3'2014
Пробелы в российском законодательстве
6.2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Бичеев Дмитрий Валерьевич, аспирант. Место учебы: Московская академия экономики и права.
Подразделение: кафедра уголовно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена некоторым проблемам реализации полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.
Обосновывается необходимость законодательно закрепить в Уголовно-процессуальный кодекс такие права, которые действительно позволили бы прокурору полноценно осуществлять от имени государства уголовное преследование, в том числе право возбуждать уголовные дела.
Ключевые слова: полномочия прокурора, сообщение о преступлении, возбуждение уголовного дела, постановление прокурора, прокурор, следователь.
POWERS OF THE PUBLIC PROSECUTOR AT THE STAGE OF INSTITUTION OF THE CRIMINAL PROCEEDINGS
Bicheev Dmitry Valerievich, postgraduate student. Place of study: Moscow Academy of Economics and Law. Department: Criminal Law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: This article is devoted to the problems of implementing powers on the public prosecutor at the stage of the institution of criminal proceedings.
The need to legislate in the Code of Criminal Procedure such rights, which would allow the public prosecutor to really fully carry out on behalf of the state the prosecution, including the right to institute criminal proceeding, is grounded in the present article.
Keywords: powers of the public prosecutor, report of a crime, a criminal case, decision of the public prosecutor, public prosecutor, investigator.
Слово «стадия» произошло от греческого «stadion», которым обозначалась единица измерения расстояний, широко распространенная в античном мире. В русском языке термин «стадия» обозначает некоторый период, фазу развития какого либо явления или процесса.
В уголовном судопроизводстве первоначальной стадией является возбуждение уголовного дела. Она является самой неурегулированной из всех стадий. Напомним, что 2007 г. законодатель лишил прокурора ряда важнейших полномочий, исходя из того, что слишком тесное процессуальное взаимодействие прокурора со следствием, фактическое участие прокурора в процессе принятия основных процессуальных решений не только ограничивают самостоятельность следователя, но и ослабляют прокурорский надзор, делают прокурора зависимым от результатов расследования уголовного дела [1, с. 70].
Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» изменили правовое положение прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства. Наиболее важным из них является лишение прокурора права возбуждать уголовное де-ло[2, с. 23] и в порядке, установленном УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, ниже-
стоящему прокурору, либо принимать его к своему производству. Это отрицательно сказалось на решении всех задач уголовного процесса, в том числе закрепленных в ст. 6, ч. 2 ст. 21, ст. 73 УПК РФ Д3, с. 70].
28 декабря 2010 г. принят Федеральный закон № 404-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия", в соответствии с которым произошло окончательное разделение следственных органов и органов прокуратуры. Был создан Следственный комитет Российской Федерации; определен круг полномочий прокурора в досудебном судопроизводстве.
Стадия возбуждения уголовного дела начинается с принятия сообщения о преступлении, к которым закон относит заявление о преступлении, явку с повинной и рапорт об обнаружении преступления (п. 43 ст. 5 УПК РФ) Д4, с. 620].
УПК РФ не указывает прокурора, как должностное лицо, которое уполномочено проверять сообщения о преступлениях и принимать по ним соответствующие решения. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. На этом этапе устанавливается наличие оснований для производства по уголовному делу и принимается решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела Д5, с. 40]. Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела уполномочен проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
В гл. 19 УПК РФ говорится о поводах и основаниях для возбуждения уголовного дела (ст. 140 - 145 УПК). Отметим, что поводом возбуждения любого уголовного дела является источник, из которого уполномоченные органы или должностные лица получают первичную информацию о готовящемся или совершенном деянии, содержащем признаки конкретного состава преступления.
К вопросам прокурорского реагирования за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешений сообщений о преступлениях посвящен приказ Генеральной прокуратуры РФ от 05.09.2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешений сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия». Прокурорам предписана проверка исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки) Д6, с. 230].
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор получил право истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение.
Прокурор уполномочен в случае выявления незаконных или необоснованных постановлений руководителей следственных органов, следователей об отказе в
186
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
Бичеев Д.В.
возбуждении уголовного дела в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменять постановления об отказе в возбуждении уголовных дел путем вынесения мотивированного постановления с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа (п. 5.1 ч. 2 от. 37, ч. 6 от. 148 УПК РФ).
В случаях непосредственного обнаружения признаков преступления в ходе проверок исполнения законов прокурор в порядке, установленном п. 2 ч. 2 от. 37 УПК РФ, выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. Возвращение прокурору указанных выше полномочий, несомненно, усиливает его роль в осуществлении уголовного преследования.
Акты прокурорского реагирования могут служить поводами для возбуждения уголовного дела. На основании ч. 2 от. 144 УПК РФ по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания. Кроме того, ч. 2 от. 144 УПК РФ предусматривает возможность вынесения прокурором иного акта реагирования при проверке распространенного в СМИ сообщения о преступлении - требования к редакции или к главному редактору соответствующего средства массовой информации обязать передать по требованию прокурора имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию. Исключение составляют случаи, когда такое лицо, предоставляя информацию криминального характера, поставило перед редакцией условие о сохранении в тайне источник информации.
Данное положение ч. 2 от. 144 УПК РФ не согласуется со от. 41 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», где редакция обязана сохранить в тайне источник информации и лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Таким образом предлагается внести дополнения в от. 144 УПК РФ и в от. 41 ФЗ «О СМИ». Предлагается установить обязанность соответствующих лиц СМИ выдавать необходимую информацию по запросам прокуратуры и иных правоохранительных органов [7, с. 110].
Говоря о поводах и основаниях для возбуждения уголовного дела, отметим дополнение п. 4 от. 140 УПК РФ. Из него следует, что постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании теперь является поводом для возбуждения уголовного дела, а решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании п. 2 ч. 2 от. 37 УПК РФ, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа (ч. 1.1 от. 148 УПК РФ).
По мнению В.А. Лазаревой, указанные полномочия не могут служить компенсацией права лично возбуждать уголовное дело, которого прокурор был лишен без всяких на то оснований вопреки логике закона и здравого смысла. А необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела требует более эффективного средства прокурорского реагирования, чем бесконечная переписка прокурора с руководителем следственного органа. Поэтому включение постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования в число поводов к возбуждению уголовного дела проблемы никак не решает Д8, с. 71].
Закрепленные в УПК РФ процессуальное право прокурора о направлении материалов проверок в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, требует более высокого качества подготовки таких актов реагирования. Прокуроры должны с особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлением коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, преступлениях, совершенных несовершеннолетними, либо в отношении них Д9, с. 231].
В от. 148 УПК, регулирующую отказ в возбуждении уголовного дела, включена ч. 1.1. В ней закреплен запрет отказа следователем в возбуждении уголовного дела без получения на то согласия руководителя следственного органа по результатам проверки выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, о которых последний сообщил путем вынесения постановления о направлении материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании. Здесь следует обратить внимание на то, что решение об отказе в возбуждении уголовного дела, в соответствии с ч. 1 от. 148 УПК, следователь оформляет своим постановлением. Соответственно, чтобы не согласиться с «мотивированным» постановлением прокурора, в котором содержится решение вопроса о возбуждении уголовного преследования, следователю достаточно получить согласие руководителя следственного органа. А ведь неисполнение постановления прокурора означает фактическую его отмену, на что полномочий у следователя и руководителя следственного органа нет. Пункт 6 ч. 2 от. 37 УПК устанавливает, что в ходе досудебного производства по уголовному делу отменять незаконные и необоснованные постановления прокурора может только вышестоящий прокурор. Налицо законодательные несоответствия Д10, с. 72].
В соответствии с п. 3 ч. 2 от. 37 УПК РФ прокурор вправе требовать от органов дознания и органов предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства по уголовным делам. Однако полномочия прокурора, которые позволили бы устранять нарушения, допущенные следователями при проверке сообщений о преступлениях, законом конкретно не определены.
УПК РФ не предусматривает права прокурора принимать и разрешать сообщения о преступлениях, его правовой статус не согласуется с теми целями и задачами, которые он призван разрешать в уголовном процессе. Так, в соответствии со от. 10 Закона о прокуратуре прокурор обязан принять сообщение о любом преступлении от гражданина либо организации, с которым они обращаются непосредственно к нему. Уст-
187
3'2014
Пробелы в российском законодательстве
ранение данной коллизии возможно, по нашему мнению, путем дополнения ч. 1 ст. 144 УПК РФ положением, согласно которому прокурор обязан принять сообщение о любом совершенном либо готовящемся преступлении, после чего незамедлительно передать его по подследственности в соответствии со от. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 от. 20 УПК РФ.
В. ч. 4 от. 146 УПК РФ, следует отметить, что прокурор, признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносится мотивированное постановление, копия которого направляется должностному лицу, возбудившему уголовное дела (ч. 6 от. 146 УПК РФ). А если прокурор не отменяет постановление о возбуждении уголовного дела, то он фактически согласен с процессуальным решением следователя (дознавателя). Однако ни от. 37 УПК РФ, регулирующая полномочия прокурора, ни ч. 4 от. 146 УПК РФ не указывает, в какой форме должно отражаться одобрение прокурором решения о возбуждении уголовного дела.
В от. 146 УПК РФ не предусмотрено, в какой срок с момента возбуждения уголовного дела следователем (дознавателем) прокурор должен получить постановление о возбуждении уголовного дела. На практике такой срок от одного дня до нескольких недель. Здесь необходимо внести изменения в ч. 4 от. 146 УПК РФ заменить термин «незамедлительно» на «24 часа».
Бывают случаи, когда на основании копии постановления о возбуждении уголовного дела, прокурору невозможно полноценно сделать вывод о законности возбуждения уголовного дела. Прокурор уполномочен требовать от следователя (дознавателя) незамедлительного представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения. Данное право прокурора закреплено в от. 6 и ч. 1 от. 22 ФЗ закона «О прокуратуре РФ». Поскольку УПК РФ не установил срок, в течение которого следователь обязан выполнить требования прокурора о предоставлении материалов, обосновывающих законность возбуждения уголовного дела, представляется, что прокурор сам устанавливает такой срок.
Согласно п. 6 ч. 2 от. 37 УПК РФ прокурор уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ. Вместе с тем полномочия прокурора по отмене незаконного или необоснованного постановления следователя о возбуждении уголовного дела в п. 6 ч. 2 от. 37 УПК РФ не закреплено. Следует отметить, что УПК РСФСР было установлено, что прокурор, в случае возбуждения уголовного дела следователем или органом дознания без законных поводов и оснований, своим постановлением отменял постановление следователя или органа дознания, отказывая в возбуждении уголовного дела, либо прекращал дело, если по нему были произведены следственные действия (от. 116). На основании изложенного необходимо внести дополнения в п. 6 ч. 2 от. 37 УПК РФ: «отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя, следователя в порядке, установленном УПК РФ».
Постановление прокурора об отмене постановления об отказе в возбуждения уголовного дела является наиболее распространенным актом прокурорского реагирования. В 2012 г. по Российской Федерации прокурорами вынесено 2 482 918 постановлений об отмене постановлений органов дознания об отказе в возбуждении уголовного дела (в 2011 г. - 2 230 384, в 2010 г. - 2 100 899) и 102 898 постановлений об отмене аналогичных решений следственных органов (в 2011 г. -96 599) [11, с. 56].
Подводя итог, можно отметить, что система полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела, претерпела существенные изменения. Однако некоторые новеллы представляются недостаточно продуманными и последовательными. Упразднение права прокурора возбуждать уголовные дела лишает его возможности осуществлять возложенную на него УПК РФ и Федеральным законом «О прокуратуре РФ» функцию уголовного преследования. Кроме того, ликвидировав согласие прокурора на возбуждение уголовного дела, законодатель сохранил его для случаев возбуждения уголовных дел частного и частнопубличного обвинения дознавателем в порядке ч. 4 от. 147 УПК РФ
Список литературы:
1. Миронова А.В., Селедников О.Н., Кокора Л.В. Проблемы досудебного производства по УПК Российской Федерации: Материалы круглого стола 22 мая 2012 года. - Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2012. С. 114.
2. Малышева О.А. Полномочия прокурора и их реализация на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: учебн.-практ. пособие. - Рязань: Академия ФСИН России, 2009. С. 114.
3. Миронова А.В., Селедников О.Н., Кокора Л.В. Указ. соч. С. 114.
4. Кехлеров С.Г. Настольная книга прокурора. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 1139.
5. Азаров В.А., Терехин А.А., Акты прокурорского реагирования в российском уголовном судопроизводстве: монография. - М.: Издательство Юрлитинформ, 2014. С. 200.
6. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров.-11-е изд. Перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013 г. С. 479.
7. Веренников Н.В. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела: дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону., 2009. С. 170.
8. Миронова А.В., Селедников О.Н., Кокора Л.В. Указ. соч. С. 114.
9. Винокуров Ю.Е. Указ. соч. С. 479.
10. Миронова А.В., Селедников О.Н., Кокора Л.В. Указ. соч. С. 114.
11. Азаров В.А., Терехин А.А. Акты прокурорского реагирования в российском уголовном судопроизводстве: монография. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 200 с. Отчеты по форме «П» за 2010 г., по форме «НСиД» за 2011, 2012 гг. //Архив прокуратуры Омской области.
12. Бичеев Д.В. Процессуальные полномочия прокурора за исполнением закона при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях // Бизнес в законе. - 2014. - №3.
13. Бичеев Д.В. Исторический анализ статуса прокурора в уголовном процессе // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2014. - №3
188
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
Бичеев Д.В.
14. Агутин А. В. К вопросу о «древе» целей прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела // Бизнес в законе. - 2013. - №3.
15. Стройкова А.С. Анализ теории и практики реализации изменений российского уголовно-
процессуального законодательства относительно полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела // Бизнес в законе. - 2012. - №5.
Literature list:
1. Mironov AV Selednikov ON, Kokora LV. Problems of the pretrial proceedings in the Criminal Procedure Code of the Russian Federation: Materials of the Roundtable, May 22, 2012. - Ruza: Moscow regional branch of the Moscow University, Russian Ministry of Internal Affairs, 2012. 114
p.
2. Malyshev OA. Powers of public prosecutor and their implementation at the pretrial stage of criminal proceedings: a tutorial. - Ryazan Academy FSIN of Russia, 2009. p. 114.
3. Mironov AV Selednikov ON, Kokora LV. Prev. ref. p. 114.
4. Kekhlerov SG Handbook public prosecutor. 3rd ed., Rev. and add. Moscow: Publishing Yurait 2014. p. 1139.
5. Azarov VA Terehin AA. Acts of the public prosecutor's response in the Russian criminal trial: monograph. - M.: Yurlitinform 2014. p. 200.
6. Vinokurov YE. Public prosecutorial Supervision: a textbook for bakalavrov. - 11th ed. Rev. and add. - M.: Publishing Yurait, 2013 p. 479.
7. Verennikov NV. Ensuring the legality of a public prosecutor at the stage of the institution of criminal proceedings: thesis.... Candidate jof Law Sciences. Rostov- on-Don., 2009. p. 170.
8. Mironov AV Selednikov ON, Kokora LV. Prev. ref. p. 114.
9. Vinokurov YE Prev. ref. p. 479.
10. Mironov AV Selednikov ON, Kokora LV. Prev. ref. p. 114.
11. Azarov VA Terehin AA. Acts of the public prosecutor's response in the Russian criminal trial: monograph. -M.: Yurlitinform, 2014. - p. 200. Reports on Form "M" for 2010, form "NSiD" for 2011, 2012. / / Archive public prosecutor of the Omsk region.
Рецензия
на статью аспиранта кафедры уголовно-правовых дисциплин Московской академии экономики и права Бичеева Дмитрия Валерьевича «Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела»
Статья Бичеева Дмитрия Валерьевича является актуальной, поскольку посвящена анализу проблем, связанных с полномочиями прокурора, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Внесены изменения правового положения прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе на стадии возбуждения уголовного дела. Наиболее важным из них является лишение прокурора права возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору, либо принимать его к своему производству. По мнению автора это отрицательно сказалось на решении всех задач уголовного процесса, в том числе закрепленных в от. 6, ч. 2 от. 21, от. 73 УПК РФ.
Автор верно замечает, что УПК РФ не указывает прокурора, как должностное лицо, которое уполномочено проверять сообщения о преступлениях и принимать по ним соответствующие решения. Согласно ч. 1 от. 144 УПК РФ это право предоставлено дознавателю, органу дознания, следователю, руководителю следственного органа, которые обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела уполномочен проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 от. 37 УПК РФ).
В своей статье Бичеев Д.В. анализирует и другие изменения, нашедшие отражение в уголовнопроцессуальном кодексе Российской Федерации, связанные с возбуждением уголовного дела.
Пристатейный библиографический список свидетельствует о серьезном и грамотном подходе автора к исследованию выделенных аспектов рассматриваемой темы.
Рецензируемая статья содержит элементы научной новизны и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Рецензент: научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московской академии экономики и права Ку-рылев Иван Иванович.
189