Таблица 1. Сравнительная характеристика японской и американской моделей
№п/п Японская модель Американская модель
1. Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия Индивидуальный характер принятия решений
2. Коллективная ответственность Индивидуальная ответственность
3. Нестандартная, гибкая структура управления Строго формализованная структура управления
4. Неформальная организация контроля Четко формализованная процедура
5. Коллективный контроль Индивидуальный контроль руководителя
6. Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе
7. Основное качество руководителя умение осуществлять координацию действий и контроль Главное качество руководителя -профессионализм
8. Ориентация управления на группу Ориентация управления на отдельную личность
9. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату Оценка управления по индивидуальному результату
эффективность использования персонала. В итоге традиционный подход к работе с персоналом, основанный на «минимизации затрат», во многих случаях обнаружил свою несостоятельность.
Крупным новшеством в кадровой работе стало так называемое «планирование человеческих ресурсов» (ПЧР). ПЧР включает в себя прогноз перспективных потребностей, разработку схем замещения по группе управленцев высшего звена, выявление недостающих «человеческих ресурсов» в организациях, а также планирование мероприятий, обеспечивающих их восполнение. Перестройка кадровой работы в свое время в Америке начиналась с управляющих и высокооплачиваемых специалистов, так как инвестиции в этот персонал наиболее оправданы.
Компетентность и личная «заинтересованность» организации в управляющих высшего уровня наиболее радикально влияют на общие результаты ее деятельности. Поэтому кадровая работа, включая систему вознаграждения, социального страхования труда и различных льгот сориентирована в первую очередь на закрепление управленческой верхушки.
Наиболее значительные изменения наметились и происходят
до сих пор в отношении повышения квалификации работников. Общие затраты частного бизнеса на все виды обучения в Америке в конце 1990-х гг. превышали 30 млрд. долл. США в год. Например, в широко известных компаниях-лидерах 1ВМ и АТТ они составляли более 750 млн. долл. США в каждой. При этом важно отметить, что при переобучении к различным категориям персонала сохраняется дифференцированный подход. Прагматическая концепция «человеческих ресурсов» требует, чтобы подход к каждому человеку определялся экономическими критериями: полные затраты, «вложенные в человека» за счет капитала фирмы должны неизменно окупаться, а в долгосрочном аспекте - приносить прибыль.
Выбор стратегии кадровой работы определяется реальными условиями функционирования диверсифицированных холдингов и НПО, обусловленными в свою очередь общими рамками социально-экономического контекста той или иной страны. Сравнительная характеристика японской и американской моделей организации работы с персоналом приведена в таблице 1. Она поможет любому руководителю найти свой стиль и сделать правильный управленческий выбор.
РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
Мухитов Н.М., докторант, МАЭП
В статье рассмотрены методов обеспечения экономической безопасности государственной корпорации, проведена классификация элементов, обеспечивающих экономическую безопасность корпорации, а также описаны требования к системе обеспечения экономической безопасности государственной корпорации.
Ключевые слова: экономическая безопасность, государство, государственная корпорация, требования, система безопасности.
WORKING OUT AND SUBSTANTIATION OF METHODS OF MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY OF THE STATE CORPORATION
Muhitov N., doctorant, MAEP
In article are considered methods of maintenance of economic safety of the state corporation, classification of the elements providing economic safety of corporation is spent, and also requirements to system of maintenance of economic safety of the state corporation are described.
Keywords: economic safety, the state, the state corporation, requirements, safety system.
Проблема экономической безопасности корпорации была под- аспектов проблемы экономической безопасности можно признать
нята исследователями в середине 1990-х гг. На всем протяжении диссертацию Матвеева Н. В. «Экономическая безопасность пред-
исследования проблемы экономической безопасности корпорации приятия». В ней дается следующее определение: «экономическая
было несколько попыток разработать концепцию ее комплексного безопасность предприятия - это состояние предприятия, при кото-
решения. ром обеспечивается стабильность его функционирования, финан-
Поэтому представляется необходимым обобщить и проанали- совое равновесие и регулярное извлечение прибыли, возможность
зировать результаты, полученные другими исследователями, с це- выполнения поставленных целей и задач, способность к дальней-
лью уточнения комплекса понятий, раскрывающего сущность эко- шему развитию и совершенствованию»1. Данное определение по-
номической безопасности госкорпорации как объекта исследова- зволяет указать на отдельные характеристики экономической за-
ния. щищенности корпорации, такие как стабильность ее функциони-
Одним из наиболее подробных исследований теоретических рования, финансовое равновесие, возможность выполнения постав-
ленных акционерами целей и задач, способность к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Мы предлагаем следующее определение: экономическая безопасность госкорпорации - это состояние защищенности ее экономических интересов от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию миссии2 корпорации, целей3 ее создания и устойчивость развития. В данном определении фигурирует термин «устойчивое развитие», требующий, на наш взгляд, раскрытия. В русском языке словом «устойчивость» характеризуется состояние, при котором объект стоит твердо, не колеблясь, не падая4.
Определение термина устойчивое развитие можно трактовать как, целенаправленное, постоянное изменение объекта, приводящее его к качественно новому состоянию, вне зависимости от воздействия на него каких-либо случайных факторов. Поскольку существующее состояние корпорации формируется в процессе ее финансово-хозяйственной деятельности и определяется множеством факторов внешней и внутренней среды, то в целях исследования под устойчивостью будем понимать стабильную финансовохозяйственную деятельность корпорации, ее способность противостоять негативному воздействию условий внешней и внутренней среды.
Другой неотъемлемой составляющей понятия экономической безопасности являются угрозы. Угрозы экономической безопасности определяются исследователями схоже, так, Клейнер Г. Б. определяет их как «изменения во внешней или внутренней среде субъекта, которые приводят к нежелательным изменениям предмета безо-пасности»5. Зубик В. Б. считает, что угроза экономической безопасности корпорации - это «совокупность факторов и условий, создающих опасность для нормального функционирования объектов экономики в соответствии с их целями и задачами»6.
Применение системного подхода к исследованию сущности экономической безопасности госкорпорации обуславливает необходимость рассмотрения экономической безопасности общества как сложной системы, в состав которой экономическая безопасность корпорации входит как подсистема. Наиболее приемлемой, по нашему мнению, представляется позиция Матвеева Н. В. выделяющего следующие уровни системы экономической безопасности общества7:
• международная (глобальная и региональная);
• национальная;
• локальная (региональная или отраслевая);
• частная (корпораций и личная).
Системой обеспечения экономической безопасности госкорпорации предлагаем считать комплекс мероприятий, имеющих экономическую и правовую природу и направленных на достижение и поддержание состояния экономической безопасности корпорации и осуществляемых в соответствии со стратегическим планом ее развития. Данное определение во многом, совпадает с позицией Грунина О., считающего, что «система безопасности корпорации представляет ограниченное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безопасность корпорации и достижение ей целей бизнеса»8.
Точнее раскрыть сущность системы обеспечения экономической безопасности позволяет определение объекта системы обеспечения экономической безопасности, то есть того, на что предполагается направить действие системы обеспечения экономической безопасности корпорации. Объект системы обеспечения экономической безопасности, в соответствии с предлагаемой концепцией, - совокупность имущественных и неимущественных прав и экономических интересов корпорации, трансформация состояния кото-
рых приводит к изменению уровня ее экономической безопасности.
Совокупность имущественных и неимущественных прав и интересов госкорпорации можно охарактеризовать как экономические интересы корпорации, реализация которых способствует обеспечению ее экономической безопасности. Субъектом системы обеспечения экономической безопасности является лицо или группа лиц, в силу своих должностных обязанностей способных и обязанных обеспечивать функционирование системы обеспечения экономической безопасности корпорации.
Приведенный перечень объектов, несомненно, затрагивает ряд направлений, по которым необходима защита экономических интересов госкорпорации, однако, отсутствует комплексный подход к их определению, позволяющий учитывать максимально широкий перечень существенных для госкорпорации угроз ее экономической безопасности. По мнению Зубика В. Б., деятельность по обеспечению экономической безопасности корпорации включает9:
• защиту материальных и финансовых ценностей корпорации и дочерних обществ;
• защиту интеллектуальной собственности;
• эффективное управление персоналом;
• защиту информационных ресурсов корпорации, т. е. защиту информационного обеспечения научной, производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности корпорации в рыночных условиях.
Исходя из данных направлений, Зубик В. Б. перечисляет виды мероприятий по защите экономической безопасности:
• физические, т. е. создание препятствий для доступа к охраняемому имуществу, финансам, информации;
• административные, т. е. введение соответствующего режима, порядка прохода и выхода, приема посетителей, создание службы безопасности и т. п.;
• технические, т. е. использование технических средств и систем охраны;
• криптографические, т. е. применение систем кодирования и шифровки информации;
• программные, т. е. использование современных информационных технологий, баз данных, защита от несанкционированного доступа к ним и т. п.;
• экономические, т. е. меры материального стимулирования, финансирования защитных мероприятий и т. п.;
• морально-этические, т. е. меры морального воздействия, воспитательная работа, разработка кодексов поведения, создание атмосферы корпоративного духа, партнерства единомышленников и т. д.10
Данная система не включает ряд важных, на наш взгляд, компонентов: механизма идентификации угроз и оценки уровня экономической безопасности госкорпорации, прогнозирование ее состояния и планирование системы экономической безопасности госкорпорации. Концепция системы экономической безопасности корпорации по Зубику В. Б. в целом не обладает важным свойством, необходимым для ее эффективной реализации: системностью.
В состоянии кризисного развития, по мнению Бендикова М. А. «наибольшую опасность для корпорации представляет разрушение ее потенциала (производственного, технологического, научно-технического и кадрового), как главного фактора жизнедеятельности корпорации»11 . Бендиков М. А. предлагает следующие цели и задачи стратегии экономической безопасности, которая должна включать «характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности корпорации; определение и мониторинг факторов,
1 Матвеев Н. В. Экономическая безопасность предприятия.: Дис. к.э.н. /Российская экономическая академия. - Защищена 1999.11.24,
С. 26
2 Миссия организации - это ее социальное предназначение
3 Целью коммерческой организации принято считать получение прибыли
4 Ожегов С. Н. Словарь русского языка/Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 15-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1984, С. 772.
5 Клейнер Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997, с. 79.
6 Зубик В. Б., Зубик Д. В., Седегов Р. С., Абдула А.. Экономическая безопасность предприятия (фирмы). - Мн.: Выш. шк., 1998 С. 26
7 Матвеев Н. В. Экономическая безопасность предприятия.: Дис...к.э.н. // Российская экономическая академия. - 1999.11.24, С. 20
8 Грунин О., Грунин С. Экономическая безопасность промышленного предприятия - СПб.: Питер, 2002, С. 44
9 Зубик В. Б., Зубик Д. В., Седегов Р. С., Лбдула А.. Экономическая безопасность предприятия (фирмы). - Мн.: Выш. шк., 1998, С. 27
10 Зубик В. Б., Зубик Д. В., Седегов Р. С., Лбдула А.. Экономическая безопасность предприятия (фирмы). - Мн.: Выш. шк., 1998, С. 28
11 Там же, С. 20
укрепляющих или разрушающих устойчивость его социально-экономического положения на краткосрочную и среднесрочную (три -пять лет) перспективу; определение критериев и параметров (пороговых значений) показателей, характеризующих интересы корпорации и отвечающих требованиям ее экономической безопасности; разработку экономической политики, включающей механизмы учета воздействующих на состояние экономической безопасности факторов; направления деятельности корпорации по реализации стратегии»12.
Однако предметом исследований автора явилось обеспечение экономической безопасности корпорации, осуществляющего наукоемкую производственную деятельность в условиях кризиса, что обусловило акцент в концепции Бендикова М. А. на защите экономических интересов корпорации в сфере сохранения и развития научного потенциала. В рамках концепции обеспечения экономической безопасности корпорации по Клейнеру Г. Б. выделяются следующие возможные объекты экономической безопасности13:
• различные структурные подразделения или группы сотрудников либо владельцев акций корпорации и т. п.;
• те или иные виды ресурсов или имущества корпорации;
• качественные характеристики ресурсов или имущества, например, возраст основных фондов, показатели качества окружающей корпорацию среды;
• отдельные виды деятельности и процессы, например обновление основных фондов, формирование портфеля инвестиционных проектов, диверсификация производственной программы и т. п.;
• качественные характеристики деятельности, например, скорость обновления основных фондов или темпы технологического развития.
Приведенный перечень объектов и возможных критериев их оценки, разработанный Клейнером Г. Б., позволяет сделать вывод о недостаточно глубоком и всестороннем исследовании проблемы обеспечения экономической безопасности корпорации, что также обусловлено предметом исследований: рисками в деятельности корпорации, функционирующей в нестабильной экономической среде.
Предлагаемая концепция обеспечения экономической безопасности корпорации основана на гипотезе, которая состоит в том, что стратегия экономической безопасности принимается как философия управления корпорацией и требует создания системы экономической безопасности, функционирование которой позволит обеспечить защищенность экономических интересов корпорации и ее акционеров от внешних и внутренних угроз. Принятая гипотеза требует обоснования и разработки теоретических и методологических основ создания и функционирования системы обеспечения экономической безопасности корпорации, разработке механизма оценки уровня экономической безопасности дочерних обществ, а также элементов системы внутренней организационно-правовой защиты ее экономических интересов.
Система обеспечения экономической безопасности госкорпорации, предложенная в рамках настоящего концептуального подхода, представляет собой многоуровневую структуру, вершиной которой является комплексная оценка уровня экономической безопасности корпорации. Средний уровень системы экономической безопасности корпорации составляет объекты системы, сгруппированные по признаку общности заключенных в них внешних экономических угроз. Последним, заключительным, уровнем системы экономической безопасности корпорации, является комплекс мероприятий, обеспечивающих защищенность объектов.
Управление экономической безопасностью не является разрозненным процессом, он должен осуществляться на основе стратегии. Функционирование механизма осуществляется через практические действия, которые включают, прежде всего, уточнение интересов акционеров корпорации, определение приоритетов в финансово-хозяйственной деятельности, прогнозирование возможных угроз, а затем разработку на базе этого основных направлений стратегии обеспечения экономической безопасности корпорации.
Эффективность функционирования стратегии экономической безопасности госкорпорации характеризуется целым рядом критериев и показателей. Их многообразие усложняет процесс получения исходных данных и проведение самой оценки стратегии. В связи
с этим из возможных методов оценки многокритериальных систем в методике использованы метод экспертных оценок и лексико-графическая задача оптимизации. Метод экспертных оценок включает комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов-экспертов информации, ее анализ и обработка с целью подготовки и выбора рациональных решений.
Сущность этого метода заключается в проведении квалифицированными специалистами-экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формализованной обработкой результатов. Комплексное использование интуиции, логического мышления и соответствующего математического аппарата позволяет получить решение поставленной стратегии. Но выбор стратегии обусловлен взаимозависимостью инструментов управления и тех угроз, которые есть у корпорации. В этой связи является целесообразным построение таблицы зависимости инструментов от угроз (табл. 5.3). Данная таблица сопоставлений позволяет сделать два вывода:
• во-первых, набор инструментов управления экономической безопасностью корпорации должен быть таким, чтобы он перекрывал все виды угроз или те приоритетные, которые могут быть выявлены на этапе анализа угроз корпорации;
• во-вторых, при выявлении / усилении угрозы корпорация может использовать определенный набор инструментов для предотвращения / уменьшения возможного ущерба своей деятельности.
Любая выбранная стратегия обеспечения экономической безопасности должна включать характеристику внешних и внутренних угроз; определение и мониторинг факторов, укрепляющих или разрушающих устойчивость его производственно-экономического положения на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу; определение критериев и пороговых значений показателей, характеризующих интересы корпорации и отвечающих требованиям ее экономической безопасности. Для достижения поставленной перед системой экономической безопасности корпорации цели - обеспечения ее экономической безопасности необходимо решение системой следующего комплекса задач:
• выявление круга объектов системы экономической безопасности корпорации, функциональных связей между ними и значимости каждого для экономической безопасности корпорации;
• определение состояния защищенности экономической безопасности корпорации путем реализации модели экономической безопасности, включающей комплекс параметров деятельности корпорации, ее дочерних обществ с использованием пороговых значений;
• оценка и мониторинг уровня защищенности и обеспеченности экономической безопасности корпорации и эффективности менеджмента по ее обеспечению;
• разработка, внедрение и контроль функционирования системы внутренней правовой защиты, придающей легитимность системе экономической безопасности корпорации и являющейся ее инструментарием;
• прогнозирование экономической безопасности корпорации и планирование системы ее экономической безопасности с целью определения будущего состояния дочерних обществ, определяющих уровень экономической безопасности корпорации и мероприятий по управлению их экономической защищенностью.
Для того чтобы система обеспечения экономической безопасности госкорпорации функционировала эффективно, на наш взгляд, она должна отвечать следующим требованиям:
1. Следование четко обозначенной цели: обеспечению экономической безопасности госкорпорации. Система экономической безопасности госкорпорации не должна становиться инструментом борьбы между заинтересованными в контроле над корпорацией акционерами, группами менеджеров или с неугодными сотрудниками.
2. Наличие беспрепятственной возможности сбора информации, необходимой для оценки экономической безопасности госкорпорации. Для эффективного функционирования системы экономической безопасности госкорпорации необходим широкий спектр точной и достоверной информации о деятельности всех дочерних обществ, отрасли, состоянии экономики государства в целом.
12 Там же, С. 21
13 Клейнер Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997, С. 79
3. Гибкость структуры и возможность оперативного включения в систему новых функциональных и структурных элементов. Госкорпорация, отрасль, экономика государства являются сложными динамическими системами, постоянно изменяющимися, поэтому вместе с изменениями внешней и внутренней среды корпорации необходима адекватная корректировка системы ее экономической безопасности.
4. Распределение функций и задач между элементами системы, позволяющее достичь поставленной цели. Система экономической безопасности госкорпорации должна состоять из элементов управления, направленных на регулирование различных объектов в корпорации, при этом конкретное и однозначное закрепление целей за каждым управляющим элементом позволит избежать дублирования функций и повысит ответственность.
5. Система должна быть экономически эффективна, т. е. приносимый ее деятельностью экономический эффект должен превышать издержки по ее функционированию, в противном случае сис-
тему экономической безопасности госкорпорации выгоднее ликвидировать, так как она сама станет источником угрозы экономической безопасности корпорации.
6. Законность деятельности, которая должна обеспечиваться без нарушения действующего законодательства.
Соответствие системы экономической безопасности госкорпорации перечисленным выше требованиям позволит ей максимально эффективно выполнять возложенные на нее задачи. Согласованные задачи, функции, принципы и требования к функционированию системы экономической безопасности госкорпорации, их взаимная обусловленность представляют сущность комплексного концептуального подхода к выработке стратегии обеспечения экономической безопасности госкорпорации. Таким образом, для того, чтобы госкорпорации обеспечила себе экономическую безопасность, которая представляет собой совокупность угроз, принципов и инструментов защиты, целесообразно создать систему обеспечения экономической безопасности.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Денискин С.В., зам. директора ФГУП «Гос НИИАС»
Кузнецова А.В., соискатель ИЭСО
В статье рассмотрены проблемы обеспечения системы эффективности военно-технического сотрудничества с использованием индикативного планирования, а также построен алгоритм реализации программы повышения эффективности военно-технического сотрудничества с использованием индикативного планирования.
Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, индикативное планирование, эффективность
MAINTENANCE OF SYSTEM OF EFFICIENCY OF MILITARY-TECHNICAL COOPERATION WITH USE OF INDICATIVE PLANNING
Deniskin S., Ph.D., Deputy Director Federal State Unitary Enterprise «State NIIAS»
Kuznetsova A., The applicant, IESO
In article problems of maintenance of system of efficiency of military-technical cooperation with use of indicative planning are considered, and also the algorithm of realization of the program of increase of efficiency of military-technical cooperation with use of indicative planning is constructed.
Keywords: military-technical cooperation, indicative planning, efficiency
Для выбора оптимальной стратегии развития военно-технического сотрудничества необходимо использовать с некоторыми доработками существующие в настоящее время информационные системы поддержки стратегических решений (ИС ПСР). Цель любой такой системы - трансформировать информацию, полученную из различных источников, в модели, необходимые для принятия стратегических и тактических управленческих решений по взаимодействию участников военно-технического сотрудничества. Связующий элемент в ИС ПСР - диалоговая система, позволяющая пользо-
вателю работать с различными базами данных, используя разные системы моделей (рисунок 1). На схеме представлены четыре основных блока анализа взаимодействия:
1) индикаторы экономической безопасности и бюджетной эффективности;
2) индикаторы стратегического развития;
3) индикаторы ресурсного обеспечения и экономического состояния;
4) блок обработки данных на основе типовых моделей.
Рис. 1. Система индикаторов, предназначенная для развития военно-технического сотрудничества