Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЕАЭС'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйства / перерабатывающая и пищевая промышленность / продукты / продовольственная безопасность / независимость / агропродовольственный рынок / интеграция / поддержка / эффективность / конкурентоспособность / потенциал / импорт / экспорт / agriculture / processing and food industry / products / food security / independence / agri-food market / integration / support / efficiency / competitiveness / potential / import / export

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Б И. Омошева, Т Э. Керимбаева, Асылбек Кызы Бактыгул

В предлагаемой научной статье исследованы вопросы продовольственной безопасности в условиях Евразийского экономического союза, уточнены их теоретические и практические положения. По результатам исследования на основе оценки агропродовольственного рынка Кыргызской Республики в условиях интеграции, определены проблемы в обеспечении продовольственной безопасности и предложены их решения путем государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING FOOD SECURITY OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE CONDITIONS OF EAEU INTEGRATION

The proposed scientific article examines the issues of food security in the conditions of the Eurasian Economic Union and clarifies their theoretical and practical provisions. Based on the results of the study, based on an assessment of the agri-food market of the Kyrgyz Republic in the conditions of integration, problems in ensuring food security were identified and their solutions through state support were proposed.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЕАЭС»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЕАЭС

Б.И. Омошева1, доцент

Т.Э. Керимбаева1, старший преподаватель

Асылбек кызы Бактыгул2, аспирант

1Ошский технологический университет имени М.М. Адышева 2Жалал-Абадский государственный университет имени Б. Осмонова ^Кыргызстан, г. Ош) 2(Кыргызстан, г. Жалал-Абад)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-192-197

Аннотация. В предлагаемой научной статье исследованы вопросы продовольственной безопасности в условиях Евразийского экономического союза, уточнены их теоретические и практические положения. По результатам исследования на основе оценки агропродовольственного рынка Кыргызской Республики в условиях интеграции, определены проблемы в обеспечении продовольственной безопасности и предложены их решения путем государственной поддержки.

Ключевые слова: сельское хозяйства, перерабатывающая и пищевая промышленность, продукты, продовольственная безопасность, независимость, агропродовольственный рынок, интеграция, поддержка, эффективность, конкурентоспособность, потенциал, импорт, экспорт.

В Кыргызстане проблеме обеспечения продовольственной безопасности необходимо придать стратегический характер. Стратегический характер обеспечения продовольственной безопасности должен учитывать обстоятельства усугубления проблемы глобальной продовольственной безопасности на ближайшую перспективу.

Под продовольственной безопасностью понимается такое состояние экономики, при котором гарантируется обеспечение доступа к достаточному количеству продуктов питания всем гражданам, в любое время и в количестве, необходимом для активной здоровой жизни.

Проблема продовольственной безопасности - это, прежде всего, проблема продовольственной независимости. Она неразрывно связана с глобальной продовольственной проблемой; с функционированием и развитием национального агро-продовольственного комплекса; с социально справедливым распределением продуктов питания [2].

В национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040-

годы подчеркнута необходимость обеспечения продовольственной безопасности на современном этапе и в перспективе [8].

Продовольственная безопасность должна являться одним из важнейших приоритетов в системе национальной безопасности, так как без надежного снабжения продовольствием страна не в состоянии быть независимой от других государств [1].

В этих условиях необходимо пересмотреть подходы к государственному регулированию продовольственного обеспечения страны. При этом необходимо учитывать происходящие в условиях интеграции структурные сдвиги в развитии сельского хозяйства страны, тенденции развития отдельных ее отраслей, ситуацию с продовольственным обеспечением стран ЕАЭС. Исходя из этого, а также принимая во внимание рекомендации ВОЗ, а также установленные нормативные уровни потребности в продуктах питания можно рассчитать пороговые индикаторы продовольственной безопасности и прогнозные объёмы производства и потребления сельскохозяйственных продуктов (табл. 1).

Таблица 1. Пороговые индикаторы продовольственной безопасности в Кыргызской

Республике

Ед. изм пшеница мясо яйца сахар раст. масло плоды

2021 г. (факт) Производство тыс. тонн 362 235 564 65 7,8 266

Потребление - 1121 276 646 144 74 330

Импорт - 519 45 95 89 34 149

Уровень самообеспеченности % 46,2 85,1 87,3 37,0 46,0 45,0

2025 г. (расчеты) Норма потребления кг 115 61 183 25 9 80

Производство кг / чел 700 370 751 126 21 400

Потребление тыс.тонн 828 439 1296 180 64 892

Уровень самообеспеченности % 84,5 85,0 58,0 70,0 68,0 55,0

Источник: рассчитано авторами по данным Нацстаткома КР

Расчет объёмов производства сельскохозяйственной продукции к 2020 г. производился нами на основе экстраполяции фактических данных за последние 10 лет, их динамики и темпов роста (табл. 1). Производство к 2025 по сравнению с фактическими объёмами производства увеличатся: зерна -на 14,5%, мяса - на 63,0%, яиц-на 33,6%, сахара - на 247,0%, растительного масла - в 3,0 раза и плодов-на 44,0%. Рост объёмов производства сельскохозяйственной продукции должен быть обеспечен за счет роста интенсивных факторов - развития эффективных аграрных структур хозяйствования, внедрения инновационных агро- и зоотехнологий, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, а также совершенствования «точечных» механизмов государственного регулирования отрасли.

Рост производство пшеницы соответствует сложившимся ежегодным темпам ее роста. Более высокие темпы роста объёмов производства мяса, сахара, растительного масла, яиц и плодов в основном обоснованы начавшимися существенными структурными изменениями в их производстве. В животноводстве реализуется курс на поддержку отечественных фермеров по выращиванию высокопродуктивного скота, совершенствуется селекционно-племенная работа, стимулируется государством приобретение фермерами высокопродуктивного и породистого скота. Во многих регионах страны фермеры переходят на промышленную и интенсивные формы содержания и откорма скота. Осо-

бенно динамично в условиях интеграции развивается промышленное птицеводство, введены в действие крупные птицеводческие комплексы.

Производство сахарной свеклы в республике, несмотря на резкое снижение в 2020 г., (что сказалось на двукратном снижении производства сахара), тем не менее имеет все условия не только для восстановления стабильного за период 20162019 гг. объёма производства (700,0 тыс. тонн), но и может значительно ее нарастить, что позволит в полном объёме использовать имеющиеся производственные мощности сахарных заводов. Производство масличных культур за последние 10 лет увеличилось в 3,0 раза и в таком же направлении будет развиваться их производство к 2025 г., что приведет к росту производство растительного масла в 3,0 раза.

Высокие темпы роста плодов и ягод в республике также учитывают сложившиеся высокие тенденция развития этой отрасли в условиях интеграции. Тем более эта отрасль постепенно переходит на интенсивные методы развития. В республике растут площади возделываемых фруктов и плодов на промышленной основе, в которых высаживаются высокоурожайные гибридные сорта саженцев из стран дальнего зарубежья, внедряется капельное орошение и механизируется работа по уходу за саженцами и уборке урожая плодов. Этому способствуют реализуемые проекты по льготному кредитованию садоводства. Приобретение импортного высокопродуктивного скота, семенных материалов (ги-

бридных сортов плодов) стимулируется освобождением их от НДС [4].

Как видно из табл.1 объёмы потребления основных продуктов питания растут, за исключением хлебопродуктов (пшеницы), будут сокращаться. В основном это можно обосновать складыванием более сбалансированной структуры питания. Сокращение потребление пшеницы компенсируется ростом калорийности питания и потребления белка и приводит к значительному снижению импортозависимости и обеспечению пороговых значений продовольственной независимости (85,0%). Также сохраняется пороговые значения продовольственной независимости потребления мяса за счет значительного роста собственного производства.

Значительно вырастет уровень самообеспеченности по потреблению сахара и растительному маслу, на продукцию которых, в последнее время цены удвоились. Данное обстоятельство стабилизирует рынок сахара и растительного масла в республике и создаст возможности для государственного регулирования розничных цен. Сохранение высокой импортозависи-мости в потреблении плодов и ягод, а также рост импортозависимости в потреблении яиц обусловлены использованием при расчете потребности высоких норм потребления указанных продуктов.

Необходимый уровень потребления продуктов питания рассчитан на основе установленных Правительством КР «Об утверждении среднефизиологических норм потребления основных продуктов питания для населения Кыргызской Республики» [9]. При расчете объёма потребления численность населения Кыргызской Республики на основе экстраполяции темпов ее роста за последние 10 лет определена нами к 2025 г. в 7,2 млн. человек.

Общеизвестно, что в большинстве развитых и развивающихся стран мира, обеспечение продовольственной безопасности является важным и неотъемлемым звеном их национальной безопасности. Ключевое место отводится наряду со всемерным развитием собственной продовольственной базы на основе ускоренного внедрения инновационных систем агротехники, передо-

вых технологий, развития промышленных методов организации производства и всесторонней государственной поддержки, сокращение зависимости от импорта продовольствия, что очень важно в нынешних условиях обострения глобальной продовольственной безопасности. В русле указанных направлений, как было уже отмечено, на основе реализации импортозамещающей политики развивается продовольственный сектор государств-участников ЕАЭС- Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Эти обстоятельства подчеркивают важность определенной, с учетом зарубежного опыта и практики развития отрасли в интеграционном формировании, корректировки проводимой в стране аграрной политики в направления совершенствования:

- механизмов реализации целей и задач обеспечения продовольственной безопасности;

- аграрной структуры производства, трансформации мелкотоварного производства и развитие средне- и крупнотоварного производства;

- политики импортозамещения продовольствия и роста объёмов производства сельскохозяйственной продукции, по которому республика имеет в ЕАЭС сравнительное преимущество;

- механизмов привлечения инвестиций в модернизацию аграрного сектора, перевода ее на интенсивный тип расширенного воспроизводства;

- механизмов кластерной интеграции в АПК.

Основные направления и механизмы государственной аграрной политики содержаться в соответствующих нормативно-правовых актах государства. Основными из них являются: Закон Кыргызской Республики «О продовольственной безопасности Кыргызской Республики»; Закон Кыргызской Республики «О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики»; Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2020 гг. и Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по развитию агропромышленного комплекса Кыргызской Республики» [10-12].

Закон Кыргызской Республики «О продовольственной безопасности Кыргызской Республики» предусматривает, что стратегической целью развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики является обеспечение потребностей населения Кыргызской Республики основными продуктами питания за счет их производства отечественными хозяйствующими субъектами [11]. В Национальной стратегия развития Кыргызской Республики также подчеркнуто, что в сфере сельского хозяйства основная политика - это обеспечение населения Кыргызской Республики качественным продовольствием и превращение отрасли в поставщика высококачественной экологически чистой, органической продукции на мировой и региональный рынки [8]. Закон Кыргызской Республики «О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики» также предусматривает, что основной целью аграрной политики является обеспечение продовольственной безопасности [10].

Вместе с тем в указанных основополагающих нормативных актах, регулирующих развитие сельского хозяйства, не предусмотрены конкретные этапы и механизмы обеспечения продовольственной безопасности. Целесообразно ввести соответствующие разделы, в которых с учетом фактического уровня потребления продовольствия в государствах ЕАЭС, а также физиологических норм, установленных ВОЗ для развивающихся стран, предусматривающей индикаторы пороговых значений показателей продовольственной независимости и обеспеченности продовольствия за счет собственного производства).

С целью конкретизации целей и задач обеспечения продовольственной безопасности в Кыргызской Республике считаем целесообразным законодательно установить необходимые пороговые значения продовольственной независимости (уровня самообеспеченности) по основным продуктам питания, по потреблению которых в республике имеется высокая импортоза-висимость -пшенице (хлебопродукты), мясу, сахару, растительному маслу, яйцам и плодам; по зерну и мясу не менее 85,0%,

по сахару и растительному маслу - не менее 70,0%, яйцам и плодам - не менее 60,0% [6].

В целях достижения пороговых значений продовольственной безопасности, считаем также необходимым конкретизировать ответственность соответствующего государственного органа. Для этого соответствующие законодательные акты страны, определяющие в качестве цели развития сельского хозяйства и аграрной политики государства обеспечение продовольственной безопасности, дополнить соответствующими механизмами. В частности, необходимости разработки и реализации продовольственных балансов, в качестве ориентира которой должны стать определение и обеспечение пороговых индикаторов продовольственной безопасности.

В указанных законодательных актах страны на Министерство сельского хозяйства как основного уполномоченного государственного органа в сфере сельского хозяйства возлагается лишь ответственность за сбор, мониторинг и анализ информации по продовольственной безопасности. На наш взгляд, такое положение безответственности, является одним из основных причин сохранения отмеченных нами проблем в продовольственном самообеспечении страны.

Важное место в проведении согласованной аграрной политики государств-участников ЕАЭС является унификация системы государственного регулирования и поддержки агросектора. Как отмечено в «Анализе конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности, производимой в государствах- членах ЕАЭС в 2020г.», подготавливаемой департаментом агропромышленной политики ЕЭК, по производству основных видов сельскохозяйственной продукции наиболее конкурентоспособной на евразийском рынке является продукция Беларусь, России и Казахстана. Кыргызстан конкурентоспособна лишь по производству молока, плодов и винограда [3]. Такое положение, на наш взгляд во многом обусловлено интенсивным характером расширенного воспроизводства в сельском

хозяйстве этих стран, а также государ- ния торговых барьеров на таможенной ственной поддержкой отрасли. границе осуществить невозможно [7].

Дисбаланс в государственном регули- Дальнейшее углубление экономической

ровании и поддержки агросектора между интеграции в рамках ЕАЭС, должна при-государствами- членами ЕАЭС не способ- вести к пропорциональному развитию аг-ствует гармонизации сбалансированного и ропродовольственных систем государств-конкурентоспособного развития агарных членов ЕАЭС на основе осуществления экономик, усугубляет существующий раз- более глубокой специализации националь-рыв в динамике и характере развития ных хозяйств и эффективного проведения национальных производств, не способ- политики внутреннего импортозамещения ствует установлению тесных коопераци- продовольствия, что будет способствовать онно-интеграционных связей. Без дости- росту агроэкспортного потенциала и ре-жения этого не представляется возможным шению проблем с продовольственной безэффективное использование агроресурсно- опасностью. Экономическая интеграция в го потенциала каждой из стран и в целом рамках общего рынка ЕАЭС должна спо-ЕАЭС. В этой связи мы полностью разде- собствовать созданию единого рынка с ляем мнения о том, что интеграцию наци- учетом абсолютных и сравнительных пре-ональных рынков и формирование общего имуществ каждой страны в аграрном про-аграрного рынка путем простого устране- изводстве.

Библиографический список

1. Абдиев М.Ж. Критерии и показатели продовольственной безопасности КР / М.Ж. Абдиев, О.Э. Абдрахманов, Т. Зулпукарова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - №2. - С. 7-10.

2. Абдиев М.Ж. Обеспечение продовольственной безопасности Кыргызской Республики на основе развития сельского хозяйства / М.Ж. Абдиев, К.К. Токторов А. Батыр уулу // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - №2. - С. 303-310.

3. Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности, производимой в государствах- членах ЕАЭС в 2020 г. - Москва, ЕЭК, 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru.

4. Жумабаев Ж.Ж. Экономическое регулирование аграрного сектора / Ж.Ж. Жумабаев, Д.С. Джаилов, Л.А. Мардалиева // Национальная экономика Кыргызской Республики: проблемы и перспективы развития: под. ред. Т.К. Камчыбекова. - Бишкек, 2015. - С. 159177.

5. Кантуреев М.Д. Меры по обеспечению равной конкуренции на общем аграрномрын-ке государств-членов ЕАЭС / М.Д. Кантуреев, Г.А. Кожахметова, Т.Ж. Демисинов // Проблемы агрорынка. - Алматы, 2018. - С. 7-13.

6. Купуев П.К. Продовольственная безопасность: реалии и перспективы в Кыргызской Республике // П.К. Купуев, Э.А. Обдунов. - Бишкек, 2009. - 210 с.

7. Литвюнюк А.И. Согласованная аграрная политика как фактор создания и функционирования общего аграрного рынка евразийского экономического союза / А.И. Литвюнюк, А.В. Ходаковский // Проблемы и перспективы развития кооперации и интеграции в современной экономике. - Саратов, 2019. - С. 122-130.

8. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. от 31 октября 2018 года УП №221: Указы Президента КР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg.

9. Об утверждении среднефизиологических норм потребления основных продуктов питания для населения Кыргызской Республики» от 19 февраля 2010 года, №111: Постановление Правительства КР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg.

10. О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики: закон КР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cac-civillaw.org.

11. О продовольственной безопасности Кыргызской Республики (в редакции Законов КР от 30 июля 2013 года № 175, 20 февраля 2017 года № 28) закон КР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg.

12. О мерах по развитию агропромышленного комплекса Кыргызской Республики: Указы Президента КР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.president.kg.

ENSURING FOOD SECURITY OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE CONDITIONS

OF EAEU INTEGRATION

B.I. Omosheva1, Associate Professor

T.E. Kerimbayeva1, Senior Lecturer

Asylbek kyzy Baktygul2, Postgraduate Student

1M.M. Adyshev Osh Technological University

2Jalal-Abad State University named after B. Osmonov

1(Kyrgyzstan, Osh)

2(Kyrgyzstan, Jalal-Abad)

Abstract. The proposed scientific article examines the issues of food security in the conditions of the Eurasian Economic Union and clarifies their theoretical and practical provisions. Based on the results of the study, based on an assessment of the agri-food market of the Kyrgyz Republic in the conditions of integration, problems in ensuring food security were identified and their solutions through state support were proposed.

Keywords: agriculture, processing and food industry, products, food security, independence, agri-food market, integration, support, efficiency, competitiveness, potential, import, export.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.