довании бюджетных средств — это семь миллионов пятьсот тысяч рублей. Упрощая, получается: «Чем больше своруешь, тем меньше будешь сидеть». Могут возразить, что неуместно и некорректно сравнивать нецелевое использование бюджетных средств и кражу. Возможно. Но вряд ли можно сомневаться в том, что нецелевое расходование бюджетных средств, а тем более их хищение — более серьезное и опасное деяние, нежели кража: при краже обычно страдает ограниченный круг лиц, при нецелевом же использовании бюджетных средств могут пострадать те, кто, как говорят, еле сводит концы с концами, те, чьи интересы государство должно защищать в первую очередь — инвалиды, пенсионеры, ветераны войны, многодетные семьи. И еще: кражу, как правило, совершают лица, не заслуживающие уважения в обществе, а расходуют бюджетные средства не по назначению, а еще точнее — на собственные нужды, лица, которым часть общества оказала доверие, выдвинув на руководящие должностные посты. Следовательно, эти руководители совершают не одно, а минимум два преступления — они не только «тратят» государственные деньги по своему усмотрению и в своих интересах, но и не оправдывают оказанного им доверия, порочат звание государственного служащего. Поэтому считаем необходимым ужесточить уголовное наказание за нецелевое использование бюджетных средств и, разумеется, запретить лицам, совершившим данное преступление, впредь занимать посты указанного уровня. А что касается такой популярной меры, как образование но-
вых служб и агентств, контролирующих данные процессы, думается, что мера эта неэффективна: во-первых, раздувать и без того немалый административный аппарат — дело совершенно не нужное и даже опасное; во-вторых, нет гарантии, что туда не войдут нечистые на руку чиновники.
Считаем не только возможным, но и необходимым возвращение института конфискации имущества, так как зачастую суммы, растраченные не по назначению, а точнее — на собственные нужды чиновников, многократно превышают размеры возвращаемых государству средств.
В заключение отметим как положительный момент, что в последнее время Минфин обещал положить конец нецелевому расходованию бюджетных средств. Об этом заявил в ходе интернет-конференции Сергей Павленко, глава Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Министерства финансов РФ. По его словам, министерство установит порядок списания у организации средств, которые были потрачены ею нецелевым образом. «Эта норма прописана в Бюджетном кодексе, но до сих пор не реализовалась, поскольку Министерство финансов РФ не смогло определить порядок этого бесспорного списания. Раньше эта норма была «спящей», теперь мы хотим ее «оживить», — отметил С. Павленко. Остается надеяться, что нецелевое использование бюджетных средств, пусть не сразу, но сократится, а установленные законодательством категории граждан будут получать то, что им полагается, в полном объеме и в установленные сроки.
Обеспечение продовольственной безопасности
и развитие воспроизводственных процессов
в АПК России
Сафин У.З.*
The peculiarities of providing with state food security on the innovative basis of reproduction processes in agriculture has been studied. The basic resolving foundations of this state task are stated. They are self-sufficiency of the fundamental food kinds, stability ofproduction, efficiency of land usage, production and labour resources, food accessibility for all population groups, protection of domestic and foreign threatening of agrarian economics.
Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из ключевых в
решении проблемы обеспечения экономической и национальной безопасности, что связано с системным кризисом и спа-
кандидат экономических наук
OI
О) О О CJ
О
о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
ü S I
н
о ф
со
дом во всех отраслях народного хозяйства, углублением мирового финансового кризиса, кризисом в экономике регионов России.
В сформулированной концепции государственной политики продовольственная безопасность определяется как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.
Продовольственная безопасность является составной частью экономической безопасности. В экономической литературе продовольственная безопасность — это относительно новая экономическая категория. Исходный английский термин — (food security) переводится двояко: как продовольственная безопасность и как продовольственная обеспеченность.
По нашему мнению, второй вариант перевода точнее отражает смысл этой категории, так как подразумевает обеспечение гарантированной экономической доступности продуктов питания для населения, хотя подстрочнику больше соответствует первый вариант.
Представляется, что категорию «продовольственная безопасность государства» следует рассматривать как совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу обеспечения всех его членов продуктами питания, соответствующими нормативам по качеству и количеству на основе инновационного развития воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве и обеспечения экономической безопасности агропродовольственного сектора экономики.
При этом вопросы обеспечения экономической и продовольственной безопасности государством сочетаются с задачами инновационного развития воспроизводственных процессов в регионах и непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях, в личных, крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Государственные интересы в области обеспечения экономической и продовольственной безопасности заключаются в обеспечении всех групп населения доступа к достаточному количеству продуктов питания. Основными принципами в решении этой задачи государства являются наличие и самообеспечение основными видами продовольствия, стабильность
производства, эффективность использования земельных, производственных и трудовых ресурсов, доступность продовольственных товаров всем группам населения, защита от внешних и внутренних угроз агропродовольственной сферы экономики.
Из этого следует, что наличие продовольствия заключается в обеспечении производства основных его видов в регионах, создания запасов или импорта. Принцип наличия тесно сочетается с принципом стабильности, так как существует ежедневная потребность населения в продовольствии.
Стабильность в свою очередь тесно связана с эффективностью использования земельных, производственных и трудовых ресурсов непосредственно производителями продовольственных товаров.
В сельском хозяйстве в целях повышения эффективности производства и конкурентоспособности в условиях экономического кризиса особая роль принадлежит воспроизводственному процессу, его переходу на инновационный путь развития с учетом региональных и местных условий.
Доступность продуктов питания всем группам населения определяется состоянием сфер переработки, хранения и консервирования, торговых сетей и рынков, что, в свою очередь, влияет на качество, безопасность и сбалансированность питания.
Защита от внешних и внутренних угроз агропродовольственной сферы экономики в условиях ее криминализации, усиления импортной зависимости, снижения покупательной способности населения приобретает особую значимость и является неотъемлемой составной частью продовольственной безопасности, а также безопасности воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве.
Именно поэтому в составе экономической безопасности необходимо выделить такую её неотъемлемую составляющую, как продовольственная безопасность, безопасность агропродовольственной сферы, безопасность воспроизводственного процесса.
Предложенный методологический подход ориентирован на развитие аграрного сектора экономики, обеспечение экономической и продовольственной безопасности, а, следовательно, национальной безопасности России.
Несмотря на то, что Россия, распола-гет крупнейшим в мире аграрным потен-
циалом, всеми основными видами ресурсов для производства продовольственных товаров, имеет значительные земельные, водные, энергетические, сырьевые и трудовые ресурсы, она пока не в состоянии обеспечить население полноценным продовольствием за счет собственного производства. Основными причинами такого положения являются следующие:
• банкротство и ликвидация значительной части сельскохозяйственных организаций;
• кризисное демографическое состояние сельского населения, низкий уровень квалификации работников;
• низкий уровень технического и технологического состояния сельскохозяйственного производства;
• сокращение и вывод из оборота сельскохозяйственных угодий, снижение уровня воспроизводства плодородия почв пашни;
• невосполнимые потери поголовья животных в сельскохозяйственных организациях;
• низкая доходность производства продукции;
• трудности доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок. Анализ экономической ситуации в
аграрном секторе регионов России показывает, что в настоящее время сложились и получают распространение угрозы, связанные с экономическим кризисом, с усилением влияния криминальных структур на состояние агропродовольственной сферы как регионов, так и муниципальных образований.
Сложная ситуация сложилась в сфере кредитования организаций и предприятий агропродовольственной сферы, что обусловлено влиянием факторов мирового финансового кризиса, дефицитом кредитных ресурсов и их удорожанием. Наиболее остро эти экономические угрозы проявляются в сфере краткосрочного и долгосрочного кредитования.
Можно констатировать, что в сельскохозяйственном производстве усложняются процессы воспроизводства производственных и трудовых ресурсов, а также улучшения плодородия почв и использования земельных угодий, социальной сферы сельских территорий, что является основной угрозой продовольственной безопасности как регионов России, так и государства в целом.
Такие тенденции в сфере продовольственной безопасности усугубляются уси-
лением импортной зависимости государства, данные Минсельхоза России свидетельствуют о формировании 36% товарных ресурсов на продовольственном рынке за счет импорта продовольствия. Доля импорта в товарных ресурсах мяса оценивается в 41%, молока — в 27%.
По мере усиления мирового финансового кризиса, а также углубления экономического кризиса в России, переноса всей их тяжести в регионы и муниципальные образования продовольственная ситуация будет обостряться, принимая социально-экономический и социально-политический характер, создавая угрозы как экономической, так и национальной безопасности государства.
Решение проблемы продовольственной безопасности может обостриться из-за сложившейся демографической и тру-доресурсной ситуации и ухудшения качественных и количественных характеристик кадрового потенциала АПК. Скорость и темпы реализации социальных программ на селе пока значительно отстают от разрушительных тенденций демографического и кадрового потенциала отрасли. Самая значительная угроза продовольственной безопасности заключается в истощении демографического потенциала села и невозможности остановить этот процесс в короткие сроки.
Много нерешенных вопросов накопилось в регулировании земельных отношений на селе, вовлечении в сельскохозяйственный оборот заброшенной пашни, функционировании агрохолдингов, экологизации агропромышленного производства.
В экономике страны сельское хозяйство является важнейшей отраслью, обеспечивающей общественные потребности в продовольствии и сырье для промышленности. От уровня и устойчивости его развития зависит степень гарантирован-ности продовольственной безопасности.
В отличие от других отраслей экономики, сельскохозяйственное производство является территориально разобщенным и наиболее ресурсоемким. Здесь процесс воспроизводства, сохраняя общие закономерности, имеет отличительные особенности, обусловленные участием в производстве постоянных и незаменимых биологических (растений и животных) и природных (земля, солнечная энергия, вода, воздух) ресурсов, а также различных материальных средств собственного производства в форме основных и оборотных фондов.
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
Тем самым темпы и пропорции воспроизводства в сельском хозяйстве определяются уровнем и теснотой связей в системе агропромышленного комплекса (АПК), обладающих характерными чертами социально-экономических отношений и уклада жизни на селе. Отсюда каждый новый цикл производства в сельском хозяйстве требует строгого сочетания в определенных пропорциях (по количеству и качеству) всех видов ресурсов на основе агропромышленной интеграции, направленной на технико-технологическое выравнивание, организационное сближение и соединение, а также социально-экономический синтез ранее обособленных сфер сельскохозяйственного и промышленного производств, слитых в единый производственный процесс.
Общий конечный результат единого АПК — удовлетворение потребностей страны в продуктах питания и в сельскохозяйственном сырье.
Достижение высоких конечных результатов единого воспроизводственного процесса в АПК предполагает создание хозяйственного механизма, обеспечивающего единство техники, биологии, технологии, экологии и экономики, сориентированного на их сбалансированное развитие. Различные меры, предпринимаемые по части индустриализации и интенсификации производства не должны противоречить нормальному протеканию биологических процессов, происходящих в земле, растениях и животных организмах. Они должны быть согласованы с соответствующими властно-компетентными органами.
Несмотря на различие производителей как по формам собственности, так и организационно-правовым основам хозяйственной деятельности, они объединены общей целью — производством сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем в результате структурной трансформации методов хозяйствования в сельском хозяйстве значительная часть производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий перешла в собственность вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств и на использование в производственной деятельности личных хозяйств населения. Это привело к нарушению устойчивости воспроизводства валового продукта в крупных сельхозпредприятиях. В связи с этим необходимость оживления производственной деятельности вновь созданного сооб-
щества сельских товаропроизводителей требует усиления стимулирующей роли государства в регулировании рыночных отношений, в межотраслевом и внутриотраслевом обмене для формирования высокоэффективного производственного потенциала в сельском хозяйстве, обеспечивающего восстановление устойчивого расширенного воспроизводства, для достижения необходимого уровня продовольственной безопасности.
Важнейшей особенностью воспроизводства в сельском хозяйстве выступает использование земли в качестве основного средства производства. Ее естественное плодородие дает возможность при умелом выращивании на ней определенных культур организовать производство различных продуктов, необходимых для жизнедеятельности человека. Отсюда — расширение площади сельскохозяйственных земель и повышение их плодородия становятся основным направлением наращивания производства различных видов сельскохозяйственной продукции.
Существенные различия в качестве земель по плодородию и местоположению в зависимости от степени воздействия погодно-климатических условий на естественные процессы воспроизводства растений и животных во многом определяют конечные результаты производственной деятельности в зависимости от степени проявления природных процессов могут быть существенно снижены или повышены величина и качество конечной продукции производства.
Начальное плодородие земли формируется самой природой. В процессе ее использования она подвергается обработке, что оказывает существенное воздействие на состояние ее плодородия. Неумелое хозяйствование ведет к разрушению ее структуры, развитию в почвенном слое процессов эрозии и возникновению других явлений, способствующих снижению ее естественного плодородия. Отдельные поля засоряются различными механическими элементами, зарастают кустарниками и прочими растениями, заболачиваются, часть площадей выбывают из дальнейшей обработки. В отличие от этого хозяйское отношение к земле, соблюдение агротехнических правил, применение органических и минеральных удобрений, мер по снижению кислотности и засоленности почвы, проведение мелиоративных работ по осушению, обводнению и других культурно-технических мероприятий спо-
собствуют посепенному повышению плодородия почвы. Необходимость рационального и более полного использования всей площади сельскохозяйственных земель, постоянной заботы о повышении их плодородия вызвана ограниченностью обрабатываемой площади, используемой для производства сельскохозяйственной продукции, удовлетворения растущих потребностей населения в продовольствии и других продуктах общественного потребления. В свою очередь, постоянно возрастающие общественные потребности в продукции сельского хозяйства по объему, качеству и ассортименту выдвигают необходимость расширения площади обрабатываемых земель, а при их ограниченности — необходимость более интенсивного использования наличных площадей для расширенного воспроизводства на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, освоения прогрессивных технологий. В этих обстоятельствах весьма важно учесть особенность производства в сельскохозяйственных предприятиях, где оно носит во многом многоотраслевой характер. Здесь возможность узкой специализации, как в промышленном производстве, весьма ограничена. Особенность технологии аграрного производства требует разумного сочетания на той же земельной площади нескольких отраслей, для которых в данном хозяйстве имеются благоприятные условия. При этом чередование культур в растениеводстве представляет собой важнейшее естественно-технологическое звено производства.
Вместе с тем часто повторяющиеся колебания погодно-климатических явлений оказывают отрицательное влияние на жизнедеятельность биологических ресурсов, существенно ограничивая проявление их продуктивного потенциала. Это находит отражение в конечных результатах производства. Поэтому для обеспечения ритмичности воспроизводства большое значение имеет создание страховых и резервных фондов материальных и финансовых средств.
На процесс воспроизводства в сельском хозяйстве существенно влияет сезонность работ. В ряде отраслей основной рабочий период весьма короткий, большая часть времени в течение года приходится на подготовительные и заключительные вспомогательные работы. В результате рабочая сила загружается неравномерно, что порождает ряд проблем, касающихся
воспроизводства рабочей силы, занятости работников, уровня оплаты их труда, доходов сельского населения.
Процессу воспроизводства в сельском хозяйстве присущи особенности распределения созданного в хозяйстве валового совокупного продукта. Значительная часть сельскохозяйственной продукции предприятий не принимает непосредственно товарной формы, так как используется в самом хозяйстве на последующее производственное потребление (семена, корма, молодняк скота, птица и т.п.). Удельный вес их в производственных запасах и незавершенном производстве в ряде хозяйств достигает 80% и более. Резкое повышение рыночных цен на продукцию промежуточного потребления в сельскохозяйственном производстве приводит к обеспечению их потребностей в основном за счет собственного производства.
Вместе с тем, часть продукции собственного производства сельскохозяйственных предприятий направляется по внутрихозяйственной реализации на личное потребление местного населения, в том числе, в счет оплаты их труда в общественном производстве.
Рассмотрев общие характерные черты и особенности воспроизводства в сельском хозяйстве, отметим, что переход к многоукладной экономике в агропромышленном комплексе с ориентацией на усиление развития мелкотоварного сектора сопровождался перераспределением ресурсного потенциала сельского хозяйства с последующим сокращением масштабов и изменением структуры экономических ресурсов по организационно-правовым формам хозяйств. Это вносит существенные перемены в устойчивость воспроизводства валового продукта сельского хозяйства во всех категориях хозяйств.
Нарушение устойчивости воспроизводства в сельском хозяйстве отражается на формировании продовольственного рынка, насыщении его продовольственными товарами. В этих условиях важное значение приобретает усиление роли государственного регулирования экономических отношений на продовольственном рынке, принятие соответствующих мер по ограничению ценового монополизма рыночных структур промышленных предприятий и посреднических организаций. Наряду с этим возрастает необходимость усиления стимулирующей роли государ-
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
ства в расширении масштабов воспроизводства сельскохозяйственной продукции.
В выработке эффективных мер государственного регулирования ускорения расширенного воспроизводства аграрной сферы АПК существенное значение имеет рисковый характер земледельческого труда, обусловленный зависимостью результатов деятельности товаропроизводителей от природных факторов, циклическим характером процесса воспроизводства, неустойчивостью конъюнктуры аграрного рынка. В этих условиях в повышении заинтересованности каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя в достижении высоких конечных результатов важную роль играют формирования количественных и качественных параметров необходимого ресурсного потенциала.
В этом требовании заложены объективные условия организации сельскохозяйственного производства, его формы, структура, формирование как внутрихозяйственных отношений, так и отношений между сельским хозяйством и другими отраслями АПК, между производителями сельскохозяйственной продукции и ее потребителями. Этим во многом определяется обеспечение и поддержание межотраслевой пропорциональности и сбалансированности воспроизводственных процессов в общественном воспроизводстве продовольственного комплекса в условиях рынка.
По мере развития рыночных отношений и усиления открытости продовольственного рынка возрастает влияние на его функционирование не только внутренней, но и внешней к нему среды, что усиливает воздействие факторов неопределенности на деятельность прежде всего аграрного производства и каждого товаропроизводителя. Во многом это обусловлено возникновением сложных взаимосвязанных рисков, ведущих к возрастанию неопределенности, существенно снижающих эффективность хозяйственного управления аграрной экономикой. Нормальное функционирование воспроизводственного процесса в таких условиях требует усиления роли государства в регулировании развития АПК и его главного звена — сельского хозяйства.
Исследование воспроизводства регионального валового продукта сельского хозяйства Республики Башкортостан показывает, что его объем и состав за истекший период определялись устойчивостью производственной деятельности товаро-
производителей всех организационных форм хозяйств. При этом в каждом из них ведущее значение приобретают наличие и использование ресурсного потенциала, величина которого находит отражение в стоимости средств промежуточного потребления.
Системный подход к анализу воспроизводственного процесса в хозяйствующих субъектах республики свидетельствует о том, что сокращение объема материальных средств в производственном потреблении в крупных сельхозпредприятиях сказывается на нарушении сбалансированности используемых ресурсов в едином воспроизводственном процессе и усиливает неустойчивость развития в совокупности всего сельскохозяйственного производства республики. Это имеет особенно тяжелые последствия в годы с менее благоприятными погодно-климати-ческими явлениями при спаде объема валовой продукции сельского хозяйства.
Неустойчивое развитие всей агропро-довольственной системы, колебания физического объема регионального валового продукта сельского хозяйства существенно влияют на пропорции в его распределении и использовании. При этом приоритетное значение приобретает продовольственное обеспечение населения такими жизнено важными пищевыми продуктами, как зерно, мясо, молоко, картофель, используемыми преимущественно за счет собственного производства.
Происходящие трансформации в структуре распределения промежуточного потребления и валового продукта сельского хозяйства по категориям и формам хозяйственной деятельности свидетельствует о перемещении их из сферы производства в крупных и средних сельхозпредприятий и организаций в сферу сельскохозяйственной деятельности мелкотоварного производства, главным образом, в личные хозяйства населения и частично крестьянские (фермерские) хозяйства. Это в условиях ослабления государственных рычагов регулирования экономических отношений в ходе формирования рыночных структур во многом ускорило усиление тенденции неустойчивости воспроизводства валовой сельскохозяйственной продукции сельского хозяйства.
Усиление неустойчивости сельскохозяйственного производства существенно сказывается на эффективности использования трудовых и материально-технических ресурсов, ухудшении качества природ-
ных факторов, отрицательно сказывающихся на жизнедеятельности биологических ресурсов самого человека. Это, прежде всего, проявляется в снижении производительности труда и повышении ресурсо-емкости продукции. О динамике материалоемкости сельскохозяйственной продукции свидетельствует изменения удельного веса средств промежуточного потребления в стоимости валового продукта сельского хозяйства.
Анализ воспроизводства регионального валового продукта сельского хозяйства и складывающиеся при этом пропорции между его составными частями показывают, что его эффективность по конечным результатам во многом определяется сложившейся в данное время конъюнктурой экономики в стране и сти-
хийными процессами, протекающими на продовольственном рынке. Об этом свидетельствуют колебания уровня цен как на совокупную продукцию сельского хозяйства, так и на материально-технические средства промышленного производства, используемые в процессе промежуточного потребления.
Таким образом, решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности связано с разработкой научно обоснованных долгосрочных и системных программ, стратегии развития аграрного сектора экономики регионов России, ориентированного на повышение жизненного уровня населения за счет инновационного развития воспроизводственных процессов в АПК, прежде всего, в сельском хозяйстве.
Проблема институционализации рентных доходов в аграрном секторе современной
России
Щипанов Э.Ю. *
The imperfection of the legislation governing the relationships of land ownership and land use and incompleteness of institutional reorganizations in the Russian agricultural sector led to the formation of different forms of latent distribution of actual land rent. Within the limits of the existing economic system their rates are calculated regardless of the size of the actual land rent. Consequently, privately owned agricultural lands are not regarded as the source of revenue of the household sector.
Переход к рыночным отношениям привел к глубоким изменениям в российской экономической системе и, в том числе — к становлению многообразия форм собственности и хозяйствования в сфере землепользования. В этой связи устойчивое развитие отечественного агропромышленного комплекса требует формирования адекватной существующим условиям институциональной среды, отсутствие которой создает предпосылки сохранения диспропорций воспроизводственного процесса. В частности, новой системе отношений собственности на землю при доминировании ее частной формы, должен быть адекватен порядок распределения и присвоения земельной ренты. Однако в современной России несовершенство законодательной базы в этой области и незавершенность институциональных преобразований в аграрном
секторе национальной экономики привели к возникновению многочисленных форм перераспределения рентных доходов, зачастую носящих скрытый характер. Результатом латентности указанных отношений стало широкое распространение представлений об отсутствии условий образования земельной ренты в сельскохозяйственном производстве1. По мнению автора, недоступность для мониторинга со стороны официальных органов информации об объемах и направлениях движения рентных доходов не является подтверждением этого тезиса, а скорее свидетельствует о необоснованности распределения ренты.
Одним из основных элементов радикальной трансформация социально-экономического устройства российского общества в конце XX в., безусловно, стала очередная попытка решения земельного
Доцент кафедры социально-экономической и региональной статистики Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», кандидат экономических наук.