факторами3. Внешняя среда формирует корпоративное управление с позиций системного характера. Под ним понимается совокупность воздействия структурных, политических, экономических факторов, обуславливающих качественно-количественные признаки построения корпоративной системы.
Основное назначение корпоративного управления состоит в создании благоприятных условий для стабильного и устойчивого развития компании, но без вмешательства в процесс принятия оперативных решений профессиональным менеджментом4. Естественно, возникает вопрос: как это сделать? Исследование по этому вопросу показало, что эффективное решение этой проблемы осуществимо тогда, когда принятие управленческих решений не осложняется структурой собственности ТРПС. Дело в том, что здесь возможны несколько случаев поведения собственников.
Во-первых, наличие такой структуры собственности управляющей компании ТРПС, при которой при принятии управленческих решений нейтрализуются возможные «центробежные мотивации» со стороны многочисленных собственников.
Во-вторых, при имеющейся договорной регламентации действий собственников создаются условия для успешной реализации общекорпоративной стратегии ТРПС.
В-третьих, при проведении перспективных изменений в структуре капитала как в управляющей компании ТРПС, так и на отдель-
ных предприятиях, необходимо стремиться к консенсусу интересов.
К сожалению, в территориально распределенной предпринимательской сети права акционеров не всегда соблюдаются, что проявляется в нарушении порядка выплаты дивидендов, порядка уведомления акционеров о проведении общего собрания, нарушении правил переизбрания советов директоров, препятствиях в части вхождения акционеров в совет директоров и т.д.
Все это негативно сказывается на имидже ТРПС, а, следовательно, ведет к снижению ее привлекательности в глазах инвесторов. Как результат этого происходит нарушение основного принципа развития ТРПС - самофинансирования. Таким образом, организационно-методическое обеспечение совершенствования системы корпоративного управления представляет собой методический подход к решению столь сложной проблемы. Практическая его реализация состоит в разработке организационного проекта совершенствования корпоративного управления. В нем бы обосновывалась непротиворечивость предложенной структуры корпоративного управления действующему корпоративному законодательству, оценка социально-экономической эффективности того или иного элемента корпоративного управления с позиций интересов собственников и привлечения внешних инвесторов, выявление факторов угроз корпоративной собственности и определение возможных способов их нейтрализации.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Апарин Н.И.
В статье обоснованы направления повышения эффективности информационного обеспечения индикативного планирования для повышения эффективности институционального преобразования промышленных систем, обосновано использование индикативного планирования для разработки программы повышения эффективности институционального преобразования промышленных систем.
Ключевые слова: промышленность, продукция специального назначения, институциональное преобразование, индикативное планирование.
INSTITUTIONAL TRANSFORMATION OF INDUSTRIAL SYSTEMS WITH USE OF INDICATIVE PLANNING AT SPECIAL PURPOSE PRODUCTION
Aparin N.
In article directions of increase of efficiency of information support of indicative planning for increase of efficiency of institutional transformation of industrial systems are proved, use of indicative planning for working out of the program of increase of efficiency of institutional transformation of industrial systems is proved.
Keywords: the industry, special purpose production, institutional transformation, indicative planning
Актуальность проблемы использования индикативного планирования для повышения эффективности институционального преобразования с зарубежными странами обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, любое долгосрочное развитие определяется для хозяйствующего субъекта стратегическим видением будущего. Для предприятий такое стратегическое видение определяется собственником, однако такой подход в масштабах отрасли промышленности или целой экономической системы неприемлем из-за конфликта интересов собственников, различных условий хозяйственной деятельности. В данной ситуации государство должно использовать специализированные инструменты для обозначения долгосрочных ориентиров развития. Одним из наиболее эффективных инструментов является индикативное планирование, поскольку оно позволяет обозначить возможное состояние экономики, целевые ориентиры развития промышленности
Во-вторых, при институциональном преобразовании роль индикативного планирования усиливается тем, что в настоящее время государство является фактически оператором при выполнении функции координации поставок вооружений, офсетной деятельности, международной производственной кооперации. При наличии систем индикаторов возникает проблема эффективности их использования, поскольку в экономике существуют различные категории пользователей. В первую очередь, индикативное планирование является информационной основой принятия стратегических решений для самого государства, также пользователями системы индикаторов являются хозяйствующие субъекты промышленности. На значения базовых индикаторов ориентируются также различные потребители продукции, партнеры и конкуренты. Для того, чтобы быть удобным и полезным для всех потребителей индикативное планирование должно осуществляться в понятной и прозрачной форме с использованием современных информационных технологий, а также с учетом требований инвестиционного климата и бюджетной эффективности национальной экономики.
В-третьих, поскольку система индикативного планирования описывает будущее институциональной среды, для его осуществления привлекаются различные эксперты, деятельность которых должна быть скоординирована, упорядочена и формализована. В настоящее время деятельность экспертного сообщества по прогнозированию будущего состояния институциональной среды промышленных систем и приоритетов производственной деятельности не удовлетворяет требованиям лучших мировых стандартов. В этой связи требуется разработка инструментальных средств оценки системы индикаторов для определения пригодности их использования в практической деятельности участников институционального преобразования. Приведенные аргументы определяют данной актуальность и разработки направлений повышения эффективности институционального преобразования промышленных систем с использованием индикативного планирования.
Для выбора оптимальной стратегии реализации институциональных преобразований необходимо использовать с некоторыми доработками существующие в настоящее время информационные системы поддержки стратегических решений (ИС ПСР). Цель любой такой системы - трансформировать информацию, полученную из различных источников, в модели, необходимые для принятия стратегических и тактических управленческих решений по взаимодействию участников институционального преобразования. Связующий элемент в ИС ПСР - диалоговая система, позволяющая пользователю работать с различными базами данных, используя разные системы моделей (рисунок 1). На схеме представлены четыре основных блока анализа взаимодействия:
1) индикаторы инвестиционной привлекательности и бюджетной эффективности;
2) индикаторы стратегического развития;
3) индикаторы ресурсного обеспечения и экономического состояния;
4) блок обработки данных на основе типовых моделей.
Исследование инвестиционного климата и бюджетной эффективности основывается на получении текущей информации из различных, в том числе, специальных источников с целью распознавания и установления возможных проблем, с которыми может столкнуться государство в процессе развития институционального преобразования. Основными индикаторами инвестиционного климата и бюджетной эффективности являются: 1) приоритетные направления инвестирования; 2) налоговое окружение; 3) защита собственности; 4) интенсивность обновления продукции специального назначения; 5) корпоративный потенциал; 6) объем ресурсного обеспечения производства продукции специального назначения.
Рис. 1. Система индикаторов, предназначенная для развития институционального преобразования
Внешние источники информации объединяют сведения о состоянии институциональной и экономической среды, рынка и его инфраструктуры, поведении различных субъектов экономики, мерах государственного регулирования рыночных механизмов и др. Для сбора текущей внешней информации используются формальные и неформальные процедуры. Подобная информация добывается путем исследования периодических и специальных изданий, статистических сборников, обзоров коммерческих исследовательских организаций, данных, предоставленных компетентными органами.
Внутренние источники информации включают совокупность данных, возникающих в рамках системы институционального преобразования, а также в органах государственной власти, непосредственно участвующих в управлении институционального преобразования, например, через утверждение регламентов, положений, инструкций и другой оперативной и текущей нормативной, производственной и научно-технической информации. В ней отражаются сведения об участниках институционального преобразования, характере и эффективности их деятельности, движении ресурсов и т. п.
В результате обработки данных появляется исследовательская информация, на основании которой значение основных индикаторов трансформируется в конкретные стратегические и тактические решения. Другая составляющая индикативного анализа - оценка стратегического развития институционального преобразования с целью установления соответствия его ресурсных потребностей возможностям повышения бюджетной эффективности. Подобная информация должна агрегироваться в рамках системы обработки данных. Такая деятельность осуществляется периодически, по мере появления определенных факторов, влияющих на изменение значений выбранных индикаторов на основе использования специальных методов сбора и обработки данных.
Сбор информации в форме постоянного наблюдения и хранения получаемых данных занимает значительное место среди всех управленческих операций, так как связан с различными по характеру источниками информации. Наиболее эффективной формой реализации информационной поддержки стратегических решений является автоматизированная система, позволяющая выполнять с имеющимися данными различные операции в зависимости от текущей ситуации. Для построения модели углубления взаимодействия в рамках институционального преобразования при формировании соответствующей стратегии был выбран метод множественной регрессии и разработана модель, которая достаточно точно описывает деятельность в рамках институционального преобразования:
ТБЭ = Ь1 + Ь2$Рц - Ь3$Рз + Ь4$РПСН + Ь5^Рконк + Ь6^Ргф + £ ,
где
ТБЭ - темп роста бюджетной эффективности от институционального преобразования в % к предыдущему периоду;
8Р.ц - темп роста цен на продукцию специального назначения в % к предыдущему периоду;
8Р3 - темп роста затрат на продукцию специального назначения в % к предыдущему периоду;
Ь4$РПСН - темп роста объемов продукции специального назначения в % к предыдущему периоду;
§Ркпнк - улучшение условий конкуренции в % к предыдущему периоду;
®гф - темп роста государственного финансирования системы институционального преобразования в % к предыдущему периоду; Ъ1 - коэффициент автономной деятельности;
Ь3, - коэффициенты, отражающие значимость соответствующих индикаторов при описании прогнозируемой величины;
р - случайный фактор.
Данная модель позволяет на основе системы индикаторов оценить влияние различных событий на развитие системы институционального преобразования промышленных систем при производстве продукции специального назначения.
Наличие четких индикаторов и качественной программы развития институционального преобразования позволит более грамотно и обстоятельно обосновать форму и способ финансирования каждого конкретного проекта, а также прогнозировать бюджетный эффект от производства продукции специального назначения. Предложена методика использования индикативного планирования для разработки программы повышения эффективности институционального преобразования. Алгоритм реализации данной программы предполагает следующие основные шаги (рисунок 2) используемого в рамках индикативного планирования подхода:
Ш Определение необходимых в рамках используемого индикативного планирования информационных источников Определение основных индикаторов.
Разработка программы повышения эффективности институционального преобразования.
Увязка предложенной программы с установленными индикаторами.
Подкрепление программы мероприятиями, способствующими достижению намеченных индикаторов.
Подготовка к реализации программы.
Реализация программы.
Первые два шага предлагаемой методики представляют собой этап постановки задач для создаваемой информационной системы индикативного планирования. Третий, четвертый, пятый и шестой шаги являются этапом, на котором закладывается основа разрабатываемой программы на основе индикативного планирования - определяются основные индикаторы на основе шагов 1 и 2 (оцениваются источники информации, методы ее сбора), задаются возможности использования индикаторов в предлагаемой программе. Седьмой и восьмой шаг предлагаемой методики представляют собой процесс утверждения и внедрения программы повышения эффективности институционального преобразования с использованием индикативного планирования на уровне государства.
Ш
Ш
Ш
Ш
Ш
Ш
Рис. 2 Алгоритм реализации программы повышения эффективности институционального преобразования с использованием
индикативного планирования