Научная статья на тему 'Из истории искуства Каракалпакстана в 1946- 1991 годы'

Из истории искуства Каракалпакстана в 1946- 1991 годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
439
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТАЛИТАРНЫЙ СТРОЙ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / КАРАКАЛПАКСТАН / ЛИТЕРАТУРА / ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бекимбетов Б.М., Сейфуллаев А.С.

В статье рассматривается культура Каракалпакстана после военного периода. Анализируется театрального искусства и новыми произведения каракапакских авторов. Послевоенный период самое тяжелое время для советской культуры, в том числе каракалпакской. В период тоталитарной советской системы, культура стала краеугольным камнем всей политики советов в национальных окраинах. Жесткий идеологический пресс, в основе которого лежали догматические представления о роли культуры, прежде всего художественной, оказывал давление на все стороны духовной жизни общества. Советская власть самым пристальным образом следил за новинками публицистической, художественной литературы. На местах руководящие идеологические работники стремились чутко улавливать мнение «верхов», проводить в жизнь их указания, их вкусы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории искуства Каракалпакстана в 1946- 1991 годы»

УДК: 93. 94

Б.М. Бекимбетов

Кандидат исторических наук, доцент ТашГАУ НФ

Г.Нукус, Узбекистан А. С. Сейфуллаев ассистент ТашГАУ НФ Г.Нукус, Узбекистан

ИЗ ИСТОРИИ ИСКУСТВА КАРАКАЛПАКСТАНА В 1946- 1991 ГОДЫ

Аннотация

В статье рассматривается культура Каракалпакстана после военного периода. Анализируется театрального искусства и новыми произведения каракапакских авторов.

Послевоенный период самое тяжелое время для советской культуры, в том числе каракалпакской. В период тоталитарной советской системы, культура стала краеугольным камнем всей политики советов в национальных окраинах.

Жесткий идеологический пресс, в основе которого лежали догматические представления о роли культуры, прежде всего художественной, оказывал давление на все стороны духовной жизни общества. Советская власть самым пристальным образом следил за новинками публицистической, художественной литературы. На местах руководящие идеологические работники стремились чутко улавливать мнение «верхов», проводить в жизнь их указания, их вкусы.

Ключевые слова

Тоталитарный строй, коммунистическая идеология, каракалпакстан, литература, театр,

Введение. Послевоенный период самое тяжелое время для советской культуры, в том числе каракалпакской. В период тоталитарной советской системы, культура стала краеугольным камнем всей политики советов в национальных окраинах.

Жесткий идеологический пресс, в основе которого лежали догматические представления о роли культуры, прежде всего художественной, оказывал давление на все стороны духовной жизни общества. Советская власть самым пристальным образом следил за новинками публицистической, художественной литературы. На местах руководящие идеологические работники стремились чутко улавливать мнение «верхов», проводить в жизнь их указания, их вкусы.

Материалы и методы. Искусство театра к 50-му году стало более зрелым и действенным, строгим и мужественным. Наряду с творческими успехами в работе театра имелись и место серьезные недостатки. В его репертуаре крайне мало оказалось пьес каракалпакских авторов на современные темы. Повседневный труд каракалпакского народа не получил должного отображения.

В 50-х годах репертуар Каракалпакского театра им. Станиславского пополняется новыми произведениями каракалпакских авторов. В это время на сцене ставятся пьесы «Айгуль-Абат» Ж.Аймурзаева, «Дочь Арала» А.Шамуратова и Ж.Аймурзаева, «Гарип ашык» А.Бегимова. Во время первой декады каракалпакского искусства и литературы в г. Ташкенте (1957г.) некоторые из этих спектаклей были тепло встречены узбекскими зрителями. Успехи деятелей искусства и литературы Каракалпакстана были высоко оценены правительством Узбекистана.

В 1962 году репертуар театра им. Станиславского обогатился двумя пьесами местных авторов из современной жизни- комедией М.Калимбетова «Мой авторитет» и музыкальной комедией С.Ходжаниязова «Талуас». Готовясь к новой неделе Каракалпакской литературы и искусства в Ташкенте в 1963 г., театр включил в репертуар героическую музыкальную драму «Сорок девушек» А.Шамуратова и И.Юсупова, написанную по мотивам одноименного эпоса каракалпакского народа, историческую музыкальную драму «Айгуль- Абат» Ж.Аймурзаева, а также три драматических произведения на современную тему-

музыкальную комедию «Свадьба на пастбище» Н.Эшматова и Р.Эшимбетова, драму узбекского драматурга Уйгуна «Сомнение» и комедию известного белорусского драматурга А.Макаенко «Левониха на орбите». За первую половину 70-х годов приобрела наибольшую активность постановка на сцене театра драмы народного поэта Узбекистана и Каракалпакстана Т.Жумамуратова «Флаг на лодке». Комедии народного поэта Узбекистана и Каракалпакстана И.Юсупова «Наследник Омирбека» на историческую тематику. Успешно была осуществлена также драма известного каракалпакского драматурга Сапара Ходжаниязова «Маман бий», созданного по мотивам одноименного романа писателя Т.Каипбергенова. В упомянотые годы большое значение приобрела популяризация творческого наследия всемирно известного ученого философа и мыслителя Востока Абу Райхана аль-Беруни. Драматург Т.Сейтжанов создал в 1973 году в честь 1000-летия со дня рождения ученого историческую драму «Беруни», которая была поставлена на сцене театра и имела большой успех. В период времени между 1971-1975 годами зародилось всего 9 оригинальных сценических произведений. На протяжении 1969-1974 годов театр продемонстрировал зрителям более 2500 спектаклей, обслужил около 1 миллиона зрителей.[1]

В 60- е годы в области культуры выявились новые таланты -певцы, композиторы, артисты. В 1968 году почетное звание народной артистки СССР получила артистка Каракалпакского государственного театра им. К.С.Станиславского Аимхан Шамуратова.

В 1977 году начал свое творческую деятельность ансамбль дутаристов «Мухаллес» при телерадиокомпании Каракалпакстана под руководством Генжебая Тлеумуратова. Дутаристы ансамбля продемонстрировали свое мастерство исполнения каракалпакской фольклорной музыки в Башкирии, Татарстане, Дагестане, Казахстане, Хорезме, Ташкенте, Москве и других городах.

Важным событием в театральной жизни Каракалпакстана явилось создание в 1978 году театра юного зрителя (ТЮЗ) им. С.Ходжаниязова. Театр юного зрителя на должном уровне осуществил постановки по мотивам произведений Ю.Махмудова «Голый король», И.Юзеева «Шутка, чреватая бедой», К.Рахманова «Запоздалая весна», Т.Сейтжанова «Нукусская легенда», М.Яхъяева «Сожаление».

В Каракалпакстане 70-80 годы ХХ века функционировало 8 народных театра и ансамблей, более 900 коллективов художественной самодеятельности.

Стали все чаще передаваться концерты художественной самодеятельности. Союз композиторов превратился в творческое объединение музыкальных сил в нашей республике. Ж.Шамуратов, Е.Косполатов, А.Хожалепесов, А.Халимов, Х.Турдыкулов, А.Султанов, А.Хайратдинов и другие внесли весомый вклад в развитие каракалпакского музыкального искусства.

Талантливая театральная молодежь, мастера сцены, художники целеустремленно продолжили опыт традиции артистов старшего поколения. К.Юсупов, С.Юсупова, Б.И.Калменов, Д.Каипов, К.Абдреимов, Н.Ансатбаев, Б.Матчанов, Т.Дошумова, З.Давлетмуратова, З.Сапарова, Г.Базарбаева, П.Мадреимова, О.Муратова, Б.Муратова и другие стали широко известны в индивидуальном исполнении песен и танцев. [2]

Результаты и их анализ. В культурной сфере республики наблюдается стремление в выражении национальной самобытности и пропаганды национальной культуры: в 1984 году прошли Дни культуры Каракалпакстана в Дагестане, в 1985 было проведено несколько конкурсов: бахсы-жырау, семейных ансамблей, широко пропагандировалась деятельность театрально-художественных организаций. Творческие коллективы - эстрадный вокально-хореографический ансамбль «Кырык кыз» Государственной филармонии республики, Государственный ансамбль песни и танца «Айкулаш», ансамбль «Аму толкыны» - успешно гастролировали по многим городам Сибири, Дальнего Востока, Красноярского края, а также в Узбекистане.[3]

В середине 1988 года группа каракалпакстанских выпускников Ташкентского театрального института выдвинула инициативу о создании кукольного театра. Идея была поддержана, и в сентябре 1988 года был создан кукольный театр-студия при Доме культуры Общества глухих в г. Нукусе.

В 1991 году Государственному музыкальному театру было присвоено имя великого каракалпакского поэта и мыслителя Бердаха, на сцене которого ставились произведения исторического («Шарьяр»

К.Матмуратова) и нравственного («Тири жетимлер» П.Каипова, «Еки дуньянын ауереси» М.Нызанова) характера. Театр успешно гастролировал в г. Алма-Аты, где на сцене Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая поставил оперу «Ажинияз» Н.Мухаммеддинова, музыкальную драму «Гарип-ашык» А.Бегимова и Т.Алланазарова, «Суймегенге суйкенбе» С.Хожаниязова и ряд других спектаклей. ТЮЗ им. С.Ходжаниязова поставил спектакль «Адамлар ^алай бузылган» С.Жумагулова, «Эке тагдиры» Б.Жакиева, первые успешные шаги осуществлял кукольный театр. Список использованной литературы:

1. Кара^алпа^стан XIX эсирдиц екинши ярымынан XXI эсирге шекем. Некис, 2003 ж. 353 бет

2. Ахметшин Р., Реймбаев Р. Культурная жизнь Каракалпакстана в 40- 50 - е годы XX века. Вестник. ККОАНРУз. Нукус,2007. № 3, стр 72-73.

3. ЦГА РК. - Ф.173. Д.46. Л.89.

© Бекимбетов Б.М., Сейфуллаев А.С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.