СОСТОЯНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КЫРГЫЗСТАНА И РОССИИ В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕАЭС
М.Ж. Абдиев1, канд. экон. наук, доцент Б.М. Мамытов2, начальник сбыта 1Ошский технологический университет 2ОсОО «Москва» (Кыргызская Республика, г. Ош)
Аннотация. В статье рассмотрено состояние продовольственной безопасности Кыргызстана и России в рамках интеграции в ЕАЭС. Объектом исследования являются субъекты агропродовольственного сектора КР и РФ.
Ключевые слова: евразийская интеграция, агропродовольственный сектор, продовольственная безопасность, государственная поддержка сельского хозяйства, экспорт и импорт продовольствия.
Вступление Кыргызской Республики в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) создает благоприятные предпосылки для возрождения традиционных отраслей и в целом модернизации АПК страны.
Естественно в этих условиях мы надеемся, что евразийская интеграция даст импульс возрождению отрасли, повышению ее эффективности. Но тем не менее, мы не должны предаваться эйфории, что интеграция автоматически решить все наши внутренние проблемы, а реалистически оценивать складывающуюся ситуацию на агропродовольственном рынке ЕАЭС [1].
Стратегическим партнером Кыргызстана в сфере обеспечения населения продовольствием является Российская Федерация (РФ).
РФ является крупнейшим производителем и потребителем сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС, доля которого в общем обьеме производимой в интеграционном формировании сельскохозяйственной продукции составляет 79,4%, а в численности населения - 80,9%. На втором месте стоит Казахстан - 17,2%, затем Беларусь -9,4%, Кыргызстан- 2,3% и Армения -1,4% [4, 5].
Продовольственный сектор играет заметную роль в структуре экономики РФ. В структуре ВВП России доля продовольственных ресурсов составляет более 15,0%, а доля сельского хозяйства - 4,5%, пищевой промышленности - 5,0%. Несмотря на это следует отметить высокую долю импортного продовольствия в структуре ВВП и
она составляет более 6,0%. Еще более высок уровень потребления импортного продовольствия, в общем объеме потребляемого в России продовольствия (более 36,0%), что свидетельствует и импортоза-висимости внутреннего продовольственного рынка страны. В общем объеме импорта продукции в Россию доля продовольствия также высока и составляет 13,9% общего импорта, причем, важно отметить, основная часть продовольствия импортируется из стран Дальнего зарубежья. Но тем не менее в качестве положительного момента развития агропродо-вольственного сектора РФ следует отметить, что доля импортного продовольствия в общем объеме импорта продукцию в эту страну по сравнению с 2005 г. снизилась на 3,8 пунктов [4].
РФ обеспечивает начиная с 2010 г. постоянно растущие объемы производства зерна и мяса, которые соответственно выросли в 1,6 и 2,0 раза. Важную роль в интенсивном развитии приоритетных отраслей сельского хозяйства играет принятие и реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2-132020 гг., в которых приняты меры по достижению индикаторов обеспечения национальной продовольственной безопасности России [2].
Важным аспектом данной государственной программы является организация и увеличение государственной поддержки и
регулирования агросектора России. Направлениями государственной поддержки сельского хозяйства выбраны такие ее аспекты, как обеспечение доступности кредитования сельхозтоваропроизводителей посредством предоставления всесторонних государственных субвенций по данным кредитам, развитие системы страхования в сельском хозяйстве, развитие элитного семеноводства, племенного животноводства и повышение плодородия земель, обеспечение обновления основными средствами и т.д. В целом общий объем государственных средства, выделяемые на эти цели составил в затратах российских сельхозтоваропроизводителей 33,8%, а в ВВП и госбюджете России - соответственно не более 0,4 и 1,17% [3].
Тем не менее, несмотря на некоторый рост относительных показателей уровня господдержки в затратах сельхозтоваропроизводителей в целом при расчете этого
В условиях углубления интеграции на евразийском экономическом пространстве государства начинают, по опыту стран ЕС, уделять особое государственной поддержки и регулированию конкурентоспособного развития сельского хозяйства. Особенно заметно усилилась работа в этом направлении в рамках Таможенного Союза- Российской Федерации, Казахстана и Республики Беларусь. Естественно, уровень государственной поддержки сельского хозяйства в указанных странах еще низок, зна-
показателя в расчете на 1 га пашни этот показатель в 10-15 раза ниже чем станах ЕС и Китая. Более того следует указать на то, что доля господдержки отрасли значительно ниже, чем доля сельского хозяйства в ВВП России. Более того за период с 2000-2015 гг. относительная доля господдержки на сельское хозяйство продолжает снижаться (с 0,75%в 2000 г. до 0,44 % в 2015 г.). Данное обстоятельство напрямую сказалось на динамике производства сельскохозяйственной продукции за анализируемый период, когда за исключением роста производства зерновых и мяса, темпы роста остальных видов товарной продукции отрасли недостаточны. И в целом за указанный период импорт продукции сельского хозяйства и продовольствия вырос с 98, 7 млрд долл. США в 2005 г. до 287,0 в 2015 г., т.е почти в 3 раза, что намного выше темпов роста отечественного сельскохозяйственного производства [4].
чительно отстает от уровня поддержки в странах ЕС но в рамках Таможенного Союза явилось фактором глубокой интеграции агросектора этих стран, совместного решения продовольственных проблем внутри союза и развития совместных позиций на внешних агропродовольственных рынках.
Россия является крупнейшей страной с развитой индустриальной экономикой, удельный вес которой составляет свыше 28,0%, доля сельского хозяйства - 4,0%. В
Таблица 1. Основные экономические показатели развития сельского хозяйства России
и Кыргызстана
Показатели Россия Кыргызстан
2005 г. 2015 г. 2005 г. 2015 г.
Доля отрасли в структуре ВВП, в % 5,0 4,0 31,3 15,4
Доля субсидий в стоим. ВВП с.-х., в % - 33,8 - 0,3
Размеры субсидий в расчете на 1 га пашни, тыс. долл.
США - 60,0 - 7,0
Структура продукции по категориям хозяйств, в%
-с.-х. предприятия 44,6 49,5 3,0 1,7
-хозяйства населения 49,3 40,5 38,0 38.4
- крестьянские (фермерские) хозяйства 6,1 10,0 59,0 59,9
Доля продовольствия, в %;
- в общем экспорте 1,9 3,8 11,2 12,6
- в общем импорте 17,7 13,9 11,1 14,8
Обеспеченность пашней, га на 1 чел 0,80 0,79 0,28 0,23
Доля импорта в общем потреблении продовольствия - 36,0 27,5 29,1
Примечание: составлено автором по данным национальных органов госстатистики
то же время в Кыргызстане удельный вес сельского хозяйства значителен - более 15%, т.е она сохраняет аграрную направленность национальной экономики.
По всем основным 9 видам продуктам питания ФАО в РФ существует определенная проблема в обеспечение населения мясом, плодами, яйцом. На фоне этого выделяется Кыргызстан, в котором несмотря на высокую доля сельского хозяйства продолжает усугубляться проблема импорто-зависимости потребления продовольствия. По основным социально-значимым продуктам питания - мясу, зерну, сахару и растительному маслу уровень потребления давно перешел критическую черту, что сказывается на снижении объемов производства этих видов продукции в стране.
Сравнительные данные свидетельствуют о том, что в Кыргызстане, в экономике
которого среди стран ЕАЭС сельское хозяйство занимает самую высокую долю (более 15%), отмечается самые низкие темпы ее развития. Об этом также косвенно может свидетельствовать то, что за период доля сельского хозяйство в ВВП страны уменьшилась почти в двое. На фоне незначительного уменьшения доли отрасли в структуре национальных экономик других стран ЕАЭС, что является следствием пропорционального роста удельного веса других отраслей экономики, подобное резкое уменьшение доли сельского хозяйств во многом обусловлено нарастающими тенденциями неустойчивого ее развития. Об этом в определенной степени свидетельствует рост импорта продовольствия на внутренний рынок страны, который за данный период вырос на 1,6 пункта.
Библиографический список
1. Абдиев М.Ж. Основные направления агропродовольственной политики Кыргызской Республики в условиях интеграции в Евразийский экономический союз //Общество и экономика. - 2017. - №3. - С. 132-138.
2. Гончаров В.Д. Стратегия развития АПК России в условиях глобализации / Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации. - Москва, ВИАПИ, ЭРД, 2015. - С. 53-57.
3. Эпштейн Д.Б. О некоторых соотношениях, характеризирующих аграрную политику России / Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации. - Москва, ВИАПИ, ЭРД, 2015. - С. 16-19.
4. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России [Эл.рес] / Статсборник: Росстат.-Москва, 2015. - 201 с. -www.gks.ru/free_doc/doc_2015/selhoz15.pdf
5. Кыргызстан в цифрах: 2016: статсборник. - Бишкек: Нацстаткомитет, 2016. - 325 с.
THE STATE OF FOOD SECURITY OF KYRGYZSTAN AND RUSSIA IN THE FRAMEWORK OF INTEGRATION IN THE EЕU
M.Zh. Abdiyev1, сandidate of economic science, associate professor
B.M. Mamytov , head of sales
1Osh technological university
2Ltd «Moscow»
(Kyrgyz Republic, Osh)
Abstract. The article considers the state of food security of Kyrgyzstan and Russia within the framework of integration into the EAE. The subject of the study are subjects of the agro-food sector of the Kyrgyz Republic and the Russian Federation.
Keywords: Eurasian integration, agro-food sector, food security, state support for agriculture, export and import of food.