ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КАДРАМИ КАРАКАЛПАСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА Мамутов П.А.
Мамутов Парахат Алламбергенович - независимый исследователь, (PhD) докторант, специальность театральное искусство, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, Первый заместитель директора Нукусского филиала Государственной консерватории Узбекистана, г. Нукус, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье освещается история Каракалпакского государственного музыкально -академического театра имени Бердаха, созданный с 1926 года, этапы развития, оригинальность в актёрском мастерстве, режиссуре, открытие каракалпакского курса при ГИТИСе в России в 1934 году. Каракалпакский театр, творческие процессы в театре, организованность и развитие в формировании уникального творческого стиля, его значения и места.
Ключевые слова: режиссёр, театр, труппа, актёр, спектакль, драматург, Каракалпакстан, студия, метод, история.
PROVISION OF QUALIFIED PERSONNEL OF THE KARAKALPAK STATE THEATER
Mamutov P.A
Mamutov Parakhat Allambergenovich - independent researcher, (PhD) doctoral candidate,
THEATRICAL ARTS, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN,
First Deputy Director NUKUS BRANCH STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article covers the history of the Karakalpak State Academic Musical Theater named after Berdakh, which has been operating since 1926, developmental stages, originality in the performance of the actors, directing, stenography issues and opening of the Karakalpak course at GITIS in Russia in 1934, the Karakalpak studios the arrival to Karakalpak theatres graduates of GITIS in 1939, and that the creative processes in the theater, which were organized and developed in this way, were the basis for the formation of specific creative styles, its importance and place.
Keywords: director, theater, troupe, actor, play, playwright, Karakalpakstan, studio, method, history.
УДК 7.036 ORCID: 0000-0001-7744-6607
Введение: Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на встрече с творческой интеллигенцией Узбекистана 3 августа 2017 года, пожелал им успеха и вдохновил их на новые достижения. Говоря о значимости, результативности прошедшего открытого и искреннего диалога, глава государства Ш. Мирзиёев твердо подчеркнул, «что у нас достойная восхищения великая история, достойные восхищения великие предки, достойные восхищения несметные богатства. И я убежден - у нас будет достойное восхищения великое будущее, великие литература и искусство» [1].
Основополагающими задачами театрального искусства являются драматургия, режиссура, актёрское мастерство, сценография, театральная музыка, балет и сценические танцы, система подготовки кадров служению искусства, методы и театральная критика с достижениями и недостатками.
Объектом нашего исследования является Каракалпакский государственный академический музыкальный театр имени Бердаха, который начал свою деятельность в 1926 году.
По материалам истории известно, что каракалпакский театр начинает формироваться в начале XX века. В январе 1918 года после постановления Комиссариата народного образования РСФСР «Об организации театральной группы» во всех городах были созданы системы работы по духовно-просветительским делам, уделено большое внимание созданию театрально-концертных организаций.
Термины «театр» и « театральная труппа» среди каракалпакского народа широко распространились в середине 1920 года. «Исходя из причины, отсутствия театра во многих республиках Советского Союза театр вызывал большой интерес у зрителей разных народов. В эти годы среди других народов бывшего Союза начали создаваться театры, где ставились спектакли на своем родном языке » [2, с. 9].
Летом 1920 года Хамза Хакимзада Ниязий приезжает в Хорезм, где создает труппу "Сайер" и руководит ею. В конце этого же года труппа гастролирует по городам Турткуль, Ходжейли и Кунград. Их представления народ воспринимает с большим интересом.
«В сентябре 1920 года на основании постановления Исполнительного Комитета Амударьинского отдела трудовых депутатов в Турткуле открываются большой городской клуб, библиотека и кинотеатр. Имеющий штатную единицу клуб являлся первым очагом культуры. Здесь по очереди свои представления показывали русские, татарские, узбекские, казахские театральные драматические кружки» [3].
В 1925 году преподаватель природы педагогического техникума Зарип Фатихович Касимов из числа студентов организует каракалпакскую национальную труппу. В этом же году труппой вниманию зрителей были представлены спектакли ("Байбише - Токал") - "Многоженство", ("Сонгы таяныш") -"Последняя опора" и концертные программы.
Время, когда образовалась как труппа «Тан нуры» («рассветный луч») Касым Авезов 8 ноября 1926 года с авторской исторической драмой ("Тилек жолында") "На пути желании" открывает первый занавес театра (нынешнего Каракалпакского государственного академического музыкального театра имени Бердаха). Хронология истории Каракалпакского национального театра начинается именно с этого дня. С 1926 по 1930 годы стали периодом становления театра. Тогда творческий и технический состав коллектива составлял 13 человек - Жолмурза Аймурзаев, Айтбай Матьякубов, Генжебай Убайдуллаев, Мадрейим Матжанов, Жумагул Сейтова, Курбангул Бекмуратова, Марьям Темирханова, Пердегул Саекеева, Т. Исметуллаева, К. Алланиязов, Байнияз Сейтов, Ж. Пирназаров, О. Торемуратов. Поставленные ими спектакли были самыми простыми. Актёры не знали о сценической речи и не обладали актёрским мастерством. Но, несмотря на это, драматургия развивалась.
Руководителем национальной труппы являлся режиссёр, артист и драматург Абдираман Утепов. В развитии труппы есть немалый его вклад. Но его методы режиссёрства не отвечали профессиональным требованиям. Спектакли сопровождались суфлерами. Во время спектакля не применялись такие компоненты, как специальные декорации, свет, реквизит, бутафория и другие сценические принадлежности. В качестве афиши вечерних спектаклей и концертов выступали люди, оповещая народ с помощью карнаев и сурнаев.
Если спектакль проходил в сельской местности, то актёры необходимые вещи, одежду, головные уборы, обувь брали среди присутствующих зрителей, после завершения спектакля возвращали все обратно. Режиссёр разъяснял суть музыки музыканту и давал указания, чтобы музыка хорошо доходила до зрителей. На сцене не было возможности с помощью декораций показать зрителям условия проживания героев, изображать место, день и сезон года. Специальная одежда, украшения, оружие имели особенную характеристику и значение иллюстраций.
1930 годы в Каракалпакстане были отмечены как годы процветания духовно-просветительских работ. Были открыты школы, техникум и курсы по подготовке молодых специалистов. В Совете Министров вел свою деятельность отдел по управлению искусством. Училище народного творчества и музыки начало принимать талантливую молодежь на учебу. «В 12 районах стали действовать любительские театры в колхозных центрах, 3 музыкальные школы, 8 коллективов духовного оркестра начинают свою трудовую деятельность. В городе Турткуле функционируют 3 театра - Каракалпакский государственный театр, Театр юного зрителя и Русский государственный театр. В 1939 году в республике насчитывается 39 библиотек, 61 клуб, 14 дехканских домов, 7 красных домов, 61 читальный зал » [4, с. 76].
Каракалпакская драматургия в 1930 году находилась на этапе своего развития. В то время театр не хотел ставить одноактные и сатирические пьесы местных драматургов. Теперь большие пьесы, основанные на совершенном сюжете, стали требованием времени. На сцене театра больше ставили произведения, переведенные с других языков, чем из местной драматургии. Эти спектакли служили не только духовному и эстетическому росту зрителей, но и повышали опыт драматургов. Были переведены произведения классиков Мольера, Н. Островского, В. Вишневского, М. Горького. В эти годы ряды местных драматургов пополнили молодые их последователи - Асан Бегимов, Жолмурза Аймурзаев, Мырзагалий Дарибаев, Рахим Мажитов, Нажим Давкараев, Сапар Ходжаниязов. Вместе с ними пришли и новые идеи, образы и герои. В число таких произведений входили ("Кррльщтан азат") - "Свобода от угнетения", ("Бул ким?") - "Кто это?" (А. Бегимов), ("Кара журеклер") - «Черные сердца», ("Гуман") -"Подозрение" (Р. Мажитов), ("Буякчи вакил") "Представитель маляров" (А. Утепов), "Багдагул" (С. Мажитов), ("Куклен батыр") - "Храбрый Куклен", ("Жана адамлар") - "Новые люди", "Гарип ашык" (М. Дарибаев), "Айша" (С. Ходжаниязов).
Начиная с 1930 года сценической безграмотности, которая властвовала в буднях театра, пришел конец. Театр сделал шаг к профессиональному прогрессу. В деятельности театра есть большая заслуга Абдирамана Утепова. Он работал драматургом, режиссёром и актёром, накопил опыт работы в русском, узбекском, казахском, татарском драматических кружках. А. Утепов знакомится с учеником руководителя Русского драматического кружка В.Э. Мейерхольда, И.В. Каринманом.
А. Утепов внес особый вклад в развитие театра и заинтересовался русской культурой. Он попросил помощи из Москвы, Ленинграда и других городов, чтобы поднять каракалпакский театр на профессиональный уровень. На помощь молодому каракалпакскому театру в Турткуль приходит И.В. Каринман. А. Утепов хорошо понимал, что без опытных кадров невозможно достичь творческих успехов. Благодаря поддержке И.В. Каринмана в государственном театре открывается короткий курс по актёрскому мастерству и сценической речи. «В результате стараний А. Утепова и его мнения, основанного на обеспечении театра профессиональными кадрами, в ГИТИСе открывается каракалпакский курс» [5, с. 16-17]. Под его руководством собирается талантливая молодежь со всех районов республики. Представители литературы и государственные деятели того времени критикуют творчество А. Утепова. « Он в один день пишет пьесу и в тот же день сам ее ставит на сцене. Мастерство актёров и режиссура не отвечают требованиям, материалы подобного рода часто печатались в местных газетах » [6, с. 23-25]. Несмотря на это, Абдираман Утепов является основоположником каракалпакского театра. Репертуар театра определяли вышестоящие органы.
В театре увеличились штатные единицы, был утвержден специальный штат режиссёра, на которого были возложены все творческие работы. Установление порядка в каждом направлении сценической культуры, повышение уровня профессионального мастерства актёров, укрепление связи между зрителем и театром и другие необходимые вопросы решались режиссёрами.
С 1930 по 1939 годы внимание к театральному искусству было на вершине. В результате политического и экономического воздействия в стране в общественных учреждениях и среди населения сформировалась эстетическая среда и к театру стали относиться с новым подходом. На сцене театра обычно ставили произведения местных авторов А. Бегимова, Ж. Аймурзаева, С. Мажитова, М. Дарибаева, А. Матьякубова и Р. Мажитова. Была поставлена пьеса азербайджанского драматурга С. Рахмона "Аршин мал алан". В середине 1930 года режиссёр Р.Файзиев и актриса Бухарского театра и Х. Файзиева приехали в каракалпакский театр, чтобы оказать коллегам практическую помощь.
Теперь каракалпакская драматургия была обогащена узбекскими и казахскими произведениями. С одноактного спектакля перешли на постановку больших спектаклей. Репертуар театра пополнился новыми историческими спектаклями. В свою очередь эти произведения нашли отклик среди зрителей. Совместное сотрудничество с узбекскими режиссёрами дало эффективное воздействие на развитие каракалпакского театра.
В 1934 году 30 талантливых молодых людей, а в 1936 году дополнительно 16 парней и девушек из дальних аулов нашей республики отправляются на учебу в каракалпакскую группу в Институт театрального искусства имени Луначарского в Москве. « В составе студии были 29 студентов, из них 7 девушек и 22 парня » [7, с. 3]. Здесь каракалпакскую молодежь актёрскому мастерству учили известные педагоги В.В. Бибиков и О.И.Пыжова. Молодежь, склонную к писательской деятельности, распределили в драматургию, а интересующихся сценическим искусством, определили в группу режиссёров.
«В первые месяцы были трудности из-за незнания студентами русского языка, а преподавателями незнания каракалпакского языка. Художественный руководитель студии Ольга Ивановна Пыжова установила контакты с каракалпакской молодежью с помощью переводчика» [8, с.16]. В таких условиях было трудно определить не только их творческие возможности, но и вести с ними беседу. Некоторые молодые люди впадали в отчаяние, а другие и вовсе возвращались на Родину. «...Атмосфера недоброжелательства и скуки усиливалась и пугала меня, - вспоминала потом О.И. Пыжова, - я начинала приходить в отчаяние. Мне стало казаться, что мои студенты не должны заниматься искусством, вероятно, они неталантливые и некультурные. На самом деле многие из них были неграмотны. Движения их были неуклюжи и вульгарны. В какой-то момент я уже хотела отказаться от занятий, бросить мастерскую» [9, с. 177].
Своим педагогическим мастерством О.И. Пыжова смогла породить особенную любовь и интерес у студентов к выбранной профессии. Когда она предложила им подготовить этюд о родной природе, то у них сразу появилась какая-то новая сила, которая смогла раскрыть их талант. « Работа в классе вдруг оживилась, и Ольга Ивановна Пыжова не узнавала своих «неталантливых» учеников. Особенно ей понравился этюд «Каракалпакский базар». Когда я впервые увидела этот этюд, - сообщает она, - то сразу ощутила весь темперамент этого базара, его бурный ритм, всю его жизнь, и я не могла не принять даже с педагогических позиций целого ряда уже законченный образ масок. Я поняла, что это национальное и народное » [10, с. 189]. Таким образом, взаимопонимание наставников и студентов постепенно налаживалось. Ученики стали хорошо понимать русскую речь, а Ольга Ивановна немного овладела каракалпакским языком. Этот процесс послужил укреплению их творческой деятельности.
Студентов каракалпакской студии О. Пыжова и Б. Бибиков обучали не только по специальным методикам, но и делали все возможное для развития и будущего каракалпакского театра. « Руководители студии поняли, что продвижение и прогресс театра связаны с национальной драматургией. Исходя из интереса, студийцев и требований времени они обучались в отдельных группах. Поэтому студенты Ж. Аймурзаев, С. Ходжаниязов, П. Тлегенов занимались литературой, Т. Алланазаров, Б. Айманов и Ю.
Шарипов были направлены на режиссёрские курсы. Они все свои силы посвятили освоению теоретическим и практическим знаниям. Будущим режиссёрам были предоставлены возможности принимать участие в репетициях художественного театра и даже наблюдать за работой В.И. Немирович-Данченко» [11, с. 54].
В 1934 году в Каракалпакский театр главным художником назначается Борис Дмитриевич Каменев, при участии которого начали создаваться декорации для спектакля. Он отвечал за костюмы персонажей, реквизит, за работы бутафора. Это было методом деятельности театра, сформированного потом как Каракалпакский государственный театр. В 1936 году в театр направили опытных специалистов, которые до этого прошли хорошую подготовку режиссёров, музыкального руководителя, балетмейстера, руководителя хорового коллектива, артистов, танцоров и музыкантов. « Стали формироваться и местные кадры. В те годы в театре работали 22 артиста и 12 музыкантов. Среди них были артисты Садулла, Жийен, Зайит, Айимхан, Токта и музыкант Жапак, которые стали известны в народе » [12, с. 2].
Приезд выпускников ГИТИСа в театр в 1939 году стал большим историческим событием. Каракалпакский государственный театр был переименован в Каракалпакский государственный музыкальный театр комедии и драмы имени К. С. Станиславского. Это время, когда театр начал свой настоящий творческий путь вместе с профессиональными кадрами.
Мастерство актеров, режиссура, драматургия, дополняя друг - друга удивили не только зрителей, но и представителей литературы. Они признали сформирование творческого метода настоящего театра. В доказательство на это «За 4 года учебы в Москве студенты развивались с культурной и политической стороны. Наблюдая за ними, этикой поведения, условиями жизни, характером, культурой ношения одежды и речью, четко представляешь их, что они завтра станут теми самыми интеллигентами, которые будут озарять культуру каракалпакского народа своими знаниями и опытом» [13, с. 3]. Подобные его мнения показывают то, что изучив практику, театров мира они внесли новую форму в искусство театра и можно увидеть сформирование творческой аудитории.
«Выпускников ГИТИСа на Родину сопровождали их наставники актриса советского театра и кино, педагог и режиссёр Ольга Пыжова и её спутник жизни Борис Бибиков» [14, с.38]. Первые выпускники каракалпакской группы ГИТИСа Туреш Алланазаров, Сапар Ходжаниязов, Юлдаш Шарипов, София Карабаева, Халмурат Сапаров, Тарбия Жолымбетова, Юлдаш Мамутов, Яхыт Алламуратова, Балтабай Айманов, Саодат Юсупова, Сабырбай Утепбергенов, Мадирейим Матчанов, Ганий Дошумов, Режепбай Сайдов, Пирлепес Тилегенов, Исах Шадиев. Они остались в истории театра как первые профессиональные кадры. Молодой и опытный коллектив ставил на сцене не только спектакли местной драматургии, но и произведения соседних государств и зарубежных авторов. Молодые студийцы с большим воодушевлением поставили свои дипломные спектакли во всех отдаленных аулах нашей республики «Проделки Скапена» Ж.Б. Мольера, «Бедность не порок» А.Н. Островского, «Первая конная» В. Вишневского.
«Свой талант показали актёры, сыгравшие в « Проделки Скапена» роль Скапена Балтабай Айманов и Туреш Алланазаров, в роли официанта - Юлдаш Мамутов, который без единой речи, одним движением удивил зрителей, а в спектакле «Бедность не порок» образ Любима Тартцова сыграл Мадирейим Матжанов. Роль Мити талантливо сыграл Сапар Ходжаниязов. В глаза сразу бросалось, что они не зря учились 4 года в ГИТИСе. Постепенно они стали любимыми артистами Республики Каракалпакстан. Зрители и литераторы, которые писали о театре, были удивлены мастерству актёров, режиссуре, драматургии» [15, с. 40].
Жизнь и творчество выпускника Государственного института театрального искусства имени Луначарского и народного писателя Каракалпакстана Сапара Ходжаниязова будет связана с театральным искусством. Во время учебы в институте, состоявшись в совместной творческой связи с известными педагогами В. Вишневским, О. Пыжовой и Н. Баскаковым, он создает свою первую пьесу "Айша". Благодаря советам наставников С.Ходжаниязов достигает успеха в творчестве. После окончания театрального института он, как профессиональный кадр, вносит свой вклад в искусство Каракалпакстана как актёр, режиссёр и писатель-драматург
Во время Великой Отечественной войны в каракалпакской драматургии создавались пьесы патриотического характера. С девизом « Все по возможности будем работать! » театральные коллективы без перерыва посвящали свои силы для духовно-просветительских работ в тылу. Несмотря на трудности войны, наши драматурги не оставили свою творческую деятельность.
Произведения Ж. Аймурзаева, М. Дарибаева и А. Шамуратова "Письмо из фронта", "Русский меч" и "Ради Родины" часто печатались. В 1942 году рассказ М. Дарибаева "Русский меч" был поставлен на сцене театра. В том же году на сцене зрители увидели произведения в переводе с русского на каракалпакский язык К. Симонова "Русские люди", С. Абдуллы и Чуста "Смелая семья", "Курбан Умаров", К. Яшена "Солнышко".
Вторая мировая война повлияла и на деятельность театра. Некоторые представители творческой интеллигенции ушли на фронт. Коллектив театра поделились на две агитационные группы. Одну из них
возглавляла Айимхан Шамуратова, другую - Юлдаш Шарипов. Они устраивали концерты и ставили спектакли во всех отдаленных населенных пунктах республики, а на вырученные деньги покупали продукты питания и одежду, отправляя все на фронт. Отправленные деньги также были использованы и для постройки самолета. В 1944 году из Комитета народного комиссара на имя Айимхан Шамуратовой пришла благодарственная телеграмма.
В тяжелое военное время на сцене театра поставили спектакли патриотического характера "Алпамыс", "Тазагуль", "Лейтенант Ельмуратов", "Наш Бахадыр", "Солнышко", "Курбан Умаров", "Дочь Арала", "Тахир и Зухра", "Гулсара", "Сноха, не стоящая и пяти копеек" и другие. Музыкальные спектакли имели большое значение в то время.
Самым большим событием в жизни театра, произошедшем в 1943 году, был приезд Усмана Юсупова и его оценка спектакля "Алпамыс". Первый вариант пьесы Нажима Давкараева "Алпамыс" был написан, в 1939 году и было, решено, что спектакль будет поставлен в Ташкенте. В это время шла подготовка к проведению в Ташкенте Недели культуры и литературы Республики Каракалпакстан. Но с началом войны 1941 года репетиции спектакля остановились. Театр из Турткуля перемещается в столицу Каракалпакстана город Нукус.
В 1943 году премьера спектакля «Алпамыс» состоится в Нукусе в новом здании театра. Зрители с воодушевлением встретили новый спектакль. Главной идеей спектакля являлся девиз «Для народа, для чести!».
Каракалпакский народ богат произведениями устного народного творчества. В течение века жировами передавались эпосы и дастаны от поколения к поколению. Эпос "Алпамыс" самый распространенный среди народа, поэтому увидеть своего национального героя на сцене доставляло зрителям особую радость. Спектакль основан на жанрах реализма и натурализма, поэтому на сцену Алпамыс и Каражан поднимались верхом на лошади. Алпамыс - вышедший из народа храбрец, его роль с успехом сыграл тогда молодой актёр Рейимбай Сейтов. Роль Баршын исполнила Айимхан Шамуратова. Музыку на спектакль написал известный композитор В. Шафранников, который доподлинно ознакомился с традициями и условиями жизни каракалпакского народа.
В этот период из Ташкента приехали опытные специалисты для повышения квалификации молодых кадров. Для артистов вокала проходили занятия по постановке голоса, театр был обеспечен наставниками - вокалистами, балетными артистами, хоровыми коллективами и концертмейстерами. Ташкентский балетмейстер Али Ардобус, наставник-вокалист А. Горская, концертмейстер Гофман и другие оказали большую помощь каракалпакскому театру. Местные специалисты театрального искусства Ю. Мамутов, С. Ходжаниязов, Ю. Шарипов, С. Карабаева, Т. Алланазаров и Х. Сапаров в свою очередь тоже учили молодых и начинающих актёров сценической речи и актёрскому мастерству.
Драматургия и театр в послевоенные годы перешли в прежнюю систему. Основная тема театра посвящалась экономическому и социальному подъему населения, также были поставлены спектакли на бытовые темы жизни. Во всех постановках обычно отражалась борьба между прошлым и настоящим. Бесконечные творческие поиски дали толчок развитию национальной драматургии.
Заключение: 30-е годы прошлого века стали этапом перехода каракалпакского театра на следующий этап развития. Основная тенденция драматургии - историко - революционные, исторические и эпико-фольклорные темы. Их новизна заключалась в отражении психологического состояния образов, глубокого изучения характера героев и жанра комедии, исторической драмы, трагедии, музыкальной драмы и водевиля. Приход в театр выпускников каракалпакской студии ГИТИСа в 1939 году стал большим поворотом в жизни театра. На сцене театра были поставлены произведения классиков мировой, русской, азербайджанской, узбекской, казахской драматургии. Это время, когда в театре началась новая эпоха возрождения.
Список литературы/References
1. Мирзиёев Ш.М. Развитие литературы, искусства и культуры является прочным фундаментом для возвышения духовного мира нашего народа. // Речь Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева на встрече с представителями творческой интеллигенции Узбекистана. Народное слово. 2017 г. 4 августа.
2. Алланазаров Т. Формирование национальной режиссуры в каракалпакском театре. Нукус: Билим, 1996, с. 9.
3. Были использованы материалы из личного архива А. Жузимбетова.
4. Алланазаров Т. Некоторые вопросы истории каракалпакской советской драматургии. Нукус: Каракалпакстан, 1987, с. 76.
5. Алланазаров Т., Ниетуллаев Т., Утепов А. Нукус: Каракалпакстан, 1965, с. 16-17.
6. Шамуратова А. Театр - моя жизнь и судьба. Нукус: Билим, 2016, с. 23-25.
7. Албанов Д. Театр молодежи. // Газета Красный Каракалпакстан, 2 июля, 1938 г. №150 (2022), с. 3.
8. Баяндиев Т. Театр и время. Ташкент, 2010, с. 16.
9. Пыжова О.И. Первые уроки в собрании Записки Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского. М.: Искусство, 1940, с. 177.
10. Пыжова О.И. Первые уроки. 1940, с. 189.
11. Баяндиев Т. Каракалпакский государственный театр имени К.С. Станиславского 1930-1967. Очерк истории. Ташкент: издательство Фан Узбекской ССР, 1971, с. 54.
12. Красный Каракалпакстан. Давайте построим современный театр, театр в процессе развития. 20 декабря, 1936, №291 (1540), с. 2.
13. Д. Албанов. Молодёжный театр. Газета Красный Каракалпакстан. 2 июля 1938 год,№ 150 (2022).стр. 3
14. Шамуратова А. Театр - моя жизнь и судьба. Нукус: Билим, 2016 г., с. 38.
15. Шамуратова А. Театр - моя жизнь и судьба. Нукус: Билим, 2016 г., с. 40.
16. MAMUTOV P.A. Раздел 2. Театральное искусство Section 2. Theatre arts //European Journal of Arts. -2022. - №. 2. - С. 32-35.