Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕНСИВНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕАЭС'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕНСИВНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйства / продовольственная безопасность / интеграция / поддержка / политика / механизмы / эффективность / конкурентоспособность / потенциал / ресурсы / agriculture / food security / integration / support / policy / mechanisms / efficiency / competitiveness / potential / resources

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М Ж. Абдиев, Н К. Мусакулов, А С. Шатманова

В предлагаемой научной статье исследованы вопросы государственной поддержки интенсивного воспроизводства в сельском хозяйстве Кыргызской Республики в условиях интеграции в Евразийский экономический союз, уточнены их теоретические и практические положения. По результатам исследования на основе оценки аграрного сектора КР, определены основные проблемы развития сельскохозяйственного производства в КР в условиях интеграции, разработаны механизмы и пути государственной поддержки и регулирования интенсивного воспроизводства в АПК КР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR INTENSIVE REPRODUCTION IN AGRICULTURE OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE CONTEXT OF INTEGRATION INTO THE EAEU

The proposed scientific article examines the issues of state support for intensive reproduction in agriculture of the Kyrgyz Republic in the context of integration into the Eurasian Economic Union, and clarifies their theoretical and practical provisions. Based on the results of the study, based on an assessment of the agricultural sector of the Kyrgyz Republic, the main problems of the development of agricultural production in the Kyrgyz Republic under conditions of integration were identified, mechanisms and ways of state support and regulation of intensive reproduction in the agro-industrial complex of the Kyrgyz Republic were developed.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕНСИВНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕАЭС»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕНСИВНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ

ИНТЕГРАЦИИ В ЕАЭС

М.Ж. Абдиев1, д-р экон. наук, профессор Н.К. Мусакулов2, аспирант А.С. Шатманова3, аспирант 1Ошский технологический университет

2Жалал-Абадский государственный университет имени Б. Осмонова 3Международный университет имени К.Ш. Токтомаматова ^Кыргызстан, г. Ош) 2'3(Кыргызстан, г. Жалал-Абад)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-6-11

Аннотация. В предлагаемой научной статье исследованы вопросы государственной поддержки интенсивного воспроизводства в сельском хозяйстве Кыргызской Республики в условиях интеграции в Евразийский экономический союз, уточнены их теоретические и практические положения. По результатам исследования на основе оценки аграрного сектора КР, определены основные проблемы развития сельскохозяйственного производства в КР в условиях интеграции, разработаны механизмы и пути государственной поддержки и регулирования интенсивного воспроизводства в АПК КР.

Ключевые слова: сельское хозяйства, продовольственная безопасность, интеграция, поддержка, политика, механизмы, эффективность, конкурентоспособность, потенциал, ресурсы.

Экономика Кыргызской Республики постепенно трансформируется в евразийское экономическое пространство и за годы функционирования в ЕАЭС, за исключением пандемийного периода, показывает положительные результаты. Сельское хозяйство, как одна из приоритетных отраслей национальной экономики, является самой интегрированной в рамках ЕАЭС отраслью народного хозяйства страны. Такое положение объясняется тем, что основной экспортируемой продукцией Кыргызстана в страны ЕАЭС являются сельскохозяйственная продукция и во внутреннем потребительском рынке высока доля продовольствия, поступающей также из стран интеграционного формирования.

Углублению экономической интеграции в области сельского хозяйства способствует разработка и реализация согласованной агропромышленной политики в интересах каждого государства-члена и Евразийского экономического союза в целом. Как известно, основной целью согласованной агропромышленной политики являетсяэф-фективная реализация ресурсного потен-

циала для оптимизации объемов производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в странах ЕАЭС в целях наиболее полного удовлетворения потребностей евразийского аграрного рынка, а также эффективное использование ее экспортного потенциала [3].

В процессе ее реализации на основе межстрановой конкуренции обеспечивается сбалансированное развитие производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, проводится соответствующая унификация требований к стандартам производства и реализации продукции отрасли, снимаются все тарифные барьеры для свободной торговли агропродукцией на едином экономическом пространстве, вводится единая система фитосанитарного и ветеринарного контроля за качество продовольствия. Также проводится работа по унификации системы государственного регулирования и поддержки отрасли и субъектов сельского хозяйства.

Однако интеграция и развитие экономического сотрудничества Кыргызстана в ЕАЭС, в том числе в области сельского

хозяйства, как показали результаты проведенного нами анализа, не в полной мере привели к реализации поставленных целей и задач согласованной политики. Прежде всего, в неполной мере удалось решить основополагающий принцип согласованной аграрной политики как эффективная реализация ресурсного потенциала стран участников ЕАЭС.

Для аграрной экономики Кыргызстана, которая в отличии от других стран ЕАЭС играет существенную роль в ВВП страны, занятости и обеспечении доходности сельского населения, эффективное и полное использование ресурсного потенциала имеет особое значение. К сожалению, основные итоги функционирования сельского хозяйства Кыргызстана в ЕАЭС за период 2015-2021 гг., наоборот, свидетельствуют о неполном и неэффективном использовании земельных, трудовых и технических ресурсов отрасли [7].

По-прежнему сохраняется существенный разрыв в основных ресурсных и результативных показателях сельского хозяйства Кыргызстана по сравнению с другими странами ЕАЭС. Низкой остается производительность сельскохозяйственного труда, неэффективно используются сельскохозяйственные земли, низок уровень технической оснащенности и эффективности использования основных средств. Сельское хозяйство Кыргызстана отличается низкой инвестиционной привлекательностью, низким органическим строением капитала. В отрасли преимущественно развивается мелкокрестьянский сектор хозяйствования, усугубляется ма-лоземельность и низкая товарность сельхозтоваропроизводителей. Все это отражается на сохранении экстенсивного характера расширенного воспроизводства, с чем и в основном обусловлены проблемы продовольственного обеспечения и продовольственной безопасности страны.

Для успешного функционирования отрасли сельского хозяйства в рыночных условиях необходимо достичь

рационального использования созданного потенциала не только непосредственно в сельском хозяйстве, но и в отраслях, тесно с ним связанных. Это вызывает

необходимость уделять серьезное

внимание отлаживанию всего механизма управления агропромышленным

комплексом, разработке мер по повышению эффективности его функционирования [1].

Для стабильного развития экономики наряду с наращиванием объемов производств и повышением качества сельхозпродукции необходимо создание и развитие их переработки. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности является приоритетной задачей республики, решение которой позволит обеспечить повышение занятости и уровень жизни населения, и доходный потенциал местного бюджета [2].

Основными проблемами развития сельскохозяйственного производства в Кыргызстане в условиях интеграции являются:

- недостаточные и неустойчивые объёмы производство важнейших видов сельскохозяйственной продукции (мяса, сахара, растительного масла, яиц, фруктов);

- высокая импортозависимость на продовольственном рынке и обострение продовольственной безопасности.

- преимущественное развитие мелкокрестьянского сектора хозяйствования с низкой товарностью и эффективности производства, неразвитость кооперации и интеграции в АПК;

- слабая техническая база и оснащенность сельскохозяйственного производства, сравнительно высокая занятость в отрасли и низкая производительность сельскохозяйственного труда;

- низкий уровень переработки сельскохозяйственной продукции, слабое развитие агроперерабатывающей отрасли, растущий диспаритет цен на продукцию смежных отраслей АПК, несовершенство экономических механизмов регулирования взаимовыгодных экономических отношений в аграрной сфере;

- неразвитость логистики в цепочке добавленной стоимости в АПК;

- низкие темпы роста и в целом неустойчивая тенденция развития отрасли;

- слабый приток инвестиций в сельское хозяйства, недостаточные объёмы государственной поддержки агросектора и не-

эффективность мер экономического регулирования отрасли;

- слабая реализация агроэкспортного потенциала и недостаточные темпы роста экспорта продукции.

В этой связи совершенно критична ситуация, сложившаяся с продовольственным обеспечением в Кыргызстане, располагающей совершенно идеальными природно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства и производства всех социально значимых видов продовольствия. Нерешенность проблемы продовольственной безопасности в условиях интеграции, совершенно недостаточные по сравнению с другими государствами ЕАЭС потребление основных продуктов питания обусловлены недостаточным и неэффективным использованием ресурсного потенциала отрасли. В свою очередь указанное обстоятельство, как показали результаты сравнительного анализа, является следствием экстенсивного характера, когда основная часто сельскохозяйственной продукции в стране по-прежнему производится в секторе мелкотоварного производства.

Не менее важным фактором обострения продовольственного самообеспечения страны является слабая результативность системы государственной поддержки и регулирования агросектора. Обострение продовольственной безопасности в панде-мийный и послепандемийные периоды, актуализировали необходимость кардинального изменения целей и механизмов агарной политики. Практически все развитые и развивающиеся государства в своей аграрной политике придают особое внимание решению проблем продовольственной безопасности в основном за счет собственного производства, активно проводят политику импортозамещения продовольствия и ограничения ее экспорта, создания стратегических госматрезервов продовольствия.

В сельском хозяйстве Кыргызстана уровни государственной поддержки зна-

чительно ниже, чем в указанных странах, на что также обратил внимание академик РАН И.Г. Ушачев. По его справедливому мнению, для постепенного преодоления существенного отставания Кыргызстана в условиях и объёмах государственной поддержки, евразийскому экономическому союзу предстоит взять на себя дополнительные финансовые обязательства в отношении Кыргызстана [6]. Отдельные исследователи также обращают внимание на то, что уровень совокупной государственной поддержки (отношение объёма государственных субсидий для развития сельского хозяйства в ВВП сельского хозяйства) в перспективе в Беларуси, Казахстане и России увеличатся и с учетом этого также обосновывают необходимость поэтапной унификации систем государственной поддержки отрасли [5].

С учетом этих обстоятельств нами разработана схема государственной поддержки и регулирования интенсивного воспроизводства в АПК Кыргызской Республики (рис. 1). Унификация государственной поддержки агросектора приведет к постепенному выравниванию условия хозяйствования сельских товаропроизводителей, а в последующем создаст необходимые предпосылки для перехода от проведения согласованной к единой аграрной политике в ЕАЭС. Решение этого вопроса предусматривает создание в ЕЭАС межгосударственных фондов, из которого должны предоставляться целевые средства на поддержку и развитие сельского хозяйства. В частности, для Кыргызстана, выделение этих средств важно для развития тех направлений, по которым сельское хозяйство страны испытывает серьезные проблемы; отставание инновационного уровня и технической оснащенности отрасли, развития семеноводства и организации селекционно-племенной работы, организации крупнотоварных конкурентоспособных структур хозяйствования, подготовки кадров и т.д.

Рис. 1. Государственная поддержка интенсивного расширенного воспроизводства в АПК

Реализация такого подхода в организации государственной поддержки сельского хозяйства Кыргызстана из источников ЕАЭС будет способствовать ускорению перехода отрасли на интенсивную основу расширенного воспроизводства. Несомненно, это приведет к интенсификации сельскохозяйственного производства, росту урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства, модернизации аграрного производства, приближению ее к евразийским стандартам, росту производительности сельскохозяйственного труда и увеличить вклад страны в поставках на евразийский агропродовольственный рынок продукции - мяса, овощей и фруктов, винограда, молочной продукции.

Вместе с тем, также необходимо проводить работу по совершенствованию национальной системы государственного регулирования поддержки агросектора. По поводу оказания государственной поддержки существуют практически единое мнение о необходимости подобной поддержки. С учетом того, что государства ЕАЭС имеют различный характер и объёмы господдержки в дискуссиях по данной проблеме существуют два основных подхода. Одна группа исследователей выступает за оказание прямой поддержки сельским товаропроизводителям для поддержания их конкурентоспособности и доходности. Другая группа выступает за поддержку развития сферы агросервиса и услуг, а также совершенствования экономических

отношений в АПК, поддержки развития сельскохозяйственной кооперации [8].

Как показывает практика, государственная поддержка в виде субсидий и дотаций для развития сельского хозяйства наиболее эффективна, когда в структуре аграрного производства превалируют крупные, интегрированные производства (как в Беларусь, России). Это позволяет целенаправленно повышать их доходность, что позволяет в последующем в рамках интегрированных структур эффективно решать вопросы развития сферы аг-росервиса и услуг, логистики и т д.

Для условий мелкотоварного производства, выделяемые мизерные государственные средства, как было отмечено, недоступны для большинства фермеров, что практически не выполняет свои функции по обеспечению доходности отечественных фермеров. В этих условиях важно принципиально важно изменить сами принципы и направления государственной поддержки. Традиционная поддержка сопровождается воспроизводством экстенсивного мелкокрестьянского типа сельскохозяйственного производства. В этой связи государственные средства следует в концентрированном виде направлять на под-

держку кластерных технологий развития АПК, импортозамещения продовольствия и на реализацию крупных инфраструктурных проектов в АПК.

В ближайшей перспективе полностью преодолеть мелкотоварность аграрного производства, укрупнить производство на основе развития сельскохозяйственной кооперации не представляется возможным. В этой связи важное значение имеет широкое развитие агрокластеров, которое можно создать практически в каждом регионе. Ведущим звеном агрокластеров, несомненно, должны стать агроперерабатыва-ющие предприятия.

В отличии от кластерной технологии кредитования и поддержки, которое предлагается в Концепции кластерной политики в агропромышленном комплексе Кыргызской Республики на 2022-2031 годы, разработанной МСХ КР [4], считаем необходимым осуществлять господдержку по кластерной технологии только действующих или сформировавшихся агрокласте-ров и преимущественно на производстве тех продуктов, в потреблении которых имеются проблемы с продовольственной безопасностью ( мяса, яиц, сахара, растительного масла, плодов).

Библиографический список

1. АбдиевМ.Ж.Совершенствование управления в сельском хозяйстве КР / М.Ж. Абдиев, К.М. Маатов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - №2. - С. 47.

2. Абдиев М.Ж.Совершенствование государственного регулирования и поддержки развития пищевой и перерабатывающей промышленности / М.Ж. Абдиев, А.А. Мамасыдыков, Г.М. Аттокурова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №4. - С. 123-126.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru.

4. Концепция кластерной политики в агропромышленном комплексе Кыргызской Республики на 2022-2031 годы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйрв:// agro.gov.kg/ru92.

5. Нарынбаева А.С. Перспективные направления развития единого аграрного рынка ЕАЭС / А.С. Нарынбаева, М.И. Сигарев // Вестник НГУЭУ. - 2018. - №3. - С. 195-207.

6. Ушачев И. Интеграционные процессы в АПК: плюсы и минусы // АПК: экономика, управление. - 2006. - №9. - С. 7-10.

7. Эргешов К.А. Повышение эффективности воспроизводства в сельском хозяйстве в условиях экономической интеграции (на материалах Кыргызской Республики) // автореф. дисс. к.э.н. - Ош, 2023. - 28 с.

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru.

STATE SUPPORT FOR INTENSIVE REPRODUCTION IN AGRICULTURE OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE CONTEXT OF INTEGRATION INTO THE

EAEU

M.J. Abdiev1, Doctor of Economic Sciences, Professor N.K. Musakulov2, Postgraduate Student A.S. Shamanova3, Postgraduate Student 1Osh University of Technology

2Jalal-Abad State University named after B. Osmonov 3K.Sh. Toktomamatov International University 1(Kyrgyzstan, Osh) 2,3(Kyrgyzstan, Jalal-Abad)

Abstract. The proposed scientific article examines the issues of state support for intensive reproduction in agriculture of the Kyrgyz Republic in the context of integration into the Eurasian Economic Union, and clarifies their theoretical and practical provisions. Based on the results of the study, based on an assessment of the agricultural sector of the Kyrgyz Republic, the main problems of the development of agricultural production in the Kyrgyz Republic under conditions of integration were identified, mechanisms and ways of state support and regulation of intensive reproduction in the agro-industrial complex of the Kyrgyz Republic were developed.

Keywords: agriculture, food security, integration, support, policy, mechanisms, efficiency, competitiveness, potential, resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.