ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ ПРИ ВЫНЕСЕНИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
С.Д. Кагирова, студент
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-3-68-70
Аннотация. В данной статье рассматривается принцип законности, который является основополагающим принципом в уголовном праве и процессе, и его обеспечение особенно важно на стадии возбуждения уголовного дела. Прокурор на данной стадии играет ключевую роль в надзоре и контроле над соблюдением законности. Также в данной статье рассматривается возможность возвращения полномочия прокурору: отменять необоснованные решения о возбуждении и отказе в возбуждении уголовного дела следователями
Ключевые слова: прокурор, принцип законности, процессуальное решение, прокурорский надзор, уголовное дело.
В научной литературе уголовно-процессуального права до сих пор остаётся не решённым вопросом о термине, значении и системе принципов уголовного процесса. Такое положение объяснимо в том числе постоянными изменениями в законодательстве, достижениями уголовно-процессуальной науки, развитием демократических форм правосудия [1].
Принцип законности имеет особую важность для органов прокуратуры, поскольку на неё возложена обязанность по надзору за исполнением законов гражданами и организациями
Потому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана неукоснительно, предельно точно соблюдать законы [2].
Представляется верным мнение профессора И.Б. Михайловской, что установленный законом перечень принципов не исключает, а предполагает необходимость теоретических изысканий, предметом которых могут быть как вопросы, связанные с реализацией в нормативной модели и практике применения указанных в законе принципов, так и проблемы системы принципов, их взаимосвязи, полноты и т.п. [1].
Прокуроры действуют в интересах охраны закона и должны неуклонно соблюдать законность в собственной деятельности. Малейшее отступление от этого требования в процессе осуществления надзора за исполнением законов в деятельности других органов и должностных лиц не только подрывает ав-
торитет прокуратуры как надзорного органа, но и наносит ущерб состоянию законности в стране. Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, прокуроры обязаны служить примером уважительного отношения к закону и неукоснительного его исполнения в своей деятельности.
Реализация принципа законности при осуществлении прокурорского надзора приобретает особое значение в случаях, когда прокуроры принимают меры к наказанию лиц, допустивших правонарушение. Каждое действие прокурора, каждый его акт реагирования должны быть основаны на законе, совершаться в формах, определённых законом, и ни в коем случае не нарушать права граждан и юридических лиц [2].
Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел, так же как и отказа в их возбуждении в большей мере зависит от правильной организации прокурорского надзора за исполнением законов. Прокурорский надзор за органами предварительного расследования - одно из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры. Её самостоятельность обусловлена спецификой объекта, задач, форм и методов надзора [3].
В первой стадии уголовного процесса действия прокурорских работников связаны, во-первых, с проверкой законности и обоснованности постановлений о возбуждении уголовных дел, во-вторых, с проверкой законности и обоснованности постановлений об отказе в
возбуждении уголовных дел [3]. То есть прокурором рассматриваются решения, принятые следователем о возбуждении или об отказе возбуждения уголовного дела.
Деятельность прокуроров в данной стадии является ключевой в обеспечении правосудия, защите законных интересов граждан и юридических лиц, так как одним из распространенных способов укрытия преступлений со стороны правоохранительных органов продолжает оставаться незаконный отказ в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении. Поэтому важно, чтобы у прокурора были полномочия, позволяющие предупредить и пресечь такие попытки.
Предметом прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, согласно ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ», является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых поднадзорными органами [4].
В судебной практике зачастую встречаются ситуации, когда правоохранительными органами были допущены ошибки при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Сотрудник прокуратуры, вправе проконтролировать исполнение требований федерального закона, на основании предписанных ему законом полномочий.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуальный кодекс (далее УПК), прокурор, обнаруживший отступления от федерального закона, которые были допущены следователем либо дознавателем правомочен вынести соответствующий акт прокурорского реагирования.
Так, в ч. 2 ст. 37 УПК включен п. 5.1 о праве прокурора «истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и прини-
мать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом».
Дополнен УПК и указанием на то, что в случае признания названных решений руководителя следственного органа или следователя незаконными или необоснованными прокурор вправе в установленные законом сроки отменить их путем вынесения мотивированного постановления (ч. 6 ст. 148, ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214 УПК).
Возвращение прокурору полномочий по отмене указанных необоснованных и незаконных постановлений следователя или руководителя следственного органа, несомненно, усиливает его роль в осуществлении уголовного преследования и руководстве им [1].
Как правильно пишет А.П. Кругликов о том, что возвращение прокурору полномочий по отмене указанных необоснованных и незаконных постановлений следователя и руководителя следственного органа, несомненно, усиливает его роль в осуществлении уголовного преследования и руководстве им [5].
Согласно позиции В.М. Быкова, считавший просто удивительным, что сам прокурор не может отменить незаконное постановление следователя, восстановить законность, а вынужден обращаться для решения этого вопроса к руководителю следственного органа. Что же касается таких постановлений дознавателя, то прокурор вправе отменить их сам, без обращения к начальнику органа дознания. Мы считаем мнение Быкова правильным, поскольку акцент поставлен на восстановлении законности, тем самым защищая граждан и организаций от произвола правоохранительных органов.
Таким образом, деятельность прокурора на стадии возбуждения уголовного дела направлена на обеспечение неукоснительного соблюдения принципа законности, что является залогом справедливого и беспристрастного правосудия. Для успешного состояния прокурорского надзора следует вернуть право прокурору отменять необоснованные решения о возбуждении и отказе в возбуждении уголовного дела следователями.
Библиографический список
1. Кругликов А.П., Бирюкова И.А. Процессуальное руководство прокурором уголовным преследованием от имени государства - принцип уголовного судопроизводства // Законность. -2019. - № 2. - С. 38-42.
2. Антонов И.А. Прокурорский надзор: учебно-методическое пособие (в схемах и определениях) / И.А. Антонов, И.Н. Кондрат, Ю.П. Михальчук; под общ. ред. Игоря Алексеевича Антонова, Виктора Петровича Сальникова; Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет». - Санкт-Петербург: Фонд «Университет», 2016. -195 с.
3. Ленихин А.А. Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Отечественная юриспруденция. - 2017. - №6 (20).
4. Юнусов А.А., Неганов Д.А. Обеспечение законности в стадии возбуждения уголовного дела // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - №2 (16).
5. Быков В.М. Права прокурора на стадии возбуждения уголовного дела / В.М. Быков // Законность. - 2013. - № 4 (942). - С. 49-53.
ENSURING BY THE PROSECUTOR THE PRINCIPLE OF LEGALITY IN MAKING PROCEDURAL DECISIONS AT THE STAGE OF INITIATION OF A CRIMINAL CASE
S.D. Kagirova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. This article examines the principle of legality, which is a fundamental principle in criminal law and procedure, and its provision is especially important at the stage of initiation of a criminal case. The Prosecutor at this stage plays a key role in the supervision and control of compliance with the rule of law. This article also considers the possibility of returning the powers to the prosecutor: to cancel unjustified decisions on the initiation and refusal to initiate criminal proceedings by investigators
Keywords: prosecutor, principle of legality, procedural decision, prosecutor's supervision, criminal case.