экономического состояния;

4) блок обработки данных на основе типовых моделей.

Рис. 1. Система индикаторов, предназначенная для развития военно-технического сотрудничества

Исследование экономической безопасности и бюджетной эффективности основывается на получении текущей информации из различных, в том числе, специальных источников с целью распознавания и установления возможных проблем, с которыми может столкнуться государство в процессе развития военно-технического сотрудничества. Основными индикаторами экономической безопасности и бюджетной эффективности являются: 1) приоритетные направления угроз; 2) готовность страны к обороне; 3) оснащенность вооружениями и военной техникой; 4) степень обновления вооружения и военной техники; 5) Удельный вес реализованных программ в общем виде реализованных программ; 6) удельная стоимость разработки образца вооружения и военной техники.

Система внешней информации объединяет сведения о состоянии институциональной и экономической среды взаимодействия, рынка и его инфраструктуры, поведении различных субъектов экономики, мерах государственного регулирования рыночных механизмов и др. Для сбора текущей внешней информации используются формальные и неформальные процедуры. Подобная информация добывается путем изучения периодических и специальных изданий, статистических сборников, обзоров коммерческих исследовательских организаций, данных, предоставленных компетентными органами.

Система внутренней информации включает совокупность данных, возникающих в рамках предпринимательского объединения, а также в органах государственной власти, непосредственно участвующих во взаимодействии, в форме бухгалтерской и статистической отчетности, системы внутренних регламентов, положений, инструкций и другой оперативной и текущей производственной и научно-технической информации. В ней отражаются сведения об участниках объединения, характере и эффективности их деятельности, движении ресурсов и т. п.

Исследовательская информация возникает в результате проведения исследований конкретных направлений стратегического анализа. К ним, например, относятся: анализ параметров рынка и его освоения конкурентами, изучение тенденций деловой активности партнеров, политики цен и способов продвижения услуг, реакции потребителей на новые услуги, т. е. получение точных и достовер-

ных данных по определенным проблемам взаимодействия, необходимых для принятия государством обоснованных стратегических решений по участию во взаимодействии.

Наличие четких индикаторов и качественной программы развития военно-технического сотрудничества позволит более грамотно и обстоятельно обосновать форму и способ финансирования каждого конкретного проекта, а также прогнозировать бюджетный эффект от реализации продукции военного назначения. В работе предложена методика использования индикативного планирования для разработки программы повышения эффективности военно-технического сотрудничества. Алгоритм реализации данной программы предполагает следующие основные шаги (рисунок 2):

■ используемого в рамках индикативного планирования подхода.

■ Определение необходимых в рамках используемого индикативного планирования информационных источников

■ Определение основных индикаторов.

■ Разработка программы повышения эффективности военнотехнического сотрудничества.

■ Увязка предложенной программы с установленными индикаторами.

■ Подкрепление программы мероприятиями, способствующими достижению намеченных индикаторов.

■ Подготовка к реализации программы.

■ Реализация программы.

Первые два шага предлагаемой методики представляют собой этап постановки задач для создаваемой информационной системы индикативного планирования. Третий, четвертый, пятый и шестой шаги являются этапом, на котором закладывается основа разрабатываемой программы на основе индикативного планирования -определяются основные индикаторы на основе шагов 1 и 2 (оцениваются источники информации, методы ее сбора), задаются возможности использования индикаторов в предлагаемой программе. Седьмой и восьмой шаг предлагаемой методики представляют собой процесс утверждения и внедрения программы повышения эффективности военно-технического сотрудничества с использованием индикативного планирования на уровне государства. Рассмот-

Рис. 2. Алгоритм реализации программы повышения эффективности военно-технического сотрудничества с использованием

индикативного планирования

рим каждый из предлагаемых шагов в отдельности.

1. Определение используемого в рамках индикативного планирования подхода. Основным определяющим фактором того, какой вид приобретает программа развития военно-технического сотрудничества на основе индикативного планирования является то, какая модель стратегического управления либо уже используется, либо будет использоваться. Структура предлагаемой нами программа развития военно-технического сотрудничества на основе индикативного планирования разрабатывалась исходя именно из этого положения. Основными задачами данного шага является определение используемой модели стратегического управления и используемых этой моделью аналитических инструментов.

2. Определение необходимых в рамках используемого индикативного планирования информационных источников. После определения используемого подхода к стратегическому управлению и формулирования списка аналитических инструментов мы можем переходить к следующему шагу - определению тех характеристик и показателей, без которых аналитический процесс невозможен. Этот шаг ставит уже непосредственно перед программой развития военно-технического сотрудничества на основе индикативного планирования четко очерченную задачу - обеспечение аналитического процесса программа индикативного планирования информацией в необходимом ему объеме. Осуществление этого шага осуществляется с использованием систематизированного перечня необходимых для аналитического процесса характеристик и критериев. Таким образом, основной задачей данного шага является определение того, информация по каким индикатором будет обеспечиваться разрабатываемой программой развития военно-технического сотрудничества. Иными словами, этот шаг дает ответ на вопрос: «Поступление какой информации должна обеспечиваться разрабатываемая программа развития военно-технического сотрудничества на основе индикативного планирования?».

3. Определение основных индикаторов. Требования к программе развития военно-технического сотрудничества на основе индикативного планирования, касающиеся того, какие именно индикаторы нужно оценивать для развития военно-технического сотрудничества в рамках стратегического управления, обеспечение которых и является основной задачей программы развития. На данном этапе также оцениваются источники информации, использование которых планируется в рамках индикативного планирования, с точки зрения их достоверности и проверяемости. Таким образом, основной задачей этого шага является разработка основных индикаторов развития военно-технического сотрудничества с точки зрения достижения целей государства.

4. Разработка программы повышения эффективности военнотехнического сотрудничества. После определения основных индикаторов развития военно-технического сотрудничества (или одновременно) разрабатывается программа повышения эффективности военно-технического сотрудничества, в которой учитываются основные цели и задачи программы, сроки и этапы реализации, перечень основных мероприятий, головные исполнители мероприятий, объемы и источники финансирования, ожидаемые конечные результаты реализации, а также прописывается система организации контроля за исполнением программы.

5. Увязка предложенной программы с установленными индикаторами определения основных индикаторов и разработки программы повышения эффективности военно-технического сотрудничества необходимо привязать выявленные индикаторы к конкретным направлениям повышения эффективности военно-технического сотрудничества, разработанным в программе. Также необходимо рассмотреть границы ответственности служб и подразделений ФГУП «Рособоронэкспорт» и других посредников, проанализировать их функциональные обязанности. Таким образом, основной задачей этого шага является определение основных индикаторов по направлениям повышения эффективности военно-технического сотрудничества, а также привязка к данным индикаторам конкретные службы и подразделения, ответственные за их достижения.

6. Подкрепление программы мероприятиями, способствующими достижению намеченных индикаторов. После распределения ответственности между конкретными подразделениями и службами следует определение возможности повышения качества выполнения запланированных в программе задач. Так, например, процесс получения информации о конкретном индикаторе электронным способом существенно быстрее процесса получения той же инфор-

мации, к примеру, в бумажном виде. Хранение информации об изменениях индикаторов также может осуществляться на электронных, а не на бумажных носителях. Для этого необходимо провести ряд мероприятий по переходу на электронный документооборот. Таким образом, в рамках данного шага необходимо рассмотреть те мероприятия, осуществляемые в рамках разработанной программы, которые могут облегчить, автоматизировать или усовершенствовать работу элементов программы для ускорения достижения намеченных индикаторов.

7. Подготовка к реализации программы. Данный шаг подразумевает осуществление мероприятий по планированию реализации программы. Под реализацией программы подразумеваются мероприятия по ее внедрению. В процессе осуществления этого шага происходит планирование мероприятий по реализации программы, планирование потребности в персонале, планирование потребности в технических средствах, разрабатывается бюджет реализации программы. Планирование мероприятий по подготовке к реализации программы осуществляется в соответствии с уже осуществленными шагами алгоритма. Основной задачей этого шага является составление сетевого графика реализации программы повышения эффективности военно-технического сотрудничества с использованием индикативного планирования, а также планирование ресурсной базы.

8. Реализация программы. Данный шаг представляет собой последовательность действий по реализации программы повышения эффективности военно-технического сотрудничества с использованием индикативного планирования. В рамках этого шага происходит осуществление мероприятий, запланированных в процессе осуществления седьмого шага, и утвержденных Президентом Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.