УДК 332.1
В.Н. ЧАЙНИКОВ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГНОЗНОГО УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ*
Ключевые слова: полезный эффект, прогнозирование конкурентоспособности продукции, оценка качества, инструмент достижения показателя конкурентоспособности продукции.
Разработан алгоритм достижения и оценки качества нового товара, соответствующего его прогнозному уровню, который представлен в виде схемы последовательных, логически взаимосвязанных действий. Рассмотрены известные инструменты управления качеством.
V.N. CHAYNIKOV
ENSURING THE FORECAST LEVEL OF COMPETITIVENESS OF PRODUCTS
Key words: useful effect, forecasting competitiveness, quality assessment, tool to achieve competitiveness index.
An algorithm for achieving and assessing the quality of a new product that corresponds to its budgeted level, represented by a scheme of successive, logically interrelated actions. Considered known tools of quality management.
Прогнозный уровень фактической конкурентоспособности нового товара, формируемый на стадии стратегического маркетинга, во многом определяется точностью расчетов, расчетная величина которого затем будет служить исходным параметром для разработки качественных, ценовых и других показателей на последующих этапах жизненного цикла будущего товара: НИОКР, проектирования и производства. Известно, что финансовые затраты, идущие на исправление неточностей и ошибок, допущенных в расчетах на стадиях стратегического маркетинга, НИОКР и проектирования, увеличиваются и в десять раз могут превышать их первоначальную стоимость, а на последующих стадиях производства и эксплуатации они возрастают соответственно в сто и тысячу раз [3]. В этой связи важность повышения точности расчетов прогнозного уровня конкурентоспособности возрастает, и возникает необходимость поиска альтернативных вариантов решений.
Альтернативным вариантом определения прогнозного уровня конкурентоспособности нового товара может быть решение, полученное исходя из выражения
Пп
Урнпт = , (1)
Пктк
где Урнпт - расчетный прогнозный уровень конкурентоспособности нового товара; Ппнт - прогнозный показатель конкурентоспособности нового товара; Пптк -прогнозный показатель конкурентоспособности товара конкурента, принятый за эталон.
Функциональную зависимость прогнозного показателя конкурентоспособности нового товара (Ппнт) запишем как интегральный показатель качества [2]:
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-02-22205 а/В).
пп Пп
ППнт = -П^- =-----------------------------------24-, (2)
м мп + зп
Нпотр Чприобр ^ °3
где пп - прогнозный полезный эффект качества нового товара; Цпотр - прогнозная цена потребления; мприобр - прогнозная цена приобретения нового
товара; З3 - прогнозные затраты на эксплуатацию нового товара за все время (Т) его функционирования.
Как видно из выражения (2), для определения прогнозного показателя конкурентоспособности нового товара по альтернативному варианту нам необходимо изыскать зависимости для расчета его составляющих: П3, Мприобр, ЗЩ.
При этом возникает необходимость решения первоочередной задачи формирования методологии достижения прогнозных значений составляющих показателя конкурентоспособности нового товара, заключающаяся в поиске современных инструментов достижения и раскрытии их сущности. Следует отметить, что современная теория создания инновационных товаров еще на стадии стратегического маркетинга оперирует разнообразными приемами, способами, алгоритмами, моделями и методами, служащими инструментами достижения высоких показателей конкурентоспособности и их составляющих. Однако в практике решения проблем повышения конкурентоспособности при создании новых товаров (продукции) используется лишь малая доля этого передового инструментария, и его невостребовательность может быть объяснена недостаточной информированностью разработчиков.
Для решения поставленной задачи первый этап алгоритма (рисунок) предусматривает выполнение комплексных маркетинговых исследований в том сегменте рынка, на который в будущем предприятие планирует выйти с новым товаром.
Концепция маркетинговых исследований охватывает подготовку прогнозных материалов для последующей ориентации разработчиков продукта и его производства. При этом в основу исследований положена задача определения достоверной потребности в планируемой будущей новой продукции.
Таким образом, основное условие обеспечения высокого прогнозного качества будущей продукции - это максимально точное определение требований потребителей к продукции на текущий период и прогнозирование их на дальнейшую перспективу. Поэтому на втором этапе алгоритма решаются задачи:
- анализа информации, полученной на первом этапе маркетинговых исследований, о качестве и техническом уровне аналогичной отечественной и зарубежной продукции;
- прогнозирование новизны новой продукции;
- анализа перспективных разработок в рассматриваемой области;
- разработки требований к новой продукции, обеспечивающих ее соответствие требованиям потребителей, техническому уровню и качеству лучших мировых аналогов или превосходящих их на начало их проектирования и производства.
После изучения и анализа существующих и потенциальных потребностей потребителей к будущему товару (продукции) они должны быть четко сформулированы и документально оформлены в виде требований к качеству создаваемой новой продукции.
Жесткость требований, устанавливаемых в технических регламентах, стандартах, контрактах, технических условиях, технических заданиях на разработку продукции, на соответствие которым она будет проверяться, определяет уровень качества продукции. Следует отметить, что в настоящее время жесткие требования к качеству продукции закладывают в своих фирменных стандартах те товаропроизводители, которые ставят перед собой цель производить конкурентоспособную продукцию на уровне мировых лидеров.
После формирования набора требований потребителей к качеству нового продукта согласно третьему этапу алгоритма (рисунок) необходимо перейти к осуществлению изыскания и выбора инструментов перевода этих требований в конкретные характеристики качества._______
Анализ Комплексные Запросы
существующих потребностей потребителей маркетинговые исследования потенциальных потребителей
Формирование требований
потребителей
к качеству
нового продукта
I
Изыскание, выбор и анализ инструментов перевода требований потребителей в параметры качества
— г —
Реализация методологии развертывания функций качества (методологии-QFD) при создании нового продукта
Г
Выбор показателей качества и оценка качества (полезного эффекта) создаваемого нового продукта
Алгоритм достижения и оценки качества (полезного эффекта) нового продукта
Нам известны инструменты управления качеством, к которым относятся [1]: «мозговая атака», диаграммы средства связей, древовидная, матричная, стрелочная, поточная диаграммы, матрица приоритетов и диаграмма процесса осуществления программ.
Концепция TQM, систематизируя различные подходы к управлению качеством, является эффективным инструментом его обеспечения. При этом центральное место занимают методы Г. Тагути и метод «развертывание функций качества» (QFD - Quality Function Deployment), которые нашли широкое применение за рубежом.
Кроме рассмотренных выше инструментов и методологий решения проблем качества при создании нового продукта существует ряд других, таких, например, как реинжиниринг, бенчмаркинг.
Таким образом, решая задачу выбора современного инструмента достижения прогнозного уровня качества создаваемой на стадии стратегического маркетинга модели будущего продукта (изделия), разработчик сталкивается с большим их набором. При этом в каждом конкретном случае необходимо выбрать тот из них, который бы наилучшим образом решал проблему выполнения полного объема требований потребителей.
Четвертый этап алгоритма (рисунок) предусматривает применение методологии ОРР для достижения прогнозного уровня качества при создании нового продукта на стадии стратегического маркетинга. Процесс реализации ОРР включает пять ключевых элементов.
Первым ключевым элементом ОРР является уточнение требований потребителя. Потребитель формирует свои пожелания, как правило, в абстрактной форме, и задача производителя состоит в том, чтобы «голос потребителя» с помощью рассмотренных на третьем этапе алгоритма инструментов управления качеством перевести на такой уровень дерева потребительской удовлетворенности, когда эти требования потребителя могут быть поставлены в прямую взаимосвязь с характеристиками продукта, т.е. могут быть измерены количественно. Только после выполнения этой работы производитель может ответить на вопрос: «Что делать?», чтобы удовлетворить ожидания потребителя.
Таким образом, главная задача производителя на первом этапе ОРР - создать продукт, необходимый потребителю, с требуемыми параметрами качества.
Второй ключевой элемент ОРР - перевод требований потребителя в общие характеристики продукта (параметры качества продукта). Здесь необходимо ответить на вопрос «Как сделать?», т.е. как воплотить в продукт перечень пожеланий потребителя («Что сделать?»). Процесс преобразования «что» в «как» затрудняется из-за многообразия связей. При этом часть характеристик качества продукта, эффективно решая проблему удовлетворения одних ожиданий потребителя, влияет также на другие компоненты дерева удовлетворенности потребителя,снижая их.
Но независимо от этого, проблема перевода «что» в «как» должна быть в конечном счете решена так, чтобы абсолютное большинство элементов «как» было бы количественно измеренным. Только в этом случае возможно успешно обеспечивать достижение поставленной цели.
Третьим ключевым элементом ОРР является выявление силы связи между соответствующими компонентами «что» и «как». При этом сила (теснота) связи зависит от того, насколько существенными вклад вносит та или иная характеристика продукта («как») в удовлетворение конкретного пожелания потребителя («что»).
Четвертый ключевой элемент ОРР - выбор цели, т.е. выбор таких значений параметров качества создаваемого продукта, которые, по мнению производителя, не только будут соответствовать ожиданиям потребителя, но и обеспечат прогнозную конкурентоспособность продукта.
Пятым ключевым элементом ОРР является установление рейтинга важности компонент «что» на основе данных - определение рейтинга важности соответствующих компонент «как».
Рассмотренные выше пять ключевых элементов ОРР являются фундаментом ОРР, от которых в большей степени зависят прочность и долговечность того «Дома качества», построенного производителем в виде конечного будущего продукта, которым может воспользоваться будущий потребитель.
Качество продукции представляет собой совокупность свойств отдельных единичных свойств, определяющих меру их полезности для потребителя, измеряемых абсолютными значениями показателей качества, которые были, как отмечалось выше, определены на этапе реализации ОРР методологии алгоритма (рисунок).
Перечень единичных показателей качества создаваемого продукта определяется его особенностями и конкурентными требованиями потребителей, поэтому к определению состава единичных показателей качества оцениваемого создаваемого нового продукта необходимо подходить комплексно, рассматривая их системно с позиции потребителя.
Показатель качества продукции - это количественная характеристика совокупности параметров продукции, составляющих её качество, если рассматривать её применительно к определенным условиям создания, производства и эксплуатации. К таким показателям относятся: назначение, надежность, технологичность, уровень стандартизации и унификации, эргономичность, эстетичность, экологичность, патенто-правовые аспекты, транспортабельность, безопасность и экономичность. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции и определяется количественными характеристиками её свойств, которые обеспечивают возможность оценки уровня её качества. Перечисленные выше показатели качества могут быть использованы для оценки продукции производственно-технического назначения. Особенности оценки качества продукции производственно-технического назначения и предметов потребления отражаются в отраслевой нормативно-технической документации, которая регламентирует выбор номенклатуры показателей качества, методики их расчета и применения.
Окончательный выбор номенклатуры показателей качества продукции при ее оценки производят с учетом требований конкретных потребителей и на основе анализа отечественных и международных стандартов, определяющих требования к аналогичной продукции и другим источникам информации.
Оценка уровня качества объектов представляет собой совокупность операций, включая, кроме выбора номенклатуры единичных показателей свойств качества, определение их относительных численных значений, а также количественных значений комплексного показателя с целью сравнения его с прогнозным значением.
Для оценки уровня качества продукции применяют дифференциальный, комплексный и смешанный методы.
На основе результатов реализации методологии ОРй, позволяющей перевести требования потребителей в конкретные количественные единичные показатели качества разрабатываемой продукции, можно произвести оценку качества будущего продукта (изделия) и рассчитать комплексный (обобщенный) показатель его качества по формуле
где ПКасч - расчетный комплексный (обобщенный) показатель качества создаваемого на стадии стратегического маркетинга нового продукта (изделия).
Для определения прогнозного показателя конкурентоспособности будущего товара по альтернативному варианту, исходя из формулы (2), нам необходимо знать величину полезного эффекта этого товара. Известно, что полезный эффект составляет 0,8-0,9 величины комплексного (обобщенного) показателя его качества. Тогда, исходя из этой предпосылки, запишем, что прогнозируемый полезный эффект создаваемого будущего товара равен [3]:
П
(3)
і=1
Пэф = (0,8 - 0,9)прасч.
(4)
Таким образом, разрабатываемый нами алгоритм (рисунок) позволяет определить численное значение полезного эффекта для расчета прогнозной величины показателя конкурентоспособности создаваемого нового товара и изыскать инструменты воплощения потребностей потребителей в конкретные характеристики его качества.
Литература
1. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; под ред. О.П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. 600 с.
2. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: учеб. пособие / И.М. Лифиц. М.: Юрайт-Издат, 2004. 335 с.
3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг / Р.А Фатхутдинов; 4-е изд. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
4. Чайников В.Н. Прогнозирование сбыта продукции промышленного назначения / В.Н. Чайников // Вестник Чувашского университета. 2010.№ 1. С.527-533.
5. Чайников В.Н. Прогнозирование составляющих показателя конкурентоспособности продукции / В.Н. Чайников // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 520-526.
ЧАЙНИКОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры сертификации и менеджмента, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (chvn66r@mail.ru).
CHAYNIKOV VALERIY NIKOLAYEVICH - candidate of economic sciences, associate professor of Certification and Management Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.