Научная статья на тему 'Концептуальная модель управления стратегической конкурентоспособностью предприятия'

Концептуальная модель управления стратегической конкурентоспособностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / УПРАВЛЯЮЩАЯ И УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМЫ / ЗАМКНУТЫЙ КОНТУР / ПРОГНОЗНЫЙ ПЕРИОД / COMPETITIVE ADVANTAGES / STRATEGIC COMPETITIVENESS / EXTERNAL ENVIRONMENT / MANAGEMENT AND CONTROL SUBSYSTEM / THE CLOSED CIRCUIT / THE FORECAST PERIOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайников Валерий Николаевич

Предложены этапы системы управления стратегической конкурентоспособностью предприятия; разработана концептуальная модель системы управления стратегической конкурентоспособностью предприятия, рассмотрены структура и цели составляющих блоков управляющей и управляемой подсистем; выявлены элементы блока формирования стратегического потенциала предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL MODEL OF STRATEGIC COMPETITIVENESS ENTERPRISE

Proposed stages of strategic management competitiveness of enterprises; developed a conceptual model of strategic management competitiveness of the enterprise, consider the structure and purpose of the building blocks of control and controlled subsystems identified elements of the block formation of the strategic potential of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель управления стратегической конкурентоспособностью предприятия»

УДК 658.562

В.Н. ЧАЙНИКОВ

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ*

Ключевые слова: конкурентные преимущества, стратегическая конкурентоспособность, внешняя среда, управляющая и управляемая подсистемы, замкнутый контур, прогнозный период.

Предложены этапы системы управления стратегической конкурентоспособностью предприятия; разработана концептуальная модель системы управления стратегической конкурентоспособностью предприятия, рассмотрены структура и цели составляющих блоков управляющей и управляемой подсистем; выявлены элементы блока формирования стратегического потенциала предприятия.

V.N. CHAYNIKOV

THE CONCEPTUAL MODEL OF STRATEGIC COMPETITIVENESS ENTERPRISE

Key words: competitive advantages, strategic competitiveness, external environment, management and control subsystem, the closed circuit, the forecast period.

Proposed stages of strategic management competitiveness of enterprises; developed a conceptual model of strategic management competitiveness of the enterprise, consider the structure and purpose of the building blocks of control and controlled subsystems Identified elements of the block formation of the strategic potential of the enterprise.

Экономика предприятия является основным звеном экономик отрасли, кластера, региона, страны в целом, и ее конкурентоспособность формирует конкурентоспособность вышестоящих иерархических уровней. На современном этапе экономического развития в острой конкурентной борьбе за потребителя выигрывает то предприятие, которое способно воспринимать, использовать, закреплять и развивать организационно-управленческие и технические новшества и на их основе создавать новые товары с повышенными потребительскими свойствами. При этом работа предприятия должна сводиться не только к удовлетворению сегодняшних, текущих запросов потребителей, но и вестись на опережение, целенаправленное формирование их будущих потребностей.

Следовательно, встает вопрос: «Каким набором требований стратегических конкурентных преимуществ должно обладать предприятие, чтобы производить конкурентоспособные товары в будущем?». Этот вопрос для современных промышленных предприятий становится наиболее актуальным, так как конкурентоспособность выпускаемых ими большинства товаров ниже по сравнению с таковой в развитых странах и является сегодня основой для выхода на новый уровень модернизации экономики России, отвечающей требованиям мирового рынка.

В этих условиях для предприятий любой организационно-правовой формы главным фактором успеха в будущем становится его стратегическая конкурентоспособность, которая означает его способность в перспективе производить новые товары, пользующиеся спросом на отечественном и зарубежном рынках, за счет эффективного управления и высокого организационнотехнического уровня производства продукции, а также эффективного использования ресурсного и рыночного потенциалов. Здесь на первый план выступает и становится важной проблема эффективного управления стратегической конкурентоспособностью предприятия, решение которой возможно на основе разработки системы управления стратегической конкурентоспособностью предприятия (СУСКП).

Проблемы формирования СУСКП является сложной и многоаспектной, и алгоритм ее решения, на наш взгляд, может включать следующие этапы:

’ Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-02-22205 а/В).

1) формирование концепции системы управления стратегической конкурентоспособностью предприятия;

2) разработка концептуальной модели СУСКП;

3) выбора и прогнозирование параметров стратегической конкурентоспособности предприятия на «входе» системы;

4) формирование основных направлений достижения прогнозных параметров стратегической конкурентоспособности предприятия.

В предложенном алгоритме одной из основных задач является разработка концептуальной модели СУСКП. На основе системного, процессного и других современных методологических подходов, используемых при разработке моделей систем, нами разработана концептуальная модель системы управления стратегической конкурентоспособностью предприятия. СУСКП состоит из таких основных элементов, как внешняя среда и замкнутый контур («черный ящик»), имеющий «вход», «выход» и обратную связь. На «входе» СУСКП находятся стратегические цели, стратегия и входные параметры (индикаторы) стратегической конкурентоспособности предприятия, основным из которых является ее уровень, а на «выходе» - ее сформированный потенциал, способный производить к концу прогнозного периода новую конкурентоспособную продукцию (товары), пользующуюся спросом на национальном и мировом рынках.

Внешняя среда, окружающая предприятие, многообразна и представляет собой сложную систему, в которой действуют такие факторы, как законодательство, научно-технический процесс, поставщики, конкуренты, потребители и т.д. При этом внешняя среда диктует свои жесткие условия для построения и функционирования внешней среды предприятия. В этом случае ключевая задача управления может быть сведена к обеспечению устойчивого функционирования предприятия, согласованного с динамикой внешней социально-экономической среды. Данное согласование предполагает не только реакцию предприятия на достижение его стратегической конкурентоспособности, но и множество других аспектов его взаимодействия с внешним окружением.

Рассмотрим структуру и цели составляющих блоков управляющей и управляемой подсистем замкнутого контура концептуальной модели СУСКП. Управляющая подсистема состоит из трех составляющих блоков: целевого, организационной структуры, контроля и регулирования отклонений параметров стратегической конкурентоспособности при функционировании СУСКП.

К основным элементам целевого блока относятся: видение, политика, совокупность стратегических целей приоритетных направлений (стратегия), которые находятся на «входе» системы СУСКП. Суть целевой ориентации СУСКП (целевого блока) состоит в наделении каждого из ее организационных элементов самостоятельными задачами, упорядоченность совокупности которых полностью реализует обозначенную систему целей.

Блок организационной структуры и функций составляют такие ее элементы, как организационная структура и функции управления СУСКП. Организационная структура управления является совокупностью специализированных органов управления - подразделений, т.е. отделов, групп, бюро и т.п., взаимосвязанных и взаимодействующих между собой для достижения поставленных целей и задач стратегической конкурентоспособности предприятия.

Блок контроля и регулирования параметров стратегической конкурентоспособности с помощью обратной связи между блоками фиксирует величину их разрыва между прогнозными и фактическими значениями. Устранение выявленных несоответствий осуществляется в соответствующих блоках управляемой подсистеме на каждом годовом этапе функционирования СУСКП в прогнозном периоде.

Управляемая подсистема СУСКП (рисунок) состоит из трех следующих взаимосвязанных блоков: формирования стратегических потенциалов приоритетных направлений развития стратегической конкурентоспособности; разработки стратегических конкурентоспособных товаров; их обеспечения.

Элементами блока формирования стратегических потенциалов приоритетных направлений стратегической конкурентоспособности предприятия являются: эффективность управления предприятием, его инновационная и инвестиционная активность, рыночная активность и трудовая активность. Эти элементы составляют потенциал конкурентоспособности предприятия в будущем и цель СУСКП создать такой потенциал.

К элементам блока создания новых конкурентоспособных товаров со стратегической конкурентоспособностью относятся: стратегический маркетинг, НИОКР, инновации, новые ресурсосберегающие технологии, качество товаров, высококвалифицированный персонал и т.д. Целями блока разработки новых товаров, обладающих стратегической конкурентоспособностью, является выбор перспективных направлений развития потребностей, которые дали бы возможность предприятию производить новые товары, удовлетворяющие новые потребности потребителей. В этом случае разработчики новых товаров должны предвидеть будущие потребности потребителей и уметь воплотить их в новые товары.

Состав элементов блока обеспечения формирования стратегической конкурентоспособности предприятия определяется необходимостью эффективного обеспечения элементов блока формирования стратегических потенциалов приоритетных направлений и элементов блока формирования будущих конкурентоспособных товаров. Главная цель этого блока заключается в создании условий научной обоснованности, правомочности, достоверности, рациональности, своевременности и действенности всей системы СУСКП. Исходя из цели данного блока его основными элементами являются: научно-методический, правовой, финансовый, материально-технический, информационный. Элементы данного блока предназначены для комплексного охвата проблемы обеспечения формирования стратегических потенциалов приоритетных направлений системы СУСКП и решения задачи разработки и производства в будущем конкурентоспособных товаров.

Таким образом, предлагаемая система управления стратегической конкурентоспособностью предприятия при ее реализации сможет обеспечить производство конкурентных товаров, так необходимых сегодня российской экономике.

Литература

1. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. М.: Эксмо, 2006. 464с.

2. Мазилкина Е.Н., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2007.

325 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2005.504 с.

ЧАЙНИКОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (chvn66r@mail.ru).

CHAYNIKOV VALERIY NIKOLAYEVICH - candidate of economic sciences, associate professor of quality management and competitiveness, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.