по повышению мотивации к занятиям физической культурой и, как следствие хорошей посещаемости учебных занятий, так и улучшению показателей функционального состояния и их физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдов, В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики : учебное пособие //
B.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова ; Волгоградский государственный университет. -Волгоград : [б.и.], 2004. - 124 с.
2. Колос, В.М. Оздоровительная физическая культура учащихся и студентов : учеб. пособие / В.М. Колос. - Минск : Белорус. гос. ун-т информ. И радиоэлектроники, 2001. - 154 с.
3. Левушкин, С.П. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания / С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Физиология человека. - 2009. - Т. 35. -№ 1. - С. 67-74.
4. Лубышева, Л.И. Инновационная технология формирования культуры здоровья старшеклассниц в системе физического воспитания / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 5. - С. 5-12.
5. Попов, В.А. Основы адаптации двигательной системы человека к изменяющимся условиям внешней среды / В.А. Попов ; Великолукский гос. ин-т физ. культуры. - Великие Луки : [б.и.], 2000. - 218 с.
6. Тихвинский, С.Б. Активная жизнедеятельность и физическое здоровье человека /
C.Б. Тихвинский // Спорт и здоровье. Первый междунар. науч. конгресс : материалы конгресса. -СПб. : СПб-Олимп, 2003. - Т. 2. - С. 162-164.
REFERENCES
1. Davydov, V.Yu., Kovalenko, T.G. and Krasnov, G.O. (2004), Methods of teaching of health aerobics: tutorial, Volgograd State University, Volgograd.
2. Kolos, V.M. (2001), Healthy physical culture of students and students: textbook, BSUIR,
Minsk.
3. Levushkin, S.P. and Sonkin, V.D. (2009), "The problem of optimizing the physical condition of schoolchildren through physical education", Physiology of man, Vol. 35, No. 1, pp. 67-74.
4. Lubysheva, L.I. (2007), "Innovative technology for the formation of a health culture of senior pupils in the system of physical education", Physical culture: education, education, training, No. 5, pp. 5-12.
5. Popov, V.A. (2000), Fundamentals of adaptation of the human motor system to the changing environment conditions, Velikie Luki.
6. Tikhvinsky, S.B. (2003), "Active vital activity and physical health of a person", Sports and health: The first intern. sci. Congress: materials of the Congress, SPB-Olimp, St. Petersburg, Vol. 2, pp. 162-164.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2017
УДК 796.011.3
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Алина Сергеевна Павлова, старший преподаватель, Сергей Викторович Деменев, доцент, Владимир Васильевич Кечаев, кандидат технических наук, доцент, Наталия Викторовна Кечаева, старший преподаватель, Дильбар Габдулловна Кузьмичева, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет,
Казань
Аннотация
В статье представлены результаты педагогических наблюдений на практических занятиях по физической культуре за деятельностью студентов основного отделения, осваивающих в вузе
направление «Менеджмент». Нами показано, что уровень развития профессионально важных качеств, необходимых для обеспечения эффективности управленческой деятельности является крайне низким. Для преодоления сложившейся ситуации, нами выявлены перспективные направления совершенствования их профессионально-прикладной физической подготовки путем совершенствования процесса физического воспитания студентов.
Ключевые слова: студенты, управленческие направления подготовки, средства физического воспитания, профессиональная направленность, игровые формы занятий.
ENSURING PROFESSIONAL ORIENTATION OF OCCUPATIONS WITH PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR THE STUDENTS MASTERING THE ADMINISTRATIVE DIRECTIONS OF
PREPARATION
Alina Sergeevna Pavlova, the senior teacher, Sergey Viktorovich Demenev, the senior lecturer, Vladimir Vasilyevich Kechaev, the candidate of technical sciences, the senior lecturer, Nataliya Viktorovna Kechaeva, the senior teacher, Dilbar Gabdullovna Kuzmicheva, the senior lecturer, Kazan National University of Science and Technology, Kazan
Annotation
This article presents the results of the pedagogical supervision over the activities of student's main department, studying in the University at the Management faculty during the practical classes on physical education. Comparing the level of development of the professionally important qualities needed for the effective activity of the manager with the composition and amount of funds used in the process of physical education of the students - future managers, the authors have identified the promising ways for improving the professional-applied physical training.
Keywords: students, management profession, means of physical training, academic classes, gaming forms of study.
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень развития общества обусловливает необходимость повышения профессиональной компетентности управленческих кадров. В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы совершенствования качества подготовки менеджеров в вузе. Традиционный подход к обучению, в образовательных учреждениях строится заключается в механическом запоминании информации, а воображение, мышление и другие психические процессы. В результате творческая активности и инициатива являются побочными продуктами. Преодолеть наметившуюся тенденцию призвано использования на занятиях физической культурой имитационных игр, позволяющих воспроизводить различные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности будущих управленцев и способствовать формированию соответствующих управленческих компетенция в условиях физкультурно-спортивной деятельности.
А.С. Павловой [1] показано, что использование инновационных физкультурно-оздоровительных технологий в процессе физического воспитания способствует воспитанию коммуникативных и лидерских качеств будущих специалистов. Вместе с тем наметившаяся к настоящему времени тенденция к совершенствованию программно-методического обеспечения процесса физического воспитания студентов вузов с учетом специфики будущей профессиональной деятельности, в том числе и управленческие функции, затруднены в связи с недостаточной разработанностью соответствующих моделей, методик и технологий. При этом существующие методики профессионально-прикладной физической подготовки не в полной мере ориентированы на конкретную профессиональную деятельность, а современные эмоционально-привлекательные подходы используются крайне редко. В связи с этим, целью данной работы являлось разработка и апробация методики профессионально-прикладной физической культуры студентов вузов, осваивающих управленческие специальности, на основе имитационной игровой деятельности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения уровня развития профессионально важных качеств, влияющих на эффективность деятельности менеджера, в конце учебного года было проведено обследование 27 студентов третьего курса направления 38.03.01 «Менеджмент», 38.04.02 «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет». В качестве методов исследования нами использована система тестов, определяющих уровень развития профессионально важных качеств, показателей физической подготовленности, деловых и личностных качеств, функционально-ролевых качеств и психических процессов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В работе [2] показано, что профессиональная деятельность менеджера характеризуется малоподвижностью, с преобладанием интеллектуального труда. Управленческие специальности характеризуются: высокой концентрацией напряжения, памяти, внимания; длительная сидячая работа за монитором в одной позе во время работы за компьютером, высокое психоэмоциональное напряжение, быстрое реагирование на ситуацию. Помимо этого, для данной группы специалистов свойственны высокие зрительные нагрузки, а также мышечные нагрузки на кисти рук и предплечья. Таким образом, для эффективного выполнения работы людьми умственного малоподвижного труда, по мнению специалистов [2], необходимо иметь хороший уровень развития следующих профессионально важных физических и психофизических качеств. К ним относятся общая физическая подготовленность и выносливость; умственная работоспособность; эмоциональная стабильность, устойчивость к стрессам; координация движений; концентрации внимания в течение длительного времени; статической выносливость мышц спины - мышц брюшного пресса, плечевого пояса и шеи; подвижности кистей рук, локтевых суставов и предплечья; устойчивости к переутомлению зрительного и слухового анализаторов [1].
В результате исследования было установлено, что показатели общей физической подготовленности будущих менеджеров в среднем соответствуют низкому уровню развития. Из всех показателей лишь развитие гибкости соответствовало среднему уровню, тогда как общая выносливость и взрывная сила мышц нижних конечностей находились на низком, а быстрота, силовая выносливость мышц верхних конечностей и координационные способности - на очень низком уровне (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели уровня развития физических качеств, важных для профессиональной деятельности менеджера___
Показатели М±т Оценка
Бег 100 м, с 14,4±0,12 1
Бег 3000 м, с 830,2±6,61 2
Сгибание и разгибание рук в висе хватом сверху на высокой перекладине, кол-во раз 8,8±0,71 1
Прыжок в длину с места толчком двух ног, см 224,5±2,22 2
Наклон вперед, см 2,1±0,64 3
Челночный бег 3 x10м, с 8,3±0,43 1
Общая средняя оценка 1,7
Следовательно, можно говорить о том, что существующая в настоящее время методика профессионально-прикладной физической подготовки не оказывает должного воздействия на развитие качеств, важных для эффективной профессиональной деятельности менеджера. Исследование показателей специальной физической подготовленности будущих менеджеров позволило установить, что в целом степень развития важных для их профессиональной деятельности специальных физических качеств соответствует низкому уровню. При этом статическая выносливость в позе «рыбка» находится на среднем уровне развития, а ловкость рук и пальцев в игре в дартс - на низком (таблица 2).
Таблица 2 - Показатели уровня развития важных для профессиональной деятельности менеджера специальных физических качеств_
Показатели М±т Оценка
Ловкость рук и пальцев в игре в дартс, баллы 32,3±3,27 2
Статическая выносливость в позе «рыбка», с 105±7,41 3
Общая средняя оценка 2,5
Таким образом, можно говорить о том, что содержание профессионально-прикладной физической подготовки в условиях академических занятий в вузе не обеспечивает в должной мере развитие специальных физических качеств студентов, осваивающих управленческие специальности. В результате дальнейших исследований было установлено, что показатели физического развития будущих менеджеров в среднем находятся на уровне 3,33 балла. При среднем росте и средней массе тела хорошему уровню развития соответствует жизненная емкость легких, а среднему - индекс массы тела и осанка (таблица 3).
Таблица 3 - Показатели уровня физического развития, важные для профессиональной деятельности менеджера_
Показатели М±т Оценка
Рост, см 175,4±0,71 средний
Вес, кг 71,3±1,17 средний
Индекс массы тела, кг/м2 23,3±0,65 3
Жизненная емкость легких, мл 3124,5±71,4 4
Осанка, баллы 6,21±0,13 3
Общая средняя оценка, баллы 3,33
Представляется очевидным, что реализуемая в настоящее время методика профессионально-прикладной физической подготовки в рамках академических занятий физической культурой в вузах оказывает удовлетворительное воздействие на показатели физического развития студентов, осваивающих управленческие специальности, включая формирование правильной осанки.
Исследование физического состояния студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», позволило установить, что оно в целом находится у них на уровне «ниже среднего». Причем наиболее отстающими, находящимися на низком уровне развития, у этих студентов являются жизненный и силовой индексы. Индекс массы тела соответствует среднему уровню, а показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы - высокому.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, средства практического раздела занятий физической культурой реализуются в рамках курса по выбору «Элективные курсы по физической культуре». При этом каждый вуз самостоятельно выбирает содержание практических занятий с учетом оснащенности материально-технической базы, необходимым инвентарем, квалификации преподавателей. Недостатком данного подхода является отсутствие учета профессиональной направленности занятий.
В связи с этим, необходимым представляется определить степень соответствия содержания занятий физической культурой студентов, осваивающих управленческие направления подготовки, решению задачи по обеспечению их необходимой профессиональной направленностью, определяющей их готовность к будущей профессиональной деятельности. В результате наблюдений за деятельностью студентов основного учебного отделения на занятиях физической культурой нами установлено, что для решения содержащихся в примерной программе дисциплины задач по обеспечению формирования самообразовательных компетенций, способствующих оптимизации двигательной активности обучающихся, а также задачи по подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности, преподаватели кафедры физического воспитания используют преимущественно традиционные средства. В частности, у этих студентов в течение учебного года в содержание занятий используются упражнения из легкой атлетики (в основном ходьба,
бег, прыжки), гимнастики, лыжной подготовки и спортивных игр.
Таким образом, мы приходим к выводу, что для развития профессионально важных для студентов, осваивающих управленческие направления подготовки, качеств необходимо совершенствование процесса физического воспитания по следующим основным направлениям для обеспечения профессиональной направленности занятий физической культурой в вузе:
- дополнение содержательной составляющей занятий физической культурой упражнениями, способствующих развитию и совершенствовании профессионально-важных качеств, необходимых будущему менеджеру для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
- включение в состав средств физической культуры деловых игр, имитирующих будущую управленческую деятельность для развития и совершенствования у будущих менеджеров качеств, обусловливающих выбор эффективной стратегии поведения в условиях ситуации неопределенности;
- дополнение содержательной составляющей процесса физического воспитания студентов, осваивающих управленческие направления подготовки, профессионально-ориентированными игровыми формами занятий, имитирующими реальную управленческую деятельность, обеспечивающими целенаправленное развитие профессионально-важных качеств и их дальнейшее совершенствование;
- разработка методики, модели и технологии профессионально-прикладной физической культуры для будущих менеджеров, на основе использования имитационного моделирования структуры занятия в игровой форме;
- разработка и использование базового игрового комплекса на занятиях физической культурой с профессионально-прикладной направленностью;
- разработка целевого комплекса средств профессионально-прикладной физической подготовки, включающего группы упражнений по развитию важных физических качеств и психических процессов, тренировки профессионального поведения и ориентировочные схемы комплексной игры «Менеджер»;
- изменение соотношения объемов используемых средств физического воспитания в пользу эффективного развития и совершенствования качеств, важных для эффективной профессиональной деятельности менеджера.
Для решения данной задачи мы использовали следующие разделы:
- проектирование и реализация профессиональной направленности занятий физической культурой у будущих менеджеров (28 часов);
- планирование и организация занятий физической культурой у будущих менеджеров с учетом специфики управленческой деятельности (36 часов);
- особенности мотивации и ориентация занятий физической культурой на будущую управленческую деятельность (50 часов);
- контроль уровня подготовленности будущего менеджера с учетом специфики профессиональной деятельности (46 часов);
- разрешение конфликтов будущего менеджера средствами физической культурой (30 часов).
Определение уровня развития физических качеств студентов, осваивающих управленческие направления подготовки, в начале и в конце педагогического эксперимента, позволило установить межгрупповые различия (таблица 4).
Результаты показывают положительную динамику по целому ряду показателей, причем в экспериментальной группе она выше по сравнению с контрольной группой. Таким образом, анализируя показатели физической подготовленности на заключительном этапе педагогического эксперимента, мы приходим к выводу, что у студентов экспериментальной группы результаты значимо выше по показателям всех двигательных тестов.
Таблица 4 - Показатели уровня развития физических качеств у студентов контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце педагогического эксперимента_
Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа
В начале В конце В начале В конце
Бег 100 м, с 14,8±0,25 13,9±0,15 15,2±0,29 14,1±0,19
Бег 3000 м, с 838,2±4,62 807,5±3,95* 842,6±4,81 820,4±4,34*
Прыжок в длину с места толчком двух ног, см 220,2±2,10 227,5±2,05 216,9±3,10 220,4±2,31
Сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине, кол-во раз 8,1±0,55 9,8±0,43 7,2±0,59 8,4±0,44
Наклон вперед из положения стоя на скамье, см 2,3±0,52 4,1±0,43* 1,8±0,54 2,7±0,44
* - различия достоверны при р <0,05.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлова, А.С. Воспитание коммуникативных и лидерских качеств будущих специалистов с помощью инновационных физкультурно-оздоровительных технологий / А.С. Павлова, А. Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 6 (100). - С. 99-103.
2. Технология развития системных качеств молодежи на основе мобильного обучения / Р.С. Наговицын, Е.А. Рассолова, Э.И. Сокольникова, С.Ю. Сенатор, И.И. Торбина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 100-102.
REFERENCES
1. Pavlova, A.S., Lifanov, A.D., and Zenukov, I.A. (2014), "Formation of the communicative and leadership qualities of the future professionals by means of the innovative fitness technologies", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 99-103.
2. Nagovitsyn, R.S., Rassolova, E.A., Sokolnikova, E.I., Senator, S.Yu. and Torbina, I.I. (2015), "Technology of system development of physical qualities of young people with regard to mobile learning", Theory and Practice of Physical Culture, No. 11, pp. 32.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2017
УДК 796.332
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виталий Валентинович Парамонов, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), г. Волгоград
Аннотация
В работе проверялась возможность формирования двигательных действий у 15-16-летних футболистов в условиях игровой деятельности. Юные спортсмены экспериментальной группы выполняли разработанные нами двигательные задания в различных условиях (заранее известные, условия альтернативной и временной неопределенности, неожиданные ситуации). У футболистов экспериментальной группы выявлено существенное увеличение количества коротких и средних передач. Изменение количества передач у данной группы спортсменов обусловлено значительным увеличением количества передач «на ход». В процессе игровой деятельности юные футболисты должны решать быстро и точно разные двигательные задачи, выбирать из всего набора двигательных действий с мячом наиболее эффективные в конкретном игровом эпизоде.
Ключевые слова: юные футболисты, вероятностные условия и неожиданные ситуации, экс-промтные действия, игровая деятельность.