Научная статья на тему 'Обеспечение режима содержания заключенных в исправительно-трудовых учреждениях Ленинграда и Ленинградской области в послевоенное десятилетие'

Обеспечение режима содержания заключенных в исправительно-трудовых учреждениях Ленинграда и Ленинградской области в послевоенное десятилетие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКЛЮЧЁННЫЕ / PRISONERS / ГУЛАГ / GULAG / ЛАГЕРЯ / КОЛОНИИ / COLONIES / СТАЛИНИЗМ / STALINISM / КАРАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / PUNITIVE POLICY / ЛАГЕРНЫЙ БАНДИТИЗМ / РЕЖИМ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ / POLITICAL REPRESSIONS / УГОЛОВНО-БАНДИТСТВУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ / CAMPS / CAMPS GANGSTERISM / MODE OF MAINTENANCE / CRIMINALS AND GANGSTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Будашевский Григорий Владленович

Статья посвящена рассмотрению проблемы изменения режима содержания заключенных в ИТУ Ленинградского региона в послевоенное десятилетие. Автором исследованы вопросы организации администрацией лагерей и колоний раздельного содержания различных категорий заключенных, пресечения их побегов и волнений, борьбы с лагерным бандитизмом с целью создания условий беспрепятственной эксплуатации подневольного труда заключенных. В статье прослеживаются также меры по либерализации советской пенитенциарной политики после смерти Сталина и степень эффективности их практического воплощения в ИТУ Ленинграда и области.The article considers the issue connected with the changes of the mode of prisoners maintenance in the corrective labor camps of the Leningrad region in the post-war decade. The author investigates the questions of the administrative organization, directed at creating conditions for unimpeded exploitation of forced labour of prisoners, such as separate maintenance for different categories of prisoners, in camps and colonies, escapes-prevention and excitements-prevention, fight against camps gangsterism. The measures, directed at liberalizations of soviet penintentiary policy after the death of Stalin, and the degree of efficiency of their practical embodiment in corrective labor camps of the Leningrad region are also traced.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение режима содержания заключенных в исправительно-трудовых учреждениях Ленинграда и Ленинградской области в послевоенное десятилетие»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ

В ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛЕНИНГРАДА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

Будашевский Г. В.

Статья посвящена рассмотрению проблемы изменения режима содержания заключенных в ИТУ Ленинградского региона в послевоенное десятилетие. Автором исследованы вопросы организации администрацией лагерей и колоний раздельного содержания различных категорий заключенных, пресечения их побегов и волнений, борьбы с лагерным бандитизмом с целью создания условий беспрепятственной эксплуатации подневольного труда заключенных. В статье прослеживаются также меры по либерализации советской пенитенциарной политики после смерти Сталина и степень эффективности их практического воплощения в ИТУ Ленинграда и области.

The article considers the issue connected with the changes of the mode of prisoners maintenance in the corrective labor camps of the Leningrad region in the post-war decade. The author investigates the questions of the administrative organization, directed at creating conditions for unimpeded exploitation offorced labour ofprisoners, such as separate maintenance for different categories ofprisoners, in camps and colonies, escapes-prevention and excitements-prevention, fight against camps gangsterism. The measures, directed at liberalizations of soviet penintentiary policy after the death of Stalin, and the degree of efficiency of their practical embodiment in corrective labor camps of the Leningrad region are also traced.

Ключевые слова: заключённые, ГУЛАГ, лагеря, колонии, сталинизм, карательная политика, лагерный бандитизм, режим, политические репрессии, уголовно-бандитствующий элемент.

Keywords: prisoners, GULAG, camps, colonies, stalinism, punitive policy, camps gangsterism, mode of maintenance, political repressions, criminals and gangsters.

После окончания Великой Отечественной войны в системе исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) на территории Ленинграда и области произошли определенные изменения. Прежде всего, они были вызваны ростом «населения» ИТУ из-за осуществления активного противодействия правоохранительных органов резко возросшим детской беспризорности и уголовной преступности. При этом, в силу существовавших условий жизни первых послевоенных лет, заключенными ИТУ оказывались не только те, кто по сути дела этого заслуживал - закоренелые уголовники и бывшие активные пособники немецко-фашистских захватчиков, но и те, кого безысходность и нужда толкали на преступный путь. Все большей наполняемости ИТУ несомненно способствовало и репрессивное по своей сути законодательство. Ведь именно тогда появились обнародованные 4 июня 1947 года Указы Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», «Об усилении охраны личной собственности граждан». В соответствии с ними, за кражу государственного

и общественного имущества судами назначалось наказание от 7 до 25 лет лишения свободы, а за кражу личной собственности - от 5 до 10 лет лишения свободы.1 Росту населения ИТУ не мог не способствовать и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни», согласно которому смертная казнь заменялась 25 годами заключения.2

С целью наилучшего эффективного использования всего контингента заключенных в лагерях и колониях на территории Ленинградского региона, перед руководством УМВД ЛО (Управления министерства внутренних дел по Ленинграду и области), в структуру которого входили все места лишения свободы на территории Ленинграда и области, возникла необходимость решения проблемы по их упорядоченному размещению. В связи с этим, со стороны УМВД ЛО перед руководством УИТЛК (Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний) на территории рассматриваемого региона была поставлена задача по созданию для каждой категории заключенных соответствующих условий режима их содержания и охраны. Поэтому, согласно приказу УМВД ЛО от 26 декабря 1947 года, в большинстве подразделений УИТЛК УМВД ЛО для содержания заключенных предусматривалось введение двух основных видов режима - усиленного и общего.

Данное обстоятельство было связано с появлением 24 марта 1947 года «Инструкции по режиму содержания заключенных в ИТЛ и колониях МВД». На основании приказа МВД СССР эта инструкция стала основным юридическим документом, регулирующим правовое положение заключенных в первые послевоенные годы. Положения инструкции не только позволили восстановить существовавший довоенный порядок содержания заключенных (общий и усиленный режим), но и вводили определенные нормы системы отбывания наказания, что для того времени имело существенное прогрессивное значение.

В частности, заключенные, содержавшиеся в ИТУ усиленного режима, могли переводиться в порядке поощрения по отбытии 1/3 срока наказания в ИТУ общего режима. В то же время злостные нарушители режима подлежали направлению на срок до 3-х месяцев в центральные штрафные колонии или лагерные пункты, представленные в каждом ИТЛ, УИТЛК, ОИТК (отделение исправительно-трудовой колонии).3 Лица, совершившие преступления в период отбывания наказания, помещались в специально созданные штрафные подразделения на срок от 6 месяцев до года. Становление их на путь исправления стимулировалось досрочным переводом из штрафных лагерных пунктов в ИТУ соответствующего режима.4

В соответствии с приказом УМВД ЛО от 26 декабря 1947 года, для осужденных за все виды преступлений взрослых мужчин, отрицательно проявивших себя в быту и на производстве в различных местах лишения свободы, в населенном

1 Соломон П. Советская юстиция при Сталине / М. пер. с англ. 1998. С. 390, 394.

2 Жак Росси. Справочник по ГУЛАГу 6 в двух частях. М. 1991. Ч. 1. С. 76.

3 Кузьмин С. И. Исправительно - трудовые учреждения в СССР (1917-1953 гг.). М. 1991. С. 118-119.

4 Уголовно - исполнительное право России, Учебник для вузов / Под ред. А. И. Зубкова. М. 1997. С. 85.

пункте Невская Дубровка на территории Мгинского района Ленинградской области был выделен Центральный штрафной лагерный пункт (лагпункт) при ЛО (лагерном отделении) № 9. В нем предусматривался усиленный режим содержания заключенных.5

Вид режима содержания и охраны заключенных напрямую зависел от степени тяжести совершенных ими преступлений. Наиболее опасными заключенными считались лица, осужденные за контрреволюционные преступления. В основном в их число входили пособники немецко-фашистских захватчиков, а также участники подпольных националистических бандитских формирований, существовавших на вошедших в состав СССР территориях Прибалтики, Западной Украины и Западной Белорусси, Молдавии.6

Кроме «контрреволюционеров», опасными в рассматриваемый период считались и осужденные из так называемого «уголовно-бандитствующего элемента», а также преступники-рецидивисты. Для этих категорий заключенных и предусматривался усиленный режим содержания и охраны. К категории «уголовно-бандитствующего элемента» относились лица из числа заключенных, осужденные за злостное неповиновение администрации мест лишения свободы, сопряженное с терроризированием и убийством других заключенных. Рецидивистами, как и в настоящее время, было принято считать лиц неоднократно осужденных за совершение уголовных преступлений. Для остальных заключенных лагерных подразделений и колоний на территории Ленинграда и области, в основной своей массе осужденных за совершение должностных, служебных и бытовых преступлений, вводился общий режим содержания и охраны.

Кроме центрального штрафного лагерного пункта при ЛО №9 в населенном пункте Невская Дубровка, в соответствии с данным приказом, был сформирован ряд отдельных лагерных пунктов усиленного режима: в Ленинграде - ОЛП №1 (ул. Константиноградская, д. 6), где в камерах тюремного типа содержались осужденные за особо опасные государственные преступления и рецидивисты - взрослые мужчины и женщины с различными сроками наказания; ОЛП №6 (Аптекарский пер., д. 7) при заводе «Красный гвардеец» и, прикрепленный к нему участок при заводе им.Ильича (Красногвардейский пер., д. 23), определялись согласно приказу местами содержания такого же состава заключенных по полу, возрасту и со сроками наказания свыше 3-х лет, осужденных за контрреволюционные преступления. Местом содержания заключенных, осужденных за те же преступления к различным срокам наказания взрослых мужчин определялся участок ОЛП №6 при 2-м ремонтно-жилищном управлении (РЖУ) Октябрьского района (ул. Связи, д. 13).7

Согласно приказу УМВД ЛО от 26 декабря 1947 г., на территории Ленинградской области помимо центрального штрафного лагерного пункта при ЛО №9 в пос. Невская Дубровка, усиленный режим вводился и для содержавшихся в отдельных зонах осужденных за контрреволюционные преступления взрослых мужчин и женщин в ОЛП №15 при торфобрикетном заводе в пос. Новое Лисино,

5 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 130. Л. 671-681.

6 Кузьмин С. И. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917-1953 гг.). М. 1991. С. 116.

7 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 130. Л. 671-681.

Тосненского района. Этот же вид режима был установлен и в ОЛП №20 (г. Пушкин, ул. Красной артиллерии, д. 23) для заключенных, осужденных за особо опасные уголовные преступления и рецидивистов старшего подросткового возраста (юношей от 16 до 18 лет). Для остальных лагерных пунктов с прикрепленными к ним участками и для всех исправительно-трудовых колоний и их участков сохранялся общий режим содержания и охраны заключенных.8

При этом, следует отметить, что к заключенным на территории Ленинградского региона в качестве поощрительной меры применялось направление в оздоровительный пункт при ЛО №17, расположенный в г. Бокситогорске, Тихвинского района, Ленинградской области. Согласно приказу УМВД ЛО от 26 декабря 1947 г., в ЛО №17 предписывалось содержать заключенных инвалидов обоего пола, осужденных за все виды преступлений независимо от срока наказания, а также заключенных - взрослых мужчин и женщин, ослабленных по своему физическому состоянию и нуждающихся в оздоровлении. Для последних из них, продолжительность нахождения в подразделении определялась от 3-х до 5-ти месяцев при общем режиме содержания.9

Упорядоченное размещение заключенных в местах лишения свободы на территории Ленинградского региона и в целом по стране в годы после окончания Великой Отечественной войны не могло не проходить без совершенствования структуры аппарата управления исправительно-трудовых учреждений. Укреплению режима в ИТУ мешали прежде всего разрозненные действия оперативно-чекистских аппаратов и охраны. Поэтому в марте 1947 г. в составе ГУЛАГа (Главного управления исправительно-трудовыми лагерями и колониями) МВД СССР создается первое управление по оперативной работе и охране. Соответственно на уровне ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей) и ИТК (исправительно-трудовых колоний) организовывались отделы (отделения). На местах оперативные работники и командиры ВОХР (военизированной стрелковой охраны) переходили в подчинение начальникам лагерных подразделений и колоний.10 В результате проведения данного организационного мероприятия, в подразделениях УИТЛК на территории Ленинградского региона уже к концу 1947 г. побеги заключенных из лагерных подразделений и колоний значительно снизились: если в 3-м квартале совершили побег 42 чел. заключенных, из которых было задержано 23 чел., то в 4-м квартале из совершивших побег - 16 чел. заключенных, 9 из которых задержано.11

Еще незадолго до окончания Великой Отечественной войны, в марте 1945 г. с целью укрепления режима содержания усложненного контингента заключенных появился приказ НКВД СССР «Об увольнении работников лагерного сектора ИТЛ, УИТЛК, ОИТК (отдела исправительно-трудовых колоний) НКВД, УНКВД, имевших в прошлом судимости». В связи с этим, кадровым аппаратам УИТЛК на местах предписывалось в двухмесячный срок уволить бывших

8 Там же.

9 Там же. Л. 666-670.

10 Уголовно - исполнительное право России. Учебник для вузов / Под ред. А. И. Зубкова. М. 1997. С. 85.

11 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 21. Л. 40.

заключенных, занимавших административно-хозяйственные должности, у которых судимость не снята. В порядке исключения на данных должностях могли оставаться бывшие члены и кандидаты партии, ВЛКСМ, специалисты с высшим и средним специальным образованием (врачи, инженеры, экономисты) бывшие сотрудники НКВД-НКГБ, если они отбывали наказание не за контрреволюционные или особо тяжкие преступления.12

Руководству УИТЛК Ленинграда и области в целях укрепления режима содержания заключенных приходилось выполнять задачи и по улучшению условий их содержания. После окончания Великой Отечественной войны при резко возросшем наполнении лагерных подразделений и колоний различными категориями подневольного контингента для его эффективного вовлечения в производственные процессы, руководители ИТУ были все чаще вынуждены принимать меры направленные на улучшение быта, досуга, медицинского обслуживания заключенных. Поэтому в марте 1946 г. директивой МВД СССР руководителям ИТУ предлагалось не только обеспечение надежной изоляции заключенных в целом, но и выполнение задач по улучшению условий их содержания путем установления рабочего дня, не превышающего 9 часов, восьмичасового непрерывного отдыха и 4 выходных дня в месяц; кроме того, предлагалось улучшить питание заключенных, разрешить закупку продуктов на рынке на их средства.13 Определенную роль в реализации отдельных положений этой директивы сыграл прокурорский надзор за деятельностью администрации ИТУ. И уже в указании ГУЛАГа от 25 ноября 1946 г. отмечалось, что несвоевременное выполнение всех предложений прокуроров, записанных в актах проверки законности установленного режима содержания, является нетерпимым. Руководители ИТЛ и колоний обязывались по материалам проверки сообщать о принятых мерах в ГУЛАГ и прокурору.14

Но несмотря на принимаемые руководством УИТЛК УМВД ЛО меры по стабилизации обстановки в местах лишения свободы, в лагерных подразделениях и колониях Ленинграда и области в рассматриваемый период времени наблюдался значительный рост криминальных проявлений. Они были вызваны тем, что наиболее организованной категорией заключенных являлись «блатные», которые вели паразитический образ жизни, контролировали ситуацию в ИТУ, утверждая свою власть террором против других категорий заключенных. Некоторые из «блатных», заняв административные посты, использовали их для терроризирования других заключенных.

Так, в 1946 г. в некоторых лагерях и колониях на территории Ленинградской области, благодаря попустительству должностных лиц, имели место факты массовых избиений заключенных и издевательств над ними со стороны комендантов и их помощников из числа уголовников. Несмотря на то, что

12 Кузьмин С. И. Деятельность исправительно-трудовых учреждений (1936-1960 г.). М. 1989. С. 21.

13 Борисов А. В., Дугин А. Н., Малыгин А. Я. и др. Полиция и милиция в России: страницы истории. М. 1995. С. 234-235.

14 Кузьмин С. И. Деятельность исправительно-трудовых учреждений (1936-1960 гг.). М. 1989.

С. 19-20.

руководство ИТУ на местах было заинтересовано в негласной поддержке согласных сотрудничать с ним представителей некоторых категорий заключенных, кровавые столкновения между ними не могли не влиять негативно на результаты производственного процесса. В этом случае срывалось выполнение главной задачи руководства УИТЛК - успешного трудового использования заключенных. Поэтому, заключенные из числа уголовников, виновные в массовых избиениях других заключенных, были отданы под суд. Суду военного трибунала были преданы и допустившие произвол ответственные сотрудники УИТЛК - начальник ИТК №12 Соколов, начальник ИТК №23 Пейрик и начальник ОЛП №8 Петров. За превышение власти они были осуждены на срок 1-2 года лишения свободы условно.15

Как показало исследование, несмотря на меры, принимаемые руководством УИТЛК УМВД ЛО по предотвращению преступных проявлений в местах лишения свободы, они продолжали иметь место и сопровождались тяжелыми последствиями. Будучи изолированными в местах заключения в результате карательной политики государства преступники-рецидивисты оказывали яростное противодействие администрации лагерей и колоний, пытаясь таким образом показать, кто является истинным хозяином положения дел в ИТУ. Так, например, в ОЛП №20 в г. Пушкин длительное время орудовала бандитская группа воров-рецидивистов в количестве 15 человек, которая систематически терроризировала малолетних заключенных, не работала, отнимала у заключенных передачи и деньги, на которые приобретала водку через расконвоированных заключенных. Непринятие руководством ОЛП №20 мер по пресечению данных фактов привело к тому, что 10 ноября 1948 г. находящиеся в пьяном состоянии бандитствующие элементы устроили массовое избиение заключенных. На требование прекратить шум и избиение заключенных вооруженные бандиты не только устроили погром в служебных помещениях, но и подожгли все документы и набросились на администрацию лагеря. После подавления бандитского выступления организовавшая его группа воров-рецидивистов в составе 15 человек была предана суду.16

Участившиеся криминальные проявления в ИТУ на территории Ленинграда и области, как и в других регионах страны, вызвали появление 31 декабря 1948 г. приказа МВД СССР «Об организации специальных лагерных подразделений строгого режима в ИТЛ МВД и УИТЛК МВД/УМВД», согласно которому, в целях укрепления режима и усиления борьбы с преступностью заключенных в исправительно-трудовых лагерях и в исправительно-трудовых колониях, организовывались специальные лагерные подразделения (лагерные отделения, лагерные пункты) строгого режима. В них предписывалось содержать: а) всех осужденных за бандитизм и вооруженный разбой, неисправимых рецидивистов, неоднократно судимых, поступающих в исправительно-трудовые лагеря из тюрем; б) всех сужденных в период отбывания срока наказания в местах

15 Говоров И. В., Советское государство и преступный мир (1920 - 1940-е гг.) // Вопросы истории. 2003. №11. С. 149-150.

16 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 142. Л. 199-200.

заключения за бандитизм, умышленное убийство, вооруженный разбой и побеги; в) содержащихся в местах заключения-осужденных за бандитизм и разбой, продолжающих в период отбывания наказания проявлять себя злостными дезорганизаторами лагерной и производственной дисциплины. Направлению в данные подразделения подлежали только осужденные на срок от 3 лет и выше. Режим их содержания предусматривал: а) использование заключенных преимущественно на тяжелых физических работах под усиленной охраной; б) запрещение расконвоирования заключенных; в) усиленный надзор за заключенными в жилых зонах и на производственных объектах; г) строгое наказание: содержание в карцере, в камерах штрафного режима с применением наручников, лишение на длительное время переписки и другие наказания за злостный отказ от работы, за нарушение лагерного режима и попытки к побегу. В случаях нападения или открытого злостного сопротивления, лагерной администрации и надзирателям разрешалось применять оружие.17

Оперативно-режимный аппарат лагерных подразделений обязывался расследовать каждый случай лагерного бандитизма, арестовывать и предавать суду виновных в нем лиц, внедрять агентуру в преступные группировки и разлагать их изнутри, изымать у заключенных самодельное холодное оружие, не допускать бандитских выступлений и проявлений. Только в 1950 г. были сформированы лагерные подразделения строгого режима для содержания 80 - 200 заключенных.18

Проведенный автором анализ архивных источников показывает, что к началу 50-х годов в УИТЛК УМВД ЛО еще не только не были созданы подразделения со строгим режимом содержания заключенных, но и не функционировали ранее созданные подразделения с усиленным режимом изоляции и охраны заключенных. Как указывалось в отчетном докладе УМВД ЛО за 3-й квартал 1950 г., этот факт явился основной причиной наличия значительного количества грубых нарушений лагерного режима, поскольку весь «уголовно-бандитствующий элемент», особенно из числа инвалидов, продолжал находиться в лагерных подразделениях общего режима. Заключенными этой категории в 3-м квартале 1950 г. в лагерях УИТЛК было совершено 2 убийства заключенных и 5 случаев ранения во время конфликтов (во 2-м квартале 1950 г. произошел один случай лагерного бандитизма и было совершено 3 убийства). По данным фактам 46 заключенных - злостных нарушителей режима было привлечено к уголовной ответственности, и 528 чел. были водворены в ШИЗО (штрафные изоляторы).19

Кроме того, руководство УИТЛК ЛО активно пыталось проводить линию по предотвращению побегов заключенных из мест лишения свободы. Большое значение при этом имело появление 23 июня 1948 г. приказа МВД

17 Кокурин А. И., Моруков Ю. Н. ГУЛАГ: структура и кадры // Свободная мысль - XXI. 2001. №1. С. 115.

18 Говоров И. В. Советское государство и преступный мир (1920-1940-е гг.) // Вопросы истории. 2003. №11. С. 151.

19 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 38. Л. 5.

СССР «О создании негласных бригад содействия военизированной охране ИТЛ-ИТК из заключенных». В нем подчеркивалась необходимость повышения качества квалифицированной агентурной работы по предупреждению одиночных и групповых побегов, для чего на конфиденциальной основе должны были привлекаться положительно зарекомендовавшие себя заключенные. В случае привлечения к негласной работе по борьбе с побегами, заключенные не должны были знать других членов бригады содействия, а при выявлении их негласной работы подлежали немедленной переброске в другие лагерные подразделения. Всю работу с негласными членами бригад содействия вели надзиратели.20 По состоянию на 1 октября 1950 г. в бригадах содействия охране в лагерных подразделениях УИТЛК ЛО состояло 2035 заключенных, через которых в течение 3 квартала 1950 г. было выявлено и предотвращено 108 побегов, 3 случая лагерного бандитизма, 10 убийств и 91 кража. Из совершивших побег 9 заключенных, 6 было задержано.21

Параллельно с активным проведением мероприятий по пресечению побегов, руководство УИТЛК ЛО продолжало принимать меры и по упорядоченному размещению заключенных. С этой целью, для их наилучшего размещения в лагерных подразделениях и колониях по срокам наказания, полу и возрасту, 23 января 1951 г. появился соответствующий приказ УМВД ЛО. Хотя в целом, численность заключенных в лагерных подразделениях на территории Ленинграда и Ленинградской области сократилась с 1947 г. по 1950 г. незначительно (с 26 396 чел. до 23 244 чел.), количество подразделений с усиленным режимом заметно уменьшилось.22 В Ленинграде к тому времени осталось только одно такое подразделение - ОЛП №1, ул. Константиноградская, д. 6. Другим подразделением являлось ЛО №29 с тремя лагерными пунктами, расположенное в г. Подпорожье Ленинградской области. При этом, обращает на себя внимание факт отсутствия в этих подразделениях заключенных, осужденных за совершение контрреволюционных преступлений. Теперь уже в подразделениях с усиленным режимом находились заключенные - мужчины и женщины, осужденные к срокам наказания свыше 3-х лет лишения свободы за совершение должностных, бытовых и воинских преступлений. Только в лагпункте №2 ЛО №29 содержались заключенные мужчины с двумя и более судимостями за совершение бытовых, должностных и воинских преступлений, а также заключенные-рецидивисты и из категории «уголовно-бандитствующего элемента». Данный факт следует объяснить тем, что в целях наиболее упорядоченного размещения заключенных на территории Ленинграда и области и создания наилучшей стабилизационной обстановки в ИТУ, руководство УИТЛК УМВД ЛО все чаще стало применять этапирование в лагеря отдаленных регионов страны наиболее опасных категорий заключенных.23

20 Кокурин А. И., Моруков Ю. Н. ГУЛАГ: структура и кадры // Свободная мысль - XXI. 2001. №1. С. 112-113.

21 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 38. Л. 5.

22 Там же. Д. 21. Л. 37. Д. 38. Л. 4.

23 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 192 (Т. 1.). Л. 4-9.

Со стороны руководства УИТЛК УМВД ЛО стал активно реализовы-ваться и такой способ воздействия на заключенных из категории «уголовно-бандитствующего элемента», как их перевод на тюремный режим. В этой связи необходимо отметить появление 27 февраля 1951 г. приказа УМВД ЛО «О переводе группы заключенных из лагерных подразделений УИТЛК УМВД ЛО в специальную тюрьму за систематические нарушения лагерного режима». Согласно этому приказу, руководству УИТЛК предписывалось 23 заключенных женщин возраста от 18 до 40 лет, замеченных в злостных нарушениях лагерного режима, отправить на содержание сроком от 3-х месяцев до 1-го года в тюрьму г. Выборга. По истечении установленных сроков их предписывалось этапировать в отдаленные ИТЛ для дальнейшего отбытия наказания до конца срока, определенного приговором суда.24

С учетом положения дел с режимом содержания и изоляции заключенных в Ленинградском и других регионах страны, 6 апреля 1951 г. появился приказ МВД СССР, по которому все дела об убийствах или покушении на убийство представителей лагерной администрации и личного состава ВОХР заключенными должны были направляться на рассмотрение окружных военных трибуналов.25 В целях дальнейшего усиления борьбы с особо злостными проявлениями бандитизма среди заключенных в исправительно-трудовых учреждениях страны, 13 января 1953 г. был подписан не публиковавшийся в открытой печати Указ Президиума Верховного Совета СССР, распространивший применение смертной казни как высшей меры наказания к лицам виновных в злостных проявлениях лагерного бандитизма.26

Но как показывают выявленные автором архивные источники, санкционирование принятия высшими ведомственными и государственными инстанциями крайних репрессивных мер по отношению к заключенным из категории «уголовно-бандитствующего элемента», далеко не всегда способствовало стабилизации обстановки в ИТУ Ленинграда и области. Так, например, в приказе УМВД ЛО от 5 ноября 1952 г. указывалось о том, что руководством некоторых лагерных подразделений не только игнорируются сигналы об ослаблении режима и изоляции заключенных, но и продолжают иметь место факты подчинения режима и охраны заключенных производственным вопросам.27

Наступивший после смерти Сталина период либерализации карательной политики выявил другие недостатки в деле обеспечения режима содержания и охраны заключенных в подразделениях УИТЛК УМВД ЛО. В связи с этим, в приказе УМВД ЛО от 30 июня 1955 г. отмечалось, что несмотря на некоторое снижение количества нарушений лагерного режима со стороны заключенных, общее количество их все еще велико. Имеющиеся случаи пьянства, отказы от работы, драки и другие нарушения свидетельствуют о слабой индивидуальной политико-воспитательной работе с заключенными со стороны работников

24 Там же. Д. 194. Л. 21-23.

25 Кокурин А. И., Моруков Ю. Н. ГУЛАГ: структура и кадры // Свободная мысль - XXI. 2001. №5. С. 105.

26 Там же. №6. С. 118.

27 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 216. Л. 302-303.

политчастей и руководства подразделений. Индивидуальная работа нередко подменяется мерами административного воздействия.28

Такой практический подход в решении проблемы обеспечения порядка в местах лишения свободы не мог не порождать у части заключенных пессимизма, неверия в справедливость, безразличия к своей судьбе. К тому же, в лагерных подразделениях и колониях значительно изменился контингент заключенных. После амнистии на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. «Об амнистии», в местах лишения свободы остались в основном лица, осужденные на срок свыше 5 лет за контрреволюционную деятельность, бандитизм, умышленные убийства, крупные хищения.29

Естественно, что у лиц, оставшихся отбывать наказание за совершение наиболее опасных преступлений, практическая реализация Указа вызвала только озлобление и активизацию действий против мероприятий администраций мест лишений свободы. К тому же, определенное число лиц, освобожденных по амнистии, вновь стали совершать уголовные преступления и после осуждения повторно оказывались в ИТУ. Таким образом, у руководства УИТЛК УМВД ЛО оказалась не только нерешенной проблема по обеспечению порядка в местах лишения свободы, но и снова возникла необходимость решения проблемы по упорядоченному размещению заключенных.

Данные проблемы руководству УИТЛК приходилось решать в соответствии с требованиями различных партийно-государственных постановлений и ведомственных приказов и инструкций, появившихся в начальный период либерализации карательной политики государства. Так, например, в появившихся 12 марта и 10 июля 1954 г. постановлениях ЦК КПСС «Об основных задачах МВД СССР» и «О мерах улучшения работы исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР» была обоснована необходимость преобразований в деятельности ИТУ. Комплекс организационных мероприятий по их проведению получил законодательное оформление в Постановлении Совета Министров СССР от 10 июля 1954 г., согласно которому было утверждено Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, от 17 июля 1954 г. В нем основной задачей ИТУ признавалось создание условий, исключающих возможность совершения осужденными новых преступлений. Но оно не обеспечивало надлежащего раздельного содержания различных категорий заключенных, а предусмотренная структура режимов (строгого, усиленного и общего) на практике была трудно выполнима. Поэтому МВД СССР в октябре 1954 г. издало специальную инструкцию, регламентирующую режим содержания в лагерях и колониях.30

При ознакомлении с архивными источниками, ставшими доступными в последнее время, автору удалось установить, что руководством УИТЛК УМВД ЛО для укрепления режима содержания и охраны заключенных в тот период

28 Там же. Д. 272. Л. 121.

29 Топтыгин А. В. Неизвестный Берия. М. 2002. С. 258.

30 Уголовно-исполнительное право России. Учебник для вузов // Под ред. А. И. Зубкова. М. 1997. С. 86-87.

времени проводились такие организационные мероприятия, как организация лагерных пунктов для впервые осужденных заключенных на срок до 3-х лет, а также создание постоянно действующей комиссии по назначению строгого режима содержания вновь осужденным заключенным.31 Но несмотря на это, появившийся 23 марта 1956 г. приказ УМВД ЛО после проверки деятельности подразделений ОИТК (Отдела исправительно-трудовых колоний) УМВД ЛО и его лагерных подразделений, указывал на то, что руководители всех подразделений не привлечены к активной работе по перевоспитанию заключенных и полностью не отошли от канцелярского метода руководства подразделениями, что противоречит требованиям, предъявляемым МВД СССР на основании решений ЦК КПСС.32

Подводя итог деятельности руководства УИТЛК (ОИТК) УМВД (УНКВД) ЛО по обеспечению режима содержания заключенных в ИТУ на территории Ленинграда и области в послевоенное десятилетие, следует отметить, что руководство УИТЛК по мере возможности пыталось оперативно решать возникающие проблемы. Но при этом делался упор на карательные методы воздействия на заключенных при фактическом отсутствии индивидуально-воспитательной работы. Ведь в подавляющем большинстве руководство лагерей и колоний уделяло основное внимание в своей деятельности выполнению производственно-хозяйственных задач, забывая о воспитательных задачах наказания. Только в период либерализации советской карательной системы, начавшейся в 1953 г., во всех ее звеньях стали осознавать необходимость иных подходов к решению проблем воздействия на лиц переступивших закон и оказавшихся в стенах ИТУ. В то же время, были признаны целесообразными практика упорядоченного размещения заключенных по полу, возрасту, видам совершенных преступлений и срокам наказания за них, а также проводимые оперативные мероприятия по разобщению устойчивых связей в среде «уголовно-бандитствующего элемента». В целом, ситуация в ленинградских ИТУ в деле обеспечения режима содержания находящихся в них заключенных в послевоенное десятилетие, показывает неспособность и невозможность положительного решения данной проблемы методами тоталитарной исправительно-трудовой политики.

31 ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 272. Л. 48,161; Д. 289. Л. 9.

32 Там же. Д. 289. Л. 21-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.